Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Соотношение личности с социетальным обществом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом Лавров показал наличие двух фазисов во взаимоотношении личности и общества. «При господстве обычая личность была вполне поглощена интересами общества». Это делало невозможным удовлетворительное общежитие на данной ступени общественной эволюции. «С пробуждением критической мысли является противоположение личности обществу». Герой, пророк, законодатель, мудрец, философ выступают из массы… Читать ещё >

Соотношение личности с социетальным обществом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социетальное общество (социокультурное сообщество) и личность — два полюса, между которыми размещается все пространство предмета социологии. Это напряженные полюса, и между ними — не пустота, а поля взаимодействий, составляющие предмет социологии. Стержень этих взаимодействий выражает принцип неполной антропосоциетальной респонсивпости — ключевой принцип антропосоциетального подхода.

Соотношение человека с социетальным обществом представляет собой противоречивое единство двух направлений их взаимодействий. С одной стороны, сообщество воплощается в человеке, который социализируется и становится личностью, вбирает в себя часть социетальных отношений, прежде всего основные элементы культуры и структуры общества, хотя далеко не все его элементы; постольку наблюдается соответствие человека, личности счщметальному сообществу. С другой стороны, личность — активный субъект, она частично изменяет культуру и социальные структуры, полученные ею от прежних поколений, инициирует процессы функционирования и развития общества, — словом, выступает как социализированный актор; постольку личность не вполне соответствует тому сообществу, в котором она действует. Вместе с тем, в своих действиях индивид ограничен существующими реалиями, которые выступают для него как наличная данность, созданная до него и без него. Таким образом, неполнота антропосоциетальной респонсивности коренится в самой природе человека и социетального сообщества, имеет фундаментальный характер.

Еще П. Л. Лавров — русский философ и социолог второй половины XIX в., один из идеологов народничества — сформулировал два положения:

«Личность не может ни охранять свое достоинство, ни правильно развиваться вне удовлетворительных форм общественного строя.

Общественный строй не может быть удовлетворительным вне существования в его среде развитых личностей, проникнутых рациональными убеждениями" (курсив П. Л. Лаврова. — Лет.).

При этом Лавров показал наличие двух фазисов во взаимоотношении личности и общества. «При господстве обычая личность была вполне поглощена интересами общества». Это делало невозможным удовлетворительное общежитие на данной ступени общественной эволюции. «С пробуждением критической мысли является противоположение личности обществу». Герой, пророк, законодатель, мудрец, философ выступают из массы, вырабатывают свой идеал нравственной жизни, весьма часто прямо противоположной жизни обычной, и пытаются развиваться независимо от окружающих их форм общественной жизни.

В наше время принцип неполноты антропосоциетальной респонсивности своеобразно выразил социально ориентированный экономист Марк Грановеттер. Он предложил концепцию социальной укорененности экономического и любого иного поведения людей, которая оказывается примерно посередине между «пересоциализованным подходом», предполагающим полное соответствие индивида социальным отношениям, и «недосоциализованным подходом», акцентирующим атомизированное состояние индивид (Грановеттер).

В этой части книги речь пойдет о соотношении полюсов «личность — социетальное общество» как их взаимопроникновения. Двусторонность их взаимоотношений конкретизирована в названиях подразделов: «Общество в личности», «Личность в обществе». Под «обществом» понимается социетальное общество, или социокультурное сообщество.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой