Влияние процесса физического воспитания на формирование рефлексии у студентов высшего учебного заведения
В последние годы в отечественной и зарубежной психологии и педагогике появилось немало различных школ, направлений и разработок, тесно связанных с проблематикой рефлексии (Н.Г.Алексеев, А. С. Арсеньев, Ю. В. Громыко, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. В. Рубцов, И. Н. Семенов, В. И. Слободчиков, Б. Д. Эльконин, Н. В. Языкова, А. И. Сизанов, MichaelWallace, GoreHatton и др.) рефлексия физический… Читать ещё >
Влияние процесса физического воспитания на формирование рефлексии у студентов высшего учебного заведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Влияние процесса физического воспитания на формирование рефлексии у студентов высшего учебного заведения
Актуальность исследования обусловлена переходом современного образования на Федеральные Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования нового поколения, согласно которым значительный акцент должен быть обращен на самостоятельную деятельность студентов.
Модернизация высшего профессионального образования связана с потребностями общества в конкурентоспособных, компетентных специалистах, обладающих стремлением к постоянному личностному совершенствованию и профессиональному росту.
Личностно-ориентированная парадигма образования предполагает перенос акцентов с информационно-репродуктивного обучения, на обучение способствующее развитию рефлексии, которая является неотъемлемой частью самостоятельной деятельности студентов, направленной на осмысление собственных действий, на самопознание.
В последние годы в отечественной и зарубежной психологии и педагогике появилось немало различных школ, направлений и разработок, тесно связанных с проблематикой рефлексии (Н.Г.Алексеев, А. С. Арсеньев, Ю. В. Громыко, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, В. В. Рубцов, И. Н. Семенов, В. И. Слободчиков, Б. Д. Эльконин, Н. В. Языкова, А. И. Сизанов, MichaelWallace, GoreHatton и др.) рефлексия физический воспитание студент Рефлексия" (reflexio) в переводе с латинского языка означает «отражение», «обращение назад» — размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. Проявляя себя в познавательных и эмоционально-волевых процессах, рефлексия выступает в качестве важнейшего условия развития и самосовершенствования человека[3].
Анализ научной литературы позволяет констатировать, что рефлексия рассматривается в трех основных направлениях: философском, психологическом и педагогическом. Философская энциклопедия трактует понятие «рефлексия» как принцип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок.
С точки зрения социологии, рефлексия — это форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
В самом общем понимании рефлексия рассматривается как самонаблюдение, самоанализ, выявление скрытых смыслов и т. д. Рефлексия может касаться как самого человека, его собственных действий, поведения и внутреннего состояния, так и его взаимоотношений. Самопознание включает сравнение себя с другими людьми и с идеальными представлениями о себе, осознание положительных и отрицательных сторон собственной личности, адекватную оценку своей компетентности и, как следствие этого процесса, самокоррекцию, направленную на самосовершенствование. Успешность становления компетентного специалиста связана с развитием рефлексивного мышления студентов в процессе обучения в вузе. Рефлексивный компонент компетентности включает готовность к профессиональной рефлексии, способность к осмыслению познавательной деятельности и преодолению стереотипов мышления, владение различными видами рефлексии: ретроспективной (критическое осмысление прошлого опыта), ситуативной (реальная оценка текущей ситуации), перспективной (предвидение, предвосхищение результатов соей деятельности, осознанный выбор оптимальной стратегии поведения и т. д.).
Развитие рефлексивного мышления студентов требует принципиального изменения педагогических и методических подходов к процессу обучения: освоение знаний должно сопровождаться актуализацией познавательной потребности, быть окрашено положительными эмоциями, основываться на механизмах развития личности. Этим требованиям во многом отвечает продуктивная познавательная деятельность, возникающая и развивающаяся в условиях проблемной ситуации [6].
Изучение современных исследований указывают на то, что функциональная роль рефлексивности как профессионально важного качества деятельности является ключевой основой для структурирования всех других профессионально важных качеств в целостные системы. Учитывая это, развитие рефлексии необходимо начинать с самых первых шагов формирования профессиональных качеств, так как по отношению ко всем другим качествам рефлексивность выступает как координирующее, организующее и интегрирующее начало [2].
По мнению многих авторов, такое пристальное внимание к этой теме вызвано принципиальными изменениями, происходящими в современном обществе. Преобладавшая в течение всей истории человечества практико-предметная деятельность уступает место проектной деятельности, а именно разработке продуктов специфического типа, нацеленных в будущее и обеспечивающих дальнейшее развитие ими же обусловленных процессов и программ. Эти изменения оказывают мощное влияние на общественное и индивидуальное сознание, определяют приоритетное значение задач развития человека и ставят проблему разработки и реализации адекватной модели его профессиональной подготовки. Формирование и развитие рефлексивного мышления становится неотъемлемой задачей любой ступени образования в целом и профессионального обучения в особенности [3].
Общая тенденция усиления гуманистической направленности педагогической реальности становится всё более значимой в ходе непрерывного усложнения современных социальных процессов. Следование ей актуализирует субъекта к самосовершенствованию в быстро меняющемся мире, выработке им разумной стратегии собственной жизни, для чего необходима деятельность по самопознанию личности, а также формирование её высокого интеллектуального потенциала.
Двухуровневое образование современной России предполагает подготовку кадров с двумя степенями — бакалавра и магистра. Бакалавриат предусматривает подготовку квалифицированных рядовых сотрудников, которые смогут занять должности, связанные с осуществлением исполнительских функций, магистратура призвана готовить специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности.
Вместе с тем в современных исследованиях прослеживаются две тенденции, необходимые для реализации качественного образования:
- · первая связана со становлением личностных характеристик: «становлением субъективности», развитием «личностно-психологических, акмеологических ресурсов», «активизацией внутренних механизмов интегрирования разнородных личностных структур», «самоопределением», адаптационной моделью профессиональной подготовки, ориентированной на сиюминутное реагирование;
- · вторая тенденция направлена на профессиональную подготовку: «проектирование образовательного процесса», развитие «содержательно-целевых, организационно-деятельностных ресурсов, воспитательных возможностей», «прогнозирование и учет будущих изменений».
Результатом профессиональной подготовки становится профессиональная компетентность, содержательным элементом и условием развития которой является рефлексия.
Исследователи заключают, что процесс физического воспитания обладает достаточно мощным арсеналом средств, способствующих улучшению адаптации студентов к условиям обучения в вузе, повышению психофизиологических и функциональных возможностей организма, формированию личностных качеств и психофизической готовности к необходимой профессиональной деятельности. Огромный потенциал физической культуры в системе высшего образования не должен ограничиваться только улучшением физической подготовленности студентов, здоровья или другими формами двигательной активности.
Физическая культура — средство развивающего, формирующего и совершенствующего воздействия на личность студента и может быть направлена на решение ряда психофизических, эстетических, гуманистических, творческих задач. Указанный потенциал слабо реализуется в практике физического воспитания студентов, его следует расширять и культивировать в содержании и построении учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе [4].
Процесс физического воспитания в вузе построен так, чтобы сориентировать студентов на обучение различным двигательным действиям, их правильное выполнение для управления физическим развитием. Многие студенты проявляют пассивность и неудовлетворенность учебной деятельностью на занятиях физической культурой, не умеют использовать и развивать свои двигательные и познавательные возможности, на которые их ориентирует преподаватель. Отсутствие стремления к активному овладению двигательными действиями, повышению психофизических кондиций может быть связано с преобладанием на сегодняшний день технократического или предметно ориентированного обучения.
Мы провели тестирование студентов первого курса по методике «неоконченное предложение». По данной методике студентам было предложено завершить следующие предложения:
«Рефлексия — это…»,.
«Готовность-это… «;
«Профессиональное становление-это…».
Анализ теоретических знаний в этой области у студентов позволил нам выявить, что лишь 10% опрошенных поверхностно знакомы с данными понятиями. Полное определение понятия «рефлексия» не дал никто. Определение понятий «готовность», «профессиональное становление» дали 20% опрошенных. По результатам проведенного исследования мы можем сделать вывод, что студенты первого курса не владеют информацией по одному из важных профессиональных качеств, и следовательно, не смогут эффективно в будущем осознавать положительные и отрицательные стороны собственной личности, адекватную оценивать свою компетентность, преодолевать стереотипы мышления и самосовершенствоваться в профессиональной деятельности.
На основании вышеизложенного мы считаем, что одной из задач преподавателя физической культуры в формировании рефлексии является то, что в процессе учебных занятий оказывать помощь каждому студенту в максимально творческом его осмыслении через осознание, восприятие; управление собой как системой; побуждение к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, экспериментированию с использованием средств физического воспитания, способствующих развитию волевых и личностных качеств; развитию теоретического мышления необходимого для формирования собственного стиля учебно-познавательной деятельности.
- 1. Башаева, Е. П. Развитие личностной рефлексии в процессе подготовки будущих бакалавров педагогики: дис. … канд. пед. наук/Е.П.Башаева — Владивосток, 2010. 157 с.
- 2. Воронцова, М. Э. Рефлексия как средство формирования профессиональной компетентности будущих тренеров//Теория и практика физической культуры.-2008.-№ 5.-С.51−52.
- 3. Джига, Н. Д. Рефлексия и образование/ Н.Д. Джига//Высшее образование сегодня. -2009.-№ 7.-С.38−43.
- 4. Диордица, Л.В. Предметно-рефлексивный анализ педагогических умений студентов на занятиях по физическому воспитанию/Л.В.Диордица, Б.П.Яковлев//Теория и практика физической культуры.- 2005.-№ 5.-49−53.
- 5. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений/Э.Ф.Зеер. — М.:Издательский центр «Академия», 2007.-240 с.
- 6. Пеняева, С. Рефлексия как условие становления компетентного специалиста//Высшее образование в России.-2007.-№ 4. — С. 33−34.