Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Поэтический язык лирики немецкого экспрессионизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объектом нашего исследования является поэтический язык лирики немецкого экспрессионизма. Экспрессионизму как литературному течению начала XX века, оказавшему существенное влияние на дальнейшее развитие немецкой литературы, в том числе современной, в немецкой филологии посвящено множество работ. Первые рецензии на публикацию произведений экспрессионистской лирики, появившиеся в 10−20 гг… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ЛИРИКИ НЕМЕЦКОГО ЭКСПРЕССИОНИЗМА
    • 1. 1. Поэтический язык как предмет лингвистического исследования
      • 1. 1. 1. Выделение поэтического языка в общей системе языка
      • 1. 1. 2. Специфика лингвистического исследования поэтического текста
    • 1. 2. Лирика немецкого экспрессионизма в рамках историко-культурного контекста XX века
      • 1. 2. 1. Экспрессионизм как направление в литературе и искусстве
      • 1. 2. 2. Определение понятия экспрессионизма в лирике
      • 1. 2. 3. Общая характеристика эстетики экспрессионизма
      • 1. 2. 4. Особенности тематического развертывания в лирике экспрессионизма
      • 1. 2. 5. Герой экспрессионистской лирики
  • ГЛАВА 2. ПОЭТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ЛИРИКИ НЕМЕЦКОГО ЭКСПРЕССИОНИЗМА
    • 2. 1. Лексико-морфологическая характеристика словаря экспрессионистской лирики
    • 2. 2. Тенденции словообразования в лирике экспрессионизма
    • 2. 3. Особенности семантики экспрессионистской лирики
    • 2. 4. Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИРИКИ НЕМЕЦ КОГО ЭКСПРЕССИОНИЗМА
    • 3. 1. Особенности стихосложения экспрессионистской лирики
      • 3. 1. 1. Метрика
      • 3. 1. 2. Рифма
      • 3. 1. 3. Композиция
    • 3. 2. Особенности синтаксиса экспрессионистской лирики
    • 3. 3. Явления повтора и параллелизма в лирике экспрессионизма
    • 3. 4. Выводы по главе
  • ГЛАВА 4. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ В ЛИРИКЕ НЕМЕЦКОГО ЭКСПРЕССИОНИЗМА
    • 4. 1. Фигуры замещения
      • 4. 1. 1. Сравнение
      • 4. 1. 2. Метафора
      • 4. 1. 3. Метонимия
      • 4. 1. 4. Гипербола
    • 4. 2. Фигуры совмещения
    • 4. 3. Выводы по главе

Поэтический язык лирики немецкого экспрессионизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объектом нашего исследования является поэтический язык лирики немецкого экспрессионизма. Экспрессионизму как литературному течению начала XX века, оказавшему существенное влияние на дальнейшее развитие немецкой литературы, в том числе современной, в немецкой филологии посвящено множество работ. Первые рецензии на публикацию произведений экспрессионистской лирики, появившиеся в 10−20 гг., принадлежат К. Пинтусу, автору первого сборника экспрессионистской лирики, также К. Хиллеру, К. Эдшмиду, Ф. Хервигу, Г. Лукаксу, Х. Кессеру, Х. Нойманну, К.Бродник. Первые исследования по лирике экспрессионизма проводились в 20-е гг. Ф. Й. Шнайдером, А. Широкауэром, О. Вальцелем, Х. Баром, А. Зоргелем, В.Мушгом. Пик интереса к экспрессионизму немецких филологов наблюдается в 50−60 гг. В это время творчество экспрессионистов становится известным из работ К. Мауца, КЛ. Шнайдера, Ф. Фюманна, Х. Штибера, А. Клэс, Р. Бринкманна, Х. П. Дюрстеллера, К. Гроте, Д. Велленсхофа, Д. Меля, Х. Улига, Э. Лонера, А. Арнольда и других. Большая часть этих работ носит скорее литературоведческий характер, освещая, прежде всего, философско-мировоззренческую позицию экспрессионистов, обращаясь к фактам биографии отдельных авторов, отмечая те или иные моменты содержательного плана их лирики. Работ лингвистического характера гораздо меньше (например, исследования КЛ. Шнайдера, А. Клэс, К. Гроте) — они, как правило, узконаправленны, то есть являются исследованиями отдельных элементов / уровней языка разных авторов. В отечественной германистике серьезных исследований по поэтике экспрессионизма не проводилось. Очевидно, это можно объяснить тем, что экспрессионизм является течением декаданса, долгие годы осуждаемого советской идеологией.

Таким образом, актуальность исследования определяется недостаточной изученностью лирики экспрессионизма в лингвистическом плане, отсутствием комплексного лингвостилистического исследования её поэтического языка.

Наше исследование строится, прежде всего, на основе концепций поэтического языка, предложенных классиками русской / советской лингвистической науки: JI.B. Щербой, A.A. Потебней, Ю. Н. Тыняновым, В. Б. Шкловским, Б. М. Эйхенбаумом, Б. В. Томашевским, В. М. Жирмунским, P.O. Якобсоном, Г. О. Винокуром, Г. А. Гуковским, Ю. М. Лотманом, В. В. Виноградовым. Теоретической базой исследования послужили работы вышеназванных и других авторов по теории поэтической речи, стилистике, стихосложению.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые поэтический язык лирики немецкого экспрессионизма становится объектом специального комплексного изучения. В ряде разделов предлагаемой работы мы ссылаемся на опыт немецких лингвистов, в определенной степени обобщая результаты их исследований. Некоторые вопросы поэтического языка лирики немецкого экспрессионизма освещаются нами впервые (явления повтора и параллелизма, метонимия, некоторые особенности синтаксиса и семантики).

Основной целью исследования является выявление системы поэтических средств и их поэтических функций, позволяющих судить о поэтическом инварианте (или архетексте) лирики немецкого экспрессионизма.

Цель, а также изложенная в первой главе данной работы концепция поэтического языка обуславливают конкретные задачи исследования:

1. Выявить на разных уровнях языковой структуры те элементы, которые выступают как характерные особенности экспрессионистской лирики.

2. Установить, в какой мере данные элементы формы обусловлены содержанием, и каковы те конечные идеи, которые вытекают из формальной структуры текста.

3. Определить, в какой степени тематика и композиция экспрессионистской лирики обусловлены эстетикой экспрессионизма.

4. Предложить общую характеристику поэтического языка лирики немецкого экспрессионизма.

Основным методом исследования становится контекстуальный анализ, частично используется метод количественного подсчета. Анализ затрагивает разные уровни функционирования языковых единиц — морфологический, синтаксический, метрический, словообразовательный, лексический. На разных уровнях языка разбору подвергаются отдельные фрагменты произведений, содержащие те или иные элементыв приложении предлагается анализ ряда произведений в их художественной целостности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Поэтический словарь экспрессионистской лирики носит номинативный характермир определяется предметами.

2. Слово стремится к грамматической автономности, но становится более зависимым от контекста в смысловом плане. Окказиональный контекст преобладает над узуальным.

3. Нарушения на уровне метра и синтаксиса принимают системный характер, становятся важным средством языковой экспрессии.

4. Антиномией к асимметрии метра и синтаксиса выступает лексико-си итак с ический параллелизм.

5. Поэтику экспрессионистской лирики определяют тропы. Принципом отображения действительности становится метафора, принципом построения текста — метонимия.

6. Язык стремится к максимальной семантической насыщенности.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении и расширении представлений о поэтическом языке лирики немецкого экспрессионизма, выявлении её своеобразия и закономерностей, проявляющихся во всей совокупности языковых средств.

Практическое значение работы состоит в том, что результаты исследования могут найти применение при разработке лекционных курсов по лингвистической поэтике, стилистике, практических занятий по аналитическому чтению, а также при написании курсовых и дипломных работ.

Материалом для исследования послужили 200 произведений экспрессионистской лирики, прежде всего произведения Г. Хайма, Г. Тракля, Г. Бенна, Э.Штадлера. 7.

Апробация работы. Некоторые результаты исследования были изложены на научной конференции в СпбУЭиФ (апрель 1998, апрель 1999, апрель 2000), на Герценовских чтениях в РГПУ им. А. И. Герцена (май 1998). Содержание работы отражено в пяти публикациях.

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников примеров, библиографического списка использованной литературы. К диссертации прилагается лингвостилистический анализ ряда стихотворений.

Таковы основные выводы, полученные в ходе нашего исследования. В качестве иллюстрации этих выводов к работе прилагается детальный лингвос-тилистический анализ нескольких произведений разных авторов, причисляемых к экспрессионизму7.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ исследуемого материала показал, что, несмотря на кажущуюся неоднородность лирики экспрессионизма, на всех уровнях языковой структуры экспрессионистских текстов обнаруживаются общие тенденции. Безусловно, те или иные особенности поэтического языка выступают в лирике того или иного поэта, и даже в разных произведениях одного автора в большей или меньшей степени, однако именно они наиболее заметны и последовательны, именно здесь степень совпадения наиболее высока.

Много общего выявляет и содержательный план: основными мотивами экспрессионистской лирики становятся мотивы смерти и конца света, зимы и ночиосновными темами — темы войны и жизни большого города. Содержательные и выразительные компоненты экспрессионистской лирики в равной мере обуславливаются эстетикой экспрессионизма, которая, в свою очередь, рождается в определенной историко-культурной среде. Философско-мировоззренческая позиция экспрессионистов находит адекватное выражение в языкеэкспрессия мыслей, чувств, эмоций перетекает в языковую экспрессию.

Некоторая неравномерность в анализе различных уровней языковой структуры поэтического языка объясняется, во-первых, тем, что разные категории и элементы, допускающие эстетизацию, «предрасположены к ней в разной степени» (Арутюнова, 1979, 386), обладают различным поэтическим потенциаломво-вторых, в лирике экспрессионизма те или иные элементы разных уровней играют неравнозначную роль в реализации общего поэтического замыслав-третьих, подобная ситуация сложилась в самой теории поэтического языка. Если по ряду элементов и уровней языковой структуры поэтического текста имеются фундаментальные исследования, то создание поэтики лексики, поэтики синтаксиса, поэтики фонологии и поэтики грамматических категорий пока остаются перспективными задачами современной лингвистической поэтики (Григорьев, 1979, 13- Гин, 1996, 87).

Мы не рассматривали детально каждый уровень — более полному анализу подвергались лишь наиболее характерные и наиболее значимые элементы языковой структуры. За рамками нашего исследования остались также многие интересные моменты индивидуального языкотворчества отдельных поэтов-экспрессионистов. В наши задачи не входил и сравнительный анализ, описание свойств языка лирики экспрессионизма на фоне предшествующих, современных ему и последующих литературных течений, хотя в ходе исследования проводятся отдельные параллели с барокко, романтизмом, символизмом, импрессионизмом, сюрреализмом, дадаизмом. Мы не углублялись в философские, нравственные, политические, социальные, психологические и прочие аспекты, мы касались их лишь в той мере, в какой они могли быть полезными при достижении основной цели. Мы стремились, прежде всего, дать общее представление о поэтическом языке лирики немецкого экспрессионизма, выделить общие тенденции, показать характерные особенности языковой структуры, связанные с реализацией определенных эстетических задач и отражающие философско-эстетическую позицию экспрессионизма как направления в литературе и искусстве.

Результаты нашего исследования позволяют охарактеризовать поэтический язык лирики немецкого экспрессионизма следующим образом:

Для поэтического языка лирики экспрессионизма характерна определенная замкнутость поэтического мира — круг тем ограниченразные авторы обращаются к одним и тем же образам, мотивам, ситуациям вплоть до явного сюжетного параллелизма. Сама тематика исторически обусловлена. Круг проблем, решаемых экспрессионистами, связан с определенными событиями общественно-политической жизни начала XX века — I Мировой войной, развитием буржуазного общества, резким наступлением цивилизации, обострением классовой борьбы. В основе экспрессионистской идеологии — неприятие происходящего, в основе всей лирики — протест, нашедший свое наиболее яркое воплощение в эстетике отвратительного, в намеренно утрированном, негативном изображении действительности: её герои — грубы и вызывающи, образырезки, ситуации — экстремальны.

Экспрессионистская лирика антибуржуазна, направлена против рожденной новым строем и цивилизацией системы человеческих отношений, основанных не на духовном, а на материальном, когда человек теряет свою свободу, подавляется социальными механизмами, становится заложником мира вещей. Противопоставляя мир живой и неживой природы, лирика экспрессионизма одновременно делает их равноправными: в языке это находит адекватное выражение в ярких сравнениях и метафорах, метонимических переносах, синтаксическом равноправии соответствующих объектов реальной действительности при перечислении и параллелизме. Однако мир вещей не просто становится самостоятельным и равноправным по отношению к человеку, он берет верх над человеком: человек становится рабом цивилизации. В языке это приводит к смене синтаксических ролей — в качестве субъекта действия / состояния выступают предметы неживого мира, а человек, субъект реальной действительности, — в роли синтаксического объекта. Человек становится не только заложником мира вещей, но и заложником коллектива (при обозначении людей предпочтение отдается формам множественного числа, в системе местоимений на передний план выходит третье лицо, популярны неопределенно-личные местоимения).

Протестуя против этого, стремясь показать в полной мере степень человеческой трагедии, экспрессионисты рисуют поистине апокалиптические картины. Их лирика пессимистична и крайне негативна.

Отсюда и обращение многих поэтов к мистике: особенностью экспрессионизма является его мистичность. В экспрессионистской лирике мертвые оживают, вещи очеловечиваются, призраки обретают реальность: важнейшим поэтическим приемом становится олицетворение, а вследствие субстантивации олицетворяются не только предметы неживого мира, но также признаки или действия.

Экспрессионизм бросает вызов не только современной общественной действительности, но и предшествующей литературной традиции. Это проявляется не только и даже не столько в тематике — в отрицании происходящих событий и существующих норм морали, в введении в лирику новых тем и героев, в создании новых образов, но, прежде всего, в обновлении языковой структуры — в отрицании старых форм, нарушении общепринятых лексико-грамматических и поэтических норм, создании новой более свободной формы. На разных уровнях языковой структуры отчетливо наблюдается тенденция приближения к прозе: нерегулярный ритм, пренебрежение рифмой и законами строфического построения, сложный синтаксис, несовпадение синтаксических и метрических границ, повествование от третьего лица, метонимический принцип в изложении.

Лирика экспрессионизма изобилует лексическими и грамматическими окказионализмами. Она чрезвычайно выразительна, экспрессивна: свидетельство тому уже сам термин. Общая экспрессивность лирики экспрессионизма представляет собой интегральный результат реализации многих факторов: лексика богата стилистически маркированными (эмотивными, оценочными) единицами и поэтическими новообразованияминерегулярна и вследствие этого экспрессивна её метрико-грамматическая организациянеожиданны и крайне экспрессивны образы, рожденные либо переосмысленные в контексте экспрессионистской поэзии.

Все языковые возможности используются в необычайно заостренной, крайне абсолютированной форме. Одной из общих черт экспрессионистской лирики становится напряженность. По мнению Адмони, для литературы XX века в принципе характерно более полное использование тех средств создания напряженности, которые были заложены как в языковых, так и в композиционных структурах и их взаимодействии (Адмони, 1975, 8). Напряженность экспрессионистской лирики достигается повышенной эмоциональностью — лексической и интонационной, нарушением привычных грамматических структур, метрико-синтаксическими переносами, наконец, усложнением семантики, когда каждое слово становится носителем целого ряда наслаивающихся друг на друга значений, вступающих друг с другом в сложные отношения.

В экспрессионизме наблюдается беспредельный рост выразительности одного слова. Оно уходит из-под власти синтаксисаграмматические связи между словами ослабевают (вынос слов за рамочную конструкцию, обособления, парцелляция, инверсия и прочие нарушения порядка слов, нарушение норм грамматического согласования). Вместе с тем слово приобретает большую семантическую зависимость от контекста (в том числе от поэтического контекста экспрессионизма). Выбор слова осуществляется по его смысловому весу, в соединении слов также превалирует смысловой принцип. На фоне упрощения грамматической формы смысл усложняется. Семантическая плотность текста увеличивается (редукция семантически слабых компонентов, обилие композит, тропов).

Лирика экспрессионизма строится по принципу контраста. Прежде всего, антонимичны мотивы и образы, лежащие в её основе: жизнь и смерть, день и ночь, зима и лето, солнце и луна, люди и вещи, мир города и мир природы. Оппозицию в языке образуют разные синтаксические единицы, синтаксис и метр. Некоторые грамматические формы и многие лексические единицы являются контекстуальными антонимами, популярной становится антитеза. Экспрессионизм избегает полутонов, метафорические образы в целом максимально поляризованы. Широкое употребление получают амбивалентные формы, т. е. слова или образы, которые могу т быть истолкованы в нескольких смыслах.

Наконец, множество антиномий выявляет уровень общей структуры текста. Здесь зачастую противоречат друг другу характер и содержание картин: стихотворения, статичные по форме (вследствие номинативного характера словаря, редукции личных глагольных форм) таят в себе огромные внутренние противоречия, т. е. динамичны по содержанию. Внешне объективное, порой намеренно отстраненное изображение — большая часть стихотворений написана от третьего лица — в то же время крайне субъективно. Этот субъективизм достигается наглядностью, детальностью изображения (вызванной обилием эмпи.

171 рийных прилагательных, придаточных определительных), наличием определенной пространственной перспективы (создаваемой локальными частицами и придаточными предложениями места), а также обнаженной эмоциональностью, повышенной экспрессивностью. Картины, рисуемые экспрессионистами, являют собой не просто отпечаток действительности, они как будто оживаютони динамичны, подвижны, чувственныони есть результат самовыражения лирического героя. Экспрессионисты делают внешним мир своего «я», переживания героя становятся переживаниями всего мира. В лирике экспрессионизма происходит беспрецендентный взрыв индивидуальности.

Изображаемые сцены конкретны и абстрактны, детальны и монументальны, реальны и нереальны одновременно. Правда похожа на вымысел, а вымысел кажется правдой. Способом отображения действительности становится фантастический гротеск. Мир предстает в нарушенных пропорциях, следствие этого — нарушение пропорций в языковой структуре. Лирика экспрессионизма есть лирика нарушенных пропорций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Benn, Gottfried. Gesammelte Gedichte. Aus dem Deutschen und mit einem Vorwort und Anmerkungen von W.Toporov. Спб.: Евразия, 1997. — 497 с.
  2. Expressionismus. Lyrik. Berlin, Weimar, 1969. — 702 S.
  3. Expressionismus. Literatur und Kunst. Moskau: Raduga, 1986. -464 c.
  4. Expressionismus und Dadaismus. Hrsg. von O.Best. Stuttgart, 1975. — 336 S.
  5. Gedichte des Expressionismus. Stuttgart: Philipp Reclam, 1991. 86 S.
  6. Heym, Georg. Das lyrische Werk. Munchen: Deutscher Taschenbuchverlag, 1977.-666 S.
  7. Johannes R. Becher. Ausgewahlte Gedichte. Berlin, Weimar: Aufbau-Verlag, 1966.-654 S.
  8. Menschheitsdammerung. Ein Dokument des Expressionismus. Mit Biographien und Bibliographien. Her. von K.Pinthus. Leipzig: Philipp Reclam, 1986. -413 S.
  9. Stadler, Ernst. Der Aufbruch und verstreute Gedichte aus den Jahren 1910−1914. -Berlin, Weimar. Aufbauverlag, 1983. 125 S.
  10. Trakl, Georg. Dichtungen und Briefe. Her. von W. Killy und H.Szklenar. -Salzburg: Otto Muller Verlag, 1987. 374 S.
  11. , В.Г. Синтагматическое напряжение в стихе и прозе. // Инвариантные синтаксические значения и структура предложения. М.: Наука, 1969. с. 16−26
  12. Аристотель. Риторика. Поэтика. М.: Лабиринт, 2000. — 221 с.
  13. , Н.Д. Языковая метафора (синтаксис и лексика). // Лингвистика и поэтика. -М.: Наука, 1979. с. 147−173.
  14. , Н.Д. Метафора и дискурс. // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. с.5−32.
  15. , О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1969. — 606 с.
  16. , B.C. Типология стиха русской лирической поэзии: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филол. наук. Тарту, 1974.-35 с.
  17. , B.C. Стих и поэзия. // Проблемы структурной лингвистики 1980. -М.: Наука, 1982. с. 254−269.
  18. Ю.Бенвенист, Э. Уровни лингвистического анализа. // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1965, вып. 4. с. 434−449.
  19. , Й.Р. В защиту поэзии. М.: Советский писатель, 1959. — 373 с.
  20. , М. Метафорическое сплетение. // Теория метафоры. М. Прогресс, 1990. с. 201−218.
  21. , М. Метафора.//Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. с. 153−172.
  22. , М.П. Стилистика немецкого языка. М.: Высшая школа, 1990. — 320 с.
  23. , А. Сравнение градация — метафора. // Теория метафоры. -М.: Прогресс, 1990. с. 133−152.
  24. , А.Н. Историческая поэтика. Л.: Гослитиздат, 1940. — 647 с.
  25. , В.В. Проблема авторства и теория стилей. М.: Гослитиздат, 1961.-614 с.
  26. , В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: Изд-во АНСССР, 1963. — 255 с.
  27. , Г. О. Филологические исследования: лингвистика и поэтика. -М.: Наука, 1970.-452 с.
  28. Гак, В. Г. Номинализация сказуемого и устранение субъекта. // Синтаксис и стилистика. -М.: Наука, 1976. с. 85−103.
  29. , И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. — 138 с.
  30. , И.Р. Проблемы лингвостилистики. // Новое в зарубежной лингвистике. -М.: Прогресс, 1980, вып. IX. С. 5−34.
  31. , М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. — М.: Наука, 1974. 487 с.
  32. Гин, Я. И. Проблемы поэтики грамматических категорий. Спб.: Академический проект, 1996. — 224 с.
  33. , Л.Я. О лирике. -Л.: Советский писатель, 1974.—407 с.
  34. , Л.Я. О старом и новом: Статьи и очерки. — Л.: Советский писатель, Ленингр. отделение, 1982. 422 с.
  35. , Б.Н. Основы культуры речи. М.: Высшая школа, 1980. — 335 с.
  36. , Н.Т. Повтор как стилистическое средство в различных видах и жанрах речи: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 1964. — 16 с.
  37. , Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М.: Наука, 1973.-275 с.
  38. , Б.П. Стихотворная речь: Методология изучения. М.: ИМЛИ РАН Наследие, 1999. — 344 с.
  39. , В.П. Поэтика слова. М.: Наука, 1979. — 343 с.
  40. , В.П. Из прошлого лингвистической поэтики, интерлингвистики. -М.: Наука, 1993.- 175 с.
  41. , Н.О. Ритм и стиль в стихах и прозе. // Стилистика художественной речи: Сб. научных работ. -Л., 1977, вып. 3. с. 64−102
  42. , Н.О. Стихотворная речь в стилевой системе художественной речи (на материале немецкой поэзии): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Л., 1984. — 32 с.
  43. , Н.О. Стихотворная речь в стилевой системе художественной речи (на материале немецкой поэзии): Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Л., 1984. — 440 с.
  44. , В.М. Теория стиха. Л.: Советский писатель, 1975. — 664 с.
  45. , Е.И. Эмоциональность, информативность и образность поэтического текста (на материале немецкого языка): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Нижний Новгород, 1999. — 19 с.
  46. , Л.В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект, Л.: Изд-во Лен. университета, 1989. — 262 с.
  47. , Е.А. Видо-временной контекст в художественном повествовании. // Синтаксис и стилистика. М.: Наука, 1976. с. 272−283.
  48. , Э. Сила метафоры. // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. с. 33−43.
  49. , А.Н. Поэтический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1966. 375 с.
  50. , И.И. Порядок слов в стихе и прозе. // Синтаксис и стилистика. -М.: Наука, 1976. с. 43−64.
  51. , Н.Ф. Метафоризация и метафоричность как параметры рефлективного действования при продукции и рецепции текста: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. — М., 2000. 29 с.
  52. , В.А. Индивидуально-художественный стиль и его исследование. Киев-Одесса: В ища школа, 1973. -167 с.
  53. , Ю.И. О некоторых чертах плана содержания в поэтических текстах. // Структурная типология языков. — М.: Наука, 1966. с. 199−219.
  54. Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.
  55. Лирическое стихотворение. Анализы и разборы. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974. — 153 с.
  56. , Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. -384 с.
  57. , Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972. — 271 с.
  58. , Ю.М. О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста. Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления. -СПб: Искусство-СПб, 1996. 846 с.
  59. , Л.Г. Структурно-семантические особенности стихотворного текста. // Структура и функционирование поэтического текста. Очерки лингвистической поэтики. — М.: Наука, 1985. с. 160−175.
  60. , А. Несколько слов о германском экспрессионизме. // Expressionismus. Literatur und Kunst. -M.: Радуга, 1986. с. 28−30.
  61. , Э. Когнитивная теория метафоры. // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. с. 358−386.
  62. , В. А. Параметры экспрессивности текста. // Человеческий фактор в языке: языковые механизмы экспрессивности. М.: Наука, 1991. с. 179 205.
  63. , С.Ю. К истории изучения поэтического языка. // Структура и функционирование поэтического текста. Очерки лингвистической поэтики. -М.: Наука, 1985. с. 37−72.
  64. , Я. Структуральная поэтика. — М.: Школа «языки русской культуры», 1996. 479 с.
  65. , Е. А. Метонимический перенос в связи с некоторыми проблемами лингвистической поэтики. // Слово в русской советской поэзии: Сб. статей под ред. В. П. Григорьева. М.: Наука, 1975. с. 111−131.
  66. , Н.В. Синтаксическая усложненность как средство пробуждения рефлексии: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тверь, 1999. —18 с.
  67. Новое в зарубежной лингвистике: Лингвистика текста. М.: Прогресс, 1978, вып. УШ. — 479 с.
  68. Новое в зарубежной лингвистике: Проблемы лингвостилистики. М.: Прогресс, 1980, вып. IX. — 429 с.
  69. , Н. Вводная статья. // Expressionismus. Literatur und Kunst. M.: Радуга, 1986. с. 3−27.
  70. , А.И. Сборник статей. Методика родного языка, лингвистика, стилистика и поэтика. — М., Л.: Гос. Изд-во, 1925. — 190 с.
  71. , A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. -614 с.
  72. , A.A. Теоретическая поэтика. М.: Высшая школа, 1990. — 244 с.
  73. , И.А. Синтаксический параллелизм как способ организации сложных конструкций: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Минск, 1976. — 23 с.
  74. , И.И. Современная структурная лингвистика. Проблемы и методы. -М: Наука, 1977.-263 с.
  75. , A.A. Лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1987. — 263 с.
  76. , A.A. Философия риторики. // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. с. 44−67.
  77. , Д.Э., Теленкова, М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1985. — 399 с.
  78. , Н.Я. О лирике. // Западноевропейская лирика. Л.: Лениздат, 1974. с. 3−16.
  79. , Т.И. Проблемы синтаксической стилистики. Л.: Просвещение, Ленингр. отд., 1967. — 152 с.
  80. Сшп>ман, Т. И. Заметки о лирике. Л.: Сов. Писатель, Ленингр. отд., 1977. — 223 с.
  81. , М.Д. Словарь словообразовательных элементов немецкого языка. М.: Русский язык, 1979. — 536 с.
  82. Стилистика художественной речи: межвуз. сб. научн. трудов. Л.: ЛГПИ, 1980. — 96 с.
  83. Структурализм: «за» и «против»: Сб.статей. М.: Прогресс, 1975. — 461 с.
  84. , В.Н. Экспрессивность как проявление субъективного фактора в языке и её прагматическая ориентация. // Человеческий фактор в языке: языковые механизмы экспрессивности. -М.: Наука, 1991. с. 5−36.
  85. Теория метафоры: Сб. статей. М.: Прогресс, 1990. — 512 с.
  86. , Л.И. Теория стиха. М.: Гослитиздат, 1939. — 232 с.
  87. , Л.И. Слово в стихе. М.: Советский писатель, 1982. — 341 с.
  88. , Б.В. Стилистика и стихосложение. — Л.: Учпедгиз, Ленингр. отделение, 1959. 535 с.
  89. , Б.В. Стих и язык: филологические очерки. М., Л.: Гослитиздат, 1959.-471 с.
  90. , Б.В. Поэтика. Краткий курс. М.: Наука, 1996. — 118 с.
  91. , В. Предисловие. // Готфрид Бенн. Собрание стихотворений. -Спб.: Евразия, 1997. с. 7−21.
  92. , Ю.Н. Проблема стихотворного языка. — М.: Советский писатель, 1965. 196 с.
  93. , H.H. Семантическая связность и нормативность поэтического текста. // Структура и функционирование поэтического текста. Очерки лингвистической поэтики. -М.: Наука, 1985. с. 115−160.
  94. , Б.А. Поэтика композиции. М.: Наука, 1970. — 225 с.
  95. , A.B. Очерки общей и сопоставительной стилистики. М.: Высшая школа, 1971. — 194 с.
  96. , Ф.П. Истоки и судьбы русского национального языка. М.: Наука, 1981.-327 с.
  97. , В.Е. Стиховедение и поэзия. М.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 256 с.
  98. Человеческий фактор в языке: языковые механизмы экспрессивности. -М.: Наука, 1991.-214 с.
  99. , Е.Т. О метафорическом употреблении слов. // Исследования по языку советских писателей. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1959, с. 5−89.
  100. , А.Н. Очерки по семантике качественных прилагательных (на материале современного русского языка). Л.: Изд-во Лен. Университета, 1979. — 134 с.
  101. , Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений. // Советское языкознание: Сб., т.2. Л.: Ленинградский научно-исслед, институт языкознания, 1936. с. 129−142.
  102. , Б.М. О поэзии. Л.: Советский писатель, 1969. -552 с.
  103. Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство: Сб. статей. Отв. ред. Б. И. Зингерманн. М.: Наука, 1966. — 157 с.
  104. , Е. Поэзия и перевод. Л.: Советский писатель, 1963. — 430 с.
  105. , Е. Материя стиха. СПб: Гуманитарный союз, 1998. — 506 с.
  106. , Р. Лингвистика и поэтика. // Структурализм: «за» и «против». -М.: Прогресс, 1975. с. 193−230.
  107. , Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. — 461 с.
  108. Admoni, W. Zu den Wechselbeziehungen zwischen Sprach- und Literaturwissenschaft. // Studia Neophilologica. Stockholm, 1981, vol. LID, 2. S. 211−215
  109. Arndt, E. Deutsche Verslehre. Ein Abriss. -Berlin, 1959. 143 S.
  110. Arnold, A. Die Literatur des Expressionismus. Stuttgart-Berlin-KolnMainz, 1966. — 180 S.
  111. Bekes, P. Einleitung und Nachwort. // Gedichte des Expressionismus. -Stuttgart: Philipp Reelam, 1991. S 7−17, 65−78.
  112. Benn, G. Bekenntnis zum Expressionismus. // Expressionismus. Der Kampf um eine literarische Bewegung. Munchen, 1965. S. 235−247.
  113. Benn, G. Probleme der Lyrik. // Theorie der Lyrik. Stuttgart: Philipp Reelam, 1992. S. 65−69.
  114. Best, O. Einleitung. // Die Deutsche Literatur im Text und Darstellung. Expressionismus und Dadaismus. Stuttgart, 1975. S. 7−36.
  115. Brodnik, K. Die futuristische Geistesrichtung in Deutschland. /7 Expressionismus. Der Kampf um eine literarische Bewegung. Munchen, 1965. S. 42−53.
  116. Cassirer, E. Sprache und Mythos. Leipzig, Berlin, 1925. — 80 S.
  117. Claes, A. Der lyrische Sprachstil Gottfried Benns: Dissertation. Koln, 1953. — 186 S.
  118. Closs, A. Die freien Rhythmen in der deutschen Lyrik, Bern, 1947. — 198 S.
  119. Deutsche Gegenwartslyrik. Arbeitstexte fur den Unterricht. Stuttgart: Philipp Reclam, 1989. — 142 S.
  120. Duwe, W. Ausdrucksformen deutscher Dichtung vom Naturalismus bis zur Gegenwart. Berlin: E. Schmidt, 1965.-316S.
  121. Dursteier, H.P. Sprachliche Neuschopfungen im Expressionismus: Dissertation. Bern, 1954. — 87 S.
  122. Edschmied, K. Expressionismus in der Dichtung. // Expressionismus. Der Kampf um eine literarische Bewegung. Munchen, 1965. S. 90−108.
  123. Expressionismus als Literatur. Gesammelte Studien. Hrsg. von W. Rothe. -Bem-Munchen, 1969. 797 S.
  124. Expressionismus. Der Kampf um eine literarische Bewegung. Hrsg. von P.Raabe. Munchen: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1965. — 319 S.
  125. Expressionismus. Gestalten einer literarischen Bewegung. Hrsg. von H. Friedrich, O.Mann. Heidelberg: Wolfgang Rothe Verlag, 1956. — 375 S.
  126. , W. / Michel, G. Stilistik der deutschen Gegenwartssprache. -Leipzig, 1975. 394 S.
  127. Friedlich, H. Die Struktur der modernen Lyrik. Hamburg: Rowohlt, 1968. Ojz-U o.
  128. Fuhmann, F. Von Feuerschlunden: Erfahrung mit Georg Trakls Gedicht. -Rostok, 1982. 236 S.
  129. Fuhmann, F, Der Sturz des Engels. Erfahrungen mit Dichtung Georg Trakl. -Hamburg, 1982. 268 S.
  130. Gedichte des Barock. Arbeitstekte fur den Unterricht. Stuttgart: Philipp Reclam, 1993. — 152 S.
  131. Gedichte der Romantik. Arbeitstexte fur den Unterricht. Stuttgart: Philipp Reclam, 1991.-77 S.
  132. Georg Heym. Gesammtausgabe der Tagebucher, Traume und Briefe, Bd.IlI. Hrsg. von K.L.Schneider. Hamburg, Munchen: Verlag Eiermann, 1960.- 380 S.
  133. Gottfried Benn: Der Dichter uber sein Werk. Hrsg. von E.Lohner. Munchen: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1969. — 361 S.
  134. Gross, W. Gedicht- und Bildstrukturen in Dichtung: Dissertation. Munchen, 1965. — 225 S.
  135. Grote, Chr. Wortarten, Wortstellung und Satz im lyrischen Werk Geog Heyms: Dissertation. Munchen, 1962. — 361 S.
  136. Hermsdorf, K. Literatur und literarische Kampfe in der ersten Halfte des 20.Jahrhunderts. // Kurze Geschichte der deutschen Literatur. Berlin: Volkseigener Verlag, 1990. S. 507−634.
  137. Hiller, K. Zur neuen Lyrik. // Expressionismus. Der Kampf um eine literarische Bewegung. -Munchen, 1965. S. 25−34.
  138. Hopster, N. Das Fruhwerk Johannes R.Bechers. Bonn, 1969. -117S.
  139. Junger, F.G. Rhytmus und Sprache im deutschen Gedicht. Stuttgart: Klett, 1966. — 164 S.
  140. Kayser, W. Kleine deutsche Versschule. Bern, 1946. — 119 S.
  141. Kayser, W. Das sprachliche Kunstwerk. Bern, Munchen, 1971. — 460 S.
  142. Kerkhoff, E. Kleine deutsche Stilistik. Bern, Munchen, 1962. — 119 S.
  143. Klein, A. Nachwort. // J.R.Becher. Gesammelte Werke. Band 1. Berlin, Weimar, 1966. S. 573−616
  144. Kolschmidt, W. Der Fruhexpressionismus im Werk Georg Heyms und Georg Trakls. // Orbis Litt 9, 1954. S. 7−16
  145. Kurze Geschichte der deutschen Literatur. Berlin, 1990. — 832 S.
  146. Kuper, Chr. Sprache und Metrum: Semiotik und Linguistik des Verses. -Tubingen, 1988. 312 S.
  147. Lohner, E. Die Lyrik des Expressionismus. // Expressionismus. Gestalten einer literarischen Bewegung. Heidelberg, 1956. S. 57−83.
  148. Lucacs, G. Grosse und Verfall des Expressionismus. // Expressionismus. Der Kampf um eine literarische Bewegung. Munchen, 1965. S. 254−273.
  149. Mann, O. Einleitung // Expressionismus. Gestalten einer literarischen Bewegung. Heidelberg, 1956. S. 9−26.
  150. Mautz, K. Mythologie und Gesellschaft im Expressionismus. Die Dichtung Georg Heyms. Frankfurt-am-Main, Bonn, 1961. — 387 S.
  151. Mehl, D. Mitteilung und Monolog in der Lyrik Gottfried Benns: Dissertation. -Munchen, 1960.-156 S.
  152. Mittenzwei, W. Einleitung. // Menschheitsdammerung. Ein Dokument des Expressionismus. Leipzig: Philipp Reclarn, 1986. S. 5−29.
  153. Muschg, W. Die Zerstorung der deutschen Literatur. Bern, 1926. — 31 S.
  154. Muschg, W. Von Trakl zu Brecht. Dichter des Expressionismus. Munchen, 1961.-380 S.
  155. Pinthus, K. Einleitung. // Menschheitsdammerung. Ein Dokument des Expressionismus. -Leipzig: Philipp Reclam, 1986. S. 30−42.
  156. Pokowietz, Th. August Stramm. // Expressionismus. Gestalten einer literarischen Bewegung. -Heidelberg, 1956. S. 116−128.
  157. Raabe, P. Einfurung. // Expressionismus. Der Kampf um eine literarische Bewegung. -Munchen, 1965. S. 7−12.
  158. Rang, B. Vorlaufer des Expressionismus. // Expressionismus. Gestalten einer literarischen Bewegung. -Heidelberg, 1956. S. 27−54.
  159. Riesel, E. Stilistik der deutschen Sprache. Moskau: Hochschule, 1963. -488 S.
  160. Riesel, E. Theorie und Praxis der linguostilistischen Textinterpretation. -Moskau, 1974. 184 S.
  161. Riesel, E. Deutsche Stilistik. M" 1975. 316 S.
  162. Schebera, J. Damals im romanischen Cafe. Leipzig, 1988. — 141 S.
  163. Schiocker, G. Else Lasker-Schuler. // Expressionismus. Gestalten einer literarischen Bewegung. Heidelberg, 1956. S. 140−154.
  164. Schneider, F.J. Der expressive Mensch und Lyrik der Gegenwart. Stuttgart, 1927.- 116 S.
  165. Schneider, K.L. Der bildhafte Ausdruck in den Dichtungen G. Heyms, G. Trakls und E.Stadlers. Heidelberg, 1961. 184 S.
  166. Schneider, K.L. Zerbrochene Formen: Wort und Bild im Expressionismus. -Hamburg, 1967. 164 S.
  167. Schneider, W. Ausdruckswerte der deutschen Sprache. Leipzig-Berlin, 1931.-256 S.
  168. Schneider, W. Stilistische Deutsche Grammatik. Die Stil werte der Wortarten, der Wortstellung und des Satzes. Basel-Freiburg-Wien, 1959. — 522 S.
  169. Schunemann, P. Georg Heym. Autorenbucher 44. Munchen, 1986. — 136 S.186
  170. Silman, TJ. Stuanalysen. L" 1969. — 325 S.
  171. Sommerfeld, M. Deutsche Lyrik 1880−1930: Aiitologie. // Literaturhistorische Bibliothek, Bd.3. -Berlin, 1931
  172. Staiger, E. Grundbegriffe der Poetik. Zurich, 1961. — 256 S.
  173. Staube-Mann, R. Franz Werfel. // Expressionismus. Gestalten einer literarischen Bewegung. Heidelberg, 1956. S. 116−128.
  174. Stieber, H. Fruhverstorbene nach 1910: Dissertation. Munchen, 1955. — 192 S.
  175. Theorie der Lyrik. Philipp Reclam jun. Stuttgart, 1986. — 147 S.
  176. Uhlig, H. Vom Asthetismus zum Expressionismus: Ernst Stadler, Georg Heym, Georg Trakl. // Expressionismus, Gestalten einer literarischen Bewegung. -Heidelberg, 1956. S. 84−115.
  177. Wellershof, D. Gottfried Benn. Phanotyp dieser Stunde. Koln, Berlin, 1958. -253 S.
Заполнить форму текущей работой