Модели развития организации
В. В. Щербина выделяет два основных взгляда на механизм и логику развития организаций. С первой точки зрения различимы механизмы организационного развития, опираясь на предпосылку рациональности деятельности менеджеров, разрабатывающих и реализующих социальные проекты реконструкции организации. При этом сбои и дисфункции, возникающие в связи с этой деятельностью, объясняются либо дефектами… Читать ещё >
Модели развития организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Различают три наиболее устоявшихся подхода к понятию «организационное развитие»:
- — организационное развитие как естественный процесс качественных изменений в организации, производных от ее возраста;
- — организационное развитие как изменение, способствующее росту численности персонала или увеличению размеров организации и определяющееся нововведениями;
- — организационное развитие как стратегия управленческого консультирования, рассчитанная на изменение социальных отношений, взглядов людей и структуры организации с целью улучшить адаптацию организации к требованиям технологии и рынка.
В. В. Щербина выделяет два основных взгляда на механизм и логику развития организаций. С первой точки зрения различимы механизмы организационного развития, опираясь на предпосылку рациональности деятельности менеджеров, разрабатывающих и реализующих социальные проекты реконструкции организации. При этом сбои и дисфункции, возникающие в связи с этой деятельностью, объясняются либо дефектами исходного проекта, либо ошибками, допущенными в ходе его реализации. Вторая точка зрения фокусируется на логике организационного развития, исходя из представлений об организации как о квазиприродной самоорганизующейся системе, развивающейся по неким объективным законам. Первый подход был назван субъектно-рационалистическим, второй — природно-объективистским.
Основные проблемы субъектно-рационалистического подхода:
- — организационное развитие — результат сознательных, радикальных и прогрессивных изменений, способов и условий функционирования организаций;
- — прогрессивность изменений принципиально не поддается оценке на основе объективных критериев. Изменение лишь переживается как прогрессивное;
- — будущее организационных социальных систем не детерминировано прошлым, а свободно выбирается и проектируется специалистами — инженерами человеческих душ;
- — развитие не имеет внутренней логики: это дискретный, извне (от субъекта-менеджера) привносимый процесс;
- — человек и социальная общность — пластичный материал, обладающий неограниченной способностью адаптации к любым изменениям внешней среды и правилам игры. Изменения внешних условий и правил игры есть главное условие организационных изменений;
- — человек и общность обладают способностью быстро и адекватно оценивать изменения внешней среды, реагировать на эти изменения, находить эффективные образцы деятельности и взаимодействия;
- — организация — это либо совокупный индивид, либо совокупность индивидов (групп), преследующих свои (рефлексивно сознаваемые) цели, сотрудничающих и противоборствующих в их достижении.
Таким образом, необходимо учитывать такие параметры, как возраст и история организации, размер организации, характер деятельности, технологии, месторасположение организации, окружающая среда, человеческий фактор, организационные ценности, разделяемые сотрудниками, стиль управления.
Существует десять наиболее востребованных моделей развития организаций, созданных в Америке во второй половине XX в.