Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Античная цивилизация и зарождение конфликтологической мысли в Древней Греции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Начало формирования греческого этноса историки относят к концу III — началу II тыс. до н.э., когда греки-ахейцы, обитавшие в районе Придунайской низменности или в степях Северного Причерноморья, вторглись с севера на Балканский полуостров. Продвигаясь на юг по территории страны, которая в дальнейшем стала называться Грецией, ахейцы частью уничтожали, а частью ассимилировали коренное догреческое… Читать ещё >

Античная цивилизация и зарождение конфликтологической мысли в Древней Греции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Зарождение конфликтологической мысли в Древней Греции в VII—VI вв. до н.э.

Античный полис. Главной характеристикой античной цивилизации, определявшей ее специфику, является наличие полиса. Полис — не просто город-государство (он мог включать и несколько городов), а территориальная гражданская община, сообщество граждан. Все граждане полиса имели право на землю, и все, кто имел право на землю, были гражданами полиса. Полноправными гражданами полиса были лишь взрослые мужчины. Дочери и супруги граждан были свободны, но не имели гражданских прав. Кроме свободных граждан, в полисе, как правило, были чужеземцы (лично свободные, но не имевшие гражданских прав), а также рабы.

Античная демократия. Наличие большого количества свободных граждан, обладавших собственностью, позволило многим полисам установить у себя демократический строй, т. е. правление, осуществляемое гражданами. Правда, античная полисная демократия существенно отличалась от современной. Кратко охарактеризуем античную демократию на примере Афин.

Все граждане Афин имели право участвовать в народном собрании (экклесии). Народное собрание выбирало главных должностных лиц. Оно, однако, было достаточно многолюдным (кворум составлял 6 тыс. чел.) и могло, по сути, лишь голосовать за те или иные решения, но не вырабатывать их. Народное собрание избирало Совет пятисот, занимавшийся управлением в промежутках между собраниями, а также предварительной подготовкой их решений. Любопытно, как именно он избирался: афинские граждане исходили из принципа исономии — равноправия: никто из них, считали они, не является лучшим кандидатом на ту или иную должность, чем другую. Иначе говоря, все хороши и все равно достойны. Чтобы как-то все же определить достойнейшего кандидата, прибегали к жребию. Жребий — воля богов, и пусть достойнейшего определят боги! Жребием определяли, кто из граждан станет на год членом Совета пятисот, а также избирали большинство должностных лиц.

Совет пятисот делился на 10 групп, и каждая из этих групп правила Афинами в течение 1/10 года. В свою очередь, руководитель этой группы (притан), формальный правитель Афин, выбирался на сутки по жребию из числа членов этой группы. После этого он получал государственные символы — печать и ключ от казны, а через сутки передавал их товарищу. Были, однако, и должности, на которые избирали не жребием, а более привычным для нас способом — поднятием рук. Так избирались военачальники (стратеги) и казначеи. Так, 29 раз подряд избирался главным стратегом Перикл (V в. до н.э.).

Важной характеристикой жизни античных полисов была проявлявшаяся всюду состязательность, соревновательность. Этим словом мы передаем древнегреческое понятие «агон» (борьба, состязание), производным от которого является «агонистика» — соревновательность, состязательность, дух борьбы. Агонистикой была пронизана не только политическая жизнь. Ее проявления многообразны: это спортивные состязания, самыми известными из которых были Олимпийские игры, риторика (ораторское искусство), софистика (умение строить логические доказательства, доказывая в том числе и абсурдные вещи). Таким образом, духом борьбы и состязания были пронизаны все стороны жизни античности.

Во многих греческих полисах постепенно сложилась практика в случае возникновения серьезных внутренних конфликтов, грозящих или приведших к расколу в обществе, обращаться в другой дружественный полис с просьбой избрать из своей среды и прислать наиболее уважаемых, здравомыслящих, справедливых граждан для урегулирования таких конфликтов[1].

Подобное урегулирование в один из таких драматических эпизодов из жизни Афин и других полисов описывает Аристотель:

«(3) Когда… на сторону граждан… перешел весь народ и эта партия стала одолевать в войне, тогда в городе… избрали… десятерых — таких, которые пользовались репутацией наилучших людей. При них-то и при их энергичном содействии состоялось примирение между сторонами и возвратилась демократическая партия… Они еще до прихода Павсания стали вести переговоры с находившимися в Пирее, а после его прихода общими стараниями добились возвращения изгнанников. (4) Окончательно водворил мир и уладил заключение договора лакедемонский царь Павсаний совместно с десятью посредниками, прибывшими позднее из Лакедемона по его настоянию…»[2].

Начало формирования греческого этноса историки относят к концу III — началу II тыс. до н.э., когда греки-ахейцы, обитавшие в районе Придунайской низменности или в степях Северного Причерноморья, вторглись с севера на Балканский полуостров. Продвигаясь на юг по территории страны, которая в дальнейшем стала называться Грецией, ахейцы частью уничтожали, а частью ассимилировали коренное догреческое население этих областей (пеласгов, лелеговикарийцев). Большинство своих богов греки заимствовали у местных народов, чьи земли они заселили, и восточных соседей (Египет, Вавилония). Ранняя греческая мифология была попыткой систематизации и объяснения хаоса многочисленных и часто разрушительных сил природы в данной конкретной местности. Греки верили, что поля, леса, долины и горы населены разнообразными демонами и духами, олицетворяющими неразумные и несправедливые силы природы. Им противопоставлялись боги как разумное и справедливое начало[3].

Гомер (VHI в. до н.э.) и Гесиод (VII—VIII вв. до н.э.), жившие в период разложения родового общества и становления политического — возникновения греческих городов-государств (полисов), придали божественному началу природы универсальный характер. Они рассматривали олимпийских богов как абсолютных правителей, носителей разумности и вершителей справедливости во всей природе, включая и человеческое общество.

В VI в до н.э. в Древней Греции произошла мировоззренческая революция, равной по значению которой еще не было до сих пор: появились люди, которых позже стали называть философами, утверждавшие, что нет ничего могущественнее закона сохранения природы, и даже боги, если они существуют, вынуждены ему подчиняться[4].

Суть революции заключалась в переносе причины существования и сохранения природы с бога или богов (неприродного начала) на определенные природные стихии (вещественные элементы). Ее главный результат: природа была признана единственной причиной своего собственного существования и сохранения. Философия ввела новый вид мудрости: не боги, а сама природа — причина своего существования и сохранения. В этом состоит высшая справедливость и мудрость природы.

Философия в Античности понималась как наука наук, в рамках которой начинали развиваться все науки. Философ, таким образом, претендовал на то, чтобы считаться универсальным специалистом. Среди трудов Аристотеля, жившего в IV в. до н.э., есть и «Физика», и «Метеорология», и «Поэтика», и трактат «О происхождении животных», и работа по логике «Органон». Раньше всех от философии отпочковались математические науки, позже — естественные (их отделение произошло только в XVI—XVII вв. со становлением новой модели естествознания), а позже всех — в XIX в. — социальные науки. Уделом же философии остались общие размышления о человеке и его месте в мире.

Важнейшей причиной появления древнегреческой философии историки называют смену родовой организации племен полисной и распространение принципа всеобщего равенства на всю природу. Власть граждан полиса основана на их равном подчинении общим законам. По мнению первых философов, природа также имеет единый закон для всех своих сил и стихий, независимо от их ранга в общей иерархии. Согласно этому закону, процессы возникновения и уничтожения вещей всегда уравновешены и при этом ни одна из природных стихий не может господствовать безраздельно и единолично[5].

В Древней Греции существовали различные формы третейского суда:

  • 1) институт «проксении», т. е. гостеприимства, существовал между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Под ним понималось обращение к посреднику с целью установления и поддержания связей, ведения переговоров и взаимодействия между отдельными гражданами, семьями, родами, племенами и даже городами-государствами. Такой посредник именовался proxenetas. Это был способный к конструктивному общению и наделенный здравым смыслом человек, который направлялся доверителем для установления или поддержания дружественных отношений, и в принимающей семье, роде, государстве пользовался гостеприимством, привилегиями, почетом и уважением. Этот человек, в силу обычая, нес обязанности как перед доверителем, так и перед принимающей стороной. Он должен был заботиться об интересах обеих сторон и всячески способствовать их осуществлению. Достичь этого proxenetas мог только посредством содействия защите интересов и достижению соглашений между тем, кто его направил, и принимавшей стороной. Иными словами, посредством примирительной процедуры. Институт проксении достиг в Древней Греции широкого распространения и был заимствован иными странами Древнего мира, войдя в практику международных отношений[6];
  • 2) «амфиктионии» — религиозные союзы, которые существовали возле святилищ и в случае необходимости решали общественные дела: во время празднеств запрещали вести войны и провозглашали «божий

мир» (иеромения), а все спорные вопросы, возникающие между членами союза, улаживали через третейский суд[7];

  • 3) «пилагоры» (появились в конце IV в. до н.э.) — являлись политическими представителями союзных государств. Через пилагор города давали друг другу клятвы и принимали на себя обязательства не нарушать их, нарушение обязательств приводило к «священной войне», и тогда на свою сторону сильные государства привлекали Дельфийского оракула;
  • 4) Дельфийский оракул — сила жречества была не только в предсказаниях и освящении событий, но оно становилось арбитром и посредником в спорных вопросах[8];
  • 5) «послы» — разрешали возникшие между общинами и полисами конфликты. В гомеровской Греции они назывались вестниками (керюкс, ангелос), в классической — старейшинами (пресбейс). У Платона в диалоге «Протагор» таким вестником в мифе о политике является Гермес, который был посредником между Зевсом и людьми. Послы избирались народным собранием из лиц почтенного возраста, не моложе 50 лет, отсюда происходит термин «старейшины». Это были состоятельные и авторитетные граждане, имевшие проксенов в разных городах. Послы заключали союзы с другими городами и подписывали договоры[9].

В Риме, как и в Греции, спорящие стороны могли выбрать третейского судью, заключить с ним частный третейский договор. Обычно судья, взявший на себя функции, юридически был обязан исполнять их до конца, а его приговор для обеих сторон являлся обязательным[10].

В Риме существовали:

  • 1) «право гостеприимства» (jus-hospitii);
  • 2) «фециалы» — жреческая коллегия из 20 чел. знатного рода — регулировала возникшие между племенами и племенными союзами

споры и недоразумения, осуществляла международные соглашения, объявляла войны и заключала мир[11];

  • 3) рекуператоры (recuperatores) — должностные лица римской общины, особые выборные судьи — они представляли не что иное, как третейский суд, который во II и I вв. до н.э. рассматривал заявления и жалобы населения римских провинций на действия наместников и регулировал отношения между римлянами и иностранцами[4];
  • 4) «посольства» — послами избирали фециалов, которых утверждал Сенат специальным постановлением (senatusconsultum). Послы назывались легатами (legati) и ораторами (oratores). Цели посольства могли быть самыми различными: объявление войны и заключение мира, подписание договоров, организация коренных провинций, третейское улаживание международных конфликтов и разрешение религиозных споров;
  • 5) «конференция» — своего рода международный конгресс представителей всех галльских племен, где в роли третейского судьи выступил Гай Юлий Цезарь (58—51 гг. до н.э.). Конференция провозгласила его вождем и защитником общегалльских интересов и облегчила задачу покорения Галлии. К Цезарю, как к «третейскому судье» и защитнику галлов, обращались с жалобами и доносами все галльские племенные князья[13].

Широко распространенным способом урегулирования частных споров, которые стороны не могли уладить самостоятельно, была процедура diaetesia, которая включала в себя diallage (диалог, или примирительную процедуру) и, при необходимости, krisis (вынесение решения). Используя современную терминологию, ее можно условно назвать «посредничество-арбитраж». Эта, а также другие неформальные примирительные процедуры применялись и для урегулирования споров с публичной властью. При этом склонение сторон к миру являлось ключевой составляющей функций как арбитра, так и государственного судьи: krisis мог и не наступить, если в том не было нужды. Даже после вынесения решения судом или арбитражем нередко предпринимались меры по примирению сторон для содействия добровольному исполнению данного решения, действительного прекращения конфликта и предотвращения новых споров[14].

Примерно в 400 г. до н.э. у греков остро встала проблема перегруженности судов. Эту проблему решали путем обеспечения доступа граждан к альтернативным (внесудебным) процедурам. Аристотель писал, что все мужчины, достигшие возраста 60 лет, выполняли обязательную функцию арбитра, разрешая все частные споры, которые стороны подчиняли арбитражу своим соглашением. Уклонение от исполнения функций арбитра считалось правонарушением, влекущим лишение гражданских прав. Первейшей обязанностью арбитра было попытаться примирить стороны. Если это не удавалось, он разрешал спор по существу[11].

Древнегреческая философская мысль и античная культура в значительной мере определили облик современных социальных наук и современного мира. Практически у любой философской системы, возникшей в лоне европейской культуры, можно найти корни, уходящие вглубь веков и указывающие на родство с той или иной школой или системой взглядов видного мыслителя времен Античности. Как заметил А. Уайтхед, вся европейская философия является лишь примечаниями к Платону. «Обращение к истокам европейской цивилизации» поможет нам лучше понять генезис основных конфликтологических теорий и парадигм[16].

  • [1] Давыденко Д. Л. Примирительные процедуры и арбитраж в Древней Греции. [Электронный ресурс] // Третейский суд. 2010. № 5−6. URL: http://mediators.ru/rus/about_mediation/literature/text3
  • [2] Аристотель. Восстановление демократии // Политика. Афинская политая. Гл. XIV.М., 1997. С. 271—343.
  • [3] Категория: Античная философия. [Электронный ресурс] // Словарь мира. URL: http://slovarmira.org
  • [4] Там же.
  • [5] Категория: Античная философия. [Электронный ресурс] // Словарь мира. URL: http: //slovarmira.org
  • [6] Давыденко Д. Л. Примирительные процедуры и арбитраж в Древней Греции. [Электронный ресурс] // Третейский суд. 2010. № 5−6. URL: http://mediators. ru/rus/about_mediation/literature/text3
  • [7] Словарь Античности. М., 1993. С. 30.
  • [8] Так, в борьбе с греками македонский царь Филипп II не только вел военные действия, но и занимался дипломатической аргументацией своей политики через посланияафинянам писем. Филиппу II удалось достигнуть удивительных результатов. В 346 г. до н.э. он был избран членом Дельфийско-Фермопильской амфиктионии и стал арбитромв спорах между греческими городами. Интересно, что в роли посредника при ведениипереговоров между эллинистическими государствами часто выступали и правители о.Родос. При этом они старались получать для себя те или иные выгоды, не выходя за рамкисуществующих правил (из Полибия) (История дипломатии. М., 1959. Т. I. С. 55, 59).
  • [9] Если на почве нарушения договора возникали споры и столкновения, то вопроспередавался на рассмотрение «третейской комиссии». Она налагала на виновников нарушения денежные пени, вносимые в храм в честь какого-либо божества. Денежные взыскания равнялись 10 и более талантам, что составляло в то время крупную сумму. Еслистороны не подчинялись требованиям третейского суда, то принимались принудительныемеры, вплоть до объявления «священной войны». Каждой стороне вменялось в обязанность после принятия соглашения вырезать текст договора и клятвы на каменном столбе-стелле. В случае разрыва дипломатических отношений и объявления войны стелла разбивалась и тем самым расторгался договор (История дипломатии. М., 1959. Т. I. С. 33—35).
  • [10] Словарь Античности. М., 1993. С. 586.
  • [11] История дипломатии. М., 1959. Т. I. С. 61.
  • [12] Там же.
  • [13] Там же. С. 64.
  • [14] Давыденко Д. Л. Примирительные процедуры и арбитраж в Древней Греции /Д. Л. Давыденко // Третейский суд. 2010. № 5. С. 23—26.
  • [15] История дипломатии. М., 1959. Т. I. С. 61.
  • [16] См.: История конфликтологии: учеб, пособие / Д. Ю. Трутников, В. И. Трушни-кова. [Электронный ресурс]. URL: http://lit.lib.rU/t/trushnikow_dJ/text_0220.shtml
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой