Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оздоровление и коррекция психофизического развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида в процессе обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1996;1997 учебном году в эксперименте участвовали две экспериментальные группы (2 «а» класс специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида Ks 111 и 2"б" класс специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида № 112) и две контрольные группы (2"б" класс специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида № 111 и 2"а" класс специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида № 112… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема коррекционно-оздоровительной направленности обучения в специальной (коррекционной) школе
    • 1. 1. Роль физических упражнений в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми. Г
    • 1. 2. Особенности коррекционно-образовательного процесса в младших классах специальных (коррекционных) школ VIII вида
    • 1. 3. Влияние учебного процесса на здоровье и психофизическое развитие детей с нарушенным интеллектом
  • Глава 2. Методика коррекционно-оздоровительных двигательных действий (ЬСОДД)
    • 2. 1. Алфавит телодвижений
    • 2. 2. Коррекционно-оздоровителльные игры в движении
    • 2. 3. Применение КОДД в различных формах учебно-воспитательной работы
      • 2. 3. 1. Использование методики КОДД на уроках
      • 2. 3. 2. Использование КОДД в режимных моментах
      • 2. 3. 3. Внеклассные и внешкольные формы использования КОДД
    • 2. 4. Оценка методики КОДД учителями физической культуры специальных (коррекционных) школ VIII вида
  • Глава 3. Влияние КОДД на оздоровление и психофизическое развитие учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ УШвида
    • 3. 1. Влияние КОДД на двигательную активность и работоспособность учащихся
    • 3. 2. Влияние КОДД на здоровье и коррекцию нарушений психофизического развития учащихся начальных классов
  • Выводы

Оздоровление и коррекция психофизического развития учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Известно, что с каждым годом уровень здоровья подрастающего поколения снижается. Выявляется все больше и больше детей с умственными и физическими отклонениями (62).

Можно предположить, что одним из существенных факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья детей школьного возраста, является традиционная организация учебно-воспитательного процесса в школе. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в ежегодном докладе «О положении детей в Российской Федерации (1997)»: среди учащихся младших классов число здоровых детей не превышает 10−12%, средних — 8%, старших — 5% (62). Такая статистика позволяет сделать вывод о том, что существующая организация процесса обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся.

Особенностью деятельности центральной нервной системы младших школьников является то, что детям этого возраста составляет большую трудность пребывание в неподвижном состоянии во время урока. Это приводит к быстрой утомляемости ребенка, так как статическое напряжение для детей гораздо утомительнее, чем динамическое. Кроме того, известно, что неподвижное сидение может привести к существенным расстройствам опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательных систем, процессов обмена, снижает устойчивость к болезням, работоспособность, приводит к нарушению осанки (16).

Большую часть урока школьники проводят сидя, в условиях малой подвижности, не реализуя свою биологическую потребность — высокую двигательную активность. Известно, что недостаток движения является для ученика одной из причин отставания не только в физическом, но и психическом развитии. Для полноценного психофизического развития детям необходимо много двигаться (особенно в младшем школьном возрасте) — бегать, прыгать, играть и т. п., о чем свидетельствует ряд исследований, указывающих на важнейшую роль движения в процессе развития физических и психических функций ребенка, функционального состояния головного мозга.

Утомление детей в начальной школе связано с тем, что школьники овладевают тремя основными навыками: пребыванием в статичном состоянии («сидением»), письмом и чтением. Первая ступень овладения этими действиями — умение (действие выполняется при непрерывном контроле сознания, зачастую с ошибками, привлечением ненужных групп мышц). Вторая ступень — навык — более совершенная форма овладения действием, обусловленная образованием устойчивых, прочных, слаженных связей в центральной нервной системе. Формирование навыка необходимо, но требует значительных энергозатрат, что, несомненно, обусловливает быстрое утомление ребенка.

В этой связи актуальным является увеличение двигательной активности школьников в режиме учебной деятельности. Мы предлагаем реализовать биологические потребности школьников в движении не через увеличение количества уроков физической культуры, а за счет использования двигательных действий на общеобразовательных уроках в начальных классах. Предлагается увеличивать двигательную активность детей при обучении письму, чтению, математике, так как эти предметы являются наиболее «трудными», согласно опросу учащихся начальных классов коррекционных школ. Именно на этих учебных занятиях дети быстрее утомляются, поэтому использование двигательных действий в игровой форме будет способствовать повышению работоспособности учащихся, поможет им избежать переутомления.

Проведенные нами исследования в специальных (коррекционных) школах VIII вида (вспомогательных школах) г. Красноярска показали, что в них, как и в общеобразовательных школах, существующая организация учебного процесса оказывает отрицательное воздействие на здоровье учеников, В специальных (коррекционных) школах VIII вида обучаются дети с нарушенным интеллектом. Они больше, чем их нормально развивающиеся сверстники, нуждаются в создании условий для удовлетворения биологических потребностей в движении, так как у них наблюдаются разнообразные дефекты психического и физического развития, обусловленные органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии.

Специальными исследованиями доказано, что дети с дефектами развития чаще, чем их нормальные сверстники, имеют физическую ослабленность, нарушения осанки, повышенную склонность к инфекционным заболеваниям. При исследовании познавательной деятельности детей с нарушенным интеллектом отмечены нарушения процессов восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики и др., что существенно затрудняет процесс их обучения и воспитания (26).

Большую роль в коррекционной работе играют занятия физической культурой. Наряду с решением основных задач — укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного физического развития, обучением двигательным умениям и навыкам — уроки физической культуры в специальной (коррекционной) школе YIII вида решают и коррек-ционные задачи путем преодоления недостатков физического развития и нарушений моторики умственно отсталых школьников.

Особую актуальность приобретает вопрос о расширении двигательной активности школьников с нарушением интеллекта в оздоровительных и коррекционных целях. Коррекционное обучение позволяет положительно влиять на двигательную сферу и познавательные процессы, повышая активность и целенаправленность деятельности. В этой связи становится актуальным поиск более эффективных путей воспитания и развития детей с нарушенным интеллектом, в частности, — содержания методов физического воспитания, направленных на повышение уровня двигательной подготовленности, формирования двигательных способностей и познавательной активности.

Цель исследования — разработать методику оздоровления и коррекции психофизического развитая учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ YTII вида в процессе обучения.

Задачи:

1. Изучить влияние организации процесса обучения на психофизическое развитие учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ YIII вида.

2. Выявить особенности процесса обучения учащихся начальных классов.

3. Разработать методику коррекционно-оздоровительных двигательных действий (КОДД).

4. Выявить влияние методики КОДД на состояние здоровья и коррекцию психофизического развития. учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ УШ вида.

Методы исследования. Выбор методов исследований, организация условий их проведения, а также обработка полученных данных проводились в соответствии с требованиями и учетом основных принципов и методов научных исследований в области теории и методики физического воспитания, олигофренопедагогики и специальной психологии.

В процессе работы на различных ее этапах для решения поставленных задач исследования использовались следующие методы: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, хронометрирование уроков с целью выявления отвлекаемости учащихся, анкетный опрос учителей физической культуры, психолого-педагогические наблюдения, педагогический эксперимент и контрольные испытания, математико-статистические методы (использование критерия Стьюдента).

Объект исследования: процесс обучения в начальных классах специальных (коррекционных) школ У1П вида.

Предмет исследования: содержание методики коррекционно-оздоровительных двигательных действий и ее влияние на состояние здоровья и психофизическое развитие учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Гипотеза.

Поскольку здоровье детей из года в год ухудшается, а система кор-рекционно-воспитательной работы требует совершенствования, нужны такие ^ формы и содержание коррекционно-оздоровительной работы, которые активизировали бы весь учебно-воспитательный процесс. На наш взгляд, такой методикой могла бы стать разработанная нами методика КОДД.

Предполагается, что использование методики КОДД в процессе обучения учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ YIII вида будет способствовать повышению уровня психофизического развития и состояния здоровья детей с нарушенным интеллектом. Это, в свою очередь, сыграет положительную роль в улучшении организации процесса обучения.

Научная новизна исследования:

• предложен новый методический подход к занятиям по физической культуре, русскому языку, ЛФК, логопедии и ритмике в начальных классах специальных (коррекционных) школ VIII вида;

• разработана методика коррекционно-оздоровительных двигательных действий в процессе обучения учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида;

• апробированы методические рекомендации для использования КОДД в специальных (коррекционных) школах VIII вида;

• изучено влияние КОДД на состояние здоровья и психофизическое развитие учащихся.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке методики коррекционно-оздоровительных двигательных действий и ее использовании в процессе обучения учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вйда русскому языку, физической культуре, ЛФК, логопедии. Предложены варианты рационального планирования занятий по физической культуре и русскому языку для учащихся, занимающихся по методике коррекционно-оздоровительных двигательных действий в процессе обучения в начальных классах специальных (коррекционных) школ Vin вида. Разработанная нами методика использования коррекционно-оздоровительных двигательных действий (КОДД) позволяет активизировать потенциальные возможности умственно отсталого ребенка для улучшения здоровья и повышения уровня психофизического развития в процессе обучения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современная организация учебного процесса в специальных (коррекционных) школах VIII вида не является оптимальной для удовлетворения биологической потребности организма учащихся начальных классов в движении. Наши данные позволяют сделать вывод о негативном влиянии организации учебного процесса на состояние здоровья и психофизическое развитие детей.

2. Изучение особенностей психофизического развития учащихся младших классов с нарушенным интеллектом позволяет утверждать, что дети нуждаются в повышении двигательной активности.

3. Для решения проблемы совершенствования процесса обучения учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида целесообразно включение в учебный процесс такой методики кор-рекционно-оздоровительных двигательных действий, которая могла бы быть использована как на уроках, так и во внеурочное время.

4. Предложенная нами методика КОДД оказывает положительное влияние на состояние здоровья и коррекцию психофизического развития детей с нарушением интеллекта.

Организация исследования. Научно-исследовательская работа проводилась с 1994 по 1999 год на базе специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида №№ Ши 112 г. Красноярска. Исследование проводилось в три этапа:

1-й этап — с 1994 по 1996 гг. — был посвящен изучению и анализу литературы, определению цели, задач, формированию гипотезы и плана исследования. За это время разработаны основы методики использования коррек-ционно-оздоровительных двигательных действий в процессе обучения учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

2-й этап — с 1996 по 1998 гг. На этом этапе работы проведен формирующий эксперимент с учащимися специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида №№ 111 и 112 г. Красноярска. Цель этого эксперимента — апробация методики для ее окончательного оформления, обоснование и доказательство положительного влияния методики на психофизическое развитие, состояние здоровья, умственную работоспособность и успеваемость учащихся.

В 1996;1997 учебном году в эксперименте участвовали две экспериментальные группы (2 «а» класс специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида Ks 111 и 2"б" класс специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида № 112) и две контрольные группы (2"б" класс специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида № 111 и 2"а" класс специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида № 112 города Красноярска). Для получения более достоверных результатов и упрощения обсчета оба экспериментальных класса были объединены в одну группу. Такое же объединение произошло и по контрольным классам. Учащиеся экспериментальных и контрольных групп имеют заключение психолого-медико-педагогической комиссии — олигофрения степени умеренной дебильности.

В течение всего учебного года учащиеся экспериментального класса занимались по методике КОДД на занятиях по русскому языку, физической культуре, ЛФК, логопедии, на больших переменах и в воспитательские часы во второй половине дня, а в контрольных классах проводились занятия по обычной программе. Для выяснения исходных и конечных данных уровня координационных способностей, физической подготовки, состояния сердечно-сосудистой системы, осанки, уровня фонематического слуха и грамотности учащиеся экспериментальной и контрольной групп были обследованы в начале и в конце эксперимента,. Кроме этого, в течение года проводились исследования для определения влияния методики на умственную работоспособность и отвлекаемость учащихся на уроках русского языка. С этой целью были проанализированы двадцать восемь уроков русского языка, на которых использовалась методика, и столько же уроков, проведенных без ее использования.

Кроме анализа успеваемости учащихся, их физического развития, было проведено исследование состояния здоровья детей (анализ заболеваемости в экспериментальной и контрольной группах).

С целью определения влияния методики использования коррекционно-оздоровительных двигательных действий на двигательную активность учащихся на уроках русского языка и физической культуры было проведено хронометрирование 47 уроков физической культуры и 65 уроков русского языка.

На основе данных, полученных в экспериментальной группе, изучения научно-методической литературы была проведена корректировка и окончательная разработка методики.

3-й этап — с 1998 по 1999 гг. Посвящен систематизации данных экспериментальной работы, обобщению результатов и уточнению выводов.

Проведение исследования в указанной последовательности позволило решить поставленные задачи.

Публикации. Основное содержание исследования отражено в печатных работах, список которых приведен в конце автореферата.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, выводов, списка литературы и приложений общим объемом 155 страниц машинописного текста. Работа содержит 40 таблиц и 20 рисунков.

Список литературы

включает 172 наименования.

110 Выводы.

1.Анализ научно-методической литературы по проблемам физического развития, физического воспитания, оздоровления учащихся с проблемами в развитии, показал следующее:

— для учащихся специальных (коррекционных) школ характерной особенностью является разнообразие дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением ЦНС различной этиологии;

— особую роль в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми играет физическое воспитание. Оно, наряду с задачами укрепления здоровья, закаливания, правильного физического развития детей, направлено одновременно и на решение коррекционных задач путем преодоления недостатков физического развития и нарушений моторики умственно отсталых школьников, что способствует компенсации интелектуальных и психических дефектов;

— одной из основных причин отставания учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ YIII вида в физическом развитии является — двигательная недостаточность. Традиционное построение урока не реализует биологической потребности ребенка в движении.

2.0пираясь на анализ научно-методической литературы и результаты проведенного исследования, мы разработали методику использования коррекционно-оздоровительных двигательных действий (КОДД) в процессе обучения учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида. Ее можно использовать в работе с учащимися 1−4-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках физической культуры, русского языка, ритмики, на занятиях по логопедии, ЛФК, а также во внеурочное время. Составляющими методики КОДД являются «Алфавит телодвижений» и коррекционно-оздоровительные игры в движении.

3. На основе анализа протоколов хронометрирования уроков русского языка в экспериментальных и контрольных классах были сделаны следующие выводы:

— предлагаемая нами методика включает в себя большое количество разнообразных движений и не требует большого времени для объяснений.

— методика КОДД увеличивает двигательную активность учащихся на уроке русского языка на 32.5%;

— использование методики КОДД на уроке русского языка позволяет чередовать умственную и физическую нагрузку, что исключает переутомление детей с нарушенным интеллектом;

— использование методики КОДД в процессе обучения учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ на уроках русского языка положительно влияет на зрительную (умственную) работоспособность.

4, За период эксперимента такое физическое качество, как гибкость, возросло в экспериментальной группе на 12,0%, в контрольной группе — на 6,5%;

— в скоростно-силовых упражнениях (прыжки толчком двумя ногами) учащиеся экспериментальной группы тоже значительно увеличили свои результаты по сравнению с учащимися контрольной группы. Разница прироста между экспериментальными и контрольными группами составила 1,5 см.

— прирост показателей быстроты в беге на 30 метров в экспериментальных группах составил на 0,6 сек. больше, чем в контрольных группах.

5. Значительно возросли показатели, характеризующие функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (ССС) детского организма. С помощью теста Руффье-Диксопа было установлено, что средние показатели состояния ССС в экспериментальных классах возросли на 1.8 усл. единиц, а в контрольных классах изменения не наблюдались.

6. Обследуя состояние осанки учащихся экспериментальных и контрольных классов до и после эксперимента, мы выявили, что использование методики КОДД не ухудшает состояние осанки детей.

7. Используя методику КОДД в процессе обучения учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ, в частности «алфавит телодвижений», мы добились значительного улучшения показателей такого психофизического качества, как двигательная память (в экспериментальной группе средние показатели объема двигательной памяти возросли на 10%, в контрольной на 1,4%).

8. При анализе количества ошибок в контрольных диктантах нами получены следующие результаты: у учащихся экспериментальных классов количество ошибок в диктантах снизилось в конце года на 55,1% по сравнению с диктантами в начале годау учащихся первого контрольного класса количество ошибок в диктантах уменьшилось на 35,2%- у учащихся экспериментальной группы возросли показатели по всем 4-м параметрам соответственно на 30,0%, 28,9%, 38,9%, 42,2%, в среднем на 34,9%;

— у учащихся контрольной группы показатели возросли на 10,0%, 3,33%, 8,9%, 3,3%, в среднем на 6,3%.

9. При исследовании способности учащихся экспериментальных и контрольных классов управлять координационными двигательными действиями выявлена определенная динамика роста показателей. Так, улучшились показатели способности к кинестезическому дифференцированию у учеников экспериментального класса. Эти показатели говорят о более низкой способности учеников контрольных классов управлять двигательными действиями по сравнению с детьми экспериментальных, а также свидетельствуют и о низком уровне развития двигательного анализатора.

Анализ результатов тестов (на отведение руки в сторону с закрытыми глазами на определенную высоту, «Бег к пронумерованным мячам», на равновесие) показали, что учащиеся экспериментальной группы в конце эксперимента значительно улучшили свои результаты по сравнению с контрольной группой (соответственно на 68,3%, 27,3%, 16,6%).

10. Средние арифметические значения отвлекаемости детей олигофренов экспериментальных и контрольных классов на разных уроках показывают, что в течение дня двигательная активность учеников изменяется: на первом и пятом уроках она увеличивается, а в середине учебного дня обнаруживается тенденция более стабильного поведения и работоспособности. Характеризуя в целом динамику работоспособности младших школьников с нарушением интеллекта в течение дня, можно отметить, что количество отвлечений у учащихся экспериментальных классов значительно ниже, чем у детей контрольных классов.

11. В экспериментальных классах активность учеников на уроке возрастает, а количество отвлечений снижается. Отвлекаемость учеников контрольных классов почти на 16,6% больше чем их активность, тогда как отвлекаемость учащихся экспериментального класса на 37,6% ниже, чем их активность на уроке.

Исходя из полученных данных исследования, мы выявили эффективность использования КОДД для оздоровления и коррекции психофизического развития детей-олигофренов, что дает возможность говорить о целесообразности внедрения методики в учебный процесс начальных классов специальных (коррекционных) школ YIII вида.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.Г. Состояние некоторых навыков пространственной ориентировки у младших умственно отсталых школьников// Дефектология, 1997. С.38−42
  2. Д.И., Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы // Учебно-воспитательная работа в специальных школах, вып.1.- М.: Учпедгиз, 1943.
  3. И.П., Темп работы учащихся вспомогательной школы в трудовых процессах и педагогические пути его повышения: Диссертация на соискание ученой степени кандидата пед.наук. М., 1946.
  4. А.К. Методика преподавания русского языка во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1966. — 92 с.
  5. А.К., Якубовская Э. В. Сборник диктантов для вспомогательной школы (1−4 кл.): Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980.- 160 с.
  6. А.К., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1−4 классах вспомогательной школы. Вологда, 1987.-210 с.
  7. Л.И., О введении в первых классах ежедневных занятий физическими упражнениями и подвижных игр. Известия АПН РСФСР, вып.101. М., 1959.-428 с.
  8. Л.И. Некоторые особенности динамики связной устной речи у учащихся-олигофренов с речевыми нарушениями // Вопросы совершенствования коррекционно-воспитательной работы во вспомогательной школе. Минск, 1977. — С. 11−20
  9. Л.И. К динамике речевого развития умственно отсталых учащихся с нарушениями речи. Дефектология. 1977. С.27−34
  10. Ю.Антропова М. В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. -М.- 1974. -136 с.
  11. И.Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968.- 249 с.
  12. А., Эйзен С. Статистический анализ: Подход с использованием ЭВМ, пер. с английского.- М.: Мир, 1982. 488 е., ил.
  13. .А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1973. — 152 с.
  14. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. С. 11−14
  15. Р.Д. Пути исправления дефектов, моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1963. -20 с.
  16. В.Ф., Уфимцева Л. П., Оладо Э. Я., Гуров В. А. Повышение здоровья школьников за счет построения учебного процесса в режиме «динамических поз» // Новые исследования по возрастной физиологии. 1988 — № 2. — С.69−73
  17. В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структуре учебного процесса, — Сергиев Посад, 1995.-31 с.
  18. И.М. Психология умственно отсталого школьника, М.: Просвещение, 1987. С. 50−56
  19. .В. Махачкала. Май 1994 г. // Дефектология. 1994. — № 6. -С.88
  20. P.M., Левина Р. Е. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей // Известия Акад. Пед. Наук. 1948. — Вып. 15. — С. 167 191
  21. Н.П. Особенности моторики детей олигофренов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1970.-23 с.
  22. Н.П. Психомоторика детей олигофренов. М.: Просвещение, 1976. -104 с.
  23. С.И. К вопросу обучения грамоте учащихся коррекционных учреждений средствами движений. Проблемы диагностики, коррекции, валеологии в специальном (коррекционном) образовании. Сборник статей. -Красноярск: Изд-во КГПУ, 1996.- С. 66
  24. М.И. Активный отдых // Теория и практика физической культуры. 1968. — № 19. — С. 70−74
  25. В.В. Готовность старших умственно отсталых дошкольников к обучению грамоте // Дефектология. 1995. — № 1. — С. 66−71
  26. В.В. Преодоление недостатков письма у учащихся младших классов вспомогательной школы. // Специальная школа. Вып.4. М., 1968. — С. 42−46
  27. В.В. О некоторых причинах нарушения фонетического письма учащихся вспомогательных школ.//Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. М., 1970. С.72−73
  28. В.В. Дифференцированный подход при обучении правописанию учащихся младших классов вспомогательной школы: Дис. канд.пед.наук. -М.,-1971.- 182 с.
  29. В.В. Особенности обучения письму учащихся вспомогательной школы. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. М., 1972. С 28−42
  30. В.В. Проблемы дифференциации учащихся вспомогательной школы // Совершенствование методов обучения и воспитания учащихся: Тез.докл. У1 Всеслед.чтен.- М., 1982. С.4−5
  31. JI.C. Собрание сочинений в б-ти томах. М.: Педагогика, 1983,-Т.5.-367 с.
  32. Л.С. К психологии и педагогике детской деффективиости // Дефектология.- 1974. № 3. — С.71−76
  33. Р.Д., Качественные нарушения движений детей, страдающих олигофренией, и коррекционная работа: Тезисы докладов четвертой научной сессии по вопросам дефектологии (26−29 марта 1962 г.). М.: Изд. АПН РСФСР, 1962.- С. 33−38
  34. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений // Вестник образования. № 10. -197. — С. 8−48
  35. М.Ф. Методика русского языка в начальной вспомогательной школе. М.: Учпедгиз, 1935. — 112 с.
  36. М.Ф. Обучение грамоте во вспомогательной школе (Пособие для учителей). М.: Учпедгиз, 1957. — 126 с.
  37. М.Ф. Обучение русскому языку в младших классах вспомогательной школы. М.: Учпедгиз, 1959. — 246 с.
  38. М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1965. -272с.40Холубева З. Е. Влияние занятий физической культурой на открытом воздухе на закаляемость организма учащихся //Физическая культура в школе. 1962. — № 7. С.12−16
  39. Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых школьников младших классов и пути их преодоления (на материале украинского языка): Дис.канд.пед.наук. JL, 1979. — 178 с.
  40. В.В., Культура тела. Двигательные средства физической культуры. М.: Изд. НКЗД927.
  41. В.В., Физические упражнения, соответствующие данному возрасту//Избранные произведения. М.: ФиС, 1951. — Т. 1.- 319 с.
  42. А.Н., Очерки по олигофренопедагогике. М.: Учпедгиз, 1961.
  43. Е.Н. Практические занятия по грамматике в младших классах вспомогательной школы // Ученые записки МГПИ. 1933. — Т.81. — Вып.6. -С.153−170
  44. Ф.Ф. К вопросу клинико-педагогической диагностики нарушений письма у детей олигофренов. Коррекционная учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. Свердловск, 1973. — Вып. 2. — С. 69−76
  45. Г. И. Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе (на материале 1-го класса). Учебное пособие. Л., 1979. — 68 с.
  46. . Ненормальные дети, воспитание их дома и в школе. Перевод Р.Певзнер. М.5 Типография т-ва И. Д. Сытина, 1909.
  47. А.А. Дифференцированный подход к учащимся вспомогательных школ в процессе физического воспитания // Физ. воспитание детей в специальных школах. Горький, 1989. — С.82−85
  48. А. А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания. Красноярск, 1987. -107 с.
  49. А. А. О совершенствовании физического воспитания во вспомогательной школе // Дефектология. 1984. — № 5. — С. 19−22
  50. А.А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. -Красноярск, 1990. -С. 3−12
  51. А.А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. М.: Советский спорт, 1991. — 32 с.
  52. А.А. Повторный метод выполнения физических упражнений учащимися вспомогательных школ как один из способов коррекции их двигательных нарушений // Физ. воспитание детей в специальных школах. -Горький, 1985. С. 64−69
  53. В.К. Лечебная физическая культура при деформациях позвоночника // Лечебная физическая культура (под ред. проф. В.К. Добровольского). Медгиз, I960. -350 с.
  54. Г. М. Вопросы коррекции развития умственно отсталых детей в процессе обучения // Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1971. — С. 19−26
  55. Г. М., Задачи и методы воспитания учащихся вспомогательной школы // Воспитательная работа во вспомогательной школе / под.ред. Г. М. Дульнева. М.: АПН РСФСР, 1961. — 240 с.
  56. Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1981. -176 с.
  57. З.М. Особенности пространственных представлений у детей с ЗПР м методы их коррекции: Дис. канд.иед.наук. М., 1980. -169 с.
  58. Л.Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М.: Просвещение, 1972.- 205 с.
  59. Р.Я. Состояние орфографической грамотности учащихся вспомогательной школы // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. М.: Учпедгиз, 1949. — Вып.2. — С.3−40
  60. Е.Н. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательных школ в процессе обучения их грамоте. Учебно-воспитательная работа в специальных школах. М., 1952. — Вып.1. — С.73−104
  61. С.М., Врачебный контроль и лечебная физкультура. М.: Медгиз, 1959.-403 с.
  62. Г. А. Виды дисграфии у учащихся 4-х классов вспомогательной школы // Изучение аномального ребенка и совершенствование учебновоспитательного процесса в специальных школах: Тезисы докладов. Минск, 1975. — С.99−100
  63. В.Г. Расстройство процесса письма у детей олигофренов // Изучение аномального ребенка и совершенствование учебно-воспитательного процесса в специальных школах: Тезисы докладов. Минск, 1975.- С. 100−101
  64. К.К. Нарушения письма у учащихся вспомогательной школы с эстонским языком обучения: Дис. канд.пед.наук. М., 1973. — 183 с.
  65. Г. А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы /Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Изд-во НИИД, 1957. — 83 с.
  66. Г. А., Левина Р. Е. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов вспомогательной школы // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. М., 1954. — Вып.4. — С.96−112
  67. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка). М.: Медицина, 1973. -143 с.
  68. И.П., Особенности течения трудовых процессов у отсталых детей // Психические особенности трудновоспитуемых и умственно отсталых детей / под ред.проф. В. И. Мясищева. М.: Изд. йнститута мозга, 1936.
  69. В.К., Ловейко И. Д., Руководство по коррегирующей гимнастике. М.: Медгиз, 1948.
  70. А.И. Физиология утомления при умственной и физической работе человека. Минск, 1968. — 272 с.
  71. Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы: Пособие для логопедов. М.: Просвещение, 1978. — 88с.
  72. Р.И., Яковлев С. Б. К вопросу об аспектах изучения нарушений письменной речи у детей // Изучение и коррекция речевых расстройств. Л., 1986. — С.92−96
  73. М.И., Лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы // Лечебная физическая культура / под ред.проф. И.М.Саркизова-Серазини. М.: Изд. ФиС, 1960.-390 с.
  74. А.Н., Запорожец А. В., Восстановление движений. М.: Советская наука, 1945.
  75. П.Ф., Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Избр. педагогич. соч.- Т-2. М.: АПН РСФСР, 1952. — 336 с.
  76. Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.- под ред. Л. С. Волковой. М.: Просвещение, 1939. — 528 с.
  77. В.И., Некоторые особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т.1. / отв. ред. А. Р. Лурия. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.- 420 с.
  78. В.И., О роли второй сигнальной системы в выработке условных связей у нормального и умственно отсталого ребенка // Доклады АПН РСФСР, 1957. № 2.
  79. В.И., Особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов различных клинических групп // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т.2. / отв. ред. А. Р. Лурия. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958.- 455 с.
  80. А.Р., Роль слова в формировании временных связей в нормальном и аномальном развитии. М. Д955,
  81. А.Р., Двигательный анализатор и проблема организации движения, // Вопросы психологии. 1957. — № 2.
  82. Р.К. Особенности развития устной и письменной речи учащихся вспомогательной школы в процессе обучения: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1974. -16 с.
  83. Л.Е., Влияние чередования различных по характеру учебных занятий на работоспособность учащихся IY класса // Известия АПН РСФСР. -М., 1959. Вып. 101. -428 с.
  84. С.С. Дисграфия у детей и их патофизиологический анализ // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. 1953. — Вып.З. -С.42−79
  85. Лях В. И. Взаимоотношения координационных способностей и двигательных навыков: теоретический аспект // Теория и практика физической культуры. -1991.- № 3. С.29−32
  86. Лях В. И. Критерий определения координационных способностей // Теория и практика физической культуры. 1991. -№ 11.- С.23−26
  87. Лях В. И. Новые исследования по возрастной физиологии // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 1. — С. 19−22
  88. Лях В. И. Развитие координационных способностей детей школьного возраста: Автореф.дис.док.пед.наук. М., 1991.
  89. А.А., Физиологические основы производственного труда учащихся //Советская педагогика". -1961. № 7.
  90. Е.Н. Нарушение обобщающей функции речи у умственно отсталых детей: Автореферат кандидатской диссертации. M. s 1955.
  91. В.М. Гигиеническое обоснование дифференцированного обучения начальных классах вспомогательной школы: Автореферат канд. дис.-М., 1978.
  92. Е.М. Игры на перемене // Физическая культура в школе. 1984. -№ 5. — С.65−67
  93. Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. М.: Просвещение, 1983.-190 с.
  94. З.С., Хейфец Л. З. Профилактика травм в спорте и доврачебная помощь. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 47 с.
  95. С.Л. Индивидуализация учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе // Дефектология. 1981. — № 2. — С. 11
  96. В.М. Формирование спортивных двигательных навыков у умственно отсталых школьников 11−16 лет при обучении их гимнастическим упражнениям: Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1977.
  97. В.М. Роль игры на уроках физкультуры во вспомогательной школе //Тез.докл.6-х Всесоюз.пед.чтений. М., 1982. — С.41−42.
  98. М.Я., Петрова Е. Н. Грамматические игры для начальных классов. -М., 1963. 143 с.
  99. Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей. М.: Акад.пед.наук, 1961.-222 с.
  100. В.Н. Лечебная физическая культура в клинике внутренних болезней. М.: Медицина, 1977.- 375 с.
  101. Ф.М. Хрестоматия по истории олигофренопедагогике. М., 1941. — 279 с.
  102. М.М. Методы исследования воображения аномальных детей: Курс лекций. М: МГПИ, 1978. — 61с.
  103. ИЗ. О положении детей в Российской Федерации 1997 год: Ежегодный государственный доклад Минтруда и социального развития РФ. 1998. -111 с.
  104. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособия для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов/ Под ред. В. В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
  105. М.В. Исследования влияния систематического применения индивидуально дозированных физических нагрузок на развитие двигательных способностей учащихся вспомогательной школы // Межвуз.сборник. Горький, 1989. — С.69−82
  106. Д.И. Некоторые особенности письма у учащихся 4-х классов вспомогательной школы //Специальная школа. -1965. Вып.4./116/. — С. 12−17
  107. Д.И. Нарушения произношения и письма у учащихся вспомогательной школы: Дис. канд.пед.наук. М., 1967. — 158 с.
  108. Основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1968. — 367 с.
  109. Основы математической статистики: Учебное пособие для институтов физической культуры/ Под общей ред. Иванова B.C. М.: Физкультура и спорт, 1990.- 176 с.
  110. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /под ред. Шиф Ж. И. М.: Просвещение, 1965.- С. 3−9
  111. Л.Г. К вопросу об аграматизме учащихся вспомогательных школ // Тезисы докладов Ш Всес.пед. чтен. М., 1973. — С. 224−225
  112. Л.Г. Нарушение речи учащихся вспомогательных школ и пути их коррекции // Обучение во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1973. — С. 115−133
  113. М.С. Дети-олигофрены. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 488 с.
  114. М.С., Клиническая характеристика основных вариантов дефекта при олигофрении // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т.1. М.: АПН РСФСР, 1956. — 420 с.
  115. М.С. Этиология, патогенез, клиника и классификация олигофрении // Учащиеся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1979. -С.89−135
  116. В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. -М.: Просвещение, 1968.- 157 с.
  117. В.Г. Психологические особенности развития письменной речи умственно отсталых школьников // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. М., 1972. С.7−27.
  118. В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1977.-220 с.
  119. В.Г. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1980. -169 с.
  120. В.Г. К проблеме дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых школьников // Тез. 9-ой научной сессии по дефектологии. М., 1983. — С.33−36.
  121. В.Г. Обучение учащихся 1−4 классов вспомогательной школы. -М: Просвещение, 1983. 96 с.
  122. В.Г. Исследования вербальной памяти умственно отсталых школьников // Дефектология. 1986. — № 5, — С. 3−7.
  123. В.Г. Общие вопросы олигофренопсихологии и особенности деятельности учащихся вспомогательной школы. М., 1993.-156 с.
  124. В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие, ч.1. Красноярск, 1994. -110 с.
  125. .И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1977. — 128 с.
  126. И.М. К вопросу о механизмах дисграфии, связанной с нарушением анализа и синтеза структуры слов и предложений у учащихся 12 класса вспомогательной школы // Психические и речевые нарушения у детей и пути их коррекции. JL, 1973. — С. 96−104
  127. И.М. Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением анализа структуры слова у учащихся 1-го класса вспомогательной школы // Опыт изучения аномальных школьников. Л., 1978. — С.67−68
  128. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост. к.п.н. Виноградова А. Д. М.: Просвещение, 1985. — 92 с.
  129. Практические занятия по психологии / Под ред. А.В. М., 1972. — 166с.
  130. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1990. — 272 с.
  131. Программа специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). М.: Просвещение, 1990. — 319 с.
  132. B.C. Особенности логопедической работы по устранению недостатков письменной речи у учащихся вспомогательной школы с узбекским языком обучения // Вопросы дефектологии. Ташкент, Ученые записки Таш.пед.ин-та. — 1973.- т.108. — С.32−38
  133. С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1970. -199 с.
  134. А.Д., Лечебная физкультура при расстройствах осанки и сколиозах у школьников. М.: Медгиз, 1955.
  135. М.И., Методика ручного труда: Пособие для учителей вспомогательной школы. М.: АПН РСФСР, 1954.
  136. М.А. Пути повышения эффективности преодоления дефектов звукопроизношения // Дефектология. 1978. — №. — С. 37−42
  137. А.С. О воспитании двигательных способностей учащихся вспомогательной школы на уроках физической культуры. Дефектология, 1985, № 3, С.22−24
  138. А.С. Физическое развитие учащихся вспомогательной школы //Дефектология, 1994.- № 1, — С.26−29
  139. Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей, 1846 (перевод с французского) СПБ., 1903.
  140. .В. Формирование двигательных способностей у аномальных детей // Дефектология. 1980. — № 4. — С.36−42
  141. Л.А. Нарушение понимания речи у младших умственно отсталых школьников II Дефектология. 1972. — № 1. — С.19−24
  142. Е.Ф., Гопиченко Е. М. О механизме нарушения дифференциации звуков в процессе письма умственно отсталых учащихся // ХХ1ХХ Герценовские чтения. Дефектология. Научные доклады. Л., 1976. -С.79−80
  143. Е.Ф., Гопиченко Е. М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов // Нарушения речи и голосау детей и взрослых: Межвуз.сб.науч.тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1979. -С.83−98
  144. В.К., Лечебная физическая культура при деформациях //Лечебная физическая культура / под общей ред.проф.И.М.Саркизова-Серазини. М.: ФиС, 1960.
  145. О.А. Недостатки произношения и письма у умственно отсталых детей // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. -М., 1970. С. 126−135
  146. О.А. Расстройства письма у разных групп аномальных детей и принципы в работе по их устранению // Патология речи: Ученые записки МГПИим.В. И. Ленина.-М., 1971. Т.406. С.63−98
  147. О.А. Дисграфия у учеников вспомогательных школ и их коррекция // Расстройства речи и голоса в детском возрасте: Сборник трудов. -М., 1973.- С.132−144
  148. В.Ю., Розанова С. И., Значение совместной работы врача и учителя физкультуры для коррекции моторики и физического развития учащихся вспомогательной школы // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. Вып. П (79). М.: Учпедгиз, 1957.
  149. Г. Я., Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей, т.2. Изд. школы-лечебницы д-ра мед. Г. Я. Трошина, 1915.
  150. Ц.Л., Влияние на организм учащихся начальных классов круглогодичных занятий физической культурой на свежем воздухе. -М.:Известия АПН РСФСР, вып. 101., 1959,
  151. Уфимцева Л Л. Сохранение здоровья детей-олигофренов в процессе школьного обучения: Монография. Красноярск: ИПКРО, 1999. — 152с.
  152. . И., Поль-Бонкур Г. Воспитание ненормальных детей (перевод с французского д-ра А.И.Багашева) / под ред. В. Е. Игнатьева. М.: Книгоизд. «Космос», 1911.
  153. Л.И. Предупреждение нарушений письма у учащихся 1−2 классов // Вопросы коррекционно-воспитательной работы во вспомогательной школе. Ташкент, 1973. С.22−27
  154. Фэк Г, Бубе X., Штюблер X., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. -IvL, Физкультура и спорт, 1978.
  155. Е.Д. К патологии взаимодействия сигнальных систем у умственно отсталых детей // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка, т.1. М.: АПН РСФСР, 1956.
  156. С.А. Об отношении между умственной и моторной дефективностью у детей //Сб., посвященный 40-летию научной, врачебной и педагогической деятельности проф. Г. И. Россолимо. М.: Наркомздрав-Главнаука, 1925.
  157. М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., Изд. АПН РСФСР, 1959.
  158. С.Ю. Использование методов наглядного и словесного воздействия при обучении движений учащихся вспомогательных школ // Дефектология. 1980. — № 3. — С.33−37
  159. B.C. Антропометрические данные и функциональные показатели учащихся вспомогательных школ. Вопросы лечебного контроля и лечебной физкультуры. — Киев, 1969. — С.84−86
Заполнить форму текущей работой