Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности работы психолога в ДСШ с юными спортсменами на этапе специализации (13-15 лет)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На данном этапе целесообразно составлять индивидуальные программы по психологической самоподготовке спортсмена, где должны быть определены способы решения тех или иных психологических проблем. Не менее важным является продолжение работы по формированию таких качеств, как самостоятельность, ответственность, самоконтроль. Тренеру должны быть предложены психотехнологии для формирования этих качеств… Читать ещё >

Особенности работы психолога в ДСШ с юными спортсменами на этапе специализации (13-15 лет) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На втором этапе специализации (13−15 лет) работа психолога имеет уже два вектора — работа с тренером и работа со спортсменом. Однако работа со спортсменом должна обязательно проводиться при согласовании с тренером, иначе может возникнуть определенный конфликт между психологом и тренером (тренеры очень ревностно относятся к вмешательству в его работу других лиц), но самое опасное — если спортсмен станет предметом данного конфликта (этих взаимоотношений). При этом рекомендации и результаты работы со спортсменом должны быть согласованы стренером, чтобы не создавать в будущем трудностей для данного спортсмена.

Полезно организовывать семинар для тренеров, на котором необходимо не только раскрыть особенности становления спортсменов данного возраста, но обязательно рассмотреть и обсудить влияние данного возраста на дальнейшие достижения в спортивной деятельности.

Можно предложить такую тему — «Причинные схемы, влияющие на мотивацию и поведение спортсмена в тренировочном процессе».

Согласно зарубежным исследованиям существует четыре причинные схемы, которые возникают у человека при объяснении им своих успехов или неудач:

  • 1) везение — невезение,
  • 2) трудность и легкость задачи,
  • 3) наличие или отсутствие способностей,
  • 4) наличие и отсутствие усилий.

Исследования показали, что только причинная схема «наличие и отсутствие усилий» будет создавать необходимую мотивацию на максимальную тренировочную работу. Во всех других схемах спортсмен на такую работу мотивирован не будет. Особенно часто в этом возрасте возникает схема «отсутствие или наличие больших способностей». В обоих случаях часто появляются определенные психологические проблемы. При объяснении своих неуспехов в соревновательной и тренировочной деятельности схемой «отсутствие способностей» у спортсмена наблюдаются снижение самооценки, возникновение неверия в свои силы, неуверенность в достижении хорошего спортивного результата, что создает большие трудности как в тренировочной работе, так и при выступлении на соревнованиях. И нередко это приводит к уходу из спорта, хотя в таком возрасте способности могут еще не проявиться в полной мере, тем более что все это может быть компенсировано работой и упорством в достижении цели. Но и при схеме «наличие способностей» возникают проблемы: переоценка своих возможностей, завышенная самооценка, самоуверенность, что опять же не способствует повышению мотивации на тренировочную работу; создает психологические проблемы как для тренера, так и для спортсмена. Нередко эти проблемы переходят на следующий этап и уже там создают новые проблемы.

Как узнать, какой причинной схеме отдает предпочтение спортсмен? Это возможно только в процессе бесед, когда ставятся специальные, не прямые вопросы. Наблюдения за спортсменом на тренировке и соревнованиях также дают необходимый материал для решения данного вопроса. После выяснения, какой схемой руководствуется спортсмен, разрабатывается программа и определяются средства, способные переориентировать спортсмена с неэффективной причинной схемы «отсутствие способностей» на более адекватную схему — «недостаток усилий».

Важное место в работе психолога на этом этапе должен занять психологический анализ предлагаемой тренером и выполняемой спортсменом нагрузки. Опасность заключается в том, что тренер может перегрузить спортсмена, а это, помимо снижения работоспособности, негативного влияния на здоровье, вызывает психологическую перегрузку, создавая у спортсмена состояния психического перенапряжения.

Как показали исследования, психическое перенапряжение при все увеличивающемся объеме и интенсивности нагрузок может проходить три стадии: 1) нервозность, когда еще можно тренироваться на повышенных нагрузках; 2) порочная стеничность: психическое напряжение достигло максимального предела, необходимо принимать определенные меры для оптимизации психического состояния спортсмена и начинать регулировать или снижать нагрузки. Однако если этого не происходит, наступает стадия 3) астеничность, после возникновения которой уже можно потерять спортсмена, потому что на этой стадии спортсмен перестает верить в себя, не видит для себя перспектив в спорте.

Выявление данных стадий — прежде всего прерогатива тренера который должен знать о возможности их появления; когда он видит, что наметилось движение от первой стадии ко второй — информировать психолога, вместе с ним анализировать этуситуацию и искать путь выхода из нее. На этом этапе возможно использование психотехнологии по формированию психологической стабильности и психической надежности.

Полезно также в полной мере использовать психическую саморегуляцию. В данном возрасте она уже может использоваться как средство отдыха и восстановления после тренировок и соревнований, как средство улучшения техники (идеомоторная тренировка). Более активно можно использовать и самовнушение для формирования и личностных установок.

На данном этапе целесообразно составлять индивидуальные программы по психологической самоподготовке спортсмена, где должны быть определены способы решения тех или иных психологических проблем. Не менее важным является продолжение работы по формированию таких качеств, как самостоятельность, ответственность, самоконтроль. Тренеру должны быть предложены психотехнологии для формирования этих качеств уже на данном возрастном этапе, и диагностика должна стать естественным фактором тренировочного и соревновательного процесса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой