Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предметная дидактика как основа технологических подходов в преподавании курса теории и методики физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ литературных данных и обобщение опыта квалифицированных преподавателей показывают, что в системе среднего специального физкультурного образования доминирует традиционный подход к обучению по курсу «Теория и методика физической культуры», ориентируемый на «школу памяти», при котором процесс обучения направлен на освоение готовых знаний, умений и навыков. Студент выступает как объект… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
    • 1. 1. Теория и методика физической культуры как одна из профилирующих теоретических дисциплин в системе высшего и среднего специального физкультурного образования
    • 1. 2. Методика обучения
      • 1. 2. 1. Методические основы преподавания курса ТиМФК
      • 1. 2. 2. Методические основы учения по курсу ТиМФК
      • 1. 2. 3. Организационные формы преподавания и учения по курсу ТиМФК
    • 1. 3. Предметная дидактика, ее сущность и назначение
      • 1. 3. 1. Структура и содержание предметной дидактики
    • 1. 4. Технология обучения, ее содержательные основы
      • 1. 4. 1. Проективные основы технологии обучения
      • 1. 4. 2. Процессуальные основы технологии обучения
  • ГЛАВА. Н. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цель и задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Анализ научно-методической литературы
      • 2. 2. 2. Педагогические наблюдения
      • 2. 2. 3. Методы педагогического эксперимента
      • 2. 2. 4. Методы математической статистики
    • 2. 3. Организация исследования
      • 2. 3. 1. Первый этап исследования
      • 2. 3. 2. Второй этап исследования
      • 2. 3. 3. Третий этап исследования
      • 2. 3. 4. Четвёртый этап исследования
  • ГЛАВА III. СИСТЕМНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРЕД-МЕТМЕТНОЙ ДИДАКТИКИ КУРСА ТиМФК В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 3. 1. Дидактика и её связь с теорией и методикой физической культуры
    • 3. 2. Предметная дидактика курса «Теория и методика физической культуры»
      • 3. 2. 1. Задачи и направленность предметной дидактики курса «Теория и методика физической культуры»
  • З.2.2. Структура предметной дидактики курса «Теория и методика физической культуры»
    • 3. 2. 3. Содержание образования по предмету «Теория и методика физической культуры» и его процессуальные основы
    • 3. 2. 4. Структура и типология учебного материала
    • 3. 2. 5. Методы обучения теории и методики физической культуры
    • 3. 2. 6. Формы организации обучения по предмету «Теория и методика физической культуры»
    • 3. 2. 7. Программно-техническое оснащение учебного процесса
  • ГЛАВА IV. МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТНОЙ ДИДАКТИКИ КУРСА ТиМФК И СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЕЁ КОМПОНЕНТЫ
    • 4. 1. Технологическая карта предметной дидактики
    • 4. 2. Система обучающих модулей предметной дидактики
    • 4. 3. Программно-методическое обеспечение учебного процесса
    • 4. 4. Аппаратурное обеспечение и организация учебного процесса
    • 4. 5. Методические проекты организации учебной деятельности сту
      • 4. 5. 1. Организация учебной деятельности студентов в условиях стационарного обучения
      • 4. 5. 2. Организация учебной деятельности студентов в условиях полустационарного обучения
  • ГЛАВА V. ОПЫТНАЯ ПРОВЕРКА ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ОСНОВУ ПРЕДМЕТНОЙ ДИДАКТИКИ КУРСА ТиМФК
    • 5. 1. Эффективность традиционной технологии обучения
    • 5. 2. Эффективность технологии модульно-программно-компьютерного обучения
    • 5. 3. Эффективность технологии модульно-проблемного обучения
    • 5. 4. Эффективность технологии модульно-блочного обучения
    • 5. 5. Эффективность технологии модульно-проективного обучения
  • ВЫВОДЫ

Предметная дидактика как основа технологических подходов в преподавании курса теории и методики физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. На современном этапе, в условиях построения демократического общества, остро стоит проблема подготовки профессиональных кадров, способных качественно осуществлять производственную деятельность, быстро адаптироваться к изменяющимся социальным условиям, осмысленно и творчески подходить к разрешению проблемных ситуаций.

В связи с этим, встаёт вопрос обновления и совершенствования высшего и среднего специального физкультурного образования. Перспективным направлением, открывающим новые возможности в решении данной проблемы, является разработка оптимальной системы обучения. Основой для совместной, обучающей деятельности преподавателя и учения студентов, очевидно, может стать предметная дидактика изучаемого курса, определяющая всё необходимое для оптимального решения задач обучения.

Имеющиеся в литературе данные по методике обучения в средних специальных учебных заведениях физкультурного профиля, за исключением немногих, носят в основном разрозненный характер и не дают оснований сделать вывод о хорошо отлаженном обучении, по циклу теоретических дисциплин, в результате чего качество и эффективность подготовки специалистов оставляет желать лучшего.

Одной из теоретических дисциплин, в системе среднего и высшего специального физкультурного образования, является теория и методика физической культуры. Она призвана быть основным общепрофилирующим предметом профессионального образования специалистов по физической культуре и спорту, вооружить их специальными знаниями, методическими умениями и навыками, развить творческое мышление и сформировать эмоционально-ценностное восприятие к настоящей действительности [17].

Теоретический анализ литературных источников и анкетирование показали отсутствие научно разработанного содержания предметной дидактики курса «Теория и методика физической культуры», а немногочисленные исследования и наработки не дают целостного представления в этом направлении. Отсюда возникает необходимость в разработке такой системы обучения, которая бы отвечала всем современным требованиям и запросам общества в подготовке специалистов нового качества. Ею, очевидно, призвана стать предметная дидактика курса «Теория и методика физической культуры». Она должна обеспечить максимальное приближение к условиям будущей профессиональной деятельности, формирование творческого созидательного мышления, повышение уровня интеллектуального развития и пополнение созидательного и профессионального опыта с учетом будущей профессии.

Цель исследования. Разработать предметную дидактику курса «Теория и методика физической культуры» для системы среднего специального физкультурного образования, её теоретико-методические основы и отправные положения.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что системно-модельное содержание предметной дидактики курса «Теория и методика физической культуры» в среднем звене специального физкультурного образования может стать отправным положением для совершенствования процесса обучения и позволит повысить качество подготовки специалистов.

Объект исследования. Учебно-воспитательный процесс в системе среднего специального физкультурного образования и результаты освоения теоретических знаний и методических умений.

Предмет исследования. Предметная дидактика курса «Теория и методика физической культуры», ее содержание и технологические подходы к обучению при освоении теоретических знаний и методических умений.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— на современном уровне конкретизирована предметная дидактика курса ТиМФК для системы среднего специального физкультурного образования;

— уточнено ее содержание и разработаны усовершенствованные технологии обучения с использованием современных программно-аппаратурных средств (компьютерной, аудиои видеотехники);

— уточнены типы учебного материала по курсу «Теория и методика физической культуры», направленность и последовательность в раскрытии его содержания;

— разработаны методические материалы различного дидактического назначения;

— определены формы организации занятий и их содержательная направленность на оптимальное сочетание предметного и социального контекста деятельности студентов.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования имеют непосредственное прикладное значение для системы среднего специального физкультурного образования. Предложены и внедрены в практику предметная дидактика курса «Теория и методика физической культуры» и различные технологии обучения, составляющие её содержательную основу.

Разработано программно-методическое и программно-аппаратурное обеспечение учебного предмета по предмету «Теория и методика физической культуры».

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Предметной дидактики курса «Теория и методика физической культуры», её содержание и структура.

2. Технология обучения.

3. Программно-методическое обеспечение учебного процесса.

Структура диссертации. Диссертация содержит в себе: введение, пять.

ВЫВОДЫ.

Результаты выполненного исследования позволяют сделать следующие общие выводы:

1. Анализ литературных данных и обобщение опыта квалифицированных преподавателей показывают, что в системе среднего специального физкультурного образования доминирует традиционный подход к обучению по курсу «Теория и методика физической культуры», ориентируемый на «школу памяти», при котором процесс обучения направлен на освоение готовых знаний, умений и навыков. Студент выступает как объект обучающих воздействий со стороны преподавателя, отсутствует его самостоятельность и инициатива, нет должного индивидуального и дифференцированного подхода. Это объясняется:

— несовершенством концептуальной основы в методике преподавания и учения и, соответственно целей обучения, ориентированных преимущественно на «стандарт обучения», а не на развитие личности, его творческих началсохранение примата информированности личности над её культуройпреобладание субъект-объектных отношений между преподавателем и студентом.

Подтверждением этому являются данные количественного и качественного анализа знаний, умений и навыков по уровням обученности полученных с помощью модифицированной методики В. П. Беспалько: на первом уровне (восприятие, запоминание и воспроизведение информации) — ~ 70%- на втором уровне (умения стандартной умственной деятельности) — 37,6%- на третьем уровне (умения анализировать, обобщать, делать выводы) — ~ 19%- на четвёртом уровне (умения и навыки творческой деятельности) — ~ 7,4%;

— не разработанностью содержательных основ технологии обучения. Ме-одическое и аппаратурное обеспечение оставляют желать много лучшего.

— консервативностью процессуальной компоненты технологии обучения. Организация учебного процесса, методы и формы деятельности преподавателя и студентов, диагностика учебного процесса, управление освоением учебного материала основываются на устаревших взглядах.

2. Целеобразующим и целеориентирующим конструктом образовательной деятельности является предметная дидактика курса ТиМФК, концептуальную основу которой составляет личностно-ориентированное образование, нацеленное на свойства личности студента, их формирование и развитие. Основаниями для такого подхода являются: гуманно-личностный подход к студентам, равнопартнёрское сотрудничество и «Я — концепция личности».

3. Предметная дидактика курса ТиМФК призвана оптимизировать процесс обучения (в его содержательном и процессуальном аспектах), вооружить преподавательский состав современной методикой преподавания, а также знанием программно-методического и программно-аппаратурного обеспечения учебного процесса.

4. Теоретико-практическое исследование позволило, с некоторой мерой условности, создать проект предметной дидактики курса ТиМФК, определить её компоненты и наполнить их содержанием. Основными её составляющими являются:

— технологическая карта предметной дидактики;

— система модулей обучения (модульно-программно-компьютерное, мо-дульно-проблемное, модульно-блочное, модульно-проективное);

— программно-методическое обеспечение учебного процесса (обучающие и контролирующие программылекции преподавателей и методический материал для студентов, записанные на видеои аудионосители информацииучебное пособиеметодические указания для студентовучебные задания предметной деятельности);

— аппаратурно-техническое обеспечение учебного процесса (компьютерные классы, видеоклассы, цифровые компьютерные проекторы, аудиоплееры, накопители информации и др.);

— формы организации учебного процесса (организация учебной деятельности студентов в условиях стационарного и полу стационарного обучения).

5. Предметная дидактика позволяет несколько по иному взглянуть на деятельность преподавателя и студентов и выявить их характерные особенности:

— деятельность преподавателя приобретает нетрадиционные функции це-леполагания и проектирования процесса обучения. Главными факторами выступают цель, образ результата и проект. Проект актуализирует, мобилизует и форсирует имеющиеся способности преподавателя и формирует новые в соответствии с функциями, которые предполагают выполнение проекта;

— деятельность студента выводится на уровень активной, творческой личности (субъекта деятельности), стремящейся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации). Процесс учения приобретает характер поисковой, исследовательской деятельности, превращается из «школы памяти» в «школу познания».

6. Проверка видов тестирования знаний в реальных условиях учебного процесса и их сравнение позволяют достаточно определённо и корректно обосновать требования к технологии тестирования по предмету ТиМФК. К наиболее значимым из них следует отнести:

— ни один из видов диагностирования (текущий, рубежный, итоговыйэкзаменационный, экспертный, компьютерный) не может стать единственным и основным при решении задач контроля знаний;

— экспертное и экзаменационное диагностирование основано на субъективной оценке преподавателем знаний студента и в основном направлено на оценку воспроизведённых знаний (объём знаний) и в меньшей мере на их качество;

— компьютерному тестированию следует отдать предпочтение в силу объективной оценки знаний студентов и его больших возможностей предоставления диагностирующей информации. Его желательно использовать совместно с экзаменационным. Экзамен завершает диагностирование и проводится в форме собеседования. Такой подход позволяет определить объём знаний и, относительно на субъективном уровне, выявить их качество;

— для более полного и объективного количественного и качественного тестирования знаний, умений и навыков рекомендуется использовать тестовую стандартизированную методику, в основе которой лежит классификация возможных уровней обучения. Она позволяет определить объём знаний (сумма воспроизведённых знаний) и их осмысленность (качество освоения знаний).

7. Предметная дидактика предполагает использование в учебном процессе современных информатизационных технологий, базовой основой которых являются средства передачи, обработки, накопления и распространения информации (аудио-, видео-, компьютеры, накопители информации и др.). Основными технологиями обучения, на которые необходимо ориентироваться, являются: модульно-программно-компьютерное, модульно-проблемное, модуль-но-блочное, модульно-проективное обучение и их различные сочетания в совокупности с традиционными.

8. Опытная проверка технологии модульно-программно-компьютерного обучения, при сравнении с традиционной, показала её преимущество. Во — первых отмечена лучшая и достоверная динамика показателей текущего контроля знаний в экспериментальной группе (р < 0,05). Во — вторых, уровень обученно-сти на первом и втором уровнях в экспериментальной группе значительно и достоверно выше, чем в контрольной. На первом уровне I = 2,42 при р < 0,05 и на втором 1 = 2,68 при р < 0,001. На третьем и четвёртом уровнях показатели освоения умений и навыков умственной деятельности низкие и различия средних недостоверны (р > 0,05).

9. Проверка технологии модульно-проблемного обучения показала, что её эффективность в экспериментальной группе значительно и достоверно выше, чем в контрольной. Данные рубежного и итогового компьютерного контроля знаний (объём знаний) колеблются: в экспериментальной группе от 90,1% до 95,4%- в контрольной группе от 44% до 63,1%. Различия средних достоверны с уровнем значимости р<0,001.

Анализ качественного освоения знаний, умений и навыков также указывает на преимущество модульно-проблемного обучения на всех четырёх уровнях с уровнем значимости р < 0,001. Об этом свидетельствуют и коэффициенты корреляции (межуровневые) в экспериментальной группе (от г = 0,83 до г = 0,59), что указывает на высокую тесную преемственную связь между знаниями и умениями стандартной, аналитической и творческой деятельности.

10. Технология модульно-блочного обучения с использованием аудиои видеоучебных материалов показала свою эффективность на всех уровнях освоения знаний. Объём и качество ЗУН в экспериментальной группе на третьем и четвёртом уровнях значительно повысились. Получены достоверные различия средних между экспериментальной и контрольной группами: на первом уровне при р < 0,05- на втором, третьем и четвёртом уровнях при р < 0,001. О достаточно высокой эффективности говорят и показатели предметного и социального контекста деятельности студентов. Они достоверно улучшились к концу эксперимента в экспериментальной группе вдвое (р < 0,001). В контрольной группе они улучшились, но недостоверно (р > 0,05).

11. Проверка технологии модульно-проективного обучения позволяет говорить о высокой её эффективности на всех уровнях обучения (объём и качество ЗУН свыше 90%). Показатели корреляционных связей между знаниями и умениями разного порядка показывает на высокую преемственную их связь (от г = 0,76 до г = 0,91). В группе, обучающейся по модульно-программно-компью-терной технологии, показатели корреляции были высокими только между первым и вторым уровнями (г = 0,83), во всех остальных случаях они были слабыми (от г = 0,17 до г = 0,45).

12. Можно считать эффективной (в целом), разработанную и апробированную в естественном педагогическом эксперименте предметную дидактику курса ТиМФК (методологические, программно-методические, технологические, организационные, организационно-методические основания) и с полным основанием рекомендовать её в практику работы в системе среднего специального физкультурного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.В. К проблеме диагностики интеллектуального развития. Вопросы диагностики психического развития. Тезисы симпозиума. Талин, 1974. С. 5−7.
  2. Д.В. Принятие решений в ходе выполнения проблемного задания. В сб.: Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления". М., 1973, С. 34−38.
  3. Активные методы обучения в вузе: межвуз. сб. статей. Л., 1985.- 108 с.
  4. Активизация обучения в институтах физической культуры. Учебное пособие. М., РИО ГЦОЛИФК, 1992. 114 с.
  5. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. Учебное пособие. Под общей редакцией Г. И. Щукиной. М., Просвещение. 176 с.
  6. И. П. Дидактические усилия тренера и их формирование: Автореф. дис. .канд. Пед. Наук. -М., 1983, 25с.
  7. В.В. Организационно-методические основы совершенствования учебного процесса в училищах олимпийского резерва: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997.-30 с.
  8. Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. 254 с.
  9. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы). М., Просвещение, 1982. — 191 с.
  10. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в школах Ростовской области. «Советская педагогика», 1970, № 10, с. 15−26.
  11. Ю. К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса (в вопросах и ответах). Киев: Радяньска школа, 1984. 287 с.
  12. Ю. К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-558 с.
  13. С.П. сущность процесса обучения. Учебное пособие. М., 1. Просвещение, 1981. 143 с.
  14. В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. М., Высшая школа, 1970. — 300 с.
  15. В. П. Слагаемое педагогической технологии. М., Педагогика, 1989.- 189 с.
  16. Д. Н. Приёмы умственной деятельности и их формирование у школьников // Вопросы психологии, 1969, N 2.
  17. Введение в теорию физической культуры. Учебное пособие. Под общей редакцией Л. П. Матвеева. М., Фис, 1983. 126 с.
  18. К. Г. Виды контроля знаний студентов. // Специалист 1977. № 7, с. 24−25.
  19. А. А. Игровые формы контекстного обучения. М., Знания, 1983.
  20. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., Высшая школа, 1991.
  21. А. А. Психолого -педагогические особенности контекстного подхода. М., 1997.
  22. . М. Я., Зайцева С. Н. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя. М., Прометей, 1993, — 115 с.
  23. Ю.И. Планирование предметов специального цикла в средних физкультурных учебных заведениях // Теория и практика физической культуры. 1977. — № 1, — С. 55−58.
  24. Ю.И. Планирование предметов специального цикла в средних физкультурных учебных заведениях // Теория и практика физической культуры. 1977. — № 1, — С. 55−58.
  25. Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребёнка // Психология личности. Тексты. -М.: МГУ, 1992. С. 161−165.
  26. П. Я. Основные результаты исследований по проблеме
  27. Формирование умственных действий и понятий". М., Просвещение, 1965.135 с.
  28. . С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах. М.: Высшая школа, 1980. — 144 с.
  29. Л. А. Формирование умений применять знания на практике // Специалист. 1998. № 6 — С. 27−28.
  30. Ю. А. К построению общей теории игры // Философия и наука. Л., 1975. С. 30−32.
  31. В. В., Неверкович С. Д., Тюков А. А. Организационно-имитационные игры как новая форма подготовки кадров // Теория и практика физической культуры. М., 1985. № 9. С. 14−15.
  32. В. В., Игуменов В. М., Неверкович С. Д., Рубцов В. В. Компьютерное моделирование как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса в институте физической культуры // Теория и практика физической культуры. М., 1986. № 10. С. 18−20.
  33. В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., Просвещение, 1986. — 147 с.
  34. В. В. О понятии развивающего обучения. // М., Педагогика. 1995, № 1. С. 15−29.
  35. И. А. Методика повышения эффективности заданий с альтернативными ответами. М.: Знание, 1971.-97 с.
  36. А. В. Методика преподавания географии. М., Просвещение, 1975.-368.
  37. А. Н. Сравнительная педагогика. Учебное пособие. М., Академа, 1998.- 169 с.
  38. Дидактика средней школы. / Под ред. М. Н. Скаткина. М., Просвещение, 1982. — 318 с.
  39. А. М., Веселкова Е. Г. Методы имитационного моделирования в профессионально-правовом образовании студентов Академии физической культуры. Сб. статей. Омск, 1995, С. 168−173.
  40. В.Е. Алгоритмы проблемного обучения и их использование в процессе передачи обобщающих теоретико-методических знаний по физической культуре. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1994. — 24 с.
  41. JI.B. Дидактика и жизнь. М.: 1968. 89 с.
  42. Индивидуализация и дифференциация обучения в вечерней школе. Под редакцийей Г. Д. Глейзера. М., Просвещение, 1985. 142 с.
  43. Калмыкова 3. И. Проблема индивидуальных различий в обучаемости школьников. «Советская педагогика», 1968, № 6, С. 105−118.
  44. Г. З. Структура и содержание педагогической практики в системе среднего специального физкультурного образования: Атореф. дис. .канд. Пед. Наук. М., 1998. 23 с.
  45. Л. Н. Проективная деятельность преподавателя в системе обучения и воспитания училищ олимпийского резерва: Автореф. дис. .канд. Пед. Наук. М., 1999.-23 с.
  46. В. М., Федорова В. Н., Петренко Е. Н. Формирование у студентов институтов физической культуры профессиональных умений планирования процесса спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. 1982. -№ 1. С. 45−47.
  47. В. М. Профессионально-педагогическая подготовка студентов физкультурных вузов в системе дисциплин «специализаций»: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1989, — 45 с.
  48. Н. М. Проблемное обучение как метод формирования профессиональных умений студентов физической культуры. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Л., 1979. 23 с.
  49. М. И. О некоторых спорных вопросах проблемного обучения. «Советская педагогика». 1973, № 10, С. 46−55.
  50. В. А. Исследование специальных способностей. В сб.: «Воспитание, обучение и психологическое развитие». Тезисы докладов к всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977, С. 3−17.
  51. В. А. Развитие умственных способностей школьников в процессе обученияю. М., «Советская педагогика», 1971, № 8, 101 с.
  52. В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М., «Просвещение», 1976, С. 174−187.
  53. Т. В. Вопросы психологии и дидактики проблемного обучения. М., «Советская педагогика», 1967,. № 8, С. 61−73.
  54. Т. В. Исследование и опыт проблемного обучения. «О проблемном обучении». М., 1969, вып. 2, — 6 с.
  55. Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., Просвещение, 1990, -54 с.
  56. В. С., Холодов Ж. К. Качество знаний студентов в зависимости от методики обучения. // Теория и практика физической культуры. М., 1984. N12. С. 15−17.
  57. Е. В. Формирование профессиональных умений у студентов институтов физической культуры на основе решения проблемно-педагогических ситуаций (на примере волейбола): Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1990.-23 с.
  58. Н. Основы общей дидактики. М., Высшая школа, 1986.368 с.
  59. Л. Н. Некоторые вопросы алгоритмизации и программированного обучения. В сб.: «Вопросы алгоритмизации и программированного обучения», вып. 1, М., 1969. С. 45−58.
  60. И. М. Повышение эффективности учебно-познавательной деятельности студентов института физической культуры с помощью комплекса наглядных средств обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. — 23 с.
  61. И.И. Критерии качества учебно-воспитательного процесса. Минск, «Вышейшая школа», 1979. 146 с.
  62. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., «Педагогика», 1981.- 186 с.
  63. И. Я. Поиск доказательств и познавательная самостоятельность учащихся. К анализу функций дидактического эксперимента. «Советская педагогика», 1974, № 7. С. 28−38.
  64. И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М., Просвещение, 1982. 190 с.
  65. И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // «Педагогика», 1996, № 2. С. 7−11.
  66. Т. П. Формирование готовности студентов ИФК к профессионально-педагогической деятельности в процессе практики: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Малаховка, 1992. — 21 с.
  67. Лотар Клингбеог Проблемы теории обучения. М., Педагогика, 1984. -255 с.
  68. О. Б. Деловые игры в подготовке тренера по спортивной борьбе. Методические рекомендации. М., ГЦОЛИФК, 1988. 35 с.
  69. С. В. Моделирование тактического мышления спортсмена. -М., Фис, 1981.- 192 с.
  70. К. Г. Проблема научной организации учебного процесса в вузах и пути ее решения // Новое в теории и практике обучения. М., Знание, 1979, С. 75−99.
  71. А. К., Матис Т. Д., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  72. И. И., Овакимян Ю. О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения. М.: Высшая школа, 1987. — 175 с.
  73. Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник для институтов физической культуры М.: Фис, 1991. — 543 с.
  74. Л.П. Основы спортивной тренировки. М.: Фис, 1977. — 280 с.
  75. Л.П. Общая теория спорта. М.: 4-й филиал воениздата, 1998. -304 с.
  76. Л.П. Теория спорта как наука и учебный предмет. // Теория и практика физической культуры. М., 1972. -N3/
  77. Л. П. Холодов К.К., Подольский В. Г. Введение в теорию физической культуры. Контролирующая программа (вариант II). М.: РИО ГЦОЛВК, 1983.-43 с.
  78. Л.П., Холодов Ж. К. Введение в теорию физической культуры (обучающая программа). Тема I. Отправные определения предмет и проблематика курса. — М.: РИО ГЦОЛИФК, 1984. — 23 с.
  79. Л.П., Холодов Х. К. Введение в теорию физической культуры (обучающая программа). Тема III. Физическая культура как общественное явление, ее формы и функции. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1985. — 27 с.
  80. Л.П., Холодов Ж. К. Введение в теорию физической культуры (обучающая программа). Тема 1У. Системно-упорядочивающие основы физкультурной практики в советском обществе. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1986. — 27 с.
  81. Л.П., Холодов Ж. К., Красников A.A. Теория спорта. Контролирующая программа для студентов ГЦОЛИФК. Темы 1−4. М.: РИО ГЦОЛИК, 1985.-43 с.
  82. Матвеев ЛИ, Холодов Ж. К., Красников А. А. Теория спорта. Контролирующая программа для студентов ГЦОЛИФК. Темы 5 -10. М.: РИО ГЦО-ЛИФК, 1985.- 18 с.
  83. Л.П., Холодов Ж. К., Красников А. А. Теория спорта. Методические разработки. Темы 11−14. М.: РИО ГЦОЛИФК. М.: — 32 с.
  84. Л.П., Холодов Ж. К., Красников А. А. Теория спорта. Методические разработки. Темы 15−19. М.: РИО ГЦОЛИФК. 1986. — 35 с.
  85. Л.П., Холодов Ж. К., Максименко A.M. Общие основы теории физического воспитания /методические разработки/. М: РИО ГЦОЛИФК, 1987. -31с. ' ¦
  86. Л.П., Холодов Ж. К., Максименко A.M. Общие основы теории физического воспитания. Контролирующая программа для студентов и слушателей факультетов повышения квалификации. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1989. -31 с.
  87. Л. П, Холодов Ж. К. Средства и методы физического воспитания (обучающая программа для студентов ГЦОЛИФК). М.: РИО ГЦОЛИФК, 1990.-22 с.
  88. А. М. Проблемные ситуации в обучении и мышлении. М.: «Педагогика», 1972. — 208 с.
  89. М. И. Организации проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: «Просвещение», 19 977. 240 с.
  90. М. И. Об индивидуализации обучения. М.: «Народное образование», 1964, № 2. С. 23−27.
  91. М. И. Проблемное обучение. М., Педагогика, 1975.
  92. М. И., Матюшкин М. А. Проблемное обучение понятие исодержание. М-: «Вестник высшей школы», 1977, № 2. С. 17−24.
  93. Н. А. Мышление в процессе обучения. В кн.: Исследование мышления в советской психологии. М.: 1966.
  94. Методика преподавания истории в средней школе. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1986. 271 с.
  95. А. В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997. 368 с.
  96. Научно-методические основы оптимизации обучения в системе высшего физкультурного образования / Под общ. Ред. Ж. К. Холодова, Ю. Б. Санду. М.: ГЦОЛИФК, 1991,-203 с.
  97. С. Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: Высшая школа, 1995.-205 с.
  98. С. Д., Хозяинов Г. И., Андриади И. П. Основы обучения и воспитания. М.: РИО РГАФК, 1997. 57 с.
  99. В. А. Начала социальной педагогики. Учебное пособие. М.: «Флинта», 1999. 67. с.
  100. Е. Д. Конструктивная деятельность тренера. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. — 24 с.
  101. Р. Проблемное обучение как фактор формирования положительного отношения к учению. «Вопросы психологии», 1972, № 2. С. 39−44.
  102. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академа, 1999. 223 с.
  103. А. Б. Модель активной подготовки специалистов по физической культуре на основе теории развивающего обучения. Авореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 1991. — 23 с.
  104. ОконьВ. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. -68 с.
  105. Организационно-методические указания по самостоятельному изучению предметов «Теория и методика физической культуры», «теория спорта» и дисциплин специализации. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1987. 67 с.
  106. Основы педагогического мастерства. Под общей редакцией И. Я. Зюзина. М.: Просвещение, 1989. 300 с.
  107. В. М., Кузнецова В. М. Методика преподавания природоведения. М.: Просвещение, 1990. 190 с.
  108. Б. В. Фридман JI. С. Учебно-методический комплекс средств обучения // Педагогика, 1994, № 6. С. 26−32.
  109. Педагогика. Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988.
  110. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на Дону: «Феникс», 1998.-526 с.
  111. Педагогические технологии: Что это такое и как использовать в школе // Под ред. Т. И. Шамовой, И. П. Третьякова. М.: 1994. — 67 с.
  112. С. Е., Подгаецкая Я. П. Оптимизация практического обучения. // Специалист, 1997, № 7. С. 20−21.
  113. С. Н., Холодов Ж. К. Совершенствование процесса обучения в физкультурных вузах // Теория и практика физической культуры., 1985, № 3, С. 40−42.
  114. Проблемы информатизации высшей школы (метаинформация-коор-динация-интеграция). М.: Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации, 1998. 322 с.
  115. В. Н. Психологические основы проблемного обучения. «Вопросы психологии», 1973, № 3. С. 158−161.
  116. И. Н., Копаев В. П., Прохорова М. В., Фомин Ю. А. Деловые игры в подготовке специалистов по физической культуре и спорту: Методические разработки. РИО ГЦОЛИФК. М.: 1983. — 35 с.
  117. Равен Джон Педагогическое тестирование. Проблемы, заблуждения, перспективы. М.: «Когито Центр», 1999. 139 с.
  118. И. В. Современные информационные технологии в образовании. М.: «Школа-Пресс», 1994. 205 с.
  119. И. И. Дидактика школьного курса экономической географии СССР. М.: Просвещение, 1979. 213 с.
  120. Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 253 с.
  121. В.Н., Зубкова А. В., Космина И. Г., Тураев В. Т. Теоретическая подготовка специалистов по физическому воспитанию // Теория и практика физической культуры, 1994, № 12. С. 9−12.
  122. Л. Г., Разина И. М., Еркович С. П., Назаренко В. П. Подготовка специалистов среднего звена в профессиональных колледжах системы высшего образования // Высшее образование в России, 1993, № 12. С. 44−48.
  123. Л. Г. Теоретические основы формирования содержания профессионального образования и обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: Высшая школа, 1991.- 192 с.
  124. Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. М.: Высшая школа, 1990. — 192 с.
  125. М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: Просвещение, 1965.
  126. М. Н. Проблемы современной дидактики. М.: Высшая школа, 1980.- 128 с.
  127. М. Н. Совершенствование процесса обучения. М.: «Педагогика», 1971. — 205 с.
  128. В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  129. В. А, Подымова Л.С. Педагогика. Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 221.с.
  130. Совершенствование методов обучения русскому языку. Пособие дляучителя. М.: Просвещение, 1981. 159 с.
  131. JI. Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: Российское Педагогическое Агенство, 1997. 173 с.
  132. Н. Ф. Проблема управления познавательной деятельностью учащихся. В сб. «Социально-педагогические проблемы руководства и управления коллективами» (научное обоснование к симпозиуму, Рига, 19−21 декабря 1974 г.), -М.: 1974. С. 159−162.
  133. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984.-344 с.
  134. Теория и методика физической культуры. Программа для бакалав-ровского уровня высшего физкультурного образования. Специальность 521 900 «Физическая культура». М.: 4-й филиал воениздата, 1998. 75 с.
  135. Теория физической культуры. Программа для техникумов физической культуры, М.: 1989.
  136. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физкультуры. Под общей редакцией JI. П. Матвеева и а. Д. Новикова. Изд. 2, испр. И доп. (в 2 томах), М., Фис, 1976.
  137. Теория и методика спорта. Учебное пособие. Под общей редакцией Ф. П. Суслова, Ж. К. Холодова. М.: 4-й филиал воениздата, 1998. 415 с.
  138. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 87 с.
  139. Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 262 с.
  140. A.A. Пути совершенствования теоретико-профессиональной подготовки в условиях специфических форм обучения в училищах олимпийского резерва: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1999. 23 с.
  141. С. Н., Пешков В. П. Профессиональная подготовка студентов в институтах физической культуры. Киев: Высшая школа, 1985. — 135 с.
  142. Г. К., Бритоусова Т. Н. Учить студента самостоятельности //
  143. Специалист, 1997,№ 11. С. 15−16.
  144. Ю. С., Юзбашев M. М., Манохин М. И. Статистика. М.: «Колос». 247 с.
  145. Г. И. Педагогическое мастерство организации учебного процесса. В кн.: Новое в теории и практике обучения. Вып 2. М.: Знание, 1980. С. 36−66.
  146. Г. И. Совершенствование учебного процесса с помощью технических средств обучения. // Теория и практика физической культуры. 1987. N2.-С. 18−20.
  147. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высшая школа, 1988.- 167 с.
  148. . К., Чичикин В. Т., Кирюхина JL Н. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1987. 33 с.
  149. . К., Шубик М. Г. Выработка дидактических умений и оценка степени их выраженности у студентов в период педагогической практики в общеобразовательной школе. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1989. 32 с.
  150. . К., Кузнецов B.C., Дьяченко В. Е. Проблемное обучение в системе высшего физкультурного образования. М.: РИО РГАФК, 1995. 58 с.
  151. . К., Попов В. П., Юшкевич Т. П., Кузнецов B.C., Данилина Л. Н. Программированное обучение в теории и практике физической культуры. Минск: Полымя, 1990. 130 с.
  152. . К., Кузнецов B.C., Насралла Хасан Фаез. Контекстное обучение в системе высшего физкультурного образования. М.: РИО РГАФК, 1996.-32 с.
  153. . К. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования. Автореф. дис.. .докт. пед. наук. М.: 1996. 44 с.
  154. . К., Кузнецов B.C. Математико-статистический анализ программированных учебных материалов. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1989. 54 с.
  155. Т. П. Применение персонального компьютера // специалист.1997, № 12, с. 18−19
  156. Д. В., Филатов А. К. Инновационные подходы к организации обучения // Специалист, 1997, № 5. С.26−29, № 4, С. 26−28
  157. Чернов К. JL, Кузнецов В. К., Каширцев Ю. А., Ипатов Л. Л. Подготовка кадров для спорта и физической культуры в условиях рыночной экономики // Теория и практика физической культуры, 1994, № 12. С. 28−32.
  158. В. Т. Проблема содержания физкультурного образования // Теория и практика физической культуры, 1994, № 12. С. 25−27.
  159. В. Т. Теоретические основы формирования профессиональной готовности специалиста в системе физкультурно-педагогического образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1995. — 36 с.
  160. В. Т. Профессиональная готовность педагога. Н. Новгород:1998.- 101 с.
  161. В. Т. Социальная регуляция профессиональной готовности преподавателя физической культуры. Н. Новгород: 1998. 174 с.
  162. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. 107 с.
  163. В. Ф. Точка опоры. М., 1987.
  164. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1979. 142 с.
  165. А. Ф. Современные педагогические технологии основа повышения качества подготовки специалистов // Специалист, 1998, № 3. С. 812.
  166. И. Ф. Творческие задания // Специалист, 1998, № 2. С. 17−20.
  167. Bartmann Th. Denkerzeihund in programmirten Unterricht. -Munchen: Manz Verlag, 1966, 34 s.
  168. Claub G. Individuelle Besonderheiten von Schulern und Lernen Im Unterrich // Padagogik, 1980, № 7 (8)., S. 15−17
  169. Claub G., Egner H. Grundlagen der Statistik fur Psychologen, Padagagen und Soziologen. Berlin, 1983, 171 s
  170. Davies J. K. The management of leaning. L., 1971, 201 p.
  171. Denton W. H. Problem Solving as a Theory of Learning and Teaching // The Hing School Journal, 1966, May, p. 78.
  172. Glaser R. Adaptive Education: Individual Diversity and Learning. New York, 1977, 56 p.
  173. Humanistic Education: a Recjnnaissance / Prepared by J. Hassard and DvoranNaven. Georgia State University, 1988,121 p
  174. Lech K. System nauczania. Warzawa, 1964, 112 p, 335 s.1. АКТ ВНЕДРЕНИЯ
  175. В практику результатов исследования по теме 4.1.2.1. «Программно-методическое обеспечение системы высшего физкультурного образования по общетеоретическим дисциплинам» Координационного плана НИР на 1998 2000 г. г.
  176. Наименование предложения Где внедрено Эффект от внедрения
  177. В практику результатов исследования по теме 4.1.2.1. «Программно-методическое обеспечение системы высшего физкультурного образования по общетеоретическим дисциплинам» Координационного плана НИР на 1998−2000 г. г.
  178. Программно- Учебный процесс Повышениеметодическое УОР г. Ангарска эффективности обеспечение предмета качества «Теория и методика процесса физической культуры» обучения1. Директор УОР
  179. Зам.директора по учебной работ1. A.A.Сбитнев1. Н.В.Тихоньких
Заполнить форму текущей работой