Надежность и долговечность собранных узлов и механизмов автомобилей в значительной мере определяется прочностью и надежностью резьбовых соединений, зависящих от качества сборки. На качество сборки резьбовых соединений большое влияние оказывает правильность затяжки болтов и гаек, отсутствие искривлений и перекосов, обеспечение необходимых посадок и прочности стопорных устройств.
При неправильной затяжке может наступить или ослабление прочности резьбовых соединений, или пропуск газов, или же возникновение деформаций, вызывающих различные неисправности в работе. Последнее наблюдается при неравномерной затяжке болтов и гаек головок блоков цилиндров, крышек шатунных и коренных подшипников, маховиков.
Усилие затяжки Р-, действует по оси болта или шпильки. Для его получения и преодоления силы трения в резьбе и под торцом гайки необходим момент затяжки Л/3, который для метрической резьбы определяется по формуле.
где dcр — средний диаметр резьбы; s — шаг резьбы; рр — коэффициент трения в резьбе; цт — коэффициент трения на торце гайки; D — диаметр опорной поверхности; d — диаметр отверстия иод болт.
Коэффициент трения в зависимости от состояния резьбы изменяется в пределах 0,1…0,4.
Во избежание перетяжки и деформации деталей затяжку болтов и гаек при установке головок блоков цилиндров и других деталей необходимо вести в определенном порядке (см. рис. 5.3).
Для обеспечения необходимой затяжки и соблюдения установленных значений моментов затяжки применяются динамометрические ключи (рис. 10.15), а также предельные ключи. В табл. 10.5 приводятся значения рекомендуемых крутящих моментов для затяжки резьбовых соединений.
Рис. 10.15. Динамометрический ключ:
1 — головка; 2 — упругий стержень; 3 — корпус; 4 — шкала; 5 — указатель; 6 — рукоятка [ 1 ].
Для затяжки резьбовых соединений, детали которых выполнены из других марок сталей, при расчете крутящих моментов вводятся следующие поправочные коэффициенты.
Сталь. | | | | А12. | | | |
Коэффициент. | 0,66. | 0,77. | 0,88. | 0,88. | 0,92. | 1,15. | 1,2. |
Приведенные значения крутящих моментов не распространяются на ответственные соединения (головки блоков цилиндров, крышки коренных и шатунных подшипников, маховики и др.), а также деталей из цветных металлов и сплавов, работающих в специальных условиях (регулировочные, стопорные и пр.).
Таблица 10.5.
Крутящие моменты для затяжки резьб.
Резьба. | Мб. | М8. | М10. | М12. | М14. |
Мъ Н? м. | 5…6,5. | 12…14,5. | 25…30. | 45…50. | 60…75. |
Резьба. | М16. | М18. | М20. | М22. | М24. |
М" Н • м. | 100…120. | 120… 140. | 170…200. | 230…280. | 300…350. |