Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Моделирование знаний Античности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

То, что мы называем наукой, никогда не считалось в Античности самостоятельным занятием: по преимуществу оно было частью философии (в классический период — натурфилософии), иногда ее формой, изредка — частью экономики, инженерного дела, строительства. Кроме того, у античной науки постоянно существовали самые тесные — так сказать, «родственные» — отношения с эзотерикой. Определенную помощь в этом… Читать ещё >

Моделирование знаний Античности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как современные исследователи, мы вынуждены моделировать различные социальные феномены того периода.

Мы можем предположить (т.е. сформулировать наши модели) о существовании в обществе того времени систем представлений (их моделей), отражающих определенные знания о принципах возникновения, структурирования, развития, регуляции самых разных сторон и проявлений определенной сферы мысли или практической деятельности, будь то военное дело, сельскохозяйственные работы, представления о числе, Космосе или переселении душ. Такая модель (их модель) задает также объем умений, методов, границ допустимых изменений.

Основа нашей модели заключается в том, что рациональное, теоретическое, экзотерическое знание в Античности рождалось не сразу как автономное направление, а выкристаллизовывалось, выделялось внутри каждой интеллектуальной и практической деятельности, присущей тому времени, постепенно формируя новый тип мышления и новый метод познания. Иными словами, мы полагаем, что признаки «научного» надо искать внутри локальных моделей-представлений (их моделей), что позволит объединить различные проявления рационального знания и определить условия и причины их возникновения.

То, что мы называем наукой, никогда не считалось в Античности самостоятельным занятием: по преимуществу оно было частью философии (в классический период — натурфилософии), иногда ее формой, изредка — частью экономики, инженерного дела, строительства. Кроме того, у античной науки постоянно существовали самые тесные — так сказать, «родственные» — отношения с эзотерикой.

Перед нами стоит трудная задача: с одной стороны, описывая синкретичность античной культуры и науки, «не потеряться» в общекультурном контексте, а с другой — выделяя то, что может быть названо наукой, не создать новый квазимиф, не дать описание того, чего в действительности никогда не существовало.

Определенную помощь в этом вопросе может оказать методическая схема структурирования и проблемной ориентации фактического материала. В любой цивилизации, в любом социуме существует власть (отнюдь не сводимая к формализованным бюрократическим структурам, например государству), которая может быть (достаточно условно) представлена набором моделей и процедур реализации:

  • • концептуальная модель — смыслы, цели, коды, познавательные установки;
  • • идеологическая модель — боги и антибоги, герои и антигерои, стимулы и запреты;
  • • информационная модель — структура и форма коммуникации, язык, знаки, символы, тип образования;
  • • экономико-политическая модель — тип и структура социального устройства, производства, обмена, технологий;
  • • военно-силовая модель — принципы военных доктрин, структур и средств вооружения.

В силу особого типа античной культуры то, что мы называем наукой, присутствует во всех этих моделях, но отнюдь не ими определяется, тем более что и соотношение, и содержание моделей радикально различается в применении к различным периодам Античности.

Фактором, детерминирующим и концептуальную, и идеологическую модели в Античности, была мифология — мощная, сложная, логически безупречная, поэтически совершенная. В ее рамках, начиная с «Теогонии» Гесиода, строилась модель мира, описывались его история, будущее, смысл и направление деятельности.

Обычное для философии разделение идеи и материи (идеального и материального) не существовало для античной мифологии. Греческое слово «идея» того же корня, что и русское «видеть». Неудивительно поэтому, что физический Космос («порядок») назывался Богом, причем абсолютным. Отдельные же боги соответствовали принципам отдельных сторон чувственно-материальной и единственно возможной действительности Космоса.

В свете этого становятся понятными особенности новой («научной») культуры мышления, которая в Античности возникала и развивалась внутри мифологической. Само понятие «природа» (греческое «фюзис», откуда потом появились столь непохожие для нас «физика» и «физиология»), очень многозначное у различных авторов, воспринималось как нечто изначально причинное. В этом смысле природа была природой чего-то: вещей, явлений, Космоса, человека. Две основные «научные программы» Античности строились на осознании структуры и природы не только «видимого» и «невидимого» Космоса, но и реального и органичного того же (того, что получило название «атомистика»).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой