Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Внутренняя жизнь и сознание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Со временем функции планирования и целеполагания стали одними из центральных в деятельности человека. С развитием целеполагания деятельность человека стала приобретать системный характер, так как цель как закон определяет характер самой деятельности. Как показывают работы II. К. Анохина, физиологические механизмы целеполагания представлены уже в поведении животных. В деятельности же человека они… Читать ещё >

Внутренняя жизнь и сознание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возникновение сознания явилось критическим моментом в развитии человека. Единой точки зрения на понимание, что такое сознание, нет, но большинство исследователей связывают происхождение сознания с порождением языка и речи.

Зададимся вопросом, какую функцию несут речь и язык. Прежде всего, они выполняют коммуникативную функцию.

В условиях группового существования и совместной деятельности речь и язык потребовались прежде всего для более эффективного построения этой деятельности, координации действий отдельных членов группы путем обмена информацией. Появление языка и речи позволило объединить интеллектуальные и исполнительные ресурсы всех членов группы, повышая эффективность выживания. Можно сказать, что с возникновением языка и речи появился коллективный разум. Выражаясь современным языком, появился распределенный сетевой интеллект. Язык позволил аккумулировать знания. К обычаю и традиции добавились предание и реальное речевое общение. Накопление знаний привело к дальнейшему росту коллективного разума.

Процесс этот шел достаточно медленно и занял несколько тысячелетий (от неандертальца к кроманьонцу)[1].

Отметим также, что возникновение языка и речи выступило мощным стимулом обособления отдельных групп людей, возникновению закрытых обществ на основе единства языка. Закрытое общество, в свою очередь, способствовало интенсификации информационного обмена и развитию языка. С помощью развивающегося языка человек мог все более точно описывать окружающий мир, жизненно важные события и признаки.

Для нас особенно важно, что развивающийся язык позволял все более точно и полно описывать повадки зверя, а затем и соплеменника. Через словесное описание соплеменников человек все в более полной мере начинал отражать и самого себя. Давая, например, характеристику того или иного зверя, первобытный человек отмечал силу одного, хитрость другого, быстроту третьего и т. д. В дальнейшем эти характеристики начинают относиться к отдельным членам группы (племени). Отголоски этого мы находим, например, в прозвищах индейцев: «орлиный глаз», «хитрая лиса», «свирепый буйвол» и т. д. Через сопоставление себя с другими членами группы человек мог более успешно познавать самого себя. Таким образом, мы подходим к процессу самопознания (co-знания). Это было не самопознание себя в философском аспекте, а сугубо практическое самопознание. Знание своих качеств позволяло более точно планировать свои действия как в индивидуальной, так и в коллективной деятельности, повышая их эффективность. (Более выносливых послать в загон, более метких поставить в засаду и т. д.).

Со временем функции планирования и целеполагания стали одними из центральных в деятельности человека. С развитием целеполагания деятельность человека стала приобретать системный характер, так как цель как закон определяет характер самой деятельности. Как показывают работы II. К. Анохина, физиологические механизмы целеполагания представлены уже в поведении животных. В деятельности же человека они принимают принципиально иной характер — осознанного планирования и целеполагания.

Отмеченные изменения в поведении человека не могли произойти без серьезных изменений в его биологии и, в первую очередь, в развитии головного мозга и голосового аппарата.

Природа сформировала мощный инструмент, регулирующий его отношения с окружающим миром. По данным, приведенным П. К. Анохиным, головной мозг насчитывает более 10 млрд нейронов, каждый из которых может устанавливать до 5 тыс. связей. Практически возможности мозга безграничны[2].

Как отмечает Н. П. Дубинин, «для человечества как вида прекратилась биологическая эволюция. Естественно протекающие в генофонде человечества изменения не поднимаются до уровня биологической видовой эволюции. Генетическая видовая программа после появления вида Homo sapiens перешла в стационарное состояние»[3].

В контексте рассматриваемой проблемы внутренней жизни человека и роли сознания в ней нам достаточно констатировать отмеченный факт безграничных возможностей человека и обратить внимание на биологические предпосылки появления и проявления сознания. К таким предпосылкам относятся структурно-функциональная организация мозга, выделение правого и левого полушарий, локализация корково-подкорковых функций, реализация поведения на основе формирующихся физиологических функциональных систем.

  • [1] Шадриков В. Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2003.
  • [2] Анохин П. К. Очерки, но физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. В ряде работ указано, что количество нейронов в головном мозге превышает 10 млрд. В частности, в работе Дж. Эделмен, В. Маунткасл «Разумный мозг» (М., 1981) указывается, чточисло нейронов составляет 15 млрд.
  • [3] Дубинин Н. П. Что такое человек. М.: Мысль, 1983. С. 51.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой