Оздоровление и коррекция психофизического развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида в процессе обучения
Диссертация
В 1996;1997 учебном году в эксперименте участвовали две экспериментальные группы (2 «а» класс специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида Ks 111 и 2"б" класс специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида № 112) и две контрольные группы (2"б" класс специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида № 111 и 2"а" класс специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида № 112… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема коррекционно-оздоровительной направленности обучения в специальной (коррекционной) школе
- 1. 1. Роль физических упражнений в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми. Г
- 1. 2. Особенности коррекционно-образовательного процесса в младших классах специальных (коррекционных) школ VIII вида
- 1. 3. Влияние учебного процесса на здоровье и психофизическое развитие детей с нарушенным интеллектом
- Глава 2. Методика коррекционно-оздоровительных двигательных действий (ЬСОДД)
- 2. 1. Алфавит телодвижений
- 2. 2. Коррекционно-оздоровителльные игры в движении
- 2. 3. Применение КОДД в различных формах учебно-воспитательной работы
- 2. 3. 1. Использование методики КОДД на уроках
- 2. 3. 2. Использование КОДД в режимных моментах
- 2. 3. 3. Внеклассные и внешкольные формы использования КОДД
- 2. 4. Оценка методики КОДД учителями физической культуры специальных (коррекционных) школ VIII вида
- Глава 3. Влияние КОДД на оздоровление и психофизическое развитие учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ УШвида
- 3. 1. Влияние КОДД на двигательную активность и работоспособность учащихся
- 3. 2. Влияние КОДД на здоровье и коррекцию нарушений психофизического развития учащихся начальных классов
- Выводы
Список литературы
- Аббасов М.Г. Состояние некоторых навыков пространственной ориентировки у младших умственно отсталых школьников// Дефектология, 1997. С.38−42
- Азбукин Д.И., Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы // Учебно-воспитательная работа в специальных школах, вып.1.- М.: Учпедгиз, 1943.
- Акименко И.П., Темп работы учащихся вспомогательной школы в трудовых процессах и педагогические пути его повышения: Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед.наук. М., 1946.
- Аксенова А.К. Методика преподавания русского языка во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1966. — 92 с.
- Аксенова А.К., Якубовская Э. В. Сборник диктантов для вспомогательной школы (1−4 кл.): Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980.- 160 с.
- Аксенова А.К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1−4 классах вспомогательной школы. Вологда, 1987.-210 с.
- Александрова Л.И., О введении в первых классах ежедневных занятий физическими упражнениями и подвижных игр. Известия АПН РСФСР, вып.101. М., 1959.-428 с.
- Алексина Л.И. Некоторые особенности динамики связной устной речи у учащихся-олигофренов с речевыми нарушениями // Вопросы совершенствования коррекционно-воспитательной работы во вспомогательной школе. Минск, 1977. — С. 11−20
- Алексина Л.И. К динамике речевого развития умственно отсталых учащихся с нарушениями речи. Дефектология. 1977. С.27−34
- Ю.Антропова М. В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. -М.- 1974. -136 с.
- И.Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968.- 249 с.
- Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ: Подход с использованием ЭВМ, пер. с английского.- М.: Мир, 1982. 488 е., ил.
- Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 152 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. С. 11−14
- Бабенкова Р.Д. Пути исправления дефектов, моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1963. -20 с.
- Базарный В.Ф., Уфимцева Л. П., Оладо Э. Я., Гуров В. А. Повышение здоровья школьников за счет построения учебного процесса в режиме «динамических поз» // Новые исследования по возрастной физиологии. 1988 — № 2. — С.69−73
- Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структуре учебного процесса, — Сергиев Посад, 1995.-31 с.
- Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника, М.: Просвещение, 1987. С. 50−56
- Белявский Б.В. Махачкала. Май 1994 г. // Дефектология. 1994. — № 6. -С.88
- Боскис P.M., Левина Р. Е. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей // Известия Акад. Пед. Наук. 1948. — Вып. 15. — С. 167 191
- Вайзман Н.П. Особенности моторики детей олигофренов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1970.-23 с.
- Вайзман Н.П. Психомоторика детей олигофренов. М.: Просвещение, 1976. -104 с.
- Веневцев С.И. К вопросу обучения грамоте учащихся коррекционных учреждений средствами движений. Проблемы диагностики, коррекции, валеологии в специальном (коррекционном) образовании. Сборник статей. -Красноярск: Изд-во КГПУ, 1996.- С. 66
- Виноградов М.И. Активный отдых // Теория и практика физической культуры. 1968. — № 19. — С. 70−74
- Воронкова В.В. Готовность старших умственно отсталых дошкольников к обучению грамоте // Дефектология. 1995. — № 1. — С. 66−71
- Воронкова В.В. Преодоление недостатков письма у учащихся младших классов вспомогательной школы. // Специальная школа. Вып.4. М., 1968. — С. 42−46
- Воронкова В.В. О некоторых причинах нарушения фонетического письма учащихся вспомогательных школ.//Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. М., 1970. С.72−73
- Воронкова В.В. Дифференцированный подход при обучении правописанию учащихся младших классов вспомогательной школы: Дис. канд.пед.наук. -М.,-1971.- 182 с.
- Воронкова В.В. Особенности обучения письму учащихся вспомогательной школы. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. М., 1972. С 28−42
- Воронкова В.В. Проблемы дифференциации учащихся вспомогательной школы // Совершенствование методов обучения и воспитания учащихся: Тез.докл. У1 Всеслед.чтен.- М., 1982. С.4−5
- Выготский JI.C. Собрание сочинений в б-ти томах. М.: Педагогика, 1983,-Т.5.-367 с.
- Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской деффективиости // Дефектология.- 1974. № 3. — С.71−76
- Гадзинская Р.Д., Качественные нарушения движений детей, страдающих олигофренией, и коррекционная работа: Тезисы докладов четвертой научной сессии по вопросам дефектологии (26−29 марта 1962 г.). М.: Изд. АПН РСФСР, 1962.- С. 33−38
- Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений // Вестник образования. № 10. -197. — С. 8−48
- Гнездилов М.Ф. Методика русского языка в начальной вспомогательной школе. М.: Учпедгиз, 1935. — 112 с.
- Гнездилов М.Ф. Обучение грамоте во вспомогательной школе (Пособие для учителей). М.: Учпедгиз, 1957. — 126 с.
- Гнездилов М.Ф. Обучение русскому языку в младших классах вспомогательной школы. М.: Учпедгиз, 1959. — 246 с.
- Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1965. -272с.40Холубева З. Е. Влияние занятий физической культурой на открытом воздухе на закаляемость организма учащихся //Физическая культура в школе. 1962. — № 7. С.12−16
- Гопиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых школьников младших классов и пути их преодоления (на материале украинского языка): Дис.канд.пед.наук. JL, 1979. — 178 с.
- Гориневский В.В., Культура тела. Двигательные средства физической культуры. М.: Изд. НКЗД927.
- Гориневский В.В., Физические упражнения, соответствующие данному возрасту//Избранные произведения. М.: ФиС, 1951. — Т. 1.- 319 с.
- Граборов А.Н., Очерки по олигофренопедагогике. М.: Учпедгиз, 1961.
- Грузинцева Е.Н. Практические занятия по грамматике в младших классах вспомогательной школы // Ученые записки МГПИ. 1933. — Т.81. — Вып.6. -С.153−170
- Гудошников Ф.Ф. К вопросу клинико-педагогической диагностики нарушений письма у детей олигофренов. Коррекционная учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. Свердловск, 1973. — Вып. 2. — С. 69−76
- Данилкина Г. И. Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе (на материале 1-го класса). Учебное пособие. Л., 1979. — 68 с.
- Демоор Ж. Ненормальные дети, воспитание их дома и в школе. Перевод Р.Певзнер. М.5 Типография т-ва И. Д. Сытина, 1909.
- Дмитриев А.А. Дифференцированный подход к учащимся вспомогательных школ в процессе физического воспитания // Физ. воспитание детей в специальных школах. Горький, 1989. — С.82−85
- Дмитриев А. А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. Красноярск, 1987. -107 с.
- Дмитриев А. А. О совершенствовании физического воспитания во вспомогательной школе // Дефектология. 1984. — № 5. — С. 19−22
- Дмитриев А.А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. -Красноярск, 1990. -С. 3−12
- Дмитриев А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. М.: Советский спорт, 1991. — 32 с.
- Дмитриев А.А. Повторный метод выполнения физических упражнений учащимися вспомогательных школ как один из способов коррекции их двигательных нарушений // Физ. воспитание детей в специальных школах. -Горький, 1985. С. 64−69
- Добровольский В.К. Лечебная физическая культура при деформациях позвоночника // Лечебная физическая культура (под ред. проф. В.К. Добровольского). Медгиз, I960. -350 с.
- Дульнев Г. М. Вопросы коррекции развития умственно отсталых детей в процессе обучения // Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1971. — С. 19−26
- Дульнев Г. М., Задачи и методы воспитания учащихся вспомогательной школы // Воспитательная работа во вспомогательной школе / под.ред. Г. М. Дульнева. М.: АПН РСФСР, 1961. — 240 с.
- Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1981. -176 с.
- Дунаева З.М. Особенности пространственных представлений у детей с ЗПР м методы их коррекции: Дис. канд.иед.наук. М., 1980. -169 с.
- Ефименкова Л.Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М.: Просвещение, 1972.- 205 с.
- Журавлева Р.Я. Состояние орфографической грамотности учащихся вспомогательной школы // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. М.: Учпедгиз, 1949. — Вып.2. — С.3−40
- Завьялова Е.Н. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательных школ в процессе обучения их грамоте. Учебно-воспитательная работа в специальных школах. М., 1952. — Вып.1. — С.73−104
- Иванов С.М., Врачебный контроль и лечебная физкультура. М.: Медгиз, 1959.-403 с.
- Игонина Г. А. Виды дисграфии у учащихся 4-х классов вспомогательной школы // Изучение аномального ребенка и совершенствование учебновоспитательного процесса в специальных школах: Тезисы докладов. Минск, 1975. — С.99−100
- Калиниченко В.Г. Расстройство процесса письма у детей олигофренов // Изучение аномального ребенка и совершенствование учебно-воспитательного процесса в специальных школах: Тезисы докладов. Минск, 1975.- С. 100−101
- Карлеп К.К. Нарушения письма у учащихся вспомогательной школы с эстонским языком обучения: Дис. канд.пед.наук. М., 1973. — 183 с.
- Каше Г. А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы /Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Изд-во НИИД, 1957. — 83 с.
- Каше Г. А., Левина Р. Е. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов вспомогательной школы // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. М., 1954. — Вып.4. — С.96−112
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка). М.: Медицина, 1973. -143 с.
- Корнев И.П., Особенности течения трудовых процессов у отсталых детей // Психические особенности трудновоспитуемых и умственно отсталых детей / под ред.проф. В. И. Мясищева. М.: Изд. йнститута мозга, 1936.
- Крамаренко В.К., Ловейко И. Д., Руководство по коррегирующей гимнастике. М.: Медгиз, 1948.
- Кулак А.И. Физиология утомления при умственной и физической работе человека. Минск, 1968. — 272 с.
- Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы: Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 1978. — 88с.
- Лалаева Р.И., Яковлев С. Б. К вопросу об аспектах изучения нарушений письменной речи у детей // Изучение и коррекция речевых расстройств. Л., 1986. — С.92−96
- Лейкин М.И., Лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы // Лечебная физическая культура / под ред.проф. И.М.Саркизова-Серазини. М.: Изд. ФиС, 1960.-390 с.
- Леонтьев А.Н., Запорожец А. В., Восстановление движений. М.: Советская наука, 1945.
- Лесгафт П.Ф., Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Избр. педагогич. соч.- Т-2. М.: АПН РСФСР, 1952. — 336 с.
- Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.- под ред. Л. С. Волковой. М.: Просвещение, 1939. — 528 с.
- Лубовский В.И., Некоторые особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т.1. / отв. ред. А. Р. Лурия. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.- 420 с.
- Лубовский В.И., О роли второй сигнальной системы в выработке условных связей у нормального и умственно отсталого ребенка // Доклады АПН РСФСР, 1957. № 2.
- Лубовский В.И., Особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов различных клинических групп // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т.2. / отв. ред. А. Р. Лурия. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958.- 455 с.
- Лурия А.Р., Роль слова в формировании временных связей в нормальном и аномальном развитии. М. Д955,
- Лурия А.Р., Двигательный анализатор и проблема организации движения, // Вопросы психологии. 1957. — № 2.
- Луцкина Р.К. Особенности развития устной и письменной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1974. -16 с.
- Любомирский Л.Е., Влияние чередования различных по характеру учебных занятий на работоспособность учащихся IY класса // Известия АПН РСФСР. -М., 1959. Вып. 101. -428 с.
- Ляпидевский С.С. Дисграфия у детей и их патофизиологический анализ // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. 1953. — Вып.З. -С.42−79
- Лях В. И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект // Теория и практика физической культуры. -1991.- № 3. С.29−32
- Лях В. И. Критерий определения координационных способностей // Теория и практика физической культуры. 1991. -№ 11.- С.23−26
- Лях В. И. Новые исследования по возрастной физиологии // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 1. — С. 19−22
- Лях В. И. Развитие координационных способностей детей школьного возраста: Автореф.дис.док.пед.наук. М., 1991.
- Маркосян А.А., Физиологические основы производственного труда учащихся //Советская педагогика". -1961. № 7.
- Марциновская Е.Н. Нарушение обобщающей функции речи у умственно отсталых детей: Автореферат кандидатской диссертации. M. s 1955.
- Медведева В.М. Гигиеническое обоснование дифференцированного обучения начальных классах вспомогательной школы: Автореферат канд. дис.-М., 1978.
- Минский Е.М. Игры на перемене // Физическая культура в школе. 1984. -№ 5. — С.65−67
- Минский Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.: Просвещение, 1983.-190 с.
- Миронова З.С., Хейфец Л. З. Профилактика травм в спорте и доврачебная помощь. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 47 с.
- Мирский С.Л. Индивидуализация учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе // Дефектология. 1981. — № 2. — С. 11
- Мозговой В.М. Формирование спортивных двигательных навыков у умственно отсталых школьников 11−16 лет при обучении их гимнастическим упражнениям: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1977.
- Мозговой В.М. Роль игры на уроках физкультуры во вспомогательной школе //Тез.докл.6-х Всесоюз.пед.чтений. М., 1982. — С.41−42.
- Морозова М.Я., Петрова Е. Н. Грамматические игры для начальных классов. -М., 1963. 143 с.
- Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей. М.: Акад.пед.наук, 1961.-222 с.
- Мошков В.Н. Лечебная физическая культура в клинике внутренних болезней. М.: Медицина, 1977.- 375 с.
- Новик Ф.М. Хрестоматия по истории олигофренопедагогике. М., 1941. — 279 с.
- Нудельман М.М. Методы исследования воображения аномальных детей: Курс лекций. М: МГПИ, 1978. — 61с.
- ИЗ. О положении детей в Российской Федерации 1997 год: Ежегодный государственный доклад Минтруда и социального развития РФ. 1998. -111 с.
- Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособия для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов/ Под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
- Олейник М.В. Исследования влияния систематического применения индивидуально дозированных физических нагрузок на развитие двигательных способностей учащихся вспомогательной школы // Межвуз.сборник. Горький, 1989. — С.69−82
- Орлова Д.И. Некоторые особенности письма у учащихся 4-х классов вспомогательной школы //Специальная школа. -1965. Вып.4./116/. — С. 12−17
- Орлова Д.И. Нарушения произношения и письма у учащихся вспомогательной школы: Дис. канд.пед.наук. М., 1967. — 158 с.
- Основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1968. — 367 с.
- Основы математической статистики: Учебное пособие для институтов физической культуры/ Под общей ред. Иванова B.C. М.: Физкультура и спорт, 1990.- 176 с.
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /под ред. Шиф Ж. И. М.: Просвещение, 1965.- С. 3−9
- Парамонова Л.Г. К вопросу об аграматизме учащихся вспомогательных школ // Тезисы докладов Ш Всес.пед. чтен. М., 1973. — С. 224−225
- Парамонова Л.Г. Нарушение речи учащихся вспомогательных школ и пути их коррекции // Обучение во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1973. — С. 115−133
- Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 488 с.
- Певзнер М.С., Клиническая характеристика основных вариантов дефекта при олигофрении // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т.1. М.: АПН РСФСР, 1956. — 420 с.
- Певзнер М.С. Этиология, патогенез, клиника и классификация олигофрении // Учащиеся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1979. -С.89−135
- Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. -М.: Просвещение, 1968.- 157 с.
- Петрова В.Г. Психологические особенности развития письменной речи умственно отсталых школьников // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. М., 1972. С.7−27.
- Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1977.-220 с.
- Петрова В.Г. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1980. -169 с.
- Петрова В.Г. К проблеме дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых школьников // Тез. 9-ой научной сессии по дефектологии. М., 1983. — С.33−36.
- Петрова В.Г. Обучение учащихся 1−4 классов вспомогательной школы. -М: Просвещение, 1983. 96 с.
- Петрова В.Г. Исследования вербальной памяти умственно отсталых школьников // Дефектология. 1986. — № 5, — С. 3−7.
- Петрова В.Г. Общие вопросы олигофренопсихологии и особенности деятельности учащихся вспомогательной школы. М., 1993.-156 с.
- Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие, ч.1. Красноярск, 1994. -110 с.
- Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1977. — 128 с.
- Плоткина И.М. К вопросу о механизмах дисграфии, связанной с нарушением анализа и синтеза структуры слов и предложений у учащихся 12 класса вспомогательной школы // Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. JL, 1973. — С. 96−104
- Плоткина И.М. Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением анализа структуры слова у учащихся 1-го класса вспомогательной школы // Опыт изучения аномальных школьников. Л., 1978. — С.67−68
- Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост. к.п.н. Виноградова А. Д. М.: Просвещение, 1985. — 92 с.
- Практические занятия по психологии / Под ред. А.В. М., 1972. — 166с.
- Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1990. — 272 с.
- Программа специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
- Рахманова B.C. Особенности логопедической работы по устранению недостатков письменной речи у учащихся вспомогательной школы с узбекским языком обучения // Вопросы дефектологии. Ташкент, Ученые записки Таш.пед.ин-та. — 1973.- т.108. — С.32−38
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1970. -199 с.
- Рубцова А.Д., Лечебная физкультура при расстройствах осанки и сколиозах у школьников. М.: Медгиз, 1955.
- Рябцев М.И., Методика ручного труда: Пособие для учителей вспомогательной школы. М.: АПН РСФСР, 1954.
- Савченко М.А. Пути повышения эффективности преодоления дефектов звукопроизношения // Дефектология. 1978. — №. — С. 37−42
- Самыличев А.С. О воспитании двигательных способностей учащихся вспомогательной школы на уроках физической культуры. Дефектология, 1985, № 3, С.22−24
- Самыличев А.С. Физическое развитие учащихся вспомогательной школы //Дефектология, 1994.- № 1, — С.26−29
- Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей, 1846 (перевод с французского) СПБ., 1903.
- Сермеев Б.В. Формирование двигательных способностей у аномальных детей // Дефектология. 1980. — № 4. — С.36−42
- Смирнова Л.А. Нарушение понимания речи у младших умственно отсталых школьников II Дефектология. 1972. — № 1. — С.19−24
- Соботович Е.Ф., Гопиченко Е. М. О механизме нарушения дифференциации звуков в процессе письма умственно отсталых учащихся // ХХ1ХХ Герценовские чтения. Дефектология. Научные доклады. Л., 1976. -С.79−80
- Соботович Е.Ф., Гопиченко Е. М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов // Нарушения речи и голосау детей и взрослых: Межвуз.сб.науч.тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1979. -С.83−98
- Стасенков В.К., Лечебная физическая культура при деформациях //Лечебная физическая культура / под общей ред.проф.И.М.Саркизова-Серазини. М.: ФиС, 1960.
- Токарева О.А. Недостатки произношения и письма у умственно отсталых детей // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. -М., 1970. С. 126−135
- Токарева О.А. Расстройства письма у разных групп аномальных детей и принципы в работе по их устранению // Патология речи: Ученые записки МГПИим.В. И. Ленина.-М., 1971. Т.406. С.63−98
- Токарева О.А. Дисграфия у учеников вспомогательных школ и их коррекция // Расстройства речи и голоса в детском возрасте: Сборник трудов. -М., 1973.- С.132−144
- Толкачевская В.Ю., Розанова С. И., Значение совместной работы врача и учителя физкультуры для коррекции моторики и физического развития учащихся вспомогательной школы // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. Вып. П (79). М.: Учпедгиз, 1957.
- Трошин Г. Я., Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей, т.2. Изд. школы-лечебницы д-ра мед. Г. Я. Трошина, 1915.
- Усищева Ц.Л., Влияние на организм учащихся начальных классов круглогодичных занятий физической культурой на свежем воздухе. -М.:Известия АПН РСФСР, вып. 101., 1959,
- Уфимцева Л Л. Сохранение здоровья детей-олигофренов в процессе школьного обучения: Монография. Красноярск: ИПКРО, 1999. — 152с.
- Филипп Ж. И., Поль-Бонкур Г. Воспитание ненормальных детей (перевод с французского д-ра А.И.Багашева) / под ред. В. Е. Игнатьева. М.: Книгоизд. «Космос», 1911.
- Франкерберг Л.И. Предупреждение нарушений письма у учащихся 1−2 классов // Вопросы коррекционно-воспитательной работы во вспомогательной школе. Ташкент, 1973. С.22−27
- Фэк Г, Бубе X., Штюблер X., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. -IvL, Физкультура и спорт, 1978.
- Хомская Е.Д. К патологии взаимодействия сигнальных систем у умственно отсталых детей // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т.1. М.: АПН РСФСР, 1956.
- Чугунов С.А. Об отношении между умственной и моторной дефективностью у детей //Сб., посвященный 40-летию научной, врачебной и педагогической деятельности проф. Г. И. Россолимо. М.: Наркомздрав-Главнаука, 1925.
- Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., Изд. АПН РСФСР, 1959.
- Юровский С.Ю. Использование методов наглядного и словесного воздействия при обучении движений учащихся вспомогательных школ // Дефектология. 1980. — № 3. — С.33−37
- Язловецкий B.C. Антропометрические данные и функциональные показатели учащихся вспомогательных школ. Вопросы лечебного контроля и лечебной физкультуры. — Киев, 1969. — С.84−86