Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Риторические особенности американского политического дискурса: когнитивно-семантический аспект: на материале речей политических лидеров США

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования послужили психолингвистические исследования (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев), теория фреймов (М. Минский) и фреймовая семантика (Ч. Филлмор), концепция моделей и метафоры как структуры знаний (И.В. Толочин, Ж. Фоконье, Дж. Лакофф), базовые положения дискурсивного, риторического и когнитивного подхода к анализу публичного выступления. В работе находит… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФРЕЙМЫ КАК КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУРСА
    • 1. 1. Современные подходы и методы исследования политического дискурса
      • 1. 1. 1. Взаимосвязь когнитивного, риторического и аксиологического компонентов в политической коммуникации
      • 1. 1. 2. Методы анализа политического дискурса
    • 1. 2. Фрейм как организующий компонент дискурса
      • 1. 2. 1. Отличительные особенности понятий «фрейма», «схемы», «скрипта»
      • 1. 2. 2. Фрейм в междисциплинарном аспекте. Предпосылки и развитие теории фреймов в философии, психологии и социологии
      • 1. 2. 3. Проблематика теории фреймов в лингвистике
        • 1. 2. 3. 1. Фреймовая семантика Чарльза Филлмора
        • 1. 2. 3. 2. Концепция Джорджа Лакоффа
      • 1. 2. 4. Отличительные особенности понятий «фрейма», «фрейминга», «метафоры»
    • 1. 3. Оценочный и ценностный компоненты в политическом дискурсе
      • 1. 3. 1. Взаимосвязь понятий «структуры опыта», «оценки» и «ценности» в политической риторике
      • 1. 3. 2. Понятие оценки и ее релятивный характер
      • 1. 3. 3. Классификация общеоценочных предикатов Генрика фон Вригта
      • 1. 3. 4. Понятие и виды ценностей
  • Выводы по Главе 1
  • ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС И РОЛЬ ОЦЕНОЧНОГО КОМПОНЕНТА В СТРУКТУРЕ ФРЕЙМА
    • 2. 1. Изучение структуры фрейма методом ассоциативного эксперимента
    • 2. 2. Культурно-специфический компонент в структуре фрейма
    • 2. 3. Оценочный компонент в структуре фрейма
    • 2. 4. Взаимодействие оценки и ценности в структуре фрейма
    • 2. 5. Экспериментальное исследование градуальной структуры признака ценность
  • Выводы по Главе 2
  • ГЛАВА 3. ФРЕЙМЫ И ЦЕННОСТИ В АМЕРИКАНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РИТОРИКЕ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДИСКУРСОМ
    • 3. 1. Особенности жанра американской политической речи
    • 3. 2. Фреймииг ценностно-значимых понятий и образование новых смыслов
      • 3. 2. 1. Фрейминг понятий freedom, peace
      • 3. 2. 2. Фрейминг понятий leadership, democracy, God
      • 3. 2. 3. Фрейминг понятий dream, happiness
    • 3. 3. Использование тропов как способа фрейминга в политическом дискурсе
    • 3. 4. Риторические стратегии как средство осуществления фрейминга
      • 3. 4. 1. Противопоставление как риторическая стратегия
      • 3. 4. 2. Оценка как часть риторической стратегии
        • 3. 4. 2. 1. Формирование положительной оценки на базе отрицательной
        • 3. 4. 2. 2. Формирование отрицательной оценки на базе положительной
      • 3. 4. 3. Использование ценностных формулировок как риторическая стратегия
      • 3. 4. 4. Риторическая стратегия персонификации
      • 3. 4. 5. Прецедентные тексты как элемент риторической стратегии
      • 3. 4. 6. Риторическая стратегия языковой игры
      • 3. 4. 7. Риторический вопрос как элемент стратегии оратора
  • Выводы по Главе 3

Риторические особенности американского политического дискурса: когнитивно-семантический аспект: на материале речей политических лидеров США (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее исследование рассматривает взаимодействие когнитивного и риторического аспектов американского политического дискурса в отношении параметров оценки и ценности.

В изучении взаимосвязи человека и мира лингвистика занимает центральное место, ибо язык выступает в ней и как инструмент и объект исследования, и как тот исходный материал, на основании которого ученые делают выводы о работе сознания. Изучение механизма организации информации в сознании человека и его роли в коммуникативном процессе является одним из центральных направлений в современной научной парадигме и выступает объектом исследования многих наук: психолингвистики, социолингвистики, когнитивной лингвистики, культурологии. Данная диссертация выполнена в русле современных междисциплинарных исследований и находится на стыке лингвистической, когнитивной и социальной областей знания.

Взаимопроникновение наук привело к тому, что в области риторики большое внимание стало уделяться вопросам устойчивых моделей, закрепленных в сознании участников коммуникации. Исследования взаимосвязи языка и сознания неизбежно предполагают обращение к их константным и вариативным аспектам. С этих позиций актуально исследование ценностей как элемента опыта, закрепленного в общественном сознании, и оценок, отражающих индивидуальный опыт и интенцию Ношо loquens. Актуальность настоящего исследования определяется также и тем, что оно ведется в пространстве политического дискурса, где языковая сторона анализа приобретает особую важность, т.к. в речах политиков каждое высказывание призвано активизировать как социально закрепленный, так и индивидуальный опыт реципиента.

Методологической основой исследования послужили психолингвистические исследования (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев), теория фреймов (М. Минский) и фреймовая семантика (Ч. Филлмор), концепция моделей и метафоры как структуры знаний (И.В. Толочин, Ж. Фоконье, Дж. Лакофф), базовые положения дискурсивного, риторического и когнитивного подхода к анализу публичного выступления. В работе находит отражение ряд положений теории оценки (А.А. Ивин, Е. М. Вольф, А. А. Масленникова, Г. фон Вригт), культурологии (Ю.С. Степанов), социолингвистики (Дж. Серль). В экспериментальной части работы используется метод анализа ассоциаций и метод градуального эталона (В .Я. Шабес).

Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть взаимодействие когнитивного и риторического компонентов в политическом дискурсе в отношении параметров оценки и ценности.

Указанная цель определила следующие частные задачи:

1) показать взаимосвязь когнитивного, риторического и аксиологического аспектов в политическом дискурсе;

2) обосновать продуктивность использования теории фреймов в объяснении этой взаимосвязи;

3) на основе экспериментальных данных выявить особенности языкового заполнения когнитивных моделей в сознании представителей американского общества;

4) на материале речей американских политических лидеров определить основные фреймы, включающие ценностно-значимые понятия и описать механизм формирования нового смысла и оценки сообщения;

5) выявить риторические стратегии оратора с использованием ценностно-значимых понятий.

Материалом исследования послужили 203 речи лидеров США преимущественно второй половины XX — начала XXI веков общим объемом около 1600 страниц. Из этих речей методом сплошной выборки было отобрано 836 примеров, 113 из которых включены в текст диссертации. В ассоциативном эксперименте приняло участие 37 информантов. В эксперименте, проведенном методом градуального эталона, участвовало 74 американца возрастом от 18 до 38 лет.

Научная новизна проведенного исследования определяется тем, что в нем осуществлено сопоставительное описание понятий фрейма и фрейминга, выявлены особенности взаимодействия оценки и ценности в структуре фрейма, а также определена роль ценностно-значимых понятий при использовании риторических стратегий говорящим и интерпретации речи адресатом. Теоретическая новизна заключается в выявлении механизма взаимодействия индивидуальных оценок с ценностно-значимыми понятиями в структуре фрейма и способности оценки нарушать сложившуюся систему ценностей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут найти свое применение в лекционных курсах и семинарах по интерпретации текста, риторике, страноведению США, когнитивной лингвистике, на практических занятиях по английскому языку и стилистическому анализу текста, а также при написании курсовых и дипломных работ. Результаты эксперимента по выявлению градуальной структуры признака ценность могут использоваться в исследованиях по изучению динамики изменения системы ценностей американского общества.

На защиту выносятся следующие положения:

1) в сознании общества и индивида когнитивный и аксиологический компоненты неразрывно связаны между собой. Общественные и культурные ценности закреплены в виде ценностно-значимых понятий, составляющих основу политического дискурса;

2) ранее рассматривавшиеся как взаимозаменяемые понятия «фрейм» и «фрейминг» представляют собой диалектическое единство и являются основой общего механизма создания смысла и управления коммуникацией в определенном культурном контексте;

3) фрейм является когнитивной структурой опыта, закрепленной в сознании реципиента независимо от интенции говорящего, а фрейминг — это процесс изменения существующих смыслов и/или создания новых смыслов с помощью языковых средств, которые активизируют тот или иной фрагмент опыта реципиента;

4) ценностно-значимые понятия участвуют в реализации риторических стратегий оратора, направленных на достижение прагматических целей информирования, убеждения, эмоционального воздействия, пробуждения доверия к идеям, содержащимся в выступлении, и к личности оратора;

5) при взаимодействии с ценностно-значимыми понятиями оценка может вторгаться в систему ценностей и изменять ее структуру.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав и заключения. Во введении формулируются цели и задачи исследования, а также его актуальность, методологические основы, практическая и теоретическая значимостьв первой главе рассматриваются методы анализа текстов политической коммуникации, анализируются различные взгляды на понятие фрейма и обосновывается целесообразность применения фреймового подходавыявляется взаимосвязь когнитивного, риторического и аксиологического компонентов в изучении политического дискурсапроводится четкое разграничение между понятиями фрейма и фрейминга, а также описывается механизм их функционирования при интерпретации сообщения. Во второй главе рассматриваются результаты ассоциативного эксперимента, позволяющего показать роль оценочного компонента во фрейме, и результаты эксперимента по ранжированию системы ценностей американского общества методом градуального эталона. В третьей главе кратко описываются особенности американского политического дискурса, проводится классификация наиболее часто встречающихся в политических речах ценностно-значимых понятий и способов их фреймингапредлагается классификация ценностно-значимых элементов риторических стратегий как средств формирования нового смысла и создания риторического эффекта. В Заключении подводятся общие итоги исследования. Список использованной литературы насчитывает 203 наименования, из них 85 на английском языке.

Выводы по Главе 3.

1. Сопоставление результатов проведенных экспериментов и текстов выступлении и речей американских политических лидеров позволило выявить, одной стороны, центральное положение этих ценностей в общественном сознании, а с другой стороны, подтвердить их устойчивость на основании частотности упоминания в корпусе исследуемых текстов: freedom (1449), peace (7), leadership (770), democracy (565), God (332), happiness (2 78), dream (173).

2. Обращение к ценностно-значимым понятиям в текстах политических речей позволяет не только усилить пафос выступления, сохранить преемственность системы ценностей, но и создать новые смыслы за счет изменения смыслового наполнения слотов в уже существующих фреймах или за счет актуализации ценностно-значимых понятий в новых фреймах. В обоих случшгх осуществляется фрейминг или переход от старой интерпретации к новой, предлагаемой оратором.

3. Фреиминг осуществляется как с помощью актуализации нового фрейма и создания новых межфреймовых связей, так и с помощью риторических приемов. Новый смысл может создаваться с помощью метафор, сравнений или повтора ключевого слова или фразы, что в свою очередь влияет на восприятие сообщения аудиторией.

4- Риторические стратегии оратора, направлены на достижение прагматических целей информирования, убеждения, эмоционального воздействия, пробуждения доверия к себе. В основе реализации стратегии оратора лежит создание нового смысла сообщения или изменения оценочное&tradeс помощью риторических приемов.

5. Правильно выбранная риторическая стратегия позволяет оратору оказывать влияние на мнение аудитории о событии, явлении или поступке за намеренных замен одного фрейма на другой, использования взаимодействия нескольких фреймов, замен в слотах одного фрейма, а также изменений в оценочном наполнении фреймовой структуры.

6. Создание нового смысла сообщения с помощью замены одного фрейма на другой реализуется посредством использования приема противопоставления и языковой игры. Изменение знака оценки как часть риторической стратегии оратора также основано на обращении к определенному фрейму или на переходе от существующего фрейма к новому фрейму с противоположным знаком оценки. Риторическая стратегия с использованием приема персонификации основана на замене традиционного заполнения слота субъекта фрейма новым значением.

7. Риторические стратегии с использованием ценностных формулировок основаны на обращении к закрепленным этической нормой ценностным смыслам. Стратегия обладает большой риторической силой, т.к. говорящий заставляет адресата совершить оценочное действие в рамках общих законов морали. Как правило, адресат совершает однозначный выбор между понятиями, выражающими положительную и отрицательную ценность, и встает на сторону говорящего. Такой выбор может быть предложен говорящим в форме риторического вопроса, что также приводит к реализации стратегии эмоционального воздействия и убеждения адресата.

8. Прагматическая цель убеждения и эмоционального воздействия достигается с помощью обращения к прецедентным текстам. В данном случае механизм убеждения строится на обращении к авторитетному источнику, которым может быть текст общеизвестного документа или текст речи авторитетного лидера прошлого. Как правило, при создании нового смысла в процессе фрейминга, аллюзии к прецедентным текстам помогают обосновать предлагаемую интерпретацию ситуации или явления.

Интерес современных отечественных и зарубежных исследований в области политического дискурса и риторики к когнитивной науке обусловил тематику нашей работы, посвященной в самом широком смысле взаимодействию когнитивного и риторического аспектов на примере ценностно-значимых понятий в текстах политических речей американских лидеров.

Существующая литература по этому вопросу показывает, что коммуникативный процесс, происходящий между адресатом и адресантом в политическом дискурсе нуждается в дальнейшем комплексном изучении, как с позиций когнитивно-лингвистических исследований, так и с позиций риторики. Специфика материала данной диссертации обусловила выбор ценностно-значимых понятий американской культуры как исходного компонента анализа, относительно которого изучались когнитивные структуры опыта и их роль в политическом дискурсе.

Анализ существующих в лингвистике и когнитивной науке подходов показал, что терминологический аппарат теории фреймов наиболее удобен для описания когнитивных структур опыта в сознании индивида. В результате рассмотрения исследований, посвященных метафоре, фрейму и фреймингу, удалось разграничить понятия фрейма и фрейминга и прийти к следующим определениям. Фрейм — это когнитивная структура в сознании реципиента, которую можно активизировать лексическими единицами, в то время как фреиминг это процесс создания нового смысла или новой интерпретации ситуации с помощью использования языковых средств актуализации определенного фрейма. Под фреймингом содержания понимается представление той или иной темы в рамках определенного фрейма посредством заполнения слотов фрейма конкретными значениями. В соответствии с этим определением объектом анализа в данной работе стал процесс создания нового смысла, обладающего риторическим потенциалом, за счет активизации соответствующего фрейма и заполнения его слотов. Включение в анализ компонента ценностно-значимых понятий позволило проследить реализацию риторического потенциала текста при взаимодействии категории ценности и связанной с ней категории оценки.

Ассоциативный эксперимент показал, что заполнение структуры фрейма напрямую связано со спецификой сознания адресата как представителя определенной социальной группы, т. е. с характеристиками, интересами, значимостью, свойственной определенному обществу или определенной культуре. Это свидетельствует и о наличии стереотипных/конвенциональных и Уникальных/индивидуальных оценок, которые присущи тому или иному фрейму при его актуализации в сознании адресата.

Анализ оценочных значений, заполняющих структуру фрейма, и оценки самого фрейма, позволил выявить, что их взаимодействие может приводить к изменению знака оценки внутри фрейма и к образованию ценностных значений, как это произошло с фреймом war при формировании выражения war on terror. Анализ многочисленных примеров позволил сделать вывод, что у адресанта есть инструмент управления логикой адресата и формирования определенной оценки при восприятии сообщения. Этот инструмент начинает работать при заполнении определенных слотов выбранного адресантом фрейма ценностно-значимыми понятиями, несущими положительную оценку.

В изучении фактора адресата с ценностно-идеологической точки зрения, ыл проведен анализ существующих подходов к ценностям американского О щества, а также эксперимент с использованием метода градуального эталона. Экспериментальное исследование градуальной структуры признака ценность в американском обществе показало, что понятияя love, freedom, family, education, health, human rights, peace находятся на вершине оценочной шкалы и обладают ин^ированной положиташгой оценкой Статистаческий значимых понятий D рез™ьт РПУС6 П0ЛИтаческих Р"ей в сопоставлении с.

1гг :ксп—' п°зволил — иссТеГ Р' G°d' ^ и — обьектом исследования с точки зрения их риторического потенциала совпале3″ 116″ И ««ализ &bdquo-оказали значительные.

Я ^ «— Э» объясняется их универсальным адресат М В аМеРИ&trade- - релевантностью, как на шкале ценности адресата, так и при реализации риторических стратегий адресанта когнитГЩ Р6ЧеЙ —ских лидеров США подтвердил, что напраГ «РИТОРИ, еСКИЙ К—¦ аргументации взаимосвязаны, т.к. аХТгоСВ°И УСИЛИЯ НЭ Т°' ^ - - — У так и н ~ М0ЖСТ ВОЗдеЙ— как на интерпретацик> сообщения, Форм J П°СЛеДУЮЩИета. Автор как создатель сообщения.

СМЫСЛ На ЯЗЫКОВОМ Л" - И —"с реципиента на гггполитической речи с —~— изменени «<» '> —емые за с. ет мен^ия суслового наполнения слотов в уже существу фреймах &bdquo-ли за.

ZTT— Це—~ — в новых фреймах. В обоих ноГ&trade- ^™ ФРеЙМИНГ ^ П6реХОД °Т С™Р°Й интерпретации к.

Й °РаТ0Р0М- 0б~ К, м понятиям в преем! е ^ ^ «» ~ *** «с о аГоГСТЬ СИСТеМЫ ЦеНН°СТеЙ И П°б™ —ить себя гг пгггп:™опыта-в которых актуализацией позволило выявить тесную связь между созТП лггг и рито~—с—— смысл и по-новому заполняя структуру актуализируемого фрейма, приемы метафоры, сравнения и повтора выполняют функцию смыслообразования, а с другой стороны, эти риторические фигуры традиционно призваны привлечь внимание адресата к главным темам сообщения.

Дискурсивный анализ политических речей позволил заключить, что ряд формулировок с использованием ценностно-значимых понятий носит эвфемистический характер. Однако в жанре выступления политического лидера специфика этих эвфемизмов состоит в том, что они заменяют понятия с отрицательной общественной оценкой. Эта замена позволяет увеличить эмоциональное воздействие за счет упоминания ценности, т. е. усилить пафос политической речи. Использование подобной риторической стратегии позволяет увеличить экспрессивность и символичность высказывания за счет объяснения политической ситуации в свете ценностей общества.

Анализ текстов политических выступлений показал, что фрейминг главных тем речи оратора связан с риторическими стратегиями, которые преследуют своей целью убедить, информировать, оказать эмоциональное воздействие, вызвать доверие, привлечь внимание адресата. Классификация элементов риторических стратегий помогла выявить особенности создания фреиминга и заполнения слотов фрейма в каждом отдельном случае.

Риторическая стратегия с применением приема противопоставления, задает два фрейминга ситуации: старый, существующий до момента речи, и новый, предлагаемый оратором, что выводит на поверхность сам процесс фрейминга. Изменение оценки ситуации можно выделить как отдельную риторическую стратегию. Переход к положительной оценке связан с принципом Поллианны. Переходя к отрицательной оценке, оратор принимает во внимание фактор адресата и прогнозирует его реакцию. В обоих случаях смена знака оценки намеренно производится говорящим, поэтому интенциональную замену старого видения ситуации на новое с противоположным знаком оценки мы назвали в работе рефреймингом.

Риторическая стратегия персонификации обретает большую экспрессивность, если в виде актанта выступает ценностно-значимое понятие. Так как ценности обладают социальной символичностью в каждой культуре, их экспликация увеличивает эмоциональность высказывания.

Анализ текстов речей показал, что политическому дискурсу США в целом присуща диалогичность. Стратегия обращения к прецедентным текстам, которые имеют значимость в американской культуре, направлена как на сохранение традиции, так и на повышение экспрессивности за счет авторитетности и общеизвестности источника. Апелляция к прецедентным текстам посредством использования цитат и аллюзий может вводит в текст еще одного субъекта речи, что увеличивает модальный и импликационный потенциал сообщения.

Многоплановое исследование потенциала ценностно-значимых понятий с точки зрения когнитивно-дискурсивного и риторического подходов поставило целый ряд вопросов в развивающейся области когнитивной риторики, которые могут стать предметом отдельных самостоятельных исследований. основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Вашталова Ю. С. Место признака в структуре фреймовых моделей представления знания. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Выпуск 1 (Часть II), март, 2007 г. Серия 9: Филология, востоковедение, журналистика. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007: 232−238.

2. Вашталова Ю. С. Актуализация понятия «freedom» в американской политической риторике. // Система языка и дискурс: международный сборник научных статей / отв. ред. С. И. Дубинин. — Самара: Издательство «Самарский университет», 2007: 189−199. ISBN 978−5-86 456−384−5.

3. Вашталова Ю. С. Ценности американского общества и способы их лингвистического представления. // Германская филология: Межвуз. сб. науч. тр., Вып. 2 — Саратов: Научная книга, 2007: 75−82. ISSN 1990;2395.

4. Вашталова Ю. С. К вопросу о месте характеристики в структуре фреймовых моделей представления знания // Иностранные языки и межкультурная коммуникация в развивающемся образовательном пространстве: теоретические и прикладные аспекты. Материалы международной конференции, посвященной 75-летнему юбилею ФИЯ ТГПУ. Томск: Изд-во «Ветер», 2006: 11−14.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.
  2. Н.Д. Метонимия и дискурс. М., 2004. 4. Балли Ш. Французская стилитика. М.: 1961.
  3. А .II., Караулов Ю. Н. Словарь русских политических метафор. М., 1994.jo. ьахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  4. М.М. Марксизм и философия языка. М., 1993.
  5. М.М. Проблем поэтики Достоевского. М., 1979.--------w Iijvp-IWVIDU. 1V1. J I
  6. М.М. Марксизм и философия языка. М., 1993.
  7. М. Метафора // Теория метафоры. Общ. ред. Н. Д. Арутюновой. М., 1990.
  8. Kv Ъ Q п .^иш,. р^д. т., lyyu. удаев J.B. Становление когнитивной теории метафоры. Лингвокультурология. Вып. 1.,
  9. Екатеринбург, 2007. С. 16−32.24 3 В'' ЧуДИНОВ А"П- Современная политическая лингвистика. Екатеринбург, 2006.25 д цкая А- Семантические универсалии и описание языков. М., 1999.
  10. Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993.
  11. Л. Философские работы. Ч. 1. М., 1994.. Водак Р. Взаимосвязь «Дискурс Общество»: когнитивный подход к критическому дискурс-анализу // Будаев Э. В., Чудинов А. П. Современная политическая лингвистика.
  12. Екатеринбург, 2006. С. 123−136.
  13. Р. Язык. Дискурс. Политика. Волгоград, 1997. ольф Е. М. Субъективная модальность и семантика пропозиций // Прагматика ии ^^IVICin I nivci lipui ШОИЦИ"
  14. Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. з. Выготский Л. С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000.35.
Заполнить форму текущей работой