Национально-культурная специфика языкового сознания русских и британцев на материале тематической группы «воспитание»
Диссертация
Теоретическая значимость диссертации заключается в выявлении национально-культурной специфики языкового сознания на материале тематической группы «воспитание», реально присутствующей в сознании русской и английской лингвокультурных общностей и неосознанно определяющей их поведение, оценку и отношение к миру, что может быть учтено при оптимизации процесса межкультурного общения. Также предпринята… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ КАК ОПОСРЕДОВАННОЕ ОТРАЖЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО И СПЕЦИФИЧЕСКОГО В ЯЗЫКЕ
- 1. 1. Языковоезнание и образ мира
- 1. 2. Проблема отражения этнокультурнойецифики в языковомзнании
- 1. 2. 1. Определение понятия «культура»
- 1. 2. 2. Природа этн и этничая идентичнь
- 1. 3. Межкультурная коммуникация как взаимодевие языковыхзнаний преавителей различных этнв
- 1. 4. Ассоциативный эксперимент и его потенциал в изучении национальных бенней
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ ПЕРВОЙ
- ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ ВЕРБАЛЬНЫХ АССОЦИАЦИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУССКОЙ И БРИТАНСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫХ ОБЩНОСТЕЙ
- 2. 1. Определениедержания тематичой группы «витание»
- 2. 2. Представления о воспитании, принятые в русской культуре
- 2. 3. Представления о воспитании, принятые в англиой культуре
- 2. 4. Опние проведения эериментального ледования
- 2. 5. Анализруктуры оциативных полей
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ ВТОРОЙ
Список литературы
- Абульханова К, А., Енакаева P.P. Российский менталитет, или Игра без правил? (Российско-французские кросс-культурные исследования и диалоги) // Российский менталитет: Психология личности, сознание, социальные представления. — М., 1996. -С. 4−27.
- Бердяев Н.А. Философия свободы: Истоки и смысл русского коммунизма. -М: Прогресс, 1997. -362 с.
- Борботько В.Г. Игровое начало в деятельности языкового сознания// Этнокультурная специфика языкового сознания. М.: Ин-т языкознания РАН, 1996. -С. 40−55.
- Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. -283 с.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. -414 с.
- Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР. М.: Наука, 1976.-218 с.
- БЭС Большой энциклопедический словарь. -М: «Большая Российская энциклопедия», 1998.
- Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. -416 с.
- Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики. М.: Языки славянской культуры, 2001. -272 с.
- Ю.Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001. -288 с.
- П.Велихов Е. П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание как предмет изучения // Общественные науки. -М: Наука, 1988, № 1. -С. 89−104.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Русский язык, 1990.-С.246.
- Вундт В. Проблемы психологии народов. -М: Космос, 1912. -132 с.
- Выготский JI.C. Психика, сознание, бессознательное. // Собрание сочинений. -М.: Педагогика, 1982. -Т. 1. —486 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собрание сочинений. -М.: Педагогика, 1982. -Т. 4.-513 с.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Издат. центр «Академия», 1998. -432 с.
- Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. -М.: Наука, 1977. -211 с.
- Гликман И.З. Теория и методика воспитания. -М.: Владос-Пресс, 2002. -176 с.
- Голованивская М.К. Французский менталитет с точки зрения носителя русского языка. М., 1997. -198 с.
- Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. Харьков- М.: «РА — Каравелла», 2001. -320 с.
- Гофф ле Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. -203 с.
- Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влияние на духовное развитие человечества // В. Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. -М.: Прогресс, 1985. -450 с.
- Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. СПб.: Азбука-классика, 2002. -608 с.
- Дашиева Б.В. Концепт образа мира в языковом сознании русских, бурят и англичан. Автореф. дис. .канд. филол. наук. -М., 1999.
- Джидарьян И.А. Счастье и удовлетворенность жизнью в русском обществе // Российский менталитет: Вопросы психологической теории и практики. -М, 1997.-С. 187−223.
- Диин Д. Англия // История и современность. М.: Прогресс, 2001. -294 с.
- Дмитрюк Н.В. Национально-культурная специфика вербальных ассоциаций. Автореф. дис.. канд. филол. наук. -М., 1985.
- Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. М., 1921. -113 с.
- Егоров С. Россия // История и современность. -М.: Прогресс, 2001.-294 с.
- Ершова Т.А. Русско-немецкие ассоциативные портреты. Автореф. дис.. канд. филол. наук. -М., 1998.
- Живов В.М. Византия и Древняя Русь: диалог культур // Диалог культур. -М., 1994.-С. 39- 67.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. -160 с. 34.3алевская А.А. О межъязыковом сопоставлении экспериментальныхматериалов // Функционирование текста в лингвокультурной общности. -М., 1978.-С. 3−65.
- Ильин И.А. Путь духовного общения. -Мюнхен, 1962. -234 с.
- Ильин И.А. Собрание сочинений. -М.: Прогресс, 1996. Т. 6. Кн. 2. -502 с.
- Каган М.С. В едином контексте. О культурологическом подходе к изучению искусства. М.: «Театр», 1981, -С. 85−90.
- Караулов Ю. Н., Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В., Черкасова Г. А. Русский ассоциативный словарь. -М.: «Помовский и партнеры», 1994. -224 с.
- Караулов Ю.Н. Типы коммуникативного поведения носителя языка в ситуации лингвистического эксперимента // Этнокультурная специфика языкового сознания. -М., 1996. -С. 67−97.
- Караулов Ю.Н. Национальные образы сознания в ассоциативной структуре слова. -М.: Наука, 1999. -219 с.
- Караулов Ю.Н., Черкасова Г. А. Испанско-русский ассоциативный словарь. Рукопись, 1999.
- Караулов Ю.Н. Ассоциативный анализ: новый подход к интерпретации художественного текста // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ, Братислава. М., 1999.
- Караулов Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Языковое сознание и образ мира. -М., 2000. -С. 191 206.
- Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Академический Проект, 2003. -560 с.
- Киреевский И.В. О верующем разуме. Полное собр-е сочинений. Москва, 1861, т.2.-С. 335−339.
- Клименко А.П. Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение. Минск: Минск. ГПЦИЯ, 1974. -С. 191.
- Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. В трех книгах. Книга первая. Ростов н/Д.: Из-во «Феникс», 2000. -608 с.
- Корнетов Г. Б. От первобытного воспитания к гуманистическому образованию. М.: Изд-во УРАО, 2003. -216 с.
- Кукушин B.C. Этнопедагогика. -М.: Из-во Московского психолого-социального института, 2002. -304 с.
- Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии, 1990, № 4, с. 3−6.
- Леви-Стросс К. Лингвистические исследования в конце XX в.: Сб. обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2000. -216 с.
- Леонтьев А.А. Психолингвистические единцы и порождение речевого высказывания. -М.: Наука, 1969. -307 с.
- Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира. // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. -М, 1993.-С. 16−22.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. -М.: Смысл, 1999. -287 с.
- Леоньтев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М: Политиздат, 1975. -304 с.
- Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. Сочинения в двух томах. -М.: Педагогика, 1983. -Т. 2. -329 с.
- Леонтьев А.Н. К психологии образа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, 1986, № 3. -С. 70−77.
- Локк Д. Сочинения. т. З, 1988. -423 с.
- Лотман Ю.М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума // АН СССР, Научный совет по комплексной программе «Кибернетика». М., 1977. -С. 18.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII- нач. XIX в.). СПб.: Искусство, 1994. -399 с.
- Лурия А.Р. Речевые реакции ребенка // Речь и интеллект в развитии ребенка.-М., 1928.-С. 198.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов: Экспериментально-психологическое исследование. М., 1974. -С. 211.
- Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1997. -448 с.
- Мадариага С. Англичане, Французы, Испанцы. СПб.: «Наука» РАН, 2003. -241 с.
- Маркарян Э.С. Об исходных методологических предпосылках исследования этнических культур. Ереван, 1978. -118 с.
- Маркарян Э.С. Исходные посылки понимания культуры как специфического способа человеческой деятельности // Философские проблемы культуры. Тбилиси: Мецниереба, 1980. -С. 16−44.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. -284 с.
- Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. -322 с.
- Мор Т. Утопия. Киев.: Днипро, 1988. -206 с. 74.0жегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. -М.: АЗЪ, 1995. -928 с.
- Очерки по истории мировой культуры. М.: Языки русской культуры, 1997. —496 с.
- Пацева М.А. К проблеме национально-культурной специфики значения слова. Автореф. дис.. канд. филол. наук. -М., 1991.
- Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX в. М., 1975. -87 с.
- Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1966. -213 с.
- Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. -С. 8−69.
- Потебня А.А. Мысль и язык // Потебня А. А. Слово и миф. М., 1989. -225 с.
- Пушкарев J1.H. Труд как основа социальных идеалов в традиционной волшебной сказке // Русское народно-поэтическое творчество. -М., 1953. -С. 139−147.
- Разумова И.А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. -М.: Индрик, 2001. -376 с.
- Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии. М., 1973. -416 с.
- Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. -М.: Логос, 1987. -196 с.
- Серебренников Б.А. Язык и мышление. М.: Наука, 1988. -198 с.
- Сиземская И.Н., Новикова Л. И. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика. -М., 1998. -№ 7. С. 14−20.
- Соколов П.А. История воспитательных систем. СПб., 1913. -113 с.
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.-389 с.
- Сорокин Ю.А., Марковина И. Ю. Национально-культурная специфика художественного текста: Конспект лекций. М., 1989. -С. 87.
- Сорокин Ю.А. Этническая конфликтология. Самара: Русский лицей, 1994.-94 с.
- Стернин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. -227 с.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2003. -368 с.
- Стеценко А.П. Понятие «образ мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология, 1987, № 3. -С. 31−37.
- Тарасов Е.Ф. О формах существования сознания // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М.: Ин-т языкознания РАН, 1993. -С. 86−97.
- Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. -М., 1996. -С. 7−22.
- Тарасов Е.Ф. К построению теории межкультурного общения // Языковое сознание: формирование и функционирование. М., 1998. — С. 30−34.
- Телия В.Н. Роль образных средств языка в культурно-национальной окраске миропонимания // Этнопсихолингвистические аспекты преподавания иностранных языков. М.: Институт языкознания РАН, 1996.-С. 82−89.
- Телия В.Н. Первоочередные задачи и методологические проблемы исследования фразеологического состава языка в контексте культуры // Фразеология в контексте культуры. М.: Шк. «Языки русской культуры», 1999.-С. 13−24.
- Толстой Л.Н. Воспитание и образование. Избранные сочинения. М., 1989.-Т.1.-299 с.
- Тревельян Дж.М. История Англии от Чосера до королевы Виктории. Смоленск: Русич, 2002. 624 с.
- Уфимцева Н.В. Русские глазами русских // Язык система. Язык -текст. Язык — способность. -М.: Из-во Институт русского языка РАН, 1995.-С. 242−249.
- Уфимцева Н.В. Сопоставительный анализ языкового сознания: этнические и культурные стереотипы // Этнопсихолингвистические аспекты преподавания иностранных языков. М.: Институт языкознания РАН, 1996. -С. 90−96.
- Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. -М., 1996. -С. 139 163.
- Ушинский К.Д. Избранные сочинения в 2-х томах. Т.2. -М.: Учпедгиз, 1953.-734 с.
- Фесенко Т.А. Этноментальный мир человека: опыт концептуального моделирования. Автор, дисс. д-ра фил. наук. — М., 1999.
- Чизхолм Д. Мировая история в датах / Пер. с англ. М., 1994. -216 с.
- Шведова Н.Ю. Местоимение и смысл. М.: Азбуковник, 1998. -176 с.
- Шмелев А.Д. Русская языковая модель мира. М.: Языки славянской культуры, 2002. -224 с.
- Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб.: Алетейя, 1996. -589 с.
- Штейнталь Г. и Лацарус М. Мысли о народной психологии // Филологические записки. Вып. I и II. -Воронеж, 1864.
- Шубарт В. Европа и душа Востока. М.: Альманах «Русская идея», 2000. -448 с.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Алетейя, 1996. -597 с.
- Этнопсихолингвистика. -М.: Наука, 1988. -192 с.
- Ainsworth M.D., Blehar М.С., Waters Е., Wall S. Patterns of attachment: A psycological study of the strange situation. Hillsdale (NJ), 1978.
- Aldrich R. An introduction to the History of Education. Hodder, 1982. -342 P
- Baumgart A., Janecke B. Russlandsknigge. Munchen- Wien: Oldenbourg, 1997.-255 S.
- Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-cultural psychology Research and applications. Cambridge, 1992. -257 p.
- Bloomfield M.W. Essays and Exploration. Camb. Massach., 1970. -284 p.
- Bock Ph. K. Rethinking psychological anthropology. Continuity and change in the study of human action. N.Y., 1988. — 235 p.
- Boyd R., Richerson P.J. Culture and the evolutionary process. Chicago, 1985.-324 p.
- Bungarten Th. Kommunikationspsychologische Barrieren in interkulturellen Managementkontakten // Sprache und Kultur in der interkulturellen Marketingkommunikation.-Tostedt, 1994.-S. 15−26.
- Cope В., Kalantzis M. Productive diversity: A new Austral, model for work a. management. Annandale: Pluto press, 1997. — 312 p.
- Coulton G.G. The medieval Panorame. Cleveland, 1962. -631 p.
- Dean D., Gordon P. Education and Society in England in the Eightieth Century, Frank Cass, 2001.-196 p.
- Deese J. The structure of associations in language and thought. Baltimore, 1965.
- Ekman P., Friesen W., Ellsworth Ph. Emotion in the Human Face. New York, 1972.-416 p.
- Fox A. Oral and Literate Culture in England. Oxford University Press Inc., 2002. -497 p.
- Goody J. The European family. Oxford University Press Inc., 2000. -311 p.
- Gorer J. Exploring English Character. The Cresset Press, 1955. -328 p.
- Herskovits M.J. Les bases de Г anthropologic culturelle. Paris, 1967. -251 p.
- Hewitt K. Understanding Britain. Perspective Publications Limited. Oxford, 1994.-199 p.
- Interactive Associative Thesaurus of English.
- Kammhuber St. Kulturstandarts in der interkulturellen Kommunikation: Grobe Klotze oder nutzliche Denkbegriffe? // Interkulturelle Kommunikation. -Munchen- Basel, 1998. -S. 45−50.
- Kealey, Daniel J. Culture Shock: A Barrier to Success Overseas? // People in Development Inc., 1992.
- Kiss G., Armstrong C., Milroy R. & Piper J. An associative thesaurus of English. Edinburg: University of Edinburg, MRC Speech and Communication Unit, 1972.
- Levine, Deena R., Adelman, Mara B. Beyond Language, Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs, N.J. 1992. Lawrence W.W. Beowulf and Epic Tradition. Camb., 1928. -263 p.
- Longman Dictionary of Contemporary English. Longman Group UK Limited, 1995.-1587 p.
- Maletzke G. Interkulturelle Kommunikation: Zur Interaktion zwischen Menschen verschiedener Kulturen. Opladen: Westdt. Verl., 1999. — 217 S.
- Nicolson H. The English Sense of Humour. L., 1997. -211 p.
- Priestley J.B. English Humour. L., 1976. -264 p.
- Peabody D. National characteristics. Cambridge, 1985. -242 p.
- Rotheram M.J., Phinney J.S. Introdaction: Definitions and perspectives in the study of children’s ethnic socialization // Children’s ethnic socialization: Pluralism and development. Newbury Park (Cal.), 1987. -P. 10−28.
- Whiting В. В., Whiting J. W. Children of six cultures. A psycho-cultural analysis // In collaboration with R. Longabaugh. Cambridge (Mass.), 1975. -345 p.