Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности
Диссертация
Степень разработанности проблемы. В литературе существует достаточно работ по анализу состояния здоровья (Г.Н. Сердюковская, 1979, 1980; С. М. Громбах, 1982, 1985; А. А. Баранов, 1989, 1998; А. А. Баранов и соавт., 1981), однако работ, посвященных разработке образовательных программ сохранения и укрепления состояния здоровья, с подтверждением эффективности показателей физического развития… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА X. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- 1. 1. Здоровье как состояние и свойство организма
- 1. 2. Проблема состояния здоровья современных детей и подростков
- 1. 2. 1. Комплексная оценка состояния здоровья дошкольников
- 1. 2. 2. Комплексная оценка состояния здоровья школьников 36 1.2.3. Комплексная оценка физической подготовленности школьников за 1978−1999 гг
- 1. 3. Теоретические аспекты состояния здоровья
- 1. 4. Теоретические основы инновационных технологий оздоровительной направленности в системе физического воспитания детей и подростков
- 1. 4. 1. Проблема телесности в философской мысли
- 1. 4. 2. Теория физического воспитания оздоровительной направленности (философско-культурологические t аспекты)
- 1. 4. 3. Двигательная активность как ведущий фактор физического воспитания оздоровительной направленности
- 1. 4. 4. Проблема двигательной активности и здоровья
- 1. 5. Основания инновационных оздоровительных технологий физического воспитания
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Организация исследования
- 2. 2. Обоснование методик исследования
- 2. 3. Этапы исследования
- ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ г. РОСТОВА-НА-ДОНУ ЗА 1927−1998 гг
- 3. 1. Исторические предпосылки исследования
- 3. 2. Показатели физического развития дошкольников г. Ростова-на-Дону за 1927−1998 годы
- 3. 3. Показатели физического развития школьников г. Ростова-на-Дону за 1927 — 1998 гг
- 3. 4. Комплексная оценка физического развития детей и j подростков г. Ростова-на-Дону
- ГЛАВА 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ¦ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ j НАПРАВЛЕННОСТИ. 183 j
- 4. 1. Использование факторов окружающей среды в инновационных оздоровительных технологиях физического воспитания
- 4. 1. 1. Оздоровительный эффект начального обучения дошкольников плаванию
- 4. 1. 2. Занятия водным туризмом как способ повышения адаптационных возможностей школьников
- 4. 2. Инновационные оздоровительные технологии в системе занятий физической культурой (закаливание с аутотренингом)
- 4. 2. 1. Результаты использования инновационных технологий физического воспитания в младших классах
- 4. 2. 2. Результаты использования инновационных технологий физического воспитания в старших классах
- 4. 3. Метод круговой тренировки в системе физического воспитания учащихся при занятиях на тренажерах и нестандартных плоскостных сооружениях
- 4. 3. 1. Метод круговой тренировки в системе физического воспитания учащихся специальных медицинских групп
- 4. 4. Использование нетрадиционных средств физического воспитания и закаливания детей дошкольного и школьного возрастов
- 4. 4. 1. Применение системы естественного оздоровления как средство повышения неспецифической резистентности детей
- 4. 4. 2. Использование закаливающих процедур в системе физического воспитания школьников
- 4. 5. Результаты применения МРЗН
- 4. 5. 1. Функциональное состояние основных систем жизнеобеспечения (сердечно-сосудистой и дыхательной) школьников, занимающихся МРЗН
- 4. 5. 2. Состояние психического здоровья старшеклассников при использовании в образовательно-воспитательном процессе (вариативный компонент) курса «Человек и здоровье»
- 4. 6. Оздоровительный эффект использования инновационных технологий физического воспитания по лонгшудинальным офтальмологическим характеристикам детей и подростков
- 4. 1. Использование факторов окружающей среды в инновационных оздоровительных технологиях физического воспитания
- ГЛАВА 5. УКРЕПЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- 5. 1. Состояние здоровья детей, воспитывающихся в детских домах, и факторы, обусловливающие его
- 5. 2. Закаливание в системе физического воспитания учреждений интернатного типа
- 5. 3. Особенности системы физического воспитания детей детских домов
- 5. 4. Воспитательно-коррекционная работа и эффективность применения средств физического воспитания
- 5. 5. Влияние системы физического воспитания на реабилитацию воспитанников детского дома
- ГЛАВА 6. ГУМАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- 6. 1. Особенности создания педагогически обогащенной социокультурной среды физического воспитания
- 6. 2. Педагогическое обоснование влияния развивающей среды на растущий организм
Список литературы
- Абдульманова Л.В. Педагогические основы развития самостоя-тельой двигательной активности детей старшего дошкольного возраста: Ав-тореф. дисс.канд.пед.наук Ростов н/Д, 1996. — 24 с.
- Абросимова Л.И. Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста (методологические рекомендации). -М., 1983.-36 с.
- Абросимова Л.И., Карасик В. Е., Белякова И. П. и соавт. Методические подходы к оценке влияния физического воспитания на организм школьников: Метод, рекомендации. -М., 1990.
- Аветисов Э.С. Охрана зрения детей. М.: Медицина, 1975 — 272 с.
- Адамович Б.А., Баевский P.M., Берсенева А. П. // Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Запорожье, 1988. -С. 123−132.
- Аксенова Е.А., Сырцова М. А. Гигиеническая оценка организации обучения учащихся младших классов при 5-дневной учебной неделе // Гигиена и санитария. 1991. — № 3. — С. 55—57.
- Александрова И.Э. Гигиеническое обоснование организации учебного процесса гимназии: Автореф. дис.. канд. мед. наук. Нижний Новгород, 1998. — 25 с.
- Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и его компенсация. М.: Медицина, 1976. — 272 с.
- Ю.Альбицкий В. Ю., Баранов А. А. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты. Пути оздоровления. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1986.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и общеобразовательная функция оценки учения учеников. М.: Педагогика, 1984. — 55 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд-во фонда Шалвы Амонашвили, 1996.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человека знания. М: Наука, 1977.
- Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. -М&bdquo- 1968.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. С. 21.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. -М., 1980.
- Антонова Л.Г., Сердюковская Г. Н. О проблеме оценки состояния здоровья детей и подростков в гигиенических исследованиях // Гигиена и санитария. 1995. — № 6. — С. 22−28.
- Антропова М., Бородкина Т., Кузнецова JL, Манке Г., Парани-чева Т.', Зютина В. Инновации, учебная нагрузка и здоровье детей // Народное образование. 1998. № 9/10. С. 171−174.
- Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. М.: Просвещение, 1971.
- Антропова М.В. Работоспособность учителя и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М.: ФиС, 1968. — 251 с.
- Антропова М.В. Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей // Физ. культура в школе. 1993. — № 3. — С. 28−35.
- Антропова М.В., Ефимова С. П., Лосева О. А. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. М.: Педагогика, 1974. -272 с.
- Антропова М.В., Манке ГГ., Бородкина Г. В. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии // Педагогика. 1996. № 5 -С.19−23.
- Апанасенко Г. Л. Здоровье: методология и методика комплексной оценки // Всесоюз. конф. «Здоровье и функциональные возможности человека». М., 1985.
- Арсенкина Л.К. Соотношения биологических и социальных факторов в антропогенезе (опыт методологического анализа): Автореф. дисс.. канд. филос. наук. М., 1972. — 26 с.
- Астахов А.И. На открытом воздухе // Физ. культура в школе. -1991. № 5.-С. 3−7.
- Афанасьев В.З., Булгаков Н. Ж. Методические рекомендации по обучению школьников плаванию. М., 1973. — 79 с.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1990.
- Аюрова А. Б. Умственная работоспособность детей с различной подвижностью нервных процессов // Физиология человека. 1986. — № 1. -С. 146−150.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982.
- Бабенко Т.И., Каминский И. И. Экспресс-оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания: Метод, рекомендации. Ростов н/Д: Изд-во ОблИУУ, 1995.
- Бабенкова Р.Д. Пути исправления дефектов моторики и физическое развитие младших классов вспомогательной школы средствами физвос-питания: Автореф. канд. пед. наук. М., 1963.
- Баевский P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения теории адаптации // Вестн. АМН СССР. 1989. — № 8. — С. 73−79.
- Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина. 1979. — 298 с.
- Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979.
- Баевский P.M. Состояние и перспективы развития проблемы прогнозирования адаптационных возможностей организма. Фрунзе, 1988. С. 16−18.
- Бажуков С.М. Здоровье детей общая забота — М.: Физкультура и спорт, 1987.
- Базарный В. Главная опасность для цивилизации. Здоровых людей единицы. // Народное образование. 1998. № 9/10. С. 157−165.
- Бакшина А.И., Фролова Л. П. Использование физических упражнений и закаливания для укрепления здоровья детей школьного возраста // Материалы региональной науч. конф., посвященной 50-летию победы в ВОВ 1941—1945 гг. Хабаровск, 1995.-С. 10−12.
- Балахнин Ю.В., Орехов А. И., Сафронов Ю. М., Литвиненко С. Н., Аракелян С. Р., Самофалова М. А., Данилова Р. Г. Муниципальная комплексная программа «Здоровье нации» (1994−2000 гг.). Ростов н/Д, 1998.-30 с.
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1978. -223 с.
- Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: Физкультура и спорт, 1988.
- Бальсевич В.К., Запорожанов В. А. Физическая активность человека. -Киев: Здоровье, 1987.
- Бальсевич В.К., Наталов Г. Г., Чернышенко Ю. К. Конверсия основных. положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания // Теория и практика физ. культуры. 1997. № 6. С. 15−25.
- Барамыкова Г. П., Гуменник А. Е. Определение лейкоцитарного интерферона при респираторных заболеваниях у детей. Педиатрия. — 1971. -№ 1. — С. 24−27.
- Баранов A. A. Me дико-демографическая ситуация и здоровье детей России. Материалы Второй национальной ассамблеи. М., 1997. С. 7−14.
- Баранов А.А., Алъбицкий В. Ю., Пуртов И. И. Организация оздоровления часто болеющих детей в яслях-садах // Педиатрия. 1981. — № 11.-С. 38−41.
- Баранов А.А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников: Пути его укрепления. Красноярск: Изд-во Красноярс. ун-та, 1989. — 183 с.
- Баранова Т.И. Методика оздоровительных уроков физической культуры для учащихся среднего школьного возраста общеобразовательных школ территории Чернобыльского загрязнения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ВНИФИ, 1996.
- Баршай В.М., Рябнева Е. И. Особенности физического развития школьников младшего и среднего школьного возраста // Воспитание подростков в семье. Ростов н/Д: РГПИ, 1988. — С. 81.
- Басалаева Н.М., Савкин В. М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. 1996. -№ 2. С. 35−38.
- Безгодов В.Н., Губайдулина Т. Х., Каниберный В. В. Влияние не-традицйонных форм обучения на здоровье детей // Гигиена и санитария -1996. -№ 5. -С. 20−22.
- Безруких М., Зайцева В., Сонькин В., Титова Т. Новые подходы к уроку физкультуры // Народное образование. 1998. № 9/10. С. 183−189.
- Белостоцкая Е.М. Близорукость в школьном возрасте как гигиеническая проблема: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1963.
- Бережков Л.Ф. Итоги применения комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков // Гигиеническая аспекты состояния здоровья детей и подростков. М., 1984. С. 133−145.
- Бережков Л.Ф. Состояние здоровья учащихся младших классов в современной школе // Гигиенические проблемы обучения в современной школе. -М., 1982. С. 126−128. .
- Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. М., 1990.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
- Бластовский В.Г. Общие замеры и пропорции тела // Морфология человека. М., 1983. — С. 48−76.
- Бованенко В.В., Буткевич Б. А. Лечебная физическая культура и врачебный контроль. Киев: Здоровье, 1989.
- Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М., 1985.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1983.
- Божанов А.Г. Психогигиенические аспекты при взаимоотношениях ученик учитель // Гигиена и здравоохранение. — 1975. — № 1. — С. 78−83.
- Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: Физкультура и спорт, 1987.
- Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1995. — 32 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д: РГПУ, 1997. — 266 с.
- Бондаревская Е.В. К новому типу инновационной деятельности в образовательном регионе // Инновационная школа. 1995. № 2. С. 6−9.
- Бондаревская Е.В. Концептуальные идеи развития муниципальной системы образования в XXI веке. Ростов н/Д, 1998.
- Бондаревская Е.В. (ред.) Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов н/Д, 1995.
- Бочкарев В.Н. Анализ работы по классификации методов обучения при закреплении знаний и действий // Педагогическая психология, возрастная физиология, школьная гигиена, дефектология. М., 1986. — С.8.
- Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1996.-206 с.
- Буева Л.П. Социальная детерминация и активность личности // Социализм и культура. М., 1979.
- Буева Л.П. Человек, деятельность и общение. М., 1988.
- Бундаков М.П. Индивидуализация средств и методических подходов на уроках физической культуры как условие эффективного развития физических качеств и технических процессов школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1980. — 21 с.
- Вакулина Т.А., Миханов И. А. Гигиенические аспекты физического воспитания детей дошкольного возраста // Проблемы физического воспитания детей школьного и дошкольного возраста: Материалы науч.-метод, конф. Волгоград, 1994. — С. 75−76.
- Васильев В.Н., Чугунов B.C. Симпато-адреналовая активность при различных функциональных-состояниях человека. М.: Медицина, 1985.
- Васильева Т.Н., Знаменская З. И. и др. Физическая культура в V— VIII-x классах. М.: Просвещение, 1967.8Г. Васильченко В. К. Физическая культура ослабленных детей. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 109 с.
- Веремкович Л.В. Комплексная оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста и роль ее в профилактике хронических заболеваний // Педиатрия. 1983. -№ 2. — С. 9−11.
- Веселов Н.Г. Влияние социально-биологических факторов на заболеваемость детей первых 7 лет жизни // Сов. здравоохранение. 1981. — № 5.-С. 34−38.
- Вишневская Е.Л. и др. Некоторые проблемы формирования здоровья школьников методами и средствами гигиенического обучения и воспитания // Школа здоровья. 1996. — № 4. — С. 98.
- Волков Л.В. Система направленной развития физических способностей учащихся в разные возрастные периоды. Автореф. дисс.д.п.н. М., 1984.- 40 с.
- Воронин Л.Г., Никольская К. А., Картаев С. Д. Процесс переработки информации при обучении в зависимости от уровня мотивации // Высш. нервная деятельность 1983. — № 2. — С. 221−229.
- Воронина А.Г., Медведчикова К. В. Худякова М.М. К оценке работоспособности подростков на основании исследования психофизиологических функций // Гигиена детей и подростков важнейшее звено профилактической медицины. — М., 1989. — С. 32−33.
- Воронова Б.З., Эльковская Е. А. Окружающая среда и профилактика заболеваний у детей и подростков в учебно-воспитательных учреждениях. М., 1991. С. 129−136.
- Воронцов И.М. К обоснованию некоторых общеметодологических и частных подходов при формировании валеологических концепций в педиатрии и психологи // Сб. науч. трудов. СПб, 1991. С. 5−27.
- Всесоюзный физкультурный комплекс «ГТО». М.: Физкультура и спорт, 1972.
- Вульфсон Б.Л. Развитие образования в современном мире // Педагогика. 1996. — № 6. — С. 107−113.
- Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психологии. 1972. — № 2.
- Выготский Л.С. Детская психология // Выготский Л. С. Собр. соч., М.: Педагогика. — 1984. — Т. 4.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
- Выдрин В.М., Пономарев Н. И., Евстафьев Б. В. К вопросу определения понятий в теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 2. — С. 25.
- Гальперин С.И. Физиологические особенности детей. М.: Просвещение, 1972.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М., 1956. Ч. HI: Философия духа.
- Герасименко Н.Ф. Здоровье нации как фактор обеспечения национальной безопасности // Вест, аналитического управления аппарата Государственной Думы РФ. М., 1997. — Вып. 12.
- Героева И.В. Методика профилактики близорукости у младших школьников средствами физического воспитания // Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: МПГУ. — 1996.
- ЮО.Гичев Ю. П., Поляков Я. В. Медико-биологические аспекты комплексной оценки состояния организма. Бюл. СО АМН СССР.-1981. — № 3. -С. 59−94.
- Глушкова Е.К., Барсукова Н. К., Курчанов В. И. Гигиенические вопросы обучения детей с 6-летнего возраста // Материалы Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей РСФСР. М., 1985. — С. 29−33.
- Глушкова Е.К., Орлова Е. В., Зеллис Ж. Н. Гигиеническая оценка обучения детей 11−13 лет в классах компенсирующего обучения в образовательной школе // Гигиена и санитария. 1993. — № 10. — С. 43−45.
- Година Е.З., Миклашевская Н. Н. Некоторые тенденции соматического развития детей и подростков за последние 20 лет // Вестн. АМН СССР. 1989. — № 8. — С. 79−82.
- Гордеева Н.А., Зинченко В. П. Функциональная структура действия.-М. 1982.
- ГОСТ 11 015–93 «Столы ученические. Типы и функциональные размеры».
- Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1995 году // Здравоохранение РФ. 1997. — № 4. — С. 3−14.
- Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. М.: Просвещение, 1991.
- Гребешева И.И. Ежегодная диспансеризация детей залог дальнейших успехов в охране здоровья подрастающего поколения // Педиатрия.1984. № 1. — С. 3—5."
- Гребешева И.И. (ред.) Организация медицинской помощи детям в дошкольных учреждениях. М.: Медицина, 1984.
- Гребняк Н.П. К гигиенической оптимизации деятельности школьников // Гигиена и санитария. 1990. — № 5. — С. 54−56.
- Гребняк Н.П., Машинистов В. В. К оценке трудности учебных предметов в общеобразовательных лицеях и колледжах // Гигиена и санитария. 1993.-№ 6. — С. 36. «
- Гринене Э.Н., Маранинскене Э. В. Адаптация детей к учебной деятельности при начале обучения с шести лет // Тез. 111 Всесоюз. конф. «Физиология развития человека». -М., 1985. С. 107−108.
- Тромбах С.М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков // Вестн. АМН СССР. 1981. — № 1. — С. 29−35.
- Тромбах С.М. Психогигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1985. Гл. 1: Психогигиена учебных занятий в школе. — С. 92−114.
- Тромбах С.М. Степень утомительности уроков и ее изучение // Сов. педагогика. 1982. — № 10. — С. 58−61.
- Гросс X. Методология педагогической кинезиологии. Таллин, 1987.
- Гублер Е.В., Генкин А. А. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях. М., 1973. — 32 с.
- Гугин А.А. Уроки физической культуры в начальной школе. М.: Просвещение, 1969 г.
- Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. -Минск, 1978.-87 с.
- Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. Минск: Полымя, 1980.
- Гурин В.Е. и др. Педагогика здоровья учащихся: Учеб.-метод. пособие / В. Е Гурин, Е. А. Дегтерев, А. А. Дубровский. Краснодар, — 1993. -171 с.
- Гуркина А.П. Формирование личности ребенка в детском саду. -М., 1980.- 156 с.
- Давидович В. Е. Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д, 1979.
- Давыдов JI.A. Объем выборки // Социол. исследования. 1988. -№ 6. — С. 83−89.
- Дмитриев Д. Проблемы достоверности социологической информации // Социол. исследования. 1979. — № 7. — С. 185−194.
- Дмитриев С.В. Биомеханика: в поисках новой парадигмы. Нижний Новгород, 1999.
- Дмитриев С.В. Двигательная задача как объект теоретико-методологического анализа // Теория и практика физ. культуры. 1988. — № 2.
- Дмитриев С.В., Донской Д. Д. Категориальный контекст теории антропоцентрической биомеханики. Нижний Новгород, 1993.
- Довгань В.И., Тещкин И. В. Механотерапия. М.: Медицина, 1981.
- Докторов Б.В. О надежности изменения в социологическом исследовании. — Л.: Наука, 1979. 127 с.
- Донской Д.Д. Законы движений в спорте. М., 1968.
- Донской Д.Д. Теория строения действий и вопросы преподавания техники // Теория и практика физ. культуры. 1991. — № 3- 1989. — № 10.
- Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М.: Медицина, 1983.
- Дорошенко А.С. Формирование самостоятельности и активности у младших школьников на уроках физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1982. -24 с.
- Доскин В.Я., Сорокина Т. Н. Оптимизация урока как один из путей профилактики утомления школьников // Психофизиологическое развитие и состояние психологического здоровья детей и подростков. М., 1987. -С. 104−111.
- Дронов И.С., Максимов О. Л. Катанцева Т.П., Родионов В. П., Егорова О. Н. Оценка режимов обучения начальных классов в общеобразовательных школах // Региональные проблемы охраны окружающей среды и здоровья населения. Ростов н/Д, 1997. — С. 223−224.
- Дружинина Л.В. Актуальные вопросы первичной профилактики в охране здоровья детей. Педиатрия. — 1983. — № 7.
- Дубинин Н.П. Биологическое и социальное в человеке. М.: Наука, 1977.
- Еремеев А.М. Динамика работоспособности учащихся при различной организации учебного процесса на уроке: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1982.-31 с.
- Ермилова Т.В. Методика начального обучения плаванию учащихся младших классов общеобразовательных школ: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Вильнюс, 1983. — 130с.
- Журавлева М., Стасюк А. О системе физкультурно-оздоровительной работы // Дошк. воспитание. 1997. — № 9. — С. 32−42.
- Зайцев А.И. Развитие двигательных качеств девочек школьного возраста на уроках физкультуры в связи с особенностями их биологического созревания. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1972.
- Зайцев Г. К. Колбанов В.В., Колесникова М. Т. Педагогика здоровья: образовательные программы по валеологии. СПб., 1994.
- Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6−7 лет. М.: Новая школа, 1996.
- Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960.
- Зарубин Г. П. и др. Окружающая среда и здоровье. М.: Знание, 1977.- 127 с/
- Захаров Е.Н., Карасев А., Сафонов А. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы развития физических качеств. М.: АО «Лентос», 1994.- 359 с.
- Зеллис Ж.Н. Гигиеническая характеристика влияния учебной нагрузки на организм школьников средних классов при компенсирующем и традиционном обучении // Гигиена и санитария. 1995. — № 3. — С. 51−54.
- Зинченко В.П. Проблема общности строения внутренней и внешней деятельности // Эргономика. М., 1980. — вып. 19.
- Зинченко В.П. Функциональная структура исполнительных перцептивно-моторных действий // Эргономика. М., 1978. — вып. 16.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М., 1994.
- Змановский Ю.Ф. Здоровый образ жизни и задачи социальных педагогов // Теория и практика социальной работы. М., 1993. — Т. 2. — С. 34−37.
- Зыкова В.И. Дети с временными задержками развития. М.: Педагогика, 1971. — Гл. 8: О некоторых особенностях обучения и развития неуспевающих учеников. — С. 139−145.
- Иванов Д.С. Гигиена окружающей среды. Киев, 1993. — С. 154—155.
- Иванов Л.И. Методическая разработка по обучению школьников спортивным способам плавания. Вильнюс, 1986 г.
- Иваськов С.Н. Методика физического воспитания 6-летних детей, обучающихся в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1987. — 24 с.
- Ивлев В.И. Физиологический подход основа гигиенического нормирования (реальность и перспектива) // Гигиена и санитария. — 1995. -№ 3.-С. 51−54.
- Игнатьева Р.К., Максимова Т. М. Состояние и динамика основных показателей здоровья детского населения // Педиатрия. 1980. — № 2. -С. 3−6.
- Информационное методическое письмо по анализу заболеваемости детей и’подростков-Ростов н/Д, 1991.
- Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). -М&bdquo- 1974.
- Казин Э.М. Методологические и организационные основы проблемы формирования здоровья в системе образования Кузбасса // Образование. Личность. Здоровье / Под ред. М. Н. Лазутовой, Э. М. Казина. Кемерово: ОблИУУ, 1996. С. 28−45.
- Казин Э.М., Кураев Г. А., Шорин Ю. П. и др. Использование автоматизированных программ для комплексной прогностической оценки индивидуальных адаптивных возможностей организма // Физиология человека. 1993. Т. 19. № 3. С. 98−103.
- Казначеев В.П., Баевский P.M., Берсенева А. П. Донозологиче-ская диагностика в практике массовых обследований населения. Л., 1980. -39 с.
- Казначеев В.П., Баевский P.M. Индивидуальные особенности адаптационных реакций у человека и проблемы донозологической диагностики // Тез. докл. Всесоюз. конф. «Адаптация и проблемы общей патологии». Новосибирск, 1974. Т. 2. С. 2−9.
- Калюжная Р.А. Школьная медицина. М.: Медицина, 1975.392 с.
- Каниберный В.В., Сайкинова Н. Н., Чернышева Э. С., Ткаченко М. Е. Возрастные особенности некоторых психофизиологических функций у школьников // Гигиена детей и подростков важнейшее звено профилактической медицины. — М., 1989. — С. 97−98.
- Каплинский В.Е. Выносливость важнейшая мера здоровья человека // Физ. культура в школе. — 1989. — № 3. — С. 58−83.
- Каплинский В.Е. На-открытом воздухе. Выносливость важная мера здоровья человека // Физ. культура в школе. — 1999. — № 5. — С. 58−63.
- Каранастас Л.Ю. Изучение влияния полимерных материалов среды обитания (жилища, школа) на состояние здоровья подростков старшеклассников. Дисс.. канд. мед. наук. Ростов н/Д, 1990. — 214 с.
- Кардашенко В.Н., Стромская Е. П., Варламова Л. П. Физическое развитие один из важнейших показателей здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария. — 1989. — № 10. — 1930.
- Каспаржак А.Г., Левит М. В. (ред.) Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М.: Мирос, 1994. — 144 с.
- Качашкин В.М. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1972 г.
- Кваша В. Только один способ управления эффективен // Народное образование. 1997. № 1. С. 4−11.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: Обучение на основе исследования игр, дискуссий. Анализ зарубежного опыта. Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1995.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метофазы и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина. -1979.-608 с.
- Ковалева О.А. Эффективность применения физических упражнений с учащимися 7-х классов, проживающими в условиях с различным уровнем радиационного загрязнения среды: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: ВНЙФК. 1997.
- Козлов В.И., Фарбер Д. А. Физиология развития ребенка. М.: Педагогика, 1983. — Гл. 1: Нейрофизиологические особенности функционирования мозга ребенка. — С. 15−62.
- Козлова Т.В., Рябухина Т. А. Физкультура для всей семьи. М.: Физ. культура и спорт, 1989.
- Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. Л.: Наука, 1980. — 164 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.256 с.
- Королева З.Г., Сычев А. А., Бакуль И. В. и соавт. Об организации поликлинической помощи подросткам // Советское здравоохранение. 1978. — № 4. — С. 25−27.
- Коршунов А.М. Отражение, деятельность, познание. М. 1979.
- Косилов С.А. Физиологические основы развития координационно-двигательных способностей учащихся // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. IV Всесоюз. конф. «Физиология развития человека». М., 1990. —С. 147−148.
- Кочарова С.Г. Значение достигнутого уровня соматического развития ребенка для его дееспособности // Гигиена и санитария. 1990. — № 5. -С. 65−68.
- Кошков А.Г. Социально-педагогический мониторинг показатель физической активности состояния здоровья и культурного развития школьников // Теория и практика физ. культуры. — № 6. — С. 2.
- Кравчук Т.А. Методика оздоровительной тренировки детей шестого года жизни. СПб: ГАФК, 1996.
- Краснобаева Т.Н. Социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений среди несовершеннолетних подростков 13−14 лет средствами физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ВНИФК, 1996.
- Краснянская П.Л., Матвеева В. В. Особенности адаптации учащихся и классов к учебным нагрузкам // Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1979. — С. 83−89.
- Кремянский В.И. К анализу понятия активности материальных систем // Вопр. философии. 1969. -№ 10.
- Кремянский В.И. Структурные уровни живой материи. Теоретические и методологические проблемы. М.: Наука, 1969.
- Криж В.Н. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов. Минск: Полымя, 1982.
- Кром Л.И. Заболеваемость подростков-школьников // Советское здравоохранение. 1981. — № 4. — С. 38−43.
- Крыгина В.А., Керская О. В., Жукова Т. Б. Личность ребенка как основа его здоровья // Материалы межрегион, симпозиума «Медицинские и педагогические проблемы валеологии». Новосибирск, 1996. Ч. 2. С. 554.
- Крылов Д.Н. Охрана здоровья детей. М.: Медицина, 1979. — Гл. 4: Наследственность и среда в формировании интеллектуальных и нейрофизиологических функций у детей и подростков. — С. 145−165.
- Кузнецов В.К. Методика ускоренного вычисления стандартного отклонения, а и ошибки средней // Социально-гигиенические исследования. Под ред. Лисицина Ю. Л. М.: Медицина, 1970. — С. 190−193.
- Кузнецова З.И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников // Физ. культура в школе. 1975. — № 1. — С. 7−9.
- Куинджи Н.И., Мирская Н. М., Фальковская Н. М. Гигиеническая оценка экспериментального обучения школьников по 5-дневной учебной неделе // Гигиена и санитария. 1992. — № 1. — С. 35−38.
- Кукушкин Г. И. Исследование возрастных учебных програ*мм по физическому воспитанию школьников. М.: Физкультура и спорт, 1962.
- Кулиева Ж.М. О нормах остроты зрения и методах расслабления аккомодации у детей дошкольного возраста // Детская офтальмология. Ашхабад, 1977. Т. 16. С. 15−19.
- Кульневич С.В. Личностно-ориентированное воспитание: концепция, содержание, реализация: Дис.. д-ра пед. наук. 1995. — 430 с.
- Кульпина Т.И. Личностно-ориентированное образование как педагогическая проблема: Дис.. канд. пед. наук. 1997. — 172 с.
- Кураев Г. А., Сергеев С. К., Шленов Ю. В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеолгия. 1996. № 1. С. 7−18.
- Курдюков Б.Ф. Научно-педагогические аспекты совершенствования процесса обучения в общеобразовательных учебных заведениях нового типа средствами физической культуры. Дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 1994.- 138 с.
- Кучма В.Р. Проблемы мониторинга состояния здоровья детского населения в связи с факторами окружающей среды // Гигиена и санитария. -1993.-№ 11.-С. 4−6.
- Лабезникова А.Ю. и др. Деятельность в жизни человека и общества // Социально-политический журнал. 1994. — № 9−10.
- Лаптев А.П., Полиевский С. А. Гигиена: Учебник для техникумов и ин-тов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 236 с.
- Лебедева В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентирован-ные подходы к развивающему образованию // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 24−26. '
- Лебедь М.В., Матвеев А. И. Физическое состояние детей, проживающих в зоне экологического неблагополучия // Теория и практика физической культуры. 1997. № 8. — С. 46−48.
- Левчук Л.В. Глоссарий современного образования // Народное обоазование. 1997. № 3. С. 93. X
- Леонова А.Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности. М., 1981. — 112 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Наука, 1977.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
- Лесгафт П.Ф. Задачи физического воспитания и развития в школе. -М., 1951.-Т. 1.-С. 287−313.2Г6. Лильин Е. Т., Богомазов Е. А., Гофман-Кадочников П. В. Медицинская генетика для врачей. М.: Медицина, 1983.
- Лисицын Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины // М.: Медицина. 2-е изд. — 1982. — 325 с.
- Лисицин Ю.П., Семенова Л. П. Американские специалисты о постановке дела охраны материнства и детства в США // Педиатрия. 1984. -№ 8.
- Литвинова Н.А., Казин Э. М., Шорин Ю. П. и др. Комплексная оценка здоровья и профессионального развития у лиц умственного труда // Физиология человека. 1994. Т. 20. № 5. С. 147−150.
- Лиханов А.Б. // Права ребенка: Основные международные документы. М., 1992. — С. 3−6.
- Лихачев Б.Т. Реформаторство в российском образовании: прожекты и результаты // Педагогика. 1996. — № 6. — С. 18−24.
- Лосева О.А., Параничева Т. М. Медико-психологические аспекты адаптации детей шести лет к школе // Тез. III Всесоюз. конф. «Физиология развития человека». М., 1985. — С. 218−219.
- Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. М., 1992. — 124 с.
- Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры личности. М., 1994.
- Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физ. культуры. 1997. — № 6. — С. 10−15.
- Лукьяненко Г. Ф., Артамоновская Е. Г. Психофизиологические характеристики памяти подростков // Педагогика. 1988. — № 2. — С. 9−13.
- Любомирский Л.Е. О критических и сенситивных периодах развития моторики // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. IV Всесоюз. конф. «Физиология развития человека». М., 1990.-С. 178−179.
- Лях В.И., Копылов Ю. А., Малыхина М. В., Проточенко Т. А., Полянска Н. В. Физическое воспитание для общеобразовательной школы: состояние, перспективы и пути реализации // Теория и практика физ. культуры. 1998.-№ 9.-49 с.
- Лях В.И., Кофман Л. Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся V-IX классов общеобразовательной школы. М., 1992. -32 с.
- Лях В.И., Кофман Л. Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся X—XI классов общеобразовательной школы. М., 1992. -34 с.
- Лях В.И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся I—IV классов общеобразовательной школы. М.,'1992. 34 с.
- Лях В.И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся I—XI классов // Программы общеобразовательных учреждений. Физическое воспитание учащихся I—XI классов. М.: Просвещение, 1992. С. 106−204.
- Лях В.И., Шаулин В. П., Литвинов Е. Н., Мейксон Г. Б. Физическая культура. Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. М.: ВНИК «Российский образовательный стандарт», 1993. 23 с.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1997.-Т. 1.-С. 171.
- Макаров В.Н. Системный подход при исследовании целостных двигательных актов // Теория и практика физ. культуры. 1987. — № 2.
- Макарова З.С., Тонкова-Ямпольская Г.В., Неклюдова Л. И. и др. Профилактический антигриппозный эффект экзогенного лейкоцитарного интерферона у детей // Вопр. вирусологии. 1981. — № 5. — С. 565−566.
- Максимов О.Л., Закруцкая Л. Д., Колчева Г. А., Стасенко Л. И., Айдинова О. И., Эркина А. И., Полищук Г. М. Анализ заболеваемости детей в образовательных учреждениях // Тез. докл. 1-й науч. сессии РГМУ. Ростов н/Д, 1996.-С. 101.
- Мануйлов С.И. Возрастные особенности проявления и развитие быстроты движения у школьниц 9−13 лет: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М&bdquo- 1983.-С. 25.
- Маргулис А.В. Категория деятельности человека // Филос. науки. 1975.-№ 2.
- Масляева Г. В., Плавина Н. П., Голубева А. А., Будылко О.П.
- Состояние здоровья учащихся общеобразовательных школ // Региональные проблемы охраны окружающей среды и здоровья населения. Ростов н/Д, 1997.-С. 224−226.
- Матвеев А. П. Петрова Т.В. Оценка качества выпускников основной школы по физической культуре. М.: Дрофа, 2000. 160 с.
- Матвеева Л.П. Очерки по теории физической культуры. М.: Физ. культура и спорт, 1984.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. М.: Физкультура и Спорт, 1976.
- Матвеев Л.П., Новикова А. Д. Теория и методика физического воспитания. — М.: Физкультура и спорт, 1976.
- Матвеев М.П., Чубуркин А. В. Пограничные состояния у детей II Педиатрия. 1981. -№ 12. — С 8−12.
- Матов В.В. Неотложные задачи в развитии отечественной оздоровительной культуры // Теория и методика физической культуры. 1988. -№ 2.
- Медведков В.Д. Научно-педагогические основы валеолого-эконо-мической реабилитации населения: Автореф. д-ра. пед. наук. М.: ВНИИФК, 1996.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М.: Наука, 1981. ~
- Меерсон Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и стрессоли-митирующие системы организма // Физиология адаптационных процессов. -М.: Наука, 1986.- С. 521−622.
- Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика. М.: Наука, 1981.
- Мелоян В.Т. Исследования особенности динамики мышечной силы и ее воспитание у школьниц 7−18 лет в процессе уроков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1974.
- Мельников Г. Б. Особенности психофизиологических механизмов зрительной перцепции у детей 10−12 лет /I Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. -М.: Педагогика, 1991. С. 8−11.
- Миклашевская Н.И., Соловьева B.C., Горина Е. О. Ростовые процессы у детей и подростков . М.: МГУ, 1988. — 182 с.
- Минх А.А. Очерки по гигиене физических упражнений и спорта. -М., 1980.
- Михайлина Т.М. Нормы и критерии оценки функциональных показателей и физических качеств школьников Краснодарского края 7−16 лет: Дис.. канд. биол. наук. Краснодар, 1997. 207 с.
- Могендович М.Р., Тешкин И. Б. Физиологические основы лечебной физической культуры. Ижевск, 1975.
- Мокевнин И. и др. Центры здоровья в школе // Основы безопасности жизни. 1998. — № 1. — С. 22.
- Молчанова Н.М., Топоркова И. В. Режим дня и работоспособности учащихся класса школы полного дня // Гигиена и санитария 1982. -N° 2." — С. 37−40.
- Мордачев И.П. Заболеваемость школьников Белоруссии // Здравоохранение Белоруссии. 1983. — № 9. — С. 8−10.
- Мотылянская Р.Е. Двигательная активность важное условие здорового образа жизни // Теория и практика физ. культуры. — 1990. — № 1.
- Муравов И.В. Оздоровительные возможности физической культуры // Актуальные проблемы пропаганды. М.: Знание, 1991. Вып. 1. -С. 4−12.
- Нарциссов Р.П., Степанова Е. И. Проблемы прогнозирования здоровья детей. Л.: ВНИИТИ, 1987. — С. 72.
- Наталов Г. Г. Введение в физическую культуру. Краснодар, 1995. С. 148
- Наталов Г. Г. Проблема классификации физических упражнений // Теория и практика физ. культуры. 1968. — № 8.
- Наталов Г. Г. Физическая культура и спорт в жизни человека. -Алма-Ата, 1978. 142 с.
- Наталов Г. Г. Физические упражнения и моторика человека //Вопросы теории и методики физического воспитания. Алма-Ата, 1972.
- Наталов Г. Г. Функциональные системы активной двигательной деятельности // Теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки. Алма-Ата, 1974. Вып. II.
- Наталов Г. Г. Эволюция научных представлений об объекте и кризис общей теории физической культуры // Теория и практика физ. культуры, 1998, № 9. С. 40−42!
- Невский И.Н. Роль субъективного фактора в обучении и воспитании школьников//Начальная школа. 1986. -№ 3. — С. 13−16.
- Нетопина С.А. Особенности умственной работоспособности учащихся 4−5 классов, начавших обучение с 6 и 7 лет // Гигиена и санитария. -1980.-№ 11 С. 25−27.
- Никитюк Б.А. Акселерация развития // Итоги науки и техники. Сер. Антропология. М.: АМН СССР, 1989. — Т. 3. — С. 5−76. '
- Никитюк Б.А. Медицинская антропология и профилактическая медицина // Бюл. Сиб. отд. АМН’СССР. 1981. — № 5. — С. 99−107.
- Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физ. культуры. 1997. — № 6. -С. 2−10.
- Николов Л. Структура человеческой деятельности. М. 1984.
- Новиков А.Д. Физическое воспитание (к вопросу о предмете, принципах, средствах, методах и формах организации занятий физическими упражнениями). М., 1949
- Новосельский С.А. Методика урока физической культуры в старших классах. Киев: Радяньска школа, 1989.
- Орлов А.Г. Гигиеническое обоснование использования новых светотехнических и конструкционных материалов в строительстве детских учреждений. Дисс.. канд. мед. наук. Ростов н/Д, 1988. ^ 153 с.
- Палашкин В.М. Методика физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1981.
- Папуша В.Г. Методика формирования умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями у младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1987. — 24 с.
- Пастушенко Н.Л. Домашнее задание по физической культуре. -Киев, «Здоровье», 1986.-83 с. •
- Перевозщиков Ю.А. Домашние задания по физической культуре. Минск.: Полымя, — 1988.
- Петровская Т.В. Дифференцированная методика физической подготовки, младших школьников в системе занятий физической культурой в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1983. — 22 с.
- Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.
- Петухов С.И., Кочадзе Д. В. Педагогические аспекты валеологи-ческого образования // Материалы науч.-практ. конф. «Подготовка современного специалиста в соответствии с государственным образовательным стандартом». Новокузнецк, 1996.
- Пивоваров Г. Н. Стресс и его влияние на формирование характера // Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психические расстройства. -Л., 1977.-С. 95−99.
- Пирогова Е.А., Ивашенко Л. Я., Стройко Н.П. Влияние физических упражнений на работоспособность и физическое развитие школьников
- Морфофункциональные показателя развития детей и подростков. Новосибирск, 1980. — С. 32−39.
- Платонов Н.Н. Круглогодичный спортивно-оздоровительный бег на воздухе в условиях низких температур // Теория и практика физ. культуры. 1997. -№ 8. — С. 59.
- Пляски на И. В. Характеристика состояния здоровья учащихся начальных классов новых видов образовательных учреждений при различных формах организации учебно-воспитательного процесса: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. М., 1998. — 26 с.
- Пограничные состояния и вопросы диспансеризации в педиатрии // Материалы конф. на ВДНХ СССР (8−9 янв. 1981). М.: ЦОЛИУВ, 1981.
- Погудны С.И. Особенности физического развития и физической подготовленности школьников 12—16 лет с различным объемом двигательной активности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Малаховка, 1982. — 24 с.
- Подъячева Н.Ф., Калашникова О. А. и др. Комплексная оценка состояния здоровья детского населения // Здравоохранение РФ. 1980. -№ 6.-С. 12−13.
- Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи // Гигиенические аспекты. М.: Медицина, 1987. — С. 176.
- Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993.
- Пономарев Н.И., Дмитриев С. В. Проблемные вопросы теории построения двигательных действий // Теория и практика физ. культуры. -1990.-№ 6,7.
- Попков А.В., Литвинов Е. Н. Программа по физической культуре для учащихся I-XI классов. Антистрессовая пластическая гимнастика // Программы общеобразовательных учреждений. Физическое воспитание учащихся I-XI классов. М.: Просвещение, 1996. С. 205−256.
- Попова Е.Б., Мусатов Ю. А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев: Здоровье, 1986. — С. 251.
- Попова Н.М. Гигиенические предпосылки устранения перегрузки учащихся // Гигиенические аспекты реформы общеобразовательной школы: Обзорная информация. М., 1985. — С. 4−14.
- Попушной Н.С. Некоторые критерии при адаптации детей к учебным нагрузкам // Гигиена и санитария. 1989. — № 5. — С. 94−95.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М., 1996.
- Поташник М.М. Школа разноуровневого и разнонаправленного обучения // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 3−11.
- Права человека: Основные междунар. документы / Сост. Елисеева Л. А., Макаренко И. А. М.: Дом. 1992.
- Права человека: Сб. междунар. документов / Сост. Л. Н. Шестаков. М.: МГУ, 1986.-232 с.
- Пратусевич Ю.М., Сухарев А. Г. Ежедневные занятия физическими упражнениях как средство профилактики умственного переутомленияшкольников // Гигиенические основы физического воспитания и спорта детей и подростков. Таллин, 1975.
- Препарский В.П., Шелюшенко А. А., Мурза В. П. и соавт. Методика комплексного исследования функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем у занимающихся физической культурой и спортом. Киев, 1973.
- Примерный объем знаний и навыков школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья: Метод, рекомендации. М., 1978. — 63 cf
- Проблемы обновления содержания общего образования: Материалы к науч.-практ. конф. Ростов н/Д: Изд-во ОблИУУ / Ред. Зембицкий Д. М. и др. 1993.
- Т1. Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста // Тез. докл. на конф. «Проблемы охраны здоровья детей дошкольного и школьного возраста» (27−29 окт. 1981) / Под ред. Г. П. Сердюковской. М.: Медицина, 1981.
- Психологические проблемы неуспевающих школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. М., 1970.
- Работникова JI.B. Влияние занятий спортом на физическое развитие и успеваемость школьников // Гигиена и санитария. 1987. — № 5. — С. 88−89.
- Ратов И.П. К перспективе оптимизации подбора упражнений и условий их применения // Теория и практика физ. культуры. 1990. — № 1.
- Римских P.P., Римских С. А. (ред.) Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1995. — Гл. 3: Тесты для исследований психологических свойств и состояний личности. — 154−156.
- Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1995. — Гл. 4.2: Выявление тревожности у подростков. -С. 126−131.
- Розенблат В.В. Проблема утомления. М.: Медицина, 1975.240 с.
- Романцев А.В. К вопросу об эффективности круговой тренировки в школьной практике. М.: Физкультура и спорт, 1970.
- Рыбалкина С.В. Выбор средств физической подготовки школьников на основе изучения их оздоровительной эффективности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. 1996.
- Сазанюк З.И. Гигиеническое значение организации внеучебного времени учащихся первых классов в группе продленного дня // Гигиена и санитария. 1982. — № 4. — С. 39−42.
- Самостоятельная двигательная активность как составная часть физической культуры // Физическая культура и спорт учащейся молодежи в развивающемся мире: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Шуя: ШГПИ, 1994.-С. 6.
- Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.1.4.559−96) «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
- Санитарные правила и нормы (СанПиН 23−05−95) «Естественное и искусственное освещение».
- Санитарные правила и нормы (СанПин) 2.4.2576−96 «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. М. 1996.
- Сапожникова Р.Г. Гигиена обучения в школе. М.: Педагогика, 1974.- 192 с.
- Сапожникова Г. М. Динамика работоспособности младших школьников и факторы, ее определяющие: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 1980.-25 с.
- Сапожникова Г. М. Некоторые факторы, формирующие особенности дневной динамики работоспособности младших школьников // Гигиена и санитария. 1983. — № 2. — С. 21−24.
- Саркисов Д.С. Очерки по структурным основам гомеостаза. М.: Медицина, 1977.
- Семенова С.А. Коррекция режимов двигательной активности детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях комплексного экзоэкологического загрязнения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ВНИФИ, 1996.
- Семова Н.С., Страшимирова Ц. А. Пятидневная учебная неделя и функциональное состояние учеников начальных классов // Гигиена и санитария. 1982.-№ 8. — С. 70−72.
- Сердюковская Г. Н. Гигиениеческие аспекты воспитания и охраны здоровья подростающего поколения. М.: Знание, 1980. — 37 с.
- Сердюковская Г. Н. Окружающая среда и здоровье подростков. -М.: Медицина, 1977. 200 с.
- Сердюковская Г. Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. -М.: Медицина, 1979. 184 с.
- Сердюковская Г. Н. Влияние факторов окружающей среды на хдоровье подрастающего поколения // Вестинк АМН СССР. 1981. — № 3. -С. 19−26.
- Сердюковская Г. Н. Гигиенические аспекты здоровья подрастающего поколения // Проблемы охраны здоровья детей дошкольного возраста. М., 1981. — С. 3−11.
- Сердюковская Г. Н., Глушкова Е. К., Доскин В. А., Сорокина Т. Н. Гигиенические предпосылки к оптимизации школьного урока в младших классах средней школы // Гигиена и санитария. 1985. — № 8. — С.29−33.
- Сердюковская Г. Н., Сухарева А. Г. (ред.) Гигиена детей и подростков: Руководство для санитарных врачей. М., 1986. — С. 164−165.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга // Избр. произведения. -М., 1952.-Т. 1.
- Сидоренко Г. И. Гигиена окружающей среды в современных условиях // Гигиена и санитария. 1992. — № 4. — С. 5−10.
- Силла Р.В. О роли физического воспитания в развитии умственной работоспособности // Учен, запис. Тартус. ун-та. Тр. по психологии II. -1967.-С. 36−42.
- Симошкина JI.E. Организация двигательной активности детей на открытом воздухе как средство их гармонического воспитания в дошкольных учреждениях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — СПб.: ГАФИ, 1997.
- Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. Учение о внутренних органах. М.: Медицина, 1973. — Т. II. — С. 36.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1977.
- Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека. М.: Просвещение, 1992.
- Смирнов И.Н. Здоровье человека как философская проблема II Вопр. философии. 1985. № 7. С. 87−93.
- Смирнов С.Д. Общепсихологическая теория деятельности. Перспективы и ограничения // Вопр. психологии. 1993. — № 4.
- Смолянская И .Я. О некоторых методологических принципах в гигиене детей и подростков // Гигиена и санитария. -1984. № 7. — С. 78−79.
- Соколов Э.В. Культура и личность // Теория и практика физической культуры. 1985. № 2.
- Ставицкая А.Б., Арон Д. И. Методика исследования физического развития детей и подростков. М.: Медгиз, 1959. — 75 с.
- Столяров В.И. Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта. М., 1984.-С. 81−88.
- Стоян Е.Ф. Психофизиологические аспекты оценки влияния факторов окружающей среды на здоровье населения // Гигиена и санитария. -1990.-№ 2.-С. 12−14.
- Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. М.: Медицина, 1988. -156 с. «'
- Сутягина О.В., Дронов И. С. Лонгитудинальные исследования функционального состояния зрительного анализатора у детей, начавших обучение в школе с 6-летнего возраста // Офтальмологический журнал. 1986. № 8. С. 458−459.
- Сухарев А.Н., Телянчи В. И., Шелопина О. А. Двигательная активность и здоровье детей и подростков. М., 1988.
- Сухарев А.Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников, М., 1972. — С. 40.
- Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М.: Медицина, 1991.-272 с.
- Сухарев А.Г. Состояние здоровья школьников и факторы, его формирующие // Гигиена и санитария. 1982. — № 5. — С. 70−72.
- Сысоева В.В. Физиолого-гигиеническое обоснование оптимизации трудового обучения учащихся 6−8 классов в общеобразовательных школах: Дис.. канд. мед. наук. Ростов н/Д. — 1997. — 195 с.
- Терентьева Г. В. Гигиенические основы обеспечения теплового комфорта детей дошкольного возраста. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1983.
- Терентьева Л.А. Медленный бег как форма лечебной физкультуры (информативное письмо). Рига, 1973.
- Тихвинский С.Б. Социальные и медико-биологические проблемы здоровья детей // Методология и социология педиатрии. СПб, 1991. С. 22−42.
- Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмидт-Кольмер Е., Атанасова-Вукова А. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. М.: Медицина, 1980.
- Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмидт-Кольмер Е., Хабинакова X.ред.) Внешняя среда и психическое развитие ребенка. М.: Медицина, 1984.
- Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». -М., 1967.
- Уланова М.Л. Активность лизоцима в секретах и сыворотке крови детей, больных неосложненными и осложненными формами острых респираторных’вирусных инфекций // Педиатрия. 1983. — № 2. — С. 47−49.
- Усанова Е.П., Матвеева Н. А., Новоселова B.C., Улитина В. П. Опыт совместной работы по охране здоровья школьников // Здравоохранение Российской Федерации. 1983. — № 1. — С. 39−41.
- Усов И.Н. Пограничные состояния и предрасположение к заболеваниям у детей // Педиатрия. 1983. — № 9. — С. 69−71.
- Уткина В.Л. (ред.) Оптимальные режимы двигательной деятельности у детей и взрослых в норме и патологии: Научный обзор. М.: ВНИИМИ, 1991.-81 с.
- Ушаков Г. К. Детская психиатрия. М.: Медицина, 1973. — 392 с.
- Фальковская Н.М. Гигиеническая оптимизация режима обучения в профильной школе (классах) при 5-дневной учебной неделе: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -М., 1994. -21 с.
- Фарбер Д.А. Закономерности формирования структурно-функциональной организации мозга в онтогенезе // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. Всесоюз. конф. «Физиология развития человека». М., 1990. — С. 291.
- Фарбер Д.А. Системная организация интегральной деятельности мозга в онтогенезе ребенка // Физиология человека. 1979. — Т. 5. — № 3. -С. 516−526.
- Фарино Н.Ф. Гигиеническое обоснование резервов оздоровления младших школьников средствами физического воспитания с учетом полового диморфизма: Автореф. дис.. канд. мед. наук. М., 1991. — 27 с.
- Федоров А.И., Ботин С. В. Комплексный подход к оценке состояния здоровья детского населения с помощью автоматизированных программ // Образование. Личность. Здоровье /Под ред. М. Н. Лазутовой, Э. М. Казина. Кемерово: ОблИУУ, 1996. Ч. 2. С. 102−108.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.
- Физкультура в школе. Под ред. Г. П. Богданова / М.: Просвещение, 1971.37S. Филин В. П., Фомин П. А. Возрастные основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1972.
- Филлипов В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы // Бюллетень министерства образования Российской Федерации. 2000. -№ 2.-С. 3−19.
- Филиппович В.И. Развитие двигательной функции детей в процессе физического воспитания // Сов. педагогика. 1967. — № 5. — С. 23−30.
- Фомин Н.А. Физиология человека: Учебник для пед. ин-тов, фактов физ. культуры и ин-тов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1982.
- Фролов В.Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983. — 190 с.
- Хакунов Н.Х. Формирование физической культуры личности в учебных заведениях разного типа: Дис.. д-ра. пед. наук. Майкоп, 1995. -323 с.
- Хананашвили М.М. Информационные неврозы. Л.: Медицина, 1978.- 434с.
- Хризман Т.П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка // Педагогика. 1991. — № 2. — С. 232−233.
- Хрипкова А.Г. Научные основы совершенствования физического воспитания школьников // Физ. культура в школе. 1976. — № 4. — С. 16−19.
- Хрипкова А.Г. Проблема социального и биологического в развитии ребенка методологическая проблема педагогики // Соотношение биологического и социального в человеке. — М.: Наука, 1975.
- Хрипкова А.Г., Антропова М. В. (ред.) Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. М.: Педагогика, 1982.
- Хрипкова А.Г., Антропова М. В. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. С. 281−284.
- Хрипкова А.Г., Антропова М. В. Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки учащихся в режиме дня // Сов. педагогика. 1980. -№ 10.-С. 53−59.
- Хрипкова А.Г., Козлов В. Н., Антропова М. В. Физиолого-гигие-нические исследования учебной нагрузки учащихся // Советская педагогика. 1993.12.-С. 34−42.
- Царегородцев Г. И. Общество и здоровье человека. М.: Медицина. 973. — 372 с.
- Чернякина Т.О., Прибыткина Г. Н., Боцманова А. О. Оценка функционального состояния организма учащихся младшего школьного возраста при 5-дневной учебной неделе // Гигиена и санитария. 1990. -№ 5. — С. 63−68.
- Черток Т.Я., Макарова З. С., Белова М. Н. Некоторые принципы профилактики острых респираторных вирусных инфекции у детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Педиатрия. — 1979. — № 4. — С. 40−48.
- Чурьянова М.И. Состояние научной информации по гигиене детей и подростков // Гигиена и санитария. 1988. — № 3. — С. 84−85.
- Чухров Г. В., Данчук Н. Ф., Илюшин С. Н. и др. Наш опыт по закаливанию детей в начальных классах // Физкультурное образование Сибири. 1995.-№ 2. — С. 16−19.
- Шалих М. Круговая тренировка / Пер. с нем. М., 1968.
- Шамова Т.И., Конаржевский Ю. А. Урок в современной школе // Сов. педагогика. 1985. -№ 10. г- С. 3−7.
- Шаповаленко С.Г. Методические вопросы научных исследований и разработок в области школьного оборудования // Советская педагогика. -1982.-№ 6.-С. 66−71.
- Шарова М.А. Гигиена детских учреждений в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы // гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. М., 1984. — С. 88−90.
- Шарова М.А., Белявская В. И. Современные гигиенические вопросы световой среды в учебно-воспитательных учреждениях // Охрана окружающей среды и здоровье ребенка. М., 1979. Вып. 8. С. 58−68.
- Шарова М.А., Белявская В. И., Оболенский Н. В. Гигиеническое обоснование применения солнцезащитных устройств для учебных помещений школьных зданий // Гигиена и санитария. 1975. — № 10. — С. 106−107.
- Шашкова И.А. Психосоматическое развитие и норма реакций. -М., 1975. Гл.1: Особенности психических реакций школьников на учебную нагрузку. — С. 87−90.
- Шорин Ю.П., Мирзаханова P.M., Казин Э. М. и др. Оценка адаптивных возможностей организма подростков с различным темпом полового созревания по вегетативным, морфологическим и гормональным показателям // Физиология человека. 1993. Т. 19. № 3. С. 104−109.
- Шуркова Н., Питюков В., Савченко А., Осипова Е. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
- Щедрина А.Г. Здоровье человека в условиях НТР: Метод, аспекты. Новосибирск, 1989. — С. 26−33.
- Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты. Новосибирск: Наука, 1989.
- Affolter F. Wahmehmungsprozesse, deren Storung und Auswirklung auf die Schulleistungtn, insbesondere Lesen und Schreiben. -Z. Kinder— Jugendpsychiat. 1975, 2, 223−234.
- Akert K. Probleme der Hirnreifung. In: R. Lempp (Hrsg.) Teilleistungsstorungen im Kindesalter. — Huber — Bern, Stuttgart, Wien, 1979, S. 12−13.
- Berger E.V. Teilleistungsschwachen. In.: W. Spiel (Hrsg.) Psychologie des 20. Jahrhunderts. Bd. XII, Zurich, Kindler, 1980, 223−254.
- Bernard G. Pour une. poignee de minutes, Revue Hygiene et de Medicine scolaire et universitaire, 1980. vol. 1, № 1, p. 49−58.
- Betz D., Breuninger H. Teufelskrrreis Lemstorungen. Urban -Schwarzenberg. Munchen, Wien, Baltimore, 1982. — 200 p.
- Brooly V.B. Comment: On Functions of the «cerebellar circuit'» in mowement control I I Car. S. Physiol, and Pharmacol. 1981. -V.59. -№ 7.- P. 776−778.
- Claus G. Differentielle Lempsychologie. Berlin: Volk Wissen, 1984.
- Danike U. Eine Moglichkeit zur Verbesserung der Adaptabilitat von Vorschulkindern an die Schule. Jugendkunde, 1985, 6, 141−143.
- Everard В., Blanchard P. The effekt of Musik on Pulse Rate, Blood pressure and final Exam scores of University Students. J. Sch. Hith. 1979,49, № 8, 470−471.
- Friedrich M.N. (Hrsgl) Teilleistungsschwachen und Schule. -Bern-Stuttgart-Wien, Huber, 1980.
- Friese H.J. Kriterien der Schulfaniskeit und Sonderschulberuftkeit. -.i1.: G. Nissen (Hrsg.) Psychiatrie des Kleinkind- und des Forschulalters. Hiber-Bern, Stuttgart, Wien, 1983.
- Frostig M., Miller H. (Hrsg.) Teilleistungsstorungen. lhre Erkennung und Behandlung bei Kindern. Munchen — Wien -Baltimore, Urban-Schwarzenberg, 1981.
- Gorinski P., Polus-Szeniawska E. Imiany dispozycii do pracy w szasie 5-dniowego nauki. Roczn. Zak. Hig., 1983, № 2, s. 209−212.
- Jig H. Zu einigen Problemen der psychischen Belastung von Schulern der unterstupe im Tages und wochenablauf Thejrie und Praxis der Korperkultur, 1983,8,613−618.
- Kahl H., Scrnidt-Kolmer S., Maler U. Zur Beurteilung von Gesundheit und Leistungfahigkeit der jungen Generation. -Padiartie und Grenzgebiete, 1989, 1, 9−14.
- Kirk S.A., Kirk W.D. Psycholinguistische Lemstorungen. -Weinheim, Beltz, 1976.
- Lempp R. Teilleistungsstorungen im Kindesalner Bedrutung und Moglichkeiten der Fruhbehandlung. — Dtsch med.Wschr., 1981,106,1188−1192.
- Lipkova V. Deti a skola. Zdrawie, 1984, 9, 3−8.
- Lipkova V., Sevcikova L, Liska L. Sledovanie rezimu prace a odrocinku deti a miadeze v skolach vsetkych stupnov. 1. etapa: Sledovanie rezimu dna deti na ZS. Bratislava, 1983. — 36 s.
- Littmann E. Entwicklung, Validierung und Normierung zweier Seibbstbeurteilungsfragebogen ein Beitrag zur Seibbstbilderfassung bei Kindern. -Diss. A., Berlin, 1985.
- Meyer-Probst M. Kompensation in Leistungsverlauf himgeschadigter Kinder. In: G. Gollnitz, G.K. Ushakov (Hrsg.) Zur Kompensation und Dekompensation in der kindlichen Entwicklung.-VEB Fischer, Jena, 1981, 137— 145. '
- Singen R. N., Hagenbeck F., Gerson R.F. Strategy euhaucement oa serial motor skill acguisition // Bull. Psychrom. Soc.-1981.-V. 18.- № 3.-P. 148 150.
- Wise S.P., Evants E.V. Fhe role of the celebral cortex in movement // Frendst Neurosei. -1981.-V. 4.-№ 12.-P. 297−300.