Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технология активизации учебно-познавательной деятельности в вузах физической культуры на основе учёта психологических особенностей студентов профильных специальностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определенные в исследовании дидактические и организационные условия, сформулированные принципы и требования к технологиям обучения в вузах физической культуры позволили разработать эффективную психолого-педагогическую модель и технологию активизации учебно-познавательной деятельности. При этом ключевыми являются следующие условия и принципы: сочетание аудиторного и дистанционного характера… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПРОБЛЕМА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
    • 1. 1. Сущность понятия «учебно-познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Психолого-педагогический анализ структуры учебно-познавательной деятельности
    • 1. 3. Современные теоретические подходы и технологии активизации учебно-познавательной деятельности в высшем профессиональном образовании
  • Глава 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи исследования
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
    • 3. 1. Исследование личностных особенностей обучаемых
    • 3. 2. Исследование особенностей мышления обучаемых
    • 3. 3. Сводные результаты диагностического исследования
  • Глава 4. ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
    • 4. 1. Основные направления активизации учебно-познавательной деятельности студентов профильных специальностей физкультурного вуза
    • 4. 2. Оптимальная психолого-педагогическая модель активизации учебно-познавательной деятельности студентов профильных специальностей физкультурного вуза
      • 4. 2. 1. Средства и методы обучения, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности
      • 4. 2. 2. Соотношение (взаимосвязь) психологических особенностей обучаемого контингента и адекватных им педагогических средств, приемов и методов обучения
    • 4. 3. Экспериментальная технология активизации учебно-познавательной деятельности
    • 4. 4. Механизм развивающего и воспитательного воздействия экспериментальной технологии
  • Глава 5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Технология активизации учебно-познавательной деятельности в вузах физической культуры на основе учёта психологических особенностей студентов профильных специальностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В нынешних непростых для российского общества социальных, экономических и политических условиях образование, особенно высшее, рассматривается как один из ведущих факторов социально-экономического прогресса (Б.С.Гершунский, 1993; В. Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев, 1993; М.В.Буланова-Топоркова, 2002; Ю. Мячин 2007; В. Зернов, 2008). Перед высшим образованием, в том числе и высшим профессиональным образованием физкультурного профиля, ставится общая задача повышения качества (А.Г.Барабанов, 1996; В. Г. Кинелев, 2000; С. Г. Куртев, 2005;

B.Садовничий, 2006; Г. Н. Пономарев, 2007; И. А. Григорьянц, 2007;

C.А.Кореневский, 2008), а также выдвигаются принципиально новые частные задачи по формированию ценностных ориентаций, более гибкого мышления, критического отношения обучающих и обучаемых к себе, своим стереотипам и привычкам, формированию у будущих специалистов профессионально значимых личностных качеств (В.В.Афанасьев, 2001; В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева 2001; Н. Ю. Мельникова, 2005; Н. Сальников, С. Бурухин, 2008; С. А. Хазова, 2008).

В высшей школе накоплен значительный опыт подготовки специалистов для сферы физической культуры и спорта (С.В.Дмитриев, 1988; В. М. Выдрин, 1988; Н. Н. Волков, 1989; И. П. Андриади, 1993; В. У. Агеевец, 1994; А. Г. Барабанов, 1994; 1996; С. П. Евсеев, 1996; Л. П. Матвеев, 1997; Н. Н. Зволинская, В. И. Маслов, 2001; А. И. Исмаилов, 2006; И. А. Григорьянц, 2007). Установлено, что профессиональное образование в условиях вуза физической культуры имеет ряд специфических особенностей, понимание которых во многом обусловливает степень продуктивности этого процесса (В.А.Винник, В. А. Пономарчук, 1990; Л. И. Лубышева, 1991; А. Г. Барабанов, 1996; Н. Ю. Мельникова, 2005). Вместе с тем, имеются лишь единичные исследования, посвященные разработке методик повышения эффективности обучения в спортивно-педагогическом вузе (Е.Л.Белкин, 1982; С. А. Рыбалко, 1996; Л. В. Бянкина, 1999; В. А. Анисимова, А. Я. Найн, 2007; А. И. Бугаков, С. Н. Федоров, 2008).

Ведущие специалисты сходятся во мнении, что основным направлением оптимизации учебного процесса в высшем учебном заведении является активизация учебно-познавательной деятельности студентов, развитие субъектности студента как активного участника образовательного процесса (И.Я.Лернер, 1981; М. И. Махмутов, 1984; В. В. Давыдов, 1995; И. И. Ильясов, 1996; и др.). Исходя из этого, в последнее время активизировалась работа по внедрению, в практику педагогических технологий, средств и методов обучения, направленных на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов физкультурных вузов (В.У.Агееевец и др., 1994; Ю. А. Зубарев, А. И. Шамардин, 1995; Ж. К. Холодов и др., 1996; Л. В. Бянкина, 1999; Г. Н. Пономарев, 1997; Н. Н. Никитушкина и др., 2001; А. И. Федоров, 2001; В. А. Магин, 2006). Однако этому препятствует недостаточно полный учет в наработанном педагогическом инструментарии психологических особенностей контингента студентов-спортсменов, наличия у них пробелов (лакун) в знаниях, сформированных на ступени среднего образования, игнорирование фактора стойкой недооценки студентами физкультурных вузов значимости гуманитарных и социально-экономических дисциплин (В.Д.Чепик, 1988; Е. Н. Радиковская, М. Г. Резниченко, 1993; В. У. Агеевец, 1994; В. Меськов, Ю. Татур, 2006; А. Балицкий, 2007; И. М. Быховская, 2008).

Можно с сожалением констатировать, что до настоящего времени еще не разработаны в достаточной мере обоснованные педагогические технологии активизации учебно-познавательной деятельности, адекватные психологическим особенностям контингента студентов-спортсменов, которые могли бы быть эффективно использованы в учебно-педагогическом процессе вузов физической культуры. В этой связи обоснование принципиальных подходов и последующая разработка подобных технологий представляется весьма актуальным направлением исследований.

Объект исследования — профессиональная подготовка физкультурно-спортивных кадров в вузах физической культуры.

Предмет исследования — технология активизации учебно-познавательной деятельности в вузах физической культуры на основе учета психологических особенностей студентов профильных специальностей (на примере социально-гуманитарной подготовки).

Цель исследования — разработка и экспериментальная апробация педагогической технологии активизации учебно-познавательной деятельности в вузах физической культуры, адекватной психологическим особенностям студентов профильных специальностей.

Гипотеза: эффективность образовательного процесса по профильным для вузов физической культуры специальностям будет существенно повышена, если: а) ведущим мотивом учебной деятельности станет познавательный интересб) мотивация к учебно-познавательной деятельности будет обеспечиваться учетом психологических особенностей студентов-спортсменовв) приоритетной станет направленность на развитие когнитивных способностей обучаемых, формирование самостоятельности и способности к самообразованию.

Методологическая основа исследования: концепция гуманизации и гуманитаризации образования (А.А.Касьян, Ю. В. Сенько, В. М. Розин, М. В. Ретивых, Н. В. Матяш, В.Д.Симоненко) — основные положения общей теории обучения и воспитания (Ю.К.Бабанский, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, М. А. Данилов, В. А. Караковский, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, М. Е. Скаткин, И. С. Якиманская, В.А.Якунин) — концепция непрерывного профессионального образования (Б.С.Гершунский и др.) — современные педагогические технологии (В.П. Беспалько, Б. Т. Лихачев, Г. К. Селевко и др.) — концепция активизации познавательной деятельности (В.В.Давыдов, М. И. Махмутов, И.Я.Лер-нер, В. Я. Ляудис, И. И. Ильясов и др.), идеи о путях и способах совершенствования физического воспитания в высших учебных заведениях (Л.Н.Акулова,.

В.И.Григорьев, В. А. Ермаков, А. И. Завьялов, А. В. Лотоненко, Т. В. Скобликова, В. В. Черняев, В.Г.Шилько).

Достоверность полученных результатов обеспечена надежностью методологической базы исследования, адекватностью использованных методов сформулированным задачам, репрезентативностью собранного эмпирического материала и корректностью его обработки.

Научная новизна результатов исследования: изучено влияние особенностей спортивной деятельности на формирование характера и направленности учебно-познавательной деятельности студентов вуза физической культурыобоснована зависимость между психологическими характеристиками студентов-спортсменов и выбором адекватных им средств, приемов, форм и методов обучениясформулированы принципы, позволяющие проектировать технологию обучения, адекватную психологическим особенностям студентовразработана инновационная технология обучения, адекватная целям и задачам изучения гуманитарных дисциплин в физкультурном вузе — с одной стороны, а также психологическим особенностям контингента студентов профильных специальностей физкультурного вуза — с другой стороны.

Теоретическая значимость исследования заключается в выяснении возможностей и обосновании эффективности применения личностно-деятель-ностного и модульного подходов при разработке психолого-педагогической модели и технологии активизации учебно-познавательной деятельности, в расширении и дополнении дидактических положений представлениями о возможности комплексного воздействия на учебно-познавательную деятельность студентов-спортсменов путем использования в образовательном процессе специфических приемов и упражнений, направленных на развитие важнейших для учебно-познавательной деятельности когнитивных способностей, формирование познавательных умений и навыков.

Практическая значимость исследования состоит в выявлении необходимых условий и оценке продуктивности внедрения экспериментальной технологии активизации учебно-познавательной деятельности, способствующей, как установлено, повышению эффективности учебного процесса, формированию познавательных умений и навыков, развитию когнитивных способностей и готовности к самообразованию будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта. Инновационная технология успешно внедрена в процесс обучения студентов одной из дисциплин гуманитарного цикла. Осуществленные педагогические разработки могут быть использованы при обучении студентов физкультурных вузов другим дисциплинам гуманитарного цикла, а также прочим теоретическим дисциплинам учебных планов профильных специальностей, при повышении — квалификации и профессиональной переподготовке специалистов в сфере физической культуры и спорта.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Спортивный опыт в значительной мере обусловливает специфику учебно-познавательной деятельности студентов профильных специальностей вузов физической культуры, которая характеризуется выраженным преобладание экстраверсии в структуре темперамента, высокими показателями ригидности, значительными показателями «потребности в острых ощущениях» и «готовности к риску», ограниченностью вербального запаса, низкими показателями абстрактного мышления и высоким уровнем конкретно-действенного типа мышления.

2. К факторам, обеспечивающим и лимитирующим эффективность учебно-познавательной деятельности изучаемого контингента, относятся: выраженное преобладание экстраверсии в структуре темперамента, высокие показатели ригидности, значительно превышающие норму показатели по шкалам потребности в острых ощущениях и готовности к рискув контексте когнитивных особенностей — ограниченность вербального запаса, низкие показатели по абстрактному мышлению и высокий уровень конкретно-действенного типа мышления.

3. Определенные в исследовании дидактические и организационные условия, сформулированные принципы и требования к технологиям обучения в вузах физической культуры позволили разработать эффективную психолого-педагогическую модель и технологию активизации учебно-познавательной деятельности. При этом ключевыми являются следующие условия и принципы: сочетание аудиторного и дистанционного характера взаимодействия студента с учебным материаломналичие «карты» учебной дисциплины, синтезирующей модульные блокиналичие методического и психологического сопровождения, направленного на освоение студентами необходимых приемов работы с информацией и развитие когнитивных способностейпредоставление возможности индивидуального выбора (в определенных четких вариантах) уровня сложности ученых заданий в соответствии с уровнем притязаний и способностяминаличие четких и понятных критериев оценки знаний и уменийсочетание когнитивного, эмоционального и поведенческого элементов в учебном процессеопора на модульный подход и активные методы обучения (в том числе игровой и соревновательный), интерактивное мультимедийное сопровождение, свертывание и развертывание информации, акцент на изучение проблемно-ретроспективных тем, активное использование методов и приемов организации интеллектуального труда.

4. Получены положительные результаты по экстраполяции инновационной технологии в плоскость преподавания дисциплины «История Отечества». Использование авторской рабочей программы курса «История Отечества» и мультимедийного учебного пособия по дисциплине, дополняющих представленную в диссертации технологию обучения гуманитарной дисциплине (регламентирующую содержание, формы, методы, приемы и средства обучения) способствует формированию познавательных умений и навыков, совершенствованию абстрактного мышления, готовности к самообразованию будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы доложены и обсуждались на научно-практической конференции Воронежского государственного института физической культуры, научно-практической конференции, посвященной 70-летию ВГАСА (Воронеж, 2000), на I Всероссийской научно-практической конференции «Духовное и физическое воспитание подрастающего поколения на основе национальных и культурных традиций» (Москва, 2002), на научно-практической конференции «Проблемы социально-гуманитарной подготовки специалистов в области физической культуры, спорта и туризма» (Москва, 2005), на расширенном совместном заседании кафедры теории и методики физической культуры и кафедры гуманитарных дисциплин Воронежского государственного института физической культуры (Воронеж, 2009).

Структура и объём текста диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Она изложена на 176 страницах компьютерной верстки, содержит 28 таблиц и 3 рисунка.

Список литературы

охватывает 243 источников, из которых 10 — на иностранных языках.

ВЫВОДЫ.

1. Анализ литературных источников показал, что при изобилии исследований, посвященных теоретическим и прикладным аспектам активизации учебно-познавательной деятельности студентов высших учебных заведений, достаточно редки работы, посвященные активизации учебно-познавательной деятельности студентов профильных специальностей физкультурных вузов, особенно — применительно к преподаванию социально-гуманитарных дисциплин. Не нашли своего теоретического и экспериментального обоснования вопросы влияния систематических занятий спортом на особенности учебно-познавательной деятельности студентов, недостаточно изучены психологические особенности студентов-спортсменов, остро стоит проблема практической разработки технологий обучения, адекватных психологическим особенностям данного контингента.

2. К специфическим особенностям учебно-познавательной деятельности студентов профильных специальностей высших учебных заведений физической культуры относится: выраженное преобладание экстраверсии в структуре темперамента, высокие показатели ригидности, значительно превышающие норму показатели по шкалам «потребности в острых ощущениях» и «готовности к риску», в контексте когнитивных особенностей — ограниченность вербального запаса, невысокие показатели по абстрактному мышлению и при этом высокий уровень конкретно-действенного типа мышления.

3. В основу эффективной технологии обучения рассматриваемого контингента студентов должно быть положено: сочетание аудиторного и дистанционного характера взаимодействия студентов с учебным материаломналичие «карты» учебной дисциплины, синтезирующей модульные блокиналичие методического и психологического сопровождения, направленного на освоение студентами необходимых приемов работы с информацией, а также на развитие когнитивных способностейпредоставление обучаемым возможности индивидуального выбора (в определенных четких вариантах) уровня сложности учебных заданий в соответствии с уровнем их притязаний и способностяминаличие четких и прозрачных критериев оценки приобретаемых знаний и уменийсочетание когнитивного, эмоционального и поведенческого элементов в учебном процессе.

4. Разработана оптимальная психолого-педагогическая модель активизации учебно-познавательной деятельности студентов профильных специальностей физкультурного вуза, составившая основу инновационной педагогической технологии. В качестве наиболее действенных элементов данная технология включает: опору на модульный подход и активные методы обучения (в том числе на игровой и соревновательный методы), работу над «сквозными» темами, использование в процессе занятий интерактивного мультимедийного сопровождения, приема «свертывания и развертывания информации», методов и приемов организации интеллектуального труда. В целом экспериментальная технология представляет собой открытую обучающую систему, позволяющую организовать как аудиторное, так и персональное самостоятельное (дистанционное) обучение на основе мультимедийного пособия.

5. Инновационная педагогическая технология, адекватная психологическим особенностям студентов профильных специальностей высших учебных заведений физической культуры, способствует и с высокой степенью надежности обеспечивает формирование познавательных умений и навыков, формирование абстрактного и понятийного мышления, готовности к самообразованию. В ходе экспериментальной проверки получены положительные результаты по интеграции инновационной технологии в плоскость преподавания учебной дисциплины «История Отечества». Экспериментальная технология обучения студентов оказалась более эффективной по сравнению с традиционной. По результатам тестирования испытуемых прирост количества решенных задач первого (минимального) уровня сложности в контрольной и экспериментальной группах составил соответственно 20,0% и 27,9%- второго (среднего) уровня сложности — соответственно 28,1% и 48,9%- третьего (максимального) уровня сложности — соответственно 38,8% и 75,1%. Различия в среднегруппо-вых значениях изучаемых показателей статистически достоверны (р<0,05).

6. Экспериментальная педагогическая технология применительно к преподаванию учебной дисциплины «История Отечества» в наибольшей степени оказала влияние на повышение уровня подготовленности студентов с более низкими исходными показателями. При этом по отношению к студентам с высоким стартовым уровнем эффективность обучения также была выше, чем в контрольной группе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Для активизации учебно-познавательной деятельности студентов профильных специальностей физкультурных вузов рекомендуются следующие меры.

1. При выборе средств, приемов и методов обучения учитывать психологические особенности студентов-спортсменов, что обеспечивается соблюдением комплекса следующих требований: ориентация на принцип интерактивностисочетание аудиторного и самостоятельного индивидуального (с использованием мультимедийного пособия) характера взаимодействия студента с учебным материаломналичие «карты» учебной дисциплины, синтезирующей модульные блокииспользование методического и психологического сопровождения, направленного на освоение студентами необходимых приемов работы с информацией, на развитие когнитивных способностейпредоставление обучаемым возможности индивидуального выбора (в определенных четких вариантах) уровня сложности учебных заданий в соответствии с уровнем их притязаний и способностямиориентация на принцип посильности индивидуальных заданийиспользование заданий, сопряженных с пространственно-двигательными действияминаличие четких и прозрачных критериев оценки знаний и уменийсочетание когнитивного, эмоционального и поведенческого элементов в учебном процессе.

2. В ходе аудиторных занятий рекомендуется применение активных методов обучениядиалоговых и дискуссионных формигровых методоворганизация взаимодействия и соревновательных моментовиспользование мультимедийного сопровождения (наглядность, звук, цвет, движение) — применение исследовательского метода (групповых и индивидуальных заданий) — использование принципа концентризма в обучении (повторяемость вопросов и тем с более глубоким их освещением на каждой новой ступени) — использование мнемонических приемов (схем и условных знаков для запоминания) — использование методов эмоционального стимулирования для развития мотивационной сферыинтеллектуальные разминки и упражнения на развитие когнитивных способностей (повышающие включенность студента в учебный процесс и формирующие познавательные навыки).

3. В ходе самостоятельной работы студентов необходимо обеспечить возможность использования в интерактивном режиме мультимедийного пособия, словаря-глоссария, практикума — «рабочей тетради», персонального календаря-графика и тестового материала для самоконтроля, а также применения навыков работы с информацией, приемов организации интеллектуального труда, обеспечивающих эффективность учебно-познавательной деятельности и готовность к самообразованию будущих специалистов в области физической культуры и спорта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.У. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности / В. У. Агеевец, В. М. Выдрин // Спорт в современном обществе. — М.: Физкультура и спорт, 1980.-С. 100−123.
  2. , В.У. Общегуманитарная подготовка студентов институтов физической культуры / В. У. Агеевец, Л. Н. Алфимов, С. П. Евсеев и др. // Теория и практика физической культуры, 1994. — № 12. — С. 23—25.
  3. , И.П. К проблеме содержания образования в физкультурных вузах / И. П. Андриади // Труды ученых ГЦОЛИФКа. 75 лет: Ежегодник. М., 1993.-С. 123−126.
  4. , В.А. Концептуальная модель процесса формирования умений исследовательской деятельности студентов вуза физической культуры / В. А. Анисимова, А .Я. Найн // Высшее образование в России. № 8. -2007.-С. 62−65.
  5. , В.В. Формирование модели выпускника института физической культуры (на примере плавания): методическая разработка для преподавателей и слушателей ВШТ ГЦОЛИФКа. М., 1991. — 17с.
  6. , Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. -223 с.
  7. , Ю.К. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе /Ю.К.Бабанский. М.: Педагогика, 1980. — 224с.
  8. , Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  9. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методологические основы / Ю. К. Бабанский. М., 1982. — 192 с.
  10. , А. Гуманизация и гуманитаризация образования / А. Балицкий // Высшее образование в России. № 2. — 2007. — С. 108−112.
  11. , В.К. Информационная культура специалиста как фактор внедрения новых технологий в практику физической культуры и спорта / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -2001. -№ 12.-С. 18−19.
  12. , А.Г. Высшее физкультурное образование: проблемы и решения: автореф. дис. .докт.пед.наук/ А. Г. Барабанов. М., 1996. — 47 с.
  13. , Н.В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 234 с.
  14. , Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения / Е. Л. Белкин.- Ярославль, 1982. 107 с.
  15. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  16. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. — 336 с.
  17. , С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок 2-е изд., перераб. И доп./ С. Д. Бешелев, Ф. Г Гурвич. — М., 1980. — 263 с.
  18. , P.P. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов / P.P. Бибрих, И. А. Васильева // Вестник МГУ. Сер. 14. Психол. — 1987. — № 2. — С. 20−23.
  19. , Л.И. Избранные психологические труды/ под ред. Фельдштейна / Л. И. Божович. М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 209 с.
  20. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В. Б. Бондаревский. М.: Просвещение, 1985. — 145 с.
  21. , Е.В. Педагогика : личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие. / Е. В. Бондаревская, C.B. Куль-невич. М. — Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 1999. — 560 с.
  22. , Б.С. К проблеме выделения уровней мотивации // Моти-вационная регуляция деятельности и поведения личности / Б. С. Братусь. -М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 14−17.
  23. , A.B. Психология мышления и проблемное обучение / A.B.Брушлинский. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  24. , А.И. Технология организации адаптации студентов физ-культурно-педагогического направления к образовательному процессу в вузе / А. И. Бугаков, С. Н. Федоров // Культура физическая и здоровье, 2008, № 4 (18), с. 53 -55.
  25. Буланова-Топоркова, М.В. (отв. ред.). Педагогика и психология высшей школы: учеб. Пособие / Отв.ред. М.В. Буланова-Топоркова. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 512 с.
  26. , JI.B. Формирование оптимальной системы учебной деятельности у студентов физкультурного вуза : автореф. дис.канд. пед. наук
  27. Лариса Владимировна Бянкина. Хабаровск, 1999. — 23 с.
  28. , Г. Игровой метод развития творческого мышления при подготовке специалистов в институтах физической культуры: автореф. дисс.. .канд. пед. наук / Гурген Варданян. Москва, 1998. — 24с .
  29. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. / A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 208 с.
  30. , A.A. Деловая игра как метод активного обучения/ A.A. Вербицкий // Современная высшая школа, 1982, № 3. С. 129 — 142.
  31. , В.Н. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе / В. Н. Вергасов. — Киев: Вища школа, 1985. 174 с.
  32. М.С. Оптимизация умственной работоспособности студентов в недельном учебном цикле / М. С. Виленский, В. П. Русанов // Теория и практика физической культуры. 1979. — № 6. — с. 48−50.
  33. , В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации/ А. Н. Леонтьев и современная психология / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1983.-С. 191 -200.
  34. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. Изд. 2 -е. М.: Просвещение, 1981. — 288 с .
  35. Возрастные возможности усвоения знаний / под ред. Д. Б. Эль-конина и В. В. Давыдова- М.: Просвещение, 1966. 442 с.
  36. , H.H. Моделирование личности и деятельности тренера и совершенствования высшего физкультурного образования / Н. Н. Волков,
  37. В.С.Топчиян // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 10. — С. 7 -9.
  38. , A.M. Развитие интеллектуальных качеств у слушателей в процессе обучения в вузе: автореф. дисс.. канд. пед. Наук /
  39. A.М.Воробьев. -М., 1978. 23 с.
  40. , М. Качество образования как фактор конкурентоспособности вуза / М. Воскобойникова, Н. Пугачева, И. Чепурышкин // Высшее образование в России. № 5. — 2008. — С.139−143.
  41. , JI.C. Педагогическая психология / под ред.
  42. B.В.Давыдова. М., 1991. — 480 с.
  43. , JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1982.
  44. , В.М. Теория физической культуры (культурологический аспект) / В. М. Выдрин. Л.: ГДОИФК, 1988. — 45 с.
  45. , Е.Е. Теория и методика преподавания истории: учебник для студентов высших учебных заведений / Е. Е. Вяземский, О.Ю. Стре-лова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 180 с.
  46. , Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б. А. Вяткин. — М.: ФиС, 1978. 135 с.
  47. , П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» / П. Я. Гальперин. М.: Просвещение, 1965. — 127 с.
  48. , П.Я. Организация умственной деятельности и эффективность учения. Теории учения. Хрестоматия. Ч. 1 / под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской / П. Я. Гальперин. М.: МГУ. 1996. — С. 71−76.
  49. , Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. М.:Педагогика, 1987. — 264 с.
  50. , Б.С. Россия: образование и будущее: Кризис образования в России на. пороге XXI века / Б. С. Гершунский. МО РФ, Челяб. фил. ИПО. — Челябинск, 1993. — 240 с.
  51. Гиссен, Л. Д Время стрессов / Л. Д. Гиссен. М.: ФиС, 1990. — 192с.
  52. , Л.Д. Психология и психогигиена в спорте / Л. Д. Гиссен. -М.: Физкультура и спорт, 1973. 148 с.
  53. Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 208 с.
  54. , В. Уровень притязаний и его роль в психологической подготовке спортсмена / В. Гошек // Теория и практика физической культуры. -1972. № 1. — С.32−36.
  55. , В. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности / В. Гошек, М. Ванек, Б. Свобода // Психология и современный спорт. -М.: ФиС, 1973.- С. 100−121.
  56. , P.M. Элементы практической психологии, Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. 560с.
  57. , И.А. Актуальные проблемы совершенствования качества высшего профессионального педагогического образования специалистов по физической культуре и спорту / И. А. Григорьянц // Теория и практика физической культуры. № 12. — 2007. — С. 53 — 58.
  58. , Е.А. Развитие уровня притязаний студентов в процессе обучения в педвузе / Е. А. Григорян. — Дисс.. канд. психол. наук. — Ереван, 2003. 172 с.
  59. , В.В. Содержание и строение учебной деятельности / Теории учения. Хрестоматия. Ч. 1. / под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской /В.В. Давыдов. -М.: МГУ. 1996. — С. 89 — 94.
  60. , В.В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов // Педагогика. 1995. — № 1.
  61. , М.А., Есипов Б. П. Дидактика. Под общей ред. Б. П. Есипова. М., Изд-во Аккад. Пед. наук РСФСР, 1957. 518 с.
  62. , Г. Т. Лидерство в спорте / Г. Т. Джамгаров, В. И. Румянцева В.И.-М., 1983.-81 с.
  63. , И.А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. // Теоретические проблемы психологии личности. / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1974. — С. 145−169.
  64. , Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б. И. Додонов // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — с. 126.
  65. , М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск, 1976. — 193 с.
  66. , М.И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Изд-во БГУ, 1981. — С. 232.
  67. , С.П. Специальное профессиональное образование в вузах физической культуры в современных условиях / С. П. Евсеев, О. В. Колодий, В. Ф. Костюченко // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 8. — С. 2−4.
  68. , В.М. (ред.) Спортивная метрология.- М.: Физкультура и спорт.- 1982.- 256 с.
  69. , В. Высшее образование как ресурс инновационного развития России / В. Зернов // Высшее образование в России. № 1. — 2008. — С. 12−22.
  70. , И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. -изд. второе, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2002. — 384 с.
  71. , В.П. Функциональная структура действия / В.П. Зин-ченко.-М., 1982.
  72. , М. А. Формирование готовности к самостоятельной работе студентов колледжа заочной формы обучения в условиях информатизации образования: Дис. канд. пед. наук: Москва, 2007. 128 с.
  73. , И.И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. М., 1986.-199 с.
  74. , И.И. Общее представление об учении как деятельности. Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. / под ред. Н. Ф. Талызиной, И. А. Володарской / И. И. Ильясов. М.: МГУ, 1996. — С. 95−97.
  75. , А.И. Психофункциональная подготовка спортсменов: учебное пособие / А. И. Исмаилов, И. Н. Солопов, А. И. Шамардин. Волгоград.: ВГАФК, 2001. — 116 с.
  76. , Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники. Структура и условия/ Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии- под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис / Л. Б. Ительсон. М., 1981. — С. 79−83.
  77. , Е.В. Историческое образование будущего преподавателя физкультуры и воспитательные возможности кино / Е. В. Калач // Культура физическая и здоровье. 2008. — № 4(18). — С. 18−20.
  78. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.-М., 1981.-200 с.
  79. , П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования / П. Ф. Каптерев // Избр. Педагогич. Соч. М., 1994.
  80. , С. А. Формирование готовности студентов вуза к самостоятельной работе в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. А. Караваева. Челябинск, 2004. — 136 с.
  81. , О.Л. Организация самообразовательной деятельности как основа развития профессионализма студентов вуза физической культуры / О. Л. Карпова, Е. Ю. Скочилова // Теория и практика физической культуры.-2008. № 4. — с. 66−68.
  82. , В.Г. Контуры системы образования XX! Века // Информатика и образование. — 2000. № 5. — С. 2−7.
  83. , Ю. Влияние спорта на формирование личности / Ю. Киселев.-М., 1981.
  84. , Г. П. Преподавание естественно-научных дисциплин с включением методов развития познавательных способностей студентов / Г. П. Конюхова, Г. И. Попов // Теория и практика физической культуры. 2008. -№ 5.-с. 31−33.
  85. , С.А. Социокультурные, экономические и технологические предпосылки совершенствования системы высшего образования /С.А. Кореневский, Г. П. Кореневская //Теория и практика физической культуры. 2008 — № 12. — С. 29−31.
  86. , Т.Е. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов / Т. Е. Корнилова, Е. Л. Григоренко // Вопросы психологии. 1995. — № 5. — с. 108.
  87. , В.Ф. Концепция специального профессионального образования в вузах физической культуры в современных условиях: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Валерий Филиппович Костюченко СПб.: СПбГАФК, 1997. — 40 с.
  88. , Б. Психология в современном спорте / Б. Кретти. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 224 с.
  89. , Б.М. Статистические методы исследования в практике / Б. М. Кудрявцев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1979. — 88 с.
  90. , В.Г. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В. Г. Кудрявцев. М.: Знание, 1991. — 79 с.
  91. , Т. В. Проблемное обучение понятие и содержание. Итоги дискуссии и пути дальнейшей работы / Т. В. Кудрявцев // Вестн. высшей школы. 1984. № 4. С. 27 — 33.
  92. , Г. Н. Формирование у студентов вечернего отделения познавательной самостоятельности и активности: Дисс.. канд.пед.наук / Галина Николаевна Кулагина. М., 1980. — 166 с.
  93. , Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 41−44.
  94. , С.Г. Проблемы и перспективы многоуровневого высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта// Физкультурное образование Сибири. № 1. — 2005. — С.8−13.
  95. , А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения. Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. И. Красило, А. П. Новгородцева / А. Н. Леонтьев. М., 1995. — С. 5−23.
  96. , В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / В. Г. Леонтьев. — Новосибирск: НГПИ, 1987. — 92с.
  97. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  98. , И.Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: Зание, 1974.-64 с.
  99. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.- 96 с. 1. О Ч^
  100. , И. Процесс и структура человеческого учения / И. Ли-нгарт. М., 1970. — 330 с.
  101. , В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России : учеб. пособие для студентов вузов / В. Т. Лисовский — С.-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов. СПб., 2000. — 508 с.
  102. , В.И. Познавательная активность как педагогическая проблема / В. И. Лозовая // Советская педагогика. 1989. — № 11. — С. 25−30.
  103. , Л.И. Оптимизация спортивной и образовательной деятельности в условиях обучения в училище олимпийского резерва / Л. И. Лубышева, A.B. Шукаева // Теория и практика физической культуры. № 12. -2007.-С. 15−17
  104. , В.Я. Методика преподавания психологии / В. Я. Ляудис. — М.: МГУ.-83 с.
  105. , В.А. Компетентностная модель специалиста по физической культуре и спорту / В. А. Магин // Вестник спортивной науки. -2006.-№ 1.-С. 43−47.
  106. , A.B. Модульная организация учебного курса как основа разработки учебно-методического комплекса / А. В. Макаров, З. П. Трофимова // Социально-гуманитарные знания. 2000. — № 4. — с. 141−155.
  107. , Л.А. Нетрадиционные формы организации семинарских занятий по культурологи / Л. А. Маликова // Физкультурное образование Сибири. 2005. — № 1 (17). — с. 26−28.
  108. , В.Л. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. М.: Просвещение, 1990.-256 с.
  109. , A.K. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. -М., 1990. 192 с.
  110. , Л. П. Общая теория спорта. Учебная книга для завершающих уровней высшего физкультурного образования / Л. П. Матвеев. -М., 1997.-182 с.
  111. , A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей/ Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979. — С.29−34.
  112. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  113. , М.И. Принцип проблемности в обучении / М.И. Мах-мутов // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С.30 — 36.
  114. , В.В. Психологические особенности личности спортсменов. Лекции для студ. ин-тов физ. культуры. / В. В. Медведев. М., РГАФК, 1993. -48с.
  115. , Н. А. Обучение и умственное развитие / Н. А. Менчинская. // Обучение и развитие / Под ред. H.A. Менчинской. М., 1966.- С. 5—8.
  116. , В. О возможности приобретения гуманитарных компетенций в вузе / В. Меськов, Ю. Татур // Высшее образование в России. -№ 8. 2006. — С.73 — 83.
  117. , В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В. Э. Мильман // Вопросы психологии, 1987, 35. С. 129−138.
  118. , Ю. Образование как ключевой фактор устойчивого развития / Ю. Мячин // Высшее образование в России. № 1. — 2007. — С. 51−55.
  119. , P.M. Психология соревнующегося спортсмена / Р. Ф. Найдиффер. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 224 с.
  120. , А. Н. Формирование готовности студентов к развитию учебной деятельности : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Н. Небаба. Ростов н/Д, 2003. — 149 с.
  121. , А.Б. Модель активной подготовки специалистов по физической культуре на основе теории развивающего обучения: автореф. дис. канд. пед. наук / А. Б. Нурлыбекова. М., 1991. — 23 с.
  122. , Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: дисс. .докт. психол. наук / Ю. М. Орлов. М., 1984. — 525 с.
  123. , А.К. Психология самостоятельности: методы исследования и диагностики / А. К. Осницкий. Москва-Нальчик: Эль-Фа, 1996. -126 с.
  124. , П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теорет.-эксперим. исслед. / П. И. Пидкасистый. Минск, 1976. — 160 с.
  125. , Р. А. Мотивация спортивной деятельности / P.A. Пилоян. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 104 с.
  126. , К. К. Психологическая характеристика спортсмена / К. К. Платонов // Теория и практика физической культуры. 1971. — № 11. — С. 13−16.
  127. , Г. Н. Личностно ориентированное обучение как фактор совершенствования подготовки специалиста по физической культуре / Г. Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. № 12. — 1997. -с. 32.
  128. , Г. Н. Перспективы развития образовательной деятельности факультетов физической культуры в условиях модернизации образования России //Теория и практика физической культуры. № 8. — 2007. — С.55 — 58.
  129. , В.А. Физическая культура и становление личности (социально-философский подход): дис.. в форме науч. докл. д-ра филос. наук / Пономарчук В.А.- Ин-т филос. РАН. М., 1994. — 45 с.
  130. Проблемы социально-гуманитарной подготовки специалистов в области физической культуры, спорта и туризма: тез. докл. науч.-метод. конф. (г.Москва. 29 ноября 1 декабря 2004 г.). — М.: Флинта: Наука, 2005. -109 с.
  131. , А.Ц. О теоретических подходах к психологической характеристике личности спортсмена / А. Ц. Пуни // Теория и практика физической культуры. 1976. — № 3. — С. 58−61
  132. , А.Ц. Проблема личности в психологии спорта / А. Ц. Пуни. -М., 1980.-28 с.
  133. , В. Выступление на YIH съезде Российского союза ректоров / В. Путин // Высшее образование в России. № 7. — 2006. — С. 3−6.
  134. , Д.Я. Психология личности: В 2 т. Т.2. Хрестоматия / Д. Я. Райгородский. 2-е изд., доп. — Самара: БАХРАХ, 1999.544 с.
  135. , Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2001. — 672 с.
  136. , Е.М. Соотношение динамики двигательных и умственных способностей у студентов / Е. М. Ревенко, В. А. Сальников // Теория и практика физической культуры. -№ 11.- 2008. С. 24 — 29.
  137. , В.В. О потребностной основе учебной деятельности / Проблемы формирования социогенных потребностей / В. В. Репкин, А. К. Дусавицкий. Тбилиси, 1974.-С. 193−196.
  138. , Р. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других / сост. Р. Римская, С. Римский. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГ А, 2006. — 394 с.
  139. , A.B. Психодиагностика спортивных способностей. — М.: Физкультура и спорт, 1973. — 216 с.
  140. A.B. Методические подходы к изучению психологических факторов эффективности спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры, 1986. № 12. — С. 30−31
  141. Н. Гуманизация вузовского обучения: интеграция личностных и предметных измерений / Н. Росина // Высшее образование в России. № 6. — 2007 — С. 46−48.
  142. C.JI. Основы общей психологии: в 2-х т. / C.JI. Рубинштейн. М., 1989, Т.1.-488 е., Т.2.-328 с.
  143. C.JI. Основы общей психологии. В 2 т. -М., 1989, Т.1. -488 е., Т.2.-328 с.
  144. Рудик П. А Психологические исследования в спорте / П. А. Рудик // Теория и практика физической культуры, 1967. № 5.- С. 72 — 74.
  145. Рудик, П. А Психология. М.: Физкультура и спорт, 1976.- 258 с.
  146. , С.А. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов ВУЗов физической культуры: дисс.. канд. пед. наук / С. А. Рыбалко. Краснодар, 1996. — 127 с.
  147. , В. Высшее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность. / В. Садовничий // Высшее образование в России. № 7. — 2006. — С. 7−15.
  148. , Н. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели / Н. Сальников, С. Бурухин //Высшее образование в России. № 2 — 2008 — С. 3−11.
  149. , Н.В. Организационно обучающие игры в образовании / Н. В. Самоукина. — М., 1996. — 208 с.
  150. , М.А. Личностная включенность студентов в учебно-познавательную деятельность / М. А. Сахарова // Науч. труды Моск. пед. унта. Серия: Псих.-пед. науки -М: «Прометей», 1988.
  151. , Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  152. , В.Н. Теоретическая подготовка специалистов по физическому воспитанию / В. Н. Селуянов, A.B. Зубкова, И. П. Космина, В. Т. Тураев // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12. — С. 9−12.
  153. Л.К. Психология личности спортсмена : учебное пособие / Л. К. Серова. — Москва: Советский спорт, 2007. 116 с.
  154. , H. М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в вузе / Н. М. Симонова, авто-реф. дисс. канд.психол.наук.- М., 1982. 16 с.
  155. М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. -М., 1984−96 с.
  156. , В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стереотип. / В. А. Сластенин, В. Г. Каширин. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.
  157. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М.: Педагогика, 1995. — 204 с.
  158. , JI.C. Влияние занятий физическими упражнениями и спортом на развитие некоторых психических функций / JI.C. Солнцева, Н. Г. Келишев.-М., 1980.
  159. , А.Б. Методика использования мультимедиа-технологий в образовательном процессе высшей школы / А. Б. Соловьев // Культура физическая и здоровье, 2008, № 4 (18). — С. 58−60.
  160. , Б.А. Мотив и смысл / Б. А. Сосновский. М., 1993 .199 с.
  161. Д.В. Исследование индивидуальных стилей познавательной деятельности студентов / Дмитрий Владиславович Сочивко // дис. канд.. психол. Наук. Л., 1973. — 175 с.
  162. , В.И. Двигательные прототипы умственных способностей в персональном образовании / В. И. Стрелков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004.- № 4 .- С. 9−12.
  163. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Н.Ф. Талызина. М.: МГУ, 1984. — 344 с.
  164. , Н.Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. -М., 1998.-288 с.
  165. , Н. Ф. Принципы советской психологии и проблемы психодиагностики познавательной деятельности / Н. Ф. Талызина // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М., 1981. — С. 285−290.
  166. , Б.М. Избранные труды, в 2 т., т. 1 / Б. М. Теплов. М.: Наука, 1985.-402 с.
  167. , В.П. Виртуальная образовательная среда: предпосылки, принцип, организация / В. П. Тихомиров, В. И. Солдаткин, С. Л. Лобачев. М.: МЭСИ, 1999. — 164 с.
  168. , O.K. Структура мыслительной деятельности человека / O.K. Тихомиров. М, 1969. — 304 с.
  169. , O.K. Психология мышления / О. К. Тихомиров. — М.: Изд. МГУ, 1984.-270 с
  170. , П. Гуманитарное образование как проблема / П. Толстогузов // Высшее образование в России. № 7. — 2007. — С. 112−114.
  171. , Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. -М., 1966. -450 с.
  172. , А.И. Методологические аспекты информатизации высшего физкультурного образования: учеб. пособие / А. И. Федоров. Челябинск: УралГАФК, 2001. — 248 с.
  173. , Т.В. Организационно-педагогические условия компе-тентностного подхода в профессиональном становлении специалистов по физической культуре и спорту / Т. В. Фендель, С. А. Горбунов // Теория и практика физической культуры. — 2008. № 12.-е. 60−64.
  174. Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой. -М., 1982. -216 с.
  175. Формирование учебной деятельности студентов / под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 240 с.
  176. , Л.М. Методы и приемы обучения: Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1991. — 173 с.
  177. , С.А. Личностные качества конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту / С. А. Хазова // Теория и практика физической культуры. 2008. — № 12. — С. 64−68.
  178. , Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера / Ю. Л. Ханин. Л.: ЛНИ-ИФК, 1976.- 17 с.
  179. , X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т.1./ Под ред. Б. М. Величковского. / X. Хекхаузен. М., 1986. — 408 е., Т.2 — 392 с.
  180. , Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. М.: Академия, 2000. — 480 с.
  181. , Ж.К. Эффективность контекстного подхода к обучению в вузах спортивного профиля. / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов, JI.H. Кирюхи-на, Х. Ф. Насралла, В. Е. Дьяченко // Теория и практика физической культуры. 1996.-№ 10.
  182. , Ж.К. Технология теоретической профессиональной подготовки в системе специального физкультурного образования: автореф.. д-ра. пед. наук / Ж. К. Холодов. М., 1996. — 60 с.
  183. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Издательство Московского Университета, 1981.-304 с.
  184. , Н.В. Психотехнические игры в спорте / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 160 с.
  185. , В.Д. Социальные разделы высшего физкультурного образования/ В. Д. Чепик // Проблемы совершенствования системы высшего физкультурного образования: Сб. научных трудов МОГИФК.- Малаховка: МОГИФК, 1988.-С.21−24.
  186. , O.A. Соперничество, риск, самообладание в спорте / О. В. Черникова. -М.: ФиС, 1980. 103 с.
  187. , H.H. Введение // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования: тез.докл. Ш Всерос. науч.-практ.конф. / Н. Н. Чесноков. М.: Флинта, 2005.
  188. , H.H. Тенденции и перспективы развития многоуровневого образования в области физической культуры и спорта / H.H. Чесноков, И. П. Космина // Теория и практика физ. культуры. 2008. — N 5. -С. 5−6.
  189. , В.Т. Проблема содержания физкультурного образования. / В. Т. Чичикин // Теория и практика физической культуры. -1994.-№ 12.-С. 25−27.
  190. , М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие / М. А. Чошанов. — М.: Народное образование, 1996. 160 с.
  191. , Н.И. Умственное развитие и обучение: психологические основы развивающего обучения / Н. И. Чуприкова. М.: АО «Столетие», 1995. — 189 с
  192. , А.И. Современные подходы к организации профессионального образования / А. И. Чучалина // Физкультурное образование Сибири. -№ 1.-2005.-С. 70−73.
  193. , В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении /В.Д.Шадриков и др.- Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990.-141 с.
  194. , В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие для вузов. / В. Д. Шадриков. 2-е, изд., перераб. и доп. — М.: Изд. Корпорация «Логос», 1996. — 318 с.
  195. , Т.И. Активизация учения школьников. / Шамова Т. И. -М.: Педагогика. 1982. — 201 с.
  196. , С.А. Обучение и научное познание / С.А. Шапо-линский. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
  197. , В.Е. Через развитие образования к новой России / В. Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев, Л. И. Романкова. М., 1993. — 44 с.
  198. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе/ Г. И. Щукина. М., 1979. — 160 с.
  199. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М., 1971.-352 с.
  200. , Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Элько-нин. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  201. , И.А. Агрессивность и фрустрация в спорте / И. А. Юров // Дружининские чтения: материалы 4−1 Межд. научно-практ.конф., Сочи, 5−7 мая 2005 г. Сочи: СГУТ и КД, 2005. — С. 200 — 201.
  202. , И.А. Методы психодиагностики в физическом воспитании и спорте / И. А. Юров. Магадан: Пед. Общ-во, 1986. — 24 с.
  203. , И.А. Уровень притязаний в спорте / И. А. Юров. Сочи: СГУТ и КД, 2006. — 30 с.
  204. , И.А. Активные методы психолого-педагогического формирования нравственных и мировоззренческих позиций студентов// Формирование активной жизненной позиции цель нравственного воспитания молодежи. — Магадан: Об-во «Знание», 1982. — С. 32 — 34.
  205. , И.А. Учет психологических особенностей студентов в процессе формирования личности учителя / И. А. Юров // Региональные проблемы изучения и совершенствования социалистического образа жизни. -Магадан: Магадан.кн.изд-во, 1986. С. 194 — 200.
  206. , И.А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте/ И. А. Юров. М.: Советский спорт, 2006. — 163 с.
  207. , П.А. Теория и практика модульного обучения / П. А. Юцявичене //Сов. Педагогика. 1990. — № 1. — С. 55−60.
  208. , И.С. Развивающее обучение. / И. С. Якиманская. -М.: Педагогика, 1979. 144 с.
  209. , И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С.Якиманская- Отв. ред. М. А. Ушакова. М.: Сентябрь, 2000. -175 с.
  210. , В.А. Психология учебной деятельности студентов: учебное пособие / В. А. Якунин. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Изд. Корпорация «Логос», 1994. — 156 с.
  211. , Ф. Технология обучения в системе высшего образования / пер. с польск. О. В. Долженко / Ф. Янушкевич. М.: Высшая школа, 1986.- 135 с.
  212. , М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества / Проблемы научного творчества в современной психологии / М. Г. Ярошевский. -М., 1971. С. 204−223.
  213. , JI.B. Системно-деятельностный характер педагогической подготовки специалиста при многоуровневом образовании / JI.B. Ярошенко // Сб. науч. тр., посвящ. 25-летию КГАФК. Краснодар, 1994. — С. 226−228.
  214. Nickles, D.A. The Impact of Explicit Instruction about the Nature of Personal Learning Style on First-Year Student Perceptions of Successful Learning / David A. Nickles // JGE: Journal of General Education. Vol. 52. — N. 2. — 2003. -Pp. 108- 143.
  215. Erwin, D.T. Assessment of Critical Thinking: ETS’s Tasks in Critical Thinking/ Dary T. Erwin, Kimberly W. Sebrell // JGE: Journal of General Education. Vol. 52. -N. 1. — 2003. — Pp. 50−70.
  216. Cattell, R.B. Personality and motivation structure and measurement / R.B. Cattell. -N.Y, 1957. 948 pp.
  217. Eysenck, H.J. Dimensions of Personality / H.J. Eysenck. — L., 1948. 308 pp.
  218. Keirsey, D. Please Understand Me: Character and Temperament Types / D. Keirsey, M. Bates. Del Mar., CA., 1984. — 210 pp.
  219. Fostering, L.T. Critical Thinking Through Effective Pedagogy/ Lisa Tsui Fostering // The Journal of Higher Education. Vol.73. — n.6 — (November December 2002). — Pp. 740−761.
  220. Morgan, W.P. Personality dynamics and sport // Suinn R.M. (ed.). / W.P. Morgan // Psychology in Sports: Methods and Applications. Minneapolis: Burgess, 1980.-Pp. 145−155.
  221. Personality and Intelligence / Ed. by R. Sternberg & P. Ruzgis. N. Y., 1994.-337 pp.
  222. Radford, J. Thinking: it’s Nature and Development / J. Radford, A. Burton L., N.Y., Sydney, Toronto, 1974. — 440 pp.
  223. Автор научной разработки Краткая характеристика научной разработки Эффект от внедрения у
  224. Зав. кафедрой гуманитарных дисциплин ФГОУ ВПО «ВГИФК» Канд.филос.наук, доцент1. Разработчик
  225. Проректор по научно-исследовательской работе ФГОУ ВПО «ВГИФК», профессор
  226. Л.Ф.Костриченко Т. А. Куликова.1. В.У.Аванесов1. У) 2010 г.
  227. У т В Е Р Ж Д, А К>/ впо «в°р°нежскийпедагогический а?!^'.-: университет"-- о-й--о-*профессор А.С.Потапов2010 г. 1. АКТвнедрения результатов научно-исследовательской работы в практику
  228. Автор научной разработки Краткая характеристика научной разработки Эффект от внедрения
  229. Заведующий кафедрой истории России ГОУ ВПО «ВГПУ» докт.ист.наук., профессор1. Разработчик
  230. Проректор по научной работе работе ГОУ ВПО «ВГПУ», профессорагс^^гГ 2010 г. 1. В. Н. Фурсов Т.А.Куликова1. Ю.И.Борсякоь
Заполнить форму текущей работой