Молодежный социальный туризм, определяемый характером организации поездки
Организованный молодежный социальный туризм. Даже в том случае, когда культурно-познавательная составляющая организуемых программ является основной (например, краеведческий туризм), упомянутое выше «возвращение к началу» туристического маршрута, как правило, не предусматривает соотнесение полученных знаний, новой культурной информации и т. д. с реальными процессами инкультурации участников этих… Читать ещё >
Молодежный социальный туризм, определяемый характером организации поездки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Самодеятельный молодежный социальный туризм. Культурный потенциал этой разновидности молодежного социального туризма используется недостаточно прежде всего из-за неразвитости его инфраструктуры, имеющей адресную направленность (учет молодежных субкультур). Необходима организация различных туристических зон, пространств, баз, которые могут в той или иной форме присутствовать как система предложений тем или иным самодеятельным инициативам молодежи в сфере туризма (например, туризм клубов самодеятельной песни, «байкеров» и т. д.) Но для этого необходимо хорошее знание уже имеющихся социокультурных ориентаций, культурного опыта соответствующих социальных групп молодежи.[1]
В советское время была четко организована структура самодеятельного, детского, молодежного и спортивного туризма, направленного на формирование здорового образа жизни людей. Сегодня ситуация изменилась. В профессиональной литературе и прессе отмечаются следующие проблемы, назревшие в туристической сфере.
Большая часть предприятий туризма работает на выездной туризм. Из 24 тысяч туристских предприятий только 5−7% представляет программы, нацеленные на удовлетворение потребностей населения в активном туризме, лечебном отдыхе, культурно-познавательных мероприятиях и услугах.[2][3] При этом отмечается, что наряду с провозглашенной в 1996 г. в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» поддержки внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма как приоритетных направлений туристской деятельности, существует Положение о Федеральном агентстве по туризму, которое даст агентству самостоятельное право определять приоритеты в туристской деятельности.
Коммерциализация туристской сферы приводит к развитию массовых направлений выездного туризма и стагнации вышеуказанных направлений туризма, которые сложны в разработке их современной концепции и обеспечении безопасности туриста.
Такой вид туризма как спортивно-оздоровительный и детскоюношеский туризм (всесезонные походы, полевые туристские лагеря и другие рекреационные мероприятия), которые комплексно положительно влияют на психику и организм человека представляли в России уникальное социальное явление. К девяностым годам прошлого столетия сформировалась глубоко проработанная, нормативная база этих видов туризма, направленная на безопасность проведения такого рода путешествий. Существовал национальный вид спорта — спортивный туризм, не имевший аналогов в мире. Была создана уникальная сеть учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля, которая осуществляла обучение, воспитание, оздоровление и профессиональную ориентацию подрастающего поколения. В настоящее время реально пользуется услугами спортивно-оздоровительного туризма не более 5% населения страны. Проблема отсутствия профессиональных кадров, приютов и турбаз, оснащенных необходимым оборудованием и спасательными службами, коммерциализация этих видов туризма привели к серьезным нарушениям требований безопасности туриста. Приведем ряд примеров: турфирмы не считают нужным регистрировать свои группы у спасателей, сообщать маршруты их движения, причем за такие нарушения они нс несут ответственности перед законом. Если на западных горнолыжных курортах и в местах организации экстремального туризма всегда дежурит санитарный вертолет, то в России — «самые примитивные медпункты, где могут лишь помазать зеленкой и забинтовать царапину». -
2. Организованный молодежный социальный туризм. Даже в том случае, когда культурно-познавательная составляющая организуемых программ является основной (например, краеведческий туризм), упомянутое выше «возвращение к началу» туристического маршрута, как правило, не предусматривает соотнесение полученных знаний, новой культурной информации и т. д. с реальными процессами инкультурации участников этих программ.[4][5][6] Предлагаемые туристические программы для молодежи в лучшем случае носят характер (пусть даже социально значимых) культурных акций, но не удовлетворения разнообразных культурных потребностей этой возрастной группы в процессе участия в туристических маршрутах.
В ряде публикаций звучат предложения о возобновлении опыта федеральных и региональных программ, которые осуществлялись в советское время под эгидой таких организаций как Центральный Совет по туризму и экскурсиям, ВЦСПС и др. Эти программы были рассчитаны на массовый спрос и оплачивались полностью или частично из средств предприятий и учреждений своим сотрудникам и членам их семей." В этом направлении действует правительство Республики Корея, которое составляет список туров, обладающих несомненными по оценке правительства достоинствами (оригинальность, приемлемая цена, состояние маршрута с точки зрения безопасности и др.). Именно эти программы обладающие «Знаком качества» на текущий год предлагаются иностранным туристам. Основной проблемой при централизованной организации туризма являются сохранение возможности индивидуального выбора туристами той или иной информации, услуги и пр.
- [1] См.: С. С. Новикова, В. Е. Сазонов. Культурные ценности самодеятельного туризма. В сб. Проблемы и программы туристско-рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала в регионах России.-М.: НИИ культурного и природного наследия.- 1995;с.72−82.
- [2] См.: Туризм как важнейший фактор оздоровления нации. Туристские фирмы, № 38(6), 2006. — с. 146−151.
- [3] См.: Туризм как важнейший фактор оздоровления нации. Туристские фирмы. № 38(6), 2006. — с. 156.
- [4] См.: Кменец А. В., Кирова М. С. Технологии организации культурного туризма.-М.: ЗАО «Мосиздатинвест», 2006.
- [5] См.: Биржаков М. Б., Путрик Ю. С. Федеральные туристские маршруты/Национальный туристский журнал: Туристские фирмы, № 38(6), 2006. — с. 141.
- [6] См.: Прентис Р. Опыт становления и развития культурного туризма. — СПб., 2001.