Развитие гибкости при обучении элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике
Диссертация
На первом этапе применяется «суставная гимнастика» для освоения элементов «школы». В эту группу движений входят упражнения, направленные на увеличение подвижности в голеностопных суставах (пассивно-статические и пассивно-динамические), которые необходимо применять перед беговыми и прыжковыми упражнениями (для формирования базового навыка отталкивания), перед упражнениями для освоения равновесий… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
- 1. 1. Значение гибкости для обучения элементам технической подготовки в художественной гимнастике
- 1. 2. Средства, применяемые для развития гибкости с учетом возрастных особенностей детей, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки
- 1. 3. Построение учебно-тренировочных занятий художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки
Список литературы
- Алисов, Н. Я. Исследование гибкости и экспериментальное обоснование методики её развития : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Я. Алисов. -Л., 1971.-18 с.
- Ананьева, Н. А. Физической развитие и адаптивные возможности школьников / Н. А. Ананьева, Ю. А. Ямпольская // Вестник Российской АМН. 1993. — № 5. — С. 19−24.
- Анцыперов, В. В. Система начального обучения юных гимнастов технике двигательных действий : автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. В. Анцыперов. Волгоград, 2008. — 53 с.
- Аркаев, Л. Я. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса / Л. Я. Аркаев, Н. Г. Сучилин // Теория и практика физической культуры. — 1997. № 11. — С. 17−25.
- Аркаев, Л. Я. Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной команды страны): дис.. канд. пед. наук в виде науч. докл. / Л. Я. Аркаев. СПб., 1994. — 43 с.
- Аэробика: теория методика проведения занятий: учебное пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений физ. культуры / под общ. ред. Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестакова. М.: СпортАкадемПресс, 2006. -304 с.
- Баёва, Н. А. Анатомия и физиология детей младенческого и дошкольного возраста : учебное пособие / Н. А. Баёва, О. В. Погадаева — СибГУФК. -Омск: Изд-во СибГУФК, 2003. 72 с.
- Бакулина, Е. Д. Взаимосвязь изменения правил соревнований и исполнения элементов в композициях художественной гимнастики : дис.. канд. пед. наук / Е. Д. Бакулина. М., 2006. — 208 с.
- Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека : монография / В. К. Бальсевич. М.: Теория и практика физ. культуры, 2000. — 274 с.
- Барышникова, Т. К. Азбука хореографии / Т. К. Барышникова. СПб.: Респекс, 1996. — 256 с.
- Бауэр, В. А. Рациональное дозирование нагрузок при обучении технике движений детей шестилеток / В. А. Бауэр, С. С. Солодков // Теория и практика физической культуры. — 1990. № 11. — С. 18−21.
- Безматерных, Н. Г. Начальная техническая подготовка девочек 7−9 лет с применением специальных упражнений и тренажерных устройств в спортивной аэробике : дис.. канд. пед. наук / Н. Г. Безматерных. Омск, 2006.-135 с.
- Береснева, И. А. Особенности развития гибкости у художественных гимнасток 5−7 лет разных соматотипов / И. А. Береснева, К. А. Ефимова, А. Б. Юшин // Физической культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. — № 6. — С. 36−39.
- Бирюк, Е. В. Исследование функции равновесия тела и пути её совершенствования при занятиях художественной гимнастикой : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Бирюк. М., 1972. — 29 с.
- Бланин, А. А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности и соматотипа : автореф. дис.. канд. пед. наук / А. А. Бланин. — Малаховка, 2000. 21 с.
- Борисанова, Э. Г. Выворотность ног, подъем стопы и упражнения для их развития / Э. Г. Борисанова // Спортивные танцы: бюллетень: материалы V Всерос. науч.-метод. конф. по проблемам развития спортивных танцев / РГАФК.-М., 2001. -№ 1.-С. 16−19.
- Борисенко, С. И. Повышение исполнительского мастерства гимнасток на основе совершенствования хореографической подготовки : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. И. Борисенко. СПб., 2000. — 21 с.
- Бормотов, А. С. Исследование техники и методики изучения сложных гимнастических упражнений, требующих высокой подвижности в суставах верхних конечностей : автореф. дис.. канд. пед. наук / А. С. Бормотов. М., 1971. -22 с.
- Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. 5-е изд. — JI.: Искусство, 1980. — 56 с.
- Вайнбаум, Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я. С. Вайнбаум. М.: Просвещение, 1991. — 65 с. — (Б-ка учителя физ. культуры).
- Васильев, О. С. «Выворотность» как способ расширения топологии пространства движения / О. С. Васильев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002. — № 4. — С. 47−49.
- Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1988. -331 с.: ил. — (Наука-спорту).
- Ветошкина, Э. В. Прыгучесть и прыжковая выносливость у занимающихся художественной гимнастикой / Э. В. Ветошкина // Гимнастика, 1971: сб. ст. / сост. В. М. Смолевский. М., 1971. — Вып.2. -С. 53−55.
- Ветошкина, Э. В. Совершенствование технического мастерства в прыжковых упражнениях художественной гимнастики : автореф. дис.. канд. пед. наук / Э. В. Ветошкина. М., 1981.-23 с.
- Винер, И. А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике : автореф. дис.. канд. пед. наук / И. А. Винер. СПб., 2003. — 20 с.
- Винер, И. А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике / И. А. Винер // Теория и практика физической культуры. — 2006. № 10. -С. 28−29.
- Вишнякова, С. В. Совершенствование функциональных возможностей спортсменок на начальных этапах подготовки в художественной гимнастике : учеб.-метод. пособие / С. В. Вишнякова, И. Н. Солопов, Б. М. Замов — ВГАФК. Волгоград: б. и., 1998. — 54 с.
- Влияние сил инерции на проявление принципа «симметрия-асимметрия» при выполнении элементарных движений / В. Ф. Костюченко и др. // Ученые записки университета / СПбГУФК. СПб., 2007. — № 11 (33). — С. 44−47.
- Волков, JI. В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом : автореф. дис.. д-ра пед. наук / J1. В. Волков. М., 1988. — 38 с.
- Волков, JI. В. Физические способности детей и подростков / JI. В. Волков.-Киев: Здоров, я, 1981. 118 с.
- Выготский, JI. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика Пресс, 1999. — 536 с. — (Психология: Классические труды).
- Гавердовский, Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика: монография / Ю. К. Гавердовский. — М.: Физкультура и Спорт, 2007. — 912 с.: ил.
- Гавердовский, Ю. К. Не только по программе (о специализированной технической подготовке в гимнастике) / Ю. К. Гавердовский // Гимнастика, 1978: сб. ст. / сост. В. М. Смолевский. М., 1978. — Вып. 2. -С. 18−28.
- Гавердовский Ю. К. Профилирующие гимнастические упражнения / Ю. К. Гавердовский, В. И. Малезин // Гимнастика, 1975: сб. ст. / сост. В. М. Смолевский.-М., 1975.-Вып. 1.-С. 17−20.
- Гармаев, В. Б. Методика воспитания силовых способностей и гибкости у тайбоксеров 15−17-летнего возраста на этапе углубленной специализации : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Б. Гармаев. М., 2007. — 22 с.
- Говорова, М. А. Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике / М. А. Говорова, А. В. Плешкань. -М.: Всерос. Федерация худож. гимнастики, 2001. 52 с.
- Горащук, В. П. Дозирование физических нагрузок при развитии основных двигательных качеств у школьников 6−7 лет : автореф. дис.. канд. пед. наук/В. П. Горащук. -М., 1985.-25 с.
- Горбачева, Ж. С. Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике : автореф. дис.. канд. пед. наук / Ж. С. Горбачева. СПб., 2000. — 24 с.
- Городниченко, Э. Г. Оценка работоспособности двигательного аппарата человека по показателям статической выносливости и импульса силы / Э. Г. Городниченко // Теория и практика физической культуры. 1996. — № 8. -С. 46−47.
- Городниченко, Э. Г. Физиологическое обоснование изометрических нагрузок в тренировочном процессе : (лекция для студентов спортивных факультетов) / Э. Г. Городниченко — Смолен, ин-т физ. культуры. -Смоленск: б. и., 1984.-20 с.
- Горохова, В. Е. Специальная физическая подготовка гимнасток к выполнению серий из элементов повышенной трудности : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Е. Горохова. М., 2002. — 26 с.
- Гужаловский, А. А. Проблема «критических» периодов в ортогенезе и ее значение для теории и практики физического воспитания / А. А.
- Гужаловский // Очерки по теории физической культуры: труды учёных соц. стран / сост. Л. П. Матвеев. М., 1984. — С. 211−224.
- Гулбани, Р. Ш. Техническая подготовка в художественной гимнастике на основе обучения базовым упражнениям (на примере упражнений с обручем): автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. Ш. Гулбани. М., 1986. — 24 с.
- Гурулёва, Т. Г. Воспитание координационных способностей в спортивно-оздоровительных группах детей 6−7 лет : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Г. Гурулёва. Улан-Удэ, 2006. — 25 с.
- Дворкина, Н. И. Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию физических качеств и психических процессов у детей дошкольного возраста / Н. И. Дворкина // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 8. — С. 52−54.
- Джанян, Ш. Н. Сопряженное совершенствование гибкости и силы у борцов лет : автореф. дис.. канд. пед. наук / Ш. Н. Джанян. -М., 1980. -24 с.
- Доленко, Ф. Л. Определение гибкости тела человека / Ф. Л. Доленко // Теория и практика физической культуры. 1984. — № 7. — С. 40−42.
- Ересько, И. Е. Методика совершенствования тренировочного процесса танцоров 7−9 лет на основе использования средств хореографии : автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Е. Ересько. Хабаровск, 2005. — 25 с.
- Загревский, О. И. Факторная структура физической подготовленности юных спортсменок 5−10 лет в художественной гимнастике / О. И. Загревский, И. Н. Зеленкина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. — № 5. — С. 38−41.
- Захарова, Л. М. О развитии гибкости у юных гимнасток 7−8 лет / Л. М. Захарова // Научные основы физического воспитания и спорта: (сб. науч. работ) / отв. Ред. В. Г. Стрелец — ГДОИФК. Л., 1976. — С. 63−65.
- Иванова, Е. В. Методика развития координации движений рук у девочек, занимающихся художественной гимнастикой на этапе начальной подготовки : автореф. дис.. канд. пед. наук/Е. В. Иванова. — Чебоксары, 2009. 23 с.
- Иванова, О. А. Методы оценки исполнительского мастерства в художественной гимнастике : автореф. дис.. канд. пед. наук / О. А. Иванова. -М., 1982. 23 с.
- Иванченко, Е. И. Определение зависимости между темпом и амплитудой движений в суставах ног брассистов / Е. И. Иванченко // Плавание, 1975: сб. / сост. 3. П. Фирсов. М., 1975. — Вып. 1. — С. 23−24.
- Иващенко, О. В. Нормативные показатели тренировочных нагрузок на начальном этапе подготовки юных гимнасток 6−8 лет : автореф. дис.. канд. пед. наук / О. В. Иващенко. М., 1988. — 23 с.
- Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. Спб. и др.: Питер, 2009. — 352 с.: ил. — (Мастера психологии).
- Казанцева, В. И. Факторы, влияющие на качество выполнения, поворотов на гимнастическом бревне : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. И. Казанцева. Л., 1982.-23 с.
- Калугина, Г. К. Оздоровительная направленность художественной гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. К. Калугина. Челябинск, 2003. — 23 с.
- Калмыков, С. А. Методика коррекции и развития силы и гибкости у глухих детей среднего школьного возраста в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Калмыков. Тамбов, 2007. — 27 с.
- Камун Абдельвахаб Методы развития и поддержания специфической подвижности в суставах плечевого пояса у гимнастов высокой квалификации: автореф. дис.. канд. пед. наук / Камун Абдельвахаб. -М., 1982.-24 с.
- Караваев, А. Ф. Оптимизация состояния готовности гимнастов старших разрядов к выступлению на соревнованиях / А. Ф. Караваев // Материалы научной конференции по итогам работы за 1990−1991 годы / Омск, ин-т физ. культуры. Омск, 1992. — С. 47−49.
- Каравацкая, Н. А. Методика формирования навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. А. Каравацкая. Смоленск, 2002. — 20 с.
- Карпенко, Л. А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой : учебное пособие / Л. А. Карпенко, И. А. Винер, В. А. Сивицкий — ВФХГ, СПбГУФК. М.: б. и., 2007. — 77 с.
- Каурцева, С. Г. Основы формирования двигательного навыка при выполнении сложных гимнастических упражнений у детей групп начальной подготовки : дис. канд.. пед. наук / С. Г. Каурцева. М., 1998.- 154 с.
- Ким Дзи Хи. Модельные характеристики трудности индивидуальных композиций как фактор планирования технической подготовленности в художественной гимнастике: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ким Дзи Хи.-М., 1997.-23 с.
- Киселева, Т. Г. Методика развития подвижности в суставах у барьеристов и спринтеров с использованием комплекса статических" и баллистических упражнений : автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. Г. Киселева. -М., 1992. -24 с.
- Коричко, Ю. В. Методика применения ритмической гимнастики на уроках физической культуры в 5−7-х классах : дис.. канд. пед. наук / Ю. В. Коричко. Омск, 2000. — 215 с.
- Коренберг, В. Б. Надежность решения двигательных задач / В. Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. — 1997. № 10. — С. 18−23.
- Коренберг, В. Б. Об устойчивости тела в статичных позных равновесиях / Теория и практика физ. культуры. 1970. — № 3. — С. 25−28.
- Кочурко, Е. И. Экспериментальное исследование взаимосвязи между подвижностью в суставах и техникой спортивной работы : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. И. Кочурко. М., 1974. — 24 с.
- Кравчук, А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста : (науч.-метод, и организационные основы гармонич. дошкол. комплекс, физ. воспитания). В 3 ч. Ч. 1 / А. И. Кравчук. Новосибирск: б. и., 1998.-102 с.
- Кравчук, А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста : (науч.-метод. и организац. основы гармонич. дошкол. комплекс, физ. воспитания). В 3 ч. Ч. 2, 3 / А. И. Кравчук. — Новосибирск: б. и., 1998.- 136 с.
- Крапивина, Е. А. Техника базовых опорных движений и методика обучения им в художественной гимнастике : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Крапивина. — Малаховка, 1988. — 21 с.
- Крапивина, Е. А. О методике обучения вращательным движениям в художественной гимнастике / Е. А. Крапивина // Гимнастика, 1987: сб. / сост. В. М. Смолевский. М., 1987. — С. 67−70.
- Криволапчук, И. А. Немедикаментозная профилактика и коррекция последствий школьного стресса : возможности физических упражнений / И. А. Криволапчук // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 1. — С. 10−16.
- Кривошапкин, П. И. Общая и специальная физическая подготовка юных борцов с ориентацией на развитие гибкости : автореф. дис.. канд. пед. наук / П. И. Кривошапкин. Красноярск, 2004. — 23 с.
- Кувшинникова, С. А. Комплексная оценка специальной физической подготовленности в художественной гимнастике : дис.. канд. пед. наук / С. А. Кувшинникова. М., 1983.- 177 с.
- Кульпа, О. С. Методика применения приемов эмоциональной регуляции на уроках физической культуры с младшими школьниками / О. С. Кульпа // Научные труды: ежегодник / СибГУФК. Омск, 2008. — С. 31−35.
- Кучкин, С. Н. Методы оценки уровня здоровья и физической работоспособности : учебное пособие / С. Н. Кучкин — ВГАФК. -Волгоград: б. и., 1994. 104 с.
- Лисицкая, Т. С. Хореография в гимнастике / Т. С. Лисицкая. М.: Физкультура и спорт, 1984. — 176 с.: ил.
- Лях, В. И. Гибкость: основы измерения и методики развития / В. И. Лях // Физическая культура в школе. 1999. — № 1. — С. 4−10.
- Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В. И. Лях. М.: ACT, 1998. — 272 с.: ил.
- Макарова, Г. Я. Исследование путей повышения эффективности прыжков в художественной гимнастике : автореф. дис.. канд. пед. наук / Я. Г. Макарова. М., 1976. — 26 с.
- Макарова, Е. Ю. Структура специальной двигательной подготовки, определяющей техническое мастерство в художественной гимнастике : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Ю. Макарова. — М., 1999. 23 с.
- Макарова, Е. Ю. Особенности двигательной подготовки спортсменок в художественной гимнастике / Е. Ю. Макарова, А. В. Менхин // Юбилейный сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК.-М., 1998.-С. 97−101.
- Мамедова, 3. X. Специальная двигательная подготовка спортсменок в художественной гимнастике: автореф. дис.. канд. пед. наук / 3. X. Мамедова. М., 1989.-21 с.
- Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник для физкультур, вузов / Л. П. Матвеев. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и Спорт и др., 2008. — 544 с. — (Корифеи спортивной науки).
- Менхин, Ю. В. Исследование двигательной памяти и определение рационального режима обучения новым гимнастическим движениям : автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. В. Менхин. — М., 1970. 18 с.
- Менхин, Ю. В. Исследование эффективности методов развития подвижности в суставах у гимнастов / Ю. В. Менхин, И. М. Леводянский // Теория и практика физической культуры, 1979. — № 10. — С. 29−33.
- Менхин, Ю. В. Физическая подготовка в гимнастике : учеб.-метод. пособие / Ю. В. Менхин. М.: Физкультура и спорт, 1989. — 224 с.: ил.
- Минева, М. Определение статической надежности тестов, измеряющих гибкость / М. Минева // Гимнастика, 1987: сб. / сост. В. М. Смолевский. -М., 1987.-С. 88−103.
- Назаренко, Л. Д. Пластичность как двигательно-координационное качество / Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. -1999.-№ 8.-С. 48−53.
- Назаренко, JI. Д. Место и значение точности как двигательно-координационного качества / Л. Д. Назаренко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2001. № 2. — С. 4−9.
- Назаров, А. П. Построение тренировочного процесса в прыжках с шестом на этапе предварительной подготовки и начальной спортивной специализации : автореф. дис.. канд. пед. наук / А. П. Назаров. — М., 1998.- 23 с.
- Назарова, О. М. Методика проведения занятий по художественной гимнастике в детском саду : метод, разраб. для студентов, слушателей ФГЖ РГАФК / О. М. Назарова — РГАФК. М.: б. и., 1993. — 41 с.
- Начинская, С. В. Спортивная метрология : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 33 100 Физ. культура / С. В. Начинская. — М.: Академия, 2005. — 238 с. — (Высш. проф. образование).
- Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера : наука побеждать / Н. Г. Озолин. М.: ACT и др., 2002. — 863 с. — (Профессия — тренер).
- Орлова, Н. А. Время реакции как показатель координационной сложности физического упражнения / Н. А. Орлова // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 3. — С. 54 — 58.
- Павлова, Е. В. Совершенствование системы спортивного отбора в художественной гимнастике на основе показателей развития координационных способностей : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Павлова. — Сургут, 2008. 23 с.
- Панова, Е. В. Методика развития гибкости пловцов 10−11 лет с использованием статических упражнений растягивающего характера : автореф. дис.. канд. пед. наук /Е. В. Панова. — Омск, 2005. 24 с.
- Платонов, В. Н. Гибкость спортсмена и методика ее совершенствования : учеб.-метод, пособие / В. Н. Платонов, М. М. Булатова — Киев. Ин-т физ. культуры. Киев: б. и., 1992. — 46 с. — (Физ. подготовка спортсмена — Вып. 4).
- Подставкова, Ю. С. Инновационные средства в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста / Ю. С. Подставкова // Ученые записки / СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2007. — Вып. 9. -С. 74−77.
- Поздеева, Е. А. Количественные значения оценки артистичности в спортивной аэробике / Е. А. Поздеева // Научные труды: ежегодник / СибГУФК. Омск, 2005. — С. 53−56.
- Поздеева, Е. А. Оценка и коррекция индивидуальных соревновательных программ гимнастов старших разрядов в спортивной аэробике : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. А. Поздеева. Омск, 2006. — 24 с.
- Полищук, Т. Влияние утомления на надежность выполнения базовых элементов в художественной гимнастике / Т. Полищук // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 11. — С. 7−11.
- Правила судейства по художественной гимнастике: действующие нормы для индивидуальных и групповых упражнений: ФИЖ, 2005−2008.- Б. м.: б. и., 2005. 127 с.
- Правила по художественной гимнастике: действующие нормы для индивидуальных и групповых упражнений: ФИЖ, 2009−2012. Б. м.: б. и., 2009. — 128 с.
- Путинцева, Е. В. Структура видов начальной подготовки детей 7−9 лет в спортивных танцах : дис.. канд. пед. наук / Е. В. Путинцева. — М., 2008.- 170 с.
- Пшеничникова, Г. Н. Обоснование методики обучения равновесиям и поворотам / Г. Н. Пшеничникова // Пути управления технической подготовкой спортсменов: сб. науч. работ / Омск, ин-т физ. культуры. -Омск, 1980.-С. 52−55.
- Рекутина, Н. В. Игровой и соревновательный метод обучения : их применение в формировании двигательных навыков и умений / Н. В. Рекутина // Сборник научных трудов РГАФК: бюллетень. М., 2000. — № 7. — С. 23−26.
- Роженцов, В. В. Индивидуализация контроля утомления при занятиях физической культурой и спортом / В. В. Роженцов // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 1. — С. 46−48.
- Роженцов, В. В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом : проблемы, методы исследования: монография / В. В. Роженцов, М. М. Полевщиков. М.: Советский спорт, 2006. — 280 с.
- Румба, О. Г. Методика повышения качества работы ступней ног художественных гимнасток / О. Г. Румба // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: материалы XIII междунар. науч. конгресса / КазАСТ. Алматы, 2009. — С. 304−308.
- Рунова, М. Формирование оптимальной двигательной активности : старший дошкольный возраст / М. Рунова // Дошкольное воспитание — 2000.-№ 6.-С. 30−37.
- Сермеев, Б. В. Спортсменам о воспитании гибкости / Б. В. Сермеев. М.: Физкультура и спорт, 1970. — 64 с.: ил. — (Б-чка спортсмена).
- Сибгатулина, Ф. Р. Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике : автореф. дис.. канд. пед. наук / Ф. Р. Сибгатулина. Малаховка, 2004. — 25 с.
- Собина, Л. А. Кратковременный эффект упражнений на растягивание / Л. А. Собина, В. С. Фарфель // Гимнастика, 1975: сб. ст. / сост. В. М. Смолевский. -М., 1975. Вып. 1. — С. 44−45.
- Соболева, Н. В. Использование игрового метода для воспитания физических качеств у детей 7−8 лет на занятиях ритмической гимнастикой / Н. В. Соболева, Д. М. Галчинова // Научные труды: ежегодник / СибГУФК. Омск, 2006. — С. 44−47.
- Соболев, Ю. Л. Эффект принудительного растягивания мышц в процессе развития гибкости и экспериментальное обоснование режима его применения : автореф. дис.. канд. пед. наук / Ю. Л. Соболев. Киев, 1977.-20 с.
- Солодянников, В. А. Система подготовки юных гимнастов / В. А. Солодянников // Гимнастический мир Санкт-Петербурга. СПб., 2005. -№ 7.-С. 13−15.
- Солодянников, В. А. Технология обучения гимнастическим упражнениям / В. А. Солодянников // Теория и практика физической культуры. 1996.- № 12. — С. 41−44.
- Сонг Хе Рюнг. Процесс формирования двигательного навыка на этапеначальной подготовки юных гимнастов: автореф. дис.. канд. пед. наук /
- Сонг Хе Рюнг. М., 1997. — 23 с.
- Спирин, В. К. Оптимизация восстановления сердечно-сосудистой системы путем применения упражнений на растягивание скелетных мышц / В. К. Спирин // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 5. -С. 12−14.
- Станевко, С. Н. Особенности развития подвижности в тазобедренных суставах и методы её совершенствования у спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Н. Станевко. Малаховка, 1981. — 23 с.
- Сухостав, О. А. Индивидуально-психологические особенности в развитии координационных способностей у девочек 6−9 лет, занимающихся художественной гимнастикой, на этапе начальной подготовки : дис. канд. пед. наук/ О. А. Сухостав. — Омск, 1998. 141 с.
- Сяопин Хун. Основы техники и методики освоения поворотов различной структуры в художественной гимнастике: автореф. дис.. канд. пед. наук / Сяопин Хун. М., 1997. — 22 с.
- Таймазов, В. А. Значение функциональной асимметрии как генетического маркера спортивных способностей / В. А. Таймазов, С. Е. Бакулев // Ученые записки университета / СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2006. — Вып. 22. — С. 74−82.
- Терехина, Р. Н. Совершенствование исполнительского мастерства гимнасток в спортивной гимнастике / Р. Н. Терехина, С. И. Борисенко //
- Ученые записки университета / СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2006. — Вып. 20. — С. 80−83.
- Терехина, Р. Н. Надежность выполнения гимнастических прыжков на бревне / Р. Н. Терехина, А. Донди, О. Донди // Ученые записки университета / СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2006. — Вып. 22. -С. 82−85.
- Терехина, Р. Н. Сложность соревновательных программ гимнасток / Р. Н. Терехина, Л. В. Бурда-Андрианова // Ученые записки университета / СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2008. — Вып. 7 (41). — С. 92−95.
- Трещёва, О. Л. Построение учебно-тренировочного процесса юных гимнасток в подготовительном периоде на основе рационального чередования различных типов занятий в микроциклах : дис.. канд. пед. наук / О. Л. Трещёва. Омск, 1982. — 179 с.
- Трещёва, О. Л. Методика развития гибкости у юных пловцов с помощью статических упражнений растягивающего характера / О. Л. Трещева, Е. В. Панова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2005.- № 5. -С. 37−41.
- Тристан, В. Г. Практикум по физиологии спорта : учебное пособие / В. Г. Тристан — СибГАФК. Омск: б. и., 1997. — 108 с.
- Туманян, Г. С. Гибкость как физическое качество / Г. С. Туманян, С. К. Харацидис // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 2. — С. 48−50.
- Туманян, Г. С. Совершенствование гибкости дзюдоистов и самбистов : многолетнее, в течение тренировочного дня и занятия / Г. С. Туманян // Теория и практика физической культуры. 1998. — № 4. — С. 59−61.
- Тухватулин, Р. М. Гибкость и методика её совершенствования в спорте : учеб. пособие для вузов физ. культуры и тренеров по спорту / Р. М. Тухватулин, Л. В. Морчукова — СГАФКСТ. Смоленск: б. и., 2006. — 54 с.
- Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса: науч.-практ. руководство / под ред.: Д. Д. Мак-Дугалла, Г. Э. Уэнгера, Г. Д. Грина. Киев: Олимп, лит., 1998. — 430 с.
- Филин, В. П. Проблемы совершенствования двигательных (физических) качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки: автореф. дис. д-ра пед. наук / В. П. Филин. — М., 1970. 50 с.
- Филин, В. П. Организационно-методические основы спортивных занятий с детьми школьного возраста : метод, разраб. для преподавателей и студентов ин-тов физ. культуры / В. П. Филин — ГЦОЛИФК. М.: б. и., 1980.-45 с.
- Филиппова, Ю. С. Особенности психофизиологического развития юных спортсменок, занимающихся спортивной аэробикой / Ю. С. Филиппова, В. Б. Рубанович, Р. И. Айзман // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. — № 5. — С. 28−29.
- Фомина, Е. В. Сенсомоторные асимметрии у спортсменов / Е. В. Фомина — СибГУФК. Омск: Изд-во СибГУФК, 2003. — 150 с.
- Харацидис, С. К. Совершенствование силы и гибкости у самбистов и дзюдоистов : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. К. Харацидис. М., 1998.-26 с.
- Художественная гимнастика: учебник для тренеров, преподавателей и студентов института физической культуры / под ред. Л. А. Карпенко — СПбГАФК. М.: Всерос. Федерация худож. гимнастики, 2003. — 381 с.: фот.
- Художественная гимнастика: правила судейства соревнований. Б. м.: б. и., 2001.-130 с.
- Цаплева, Т. Е. Комплексное развитие физических качеств девочек 3−7 лет методами художественной гимнастики : дис.. канд. пед. наук / Т. Е. Цаплева. -М., 2001.- 163 с.
- Цепелевич, И. В. Сопряженное развитие физических способностей на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике : автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Цепелевич. СПб., 2007. — 24 с.
- Шабир Мохамед Монжи Бен Али. Построение программ, направленных на развития силовых качеств и гибкости у квалифицированных пловцов: автореф. дис.. канд. пед. наук / Шабир Мохамед Монжи Бен Али. Киев, 1983.-20 с.
- Шипилина, И. А. Хореография в спорте : учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / И. А. Шипилина. -Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 229 с. — (Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте).
- Шляхтов, В. Н. Формирование базового навыка «отталкивание руками» у гимнастов на этапе начальной подготовки (на примере профилирующих акробатических упражнений): автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Н. Шляхтов. — Малаховка, 2003. — 23 с.
- Эйдер, Е. Научно-методические основы возрастного развития и направленного совершенствования физических качеств школьников 7−19 лет : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Е. Эйдер. Минск, 2000. — 38 с.
- Юсупова, Л. А. Эффект изометрических напряжений предварительно-растянутых мышц в процессе развития активно-динамической гибкости в художественной гимнастике : автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. А. Юсупова. Киев, 1984. — 21 с.
- Яцкевич, Э. И. Исследование развития подвижности в суставах у гимнастов в связи с отбором детей в группы гимнастики ДЮСШ : автореф. дис.. канд. пед. наук / Э. И. Яцкевич. -М., 1970. -22 с.
- Belanger, A. Y. Extent of motor unit activation during effort / A. Y. Belanger, Sc. Mc. Comas // Journal of Applied Physiology. 1991. — Vol. 51. -P. 1131−1135.
- Deuxieme partie exercices individuals (execution) // Code de pointage Gymnastique rythmique / - FIG. — S. 1., 2005. — P. 15−20.
- Deuxieme partie exercices individuals (difficulte) // Code de pointage Gymnastique rythmique / - FIG. — S. 1., 2005. — P. 44−46.
- Dowsing, G. S. Partner exercise / G. S. Dowsing // Coaching Women’s Athletics. 1978. — 4 (2). — P. 18−20.
- Premiere partie generalites (modalites du jugement) // Code de pointage Gymnastique rythmique / FIG. — S. 1., 2005. — P. 5−12.