Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Провокация взятки или коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной непосредственный объект — общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов прокуратуры, дознания и предварительного следствия. Дополнительный непосредственный объект — общественные отношения, содержанием которых являются права и законные интересы личности, нормальная деятельность государственных органов или коммерческих и иных организаций. Потерпевшим является… Читать ещё >

Провокация взятки или коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основной непосредственный объект — общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность органов прокуратуры, дознания и предварительного следствия. Дополнительный непосредственный объект — общественные отношения, содержанием которых являются права и законные интересы личности, нормальная деятельность государственных органов или коммерческих и иных организаций. Потерпевшим является должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации, либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческих или иных организациях, понятия которых содержатся соответственно в примечаниях к ст. 285 и 201 УК РФ. Обязательным признаком провокации взятки или коммерческого подкупа является предмет преступления — любые материальные ценности: деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности (например, чеки, аккредитивы), ценные бумаги (акции, облигации, складские свидетельства), драгоценные металлы (золото, серебро, платина) и драгоценные камни (алмазы, изумруды, сапфиры, рубины и др.), продовольственные и промышленные товары, недвижимое имущество, а также различного рода услуги имущественного характера, иные имущественные права.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» (п. 9) указал, что предметом взяточничества (ст. 290, 291 и 291.1 УК РФ) и коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ), наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав. Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами). Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

Поскольку в соответствии с н. 9 названного постановления указанные выгоды и услуги имущественного характера должны получить в приговоре денежную оценку, то не образует состава рассматриваемого преступления предоставление иных благ и выгод неимущественного характера, где нельзя определить денежную оценку.

Объективная сторона провокации заключается в попытке передать должностному лицу, иностранному должностному лицу, должностному лицу публичной международной организации, либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия предмет взятки (подкупа).

Сущность провокации взятки либо коммерческого подкупа состоит именно в неудавшейся попытке предоставить деньги, ценные бумаги и т. д. без согласия лица, которому она предназначена (самому потерпевшему, его родным или близким, сослуживцам для последующей передачи адресату и т. п.). Пример провокации — оставление денег в кабинете должностного лица, отказавшегося их взять. Очевидно, что в этом случае виновный лишь имитирует взяточничество. Отсутствие согласия означает, что должностное лицо, иностранное должностное лицо, должностное лицо публичной международной организации либо лицо, выполняющее управленческие функции, не требовало передать взятку или осуществить коммерческий подкуп и не выражало готовности принять незаконное вознаграждение.

Таким образом, как провокация взятки по ст. 304 УК РФ могут быть квалифицированы только такие действия, в которые не входит получение согласия должностного лица на принятие ценностей или имущественных услуг.

В теории и правоприменительной практике возникают проблемы при отграничении провокации и оперативно-разыскных мероприятий, направленных на проверку факта готовящегося преступления. Главным критерием отграничения правомерных оперативно-разыскных действий от провокации является наличие правовых оснований для осуществления оперативных мероприятий. Основанием для проведения оперативноразыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим эту деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Данная информация должна быть оформлена в соответствии с требованиями соответствующих нормативных документов (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности»).

Таким образом, отсутствует провокация в случаях, когда инициатором взяточничества является должностное лицо, преследующее цель незаконного обогащения. Субъект, к которому обращено требование о предоставлении взятки, сообщает об этом в правоохранительные органы, и впоследствии, в момент передачи денег или сразу после этого, должностное лицо задерживают на месте совершения преступления. Действия должностного лица в этом случае следует квалифицировать, но ст. 30 и 290 УК РФ или по ст. 290 УК РФ. Субъект, передавший взятку, не подлежит ответственности — он не фальсифицирует доказательства, а выполняет указание взяткополучателя.

Состав ст. 304 УК РФ формальный, т. е. саму попытку (даже если назвать ее покушением) следует считать оконченным преступлением. Однако действия, указанные в ст. 304 УК РФ, могут повлечь тяжкие последствия. В данном случае деяние требует квалификации по ч. 3 ст. 303 УК РФ.

Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом и наличием специальной цели — искусственного создания доказательств получения незаконного вознаграждения в связи с занимаемым лицом служебным положением (т.е. получения взятки) либо шантажа. Мотивы (наиболее часто ими являются месть, зависть или отстаивание ведомственных интересов) не имеют значения для квалификации.

Субъект — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой