Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика профилактики нарушений и укрепления свода стоп у детей школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Х экспериментальная программа: включение материала по профилактике укрепления сводчастости стоп младших школьников в традиционные раздель. чебной программы и соблюдение градиционной ехпслогаи проведения роков физичеекот культуры (2−3 ра: а в неделю) позволит улучшить состояние стоп младших школьников и 2) 2-я •жеиериментальная программа, включающая, помимо материалов первой •на-иер л ментальной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ И УКРЕПЛЕНИЯ СВОДА СТОПЫ У ДЕТЕЙ, МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Общая характеристика, строения i нарушения и измерения стопы
      • 1. 1. 1. Анатомо-физиологическая характеристика стопы
    • 1. 1. 2, Виды нарушений сводов стопы
      • 1. 1. 3. Анализ методик определения уровня состояния сводов стоп
    • 1. 2. Состояние сводов стоп учащихся школьного возраста, методика их укрепления и коррекции
    • 1. 3. Анализ содержания учебных программ по физической культуре для общеобразовательных школ
  • ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА III. СОСТОЯНИЕ СВОДОВ СТОП МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    • 3. 1. Общее состояние сводов стоп учащихся младших классов
    • 3. 2. Динамика состояния сводов стоп девочек первых — третьих классов гимназии и общеобразовательной школы
    • 3. 3. Динамика состояния сводов стоп мальчиков первых — третьих классов гимназии и общеобразовательной школы
    • 3. 4. Сравнительный анализ динамики состояния сводов стоп девочек и мальчиков' первых-третьих классов
    • 3. 5. Уровень физического развития учащихся младших классов гимназии и общеобразовательной школы
  • ABA IV. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ И УКРЕПЛЕНИЯ СВОДА СТОПЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 4. 1. Планирование учебно! о материма по профилактике нарушений и укреплению свода стопы у детей младшего школьного возраста.'
    • 4. 2. Организация занятой по профилактике нарушений и укреплению свода стопы у детей младшего школьного возраста
    • 4. 3. Контроль па занятиях то профилактике нарушений и укрепления свода стопы у детей младшего школьного возраста
    • 4. 4. Планирование, организация и контроль выполнения домашнего :.адинйя по профилактике нарушений и укрепления сьода стопы у детей младшего школьного возраста
  • ЛАВА V. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ Г1РОФИЛАК ГИХ/1 НА? УН ЕНИЙ И УКРЕПЛЕНИЯ «СВОДА С ГОПЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.1Р
    • 5. 1. Состояние сводов стог: у младших школьников после педагогического эксперимента
    • 5. 2. Состояние сводов стоп у девочек младшего школьного возраста после педагогического эксперимента
    • 5. 3. Состояние сводов стог: у мальчиков младшего школьного возраста после педагогического эксперимента
    • 5. 4. Сравнительный анализ состояния сводов стоп у девочек и мальчиков младшего школьного возраста после педагогического эксперимента
  • ВЫВОДЫ
  • ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕК01УШНДАДИИ

Методика профилактики нарушений и укрепления свода стоп у детей школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Состояние здоровья детей и подростков, определяющее основные тенденции здоровья населения страны, -показатель важнейших достижений общества в социально — экономическом, культурном и научном отношениях.

Всемирная организация здравоохранения вынуждена констатировать, что современное поколение людей по ряду важнейших физиологических показателей уступает предшествующим поколениям.

Динамика ухудшения здоровья наших детей наметилась давно [40,56,170,172 и др.]. Хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Около 30% детей школьного возраста составляют группу риска.

Пристального внимания заслуживают вопросы развития и состояния опорно-двигательного аппарата, и в частности стоп [59,28,91,160,171].

Стопа является одним из важнейших звеньев опорно-двигательного аппарата человека, морфо-функциональное состояние которого имеет большое значение для формирования всего опорно-двигательного аппарата, и особенно в детском возрасте [102,127,149,175,177].

Слабость мышц, поддерживающих своды стопы, является одним из условий нарушений нормального свода стопы, что в конечном счете может привести к патологическим изменениям не только в стопе, но и в других звеньях опорно-двигательного аппарата, а также и к другим нарушениям нервной и сердечно-сосудистой систем.

Несмотря на исключительное значение функции стопы в освоении многочисленных упражнений, преподаватели физического воспитания в своей лраг'-ике работы с детьми недостаточно обращают внимание на правильное развитее это] о органа, что приводит к развитию плоскостопия.

Ашли, существующих школьных программ i so физическому злслнганию для учащихся младших классов за последние два десятилетия «28. П4,136,137 и др.] показал, что раздел укрепления сводчатости стоп в оазоьой части программа общеоЗразовательлых школ еще на разработан в достаточной мере, а известно, что у учащихся младшего школьного возрастазге) наиболее благоприятный период для формирования нормальных сводов: шл. т.к. госте 9−10 лет тз. мп их формирования резко понижается. Поэтому проблема профилактики плоскостопия, укрепления сводов стопы у младших школьников, по данным А. В. Чоговадзе [172,173], одна из актуальных внепме охраны здоровы детей и подростков.

Исследование выполнено в соответствии с тематическим планом наушо-исследовательских работ Сибирской Государственной академии фи: ичеокой культуры по геме 01. С3.01. «Укрепление и предупреждение нару: пений осанки и сводов стоп у младших школьников» .

О -5 ъ е к г о м исследования является физическое образование учащихся младшего школьного возраста.

Пред м е т о м исследования — содержание и методика учебного прсц? ссгпс профнлалтике нарушений и укреплению свода стопы детей младшего школьного возраста. Ц ель — теоретически обосновать и экспериментально апробировать содержание учебного процесса по укреплению свода сгон учащихся младшего школьного возраста.

Рабочая г и и о т е з, а — е исследовании было предположено, что:

1) 1-х экспериментальная программа: включение материала по профилактике укрепления сводчастости стоп младших школьников в традиционные раздель. чебной программы и соблюдение градиционной ехпслогаи проведения роков физичеекот культуры (2−3 ра: а в неделю) позволит улучшить состояние стоп младших школьников и 2) 2-я •жеиериментальная программа, включающая, помимо материалов первой •на-иер л ментальной программы, дополнительно домашнее задание по о профилактике и укреплению стоп, позволит более существенно улучшить состояние сводов стоп младших школьников.

Н, а у ч н a si, но н н з н, а исследования заключается з следующем:

— выявлено состояние сводчатости стоп у учащихся младшего школьно.'о гозраета и е.> возрастал динамика, а также локализация ее нар/н. ений;

— определено содержание учебного процесса по укреплению еьодчагости стоп учащичел младшего школьного возраста для разделов базовой часдпрограммы по физическому вЗаытанию;

— разработана технология проведения урока, в зависимости от состояния сводчатости стоп младших школьников, с включением материала по лрофклактике нарушений л у креплению мышечно-связочпого аппарата стог-.

— определены содержание л технология домашних заданий для >1ладлих школьников по профилактике нарушений и профилактике нарушений езодоз стоп.

Т е о р с т и ч ее кая значимость исследования заключается 1 г ом, что теория шкельней физической культурь[ дополнена разделом по укреплению сводов стопы >ч шлихом младшего школьного возраст.*.

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование разработанной методики профилактики нарушений и > кр л пения свода столь учащихся младшего щкольнол) з, зраста на осл) ье сочетания, упражнений укрепляющего и восстанавливающего характера дает возможность не только предупреждать нарушения, но и формировать нормальныеводы стоны ь процессе физического воспитания.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Динамика сводчатости стоп учащихся характеризуется увеличением числа школьников с нарушениями свода стоп в период обучения в школе, а также увеличением доли в настоящее время младших школьников с нарушениями сводов стоп по сравнению с данными прошлых исследований.

2. Содержание учебного процесса по формированию нормальных сводов стоп включает овладение элементарными знаниями по формированию нормальных сводов стоп, комплексами специальных упражнений и играми укрепляющего и восстанавливающего характера.

3. Наиболее эффективной экспериментальной программой укрепления сводов стопы у школьников оказалась программа, в которой специальные упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стоп младших школьников использовалась на уроках физической кулыуры и в качестве домашнего задания.

ВЫВОДЫ.

1. Анализ состояния проблемы профилактики и укрепления сводов стоп у школьников показал, что в практике их физического воспитания, в том числе ь учебной программе по физической культуре, еще не разработан научно обоснованный в достаточной мере соответствующий учебный материал.

2 Исследование состояния сводов стоп учащихся младшего шюльного возраста выявило следующее:

— общее число младших школьников, имеющих нарушения в состоянии сводов стоп, составило 61,7%, в том числе с нарушениями на обеих стопах — 34.2%;

— наибольшая локализация' нарушений в состоянии сводов стопы приходится на поперечное распластывание у наружного края стопы (5-й палец) — 5.1,9% от общего числг. нарушений, наименьшая — локализация у внутреннего края стопы (1-й палец) — 7,9% от общего числа нарушений.

3 В результате изучения динамики состояния сводчатости стоп школьников выявлено: ?а весь период обучения в школе у них происходит ухудшение состояния сводов стопы с 50% школьников в первом классе до 73% в. ивятом классе.

Динамика состояния сводов стоп у младших школьников характерна с.!, е.1Л'!оииш: у девочек было установлено 51.6% отклонений от нормального U’Cio.-шня его г. р. ••. м июле на обеих .<сгах — 29 4% <>т Kepi ого к третьем}' классу наблюдается неравномерная дииачлка. Как в гимназии, пик и в — о коде боыже члсло п ару не шл. в том числе на обеич стопах. было выявлено у I ервок ihccHiii, i кшбс, ны:1лй доцент н ц ушенмй приходися на поперечное раенластьшаиие у 5-го пальца- 52% случаев. У мальчиков в среднем 63,7% h. wc-ог отклонения от нермы, в том числе 38,9% - нарушения на обеих стопах.

Дишмика сосюяния сводчатости стоп у обследованных мальчиков 1−3 класоэкпо южигелыия. Я ап большая легализация нарушений отмене ы в поперечном распластывании у 5-го пальпа наружного края стопы- 54,9% случаев.

Исходный v ровен." нормального сое сяняя С1 он дсьочгк- 42,4%- оелес Спагприятен, чем у обследованных мальчиков — 36,3% (Р<0,05).

4. Планирование учебного материала по профилактике нарушений и укреплению сводов стоп у младших школьников в учебном процессе включает в себя использование специальных упражнений и игр для укрепления сводов стог в подготовительной и основной частях урока физической культуры и восстановления работоспособности мышц стопы в заключительной части во всех разделах учебной программы: гимнастике, подвижных играх, легкой атлетике, плавании и лыжной подготовке.

5 Распределение материала, по профилактике нарушений и укреплению сводчатости стоп у учащихся 1−3 классов, для домашних заданий предполагает, наряду со специальными упражнениями и играми по укреплению сводов сгогна уроках физической культуры, использование дополнительного учебного материала на протяжении 84 домашних занятий в течение учебного гота (3 раза в неделю) с включением упражнений в положении сидя, стоя, лежа, в хедобе и с мелкими предметами. Весь дополнительный учебный материал по содержанию разбивается на 3 комплекса упражнений.

6 В результате проведенного педагогического эксперимента у mj, а одних школьников выявлено достоверное улучшение показателей сводчатости стоп по сравнению с исходным уровнем произошло как у испытуемых 1-й жепериментальной группы (Р<0,001), так и 2-й экспериментальной группы (Р<0.005). В то же время сравнение эффективности экспериментальных программ между собой выявило, что показатели состояния сводов егоп у школьников 2-й экспериментальной группы достоверно (Р<0,01) л>ч пе, чем у школьников 1-й экспериментальной группы.

7 Сравнительный анализ результатов исследования показал, что в практик) физического образования младших классов в зависимости от его условий можно рекомендовать как первую экспериментальную программу профилактики и укрепления сводов стоп, включающую в себя соответствующий учебный материал для уроков физической культуры, так и более эффективную вторую экспериментальную программу, содержание которой составляет учебный материал для уроков физической культуры и для домашних заданий.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для профилактики нарушений сводчатости стоп младших школьников учителям физической культуры необходимо в учебном процессе по их физическому воспитанию:

— включать в разделы учебной программы: гимнастика, подвижные игры, легкая атлетика, плавание, лыжная подготовка, — учебный, материал по профилактике нарушений в состоянии сводчатости стоп;

— организовать и контролировать выполнение младшими школьниками домашних заданий по укреплению мышечно-связочного аппарата стоп.

2. Последовательность проведения учителем физической культуры мероприятий по профилактике нарушений сводчатости стоп включает в себя следующие мероприятия.

2.1. Определение исходного состояния сводчатости стоп учащихся младшего школьного возраста:

— из исходного положения сидя на стуле, ноги вместе, голень вертикальна, школьник поднимает обе ноги вверх на 15 — 20 см;

— на место площади опоры стоп подвигается картонка с сухим гипсом, равномерно рассыпанным толщиной 1−2 мм,^ затем ноги опускаются на гипс, сохраняя горизонтальное положение стоп, т. е. параллельно полу;

— далее следует аккуратно встать в полный рост до разгибания во всех суставах для того, чтобы гипс хорошо прилип к поверхности опорной части стопы, и сесть в исходное положение на стул;

— снова из исходного положения поднять вертикально вверх на 15 — 20 см синхронно обе ноги, сохраняя горизонтальность стоп и держать их вместе;

— на площадь опоры стопы подвинуть бумагу черного цвета (от рентгеновского снимка) и не разводя колен и не разъединяя стоп опустить ноги на бумагу так, чтобы все части стопы одновременно коснулись бумаги, затем встать в полный рост, при этом на разводя колен, через 2−3 сек сесть осторожно на стул;

— далее необходимо снова четко поднять вертикально вверх ноги с бумаги и отойти в сторону, освобождая место следующему;

— обработка плантограмм производится графико-расчетным способом по Плахтиенко Е. А. (1985). На отпечаток стоп наносятся линии, исходные для измерения линейных и угловых показателей продольного плоскостопия и поперечного распластывания. Схема расчета плантограммы представлена на рис. 1;

— исходя из полученных данных профилактического осмотра, необходимо на дифференцированной основе разделить учащихся класса на постоянные отделения для занятий по физическому воспитанию с учетом состояния сводчатости стоп.

2.2. Разработка учебной документации:

— перспективный план (сетка часов) распределения объема времени в практической и теоретической частях разделов программного материала;

— годовой план — график для учащихся с включением материала по укреплению сводчатости стоп в разделы: легкая атлетика, подвижные игры, гимнастика, лыжная подготовка, плавание. Содержание плана для более четкого восприятия представить в графической форме;

— комплексы упражнений по укреплению мышечно-связочного аппарата стоп для уроков по физическому воспитанию.

2.3. Домашние задания:

— планирование учебного материала по формированию правильных сводов стоп заключается в определении объема часов и разработке графика распределения комплексов и профилактических мероприятий;

— убедить учащихся в практической пользе домашних заданий как необходимого дополнения к урокам физической культуры;

— научить учащихся правильной терминологии;

— обращать внимание учащихся на организацию и методику проведения заданных на дом комплексов упражнений;

— изучать с учащимися на уроке материал заданного им домашнего задания;

— обязательно сообщать сроки проверки полученных домашних заданий;

— фиксировать домашние задания в бланках;

— домашними контролерами по организации физкультурно-оздоровительного режима школьников должны выступать родители;

— комплексы для самостоятельных занятий дома составлены из 8 — 10 упражнений и включают упражнения в ходьбе, сидя, из положения лежа, с мелкими предметами, которые необходимо выполнять босиком на мягком коврике. Исполнение элементов игровой деятельности может служить для создания более полного представления ребенка о характере техники изучаемого действия. В данном случае используется не игровая ситуация в развернутом виде, а преимущественно роль.

2.4. Технология проведения урока.

Необходимо содержание каждого занятия варьировать по следующей схеме:

— в подготовительной (для укрепления сводов стоп) и заключительной (для восстановления сводов стоп) частях урока рекомендуются комплексы упражнений в ходьбе, стоя, из положения сидя, лежа с предметами, на гимнастической стенке, скамейке, канате;

— при выполнении движений давать задания на воспитание умения согласовывать счет и движения, постоянно вносить разнообразия в комплексы из 8 — 10 упражнений;

— в основной части урока (для укрепления сводов стоп) рекомендуются игры и эстафеты, а в заключительной части урока (для восстановления работоспособности стоп) — специальные упражнения. Игры и эстафеты подбираются в зависимости от раздела программы, содержат в себе различные упражнения: прыжки, подскоки, бег, а также преодоление препятствий.

2.5. Текущий контроль за состоянием стоп учащихся после половины учебного года определяется тестом «Гусеница» .

— исходное положение стоя, руки свободны вдоль тела, ноги вместе;

— «Гусеница вперед» — сгибая пальцы двигаться вперед без толчков. Отличным считается показатель 3 м за 20 сек.

— 'Тусеница назад" - подтянуть пальцы к себе и изогнуть стопу, слегка наклониться вперед и перенести все тело на переднюю часть стопы. Резко разгибая стопу и отталкиваясь пальцами, подвинуться назад. Отличным считается показатель 2 м за 20 сек.

3. На уроках по физическому воспитанию следует обучать детей правильной походке:

— излишне не разводить носки, чтобы не перегружать внутренний край стопы;

— не расставлять ноги слишком широко.

4. Обращать внимание на обувь младших школьников:

— обувь должна быть с гибкой подошвой и невысокими каблуками;

— плотно обхватывать, но не сдавливать носок и пятку.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. М. Возрастные особенности сводчатости стопы и ее изменение у юных спортсменов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1951.
  2. В.В. Мышцы, способствующие развитию сводчатости и подвижности стоп у хоккеистов // Тез. за 1969. Минск, 1970. — с. 59−61.
  3. Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1986. — 208 е.: ил.
  4. Анатомия человека: Метод.указ. для студентов заочного обучения институтов физической культуры. М., 1980. — 125 с.
  5. Анатомия человека: Учебник для студентов институтов физической культуры / Под ред. В. И. Козлова. -М.: ФиС, 1978,
  6. Н.Д. Анатомические основы профилактики деформации стопы у детей // Тр.науч.конф. по возрастной морфол., физиол. и биохимии. -М., 1962. с. 433−435.
  7. Н.И. О сравнительном значении мышц и связок как тормозов суставов // Теория и практика физической культуры. 1938. — N 7. -с. 49−52.
  8. Е.Е., Пикитюк Б. А. Анатомо-физиологические основы физической культуры и спорта // Спортинформ, ГУОЛИФК, чД. М., 1990. — с. 62−63.
  9. А.С., Актов А. В., Корецкий А. В. Демпфирование ударных нагрузок при локамоциях // Медицинская биомеханика. т.З. Рига, 1986, — с. 3237.
  10. А.С., Зациорский В. М. Определение рессорных свойств стопы // Ортопедия, травматология и протезирование, 1978. N 6. — с.85−88.
  11. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 223 с.
  12. .А. Методика пед. исследований в физ. воспитании: Учебн.пособие. Л., 1973. — 151 с. / Ленинград. Пед. ин-тим. А. И. Гердена.
  13. .А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, М.: ФиС, 1978. 222 с.
  14. И.П. Быстрые методы статистической обработки и планирование экспериментов. 2-е изд., испр. — Л., 1975. — 78 с.
  15. В.К. Объективная регистрация движений // Легкая атлетика. 1964. — N 5.
  16. В .К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 1988.
  17. Бальсевич В, К. Физическая подготовка в системе воспитания здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. -1990. -N 1. с. 22−26.
  18. Ю.А. Тренировка начинающих конькобежцев. // К/б спорт / Сост. Авдеев Б. А. Киев: Здоровье, 1978. -152 е.: ил.
  19. .И. Статическая плоская стопа в ее историческом развитии и меры борьбы с ней. Ташкент, 1936.
  20. Бе|>1дтейн Н. А. Очерки по физиологии движений и двигательной активности. М.: Медицина, 1966. — 166 с.
  21. В.П. Анатомо-физиологические особенности детского возраста. М.: Медицина, 1968. — 300 с.
  22. В.П. Детские болезни с уходом за детьми и анатомо-физиологические особенности детского возраста. М.: Медицина, 1984. — 464 с.
  23. М.М. Современные теоретико-методические основы обучения двигательным действиям: Автореф. дис. докт.пед. наук. М., 1989. -52 с.
  24. Е.Я. Надежность тестов, используемых для характеристики мотории человека // Теория и практика физической культуры. • 1970.-N5. -с. 15−18.
  25. Е.Я. О структуре двигательных заданий, используемых для оценки физической подготовленности школьников: Тез.докл. Всесоюзн. науч. конф. по проблемам юношеского спорта. М., 1973. — с. 1213.
  26. Бонч-Осмоловский Г. А. Скелет стопы и голени ископаемого человека из грота Киих-Коба. М.: АН СССР, 1954.
  27. А.А. Подвижные игры для I-IV классов: Пособие для учителей физ.воспитания. Л.: Уч-педгиз, 1961. -176 с.
  28. П. Разработка и обоснование конструктивных параметров низа обуви для активного отдыха: Дис., М., 1989. — с. 14.
  29. X., Фэн Г., Штиблер X. Тесты в спортивной практике. М.: ФиС, 1968. — 239 с.
  30. Й.В. Профилактика деформаций стопы // К/б спорт. -1978. -N1.- с. 38.
  31. В.В. Особенности строения связок и их значение для гибкости тела // Известия естественнонаучного института им. П. Ф. Лесгафта. -1954.
  32. Л.В., Коротков И. М. Подвижные игры: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ФиС, 1982. — 224 е.: ил.
  33. Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. -М.: Просвещение, 1991. 64 с. — (Б-ка учителя физ. культуры).
  34. И.П. Обувь для спорта и ее важнейшие особенности // Стопа и вопросы построения рациональной обуви. М.: Просвещение, — 1960. -Т.20.-С.119−127.
  35. В.Я. «Косолапость» // Здоровье. -1990. N 9.
  36. А.В. Влияние различной двигательной активности на детей 7-го года жизни // Тезисы М.ф.в. межвузовский сборник научных трудов.- Владимир, 1988.
  37. Вопросы теории и практики физической культуры и спорта: Респ.межведом.сборник /Отв.ред. Е. В. Некрасова./ Минск: Полымя. Вып.24. -1995. -144 с.
  38. В.П. Анатомия человека. М., 1932, — с. 665−671.
  39. В.П., Иванов Г. Ф. Краткий учебник анатомии человека.- М.: Биомедгиз, 1935. с.133−136.
  40. P.P. Плоскостопие и меры предупреждения его // Вестник хирургии. М., 1925. — N 5. — с. 3−5.
  41. P.P. Плоскостопие и меры предупреждения его // Тр. XVII Съезда Рос. хирургов. Л., 1926. — с. 229−231.
  42. А. Специальные упражнения для укрепления стопы // Легкая атлетика, -1968. N 2.
  43. Ю.П. Изменение сводов и подвижности стопы подростков и взрослых в процессе занятий. Легкая атлетика и методика предупреждения плоскостопия: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1970. — 15 с.
  44. Ю.П. Профилактика плоскостопия: Учеб.пособие. -Смоленск: Б.и., 1994. 41 с. — В надзаг.: Смоленск ин-т физ.ультуры.
  45. К.А. Зависимость между силой, тонусом мышц при напряжении и величиной ее биоэлектрической активности // Труды Бакин. институт ортопедии и восстановительной хирургии. Баку, 1958. — т. N 4. — с. 236.
  46. В.Г. Уголок для профилактики плоскостопия у дошкольников //ТиП. -1990. -N И. с. 31.
  47. Е.С. Исследование состояния и взаимодействия физического развития и некоторых двигательных функций у детей школьного возраста. г. Омск, /по данным 1958−1963 гг./: Автореферат на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Омск, 1966.
  48. И.А. К вопросу о методике изучения стопы // Новая хирургия. -1925. -N 1.
  49. Г. Основы конструктивной биологии и антропометрии. -М., 1967. 291 с.
  50. А.А., Ворсин Е. Н. Физическое воспитание в школе: Методлособ. Минск: Полымя, 1988. — 93 с.
  51. Н.И. К вопросу о плоскостопии // Ортопедия, травматология и протезирование. т.2. — 1959. — с. 11−15.
  52. А.Г. Основные принципы врачебного наблюдения за физкультурниками и спортсменами различного пола и возраста: Лекции. Л., йз-во ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1983. — с. 56.
  53. Детская спортивная медицина / Под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева: Руководство для врачей. 2-е изд., — М.: Медицина., 1991. — 560 е.: ил.
  54. Ф.Л. Гибкость конькобежца // К/б спорт." 1975. — вып.1. -с. 15−17.
  55. Д.Д. Движения стопы // Биомеханика физич. упражнений. -М., 1958.-е. 122−278.
  56. С.Н., Рыбчинский Л. П. Телосложение спортсмена: Метод.пособие. Смоленск, 1977.
  57. Е.Ф. В кн.: Лечебная физкультура в травматологии. М.: Медгиз, 1954.
  58. В.П., Ткач Г. А. Изменение сводов стопы у спортсменов при некоторых разновидностях стояния // Тезисы докл. XXV студенческой конф. Белорусский ГОТКИФК. Минск, 1969. — с. 81−82.
  59. Е.К., Котельникова Е. Г., Семенов ДА. Биомеханика физических упражнений. -М.-Л.: ФиС, 1963.
  60. Закономерности морфогенезноопорных структур позвоночника и конечностей на различных этапах онтогенеза: Сборник научных трудов. -Ярославль, 1986.
  61. За^иорский В. М. Спортивная метрология // Проблема надежности двигательных тестов: Лекции для студентов ГУОЛИФК. М., 1978. — 20 с.
  62. Ю.П. К вопросу о рациональном конструировании обуви // Стопа и вопросы построения рациональной обуви: Сб. тр. 1960. — т.20. — с. 59−67.
  63. М.Ф. Анатомия и физкультура: Тр., посвящ. 40-летнему юбилею деятельности В. Н. Тонкова. -М., 1931. -с. 470−482.
  64. М.Ф. Анатомия человека: Учебник для ИФК. М.: ФиС, 1985.-с. 103−104.
  65. М.Ф. Стопа, ее опорные и рессорные функции // Движения человеческого тела. М., 1938. — с. 151−160.
  66. К.С. Соеденительнотканные образования стопы // Архив анатом., гистол. и эмбриол., Вып.2. — 1939. — т.20. — с. 312−319.
  67. В.П. Плоскостопие. В кн.: Лечебная физическая культура. Учебник для ИФК. / Под общ. ред. проф. С. Н. Попова, гл. XI.3. М.: ФиС, 1988.-с. 214−220.
  68. Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре: Учеб. пособие для студентов, аспирантов и слушателей фак. повышения квалификации ЩОЛИФКа. М.: Б.и., 1992. — 61 с. — В надзаг.: ГЦОЛИФК.
  69. А.С. влияние плоскостопия на венозную гемодинамику нижних конечностей у спортсменов // Теория и практика физ. культуры. 1990, -Nl.-c. 47−48.
  70. А.Ф. Восстановительное лечение при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата. М., 1978.
  71. Г. Н. «Физиология человека». -1983, N3.
  72. З.И. Эволюция вертикальной ходьбы: Анатомо-биомеханический очерк. Тбилисси: Из-во «Сабгота Сакартвело», 1968.
  73. В.И. Функциональное состояние стопы у лыжников различной квалификации // Тезисы работ за 1969 г, М., 1970. — с. 125−126.
  74. М.Е. Формирование осанки ребенка // Латвийский государственный университет. Рига, 1983. — 63 с.
  75. В.Н., Шаргородский B.C. возрастные особенности формы и функции стопы человека // Проблемы геронтологии и гериатрии в ортопедии и травматологии. Киев, 1966. — с. 83−84.
  76. А.К., Клебанова К. А., Яковлева Н. С. Очерки по функциональной анатомии человека. М.: Изд-во АПН., 1954.
  77. В.И., Гладышева К. А. Основы спортивной морфологии: Учебное пособие для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1977.
  78. Г. С. Характер возникновения усилий в стопе в различные моменты опоры // Матер, науч. заседаний 1961−1962 гг.: Харьков, науч.мед. об-во. Киев, 1965. — с. 619−620.
  79. А.В. Развитие и эволюция функции различных групп мышц человека в онтогенезе: Автореф. дис. докт. мед. наук. М., 1958. — 36 с.
  80. Й.М. Подвижные игры детей. М.: Сов. Россия, 1987. -160 е.: ил.
  81. Е.А. Стопа // Биомеханика физич. упражнений. M.-JL: 1939. — с. 63−66.
  82. ЕА., Быков Н. М. К вопросу о распределении давления на стопу при различных условиях стояния II Известия науч.-исслед. ин-та им. П. Ф. Лесгафта. т.20. — 1936. — (Вып. 1.)
  83. Кох А.А. К вопросу о методике определения плоскостопия // Тр. Семипалатинского мед. ин-та. т. 4. — 1966. — с. 224−231.
  84. Г. Н. Пределение всех дополнительных тренировочных отягощений в зависимости от индивидуальной реакции сводов стопы у спортсменов: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1970. — 25 с.
  85. Н., Гринберг Р. Критические периоды развития // труды 7-й неаучной конференции по возрастной морфологии и биохимии. М., 1967. -с. 37−39.
  86. И.Д., Сулимо-Самуйлло З.К., Филатов А. И. Механические ударные нагрузки как фактор экологии. Л.: Наука, 1980. — 96 с,
  87. К.П. В кн.: Состояние сухожильно-мышечного аппарата при травмах и ортопедических заболеваниях. Куйбышев, 1980.
  88. Г. М. «Основы спортивной медицины». -1971 г.
  89. М.М., Воккен Г.Г, Анатомия человека. М.: Учпедгиз Министерства просвещения РСФСР, 1963.
  90. М.И. Некоторые принципиальные вопросы физиологической обуви: Сб. тр. т. 20. -1960. — с. 13−17.
  91. Лакин Г. Ф.: Биометрия. Учебное пособие для университетов и педагогических институтов. М.: Высшая школа, 1973. — 343 с.
  92. И.Д. ЛФК у детей при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. Л.: Медицина, 1982. — 143 с.
  93. И.Д. Формирование осанки у школьников: Пособие для учителей и школьных врачей. М., 1970. — 93 с.
  94. Д.Н., Лукьянов B.C. Азбука здоровья: Книга для молодежи. М.: Профиздат, 1990. -176 с.
  95. П.Ф. О сводах стоп // Краткий курс общей анатомии человека. Разбор простых физических упражнений. 1886. — с. 46−47.
  96. П.Ф. Общая анатомия соединения твердых частей опоры между собой // Основы теоретической анатомии. 2-е изд. — СПб., 1905.- с. 147 148.
  97. Малая медицинская энциклопедия, т. 10 / Отв. ред. В. Х. Василенко. М.: Сов. энциклопедия, 1968.
  98. А.А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974. — 222 с.
  99. Л.П., Мельников С. Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1991. -191 е.: ил.
  100. Л.П., Новиков А. Д. теория и методика физического воспитания: учебник для институтов физ. культуры. М.: ФиС, 1976. — т.1.-304 е., т.2, -256 с.
  101. Л.П. Основы спортивной тренировки. -М.: ФиС, 1977.-271с.
  102. Л.П., Холодов Ж. К. Средства и методы физического воспитания: Обучающая программа для студентов ГЦОЛИФКа. М.: Б.и., 1990. — 21 с. — В надзаг.: ГЦОЛИФК.
  103. А.А., Карташова Н. В. /Гомельский Полит, ин-т/ Судороги икроножных мышц у спортсменов и их лечение с помощью простого физического упражнения // ТиП. 1989. — N 8. — с. 38.
  104. М.Г. Гигиеническая профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста // Фельдшер и акушер. -1960. N10. — с. 35−41.
  105. Методические рекомендации по проведению подвижных игр, эстафет на лыжах: Для преп. физвоспитания и студентов / Сост. С. Г. Самаркина. Новосибирск: Б.и., 1987. — 39 с.
  106. О.А., Прокопчун Ю. Я. Анкетирование как средство общения социолога с респондентами в сфере физической культуры и спорта: Метод, рек. длястуд. инст. физ. культ. Краснодар: Б.и., 1991. — 263 с. — В надзаг.: Краснодарский институт физ. культуры.
  107. .М., Шиян Б. М. Основы методики физического воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. спец. высших учеб. заведений. М.: Просвещение, 1989.
  108. Г. А., Ушакова М. С., Карапетян К. О. Некоторые вопросы лечения и профилактики пороков осанки // Физическая культура и здоровье детей и подростков. М., 1966. — с. 131−133.
  109. З.С., Меркулова Р. И., Богуцкая Е. В., Баднин И. А. Перенапряжение опорно-двигательного аппарата у спортсменов. М.: ФиС, 1982.
  110. Р.Е. Биологические основы занятий спортом с детьми и юношами // Спорт в школе. М.: ФиС, 1959, — с. 18−24.
  111. В.Н. Активна коррекция деформации позвоночника и плоскостопия у детей и подростков. М.: Медгиз, 1949.
  112. И.В. Физическая культура и активный отдых в разных возрастных периодах. Киев- Здоровье, 1972. -129 с.
  113. В.П. Координация движений у детей школьного возраста. М.: ФиС, 1969. — 32 с.
  114. .А., Коган Б. И. Адаптация скелета спортсменов. -Киев- Здоровье, 1989. с. 26−31.
  115. .А. Методологические аспекты адаптации организма к физическим нагрузкам // Вопросы спортивной морфологии: Св.науч.ст., вып.2. Волгоградская правда, 1986. — с. 10.
  116. .А. Общая спортивная морфология: Лекции для студентов ЙФК. М., 1980.
  117. .А. Факторы, роста и морфофункционального созревания организма. М.: Наука, 1978. — 193 с.
  118. Опора и движение: Преодоление недугов. М.: Знание, 1988. -48 с. — Нар. ун-т Факультет здоровья- N 91-
  119. Опора и движение: Преодоление недугов. М.: Знание, 1990. -32 с. — Нар. ун-т Факультет «Твое здоровье" — N 1/.
  120. В.Р. Стопометр, автоматически определяющий индекс Фридланда // Ортопедия, травматология и протезирование. 1966. — N 5. — с. 7173.
  121. Оценка физического развития и работоспособности школьников при комплектовании групп начальной спортивной подготовки: Метод, разработки для студ. и слушателей факультета усовершенствования ГЦОЛИФКа. М., 1988.
  122. Ю.А. Домашние задания по физической культуре: Для учащихся 1−4 кл. Минск: Полымя, 1988. — 183 с.
  123. Подготовка мышц, обеспечивающих правильную осанку и упругие свойства стопы // Физкультура в школе. 1990. — N 8. — с. 55−58.
  124. И.А. Стопа человека в норме и патологии. -Грозный: Дзауджикау, 1949.
  125. Г. Ф. Влияние физических упражнений и спорта на сводчатость стопы: Автореф. канд. дис. Минск, 1964.
  126. Г. Ф. О свойствах стопы при некоторых без опорных положениях и движениях стопы и голени // Ученые записки, вып. 1. Белорусский ин-т. Минск, 1957. — с. 56−66.
  127. С.М. Лечебная физическая культура: Учебник для ин-тов физ. культуры. -М.: ФиС, 1988. с. 214−220.
  128. Программы для внеклассной работы, сборник 15 и 16 физическая культура и спорт, М.: Просвещение, 1971.
  129. Программы средней школы, физическая культура 9−10 классы. -М.: Просвещение, 1975.
  130. Программы восьмилетней школы, физическая культура 4−8 классы. -М.: Просвещение, 1976.
  131. Программы восьмилетней и средней школы, физическая культура для учащихся 4−10 классов и школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. -М.: Просвещение, 1977.
  132. Программы восьмилетней и средней школы, физическая культура для учащихся 4−10 классов и школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, М.: Просвещение, 1979.
  133. Программы средней школы, физическая культура /внеклассная работа/ баскетбол, футбол, теннис, настольный теннис, фигурное катание, русские шашки, международные шашки. -М.: Просвещение, 1982.
  134. А.А. Значение статики и динамики в профилактике исправления позвоночника у детей // Физическая культура и здоровье детей и подростков. М., 1966. — с. 119−123.
  135. Г. Укрепляйте стопу // Легкая атлетика. 1960. — N 1.с. 12−13.
  136. З.А., Деева Л. Н. К вопросу о нарушении осанки, сколиозах и плоскостопии у детей дошкольного возраста // Профилактика и лечение травм и ортопедических заболеваний. Горький, 1966. — с. 78−81.
  137. М.С. Влияние физических упражнений на строение и функцию голеностопного сустава пловцов // Тез.. док 1967. Минск, 1968. — с. 109−110.
  138. Л.К., Шумейко Н. С. Морфофункциональные особенности стопы детей и подростков от 6−14 лет // Закономерности морфогенеза опорных структур позвоночника и конечностей на различных этапах онтогенеза: Мегивуз. теметич. сб. -Ярославль, 1986. с.60−63.
  139. И.М. Очерк рабочих движений. М.: Моск. ун-т, 1906.с.13.
  140. Р.Д. Атлас «Анатомия человека», т.1,2,3. М., Медгиз, 1961−1963.
  141. А.Ф. Профилактика травм при занятии оздоровительным бегом. М.- ФиС, 1988. — 32 с. 1.Щ
  142. П.З., Кабачков В. А. Профессионально-производственная направленность физического воспитания школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.
  143. И.Г. Новый вариант школьного урока // Теория и практика физической культуры. 1993. — N 5−6. — с. 35−36.
  144. В.П. Исследование структуры простых и сложных физических упражнений и определение некоторых теоретических понятий: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1971. — 24 с.
  145. П.В., Бутпуева Т. Исследования свода стопы конькобежцев различной квалификации // Тезисы докладов 40-й научной конференции по итогам работы за 1988 год. Омск, -1989.
  146. П.В. Современные проблемы плоскостопия в спорте // Теория и практика физ. культуры. 1991. — N10.
  147. А.П. Механизмы формирования плоской стопы и профилактика // Вопросы морфофункциональной адаптации опорно-двигательного аппарата: Св. науч. тр., Омск, 1986. — с. 19−23.
  148. А.П. Общие закономерности строения ОДА человека. -М.: Медицина, 1973.
  149. B.JI. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 до 14 лет. М.: Новая школа, 1994. — 285 с.
  150. А.Н. Механизм движений. М.: Знание, 1983. — 64 с. -/ Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Биология»: N 6 /.
  151. Т.Н. Определение веса дополнительных тренировочных отягощений в зависимости от индивидуальной реакции сводов стопы у спортсменов // Теория и практика физ. культуры. -1985. N 6. — с. 22.
  152. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Ред. Ашмарин Б. А. М, 1990.
  153. Травматология и ортопедия: Учебник / Г. С. Юмашев, С. З. Горшков, Л. П. Сшпш и др.: Под ред. Г. С. Юмашева. 3-е изд., перер. и доп. — М.: Медицина, 1990. — 576 е.: ил. — / Учеб. лит. для студ. мед. ин-тов /.
  154. А.Н. Золотая осень жизни. М: ФиС, 1989. — 128 е.: ил. — / Физкультура и здоровье /.
  155. А.Н. Восстановите здоровье. М.: Фис, 1992.304 с.
  156. В.И. Гигиенические требования основы воспитания детей от 3−7 лет. -М.: Просвещение, 1987. — 142 с.
  157. Г. й. О плоской и вальгузной стопе // Сов. хирургия. -1926. т.1. — Вып. 5−6. — с. 417−438,
  158. З.С. Физическое воспитание детей раннего возраста. -М.: Министерство здравоохранения СССР, 1967. 130 с.
  159. М.О. К методике ортопедического исследования стопы //Вестникхирургически граничных областей. т.6. — 1926.
  160. Хан А. Н. Теория урока физической культуры. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. — 56 с.
  161. ЧижинИ.М. Плоская стопа: Автореф. докт. дис. М., 1953.
  162. А.В., Круглый М. М. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте. М.: Медицина, 1977.
  163. А.В. Физическая культура как метод профилактики и лечения плоскостопия у школьников. М.: Медгиз, 1962. — с. 112.
  164. Л.В. Об управлении движениями человека. М.: ФиС, 1970. — 136 с.
  165. В.Б. О роли наследственных и средовых факторов в развитии работоспособности у детей и подростков: Автореф. дис. канд. пед. наук. Тарту, 1972. — 36 с.
  166. С.И. Изменение стопы в условиях различной функциональной нагрузки // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. -1940. -Вып.1. 1940. -т.24. — с. 24−37.
  167. Г. С., Ренкер К. Основы реабилитации. М.: Медицина, 1973.-112 с.
  168. Г. С. Травматология и ортопедия: Учебник для студентов. -М., 1990.
  169. Г. П. и др. Физическое воспитание детей раннего возраста. -М.: Медицина, 1978. 247 с.
  170. Е.И. Осанка и плоскостопие. -М.: Медгиз, 1956. с. 11.23.
  171. Firte Der Fuss des Hebel 1872.
  172. DoltoB.J. Traidedepedologie. -Paris, 1982. -pp. 17,23.
  173. Dischinger S. Werbelsaule und Fuss. Berichungen ihrer from zur Konstitution. -Duss., 1937.
  174. Fick R. Handbuch der Anatomie und Mechanik der Jelenki. Jena, 1914.
  175. Govaerts A-. Le Pied dans les Sports: Etnde Biomecanigue // Sportarzliche Praxus. Wien, 1966. — hb. ¾. — s. 132−144.
  176. Larenz. Die Lehre vom erwerbenen Plettfusse. 1883.
  177. L. «Kinesitiier Sci», 1983. — N 212. — p. 7−11.
  178. Massey B.H., CheudetN.L. The Res. Quarterly. v.28. — 1956. — N 1.- p.26.
  179. Weber W., Weber E. Mechanik der menschlichen gehwerkzenge. -Gottingen. 1836.
  180. Эвальд. Стопа как рычаг при подъеме на носки // из: Pflug Archiv.-1985.
  181. Rettig H. Form verbesserade operetionen und orthopadische schuhversorgung// Deut. Ortopad. Gesellschaft. Verhandlungen. — Stuttgart, 1951. -p. 382−388.
  182. Glassov R. Research Quarterly, 1960. v.33. -p. 426−433.
  183. Malina R.M. Exercise und Sport Sciences Reviews, 1987. v.6. — p.204.255.
Заполнить форму текущей работой