Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Моральные проблемы работы психолога в особых ситуациях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особого внимания заслуживают этические проблемы переговоров (с участием психологов) с террористами, захватившими заложников. Для лиц, ведущих переговоры, важно усвоить степень своей ответственности за жизнь заложников, что обязывает их устанавливать контакт с террористами и при этом не оскорблять, не запугивать, а, наоборот, мягко убеждать, не теряя достоинства, располагать к себе, вызывая… Читать ещё >

Моральные проблемы работы психолога в особых ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

  • • этические нормы психологической диагностики и консультирования, психологической коррекции и терапии в экстремальных ситуациях и состояниях;
  • • этические проблемы клинической психологии в работе с тяжелобольными и умирающими;
  • • этические проблемы работы психолога с людьми пожилого и старческого возраста;

уметь

  • • классифицировать этические проблемы работы в экстремальных ситуациях и состояниях, ее моральные риски;
  • • отличать общие этические проблемы геронтопсихологии и частные — в работе с людьми с болезнью Альцгеймера (БА), деменциями и других вопросах;
  • • различать моральные аспекты работы с людьми в экстремальных ситуациях и состояниях;

владеть

  • • навыками оценки этической ситуации в работе с «особыми» клиентами;
  • • оценкой моральной ответственности в работе с тяжелобольными и умирающими.

Работа с людьми в экстремальных ситуациях и состояниях, ее моральные риски и проблемы.

В настоящее время после осознания человечеством психологических последствий природных и техногенных катастроф развивается психология катастроф. Проблемы, возникающие в практике специалистов, работающих с пострадавшими, ставят вопросы этики. В чрезвычайных ситуациях востребованность психологов взывает к профессионализму и энергичным действиям. Ребенок, испытавший шок и забывший собственное имя, взрослый, на чьих глазах убивали людей, погорелец или заложник, оставаясь психически здоровыми, могут длительное время нуждаться в психологической поддержке, и она должна быть им оказана.

Необходимость специальных реабилитационных центров осознана сегодня на государственном уровне. Опасность замалчивания проблемы замечена на уровне общественного мнения: это фильмы о бывших «афганцах», участниках чеченских событий, пострадавших на Чернобыльской ЛЭС, в авариях в метро.

Экстремальные ситуации, к которым относятся природные и технические катастрофы, эпидемии, социальные катаклизмы, массовые беспорядки, ведение боевых действий, захват заложников, как правило, возникают внезапно и разрушают привычные условия повседневной жизни людей, порождают изменение всей системы жизнедеятельности. Сегодня на сейсмически опасных территориях проживает более 2 млрд человек. Ущерб от землетрясений и цунами достигает многих тысяч человеческих жизней, большое количество людей страдает от автокатастроф, авиационных происшествий. Гипотетически существует возможность возникновения аварий в ядерной энергетике, на химическом производстве, в местах хранения боеприпасов, что также угрожает жизни и благополучию людей.

Вследствие внезапности и всеобщей информированности о возможных последствиях чрезвычайные ситуации отражаются, прежде всего, на психике, влияя на ощущения, поведение людей, порождая панику и конфликты в местах скопления. Психологические особенности этих ситуаций характеризуются изменениями психических реакций, поведения и массовым отказом от ранее соблюдаемых норм правовой, моральной и психологической саморегуляции. Факторами чрезвычайных ситуаций и катастрофических происшествий являются психологические травмы, стрессовые состояния, приводящие к опасным для жизни и здоровья потерпевших последствиям. До 1991 г. в России не существовало специальных служб, занимающихся спасением и помощью людям в чрезвычайных ситуациях. Зачастую людей, испытавших моральные и психологические травмы, не рассматривали как потерпевших. Не оказывалась психологическая и достаточная медицинская помощь. В настоящий момент сотрудники МЧС — это люди, обладающие специальными навыками действовать терпеливо и эффективно в условиях воздействия агрессивных факторов. Сотрудники МЧС РФ спасают людей не только в нашей стране, но и за рубежом. Сильной стороной МЧС является психологическая помощь.

Данные исследований показывают, что чрезвычайные ситуации и катастрофы вместе с психологическими травмами приводят к разрушению моральных основ личности, возникновению у пострадавших, профессионалов (представителей МЧС, СМИ, полицейских, администрации), участвующих в спасательных работах, волонтеров как личностных психогенных расстройств, так и деструктивных нравственных межличностных межгрупповых конфликтов. При этом «Данные отечественной и зарубежной литературы… исследования, проведенные в ходе реабилитации пострадавших в период ликвидации последствий ряда аварий и катастроф свидетельствуют о том, что поведенческие реакции и связанные с ними моральные конфликты в сфере индивидуальной, групповой, профессиональной и других видов морали носят как общий, так и специфический, присущий каждой катастрофе характер»[1].

Этика психологической поддержки в чрезвычайных ситуациях диктует профессионалам первичность медицинской и социальной помощи. Людям надо сначала побывать у врача, определить характер травм, переодеться, может быть, поесть и только потом беседовать с психологом. И психолог часто обязан помогать в этих шагах, проявляя участие. Психологические ситуации пострадавших накладываются на внутриличностные особенности, вследствие чего психолог обязан отказаться от шаблонных приемов, а пытаться выявить как степень травмированности человека, так и его индивидуальные особенности. В ситуациях катастроф неадекватность реакций потерпевших может быть симптомом психогенных расстройств, которые «возникают в связи с аффектом страха или тоскливостью, вызванными тяжелыми переживаниями, чувством несправедливой обиды, гнева, раздражения. Общим для всех психогенных расстройств является психологическая понятность, выводимость из вызвавшего их переживания»[2]. При этом психолог может наблюдать поведение потерпевших, не только не вызывающее сочувствия, но и в чем-то отталкивающее, и с этой (возможно, непроизвольной) реакцией ему самому надо не просто справиться, но и блокировать подобную реакцию у других. В ситуациях катастроф «возможны выраженные картины психогенного ступора… Заторможение высших психических функций под влиянием аффекта страха приводит к выявлению примитивной активности с убеганием, с бессмысленной агрессивностью. Сюда нужно отнести состояния необычайной боязливости, трусливости, с которой человек не может справиться»[3].

Этическая проблема этой ситуации в том, что и поведение одних, и реакция других обоснованы, но в одном случае это болезненное поведение под влиянием стресса, в другом — здоровая реакция на нездоровое (кажущееся аморальным) поведение. Психологическая поддержка пострадавших должна опираться на специфические условия ситуации каждого человека. Так, например, предложение психолога пострадавшей посидеть с мягкой игрушкой (как прием реабилитации) неуместно, если это мать, потерявшая ребенка. Специфика общения с потерпевшими требует от психолога повышенного внимания, контроля над своими эмоциями, речью, тембром голоса. Компетентность психолога выражается в умении внушить спокойствие, расположить к себе, вызвать доверие, желание потерпевшего сотрудничать в преодолении психологической травмы. Доброжелательная интонация, четкость изложения, эмоциональная насыщенность речи, выразительные жесты и мимика психолога способствуют контакту с потерпевшими.

При этом сдержанность при виде полученных пострадавшими травм и увечий не должна граничить с равнодушием, любые личностные проявления людей следует принимать с максимумом понимания и сочувствия.

Особого внимания заслуживают этические проблемы переговоров (с участием психологов) с террористами, захватившими заложников. Для лиц, ведущих переговоры, важно усвоить степень своей ответственности за жизнь заложников, что обязывает их устанавливать контакт с террористами и при этом не оскорблять, не запугивать, а, наоборот, мягко убеждать, не теряя достоинства, располагать к себе, вызывая доверие и склоняя к компромиссу. Навыки подобных норм общения необходимо распространять в рядах сотрудников правоохранительных органов. При этом психологическая работа с самими сотрудниками требует особого внимания, поскольку их профессиональная деятельность происходит в состоянии постоянного напряжения, стрессов, чреватых разного рода заболеваниями. Основой этой работы служит формирование у них самоуважения и самообладания при всей сложности профессиональных контактов. В специальных изданиях отмечается значение приемов, «когда непосредственное осуществление правоприменительных функций, сложные условия борьбы с преступниками решительно трактуются как изначально экстремальные. При таком подходе этика общения рассматривается как предпосылка успешного решения задач в рамках обычной профессиональной деятельности (экстремальные условия понимаются предельно широко). …Этические аспекты являются необходимыми компонентами всех умений, определяющих общение»[4]. К числу психогенных чрезвычайных ситуаций относятся эпидемии, в особенности в периоды особых условий их протекания. Длительность влияния деструктивных процессов также является дополнительным психогенным фактором, который необходимо учитывать даже при неявных признаках изменения поведения. Компетентность психолога выражается в способности системного анализа ситуации потерпевших, не делая поспешных выводов и сохраняя уважение к их личности. «Грипп, как показала эпидемия в Москве в 1943 г., не давая, за редкими исключениями, психозов во время самой инфекции, очень часто оставлял после себя повышенную чувствительность, облегчающую развитие психогенных реакций. …приходится считаться с длительной психической травмагизацией и с влиянием возраста. Дети, подростки и молодые субъекты более ранимы, ввиду более легкого наступления у них вегетативных реакций. Период менструаций, беременности и послеродовой характеризуются большей готовностью давать психогенные реакции»[5].

В последнее время выявились также и психологические предпосылки катастрофических явлений как следствие обострений у лиц, страдающих депрессивными состояниями, примером чего служат уносящие сотни жизней авиакатастрофы по вине пилотовсамоубийц[6]. Ситуации серьезных напряжений психики, риска обостряют ранимую или травмированную психику пилотов, иногда спусковым механизмом может быть личная драма: болезнь ребенка или ссора с возлюбленной.

Военные конфликты XX в., участие военнослужащих в боевых действиях в горячих точках в XX и XXI вв. позволили выявить частоту возникновения у военнослужащих пограничных состояний и психогений. Исследователи рассматривают психогенные расстройства военного времени, разделяя участников военных действии и население, поскольку в их реакциях имеются различия, а у солдат возникает своего рода привыкание с отсроченной реакцией[7].

Вместе с тем моральный дух армии, ее боеспособность в значительной мере определяются психологическим настроем, психологическими условиями, харизмой руководства, ощущением заботы тыла, доступностью командиров, что, впрочем, определяет здоровье коллективов и в мирное время. Психоневрозы войны, последствия пережитого участниками боевых действий стали важной темой современной психологической практики по реабилитации бывших воинов. «Рамки вопроса о психоневрозах войны выходят далеко за пределы одной лишь проблемы так называемых чистых психоневрозов, так как травматизирующий психогенный фактор — дсиримирующая (подавляющая) эмоция — пронизывает и обволакивает собою всю без исключения клинику войны — хирургическую, общесоматическую (внутреннюю), инфекционную, неврологическую, благодаря чему все без исключения болезненные формы характеризуются обостренной чувствительностью организма и чрезмерным затягиванием болезненного процесса»[8].

Авторы исследований отмечают, что участники боевых действий вследствие различного рода травм, множества самоограничений не всегда контролируют свое поведение, и возможности, открывающиеся в случае наступления на чужой территории, служат для них новым испытанием. «Наряду с реальным героизмом, взаимовыручкой, боевым братством и другой относительно позитивной атрибутикой войны грабежи и убийства… жестокость к пленным, …вооруженный разбой и мародерство составляют неотъемлемую часть любой войны и относятся не к единичным, а к типичным явлениям для любой из воюющих армий, как только она ступает на чужую землю противника»[9]. Однако, но завершении боевых действий и возвращении домой через некоторое время наступает время отрезвления, раскаяния, к бывшим военнослужащим, даже, если они были всего лишь свидетелями поступков других, приходят чувства тревоги и вины, наряду с тяжкими воспоминаниями о тяжести пережитого, потерях друзей. Вина «молчаливо проецируется на все межличностные, в том числе внутрисемейные отношения, составляя часть эмоционального поля, а иногда и весь эмоциональный фон»[10], что приводит к деформации личности, психическим расстройствам.

Работа психологов по реабилитации населения территорий, где велись военные действия, кропотливая и трудная, поскольку психические травмы, многомесячный страх, обстрелы, разрушения, потери близких, имущества, жизнь в подвалах, голод, пережитые ощущения беззащитности и их последствия уходят вглубь личности, часто не афишируются и не раскрываются пострадавшими, сознательно или подсознательно желающими их забыть. Вместе с тем психические травмы населения бывших горячих точек, свидетелей терактов и потерпевших в них — не менее значимая проблема психического здоровья мирного населения, которая часто влияет на всю оставшуюся жизнь человека[9].

  • [1] Мухин А. II. Мораль в условиях чрезвычайных ситуаций и катастроф: авто-реф. дис… доктора философ, наук. СПб., 1997. С. 5.
  • [2] См.: Гиляровский В. А. Психогенные расстройства // Александровский Ю. А. Пограничная психиатрия. М.: РЛС, 2006. URL: http://www.rlsnet.ru/books_book_id6_page22.htm (дата обращения: 14.05.2016).
  • [3] Гиляровский В. А. Психогенные расстройства. Цит. по: Александровский /О. А. Пограничная психиатрия.
  • [4] Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: курс лекций. Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института, 2001. С. 9.
  • [5] См.: Гиляровский В. А. Психогенные расстройства.
  • [6] См.: Авиакатастрофы, произошедшие по вине пилотов-самоубийц. URL: https://point.md/ru/novosti/v-mire/aviakatastrofi-proizoshedshie-po-vine-pilotov-samoubijc (дата обращения: 14.05.2016).
  • [7] См.: Александровский /О. А. Психогении у военнослужащих и пограничныесостояния // Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. URL: psyoffice.ru/8/psichology/book_o358_page32.html (дата обращения: 14.05.2016).
  • [8] Залкинд А. Б. Социальные факторы психоневрозов. Цит. по: Александровский Ю. А. Пограничная психиатрия.
  • [9] Там же.
  • [10] Залкинд А. Б. Социальные факторы психоневрозов.
  • [11] Там же.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой