Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ аптечного ассортимента перевязочных средств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ассортиментная группа, товарная линия, ассортиментный ряд (product line) — совокупность товаров, тесно взаимосвязанных между собой в силу выполнения аналогичных функций. Предлагается одним группам потребителей, распределяется по одним и тем же каналам либо в заданном ценовом диапазоне. Группа X включает в себя товары со стабильной величиной потребления / реализации со случайными незначительными… Читать ещё >

Анализ аптечного ассортимента перевязочных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ аптечного ассортимента необходим для определения потребностей в медицинских и фармацевтических товарах и объективной оценки работы аптечного учреждения.

Ассортимент — состав и соотношение товаров определенного вида или разновидности, отличающихся между собой по типам, размерам, дозировке и другим признакам.

Товарная номенклатура, товар-микс (product-mix) — совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям.

Ассортиментная группа, товарная линия, ассортиментный ряд (product line) — совокупность товаров, тесно взаимосвязанных между собой в силу выполнения аналогичных функций. Предлагается одним группам потребителей, распределяется по одним и тем же каналам либо в заданном ценовом диапазоне.

Ассортиментная подгруппа (может быть товарной линией) — совокупность товаров, объединенных одним признаком, более мелкое подразделение ассортиментной группы.

Товарная единица, ассортиментная позиция — отдельное изделие в рамках торговой марки или товарного ассортимента определенного внешнего вида, химического состава или характеризующегося каким-либо другим качеством.

На основании анализа данных по ассортименту перевязочных средств аптечной организации «Будьте здоровы!» количество имеющихся товарных единиц 263.

Структура представленного ассортимента перевязочных средств:

  • · Пластырь 58,56%
  • · Бинты 19,01%
  • · Салфетки 7,60%
  • · Повязки 6,46%
  • · Вата 3,80%
  • · Марля 2,28%
  • · Другие ПС 2,28%
Доля перевязочных средств в аптечной организации (%).

Рисунок 10 — Доля перевязочных средств в аптечной организации (%).

Для характеристики ассортимента аптеки «Будьте здоровы!» по представленным данным могут быть применены следующие основные показатели: полнота и глубина.

Определение полноты ассортимента Полнота ассортимента (насыщенность, длина товарной линии) — это количество товарных единиц одной ассортиментной группы (подгруппы), имеющихся в том или ином розничном или оптовом звене, представленных в номенклатурных или формулярных списках, классификаторах, государственных реестрах, регистрах, каталогах или выпускаемых фармацевтическими предприятиями и фирмами.

Характеризуется коэффициентом полноты (Кп, %):

Кп = (Пф ?100)/Пб, (3).

где Пф — полнота фактическая — количество товарных единиц одной ассортиментной группы (подгрупп), имеющихся в аптеке, на аптечном складе в лечебном учреждении и др.;

Пб — полнота базовая — количество товарных единиц одной ассортиментной группы (подгрупп), представленных в классификаторах (ОКП, КЛС), государственных реестрах, регистрах или формулярных списках и т. д.

Часто полнота ассортимента характеризует способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Тогда полнота определяется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.

Наибольшее значение показатель коэффициента полноты ассортимента имеет на насыщенном рынке. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен.

Повышенная полнота ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и иными факторами. Вместе с тем увеличение полноты ассортимента требует от работников торговли знания общности и различий потребительных свойств товаров разных видов, разновидностей и наименований, чтобы информировать о них покупателей. Доведение такой информации до продавца является обязанностью изготовителя и/или поставщика.

Следует учесть, что чрезмерное увеличение полноты ассортимента также может затруднить выбор, поэтому полнота должна быть рациональной.

Полнота ассортимента «Будьте здоровы!» :

Анализ аптечного ассортимента перевязочных средств.

Кп =%).

Анализ аптечного ассортимента перевязочных средств.

Расчеты показали величину Кп, что не способствует полному удовлетворению потребности населения в перевязочных средствах.

Определение глубины ассортимента Глубина ассортимента — это количество вариантов товаров одной товарной единицы или одной ассортиментной группы, имеющихся в том или ином розничном или оптовом звене, представленных в номенклатурных или формулярных списках, классификаторах, государственных реестрах, регистрах, каталогах или выпускаемых фармацевтическими предприятиями.

Характеризуется коэффициентом глубины (Кг, %):

Кг = (Гф ?100)/Гб, (4).

где Гф — глубина фактическая — количество вариантов товаров одной товарной единицы (ассортиментной группы), имеющихся в аптеке.

Гб — глубина базовая — количество вариантов товаров одной товарной единицы (ассортиментной группы), представленных в классификаторах (ОКП, КЛС), государственных реестрах, регистрах или формулярных списках и др.

Следовательно, глубина ассортимента медицинских и фармацевтических товаров — это количество разновидностей этих товаров.

Под разновидностью фармацевтических товаров понимается их конечная форма выпуска, с учетом таких показателей, как размер, объем, масса, концентрация, активность, вид и форма упаковки и др.

Глубина ассортимента характеризует возможности данной аптеки в удовлетворении спроса на конкретную разновидность фармацевтического товара.

Таблица 9 — Глубина ассортимента «Будьте здоровы!» :

Наименование.

Кг (ед.)=Гф /Гб.

Кг,(%).

Марля.

6/41=0,15.

15%.

Вата.

10/289=0,035.

3,5%.

Повязки.

17/170=0,1.

10%.

Бинты.

50/792=0,063.

6,3%.

Пластыри.

154/233=0,7.

70%.

Средства перевязочные.

26/228=0,114.

11,4%.

Расчеты показали, что количество разновидностей пластырей наиболее полно представлены в аптечном учреждении (0,4Кг0,8).

Остальные наименования: марля, вата, повязки, бинты, средства перевязочные имеют низкое значение коэффициента глубины ассортимента что, свидетельствует о недостаточном внимании со стороны аптечной организации к нуждам населения. При низком значении коэффициента глубины аптека потеряет потребителя, так как он будет искать отсутствующую разновидность товара в другой аптеке, а в данной аптеке снизится реализация товаров, следовательно снизится объем получаемой прибыли.

Анализируя представленные выше показатели аптеки «Будьте здоровы!», следует учесть при разработке ассортиментной политики необходимость сформировать рациональный ассортимент перевязочных средств, увеличив полноту и глубину ассортимента за счет закупки отсутствующих перевязочных средств.

Формирование ассортимента — деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.

Для формирования ассортиментного портфеля закупок применимы ABCи XYZ-анализ.

АВС — анализ.

ABC-анализ основан на правиле (законе) Парето, или правиле 20/80, что означает получение 80% объема продаж за счет реализации 20% наименований товара.

Эти товары составляют наиболее ценную для аптеки группу — А, которая требует постоянного учета и контроля, так как их доля в ассортименте — 20 (15)%, а в продажах -75−80%.

Группа В — менее важные товары: их доля в ассортименте 30 (20)%, а в продажах — 15−20%.

Группа С — малоценные товары (малозначимые для объема продаж) для аптеки, т. к. их доля в продажах 5−10%, а в ассортименте — 50 (75)%.

С помощью этого метода можно выявить наиболее важные ассортиментные позиции ЛС, которые обязательно должны входить в портфель закупок для реализации населению.

Алгоритм расчетов по методу ABC-анализ:

  • 1) определим общую сумму ПС в тыс. руб. и по10 месяцам;
  • 2) определим долю в общей сумме оборота, приходящуюся на сумму продаж каждого ПС, в процентах, например: доля продаж бинта стерильного 7×14 = 2731,81? 100% / 76 201,2 = 3,585%;
  • 3) ранжируем доли продаж: 1 место — максимальная доля, последнее местоминимальная доля;
  • 4) рассчитаем кумулятивную сумму долей продаж (в %), прибавляя к первой доле последовательно следующие, например:
  • 3,585% + 3,476% = 7,06% - бинт стерильный 5×10.

Эта кумулята означает, что на долю продаж двух первых ПС приходится 7,06% общего объема продаж — эти ПС относятся к группе А;

В портфель закупок, согласно АВСанализу, должны быть включены безоговорочно ПС группы А, для ПС группы В закупки должны быть обоснованы, ПС группы С закупать нежелательно.

XYZ-анализ.

XYZ-анализ — это оценка значимости анализируемых товаров в зависимости от частоты потребления или вариации реализации. Он позволяет структурировать ассортимент по фактору стабильности потребления и возможности прогнозирования изменений в потребности.

Группа X включает в себя товары со стабильной величиной потребления / реализации со случайными незначительными колебаниями; для них, как правило, прогноз реализации имеет высокую точность (50−55% от общего количества наименований ассортимента), поэтому возможно создание запасов.

Группа Y состоит из товаров периодического потребления/реализации с известными тенденциями; при прогнозировании реализация товаров имеет среднюю точность прогноза (около 30% общего количества ассортимента); закупки осуществляются в соответствии с плановой потребностью.

В группу Z входят товары без выявленной закономерности потребления, поэтому разрабатывать прогноз их потребления сложно или невозможно вообще (примерно 15−20% от общего количества ассортимента), поэтому эти товары закупаются по мере возникновения потребности.

Критерием отнесения ПС в группы X, Y, Z является коэффициент вариации.

Последовательность действий по XYZ-анализу:

  • 1) определим сумму продаж за 10 месяцев и рассчитаем среднее значение;
  • 2) определим дисперсию:

D=[(хi-х)2]/n, (5).

где D — дисперсия, промежуточная величина для расчета ;

хi — значения продаж в динамике;

n — количество наблюдений.

3) стандартное отклонение:

Анализ аптечного ассортимента перевязочных средств.

= (6).

где? — стандартное отклонение;

хi — значения продаж в динамике;

х — средняя величина продаж;

n — количество наблюдений.

4) коэффициент вариации:

Кv =? х*100%, (7).

где Кv — коэффициент вариации, %;

? — стандартное отклонение;

х — средняя величина продаж Для отнесения продаж к определенной группе можно воспользоваться следующими границами Кv:

  • ? группа X: 0% < Кv < 10%;
  • ? группа Y: 10% < Kv < 25%;
  • ? группа Z: Kv > 25%

Согласно вышеприведенным данным относим перевязочные средства к группам XYZ.

После всех расчетов результаты ABCи XYZ-анализа совмещаются в одной матрице, где по вертикали располагаются группы ABC, а по горизонтали — XYZ.

Характеристики товаров по квадрантам матрицы:

  • ? АХ — высокая потребительская стоимость, стабильное потребление, высокая степень надежности прогноза;
  • ? AY — высокая потребительская стоимость, нестабильное потребление, средняя степень надежности прогноза;
  • ? AZ — высокая потребительская стоимость, стохастическое потребление, низкая степень надежности прогноза;
  • ? ВХ — средняя потребительская стоимость, стабильное потребление, высокая степень надежности прогноза;
  • ? BY — средняя потребительская стоимость, нестабильное потребление, средняя степень надежности прогноза;
  • ? BZ — средняя потребительская стоимость, стохастическое потребление, низкая степень надежности прогноза;
  • ? СХ — низкая потребительская стоимость, стабильное потребление, высокая степень надежности прогноза;
  • ? CY — низкая потребительская стоимость, нестабильное потребление, средняя степень надежности прогноза;
  • ? CZ — низкая потребительская стоимость, стохастическое потребление, низкая степень надежности прогноза.

Наиболее выгодные для аптеки товарные группы (BX, AY). Они имеют высокую потребительскую стоимость, более или менее стабильные продажи и хорошую надежность прогноза, что расценивается как благоприятные возможности в SWOT-анализе.

Группа товаров (CХ) имеет очень незначительную долю в объеме продаж, низкую потребительскую стоимость, но характеризуются стабильными продажами, поэтому ее можно включить в портфель закупок при условии обеспечения спроса.

Группа неприбыльных и плохо оборачиваемых товаров (BZ, CZ, AZ) требует активных действий — проведения исследования причин непопулярности товаров этой категории у покупателей и выработка дальнейшей стратегии: это может быть изменение ценовой политики, расширение или сокращение ассортимента, работа с поставщиками.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой