Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Когнитивно-прагматический анализ побудительной модальности и средств ее выражения в современном английском языке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты проведенного исследования подтвердили существование взаимозависимости между формированием и развитием языковой способности и когнитивной способности оценивать ментальные состояния (внутренней модели сознания «другого»). Признание данного факта в ходе анализа языкового материала позволило сделать вывод о том, что по мере когнитивного и речевого развития у человека развивается… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОБУДИТЕЛЬНОЙ МОДАЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Модальность как языковая категория: традиционное и новое
    • 1. 2. Побудительная модальность и ее место в общей системе модальных значений
    • 1. 3. Основные лингвистические подходы к изучению побуждения и способов его выражения в языке
      • 1. 3. 1. Исследования побудительности в рамках структурно-семантического подхода
      • 1. 3. 2. Функционально-семантический подход к исследованию побудительной модальности
      • 1. 3. 3. Побудительная модальность и теория речевых актов
      • 1. 3. 4. Когнитивно-прагматический подход к анализу побудительной модальности
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ИМПЕРАТИВНАЯ КОНСТРУКЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ
    • 2. 1. Прототипический подход к анализу императивной конструкции
    • 2. 2. Прототипическое побуждение
    • 2. 3. Центральная императивная конструкция как прототипическая форма выражения побуждения
    • 2. 4. Употребление императивной конструкции в ситуациях отклонения от прототипического побуждения
      • 2. 4. 1. Императивная конструкция с эксплицитно выраженным адресатом
      • 2. 4. 2. Отклонение по признаку «адресат»
      • 2. 4. 3. Отклонение по признаку «направленность каузируемого действия в ближайшее будущее»
      • 2. 4. 4. Отклонение по признаку «нереализованность, ирреальность каузируемого действия»
      • 2. 4. 5. Отклонение по признаку «контролируемость каузируемого действия»
      • 2. 4. 6. Условное значение императивной конструкции
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 3. КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОБУДИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
    • 3. 1. Предварительные замечания
    • 3. 2. Парадигма побудительных конструкций как альтернативных средств выражения побуждения
    • 3. 3. Конструкция YOU ('D) BETTER DO X
    • 3. 4. Конструкция I WANT YOU TO DO X
    • 3. 5. Конструкции YOU MUST DO X, YOU HAVE/HAVE GOT TO DO X
    • 3. 6. Конструкции YOU SHOULD/OUGHT TO DO X
    • 3. 7. Конструкция YOU WILL DO X
    • 3. 8. Конструкции типа IT IS NECESSARY/IMPORTANT THAT YOU DO X/SHOULD DO X/FOR YOU TO DO X
    • 3. 9. Конструкции CAN/WILL/COULD/WOULD YOU DO X?
    • 3. 10. Конструкция WHY DON’T YOU DO X?
    • 3. 11. Конструкции с перформативными глаголами типа
    • I. ORDER/SUGGEST/INSIST THAT YOU DO X/YOU TO DO X
      • 3. 12. Условные конструкции типа I’D APPRECIATE IF YOU’D DO X
      • 3. 13. Конструкция IF I WERE YOU I WOULD DO X
  • ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 4. КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ПОБУДИТЕЛЬНОЙ МОДАЛЬНОСТИ
    • 4. 1. Роль побудительной модальности в развитии, дифференциации и взаимосвязи модальных значений
    • 4. 2. Связь развития внутренней модели сознания «другого» с усвоением и употреблением различных побудительных конструкций
  • ВЫВОДЫ ПО ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЕ

Когнитивно-прагматический анализ побудительной модальности и средств ее выражения в современном английском языке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В свете повышенного внимания современной лингвистики к исследованию языка в связи с общими когнитивными способностями человека изучение различных аспектов модальности представляет большой интерес, так как именно «модальные выражения характеризуют видение мира говорящим, которое затем предлагается и навязывается другим» [Ноуе, 1997, р. 67] (здесь и далее перевод наш — А.Ч.). Исследование побудительной модальности имеет особое значение, так как побуждение играет важную роль в процессе социального взаимодействия людей.

В нашей работе мы исходим из двух точек зрения на природу языка: во-первых, язык является одной из сторон ментальной деятельности человека, основывается на сложной когнитивной инфраструктуре, следовательно, его необходимо изучать во взаимосвязи с другими когнитивными способностями и механизмамиво-вторых, особая роль языка заключается в осуществлении коммуникации между людьми, язык является инструментом действия и воздействия. Два этих положения составляют основу принятого в работе когнитивно-прагматического подхода.

Целью данного диссертационного исследования является анализ побудительной модальности и средств ее выражения в современном английском языке, а также выявление и описание когнитивных и прагматических факторов, обусловливающих выбор говорящим определенной конструкции (языковой структуры) для выражения побуждения. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1) рассматриваются существующие подходы к проблеме и определяются спорные вопросы;

2) выявляется ситуация прототипического побуждения, выделяются и описываются характерные для нее признаки;

3) характеризуются свойства и особенности употребления центральной императивной конструкции;

4) анализируется употребление императивной конструкции в ситуациях отклонения от прототипического побуждения;

5) проводится анализ разнообразных конструкций, выражающих побуждение, выявляются сходства и различия их употребления;

6) определяется место и роль побудительной модальности в системе модальных значений.

Объектом исследования является языковая категория побудительной модальности, а его предметом, соответственно, — когнитивные и прагматические особенности употребления конструкций со значением побуждения в современном английском языке.

Изучению тех или иных особенностей выражения побуждения в языке посвящен ряд исследований [Абакарова, 2003; Беляева, 1992; Власова, 2004; Демидова, 2005; Депутатова, 2004; Изотов, 1998, 1999; Маслова, 1998, 2009; Муллаянова, 1997; Натанзон, 1955; Прохорова, 1998; Филатова, 1997; Храков-ский, 2001; Han, 1999; Rupp, 1999 и др.]. Следует, однако, отметить, что основное внимание в работах уделяется либо императиву как основному способу выражения побуждения и его характеристикам, либо функциональным и прагматическим свойствам основных средств выражения побуждения, без подробного описания различий в их употреблении.

Актуальность исследования объясняется тем, что в настоящее время назрела необходимость в пересмотре категории модальности в целом и отдельных ее аспектов в частности с позиций когнитивной лингвистики. Применение когнитивно-прагматического подхода к анализу побудительной модальности позволит лучше понять то, как говорящий осуществляет выбор определенной конструкции для реализации своего коммуникативного намерения, а также расширить знания о когнитивных механизмах и процессах, которые активизируются в этот момент.

Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных лингвистов по теории модальности [Беляева, 1985, 1992; Милосердова, 1991; Hoye, 1997; Nuyts, 2001; Palmer, 1979], функциональной и когнитивной лингвистике [Кубрякова, 2004; Лакофф, 2004, 2004аGivon, 2005, 2006; Taylor, 1995], а также психологические и психолингвистические исследования, так или иначе связанные с модальностью [Арама, 1995; Вимер, 1992; Гвоздев, 1961; Malle, 2002; Tomasello, 2005, 2006 и др.].

Материалом исследования послужили примеры употребления конструкций, выражающих побуждение, извлеченные из текстов художественных и публицистических произведений современных английских и американских авторов (общий объем — 8541 страница). К исследованию также привлекались примеры из электронных источников и Британского национального корпуса (BNC). Всего было проанализировано около 3000 примеров.

Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем: впервые предпринята попытка рассмотреть побудительную модальность с позиций когнитивно-прагматического подхода, при котором особое внимание уделяется факторам, определяющим выбор говорящим определенной конструкции. В качестве основного фактора впервые рассматривается способность говорящего оценивать собственные текущие ментальные состояния и ментальные состояния собеседника.

Особое внимание к факторам, обусловливающим выбор говорящим той или иной конструкции, объясняется тем, что, «если существуют альтернативные средства выражения одной семантической категории, должны быть причины их существования, которые являются основанием их различного (иногда в очень малой степени) употребления» [Nuyts, 2001, р. 30].

Побудительные конструкции были выбраны для исследования потому, что побудительная модальность, во-первых, относится к деонтической модальности, которая имеет особую значимость с точки зрения развития языковой и общих когнитивных способностей, а также с точки зрения развития других модальных значений. Во-вторых, как показывает анализ теоретических источников, по сравнению с другими видами модальности (например, эпистемиче-ской), побудительная модальность не так хорошо изучена.

Для достижения цели и поставленных задач в работе применяются следующие методы исследования: индуктивно-дедуктивный, описательно-сопоставительный, интерпретативный, а также методы контекстуального и прагмалингвистического анализа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исследование побудительной модальности с позиций когнитивно-прагматического подхода позволяет более точно, по сравнению с другими подходами, представить сущность данной категории, связанной как с когнитивной деятельностью говорящего, обусловливающей выражаемое им побуждение, так и с прагматическими характеристиками ситуации, в которой оно осуществляется.

2. В основе категории побудительной модальности, объединяющей конструкции, с помощью которых говорящий выражает свое волеизъявление и осуществляет побуждение адресата к совершению действия, лежит прототипи-ческое побуждение, для которого характерно наличие определенных признаков, касающихся говорящего, адресата, высказывания и потенциального действия (состояния), которые реализуются одновременно и равноправно.

3. Прототипическим средством выражения побуждения является центральная императивная конструкция. Конструкции, отклоняющиеся по разным признакам от центральной императивной конструкции, являются ее вариациями. Синтаксические особенности конструкций и их различное лексическое наполнение свидетельствуют о степени и характере отклонения выражаемого побуждения от прототипического. Эксплицитная репрезентация одного или нескольких признаков прототипического побуждения определяет центр внимания слушающего.

4. Одним из факторов, обусловливающих выбор говорящим языковых средств выражения побуждения, является его способность оценивать собственные текущие ментальные состояния и ментальные состояния собеседника (внутренняя модель сознания «другого»).

5. Осуществляя побуждение, говорящий не только оценивает текущие ментальные состояния и, соответственно, предсказывает поведение собеседника, он может также намеренно оказывать влияние на его ментальные состояния при помощи определенных языковых средств.

6. Побудительная модальность играет первостепенную роль в развитии, дифференциации и усвоении человеком других модальных значений.

Теоретическая значимость диссертационной работы определяется ее вкладом в изучение проблем взаимосвязи языка и других когнитивных способностей человека. Результаты проведенного исследования способствуют более глубокому пониманию когнитивных механизмов и процессов, обусловливающих использование языка в различных целях. Лингвистический анализ средств выражения побудительной модальности может послужить дальнейшему развитию не только теории модальности, но и когнитивной лингвистики и прагматики.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов при разработке курсов лекций и проведении семинарских занятий по теоретической грамматике, проблемам когнитивной лингвистики. Материалы диссертационной работы могут быть применены при составлении учебных и методических пособий и при руководстве научно-исследовательской работой студентов.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования обсуждались на конференциях молодых ученых (ИГЛУ, 26 февраля — 3 марта 2007 г., 26 февраля — 1 марта 2008 г.), на заседаниях кафедры теоретической лингвистики ИГЛУ (2005 — 2010 гг.). Основные положения диссертационного исследования и полученные результаты отражены в пяти публикациях общим объемом 1,8 п. л., в том числе одна статья в ведущем рецензируемом научном издании.

Объем и структура работы. Диссертация общим объемом 163 страницы состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 154 наименования, в том числе 67 на иностранных языках, списка источников примеров, приложения.

ВЫВОДЫ ПО ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЕ.

1. Большинство языковых единиц, употребляющихся для выражения побуждения адресата к совершению действия, в определенных контекстах может иметь эпистемические толкования.

2. Значение побуждения к действию реализуется в тех конструкциях, в которых субъектом каузируемого действия является слушающий, то есть подлежащее выражено местоимением второго лица, а предикатом является глагол контролируемого действия.

3. Развитие и взаимосвязь модальных значений объясняется общим когнитивным механизмом. При этом побудительную модальность можно рассматривать в качестве одной из отправных точек в развитии и осмыслении других модальных значений, а также усвоении более разнообразных средств их выражения.

4. Тот факт, что, осуществляя побуждение, говорящий основывается на своем мнении о ментальных состояниях собеседника, подтверждает включенность эпистемической репрезентации в деонтическую.

5. На ранних этапах развития человек не способен дифференцировать эпистемические и деонтические репрезентации. В ходе когнитивного и речевого развития формируется общая когнитивная способность оценивать ментальные состояния (внутренняя модель сознания «другого») и развивается языковая способность эксплицитного выражения деонтической и эпистемической модальности.

6. Хорошо развитая способность оценивать текущие ментальные состояния способствует успешному взаимодействию в целом, а в частности — определяет успешность побуждения, то есть положительную ответную реакцию собеседника.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данном диссертационном исследовании была предпринята попытка анализа побудительной модальности и средств ее выражения в современном английском языке. Различные аспекты данной категории рассматривались ранее в рамках различных направлений и подходов, однако комплексного исследования с позиций когнитивно-прагматического подхода не проводилось. Особый статус побудительной модальности заключается в том, что она связана как с ментальной деятельностью говорящего, так и с прагматическими характеристиками ситуации общения, поэтому ее изучение невозможно без учета когнитивных и прагматических факторов. Таким образом, применение когнитивно-прагматического подхода к анализу представляется оправданным, так как позволяет найти ответ на вопрос о том, что определяет выбор говорящим конкретной языковой формы выражения побуждения из ряда альтернатив.

Анализ теоретической литературы и фактического материала позволил сделать вывод о том, что побудительную модальность следует рассматривать как категорию, объединяющую различные языковые средства, с помощью которых говорящий выражает свое волеизъявление и осуществляет побуждение адресата к совершению действия или определенному поведению. По содержательным характеристикам побудительная модальность входит в структуру деонтической модальности, модальности долженствования.

В ходе исследования было установлено, что применение элементов прототипического подхода для анализа средств выражения побудительной модальности является продуктивным. Так, выделение и описание прототипического побуждения и его признаков позволило проследить, каким образом реализуются данные признаки в различных ситуациях употребления конструкций, и какое значение они имеют при осмыслении говорящим ситуации побуждения и построении высказывания.

Проведенный анализ показал, что прототипической формой выражения побуждения является центральная императивная конструкция, которая обладает определенными семантическими и синтаксическими свойствами. Данная конструкция наиболее часто употребляется говорящим при выражении побуждения и быстрее распознается слушающим. Рассмотрение разнообразных ситуаций употребления императивной конструкции подтвердило существование зависимости интерпретации данной конструкции от реализации признаков прототипического побуждения, а также характера и степени отклонения от прототипа.

Проанализированные в работе примеры употребления разнообразных побудительных конструкций (конструкций с модальными глаголами, перфор-мативными глаголами и др.) иллюстрируют зависимость выбора говорящим определенной конструкции от оценки своих собственных ментальных состояний и ментальных состояний собеседника. Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что когнитивную способность оценивать текущие ментальные состояния (внутреннюю модель сознания «другого») можно рассматривать в качестве одного из факторов, обусловливающих выбор говорящим той или иной конструкции. Рассмотрение семантических и синтаксических особенностей каждой конструкции позволило проследить, каким образом эксплицитная репрезентация определенного ментального состояния и/или признака прототипического побуждения определяет центр внимания говорящего и слушающего и может оказывать влияние на ментальные состояния последнего. В случаях значительного отклонения ситуации от прототипического побуждения говорящему сложнее определить и предсказать ментальные состояния собеседника, что отражается в его выборе более сложных побудительных конструкций.

Обобщенные результаты проведенного анализа представлены в таблице (см. Приложение), где отмечается, какие ментальные состояния характерны (согласно оценке говорящего) для употребления той или иной побудительной конструкции. Из таблицы также видно, что при использовании императивной конструкции все обозначенные ментальные состояния являются для говорящего одинаково значимыми, а при употреблении других конструкций определенное ментальное состояние становится доминирующим.

В целом установлено, что хорошо развитая способность понимать текущие деонтические и эпистемические состояния позволяет говорящему выбирать из многообразных способов выражения побуждения тот, который, по его мнению, является наиболее адекватным и эффективным в конкретной ситуации общения. Это, в свою очередь, способствует успешному социальному взаимодействию.

Анализ ментальных состояний говорящего и слушающего, характерных для ситуации побуждения, подтвердил тезис об изначальной включенности эпистемической репрезентации в деонтическую.

Результаты, полученные в ходе анализа языкового материала, позволили определить роль побудительной модальности во взаимосвязи с другими модальными значениями. Некоторые языковые средства в определенных контекстах могут иметь разные модальные значения (побудительные, деонтические, эпистемические). Это свидетельствует о том, что в основе развития данных модальных значений лежит схожий когнитивный механизм. При этом удалось показать, что побудительная модальность играет первостепенную роль в развитии, осмыслении других модальных значений, а также усвоении более разнообразных средств их выражения.

Результаты проведенного исследования подтвердили существование взаимозависимости между формированием и развитием языковой способности и когнитивной способности оценивать ментальные состояния (внутренней модели сознания «другого»). Признание данного факта в ходе анализа языкового материала позволило сделать вывод о том, что по мере когнитивного и речевого развития у человека развивается способность дифференцировать и эксплицитно выражать эпистемические и деонтические состояния. Это, в свою очередь, дает возможность говорящему адекватно употреблять более разнообразные средства выражения побуждения.

В заключение следует сказать, что проведенное диссертационное исследование не исчерпывает всего содержания рассматриваемой проблемы. Перспективным представляется дальнейшее изучение особенностей употребления говорящим отрицательной императивной конструкции и отрицательных побудительных конструкций. Особый интерес может представлять анализ того, как грамматические конструкции с различными модальными значениями отражают построение говорящим ментальных моделей сознания «других». Плодотворным может оказаться дальнейшее исследование взаимосвязи модальных значений с точки зрения влияющих на нее когнитивных и прагматических факторов. Исследования различных аспектов модальности в данном направлении имеют большое значение, так как позволяют обнаружить и описать когнитивные структуры, механизмы и процессы, которые обусловливают употребление разнообразных языковых средств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.М. Средства выражения побудительной модальности в лакском языке Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.02 / Н. М. Абакарова. Махачкала, 2003. — 25 с.
  2. , Ф.А. Модальность как лингвистическая категория (на материале туркменского и английского языков) Текст. / Ф. А. Агаева. — Ашхабад: Ылым, 1990. 305 с.
  3. , Т.И. Эксплицитные и имплицитные средства выражения условной модальности в современном французском языке Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.05 / Т. И. Алиева. М., 2003. -16 с.
  4. , Б.И. Психолингвистический аспект категории модальности Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / Б. И. Арама. — М., 1995.-23 с.
  5. Аристотель. Метафизика Текст. / Аристотель М.: Эксмо, 2006. -604 с.
  6. , А.П. Возможные миры в семантическом пространстве языка Текст. / А. П. Бабушкин. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. — 86 с.
  7. , Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка Текст. / Ш. Балли. М.: Наука, 1955. — 416 с.
  8. , А. О побудительных конструкциях с исполнителем 1-го лица Текст. / А. Барентсен // Dutch Contributions to the Thirteenth International Congress of Slavists, Ljubljana: Linguistics (SSGL 30). Amsterdam-New York: Rodopi, 2003. — C. 1−33.
  9. , Е.И. Функционально-семантические поля модальности в английском и русском языках Текст. / Е. И. Беляева. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1985. — 180 с.
  10. , Е.И. Грамматика и прагматика побуждения: английский язык Текст. / Е. И. Беляева. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1992. — 168 с.
  11. , А.В. Функциональная грамматика Текст. / А. В. Бондарко. -Л.: Наука, 1984.-136 с.
  12. , А.В. Теория значения в системе функциональной грамматики: на материале русского языка Текст. / А. В. Бондарко. М.: Языки славянской культуры, 2002. — 736 с.
  13. , Т.В. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики) Текст. / Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев. М.: Языки русской культуры, 1997. — 576 с.
  14. , А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики Текст. / А. Вежбицкая. М.: Языки славянской культуры, 2001.-272 с.
  15. , Б. Овладение модальными значениями в онтогенезе (на материале русского и английского языков) Текст. / Б. Вимер // Детская речь. Лингвистический аспект: сборник научных трудов. СПб.: Образование, 1992.-С. 131−145.
  16. , В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке Текст. / В. В. Виноградов // Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М.: Наука, 1975. — С. 53−87.
  17. , Л. Философские исследования Текст. / Л. Витгенштейн // Языки как образ мира. М.: ООО «Издательство ACT" — СПб.: Terra Fantastica, 2003 [1953]. — С. 221−546.
  18. , Е.И. Побудительные конструкции в немецкой драме XVIII — XIX столетий Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Е. И. Власова. М., 2004. — 20 с.
  19. , Г. фон. Объяснение и понимание действий Текст. / Г. фон Вригт // Логос. 2001. — № 2. — С. 123−140.
  20. , А.Н. Вопросы изучения детской речи Текст. / А. Н. Гвоздев. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961.-471 с.
  21. , Е.В. Лексико-грамматические средства выражения вероятности в английском языке Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Е. В. Горбунова. М., 2003. — 20 с.
  22. , И.А. Средства выражения побудительной модальности в русском и английском языках (на материале газет) Текст.: дис. .канд. филол. наук: 10.02.01, 10.02.19 / И. А. Демидова. Калининград, 2005.- 198 с.
  23. , В.З. Теория прототипов в семантике и прагматике языка Текст. /В.З. Демьянков // Структуры представления знаний в языке. -М.: ИНИОНРАН, 1994.-С. 32−86.
  24. , Н.А. Стимулирующие реплики побудительной семантики в английском и русском речевом дискурсе Текст.: автореф.. канд. филол. наук: 10.02.20 / Н. А. Депутатова. Казань, 2004. — 25 с.
  25. , Э.Г. Императивные предложения в русле когнитивной грамматики (на материале английской и американской художественной прозы) Текст.: автореф. дис. .канд. филол. наук: 10.02.04 / Э. Г. Деренич. Владивосток, 2003. — 25 с.
  26. , Т.И. О соотношении модальности и предикативности Текст. / Т. И. Дешериева // Вопросы языкознания. — 1987. — № 1. С. 34−45.
  27. , Н.Р. Проблема контролируемости побудительной ситуации в типологическом аспекте Электронный ресурс. / Н. Р. Добрушина. — 2001. — URL: http://www.dialog-21.ru/materials/archive.asp?id=6677 &y=2001&vol=6077 (дата обращения: 05.06.2007)
  28. , М.В. О сущности и границах языковой модальности: на материале башкирского и других тюрских языков Текст. / М. В. Зайнуллин. Уфа: Издание Башкирского ун-та, 2000. — 292 с.
  29. , Н.Д. Прагматический потенциал категории модальности: учебное пособие Текст. / Н. Д. Зайченко. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.-78 с.
  30. , Е.В. Модальное значение необходимости и средства его выражения (на материале современного французского языка) Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.05 / Е. В. Загродская. — Н. Новгород, 2003.-196 с.
  31. , А.В. Пропозиция и модальность Текст.: автореф. дис.. д-ра филол. наук: 10.02.19, 10.02.04 / А. В. Зеленщиков. СПб., 1997.-40 с.
  32. , А.И. Функциональные разновидности «авторитарного» побуждения в чешском и русском языках Текст. / А. И. Изотов // Язык, сознание, коммуникация: сборник статей. М.: «Филология», 1998. -Вып. З.-С. 52−66.
  33. , А.И. Ономасиологический принцип описания функционально-семантической категории побуждения Текст. / А. И. Изотов // Язык, сознание, коммуникация: сборник статей. — М.: Диалог, 1999. — Вып. 9. С. 72−78.
  34. , И. Критика чистого разума Текст. / И. Кант // Собрание сочинений: в 6 т.-М.: Мысль, 1964 [1781]. -Т. 3.-799 с.
  35. , Ю.Н. Русский язык и языковая личность Текст. / Ю. Н. Караулов. -М.: КомКнига, 2006.- 264 с.
  36. , И.М. Перформативность глагола и его лексическое значение Текст. / И. М. Кобозева // Linguistishe Arbeitsberichte. Leipzig, 1986а. — В 54/55. — S. 176−179.
  37. , И.М. «Теория речевых актов» как один из вариантов теории речевой деятельности Текст. / И. М. Кобозева // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 19 866. — Вып. 17. — С. 7−21.
  38. , JI.M. Английская грамматика: от предложения к слову. Часть I. Пропозиция Текст. / Л. М. Ковалева. Иркутск, 2006. — 169 с.
  39. , Г. В. К вопросу о содержании языковой категории модальности // Вопросы языкознания. 1961. — № 1. — С. 94−98.
  40. , Т.И. Субъективность модальность (материалы активной грамматики) Текст. / Т. И. Краснова. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. -189 с.
  41. , Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира Текст. / Е. С. Кубрякова. М.: Языки славянской культуры, 2004. — 560 с.
  42. , Дж. Лингвистическая семантика: введение Текст. / Дж. Лай-онз. — М.: Языки славянской культуры, 2003. 400 с.
  43. , Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: Что категории языка говорят нам о мышлении Текст. / Дж. Лакофф / пер. с англ. И. Б Ша-туновского. М.: Языки славянской культуры, 2004 [1987]. — 792 с.
  44. , Дж. Метафоры, которыми мы живем Текст. / Дж. Лакофф, М. Джонсон / пер. с англ. А. Н. Баранова, А. В. Морозова. М.: Едито-риал УРСС, 2004а. — 256 с.
  45. , Р.У. Когнитивная грамматика: научно-аналитический обзор Текст. / Р. У. Лангаккер / пер. С. Н. Петровой. М.: ИНИОН, 1992. — 56 с.
  46. , А.Ю. Средства выражения побудительного значения в сербо-хорватском языке в сопоставлении с русским Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.03, 10.02.01 / А. Ю. Маслова. СПб., 1998.-22 с.
  47. , А.Ю. К проблематике исследования категории побудительности в славянских языках Текст. / А. Ю. Маслова // ACTA LINGUISTICA. 2007. — Vol.1. — С. 33−40.
  48. , А.А. О лингвистическом статусе категории модальности Текст. / А. А. Мецлер // Филологические науки. 1982. — № 4. — С. 6672.
  49. , Е.В. Семантика и прагматика модальности (на материале простого предложения современного немецкого языка) Текст. / Е. В. Милосердова. Воронеж: Издательство ВГУ, 1991. — 196 с.
  50. , Г. И. Побудительная модальность: императивные ситуации и их реализация в современном французском языке Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.05 / Г. И. Муллаянова. — Нижний Новгород, 1997.-134 с.
  51. , А.Г. Когнитивный аспект модальности в английских и башкирских текстах Текст.: автореф. дис.. д-ра филол. наук: 10.02.20 / А. Г. Мухтаруллина. Волгоград, 2005. — 43 с.
  52. , Е.А. Побудительные предложения в современном английском языке Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / Е. А. Натанзон. М., 1955. — 19 с.
  53. Нгуен Тует Минь Аспекты функциональной морфологии: функционально-семантическая категория побудительности в русском и вьетнамском языках Текст. / Нгуен Тует Минь. М.: Творчество, 1999. -474 с.
  54. , Г. П. Актуальные проблемы модальности в современном русском языке Текст. / Г. П. Немец. Ростов н/Д.: Издательство Ростовского университета, 1991. — 188 с.
  55. , К.С. Способы выражения побуждения и воздействия: на материале современного английского языка Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.19, 10.02.04 / К. С. Неустроев. Ростов н/Д., 2008. -185 с.
  56. , Е.А. Выражение модальных значений возможности и необходимости в русской детской речи Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Е. А. Офицерова. СПб., 2005. — 175 с.
  57. , Н.Е. О содержании и объеме языковой модальности Текст. / Н. Е. Петров. — Новосибирск: Наука, 1982. 292 с.
  58. , В.А. Общая морфология: Введение в проблематику Текст. / В. А. Плунгян. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 384 с.
  59. , В.П. Средства выражения модального значения «волеизъявления» в английском и русском языках (сопоставительный аспект) Текст.: дис. .канд. филол. наук: 10.02.20 / В. П. Попова. Краснодар, 2000.- 148 с.
  60. , О.А. Структурные и прагматические особенности директивного текста (на материале юридических документов древнеанглийского периода) Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / О. А. Прохорова. Красноярск, 1998. — 191 с.
  61. , А.Б. Тендерные спецификации вежливости в директивных речевых актах в американской лингвокультуре: интердискурсивный подход Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / А. Б. Пшеничникова. Владивосток, 2008. — 211 с.
  62. , Т.В. Взаимосвязь категорий модальность оценочность -эмоциональность в текстовой репрезентации (по материалам современной исповедальной прозы) Текст. / Т. В. Романова // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2006. — № 3. — С. 71−77.
  63. , Т.И. Лингвистический феномен кажимости Текст.: монография / Т. И. Семенова. Иркутск: ИГЛУ, 2007. — 237 с.
  64. , Дж.Р. Косвенные речевые акты Текст. / Дж.Р. Серль // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1986. — Вып. 17. — С. 195 222.
  65. , Л. Феномены внимания Текст. / Л. Талми // Вопросы когнитивной лингвистики. 2006. — № 2. — С. 23−44.
  66. ТФГ. Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность Текст. / под ред. А. В. Бондарко. Л., 1990. — 263 с.
  67. , И.Р. Модальность возможности в современном русском языке (на материале газет) Текст. / И. Р. Федорова. Калининград, 2000. — 85 с.
  68. , Е.А. Побудительные высказывания как речевые акты в современном русском языке Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.01 / Е. А. Филатова. М., 1997. — 253 с.
  69. , Н.М. Способы выражения побудительных интенций в татарском и английском языках Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.20 / Н. М. Хабирова. Казань, 2004. — 22 с.
  70. , B.C. Семантика и типология императива: Русский императив Текст. / B.C. Храковский, А. П. Володин. М.: Едиториал УРСС, 2001.-272 с.
  71. , О.Ю. Коммуникативная среда побудительного высказывания: на материале английского языка Текст.: дис. .канд. филол. наук: 10.02.04 / О. Ю. Цветков. Череповец, 2002. — 181 с.
  72. , Т.В. Экспериментальная лингвистика наступившего века и когнитивная наука как синтез гуманитарного и естественнонаучного знания Текст. / Т. В. Черниговская // Филология. Русский язык. Образование: сборник статей. СПб., 2006. — С. 214−230.
  73. , А.А. Косвенные директивы и реакции на них: фактор адресата (на материале английской диалогической речи) Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / А. А. Чухно. Ростов н/Д., 2007. -21 с.
  74. , Е.И. Многозначность и синонимия в грамматике Текст. / Е. И. Шендельс. М., 1970. — 179 с.
  75. , Н.М. Побудительная модальность и способы ее выражения в современном эрзянском языке Текст.: дис.. канд. филол. наук: 10.02.02 / Н. М. Шепелева. Саранск, 2005. — 161 с.
  76. , О.Б. Субъективное модальное значение «желания» и его актуализация в дискурсе Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.04 / О. Б. Шестакова. СПб., 1995. — 17 с.
  77. , Д.А. Грамматическая семантика английского языка. Фактор человека в языке Текст. / Д. А. Штелинг. М.: МГИМО, ЧеРо, 1996. -254 с.
  78. Astington, J. Why language matters for theory of mind Text. / Astington J., Baird J. New York: Oxford University Press, 2005. — 355 p.
  79. Austin, J. How to do things with words Text. / J. Austin. Oxford: Clarendon, 1962. — 192 p.
  80. Boogaart, R. Conditional imperatives in Dutch and Russian Text. / R. Boogart, R. Trnavac // Linguistics in the Netherlands. 2004. — P. 25−35.
  81. Brown, P. Politeness: some universals in language usage Text. / P. Brown, S. Levinson. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. — 345 p.
  82. Bybee, J.L. The semantic development of past tense modals in English Text. / J.L. Bybee // Modality in grammar and discourse/ ed. by J.L. By-bee and S. Fleishman. Amsterdam: John Benjamins, 1995. — P. 503−517.
  83. Choi, S. Acquisition of modality Text. / S. Choi // The expression of modality/ ed. by W. Frawley. Berlin/New York: Mouton de Gruyter, 2006. -P. 141−171.
  84. Coates, J. The semantics of modal auxiliaries Text. / J. Coates. London: Croom Helm, 1983. — 259 p.
  85. Collins, P. Modals and quasi-modals in English Text. / P. Collins. Amsterdam-New York: Rodopi, 2009. — 193 p.
  86. Croft, W. Cognitive Linguistics Text. / W. Croft, D. A. Cruse. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. — 356 p.
  87. Evans, V. Cognitive linguistics: an introduction Text. / V. Evans, M. Green. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006. — 830 p.
  88. Ferrari, L.V. A sociocognitive approach to modality and conditional constructions in Brazilian Portuguese Text. / L.V. Ferrari // Journal of language and linguistics. 2002. — Vol. 1. — No. 3. — P. 218−229.
  89. Fillmore, Ch.J. The case for case Text. / Ch.J. Fillmore // Universals in Linguistic Theory/ ed. by E. Bach and R.T. Harms. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1968. — P. 1−88.
  90. Franke, M. Pseudo-Imperatives Text.: Master’s Thesis / M. Franke. — University of Amsterdam, 2005. 50 p.
  91. Geeraerts, D. A rough guide to Cognitive Linguistics Text. / D. Geeraerts // Cognitive Linguistics: basic readings/ ed. by D. Geeraerts. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2006. — P. 1−28.
  92. Gerhardt, J. The meaning and the use of the modals hafta, needta and wanna in children’s speech Text. / J. Gerhardt // Journal of pragmatics. — 1991.-16.-P. 531−590.
  93. Gibbs, R. Speaking and thinking with metonymy Text. / R. Gibbs // Metonymy in language and thought / ed. by K. Panther, G. Radden. Amser-dam/Philadelphia: John Benjamins, 1999.-P. 61−76.
  94. Givon, T. Prototypes: between Plato and Wittgenstein Text. / T. Givon // Noun classes and categorization: proc. of a symposium on categorization and noun classification. — Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins, 1986. -P. 77−102.
  95. Givon, T. Context as other minds: the pragmatics of cognition and communication Text. / T. Givon. Amsterdam: John Benjamins, 2005. — 283 p.
  96. Goldberg, A. Constructions: a construction grammar approach to argument structure Text. / A. Goldberg. Chicago: Chicag University Press, 1995. — 265 p.
  97. Gonsalves, J. Cognitive prerequisites for modal verb acquisition Text. / J. Gonsalves, R. Falmagne// Boston University Conference on language development. 1999. — 23. — P. 204−215.
  98. Gopnik, A. Words, thoughts, and theories Text. / A. Gopnik, A.N. Melt-zoff. Cambridge: MIT Press, 1997. — 268 p.
  99. Gopnik, A. Theory of mind Text. / A. Gopnik// The MIT encyclopedia of the cognitive sciences / ed. by Robert E. Wilson, Frank C. Keil. — Cambridge: The MIT Press, 1999. P. 838−841.
  100. Grice, P. Studies in the way of words Text. / P. Grice. — Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989. 394 p.
  101. Haan, F. de. Typological approaches to modality Text. / F. de Han // Modality / ed. by W. Frawley. Berlin: Mouton de Gruyter, 2005. — P. 27−70.
  102. Han, Ch. The structure and interpretation of imperatives: mood and force in universal grammar Text. / Ch. Han. University of Pennsylvania: Ph.D. Dissertation, 1999. — 184 p.
  103. Hernandez, P.L. Grounding, semantic motivation, and conceptual interaction in indirect speech acts Text. / P.L. Hernandez, Ruiz de Mendoza Ibanez// Journal of Pragmatics. 2002. — Vol.34. -P. 259−284.
  104. Hoye, L. Adverbs and modality in English Text. / L. Hoye. London and New York: Longman, 1997. — 322 p.
  105. Kratzer, A. Modality Text. / A. Kratzer // Semantics: An International Handbook of Contemporary Research/ ed. by A. von Stechow and D. Wunderlich. Berlin/New York: Mouton de Gruyter, 1991. — P. 639−650.
  106. Krug, M.G. Emerging English modals: a corpus-based study of grammati-calization Text. / M.G. Krug. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2000.-332 p.
  107. Langacker, R. W. Cognitive grammar: a basic introduction Text. / R.W. Langacker. New York: Oxford University Press, 2008. — 562 p.
  108. Lascarides, A. Imperatives in dialogue Text. / A. Lascarides, N. Asher // Perspectives on Dialogue in the New Millennium, Pragmatics & Beyond New Series. Amsterdam: John Benjamins, 2003. — Vol. 114. — P. 1−24.
  109. Lyons, J. Semantics Text. / J. Lyons. Cambridge: Cambridge University Press, 1977.-V.2.-897 p.
  110. Malle, B.F. The relation between language and theory of mind in development and evolution Text. / B.F. Malle // The evolution of language out of pre-language/ ed. by T. Givon and B. F. Malle. — Amsterdam: Benjamins, 2002.-P. 265−284.
  111. Mastop, R. What can you do? Imperative mood in semantic theory Text. /R. Mastop. Institute for Logic, Language and Computation, Amsterdam: Ph.D. Dissertation, 2005. — 184 p.
  112. Moore, C. The development of mental terms: semantics or pragmatics? Text. / C. Moore, J. Davidge // Journal of Child Language, 1989. 16. -P. 633−641.
  113. Nkemleke, D. Must and Should in Cameroon English Text. / D. Nkemleke // Cameroon Nordic Journal of African Studies, 2005. 14 (1). — P. 43−67.
  114. Nuyts, J. Epistemic modality, language and conceptualization: a cognitive-pragmatic perspective Text. / J. Nuyts. Amsterdam: John Benjamins Publishing Co., 2001. — 429 p.
  115. Nuyts, J. On deontic modality, directivity, and mood. A case study of Dutch mogen and moeten Text. / J. Nuyts, P. Byloo, J. Diepeveen. Antwerp Papers in Linguistics, 2005. — 56 p.
  116. Nuyts, J. Modality: overview and linguistic issues Text. / J. Nuyts // The expression of modality/ ed. by W. Frawley. Berlin/New York: Mouton de Gruyter, 2006. — P. 141−171.
  117. Palmer, F.R. Modality and the English modals Text. / F.R. Palmer. London: Longmans, 1979. — 196 p.
  118. Palmer, F.R. Mood and modality Text. / F.R. Palmer. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. — 236 p.
  119. Panther, K. Metonymy and pragmatic inferencing Text. / K. Panther, L. Thornburg. — Amsterdam: John Benjamins, 2003. — 280 p.
  120. Papafragou, A. Modality in language development: a reconsideration of the evidence // UCL Working Papers in Linguistics 9, 1997. P. 77−105.
  121. Papafragou, A. The acquisition of modality: Implications for theories of semantic representation//Mind and Language, 1998. Vol.13. -No.3. -P. 370−399.
  122. Piwek, P. Imperatives, commitment and action: towards a constraint-based model Text. / P. Piwek // Journal for computational linguistics and language technology. 2000. — P. 92−114.
  123. Premack, D.G. Does the chimpanzee have a theory of mind? Text. / D.G. Premack, G. Woodruff // Behavioral and Brain Sciences, 1978. № 1. — P. 515−526.
  124. Rosch, E. Cognitive representations of semantic categories Text. / E. Rosch// Journal of Experimental Psychology: General, 1975. Vol. 104. -No. 3.-P. 192−233.
  125. Rosch, E. Principles of categorization Text. / E. Rosch // Cognition and categorization/ ed. by E. Rosch and B.B. Lloyd. — Hillsdale: Lawrence Erl-baum, 1978.-P. 27−48.
  126. Rupp, L.M. Aspects of the syntax of English imperatives Text. / L.M. Rupp. University of Essex: Ph.D. Dissertation, 1999. — 222 p.
  127. Searle, J.R. Mind, language and society: philosophy in the real world Text. / J.R. Searle. New York: Basic Books, 1999. — 175 p.
  128. Shatz, M. Constraints on the acquisition of English modals Text. / M. Shatz, Sh. Wilcox // Perspectives on language and thought: interrelations in development / ed. by S. Gelman, J. Psyrnes. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. — P. 319 -353.
  129. Simon-Vandenbergen, A.M. The semantic field of modal certainty: a corpus-based study of English adverbs Text. / A.M. Simon-Vandenbergen, K. Aijmer. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2007. — 395 p.
  130. Smith, N.V. Language, frogs and savants: more linguistic problems, puzzles, and polemics Text. / N.V. Smith. Oxford: Blackwell Publishing, 2005. — 200 p.
  131. Stephany, U. Modality Text. / U. Stephany// Language acquisition/ ed. by P. Fletcher, M. Garman. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. -P. 375−400.
  132. Sweetser, E. From etymology to pragmatics Text. / E. Sweetser. — Cambridge: Cambridge University Press, 1990. 186 p.
  133. Talmy, L. Force dynamics in language and cognition Text. / L. Talmy // Toward a cognitive semantics: concept structuring systems / L. Talmy. -Cambridge, MIT Press, 2000. Vol.1. — P. 409−470.
  134. Taylor, J.R. Linguistic categorization. Prototypes in Linguistic theory Text. / J.R. Taylor. Oxford: Clarendon Press, 1995.-309 p.
  135. Thornburg, L. Speech act metonymies Text. / L. Thornburg, K. Panther // Discourse and Perspectives in Cognitive Linguistics / ed. by W.-A. Liebert, G. Redeker, L. Waugh. Amsterdam: John Benjamins, 1997. — P. 201−219.
  136. Tomasello, M. Understanding and sharing intentions: the origins of cultural cognition Text. / M. Tomasello [et al.] // Behavioral and Brain Sciences. — Cambridge University Press, 2005. 28. — P. 675−691.
  137. Tomasello, M. First steps toward a usage-based theory of language acquisition Text. / M. Tomasello // Cognitive Linguistics: basic readings/ ed. by D. Geeraerts. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2006. — P. 439−458.
  138. Traugott, E.C. Regularity in semantic change Text. / E.C. Traugott, R.B. Dasher. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. — 341 p.
  139. Traugott, E.C. Historical aspects of modality Text. / E.C. Traugott // The expression of modality/ ed. by W. Frawley. Berlin/New York: Mouton de Gruyter, 2006.-P. 141−171.
  140. Trnavac, R. Aspect and subjectivity in modal constructions Text. / R. Trnavac. LOT Netherlands Graduate School of Linguistics, 2006. — 167 P
  141. Winter, S. Linguistic modality as expressions of social power Electronic resource. / S. Winter. 1998. — URL: http://www.lucs.lu.se/People/ Simon. Winter/Thesis/pdf/p3.pdf.(flaTa обращения: 20.05.2006)
  142. Wright, G.H. von. An essay in modal logic Text. / G.H. von Wright. -Amsterdam: North-Holland Pub.Co., 1951. 98 p.
  143. BNC British National Corpus (An On-line Sample Version) Electronic resource. — URL: http://www.natcorp.ox.ac.uk/ (дата обращения: 20 072 009)
  144. Cabot 1 Cabot, M. The boy next door Text. / M. Cabot. — New York: HarperCollins, 2002. — 434 p.
  145. Cabot 2 Cabot, M. Boy meets girl Text. / M. Cabot. — Great Britain: Pan Books, 2004.-383 p.
  146. CDH California driver’s handbook Text. — Sacramento, CA: Department of Motor Vehicles, 2006. — 93 p.
  147. Chinneck Chinneck, J. How to organize your thesis Electronic resource. / J. Chinneck. — 1999. — URL: http://www.sce.carleton.ca/faculty/chinneck/ thesis. html (дата обращения: 08.02.2008)
  148. Crichton 1 Crichton, M. Rising sun Electronic resource. / M. Crichton. -1992. — URL: http//www.fictionbook.ru (дата обращения: 08.02.2008)
  149. Crichton 2 — Crichton, M. Disclosure Text. / M. Crichton. London: Arrow, 1994.-455 p.
  150. Fielding 1 Fielding, H. Bridget Jone’s diary Text. / H. Fielding. — Great Britain: Picador, 1996. — 310 p.
  151. Fielding 2 Fielding, H. Bridget Jones: The edge of reason Text. / H. Fielding. — London: Penguin Books, 1999. — 338 p.
  152. Fielding 3 Fielding, H. Olivia Joules and the overactive imagination Text. / H. Fielding. — Great Britain: Picador, 2003. — 343 p.
  153. Fitzgerald Fitzgerald, F. Scott The great Gatsby Text. / F. Scott Fitzgerald. -New York: Scribner, 2004 (1925). — 180 p.
  154. Frazier Frazier, Ch. Cold mountain Text. / Ch. Frazier. — New York: Vintage Books, 1998. — 449 p.
  155. Grisham Grisham, J. A time to kill Electronic resource. / J. Grisham. — 1989. — URL: http://andrey.tsx.org (дата обращения: 01.02.2007)
  156. Hailey Hailey, A. The final diagnosis Electronic resource. / A. Hailey -1958. — URL: http://modernlib.ru/books/haileyarthur/thefinaldiagnosis/ (дата обращения: 08.02.2008)
  157. Heller Heller, J. Some nerve Text. / J. Heller. — New York: HarperCollins, 2006. — 328 p.
  158. Irving Irving, J. The hotel New Hampshire Text. / J. Irving. — New York: The Random House Publishing Group, 1981. — 419 p.
  159. Keyes 1 Keyes, M. Last chance saloon Text. / M. Keyes. — London: Penguin Books, 2000 (1999) — 596 p.
  160. Keyes 2 Keyes, M. Sushi for beginners Text. / M. Keyes. — London: Penguin Books, 2001 (2000) — 564 p.
  161. Keyes 3 — Keyes, M. The other side of the story Text. / M. Keyes. -London: Penguin Books, 2005. — 648 p.
  162. King King, S. Green mile Electronic resource. / S. King. — 1996. -URL: http://greylib.align.ru/ (дата обращения: 08.01.2008)
  163. Lee Lee, H. To kill a mockingbird Text. / H. Lee. — New York, Boston: Warner Books, 1982 [1960]. -281 p.
  164. Mitchell Mitchell, M. Gone with the wind Electronic resource. / M. Mitchell. — 1936. — URL: http://greylib.align.ru/ (дата обращения: 24.02.2008)
  165. Ondaatje Ondaatje, M. In the skin of a lion Text. / M. Ondaatje. -New York: Vintage International, 1997 [1987]. — 244 p.
  166. Patchett Patchett, A. Bel Canto Text. / A. Patchett. — New York: Harper Perennial, 2005. — 318 p.
  167. Sheldon — Sheldon, S. If tomorrow comes Electronic resource. / S. Sheldon 1985. — URL: http://greylib.align.ru/ (дата обращения: 08.02.2008)
  168. Sparks 1 Sparks, N. The notebook Text. / N. Sparks. — New York: Warner Books, 1996. — 213 p.
  169. Sparks 2- Sparks, N. A walk to remember Text. / N. Sparks. New York: Grand Central Publishing, 2001.-256 p.
  170. Sparks 3— Sparks, N. Nights in Rodanthe Text. / N. Sparks. — New York: Warner Books, 2002. 223 p.
Заполнить форму текущей работой