Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Доктрина юридического позитивизма Джона Остина

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дж. Остин освобождает право от ценностного содержания и акцентирует внимание на юридической форме, придающей правилу характер общеобязательности. Для позитивиста первостепенное значение имеет «логика правовых конструкций». В то же время областью ценностных суждений, описывающих реальность в терминах добра и зла, справедливого и несправедливого, занимается этика. Право интерпретируется как волевое… Читать ещё >

Доктрина юридического позитивизма Джона Остина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из родоначальников юридического позитивизма был английский правовед Дж. Остин (1790—1859). Он считается также основателем школы аналитической юриспруденции, сложившейся под влиянием И. Бентама. В период бурного развития капитализма задачей юристов было создание систем и категорий понятий, благодаря чему действующее право могло стать ясным, а его общие принципы могли использоваться для толкования отдельных источников или решения частных правовых случаев. Подобную задачу и пытался решить Остин в изданной в 1832 г. работе «Лекции о юриспруденции, или философия позитивного права».

Учение о праве. Прежде всего, Остин стремится «очистить» право от наслоений этики, психологии, морали, религии, появившихся в связи с существующим многообразием подходов к определению права (доктрина естественного права, историческая школа права). По мнению Остина, «право в своем наиболее общем и полном значении… буквально… может быть определено как правила, предназначенные для управления поведением одного разумного человека со стороны другого разумного человека, обладающего властью над первым». Следовательно, наука о праве, т. е. юриспруденция, «имеет дело с законами, или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши»1. Он различает «позитивную нравственность» и «позитивное право» как два вида законов, установленных одной частью общества для другой. Позитивное право — это совокупность норм, которые «устанавливаются политически господствующими людьми, осуществляющими верховное, основанное на подчинении, правление в независимых государствах или независимых обществах. Совокупность устанавливаемых ими правил или единая часть такой совокупности выступает предметом юриспруденции… Только и исключительно к такой совокупности или ее единой части может применяться термин „право“ в … узком значении этого слова». Напротив, позитивная нравственность — это правила, которые устанавливаются не суверенами, а людьми, и «соблюдение которых поддерживается простым мнением, то есть чувствами, разделяемыми или испытываемыми неопределенным кругом людей в отношении человеческого поведения»[1].

Дж. Остин освобождает право от ценностного содержания и акцентирует внимание на юридической форме, придающей правилу характер общеобязательности. Для позитивиста первостепенное значение имеет «логика правовых конструкций». В то же время областью ценностных суждений, описывающих реальность в терминах добра и зла, справедливого и несправедливого, занимается этика. Право интерпретируется как волевое отношение. «Всякое право, — замечает Остин, — есть команда, приказ… разновидность повеления». Однако, в отличие от нормы морали, в позитивном праве, по Остину, повеление опирается на «принуждение к повиновению».

В зависимости от формы выражения повеления и способов его обеспечения он выделяет три основных класса норм[2].

Первый класс охватывает нормы, которые созданы Богом и адресованы созданным им людям.

Второй класс охватывает нормы, которые созданы людьми, «обладающими политическим господством, либо частными лицами, реализующими свои правомочия».

Третий класс образует «положительную мораль», которая включает правила: а) созданные людьми, не обладающими политическим господством и б) нормы, похожие на право, но выступающие в действительности или суждениями относительно правил человеческого поведения.

Юридический позитивизм в качестве права рассматривает правила, формально закрепленные в официальных актах государства, придающие им обязательную силу. Остин писал, что право — это «агрегат правил, установленных руководителями или сувереном», это «веление суверена», отмечая жесткую взаимосвязь государства и права — государство в лице правителя выступает в качестве источника права.

Наилучшей формой права Остин считал кодексы. Однако, в отличие от И. Бентама, он признавал частью права и судебные прецеденты, поскольку решения британских судей получают нормативно-правовой характер с молчаливого согласия короля (суверена). К тому же в Великобритании статусное право изобилует пробелами, и система судебного правотворчества призвана заполнить эти пробелы.

Взаимоотношения личности и государства Остин трактовал в духе утилитаризма. Отказываясь от доктрины естественных прав, он полагал, что права даются сувереном. Целью государства является не свобода индивида, поскольку степень ее полезности неодинакова в разных условиях, а общее благо. В достижении общественного блага суверенная власть ничем не связана. Естественными ограничениями суверенной власти правителя выступают религия, нормы морали и согласие подданных повиноваться данной власти.

Контрольные задания

  • 1. Позитивизм как новая научная парадигма и ее отличие от идеологии.
  • 2. Социократия как политическая модель О. Конта.
  • 3. Государство и право в доктрине юридического позитивизма Дж. Остина.
  • [1] Остин Дж. Определение области юриспруденции. С. 400—401.
  • [2] Там же. С. 403.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой