Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Контекстуальная эмотивность единиц лексико-фразеологического поля «цвет»: на материале англоязычной художественной прозы XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование показало, что в английском языке единицы, выражающие цветовой опыт, организуют лексико-фразеологическое поле «цвет», которое обладает следующими основными чертами: 1) концептуальная общность -«цвет», 2) наличие общего (интегрального) семантического признака, объединяющего все единицы поля и выражаемого лексемой с обобщенным значением (архилексемой) — цвет (colour) (на семантическом… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основные теоретические аспекты проблемы взаимодействия цветового и эмоционального опыта
    • 1. Цветообозначения как объект изучения современной лингвистики
      • 1. 1. Природные и социально-культурные предпосылки рассмотрения цвета в качестве художественного феномена
      • 1. 2. Символика цвета
      • 1. 3. Характеристики английских цветообозначений с позиций языкойрй системы
      • 1. 4. Организация цветового опыта на языковом и когнитивном уровнях: лексико-фразеологическое поле «цвет» и цветовые категории
    • 2. Характеристики контекстуальной эмотивности
      • 2. 1. Понятие эмоций- кодирование эмоциональной информации
      • 2. 2. Лингвистическая концепция эмоций
      • 2. 3. Эмотивность художественного текста
      • 2. 4. Эмотивная семантика слова
        • 2. 4. 1. Макрокомпоненты: денотация и коннотация
        • 2. 4. 2. Микрокомпоненты: эмосемы. Эмотивный потенциал
  • Выводы к первой главе
  • Глава 2. Адекватность передачи эмоциональной информации в англоязычном художественном тексте посредством цветообозначений
    • 1. Средства достижения эффекта, обратного воронке, в художественном тексте
      • 1. 1. Цветовой образ
      • 1. 2. Контраст
      • 1. 3. Новизна
      • 1. 4. Повтор
    • 2. Смысловая динамика цветообозначений в англоязычном художественном тексте
      • 2. 1. Контекст как условие реализации семантического потенциала цветообозначений
      • 2. 2. Приращение эмотивных смыслов цветообозначениями в процессе их функционирования в микроконтексте англоязычного художественного текста
      • 2. 3. Приращение эмотивных смыслов цветообозначениями в процессе их функционирования в макроконтексте англоязычного художественного текста
        • 2. 3. 1. Движение семантики цветообозначения «pink» в романе У. Голдинга «Повелитель мух»
        • 2. 3. 2. Движение семантики цветообозначения «red» в романе У. Голдинга «Повелитель мух»
        • 2. 3. 3. Движение семантики цветообозначения «Ыаск» в романе У. Голдинга «Повелитель мух»
        • 2. 3. 4. Движение семантики цветообозначения «white» в романе
  • У.Голдинга «Повелитель мух»
  • Выводы ко второй главе

Контекстуальная эмотивность единиц лексико-фразеологического поля «цвет»: на материале англоязычной художественной прозы XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая диссертация посвящена исследованию особенностей передачи эмоциональной информации посредством единиц лексико-фразеологического поля «цвет» (далее — цветообозначения) в англоязычном художественном тексте. Выбор темы продиктован необходимостью, обусловленной недостаточным освещением вопроса о соотношении цветового и эмоционального видов опыта и их отражения средствами языка.

В современной лингвистике вопрос кодирования эмоциональной информации средствами естественного языка неоднократно привлекал внимание исследователей (В.И. Шаховский, Л. Г. Бабенко, Н. С. Болотнова, В. И. Болотов, В. В. Жура, С. В. Ионова, Н. А. Красавский, В. А. Маслова, В. А. Пищальникова, О. А. Яновая), однако остаются не до конца изученными вопросы, касающиеся раскрытия причин использования цветообозначений в качестве средств передачи эмоций. Исследование представления в языке эмоций посредством цветообозначений позволяет соотнести эти цветообозначения с совокупностью перцептивных (теория функционирования центральной нервной системы по принципу воронки Ч.С. Шеррингтона) и мыслительных (когнитивных) механизмов, обеспечивающих формирование эмоциональной информации, ее связь на ментальном уровне с определенными цветами и ее последующее кодирование на вербальном уровне.

Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, ведущей ролью когнитивной парадигмы в современной лингвистике, с другойнедостаточной изученностью когнитивных предпосылок передачи эмоциональной информации в художественном тексте, а также необходимостью исследования вопросов кодирования эмоций посредством цветообозначений, способствующих пониманию специфики ассоциативного эмотивного переосмысления цветообозначений в английском языке.

Объектом диссертационного исследования выступают цветообозначения в английском языке.

В качестве предмета изучения рассматривается эмотивный потенциал единиц лексико-фразеологического поля «цвет» и контекстуальные условия его реализации. Выбор данного предмета не случаен, поскольку, как известно из работ В. И. Шаховского, И. В. Быдиной, П. С. Волковой, С. В. Первухиной, эмотивный потенциал является основным стимулом приращения смыслов языковыми единицами, то есть обусловливает динамику их семантики.

В основу настоящей работы положена следующая гипотеза: в англоязычном художественном тексте кодирование эмоциональной информации осуществляется посредством комбинационного потенциала цветообозначений, что на семантическом уровне выражается в виде экспликации эмотивных сем в структуре имен цвета и сопровождается приращением различных смыслов данными языковыми единицами, а также реализацией их переносных и символических значений.

Цель данного исследования состоит в выявлении особенностей единиц лексико-фразеологического поля «цвет» как носителей эмоциональной информации в контекстуальных условиях художественного текста.

Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:

1) проанализировать данные об особенностях цветового восприятия, его влияния на эмоциональную деятельность человека и о когнитивных предпосылках передачи эмоций;

2) установить статус английских цветообозначений как лингвистического феномена, выявить их характеристики с точки зрения языковой системы, уточнить их роль в передаче эмоциональной информации;

3) обозначить основные средства, создающие эффект, который частично устраняет «конфликт» между желанием выразить эстетические эмоции и возможностью сделать это с помощью языка;

4) выявить особенности эмотивного и комбинационного потенциалов цветообозначений в английском языкеисследовать узуальные, окказиональные и символические значения отдельных имен цвета, реализуемые в контексте художественного текста;

5) определить основные контекстуальные условия, способствующие экспликации эмотивного потенциала цветообозначений, и, соответственно, приращению смыслов;

6) установить особенности смыслового и эмотивного микрофокусов, выявить закономерности функционирования цветообозначений в изучаемых микрофокусах;

7) выявить специфику явления «трансформации цвета» в художественном тексте на основе анализа взаимосвязи между эмоциональной информацией, передаваемой единицами лексико-фразеологического поля «цвет», и смысловой доминантой (то есть эксплицируемой авторской идеей).

Материалом исследования послужили лексические и фразеологические единицы, а также свободные словосочетания, выражающие цветовой признак, которые были получены в результате сплошной выборки из толковых словарей английского языка и текстов произведений художественной литературы британских и американских авторов XX века (R. Bradbury «Fahrenheit 451°» A.J. Cronin «The Keys of the Kingdom», F.S. Fitzgerald «Tender is the Night», W. Golding «Lord of the Flies», A. Huxley «Crome Yellow», I. Murdoch «The Flight from the Enchanter», J.D. Salinger «Franny and Zooey», и др.). Общий объем проанализированного материала составляет 4125 единиц, установленных в 14 произведениях (3183 страницы).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что для выявления особенностей употребления цветообозначений в художественном тексте и определения их эмотивных смыслов привлекаются не только данные лингвистики, но и смежных с ней наук, а также теории восприятия цвета. Новизна работы также связана с тем, что в ней впервые уточняются языковые средства, снимающие ограничения, наложенные принципом воронки, устанавливается структура комбинационного потенциала цветообозначений, определяются контекстуальные условия экспликации эмотивного потенциала изучаемых единиц, выявляются смысловой и эмотивный микрофокусы, устанавливается явление «трансформации цвета» (внутренней и внешней), сопровождающееся сменой вербализуемых доминирующих эмоций в макроконтексте художественного текста.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что оно содействует дальнейшему развитию положений эмотиологии, касающихся кодирования эмоциональной информации в художественном тексте. Теоретически важным является установление взаимосвязи между когнитивными механизмами и формами вербализации эмоций, что ведет к пониманию взаимодействия языковых и неязыковых процессов.

Практическая значимость выполненного исследования заключается в возможности применения полученных результатов при разработке лекционных курсов по лексикологии и проведении практических занятий по стилистике и интерпретации текста, в спецкурсах по лингвистике эмоций, когнитивной лингвистике, общей семасиологии.

Теоретико-методологической основой настоящего исследования был избран, как уже указывалось выше, когнитивный подход, который позволил использовать не только данные лингвистики, но и смежных с ней наук, в частности, психологии, физиологии, психолингвистики, физики восприятия цвета, что, в свою очередь, дало возможность проникнуть в суть изучаемой проблемы и установить связь между физиологическими, психологическими и языковыми явлениями. Безусловно, изучение связи цветообозначений и эмоций нельзя осуществлять, не обратившись к трудам в вышеперечисленных областях науки. В качестве основных нами были взяты положения, доказанные в работах отечественных и зарубежных ученых: по цветовому восприятию и цветообозначениям (P.M. Фрумкина, В. Шакирова, П. В. Яньшин, R. Adelson, В. Berlin, P. Kay, U. Есо, К. R Gegenfiirtner, В. Green, D. Lodge, R. MacLaury, W. S. Stiles, R.J. Wurtman), физиологии и психологии (B.M. Бехтерев, И. П. Павлов, К. Е. Изард, К. Прибрам, JL Салямон,.

П.В. Симонов, C.JI. Рубинштейн, 3. Фрейд, К. Г. Юнг, Ch. S. Sherrington). Лингвистический подход основывался на трудах исследователей по лингвистике эмоций (В.И. Шаховский, Л. Г. Бабенко, И. В. Быдина, С. В. Ионова, И.В. Томашева), когнитивной лингвистике (Н.Н. Болдырев, В. И. Заботкина, O.K. Ирисханова, Е. С. Кубрякова, Л. А. Манерко, N.R. Branscombe, L. Bloom, G. Fauconnier, G. Lakoff, E. Rosch, E. Sweetser, R. Tsur,.

A. Wierzbicka), семантике (M.B. Никитин, З. Д. Попова, И.А. Стернин), теории поля (Г. С. Щур, З. Н. Вердиева, В. Б. Гольдберг, В. Шакирова), лингвистике текста (Н.С. Болотнова, И. Р. Гальперин, Г. В.' Колшанский, Ю. М. Лотман, В.А. Маслова), стилистике и интерпретации текста (И.В. Арнольд,.

B.А. Кухаренко, Е. Г. Эткинд, М. Riffaterre).

В ходе исследования применялись общие и частные методы познания как теоретического, так и эмпирического уровней. В основе исследования, наряду с общенаучным индуктивно-дедуктивным методом и методом количественного подсчета и классификации явлений, лежит единая методология изучения эмотивности языковых единиц, представленная в работах В. И. Шаховского. В работе были использованы и частные методы лингвистики: компонентный анализ, контекстуальный анализ цветообозначений, стилистический и интерпретативный виды анализа. Комплексное использование указанных методов дает, как нам представляется, новое видение ряда теоретических аспектов эмотиологии.

Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов обеспечиваются комплексным подходом к решению проблемы, адекватностью задач, совокупностью используемых методов, а также репрезентативным объемом теоретического и фактического материала. На защиту выносятся следующие положения:

1. Цветовой образ, использующийся в устной и письменной коммуникации для передачи эмоционально-эстетической информации, характеризуется визуальной конкретностью, высокой дифференцированностью, рациональностью, что способствует интеграции нечетких, диффузных эмоций, снижая когнитивную перегрузку.

2. Цветовой образ в художественном тексте снимает ограничения, наложенные принципом воронки, выражая общую эмоциональную окраску явления и стимулируя у читателя целый ряд ассоциаций. Эффект усиления воздействия образа достигается, наряду с контрастом и новизной, за счет повтора единиц лексико-фразеологического поля «цвет».

3. Кодирование эмоциональной информации на всех уровнях художественного текста осуществляется посредством всего комбинационного потенциала цветообозначений, что реализуется в виде экспликации эмотивных сем в семантической структуре цветообозначений и сопровождается приращением смыслов, а также реализацией переносных и символических значений.

4. Экспликация эмотивного потенциала цветообозначений и, соответственно, приращение смыслов, осуществляется в различных лексико-семантических и текстовых условиях (в композиционно значимых фрагментах текста, при создании контраста между информацией разных уровней текста). Приращение смыслов обеспечивает постоянную динамику семантики имен цвета.

5. В микроконтексте художественного текста рациональная и эмоциональная виды информации организуются в смысловой и эмотивный микрофокусыкаждый из них имеет свой центр аттракции и иррадиации информации, который может быть выражен единицами лексико-фразеологического поля «цвет».

6. В макроконтексте художественного текста обнаруживается явление «трансформации цвета», которое манифестируется двояко: с одной стороны — как «внутренняя трансформация цвета», то есть смена цветообозначением оценочного знака на противоположный, с другой стороны — как «внешняя трансформация цвета», т. е. переход от одного цвета к другому. «Внутренняя трансформация» стимулирует «внешнюю трансформацию» цвета. Внешняя трансформация цвета сопровождает выражение доминирующих эмоций, смену психологических состояний согласно авторскому замыслупри этом прослеживается качественное изменение содержания эмоциональной информации. Цветообозначения как носители доминирующей эмоциональной информации участвуют в структуризации смысловой доминанты художественного текста.

Апробация. Основные теоретические положения и практические выводы исследования были предметом обсуждения и прошли апробацию на заседаниях: кафедры английской филологии и современных технологий обучения ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет» (20 012 003 гг., 2007 г.), кафедры иностранных языков в гуманитарном и естественно-научном образовании ФГОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет» (2001;2007 гг.), Астраханского регионального отделения Российской ассоциации лингвистов-когнитологов (2004;2007 гг.) — на научных конференциях различного уровня: итоговых научных конференциях в Астраханском государственном университете (2001;2003 гг.), региональной научной конференции Астраханского государственного университета «Язык, перевод и межкультурная коммуникация» (2005 г.) — межвузовских научных конференциях профессорско-преподавательского состава Астраханского государственного технического университета (2001;2007 гг.) — научно-практической конференции Астраханской государственной медицинской академии (2003 г.) — межвузовской научной конференции Саратовской государственной академии права «Приоритетные национальные проекты модернизации России: политико-правовое обеспечение» (2006 г.).

По теме диссертации опубликовано 11 работ общим объемом 3,2 печатных листа, в том числе одна статья в журнале из списка ВАК.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, библиографии (271 научная работа на русском и английском языках), списка лексикографических источников (30 наименований), списка художественной литературы (14 наименований) и приложения, в котором представлен отрывок из художественного произведения Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту», иллюстрирующий макроконтекст цитируемого предложения. В первой главе, посвященной общетеоретическому анализу вопросов цветового и эмоционального видов опыта и форм их представления в языке, дается разноаспектная характеристика единиц лексико-фразеологического поля «цвет», обсуждаются проблемы эмотивности языковых явлений. Во второй главе анализируется специфика реализации эмотивных смыслов цветообозначениями в англоязычном художественном тексте. В заключении обобщаются результаты исследования.

ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Изучив особенности функционирования английских цветообозначений в контексте художественного текста, мы выявили следующее: цветовой образ, являясь неотъемлемой частью образов персонажей, природы, материальных объектов, выступает в качестве средства выражения эмоций, переживаний. Он стимулирует у читателя целый ряд ассоциаций, объединенных сходной эмоциональной окраской, и оказывает комплексное эмоциональное воздействие, снимая ограничения, наложенные принципом воронки. Однако восприятие цветового образа вариативно и зависит от многих факторов. Поэтому существуют средства, усиливающие его восприятие. К ним, наряду с контрастом и новизной, мы относим повтор.

Анализ фактического материала показал, что цветовая метафора в английском языке является превосходным образным средством, создающим эффект, обратный воронке. В контексте художественного произведения она вызывает эмоциональное напряжение. Как подтвердило проведенное исследование, цветовая метафора обладает способностью одновременно выражать эмоции и настроения, а также называть эмоциональное состояние. Эти свойства обуславливают ее способность передавать большое количество эмоциональной информации, гораздо больше, чем другие средства естественного языка. Метафоризация цветообозначений, как свидетельствуют данные художественных текстов, происходит при их сочетании с лексикой, обозначающей абстрактные понятия, причем в большинстве случаев перенос значения осуществляется в простых именах цвета. В зависимости от значения имени существительного, взаимодействующего с именем цвета, направление метафоризации цветообозначения изменяется. В большинстве случаев метафора в англоязычном художественном тексте представлена простыми цветообозначениями.

В качестве примеров контраста нами были исследованы случаи, основанные на противопоставлении различных цветов, а также случаи описания с использованием лексических единиц, передающих цвета, оттенки, которые при реальном визуальном наблюдении создают значительный контрастирующий эффект. Кроме того, было установлено, что явление контраста может основываться на амбивалентности цветообозначений.

Анализ художественных текстов выявил, что новизна в употреблении английских цветообозначений может быть двух типов: новые цветообозначения и использование старых цветообозначений в необычных структурах (фигурах речи и т. д.). Новые цветообозначения не являются распространенным случаем. Особый интерес представляют структуры с переподчинением и контракцией, которые нетипичны для прозы.

В процессе проведения лингвистического исследования было подтверждено, что повтор единиц лексико-фразеологического поля «цвет» сопровождается приращением смыслов, в том числе эмотивных.

Используя все перечисленные средства, автор художественного произведения создает желаемый эмоционально-эстетический эффект. На семантическом уровне кодирование эмоционально-эстетической информации осуществляется посредством эмотивных сем.

Изучение функционирования имен цвета в микрои макроконтексте художественного текста позволило установить, что данные языковые единицы могут одновременно реализовать несколько узуальных значений, а также приращивать добавочные смыслы и выступать в качестве символа. Такое явление «мерцания» значения очень типично для цветообозначений и представляет собой одну из форм накопления информации в художественном тексте.

Исследование также показало, что информация организуется в смысловой и эмотивный микрофокусы. Явление «трансформации цвета» выявляется в макроконтексте художественного текста.

Заключение

.

Настоящее исследование ставило своей целью выявить особенности единиц лексико-фразеологического поля «цвет» как носителей эмоциональной информации в контекстуальных условиях англоязычного художественного текста. Поставленная цель была достигнута путем решения ряда задач, которые включали следующие: анализ данных психологии и физиологии об особенностях цветового восприятия, его влияния на эмоциональную деятельность человека и данных о когнитивных предпосылках передачи эмоцийустановление статуса английских цветообозначений как лингвистического феномена, выявление их характеристик с точки зрения языковой системы, уточнение их роли в передаче эмоциональной информацииопределение основных контекстуальных условий, способствующих экспликации эмотивного потенциала цветообозначений, и др.

Исследование проводилось в рамках когнитивной парадигмы лингвистического знания, что позволило привлечь данные современной лингвистики и смежных с ней наук.

В настоящей работе мы придерживались положения о том, что цветовой опыт, составляя важную часть в структуре человеческого опыта в целом, объективируется в языке в виде единиц лексико-фразеологического поля «цвет». Анализ 4215 единиц в 14 художественных произведениях общим объемом 3183 страницы позволил установить, что английские цветообозначения обладают рядом характеристик, с позиций языковой системы. В частности, имена цвета являются одной из самых употребительных и высокочастотных групп слов в английском языке (например, в романе У. Голдинга «Повелитель мух» каждое 156-ое словоцветообозначение) — наиболее часто встречающиеся цветообозначения: white, red, black — 424 (10%), blue — 289 {T/o), green — 261 (6%), grey — 239 (6%), brown — 153 (4%), yellow — 134 (3%), pink — 111 (3%), gold — 69 (2%), purple -36 (1%). Морфологическая принадлежность цветообозначений разнообразна: существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Цветовой признак также может передаваться свободными словосочетаниями и фразеологизмами. Имена цвета способны выражать не только цветовые, но и другие понятияони выступают в качестве средства передачи эмоций, душевных переживаний. Цветообозначениям присуща амбивалентность. Их восприятие и использование в художественном тексте в значительной степени носит субъективный характер. Данные языковые единицы тесно связаны с объектами и явлениями окружающей действительностиони имеют богатую символику, восходящую к первобытной культуре.

Анализ фактического материала позволил вывести следующую структурную классификацию: простые, производные, сложные: собственно сложные (без связующего элемента и со связующим элементом) и сложнопроизводныесоставные цветообозначения.

Исследование показало, что в английском языке единицы, выражающие цветовой опыт, организуют лексико-фразеологическое поле «цвет», которое обладает следующими основными чертами: 1) концептуальная общность -«цвет», 2) наличие общего (интегрального) семантического признака, объединяющего все единицы поля и выражаемого лексемой с обобщенным значением (архилексемой) — цвет (colour) (на семантическом уровне) — 3) наличие микрополей — семантических объединений, связанных интегральным признаком — значением какого-либо конкретного цвета, обычно выраженным доминантой поля (ядерной лексемой) — 4) выделение относительно статичного ядра и подвижной периферией в микрополе- 5) взаимоопределяемость элементов, выступающая иногда в виде взаимозаменяемости этих элементов- 6) взаимодействие микрополей, их взаимопересечение, что обусловлено размытостью границ между микрополями- 7) включение цветообозначений в другие лексико-фразеологического поля- 8) включение всего лексико-фразеологические поля «цвет» в поле более высокого уровня, например поле «чувственного восприятия». Обладая вышеуказанными характеристиками, цветообозначения являются эффективными средствами кодирования эмоциональной информации.

В процессе изучения вопроса передачи эмоционального опыта оказалось необходимым установить основные предпосылки его реализации посредством имен цвета. Было выявлено следующее: поскольку центральная нервная система функционирует по принципу воронки (теория Ч.С. Шеррингтона), т. е. количество поступающих в центральную нервную систему импульсов превосходит возможности качественно различных рефлекторных ответов, то возникают определенные сложности при передаче эмоциональной информации. Как показало исследование фактического материала, «конфликт» между желанием выразить в художественном тексте эстетические эмоции и возможностями сделать это с помощью средств естественного языка может частично устраняться при использовании автором цветообозначений. Цветовой образ, конструируемый метафорами, сравнениями, эпитетами и т. д., снимает ограничения, наложенные принципом воронки, создавая эффект, обратный воронке. Это становится возможным благодаря тому, что цветовой образ обладает такими характеристиками, как: конкретность, рациональность, высокая дифференцированность, информативность. Цветовой образ интегрирует диффузную, низкодифференцированную эмоциональную информацию, снимает нагрузку на когнитивную систему Низкодифференцированная эмоциональная информация кодируется в более дифференцированную цветовую модель, причем низкодифференцированные качества информации усиливаются механизмами цветового восприятия. Цветовой образ вызывает у читателя целый ряд ассоциаций. Однако эти ассоциации варьируются у разных читателей. Цветовой образ не может у всех лиц вызывать одинаковый эмоциональный резонанс. Воздействие цветового образа усиливается за счет контраст, новизны и повтора единиц лексико-фразеологического поля «цвет».

В ходе исследования было установлено, что достижение эффекта, обратного воронке, сопровождается кодированием эмоциональной информации на всех уровнях художественного текста (содержательно-фактуальном, содержательно-концептуальном, содержательно-подтекстовом) совокупностью узуальных, окказиональных, а также символических (архетипических, культурно-стереотипных и субъективно-авторских) значений имен цвета, т. е. всем комбинационным потенциалом указанных языковых единиц. Посредством символического значения цветообозначения передают эмоциональную информацию обобщенного характера: выражаемые эмоции не принадлежат отдельному человеку, но большой общности людей, целой культуре, а в отдельных случаях — всему человечеству.

Кодирование, осуществляется благодаря эмотивным семам в семантической структуре имен цвета. Эмотивные семы либо актуализируются в коннотации цветообозначений, либо эксплицируются в потенциале этих слов. Именно эмотивный потенциал данных языковых единиц обеспечивает перспективу смысловых приращений — постоянную динамику их семантики. Английские цветообозначения приращивают разнообразные смыслы. Таким образом, подтверждается положение В. И. Шаховского и И. В. Быдиной, что языковые приращения появляются за счет экспликации эмотивного потенциала языковых единиц, которая обусловливает постоянную динамику эмотивной семантики слова.

Далее было выявлено, что актуализация эмотивного потенциала, активизация ассоциаций, контекстуальные перевоплощения сем и форм приводят к тому, что цветообозначения становятся своеобразным «средоточием значимости», семантико-прагматическим центром, при помощи которого автор осуществляет акцентирование наиболее значимой художественной информации в структуре текстового целого. Основными условиями реализации эмотивного потенциала в семантике английских цветообозначений в микроконтексте, и, соответственно, приращения смыслов являются следующие: 1) нарушение лексико-семантической сочетаемости- 2) контактное взаимодействие единиц лексико-фразеологического поля «цвет» с эмотивными языковыми единицами (функцию актуализаторов эмотивных сем у цветообозначений могут выполнять как отдельные лексические единицы, так и словосочетания, а также целые конструкции) — 3) контактное взаимодействие цветообозначений, относящихся к разным микрополям общего поля «цвет" — 4) противопоставление цветообозначений разных микрополей общего поля «цвет», характеризующих идентичные объекты- 5) функционирование цветообозначений в составе стилистического средства- 6) однокорневой повтор цветообозначений. В макроконтексте в качестве условий выступают: 1) дистантное взаимодействие единиц лексико-фразеологического поля «цвет» с эмотивными языковыми единицами- 2) дистантное взаимодействие цветообозначений, относящихся к разным микрополям общего поля «цвет" — 3) противопоставление цветообозначений разных микрополей общего поля «цвет», характеризующих идентичные объекты- 4) однокорневой повтор цветообозначений- 5) использование имен цвета в композиционно значимых фрагментах- 6) использование цветообозначений при создании контраста между информацией, содержащейся на поверхностном и глубинном уровнях.

Исследование фактического материала также позволило выделить смысловой и эмотивный микрофокусы со своими центрами аттракции и иррадиации, причем, как было установлено, эти центры могут не совпадать. Несовпадение центров, а также и объемов микрофокусов, не приводит к деструкции текста, но свидетельствует о различиях между рациональной и эмоциональной информацией, способах ее передачи в художественном тексте. Цветообозначения, наряду с другими языковыми единицами, выступают в качестве центров аттракции и иррадиации в смысловых и эмотивных микрофокусах. Предложенное в работе выделение смысловых и эмотивных микрофокусов содействует, как мы полагаем, выявлению закономерностей организации информации.

В ходе анализа единиц лексико-фразеологического поля «цвет», проводившегося далее на материале романа У. Голдинга «Повелитель Мух», было установлено явление, обозначенное нами как «трансформация цвета», которое манифестируется двояко: с одной стороны, — как «внутренняя трансформация цвета», т. е. смена цветообозначением оценочного знака на противоположный, с другой стороны, — как «внешняя трансформация цвета», т. е. переход от одного цвета к другому (pink —> red —> black). Указанные проявления трансформации цвета были обнаружены на основе анализа сюжета, подтекста, системы образов, символики соответствующих цветообозначений, отличающейся архетипичностью (red, black), а также авторской субъективностью (pink). «Внутренняя трансформация» стимулирует «внешнюю трансформацию» цвета, что указывает на взаимосвязь элементов разных микрополей лексико-фразеологического поля «цвет». Внешняя трансформация цвета сопровождает выражение доминирующих эмоций, смену психологических состояний согласно авторскому замыслу, т. е. имеет место качественное изменение эмоциональной информации: радость (беззаботность, инфантильность) —> активность —> агрессия —> злоба —> ненависть —> разрушение (смерть). Происходит качественное изменение эмоциональной информации, что подтверждает ее потенцию к трансформированию в сверхдоминанту. Было установлено, что эмоции закрепляются в эмотивных смыслах цветообозначений в содержании текста, которые, в свою очередь, структурируются под влиянием данной эмоции с выделением смысловой доминанты фрагмента текста.

Проведенное исследование также показало следующее: на уровне микроконтекста происходит «расхождение» рациональной и эмоциональной информации, что прослеживается в несовпадении центров аттракции и иррадиации в соответствующих микрофокусахна уровне макроконтекста (всего текста) происходит «схождение» этих видов информации в определенных точках (отрезках), что, на наш взгляд, можно считать одной из закономерностей художественного текста, которая свидетельствует о «движении текста», и, как мы полагаем, подтверждает закон диалектики о переходе количества в качество.

Таким образом, в ходе проведения лингвистического исследования была доказана поставленная гипотеза, согласно которой англоязычном художественном тексте кодирование эмоциональной информации осуществляется посредством комбинационного потенциала цветообозначений, что на семантическом уровне выражается в виде экспликации эмотивных сем в структуре имен цвета и сопровождается приращением различных смыслов данными языковыми единицами, а также реализацией их переносных и символических значений.

В заключение хотелось бы отметить, что все еще остается немало вопросов, касающихся как специфики эмоционального, так и цветового опыта, особенностей их взаимодействия. Остаются открытыми следующие проблемы: компонентный анализ сложных цветообозначений, особенности функционирования цветообозначений в мифе, сказке в различных культурах, когнитивные и семантические механизмы, лежащие в основе процесса метафоризации имен цвета. Применение достижений в области когнитивной психологии, лингвопоэтики, когнитивной стилистики, а также теории информации может обозначить новые перспективы в изучении вопросов кодирования эмоциональной информации посредством имен цвета и дать интересные, неожиданные результаты.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.И. Контекстуальная избыточность лексического значения слова: на материале английского языка / В. И. Агамджанова. -Рига: «Зинатне», 1977. — 123 с.
  2. , Н.Н. Основы английской фразеологии: Автореф. дис.докт. филол. наук: 10.02.04 / Н. Н. Амосова. — Л.: Просвещение, 1968. — 35 с.
  3. , К.А. Лингвоцветовая картина мира и диалог культур / К. А. Андреева, A.M. Тимофеева Электронный ресурс.: http:// frgf.utmn.ru/j ournal/N о 11 /text07.htm
  4. , П.К. Эмоции / П. К. Анохин // Психология эмоций. Тексты. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 172−178.
  5. , И.В. Лексикология современного английского языка / И. В. Арнольд. М.: Высш. школа, 1959. — 352 с.
  6. , И.В. Лексикология современного английского языка. (The English Word) / И. В. Арнольд. М: Высш. школа, 1973. — 304 с.
  7. , И.В. Стилистика современного английского языка. 2-е перераб. изд. / И. В. Арнольд. Л.: Просвещение, 1981. — 294 с.
  8. , И.В. Статус импликации в системе текста / И. В. Арнольд // Интерпретация художественного текста в языковом ВУЗе. Межвуз. сборник науч. Трудов. Л, Изд-во ЛГПИ им А. И. Герцена, 1983. — С. 3−14.
  9. , Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е. Ю Артемьева. М.: Смысл, 1999. — 350 с.
  10. И. Арутюнова, И. Д. Метафора и дискурс / Н. Д. Арутюнова // Теория метафоры. -М.: Изд-во «Прогресс», 1990. С.5−33.
  11. , О.С. К вопросу о слове в языке и речи / О. С. Ахманова // Доклады и сообщения филологического факультета. Отв. ред. В. В. Виноградов. Вып. 5.- М.: Изд-во МГУ, 1948. С. 27−32.
  12. , Л.Г. Лексические средства обозначений эмоций в русском языке / Л. Г. Бабенко. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — 182 с.
  13. , Б.А. О цветовом выборе как индикаторе эмоциональных состояний в процессе решения малых творческих задач / Б. А. Базыма, Н. А. Густяков // Вестник ХГУ. Харьков: Изд-во ХГУ, 1988. N 320. -С. 22−25.
  14. , Б.А. К вопросу о природе психики / Б. А. Базыма // Вестник ХГУ, серия психология, № 432. Харьков: Изд-во ХГУ, 2000. — С. 9−18.
  15. , Б.А. Цвет и психика. Монография. ХГАК / Б. А. Базыма. — Харьков: Изд-во ХГУ, 2001. — 172 с.
  16. , Б.А. Порядковые отношения цветов и цветовые предпочтения / Б. А. Базыма // Вестник Харьковского университета, серия «Психология», № 550. Харьков: Изд-во ХГУ, 2002. С. 13−15.
  17. , Р. Лингвистика текста / Р. Барт // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1978. — Вып.8. — С. 442−449.
  18. , Э. Цвет в христианских видениях / Э. Бенц // Психология цвета. Сб. пер. с англ. М.: «Рефл-бук», «Ваклер», 1996. — С. 79−130.
  19. , И.Г. О соотношении между цветовыми порогами, соматотипом и эмоциональным состоянием / И. Г. Беспалько // Математические методы в психиатрии и неврологии. Л.: Просвещение, 1972. — С. 176−178.
  20. , В.М. Объективная психология / В. М. Бехтерев / Изд. Подгот. В.А. Кольцова- АН СССР, Ин -т психологии. М.: Наука, 1991.-475 с.
  21. , М. Метафора / М. Блэк // Теория метафоры. М.: Изд-во «Прогресс», 1990. — С. 153−172.
  22. , О.А. Цвето- и светообозначения как одна из форм прагматического фокусирования в структуре художественного текста (на материале прозы Г. Грасса): Дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / О. А. Богданова. СПб., 1999. — 202 с.
  23. , Н.Н. Когнитивный подход к изучению глагола и глагольных категорий / Н. Н. Болдырев // Традиционные проблемы языкознания в свете новых парадигм знания: Материалы Круглого стола. М.: Изд-во Института РАН, 2000. — С. 16−35.
  24. , Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии / Н. Н. Болдырев. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. ун-та, 2001. Изд. 2-е, стер. — 123 с.
  25. , С.И. Процессы семантического осложнения в двухфокусном образном контексте / С. И. Болдырева // Интерпретация художественного текста в языковом ВУЗе. Межвуз. сборник науч. Трудов. Л.: Изд-во ЛГПИ им А. И. Герцена, 1983. — С. 14−25.
  26. , Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня / Н. С. Болотнова. -Томск: Изд-во Томского ун-та, 1992. 321 с.
  27. , Н. С. Эмотивные реакции в структуре ассоциативного поля текста: психолингвистический аспект / Н. С. Болотнова // Эмотивный код языка и его реализация: Кол. монография / ВГПУ. Волгоград: Перемена, 2003. — С. 134−142.
  28. , В.И. Эмоциональность текста в аспектах языковой и неязыковой вариативности / В. И. Болотов. Ташкент.: Фан, 1991.- 116 с.
  29. , И.В. Лексико-синтагматические связи цветообозначений в английской и русской поэзии 19 века: На материале прилагательных blue и red и их русских эквивалентов: Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.20/ И. В. Бондаренко. М., 2005.
  30. , В.А. Стилистически сниженная фразеология и методы ее идентификации (на материале современного немецкого языка):
  31. Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.04 / В. А. Булдаков. -Калинин, 1982. 22 с.
  32. , И.В. Движение эмотивной семантики поэтического слова (на материале А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Н. Матвеевой): Автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / И. В. Быдина. Волгоград, 1994. -20 с.
  33. , В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы / В. В. Бычков. М.: «Искусство», 1977. — 199 с.
  34. , А.П. Оранжевый цвет. К истории цветообозначений / А. П. Василевич, С. С. Мищенко // Вопросы филологии. 2003. — № 3. — С. 34 -40.
  35. , JI.M. «Стилистическое значение», экспрессивность и эмоциональность как категории семантики / JI.M. Васильев // Проблемы функционирования языка и специфики речевых разновидностей. Пермь, 1985. С. 3−9.
  36. , А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. М.: Русские словари, 1997. — 411 с.
  37. , З.Н. Семантические поля в современном английском языке / З. Н. Вердиева. М.: Высш. школа., 1986. — 118 с.
  38. , В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове) / В. В. Виноградов. М.: Высш. школа, 1972. — 639 с.
  39. , Е.М. Функциональная семантика оценки / Е. М. Вольф. М., 1985.-228 с.
  40. , П.С. Эмотивность как средство интерпретации смысла художественного текста (на материале прозы н.В. Гоголя и музыки Ю. Буцко, А. Холминова, Р. Щедрина): Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.19/П.С.Волкова. -Волгоград, 1997.-24 с.
  41. , В.Н. Изучение цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками / В. Н. Ворсобин, В. Н. Жидкин // Вопросы психологии. 1980. — N3. — С. 121−124.
  42. , О.П. Лингвистические аспекты адресованности художественного текста (одноязыковая и межязыковая коммуникация). Автореф. дис. докт. филол. наук / О. П. Воробьева. -М., 1993.- 38 с.
  43. , Б.М. Проблема синестезии в искусстве / Б. М. Галеев // Искусство светящихся звуков (сб. ст.). Казань: Изд-во КГУ, 1973. -С.67−80.
  44. , Б.М. Какого цвета «Малиновый звон»? / Б. М. Галеев // Природа. 1989. — № 3. — С. 54−57.
  45. , Б.М. Синестезия в языке и искусстве слова / Б. М. Галеев // Сб. докл. международ, научн. конференции. Казань: Изд-во КГУ, 1995. -С. 48−49.
  46. , Б.М. Что такое синестезия: мифы и реальность / Б. М. Галеев. -Leonardo Electronic Almanac. v.7. — 1999. — N 6. — С. 32−37.
  47. , Б.М. Синестезия чудо поэтического мышления / Б. М. Галеев // Научный Татарстан. — 1999. — № 3. — С. 19−23.
  48. , И.Р. О понятии «текст» / И. Р. Гальперин // Вопросы языкознания. 1974. — № 6. — С. 68−77.
  49. , И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. -М.: Наука, 1981.- 137 с.
  50. , И.Р. Сменность контекстно-вариативных форм членения текста / И. Р. Гальперин // Русский язык: Текст как целое и компоненты текста. М.: Наука, 1982. — 177 с.
  51. , Л. Р. Роль цветообозначений в концептуализации мира: На материале фразеологизмов английского, немецкого, французского, русского и татарского языков: Автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.20 / Л. Р. Гатауллина. Уфа, 2005. — 24 с.
  52. , И.В. К учению о цвете. Хроматика. Очерк учения о цвете / И. В. Гете // Избранные сочинения по естествознанию. М.: АН СССР, 1957. — С. 300−340.
  53. , И.Б. Стилистика современного русского языка. Учебное пособие для вузов / И. Б. Голуб. Издание второе, перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1986 — 336 с.
  54. , В.Б. Структурные связи, отражающие механизмы познания человеком внеязыковой реальности / В. Б. Гольдберг // Традиционные проблемы языкознания в свете новых парадигм знания: Материалы Круглого стола. М.: Изд-во Института РАН, 2000. — С. 41−42.
  55. , КГ. Своеобразие семантики окказиональных сложных прилагательных со значением цвета / И. Г. Горовая // Вестник ОГУ. -2002,-№ 6.-С. 86−90.
  56. , В.Н. К вопросу о составе и границах эмоциональной лексики / В. Н. Гридин // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. М.: Наука, 1976. — 156 с.
  57. , Т.Е. Цвет как эстетическое и художественное явление / Т. Е. Гудина // Философские науки.- 1986.- № 3. С. 83−90.
  58. , В.Н. Семантическое поле как функция В.Н. Денисенко // Филологические науки. 2002.- № 4.- С. 44−52.
  59. , М. Цвет в деятельности человека / М. Дерибере. М.: Стройиздат, 1964. — 183 с.
  60. , Дж. Ментальные пространства с функциональной точки зрения / Дж. Динсмор // Язык и интеллект. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996. — С. 5−13.
  61. , Б.И. Эмоция как ценность / Б. И. До донов. М.: Политиздат, 1978.-272с.
  62. , Г. Л. Предложения с именами психических состояний: Автореф. дис.канд. наук: / Г. Л. Другова. Калинин, 1984. — 20 с.
  63. , Д. Что означает метафора / Д. Дэвидсон // Теория метафоры. М.: Изд-во «Прогресс», 1990. — С. 173−174.
  64. , В.В. Обогащение эмотивного кода при вербализации эмоционально окрашенных образов / В. В. Жура // Эмотивный кодязыка и его реализация: Кол. Монография / ВГПУ. Волгоград: «Перемена», 2003. — С. 27−33.
  65. , Д. Белый, красный и черный: цветной символизм в черной Африке / Д. Заан // Психология цвета. М.: «Рефл-бук, Ваклер», 1996. -С. 47−78.
  66. , В.И. Конвенциональность vs креативность в лексиконе (когнитивно-дискурсивный подход) / В. И. Заботкина // С любовью к языку: Сб. науч. тр., посвящ. Е. С. Кубряковой. Москва- Воронеж, 2002.-С. 123−130.
  67. , О.В. Образный компонент в значении слова / О. В. Загоровская // Лексические и грамматические компоненты в семантике языкового знака. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1983. — С. 16−20.
  68. , А.С. Наука о цвете и живопись / А. С. Зайцев. М.: Искусство, 1986.- 158 с.
  69. , В.П. Изучение диагностических возможностей цветового теста у больных сердечно-сосудистыми заболеваниями / В. П. Зайцев, Т. А. Айвазян, И. А. Таравкова // Психологический журнал. 1989. — т. 10. -N3.-C. 106−110.
  70. , А.А. Значение слова и возможности его описания / А. А. Залевская // Языковое сознание: формирование и функционирование. -М., 1998.-С. 35−54.
  71. Псшолингвистические аспекты взаимодействия слова и текста / А. А. Залевская, Э. Е. Каминская, И. Л. Медведева, Н. В. Рафикова. -Тверь: Изд-во ТвГУ, 1998.
  72. , А.А. Психолингвистический подход к анализу языковых явлений / А. А. Залевская // Вопросы языкознания.- 1999.- № 6. С. 3142.
  73. , А.А. Некоторые проблемы теории понимания текста / А.А. Залевская//Вопросы языкознания.- 2002.- № 3. С. 62−73.
  74. , В.А. Семасиология / В. А. Звегинцев. М.: Изд-во Москов. унта, 1957.-321с.
  75. , К. Е. Эмоция человека / К. Е. Изард. М.: Изд-во МГУ, 1980. -440 с.
  76. , С.В. Эмотивность текста как лингвистическая проблема. Автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / С. В. Ионова. -Волгоград, 1998.- 19 с.
  77. , JI.H. Попытка лексикографического толкования группы русских слов со значением чувства / JI.H. Иорданская // Машинный перевод и прикладная лингвистика. Вып. 13. М.: МГПИИЯ, 1970. С. 3−26.
  78. , O.K. О лингвокреативной деятельности человека: отглагольные имена O.K. Ирисханова. М.: Изд-во ВТИИ, 2004. — 352 с.
  79. , В. О духовном в искусстве / В. Кандинский. М.: Архимед, 1992.- 112 с.
  80. , С.Д. Содержание слова, значение и обозначение / С. Д. Кацнельсон.-М.- JL, 1965.
  81. , В.И. Базовые характеристики лингвокультурных концептов / В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Антология концептов. Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. Том 1. Волгоград: «Перемена», 2005. — С. 13−15.
  82. , ИИ. Структура и семантика отрицательно-эмотивной лексики: Автореф. дис.канд. филол. наук 10.02.04 / И. И. Квасюк. -М, 1983.-22 с.
  83. , С.В. Окказиональные сложные прилагательные и их функции в художественной речи (на материале современной художественной прозы): Автореф. дис.канд. филол. наук / С. В. Кириченко. Алма-Ата, 1990.
  84. , Р.А. Роль микро- и макроконтекста в установлении стилистической функции авторского неологизма / Р. А. Киселева // Вопросы английской контекстологии. Сборник статей. Воронеж: Изд-во ВГПИ, 1974.-С. 30−46.
  85. , Г. В. О природе контекста / Г. В. Колшанский // Вопросы языкознания. 1959. — № 4. — С. 47−49.
  86. , Г. В. Контекстная семантика / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1980. — 149 с.
  87. , Т.А. Цветообозначения как объект категоризации (на материале русского и английского языков) / Т. А. Комова // Когнитивные аспекты языковой категоризации. Рязань: Изд-во РГУ, 2000. — С. 76−82.
  88. , С.В. Взаимодействие органов чувств / С. В. Кравков. M.-JL: Изд-во Академии наук СССР, 1948. — 128 с.
  89. , А.В. Классификация знаков и проблема взаимосвязи языка и знания / А. В. Кравченко // Вопросы языкознания. 1999. — № 6. — С. 3−12.
  90. , Н.А. Языковая метафора в концептосфере эмоций / Н. А. Красавский // Эмотивный код языка и его реализация: Кол. Монография / ВГПУ. Волгоград: «Перемена», 2003. — С. 34−44.
  91. , И. С. Стилистика современного английского языка: Курс лекций на английском языке / И. С. Курахтанова. М.: Изд-во УРАО, 1998.-56 с.
  92. , Д. Метафоры, которыми мы живем / Д. Лакофф, М. Джонсон // Теория метафоры. М.: Изд-во «Прогресс», 1990. — С. 387−415.
  93. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. М.: «Педагогика-Пресс», 1999. — 603 с.
  94. , Б.М. Идентифицирующая и актуализирующая функции контекста при речевосприятии / Б. М. Лейкина // Вопросы английской контекстологии. 1972. — Вып. 1. — С. 11.
  95. , А.А. Бессознательное и архетипы как основа интертекстуальности / А. А. Леонтьев // Текст. Структура и семантика. Т. 1. М.: Прогресс, 2001. — С. 92−100.
  96. , А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А. Н. Леонтьев // Психология эмоций. Тексты. М., 1984. — С. 162−171.
  97. , А.Ф. О бесконечной смысловой валентности языкового знака / А. Ф. Лосев // Известия Академии наук СССР. Т. № 36. 1977. — № 1С. 3−6.
  98. , Ю.М. Символ в системе культуры / Ю. М. Лотман // Статьи по семиотике и топологии культуры. Т. 1. Избранные статьи в трех томах. СПб.: «Искусство-СПб», 2000. — С. 191−200.
  99. , Н.А. О семантике и типах экспрессивных лексических единиц / Н. А. Лукьянова // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. Вып. 8. Новосибирск, 1979. — С. 12−46.
  100. , М.В. Психофизические свойства цвета в семантике и парадигматике прилагательных цветообозначений / М. В. Лысякова // Когнитивная семантика: Мат-лы Втор. Междунар. шк.-сем-ра по когнитив. лингв-ке. — Тамбов: Изд-во Тамб. Ун-та, 2000. — 242 с.
  101. , И.В. Семантика цвета в разноструктурных языках (универсальное и национальное): Автореф дис.канд. филол. наук: 10.02.20. И. В. Макеенко. Саратов, 1999. — 20 с.
  102. МакКормак, Э. Когнитивная теория метафоры / Э. МакКормак // Теория метафоры. М.: «Прогресс», 1990. — С. 358−386.
  103. , Ю.М. Экспрессия и смысл предложения: Проблемы эмоционально-экспрессивного синтаксиса / Ю. М. Малинович. -Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1989. 216 с.
  104. , Л.А. Предмет в пространстве через сложноструктурную единицу номинации / JI.A. Манерко // Номинация и дискурс. Рязань: Изд-воРГПУ, 1999.-С. 95.
  105. , Л.А. Основы концептуального интегрирования ментальных пространств / Л. А. Манерко // Текст и дискурс: традиционный и когнитивно-функциональный аспекты исследования. Сборник науч. Статей. Рязань: Изд-во РГПУ, 2002. — С. 17−29.
  106. , В.А. Коммуникативный подход к проблеме эмотивности текста / В. А. Маслова // Коммуникативные аспекты значения. -Волгоград, 1990.-С. 148−156.
  107. , В.А. Онтологические и психолингвистические аспекты экспрессивности текста. Дис. д-ра. филол. наук / В. А. Маслова. -Минск, 1992.-451 с.
  108. , В.А. Некоторые онтологические аспекты эмотивности текста / В. А. Маслова // Язык и эмоции. Волгоград: Перемена, 1995. — С. 184−191.
  109. , В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / В. А. Маслова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  110. , И.Л. Психолингвистические аспекты функционирования иноязычного слова / И. Л. Медведева. Тверь: Изд-во ТвГУ, 1999. -111с.
  111. , Дж. Образы и модели, уподобления и метафоры / Дж. Миллер // Теория метафоры. М.: «Прогресс», 1990. — С. 236−283.
  112. , JI.H. Семантика цвета в эволюции психики человека /Л.Н. Миронова // Проблема цвета в психологии / Отв. ред. А. А. Митькин, Н. Н. Корж. М.: Наука, 1993. — С. 172−188.
  113. , С.В. Денотативное пространство прилагательных цвета в английском языке. Автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / С. В. Мичугина. Москва, 2005. — 24 с.
  114. , Е.Ю. Эмоционально-чувственный компонент значения слова: вопросы теории. Автореф. дис. докт. филол. наук: 10.02.19 / Е. Ю. Мягкова. М, 2000. — 38 с.
  115. , М.В. Лексическое значение слова (структура и комбинаторика) / М. В. Никитин. М.: Высш. школа, 1983. — 127 с.
  116. , М.В. Курс лингвистической семантики / М. В. Никитин. -СПб.: Научный центр проблем диалога, 1996. 760 с.
  117. , В.Ф. Формирование теории научной метафоры и метафорическая номинация в медицинской терминологии / В.Ф.
  118. , JI.M. Алексеева // Традиционные проблемы языкознания в свете новых парадигм знания: Материалы Круглого стола, апрель 2000. М.: Изд-во Института РАН, 2000. — С. 82−88
  119. Новый завет и псалтырь. National Publishing Company. Copyright: Trinitarian Bible Society, 1999. — 656 p.
  120. , Б.Ю. Грамматика говорящего / Б. Ю. Норман. СПб.: Изд-во СПБГУ, 1994.-227 с.
  121. , М.Е. Опыт стилистической интерпретации сочиненного ряда / М. Е. Обнорская // Вопросы английской контекстологии. Сборник статей. Воронеж: Изд-во ВГПИ, 1974. — С. 47−55.
  122. Ортега-и-Гассет, X. Две великие метафоры / X. Ортега-и-Гассет // Теория метафоры. -М.: «Прогресс», 1990. С. 68−81.
  123. , Н.Н. Избранные труды по физиологии высшей нервной деятельности / И. П. Павлов. М.: «Учпедгиз», 1950. — 263 с.
  124. , И.А. Исследование некоторых особенностей восприятия цвета в связи с задачей изучения эмоциональности / И. А. Переверзева // Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. 10. М.: 1981. -С. 78−83.
  125. B.А. Пищальникова. Барнаул, 1991.
  126. , Я. А. Отражение в языке агрессивных состояний человека(на материале англо- и русскоязычной художественной прозы). Дис.. канд. филол. наук: 10.02.20 / Я. А. Покровская. -Волгоград, 1998.- 168 с.
  127. , З.Д., Лексическая система языка / З. Д. Попова, И. А. Стернин. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1984. 148 с.
  128. , З.Д. Общее языкознание: Учеб. Пособие / З. Д. Попова. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1987. 212 с.
  129. , К. Языки мозга / К. Прибрам. М.: Прогресс, 1975. — 463 с.
  130. , П. Живая метафора / П. Риккер // Теория метафоры Сб./Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: «Прогресс», 1990. — С. 435−455.
  131. , Е.В. Как появляются слова? Немецкая лексика: история и современность / Е. В. Розен. М.: Издательство МАРТ, 2000. — 156 с.
  132. , С.Л. Эмоции / С. Л. Рубинштейн // Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ, 1984. — С. 152−161.
  133. , В.Е. Цвет — эмоции — личность / BJE. Руденко // Диагностика психических состояний в норме и патологии. Л., 1980.1. C. 107−115.
  134. , И.Н. Семантика и специфика функционирования цветообозначений красного тона в произведениях В.Набокова:
  135. Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / И. Н. Лукьяненко. -Калининград, 2004.
  136. , JJ. О физиологии эмоционально-эстетических процессов / Л. Салямон // Содружество наук и тайны творчества. Сборник. М., 1968. — С. 300−326.
  137. , Л.В. Традиционная этическая культура и цвет (Основные направления и проблемы зарубежных исследований) / Л. В. Самарина // Этнографическое обозрение. 1992. — N 2. — С. 147−156.
  138. , Дж. Метафора / Дж. Серль // Теория метафоры. М.: «Прогресс», 1990. — С. 307−342.
  139. , И.М. Элементы мысли / И. М. Сеченов // И. М. Сеченов. Избранные произведения. М., 1953. — 320 с.
  140. , И.М. Лекции по физиологии / И. М. Сеченов. М.: «Медицина», 1974. 232 с.
  141. , В.И. Терминология смертных грехов в культуре позднего средневековья и Возрождения / В. И. Силецкий // Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Изд-во МГЛУ, 1991. — С. 130−137.
  142. , П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П. В. Симонов. М.: «Наука», 1970. — 140 с.
  143. , Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 824 с.
  144. , И.А. Проблемы анализа структуры значения слова / И. А. Стернин. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1979.
  145. , И.А. Лексическое значение слова в речи / И. А. Стернин. -Воронеж: Изд-во- Воронеж, ун-та, 1985. 170 с.
  146. , Е.В. Категоризация цветообозначений в современном английском языке / Е. В. Таранова. Рязань: Изд-во РГУ, 2000. — С. 106−109.
  147. , В.Н. Коннотативные аспекты семантики номинативных единиц /В.Н. Телия. М.: Наука, 1986. — 141 с.
  148. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово, 2000. — 624 с.
  149. , В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала Ндембу) / В. У. Тернер // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. — С. 84- 125.
  150. , В.У. Цветовая классификация в ритуалах Ндембу: Проблема невербальной классификации / В. У. Тернер // Тернер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. С. 71−103.
  151. , И.В. Эмотивная лакунарность художественной прозы (на материале переводов испаноязычных писателей). Дис.. канд. филол. наук /И.В. Томашева. — Волгоград, 1995.-217 с.
  152. , Ф. Метафора и реальность / Ф. Уилрайт // Теория метафоры. Сб./Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: «Прогресс», 1990.-С. 82−109.
  153. , С. А. Концептуализация имени цвета «красный»: Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.19 / С. А. Фетисова. Кемерово, 2005. -С. 20.
  154. , А.В. К проблеме лексической коннотации / А. В. Филиппов // Вопросы языкознания. 1978 -№ 1. — С. 57−63.
  155. , П.А. Небесные знамения (Размышления о символике цветов) / П. А. Флоренский // Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил-Русская книга, 1993. — С. 309−316.
  156. , З.Е. Категориальные и семантические типы эмоционально -оценочной лексики в лексической системе языка: Автореф дис. канд. филол. наук: 10.02.19 / З. Е. Фомина. Саратов, 1987. — 24 с.
  157. Фрейд, 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / 3. Фрейд / Сост., науч. ред., авт. Вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990.-448 с.
  158. , P.M. Цвет, смысл, сходство (аспекты психолингвистического анализа) / P.M. Фрумкина. М.: «Наука», 1984. -176 с.
  159. , В.К. Характеристика производных значений имен существительных в русском языке: Автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / В. К. Харченко. Л., 1973, — 16 с.
  160. , Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование / Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова. М. Изд-в- МГУ, 1992. -179 с.
  161. , Г. Учение о цвете / Г. Цойгнер. М. 1971.
  162. , Г. Биологические аспекты цветовой лексики / Г. Цоллингер // Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.: «Мир», 1995. — С.156−172.
  163. , М.Е. Контекстуальная роль предлога / М. Е. Цыпышева // Вопросы структуры английского языка в синхронии и диахронии. -1967. Вып.1. — С. 14−19.
  164. , Е.Н. Повтор как стилистический прием и как принцип выдвижения / Е.н. Чебаевская // Система языка и речевая реализация его категорий. Сборник науч. трудов. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1978. — С. 107−109.
  165. , А. Семантика в когнитивной лингвистике / А. Ченки // Фундаментальные направления современной американской лингвистики: Сб. обзоров. М.: Изд-во МГУ, 1997. — С. 341−369.
  166. , A.M. Цветовое зрение рыбы как модель цветового зрения человека / A.M. Черноризов // Вестник МГУ. Сер. 14 «Психология». -1995.-№ 4. -С. 35−39.
  167. Чумак-Жунъ, И. И. Лексико-семантическое поле цвета в языке поэзии И. А. Бунина: состав и структура, функционирование. Автореф. дис.. канд. филол. наук / И.И. Чумак-Жунь. — Киев, 1996.- 24 с.
  168. , В. Система цветообозначения в современном английском языке параметры классификации / В. Шакирова. — 1999, — С. 1−2 Электронный ресурс.:http/:www.conf.stavsu.ruArOUTHSCI/SEC7/shakirova.htm
  169. , A.M. Концепция анализа текста: психолингвистическая интерпретация А.м. Шахнарович // Res Philologica. М.: Наука, 1990. -С.29−32.
  170. , Л.И. Структурно-функциональная характеристика лексико-семантической группы существительных «чувства, переживания» в русском языке: Автореф. дис.канд. филол. наук / Л. И. Шахова. -Киев, 1990. -20 с.
  171. , В.И. Эмотивный компонент значения и методы его описания: Учебное пособие к спецкурсу / В. И. Шаховский. -Волгоград: Изд-во ВГПИ, 1983. 96 с.
  172. , В.И. Типы значений эмотивной лексики / В. И. Шаховский // Вопросы языкознания.- 1994.- № 1. С.20−25
  173. Шаховский, В. И. Общие вопросы лингвистической теории эмоций // Язык и эмоции / В. И. Шаховский. Волгоград, изд-во ВГПУ, 1995. -250 с.
  174. , JI.A. Изменения цветоощущения в эмоциональных состояниях / Л.а. Шварц // Проблемы физиологической оптики. М, 1948. т. 6. — С. 314−320.
  175. , Е.В. О лингвистическом исследовании символов / Е. В. Шелестюк //Вопросы языкознания. 1997-№ 4. — С. 125−141.
  176. , Е.В. Представленность символа в структуре понятия / Е. В. Шелестюк // Mentalitat und Mentales / Hrsg. von E. A. Pimenov, M. V. Pimenova. Landau: Verlag Empirische Padagogik, 2003. — Ss. 32−45.
  177. , Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка / Д. Н. Шмелев. М.: Просвещение, 1964. — 244с.
  178. , Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики / Д. Н. Шмелев. М.: Наука, 1973. — 280 с.
  179. Щур, Г. С. Теория поля лингвистики / Г. С. Щур. М., «Наука», 1974. -255 с.
  180. , A.M. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами / A.M. Эткинд // Социально-психологические исследования в психоневрологии. Под ред. Е. Ф. Бажина. Д.: Просвещение, 1980.-С. 110−114.
  181. , Е.Г. Семинарий по французской стилистике в двух частях / Е. Г. Эткинд. Часть 1. Проза. Пособие для студ. Педагогических институтов. На русск. и франц. яз. Л. Учпедгиз 1961 г. — 226 с.
  182. Юнг, К. Г. Архетип и символ / К. Г. Юнг. М.: Ренессанс, 1991.- 370 с.
  183. Юнг, КГ. Психология и поэтическое творчество / К. Г. Юнг. // Собрание сочинений. Т. 15. М.: Ренессанс, 1992. — 250 с.
  184. Юнг, К. Г. Аналитическая психология / К. Г. Юнг. СПб., 1994. — С. 3038.
  185. Юнг, КГ. Психология бессознательного / К. Г. Юнг / Пер. с нем. М.: ACT-ЛТД- Канон +, 1998. — 397 с.
  186. Юнг, К. Г. Отношения между Эго и Бессознательным / К. Г. Юнг Электронный ресурс.:http://www.wanderer.ru.org.ua/bookpsy/jung/egoibess.htm
  187. , О.А. Возможности эмотивного кода для обозначения невербального знака эмоции / О. А Яновая // Эмотивный код языка и его реализация: Кол. Монография / ВГПУ. Волгоград: Перемена, 2003.-С. 18−25.
  188. , П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета / П. В. Яньшин. Самара: Изд-во СамГПУ, 1996.- 218 с.
  189. , П.В. Психология и психосемантика цвета / П. В. Яньшин Электронный ресурс.:http://colormind.narod.ru/YanshinMonograph/YnshinMngrphindex.htm
  190. Adelson, R. Hues and views / R. Adelson Электронный ресурс.: http://www.apa.orq/monitor/feb05/hues.html
  191. Berlin, В. Basic Colour Terms: their Universality and Evolution / B. Berlin, P. Kay. Berkeley, Los Angeles: Univ. of California Press, 1969. — 204 p.
  192. Blonsky, M. On signs / M. Blonsky. The John Hopkins Univ. Press, 1991. — 275 p.
  193. Bloom, L. The transition from infancy to language. Acquiring the power of expression / L. Bloom. New York: Cambridge University Press, 1993.350 p.
  194. Boynton, R. M. Color, hue and wavelength. Handbook of Perception / R.M. Boynton. Eds. E.C. Carterette, M.P. Friedman. -Vol. V. Seeing. — Chapter 9. — New York: Academic Press, 1975. — 290 p.
  195. Branscombe, N.R. Conscious and unconscious processing of affective and cognitive information / N.R. Branscombe // Fiedler K. & Forgas J. (Eds.). Affect, cognition and social behavior. Toronto etc.: C.J. Hogrefe, 1988. -P.3−24.
  196. Carpenter, R. Everyday fantasia: the world of synaesthesia / R. Carpenter. -The monitor of psychology. 2001. — v.32. — № 3. — P.26−29.
  197. Eco, U. How colours condition colours we use / U. Eco // On signs/ Ed. by M. Blonsky. Bloomington: The John Hopkins Univ. Press, 1991. — P. 157 175.
  198. Fauconnier, G. Methods and Generalizations. In: Cognitive Linguistics: Foundations, Scope, and Methodology / G. Fauconnier // Edited by Theo Janssen, Gisela Redeker. Mouton de Gruyter. — New York. — 1999. — P. 95−127.
  199. Frye, N. Symbol / N. Frye // Encyclopedia of poetry and poetics. — Princeton, 1965.
  200. Gegenfurtner, K. R., Lindsay T. Color Vision: From Genes to Perception / K.R. Gegenfurtner. Cambridge: Cambridge UP, 1999. — 500 p.
  201. Grady, J. Primitive and compound metaphors / J. Grady, S. Taub, P. Morgan // Conceptual Structure, Discourse, and Language ed. by Adele Goldberg. Stanford, CA: CSLI, 1996. P. — 177−187.
  202. Visual Perception: Physiology, Psychology and Ecology / Green, Bruce, Vicki, R. Patrick, M.A. Georgeson. 3rd Edition. Hove: Psychology Press, 1997. — 314 p.
  203. Grossenbacher, P.G. Mechanisms of synaesthesia: cognitive and physiological contains / P.G. Grossenbacher, C.T. Lovelace. Trends in cognitive sciences. -2001. — V.5. — № 1. — P.36−41.
  204. Hardin, C. Color for Philosophers: Unweaving the Rainbow / C. Hardin. -Indianapolis, IN: Hackett, 1988. 275 p.
  205. Harkness, S. Universal aspects of learning color codes: A study in two cultures / S. Harkness. Ethos. — 1973. — 1. — P. 175−200.
  206. Hurvich, L. M. Opponent-Colours Theory / L.M. Hurvich. Central and Peripheral Mechanisms of Colour Vision. Eds. D. Ottoson and S. Zeki. -London: Macmillan, 1985. P. 61−82.
  207. Jackson, F. An Objectivist’s Guide to Subjectivism about Colour, Revue Internationale de Philosophic / F. Jackson, R.A. Pargette. 1987. — Vol. 4. -P. 127−141.
  208. Jameson, D. Opponent-Colors Theory in the Light of Physiological Findings / D. Jameson // Central and Peripheral Mechanisms of Colour Vision. Eds. D. Ottoson and S. Zeki. London: Macmillan, 1985. — P. 83 102.
  209. Jordan, G. Rayleigh matches and unique green / G. Jordan, J.D. Mollon // Vision Research. 1995. -№ 35. — P. 613−620.
  210. Kay, P. What is the Sapir-Whorf hypothesis? / P. Kay, W. Kempton // American Anthropologist. 1984. — № 86. — P. 65−78.
  211. Kay, P. Color Appearance and the Emergence and Evolution of Basic Color Lexicons / P. Kay, L. Maffi // American Anthropologist. 1999. — № 101.-P. 743−760.
  212. Kris, E. The Principles of Caricature / E. Kris, E. Gombrich // Psychoanalytic Explorations in Art. New York: Schocken, 1965.- P. 145 -178.
  213. Lakoff, G. More than cool reason: A field guide to poetic metaphor / G. Lakoff, M. Turner. Chicago: Chicago University Press, 1989.
  214. Lakoff, G, Johnson M. Philosophy in the Flesh: The Embodied Mind and its Challenge to Western Thought / G. Lakoff, M. Johnson. NY: Basic Books, 1999.-P. 3−44.
  215. Livingstone, M. S. Art, illusion and the visual system / M.S. Livingstone // Scientific American. 1988. — Vol. 258. — 1. — P. 68−75.
  216. Lodge, D. Working with structuralism / D. Lodge. Boston: Routledge and Kegan Paul, 1981.- 149 p.
  217. Lumsden, С. Color categorization: A possible concordance between genes and culture C. Lumsden // Proceedings of The National Academy of Science, USA. 1985. — № 82. — P. 5805−5808.
  218. MacLaury, R.E. Color and cognition in Mesoamerica: Constructing categories as vantages / R.E. MacLaury. Austin, Texas: University of Texas Press, 1997. — 616 p.
  219. Norman, R.D. Color and Affect: A Review on Semantic Evolution / R.D. Norman, W.A. Scott // Journal of Generative Psychology. 1952. — Vol.46. -P. 185−223.
  220. Ornstein, R. E. The Psychology of Consciousness / R.E. Ornstein. -Harmondsworth: Penguin, 1975.
  221. Pepper, S. Metaphor in Philosophy / S. Pepper // The Journal of Mind and Behavior. Vol.3. Nos.3 and 4, summer/autumn, 1982. P. 197−206.
  222. Ratner, C. A Sociohistorical Critique of Naturalistic Theories of Color Perception / C. Ratner // Journal of Mind and Behavior. 1989. — 10. — P. 361−372.
  223. Ricoeur, P. The Metaphorical Process as Cognition, Imagination, and Feeling/P. Ricoeur//Critical Inquiry, 1978.-Vol. 5.-№ l.-P. 143−159.
  224. Riffaterre, M. Criteria for Style Analysis / M. Riffaterre //Word, 1959. V. XV.-N. l.-P. 171.
  225. Riffaterre, M. Ver la definition linguistique de style / M. Riffaterre // Word, 1961.-V. XVII.- N. 3. P. 332.
  226. Roberson, D. Colour categories are not universal: Replications and new evidence from a Stone-age culture / D. Roderson, I. Davies, J. Davidoff // Journal of Experimental Psychology: General, 129. -2000. P. 369−398.
  227. Rosch, E.H. Natural Categories / E.H. Rosch // Cognitive Psychology. 1973.-Vol.4.-№ 3.- P. 326−350.
  228. Rosch, E. Cognitive representations of semantic categories / E. Rosch // Journal of Experimental Psychology: General, 1975. P. 192 — 233
  229. Rusinek, S. Does emotional context influence the salience of color? / S. Rusinek // PSYART: A Hyperlink Journal for the Psychological Study of the Arts, 2004 Электронный ресурс.: http://www.clas.ufl.edu/ipsa/journal/2004rusinek01 .shtml
  230. Saunders, B. Revisiting Basic Color Terms / B. Saunders. Web page: http://human-nature.com/science-as-culture/saunders.html
  231. Sherrington, Ch. S. The correlation of reflexes and the principle of the common path / Ch. S. Sherrington // Reports of the British Association for the Advancement of Science, 1904. V. 74. P. 728—741
  232. Stiles, W.S. Mechanisms of Colour Vision: Selected Papers of W.S. Stiles, F.R.S., With a New Introductory Essay / W.S. Stiles. London: Academic Papers, 1978.-298 p.
  233. Taylor, J. Linguistic Categorization / J. Taylor. 2nd edn, Clarendon Press. -Oxford, 1995.
  234. Tsur, R. Emotions, Emotional Qualities and Poetry / R. Tsur // Psychocultural Review2, 1978.-P. 165−180.
  235. Tsur, R. Toward a Theory of Cognitive Poetics / R. Tsur. Amsterdam: Elsevier (North Holland) Science Publishers, 1992.
  236. Tsur, R. Light, Fire, Prison: A Cognitive Analysis of Religious Imagery in Poetry / R. Tsur. PSYART: A Hyperlink Journal for the Psychological Study of the Arts, 1998 Электронный ресурс.: http://www.clas.ufl.edu/ipsa/journal/1998tsur02.shtml
  237. Tsur, R. Aspects of Cognitive Poetics / R. Tsur Электронныйресурс.: http://paracite.eprints.org
  238. Ullman, S. Style in the French Novel / S. Ullman. Cambridge: CUP, 1967.
  239. Ungerer, F. An introduction to cognitive linguistics / F. Ungerer, H.J. Schmidt. London- New York: Longman, 1996. — 383 p.
  240. Westphal, J. Colour: Some Problems for Wittgenstein / J. Westphal // Aristotelian Society Series. Vol. 7. — Oxford: Blackwell, 1987. — 168 -183.
  241. Wierzbicka, A. Lexicography and conceptual analysis / A. Wierzbicka. -Ann Arbor, 1985.- 368 p.
  242. Wierzbicka, A. The meaning of color terms: semantics, culture and cognition / A. Wierzbicka // Cognitive Linguistics. 1990. № 1. — P. 99−150.
  243. Wittgenstein, L. Remarks on Colour / L. Wittgenstein. Ed. G.H. Von Wright, trans Peter Winch. Oxford: Blackwell, 1977.lll.Wurtman, R.J. The effect of light on human Body / R.J. Wurtman // Scientific American. 1975. — № 233. — P. 69−77.
  244. ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ПРИНЯТЫЕ1. СОКРАЩЕНИЯ
  245. Англо-русский словарь по лингвистике и семиотике / Сост. А. Н. Баранов, Д. О. Добровольский, М. Н. Михайлов и др. Около 800 терминов. В 2х томах. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 288с.
  246. Англо-русский фразеологический словарь / Сост. А. В. Кунин. 4-е изд., перераб. и доп. — М. Рус яз, 1984. — 944 с.
  247. БАРС Большой англо-русский словарь. В 2 т. / Под рук. И. Р. Гальперина. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1972.
  248. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры: Общая и частные классификации. Терминологический словарь / Сост. В. П. Москвин. Изд. 2, сущ. перераб. и доп. М.: URSS, 2006. — 376 с.
  249. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. М.: Изд-во ИЯЗ РАН, 1996. -245с.
  250. ЛЭС Лингвистический энциклопедический словарь Энцикл. справ. / Гл. ред. В. Н. Ярцева, — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 685 с.
  251. Новый большой англо-русский словарь: в 3-х т / Сост. Ю. Д. Апресян. -2-е изд., испр. М.: Рус яз., 1997.
  252. СЗЭЭ Символы, знаки, эмблемы Энцикл. справ.: Энциклопедия / В. Э. Багдосарян, И. Б. Орлов, В. Л. Телицын. — М.: Локид-Пресс, 2003. — 495 с.
  253. Словарь культуры XX века / В. П. Руднев. М.: Аграф, 1997. Электронный вариант: http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/
  254. Словарь лингвистических терминов / Сост. О. С. Ахмапова. М., 1966.
  255. СС1 Словарь символов Электронный ресурс.: http://iprofit.ru/books/88 975.html
  256. СС2 Словарь символов. Web page: http://www.slovarik.ru
  257. ССЗ Словарь символов / Сост. Дж. Тресиддер / Пер. с англ. С. Палько — М.: ФАИР — ПРЕСС, 1999. — 448 с.
  258. СС4 Словарь символов / Дж. Тресиддер Электронный ресурс.: http://www.gumer.info/
  259. СЭС Советский энциклопедический словарь Энцикл. справ. / Гл. ред. A.M. Прохоров.- 4-е изд.- М.: Сов. энциклопедия, 1989.- 1632 с.
  260. Словарь усилительных словосочетаний русского и английского языков / Сост. И. И. Убин. М.: Рус. яз., 1987. — 304 с.
  261. Эмблемы и символ: Энцикл. справ. / РАН. Ин- т науч. информ. по общест. наукам. М., ИНТРАДА, 2000. — 368 с.
  262. CODCE The Concise Oxford Dictionary of Current English. — Oxford: OUP, 1984. — P. 1260.
  263. Dictionary of Modern Slang / T. Thorne.- M.: Вече, 1996. 392c.
  264. MWO Merriam-Webster Online Электронный ресурс.: http://freetrialdemo.com/Merriam-Webster.htm
  265. OLDS- OneLookDictionary Search Электронный ресурс.: http://www.onelook.com/
  266. OED Online Etymology Dictionary / by D. Harper Электронныйресурс.: http://www.mprof.ru/eng/index
  267. OALD Oxford Advanced Learner’s Dictionary Электронныйресурс.: http://www.oup.com
  268. Oxford Advanced Learner’s Encyclopedic Dictionary. Oxford University press, 1995.- 1082 p.
  269. Oxford Wordpower Dictionary. Oxford University Press, 1993.
  270. Webster’s New World Dictionary of the American English. The World Publishing Company. — N.Y. and Cleveland. 1972. — 1692 p.
  271. Webster’s New World Thesaurus. A meridian book. New American library. -N. Y, 1971.-700 p.
  272. WTNDEL Webster’s Third New Dictionary of the English Language, unabridged: a Merriam -Webster: 1993. V (1−3).
  273. Bradbury R. Fahrenheit 451° / R. Bradbury. Fahrenheit 451. Short Stories. -Moscow: «Raduga Publishers», 1983. 384 p.
  274. Cronin A.J. The Keys of the Kingdom / A.J. Cronin. Great Britain, Four Square Edition, 1966. — 288 p.
  275. Dreiser T. Jennie Gerhardt / T. Dreiser. Moscow: «Progress Publishers», 1972.-360 p.
  276. Fitzgerald F. S. Tender is the Night / F.S. Fitzgerrald. Moscow: «Raduga Publishers», 1983.-400 p.
  277. Fowles J. The Ebony Tower. / J. Fowles. Moscow: «Progress publishers», 1980.-248 p.
  278. Galsworthy J. The Forsyte Saga. The Man of Property / J. Galsworthy. -Moscow: «Progress», 1974. 384 p.
  279. Golding W. Lord of the Flies / W. Golding. Moscow: «Progress Publishers», 1982.-496 p.
  280. Hemingway E. To Have and Have Not / E. Hemingway. Moscow, 1979. -216 p.
  281. Huxley A. Crome Yellow / A. Huxley. Moscow: «Progress Publishers», 1976.-280 p.
  282. London J. White Fang / J. London // The Call of the Wild. White Fang. -Moscow: «Progress Publishers», 1971. 288 p.
  283. Maugham S. The Moon and Sixpence / S. Maugham. Moscow: «Progress Publishers», 1972.- 240 p.
  284. Murdoch I. The Flight from the Enchanter / I. Murdoch. Great Britain: Triad/ Panther Books., 1976. — 288 p.
  285. Salinger J.D. Franny and Zooey / J.D. Salinger // Nine Stories. Franny and Zooey. Raise High the Roof Beam, Carpenters. Moscow: «Progress publishers», 1982.-438 p.
  286. Shaw I. The Troubled Air / I. Shaw. New English Library. Hodder and Stoughton, 1988.-400 p.
Заполнить форму текущей работой