Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Воля в структуре внутренней жизни человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Когда сталкиваемся с ситуацией, в которой человек, несмотря на препятствия, встречающиеся на пути достижения цели, продолжает попытки достигнуть цель, используя разные способы. При этом он часто испытывает неудобства, отказывается от многого, что ему привычно и доставляет удовлетворение, идет на определенные лишения. Например, ученик решает исправить неудовлетворительную оценку; вы хотите бросить… Читать ещё >

Воля в структуре внутренней жизни человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования воли и волевых качеств личности с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;
  • • структуру волевых качеств личности;

уметь

• анализировать психологические теории возникновения и развития воли в процессе эволюции;

владеть

• основными приемами профилактики, навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога с целью оптимизации собственной деятельности.

В каких случаях мы говорим о воле?

К понятию воли при объяснении или описании поведения человека мы обращаемся:

  • • когда сталкиваемся с ситуацией, в которой человек, несмотря на препятствия, встречающиеся на пути достижения цели, продолжает попытки достигнуть цель, используя разные способы. При этом он часто испытывает неудобства, отказывается от многого, что ему привычно и доставляет удовлетворение, идет на определенные лишения. Например, ученик решает исправить неудовлетворительную оценку; вы хотите бросить курить; вы добиваетесь расположения девушки, которая вам нравится; вы решаете разорить конкурента и т. д.;
  • • когда сталкиваемся с ситуацией, в которой человек сознательно отказывается от какого-либо действия, несмотря на факторы, подталкивающие его к совершению этого действия. И здесь отказ от действия сопровождается определенными неудобствами и лишениями, вплоть до страданий нравственных и физических. Например, хочется встретиться с друзьями, но надо подготовить уроки; последний кусок вкусного торта надо оставить другим; отказаться от выгодного дела; сохранить тайну даже под угрозой пыток и т. д.;
  • • когда говорят о свободе выбора того или иного действия (поступка) в условиях многофакторной детерминации поведения. Эта ситуация часто описывается в категориях свободы и необходимости и в понятии свободы воли.

Человек свободен поступать в той мере, в какой его к этому побуждают его внутренняя жизнь, его чувства и переживания, мысли. В меру этой свободы он несет ответственность за свои поступки. Общество же оценивает поступок человека по нормам морали и нравственности с учетом условий, в которых человек совершал тот или иной поступок, с учетом традиций и обычаев, социальных норм и законов.

Человек живет не как биологическое существо, а как личность. Он живет не только биологической жизнью, но и духовно. Он не только воспринимает окружающий мир, но и преобразует его в соответствии со своими интересами. В этих действиях он создает мир культуры.

В описанной ситуации речь идет о свободе принимать любое решение и действовать в соответствии с этим решением. В любой момент жизни человек испытывает различные желания, эта ситуация в психологии описывается как борьба мотивов. Из многих желаний он выбирает одно, которому и следует в конкретный момент времени. Возможны ситуации, когда для удовлетворения конкретного желания существует много путей. Человек и здесь делает выбор, принимает решение.

Рассмотрим теперь, что понимается под волей в описанных трех случаях.

  • 1. Что заставляет человека стремиться достичь цели, несмотря на встречающиеся препятствия? Анализ поведенческого акта показывает, что в качестве такой силы может выступать мотивация. Мотивация и тесно связанные с ней эмоции и чувства способны организовать поведение и стать той энергетической основой, которая будет способна преодолеть любые препятствия на пути к достижению поставленной цели. Таким образом, в первом случае нет необходимости без нужды преумножать сущности и вводить новое понятие «воля». Зная же механизмы мотивации, можно объяснить поведение субъекта, а объяснив, воздействовать на это поведение.
  • 2. Нам представляется, что гораздо сложнее по психологическим механизмам является второй случай — отказ от действия при наличии мотивации к действию. Достаточно посмотреть, как подкрадывается хищник к жертве, постоянно замирая, сдерживая прыжок, хотя голод толкает его к этому. Несомненно, что здесь работает научение, прошлый опыт охоты. Здесь мы подходим к забытым павловским понятиям «возбуждение» и «торможение», хотя с современных позиций «торможение» есть тоже результат определенной активности в нервной системе. Торможение поведения выступает как целостный поведенческий акт, включающий мотивацию, обстановочную афферентацию и прошлый опыт. Поведение в этом случае попадает под объяснительную схему физиологической функциональной системы П. К. Анохина. Ведущими здесь выступают прошлый опыт и процессы принятия решения. Использование понятия «воля» в этой ситуации маскирует реальные механизмы поведения.
  • 3. В третьей ситуации, когда речь идет о воле как свободе выбора во всем многообразии ее проявлений, сущностью воли в явной форме выступают процессы принятия решения, и, чтобы разобраться в сущности того или иного волевого акта выбора, надо рассмотреть процесс принятия конкретного решения, вписанного в целостный акт поведения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой