Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Характер личности и его формирование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мазохист-садист". Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя. Такой человек много занимается самообразованием… Читать ещё >

Характер личности и его формирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

У каждого человека есть три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности.

В. Гюго

Общие сведения о характере. Взаимосвязь характера с темпераментом. Типология характеров. Формирование характера

Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter — чеканка, печать). Это понятие многолико, хотя, пожалуй, оно является одним из наиболее часто употребляемых в повседневной жизни.

У каждого человека уже изученные нами черты и качества соединены по-разному. Люди различно относятся к окружающему миру — к другим людям, природе, труду, самим себе. Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее собой не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером.

Характер — это совокупность индивидуальных свойств личности, проявляющаяся в деятельности и общении.

По этим проявлениям мы и судим о характере той или иной личности. Характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Прогнозирование возможно именно потому, что, во-первых, каждый человек ведет себя в соответствии со своим характером и, во-вторых, потому, что вы успели изучить его характер. С незнакомым человеком трудно общаться прежде всего потому, что не знаешь, чего от него можно ожидать и чего он ждет от тебя.

Писатель С. Шуртаков в одной из своих книг пишет: «Бывает так. Человек вроде бы и на вид неказист, и на язык не боек, и вообще среди других ничем таким не приметен, а познакомишься с ним поближе и хоть, может, пуда соли съесть не успеешь, а останется этот человек в твоем сердце на всю жизнь. Вспомнишь о нем через месяц, через год — и радостно тебе станет: хорошо, что где-то есть такой чудесный человек!».

Самым важным показателем характера человека являются его поступки и поведение.

Человек может говорить о себе разное, однако поступки показывают, что он есть на самом деле. Подлинная сущность характера проявляется в трудных и критических ситуациях. «Человек отражается в своих поступках», — писал Ф. Шиллер. «Человек есть не что иное, как ряд его поступков», — утверждал Г.-В.-Ф. Гегель.

Зная характер личности, можно предвидеть, как она будет вести себя в тех или иных обстоятельствах. В характере человека как бы заложена программа его обычного поведения в типичных ситуациях. И человеку всегда было интересно исследовать характер. Эти попытки предпринимались с незапамятных времен.

Например, было сформировано самостоятельное учение о характере — характерология. Важнейшей проблемой было выявление типов характеров и их определение, но внешним проявлениям. Попытки создания типологий характера не всегда основывались на научных методах.

Одной из таких попыток является объяснение характера и поступков человека датой его рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека, построенные на этом принципе, получили название гороскопов. Другая подобная попытка заключалась в стремлении связать характер человека с его именем.

Значительное влияние на исследования характера оказала физиогномика (от грсч .physis — природа, gnomon — знающий) — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности. Главная идея данного учения строится на том, что по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики человека. Наиболее известной является теория И. Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого характера изучение строения головы, конфигурации черепа и г. д.

Не менее знаменитую и богатую историю имеет хиромантия (от греч. cheir— рука и manteia — гадание, пророчество) — система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Научная психология отвергает хиромантию.

В характере можно выделить отдельные стороны, или черты, которые не существуют изолированно, а связаны воедино.

Черты личности — это особенности поведения человека, систематически (но не постоянно) проявляющиеся в различных ситуациях. Следует сказать, что их знание еще не дает полной гарантии о конкретной поведенческой модели человека в определенной ситуации.

Черты личности можно классифицировать по различным критериям (см. рис. 17).

Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом.

Разновидности черт личности.

Рис. 17. Разновидности черт личности.

В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие, которые задают общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными.

Так, если ведущей чертой характера является нерешительность, то человек, прежде всего, опасается «как бы чего не вышло». Поэтому даже если он попытается помочь ближним, то это закончится внутренними переживаниями и самооправданиями. Если же ведущей чертой является альтруизм, то человек не колеблясь идет на помощь ближнему. Знание ведущих черт позволяет отразить суть характера, показать его основные проявления.

Точной классификации и типологии характеров еще не существует. Поэтому при характеристике человека обычно указывают на наиболее выделяющиеся черты его характера. Одних мы называем людьми твердого, сильного характера, других — скромными, трудолюбивыми, третьих — добрыми, общительными и т. д.

Встречаются люди и без ярко выраженного характера, люди с неопределенным характером.

О них Н. В. Гоголь писал: «Люди… неопределенные, ни то, ни се, не поймешь, что за люди, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». О таких людях и деятелях также довольно метко говорится в народе: «Так себе человек — ни рыба, ни мясо», «Ни богу свечка, ни черту кочерга», «Плывет по течению, как полено», «Не человек, а охапка пустяков».

Характер человека — всегда продукт общества. Этим и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным социальным группам. В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: профессиональные, возрастные, национальные и др. Нетрудно описать типичный характер учителя, врача, военного. В то же время каждый типический характер имеет свои индивидуальные черты (литературный образ скупого человека: Плюшкин, Скупой рыцарь, Гобсек).

Какие черты характера наиболее привлекательны в человеке? Наверное, все согласятся, что это доброжелательность, чувство собственного достоинства и справедливости, душевная чуткость, простота в общении с окружающими, оптимизм, преданность своему делу, смелость, принципиальность, юмор.

К. Паустовский писал, что самая глубокая, самая напряженная деятельность человека может и даже должна сопровождаться юмором. Отсутствие юмора свидетельствует не только о равнодушии ко всему окружающему, но и об известной умственной тупости. Культурный, воспитанный человек разрешит неожиданный житейский конфликт скорее с юмором, чем с досадой.

Проблема распределения людей по типам характера с древних времен интересовала мыслителей. Решение этой проблемы открывало возможность предсказания их поведения в той или иной ситуации и, следовательно, подбора исполнителей для ответственных работ.

Известно, что Платой в своей работе «Государство» выделил три начала, или типа, человеческой души: вожделение, ныл и рассудительность. Этим типам он поставил в соответствие три класса в государстве (ремесленники, воины и стражи) и три добродетели (воздержанность, мужество, мудрость). Впоследствии он даже выстроил иерархию типов души в такой последовательности: души богов, мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя, прорицателя, поэта или художника, ремесленника, софиста, тирана, души животных.

Древнегреческий философ Теофраст в 318 г. до н.э. написал книгу «Нравственные характеры», где дал 30 описаний разных характерологических типов, отклоняющихся от норм поведения («болтун», «хвастун», «льстец» и др.).

Конечно, с позиции настоящего времени эти труды представляются наивными, рожденными раздумьями в тишине и одиночестве. Много времени потребовалось, чтобы типология характеров разрабатывалась на основе научных требований.

Сложность проблемы типизации характеров состоит не только в огромном количестве личностных черт, но и в большом числе вариантов взаимодействия отдельных черт.

Наиболее известные типологии характеров мы рассмотрим кратко (А. Личко, Э. Фромма, Э. Шострома, Р. Кетгела и др.), а подробно остановимся на типологии К. Леонгарда. Прежде всего потому, что она чаще всего используется практиками, а также потому, что этот ученый первым ввел понятие акцентуации характера} которое представляет интерес для любого человека.

Концепция К. Леонгарда основывалась на предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности (акцентуации) они накладывают отпечаток на личность в целом, а при неблагоприятных обстоятельствах могут разрушить личность в целом.

По наблюдениям ученого, у 20—50% людей некоторые черты характера настолько заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Среди подростков акцентуированные личности встречаются в 50—80%, но с возрастом акцентуации ослабевают под влиянием накопленного опыта и умения им распорядиться. Акцентуации придают личности индивидуальный психологический колорит, раскрашивают его поведение всеми красками психологических нюансов и «излучают» во внешний мир сведения о личности.

К. Леонгард выделяет двенадцать типов акцентуаций характера. Его классификация основана на оценке стиля общения человека с другими людьми.

Гипертимный тип характеризуется чрезвычайной контактностью, преобладанием приподнятого настроения, повышенной словоохотливостью, выраженностью жестов, мимики, пантомимики. Люди этого типа энергичны, инициативны, жаждут деятельности. Им свойственны легкомыслие, недостаточно серьезное отношение к своим служебным и семейным обязанностям, проявляющаяся временами раздражительность.

Дистимиый тип характеризуется низкой контактностью, немногословием, пессимистическим настроением. Люди этого типа ведут замкнутый образ жизни, домоседы, склонны подчиняться, а не доминировать. Привлекательными чертами характера для партнеров по общению являются их серьезность, добросовестность и обостренное чувство справедливости. Непривлекательные черты этого психологического типа в общении — медлительность, пассивность и индивидуализм.

Циклоидный тип. Людям этого типа свойственны частые смены настроения. В период приподнятого настроения они общительны, в период подавленного — замкнуты.

Возбудимый тип характеризуется низкой контактностью, угрюмостью, занудливостью. В спокойном состоянии люди такого тина добросовестны, любят детей, животных.

В состоянии эмоционального возбуждения склонны к брани, конфликтам, плохо контролируют свое поведение, им трудно ужиться в коллективе.

Застревающий тип — человек умеренной общительности, склонный к нравоучениям, занудливости. Люди этого типа обидчивы, подозрительны, конфликтны, обладают повышенной чувствительностью к социальной несправедливости. Для них характерно стремление добиваться высоких показателей в любом деле, требования к себе — повышенные.

Педантичный тип. Люди этого типа выделяются чрезмерным формализмом в служебном рвении, брюзжанием и занудливостью как на работе, так и в быту. В общении они привлекают к себе ровным настроением, серьезностью, надежностью в делах, добросовестностью и аккуратностью.

Тревожный тип — человек с низкой контактностью, неуверенный в себе, робкий, нерешительный, долго переживающий неудачи. Люди этого типа редко вступают в конфликты, стремясь в ситуациях противостояния опереться на сильную личность. Их притягательными чертами являются дружелюбие, самокритичность, исполнительность.

Эмотивный тип. Наиболее существенной чертой людей этого типа является стремление общаться в узком кругу друзей и близких, где их хорошо понимают. Они обидчивы, но обиды носят в себе; часто находятся в подавленном настроении и слезливы. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, исполнительность, умение искренне радоваться чужим успехам.

Демонстративный тип. Люди этого типа контактны, стремятся к лидерству, доминированию, жаждут власти, похвалы. Они самоуверенны, самолюбивы, легко приспосабливаются к окружающим, склонны к интригам, хвастовству, лицемерны и эгоистичны. Притягательные черты: артистизм, обходительность, неординарность мышления, умение увлечь и повести за собой других людей.

Экзальтированный тип. Люди этого типа обладают высокой контактностью, словоохотливостью, влюбчивостью, могут быть конфликтными. Они — альтруисты, внимательны к друзьям и близким, обладают яркими и искренними чувствами, зачастую художественным вкусом. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность отчаянию, сиюминутным настроениям.

Экстравертироваппый тип отличается открытостью для любой информации, готовностью выслушать и помочь любому просящему. Люди этого типа обладают высокой степенью общительности, болтливы, уступчивы, исполнительны. Им трудно дается организованность в быту и на работе. Отталкивающие черты: легкомыслие, необдуманность поступков, склонность к распространению слухов, сплетен.

Интровертированный тип. Люди этого типа характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию. Они ориентированы на свой внутренний мир, на свою собственную оценку предмета или события; склонны к одиночеству, при попытках других бесцеремонно вмешаться в их личную жизнь вступают в конфликты. Их поступки определяются в первую очередь собственной внутренней установкой. При этом они чрезмерно упрямы в отстаивании своих нереальных взглядов.

Позднее классификацию характеров предложил А. Личко. Она построена на основе наблюдений за подростками и включает 11 типов акцентуаций характеров.

Широко известна типология характера, построенная на основе отношения человека к жизни, обществу, нравственным ценностям. Ее автор — Э. Фромм, который назвал данную классификацию социальной типологией характеров. Пол мнению автора, социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов. Именно ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют его характер. Характер создает основу для адаптации индивида к социальной среде. Приспосабливаясь, индивид развивает в себе те черты характера, которые затребованы данными социальными условиями.

Ориентации позволили Э. Фромму выделить следующие типы социальных характеров.

«Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, «переделкой» людей «в лучшую сторону». Своими непомерными требованиями он иногда доводит себя до изнеможения. Такой человек особенно опасен, если получает власть: он начинает терроризировать, исходя из «благих намерений».

У людей этого типа почти всегда присутствуют и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять боль, наслаждаться тем, как они страдают.

«Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. К разрушителям относятся люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В периоды больших социальных потрясений, революций они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое, в том числе и культуру.

«Конформист-автомат». Такой тип личности, столкнувшись с социальными и личностными проблемами, перестает быть «самим собой». Он подчиняется обстоятельствам, требованиям социальной группы, усваивает тип мышления, который свойственен большинству людей данной ситуации. У такого человека почти никогда нет собственного мнения. Он фактически утрачивает собственное «Я», готов подчиниться любой новой власти, быстро и без проблем меняет свои убеждения. Это тип сознательного или бессознательного приспособленца.

Отличительными признаками классификации Э. Шострома служит степень манипулятивной эксплуатации человеком лжи, неискренности, неосознанности, цинизма и подозрительности. Манипулятором ученый называет ту часть личности человека, которая сознательно или неосознанно применяет различные уловки, чтобы достичь своих целей. Манипуляторство не всегда зло, но при этом личность в человеке существенно «растворяется».

Человек-манипулятор — результат взаимодействия личности с социумом, прижизненной кончины внутреннего «Я». Как правило, это неблагополучная личность, направленная на безграничное влияние на других людей в корыстных интересах, автомат с ролевыми масками, пытающийся установить и поддержать гарантированный уровень своего благополучия. Такой человек тем самым превращает свою жизнь в маскарадный марафон.

Манипуляторство не врожденное свойство личности. Оно привносится социальным опытом. Вот и живут в каждом из нас две собаки (по Ф. Перлзу): «собака сверху» (активное начало, проявляющееся в стремлении управлять другими) и «собака снизу» (пассивное начало, толкающее на соглашательство, послушание, робость).

Э. Шостром выделяет восемь типов манипуляторов:

  • — «диктатор» — демонстрирует нацеленность на подавление окружающих, управление ими;
  • — «тряпка» — изображает пассивность, хамелеонство и податливость;
  • — «калькулятор» — призывает поставить все под контроль, никому не доверяет, перепроверяет и одновременно сам применяет обман, хитрость;
  • — «прилипала» — играет роль «подкидыша» в социуме, демонстрирует свою зависимость от всех, нытик, иждивенец;
  • — «хулиган» — пытается утвердить имидж агрессивного, мстительного и опасного для других человека посредством насилия или оскорблений, обид, угроз;
  • — «славный парень» — взаимодействует с людьми под прикрытием заботы о них, угодливости и готовности «поучаствовать»;
  • — «судья» — делает ставку на демонстрацию своей критичности (обвинительные речи, недоверие) и добивается этого через обличение, оценку, месть и т. д.;
  • — «защитник» — проникает в души других через имитацию сочувствия, поддержки, снисходительности, утешения.

На наш взгляд, представляет определенный интерес сенсорная типология характеров. Критерием характерных различий выступает сенсорная система, или модальность, восприятия человеком информации из окружающего мира. Здесь выделяют три типа людей: визуалисты, аудиалисты, кинестетики. Причем каждый человек владеет всеми видами восприятия, но какие-то играют доминирующую роль в его деятельности и общении.

Визуалист осуществляет связь с внешней средой преимущественно через зрительные образы. Это накладывает отпечаток на манеру повседневного поведения, а также на лексикон. Его типичные слова: «с моей точки зрения», «рассмотрим», «сфокусируем», «если…то увидим», «давайте бросим взгляд на эту проблему». Он держится прямо и в диалоге соблюдает дистанцию. У него громкая речь, высокий темп разговора.

Аудиалист формирует образы окружающего мира на основе слуховых впечатлений. Предпочитает в общении слова:

«давайте прислушаемся к…», «ваша позиция созвучна моей», «громко». Он обычно избегает прямого контакта глазами. В поведении старается опираться на логику и здравый смысл. Мимика и жесты небогаты. Редко употребляет слово «я».

Кинестетик воспринимает окружающий мир через чувственные ощущения. Ключевые слова — «острый», «тяжелый», «удобно ли…». При разговоре чуть выдвигает туловище вперед. Часто касается собеседника руками. Склонен к употреблению слова «я».

Данная типология позволяет осуществить механизм подстройки к собеседнику, который обеспечивает обоим чувство полного взаимопонимания. Этот механизм действует на уровне подсознания и основан на копировании, зеркальном отражении поз собеседника, его жестов, ключевых слов, темна речи, поведенческих реакций и др.

Следует отметить, что иногда в исследованиях и научных концепциях характер связывают с темпераментом, а в некоторых случаях и смешивают эти понятия.

В современной науке можно выделить четыре подхода:

  • — очень часто отождествляют характер и темперамент. Например, концепция Э. Кречмера, который связал тип темперамента с телосложением и с особенностями поведения;
  • — в некоторых концепциях наблюдается противопоставление характера и темперамента, причем часто подчеркивается их антагонизм;
  • — в концепциях встречается мнение, что темперамент является ядром характера. Такой точки зрения придерживается С. Л. Рубинштейн;
  • — некоторые авторы рассматривают темперамент в качестве природной основы характера. К их числу относятся Л. С. Выготский и Б. Г. Ананьев.

В отечественной психологии сложилось мнение, что темперамент и характер очень близки, поскольку особенности первого в той или иной мере отражаются на втором. Это связано с тем, что основные свойства темперамента складываются значительно раньше, чем завершается формирование характера. Последний развивается на основе темперамента, но необходимо помнить, что темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Последний — это многогранное явление, и вполне вероятно, что в ближайшее время появятся новые научно обоснованные методы его исследования.

Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воздействия. При этом решающее значение имеют первые семьвосемь лет, дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается основа характера.

Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются, открыты для воздействия со стороны. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям.

Свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, — формируются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает поддержку в школе, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же опыт общения со сверстниками, учителями, другими взрослыми не подтверждает правильность тех характерных форм поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами.

Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростка. В этот период формируется его отношение к обществу, людям и самому себе. Не существует детей, которым нельзя было бы привить определенные положительные качества.

Динамика характера до 25—30 лет заключается в ослаблении «детских» черт (детская капризность, подростковый максимализм, общая импульсивность и др.) и укреплении рациональных черт (рассудительность, выдержка, ответственность и др.).

После 30 лег вероятность характерологических изменений резко снижается.

В 50 лет человек, по выражению Р. Немова, проходит рубеж, на котором встречаются прошлое с будущим, расстается с грезами и фантазиями и старается соответствовать текущим обстоятельствам. В более позднем возрасте все большее место занимают «мечты о прошлом», воспоминания и забота о здоровье. Человек вступает в фазу умиротворенной, неторопливой, размеренной жизни.

Таким образом, на ранних этапах жизни человека грани характера «оттачивает» сама жизнь. Постепенно инициатива переходит в руки самой личности.

Основными путями формирования характера являются:

  • — труд — в общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей, формируются лучшие черты характера;
  • — влияние коллектива — одобрение или осуждение поступков имеет важнейшее воспитательное значение;
  • — личный пример — положительные черты характера учителя способствуют формированию таких же черт у учеников;
  • — самовоспитание — для старших школьников это едва ли не единственный способ формирования характера;
  • — индивидуальный подход — необходимое условие успешного воспитания.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой