Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Языковая личность в публицистическом дискурсе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К вербальным средствам репрезентации инициатора и автора немецкого медиатекста относятся риторико-стилистические фигуры выражения оценки: цитация, использование неологизмов с оценочным значением, манипулирование концептуально-идеологической лексикой, метафора, антитеза, хиазм, риторика чисел, детализация и др. Особую роль в формировании оценки играют также невербальные средства 7 фотографии… Читать ещё >

Содержание

  • Часть I. Типы языковой личности в публицистическом дискурсе
  • Глава 1. Основные направления исследования феномена «языковая личность» в современном отечественном языкознании
    • 1. 1. Понятие языковая личность в современной лингвистике
    • 1. 2. Языковая личность и языковое сознание
  • Глава 2. Публицистический дискурс как сфера бытования языковой личности
    • 2. 1. Определение понятия дискурс
      • 2. 1. 1. Понятие дискурс в отечественной лингвистике
      • 2. 1. 2. Понятие дискурс в немецкоязычной лингвистике
    • 2. 2. Особенности публицистического дискурса
    • 2. 3. Социокультурный контекст существования публицистического дискурса
  • Глава 3. Формы проявления языковой личности в публицистическом дискурсе
    • 3. 1. Принципы моделирования взаимодействия трёх типов языковой личности (инициатора, автора и адресата) через дискурс
    • 3. 2. Социальный и событийный контексты
      • 3. 2. 1. Социальный контекст как структурный компонент организации текста
      • 3. 2. 2. Событийный концепт как структурный компонент концептуальной организации текста
  • Часть II. Формы проявления и взаимодействия инициатора в текстах информационно-политических журналов «Der Spiegel» и «Focus»
  • Глава 1. Характеристика информационно-политических журналов «Der Spiegel» и «Focus»
    • 1. 1. История создания и концепция журнала «Der Spiegel»
    • 1. 2. История создания и концепция журнала «Focus»
  • Глава 2. Концепт «Krise: '2008 — 2009 '»
    • 2. 1. Структура концепта «Krise: '2008 — 2009 '»
    • 2. 2. Репрезентация языковой личности инициатора, автора и адресата в рамках концепта «Krise: '2008 — 2009 '»
      • 2. 2. 1. Вербальные и невербальные средства оценки инициатора и автора текста
        • 2. 2. 1. 1. Роль заголовков во взаимодействии инициатора и автора текста рамках концепта «Krise: '2008 — 2009 '»
        • 2. 2. 1. 2. Языковые средства выражения оценки инициатора и автора текста
        • 2. 2. 1. 3. Цитация, как вид эксплицитной интенции и авторской оценки
      • 2. 2. 2. Средства отображения адресата
  • Глава 3. Концепт «Angela Merkel»
    • 3. 1. Структура концепта «Angela Merkel»
    • 3. 2. Репрезентация трех типов языковой личности инициатора, автора и адресата в рамках концепта «Ангела Меркель»
      • 3. 2. 1. Вербальные и невербальные средства описания оценки инициатора и автора текста
        • 3. 2. 1. 1. Риторические средства описания концепта «Angela Merkel». как языковые средства выражения оценки инициатора и автора текста
    • 1. — Использование риторических фигур
    • 2. — Иконический элемент как способ выражения интенции инициатора текста
    • 3. — Применение аргументов, подчёркивающих достоверность сообщений
      • 3. 2. 2. Средства отображения адресата
      • 3. 2. 3. Образ Ангелы Меркель, тиражируемый в журналах «Der Spiegel» и «Focus»

Языковая личность в публицистическом дискурсе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данная работа посвящена исследованию взаимодействия основных типов языковой личности в публицистическом дискурсе на материале немецких информационно-политических журналов «Der Spiegel» и «Focus».

Антропоцентрическая направленность исследования определила характер описания. Современный немецкий публицистический дискурс рассматривается в работе через призму отраженного языкового сознания инициатора, автора и адресата СМИ, что обусловило возможность анализа медиатекста как результата лингвокогнитивного взаимодействия трех основных коммуникантов в данной сфере и выделение в тексте лингвокогнитивных структур, отражающих это взаимодействие.

Актуальность диссертационного исследования определяется, в первую очередь, всё возрастающим интересом к изучению языковой личности как к динамическому, развивающемуся феномену. Исследование языковой личности в публицистике на немецком языковом материале позволяет расширить представление о данном явлении. Публицистический дискурс информационно-политических журналов «Der Spiegel» и «Focus» как сфера бытования и взаимодействия различных типов языковой личности играет большую роль в формировании общественного мнения в Германии, поскольку публицистика напрямую связана с идеологической сферой, в которой находят своё выражение разные формы общественного сознания. Социальная функция публицистики предполагает не только важность поставленных проблем и убедительность фактов, но и социально-психологическое воздействие на аудиторию, включающее в себя убеждение и внушение.

Новизна исследования определяется тем, что впервые проводится комплексный анализ лингвокогнитивного взаимодействия инициатора, автора и адресата медиатекста на материале наиболее авторитетных информационно-политических журналов Германии «Der Spiegel» и «Focus».

Теоретической базой исследования послужили положения, разрабатываемые отечественными и зарубежными лингвистами: в области теории языковой личности (JI.C. Выготский,.

A.Н. Леонтьев, Ю. Н. Караулов, Г. Я. Солганик, Г. И. Богин, С. Г. Воркачев, В. И. Карасик и др.) — в сфере когнитивно-дискурсивного анализа (Н.Д. Арутюнова,.

B.З. Демьянков, Е. С. Кубрякова, A.A. Кибрик, В. А. Плунгян, Т. ван Дейк, А. Буркхард, К. Глой, В. Кинч, 3. Йегер, Г. Лерхнер, У. Маас, А. Нойберт, М. Юнг, и др.) — в области теории концепта (Ю.С. Степанов, Е. С. Кубрякова, И. А. Стернин, В. Н. Телия, Й. Ассман, К. Фраас и др.) — в сфере языка СМИ и, в частности, публицистики: (В.Г. Костомаров, Г. Я. Солганик, М. Н. Володина, Т. Г. Добросклонская, М. Р. Желтухина, Н. И. Клушина, Г.-Г. Люгер, Ю. Хойзерман, К. Камп и др.).

Предметом данного исследования является лингвокогнитивное взаимодействие основных типов языковой личности в немецком публицистическом дискурсе.

Объект изучения — языковые средства, репрезентирующие типы языковой личности в немецком медиатексте.

Целью исследования является моделирование трёх основных типов языковой личности в публицистическом дискурсе (на материале немецких журнальных текстов).

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Формулирование теоретической базы исследования.

2. Выявление трёх типов языковой личности в публицистическом дискурсе.

3. Разработка принципов моделирования взаимодействия основных типов языковой личности в медиатексте.

4. Анализ репрезентации трёх типов языковой личности на уровне медиатекста в рамках интернационального и национального концептов на основе немецкого журнального дискурса.

5. Описание вербальных/невербальных средств взаимодействия основных типов языковой личности в немецких медиатекстах.

Источником языкового материала послужили немецкие информационно-политические журналы «Der Spiegel» и «Focus» в период с 2007 по 2009 гг. (242 статьи).

Для обеспечения достоверности исследования в процессе работы были использованы следующие приемы и методы: семантический прием выделения концептуальных полей, метод лингвистического описания, статистический метод, контекстуальный метод.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в результате исследования был обозначен еще один тип языковой личности в рамках публицистического дискурса (инициатор медиатекста), не рассматриваемый ранее как участник медийной коммуникации. Тем самым уточняется современное видение основных звеньев коммуникативной цепочки в публицистике. Кроме того, впервые на материале немецких журналов «Der Spiegel» и «Focus» описаны модели взаимодействия трёх основных типов языковой личности в немецком медиадискурсе на основе анализа интернационального и национального концептов, являющихся частью национальной картины мира немцев современной Германии.

Практическая ценность работы определяется возможностью использования материалов исследования при чтении лекционных курсов и спецкурсов по медиалингвистике и основам профессиональной деятельности журналиста, а также при проведении семинарских занятий, посвященных б употреблению вербальных и невербальных средств выражения языковой личности в масс медиа Германии. Результаты и методика исследования могут служить основой для дальнейшего изучения концептосферы современного немецкого медиадискурса.

В соответствии с поставленной целью и задачами на защиту выносятся следующие положения:

1. Языковая личность в публицистическом дискурсе рассматривается как собирательный образ носителя конкретного языка и национально-культурных традиций, играющего определенную социальную роль.

2. Исследование языковой личности в немецких публицистических текстах представляется целесообразным проводить с учетом трёх основных участников медиакоммуникации: инициатора текста, автора и адресата, репрезентация которых осуществляется конкретными языковыми средствами.

3. На уровне текста инициатор, автор и адресат взаимодействуют в рамках системы событийных концептов — концептосферы немецкого медиадискурса, которая задаёт вектор ассоциирования и интерпретации.

4. Концептосфера публицистического дискурса определяется актуальностью и частотностью событий, отражаемых в медиатекстах. Представляется правомерным выделение в национальной картине мира, существующей в индивидуальном и коллективном сознании немецкой языковой личности, интернационального концепта «Krise: '2008 — 2009'» и национального концепта «Angela Merkel» (который может быть оценен как потенциальный).

5. К вербальным средствам репрезентации инициатора и автора немецкого медиатекста относятся риторико-стилистические фигуры выражения оценки: цитация, использование неологизмов с оценочным значением, манипулирование концептуально-идеологической лексикой, метафора, антитеза, хиазм, риторика чисел, детализация и др. Особую роль в формировании оценки играют также невербальные средства 7 фотографии, таблицы, диаграммы, карикатуры), которые существенно расширяют границы содержания материала и привлекают внимание адресата.

6. Анализ языковой личности адресата на уровне медиатекста предполагает рассмотрение двух категорий: «идеального» и «реального» адресата. «Идеальный адресат» — это читатель, на которого (в идеале) ориентирована концепция соответствующего издания, тот, к кому обращается автор / инициатор текста. «Реальный адресат» — это, прежде всего, активный участник коммуникации, реагирующий на опубликованный материал посредством писем в редакцию или участия в обсуждениях на интернет-форумах.

7. Доминантой в репрезентации участников медиакоммуникации является оценочность как одна из важнейших особенностей публицистического дискурса, которая является универсальной единицей, позволяющей представить каждого из трех типов языковой личности в рамках (немецкого) медиадискурса.

Апробация работы осуществлялась в виде докладов по избранной теме на II Международной научной конференции «Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования» (филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 14—16 февраля 2008 г.) и на ежегодной конференции молодых учёных «Ломоносов-2009» (филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова). Основные положения диссертации отражены в восьми публикациях.

По своей структуре диссертация состоит из введения, двух частей, каждая из которых включает в себя три главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Результаты исследования дают основание полагать, что проблемы, рассматриваемые в диссертации, могут служить отправным пунктом для дальнейшего изучения языковой личности не только в публицистическом дискурсе. Интересным и перспективным представляется исследование взаимодействия участников коммуникации в более широком медийном пространстве.

Заключение

.

В работе была предпринята попытка комплексного исследования языковой личности в публицистическом дискурсе (на материале немецких журнальных текстов). Выбор темы, непосредственно учитывающий человеческий фактор в языке, обусловил коммуникативно-прагматический подход к анализу языкового материала.

В результате исследования выделены три типа языковой личности (инициатор текста, автор и адресат), которые являются частью публицистического дискурса, проанализированы формы их проявления и взаимодействия в тексте. Благодаря этому была расширена общепринятая двучленная модель коммуникации в СМИ (автор — адресат) и отмечена ведущая роль инициатора текста, интенция которого, как правило, напрямую связана с концепцией издания.

Зависимость автора/адресанта от инициатора текста в основном проявляется на уровне содержания. Автор как творческая личность самостоятельно отбирает те языковые средства, с помощью которых он, передает замысел инициатора текста. От правильного выбора языковых средств во многом зависит успех печатного сообщения, целью которого является воздействие на массового адресата. При этом автор/адресант выступает в качестве посредника в передаче информации от инициатора текста к адресату, являясь звеном, взаимодействующим с двумя другими участниками медиакоммуникации.

Рассмотрение языковой личности как собирательного образа носителя конкретного языка и национально-культурных традиций, воспринимаемого с позиции определенного социального типа, дало основание для анализа и описания языковых средств, репрезентирующих участников коммуникации в публицистическом дискурсе. На уровне текста инициатор, автор и адресат взаимодействуют в рамках системы событийных концептов — концептосферы немецкого медиадискурса, которая задаёт вектор ассоциирования и интерпретации.

Концептосфера публицистического дискурса определяется актуальностью и частотностью событий, отражаемых в медиатекстах. Представляется правомерным выделение в национальной картине мира современных немцев интернационального концепта «Krise: '2008 — 2009'» и национального концепта «Angela Merkel» (который может быть оценен как потенциальный).

На основе лингвистического анализа текстов информационно-политических журналов «Der Spiegel» и «Focus», относящихся к качественной прессе Германии, удалось установить явное или опосредованное взаимодействие друг с другом трёх участников медиакоммуникации: инициатора текста, автора и адресата, выступающих как собирательный образ языковой личности, играющий определенную социальную роль.

При этом инициатор текста, который является отправной точкой в процессе медиакоммуникации, часто бывает опосредован (завуалирован). Особенно ярко «проявляется» языковая личность автора, поскольку ее репрезентация в языке немецких журналов очевидна. Наименее «явный» участник медиакоммуникации — адресат, анализ языковой личности которого предполагает рассмотрение двух категорий: «идеального» и «реального» адресата.

Оценочность как одна из важнейших особенностей публицистического дискурса выступает доминантой в репрезентации участников медиакоммуникации и • является универсальной единицей, позволяющей представить каждого из трех’типов языковой личности в рамках (немецкого) медиадискурса.

Язык обоих журналов в рамках рассмотренных концептов отличается высокой эмоциональностью, что проявляется в использовании авторами таких риторико-стилистических средств, как сравнение, метафора, хиазм, антитеза, парономазия, рифма, риторический вопрос и др.

Показательно, что в текстах, репрезентирующих интернациональный концепт «Krise: '2008 — 2009'», появляются сложные слова-неологизмы с определяющей основой «Krisen-», которые являются наиболее актуальными для данного периода. В качестве противовеса сложным словам с отрицательной основой «Krisen-» в немецких текстах рассматриваемого отрезка времени появляются сложные слова с основой «Konjunktur-», которая этимологически имеет положительную коннотацию.

Выделение национального концепта «Angela Merkel» позволило расширить представление о концептуальной системе публицистического дискурса современной Германии и проанализировать тиражируемый качественной немецкой прессой («der Spiegel» и «Focus») образ Федерального канцлера, который представляется по-разному в зависимости от соответствующего издания. Поэтому в работе особое внимание уделено анализу оценочной лексики. В данном случае оценка как бы расставляет объекты по своим местам в ценностной иерархии национальной картины мира: Оценка, выраженная автором статьи, способствует созданию конкретных стереотипов в сознании адресата.

Было установлено, что в рамках концепта «Angela Merkel» нередко используются невербальные средства воздействия на адресата в форме фотографий и карикатур Ангелы Меркель, роль которых невозможно переоценить в процессе формирования мнения, соответствующего концепции журнала.

Благодаря креолизации текстов эффект гипертекстовости создается в рамках обоих концептов, что подчеркивает неразрывную связь вербалики и невербалики впублицистическом дискурсе рассмотренных журналов. При этом журнал «Der Spiegel» наряду с фотографиями часто использует диаграммы, таблицы и другие статистические данные, рассчитывая на высокий уровень образованности своего адресата.

На основе проведенного исследования было выявлено, что заголовок в пределах рассматриваемых концептов является своего рода дотекстовым показателем отношения инициатора и автора к выражаемой проблеме и, следовательно, одним из способов моделирования желаемой оценки у адресата.

Цитация также играет важнейшую роль в процессе создания медиатекста, поскольку цитаты выполняют сразу несколько функций, придавая тексту особую яркость и полифоничность, привнося эффект присутствия авторитетного лица, более компетентного в конкретной проблеме, и подчеркивая достоверность описываемого факта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ажеж Клод. Человек говорящий. Вклад лингвистики в гуманитарные науки. Издание второе, стереотипное. М., 2006.
  2. Н.Ф. Теоретические основы учения о «внутренней форме» фразем /Семантика языковых единиц. М., 1996.
  3. Н.М. Мышление и информация. Киев, 1963.
  4. Е.Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания. № 1, 1992.
  5. Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). Учебное пособие. М., 2003.
  6. О.Л. Тендер как параметр текстообразования: Учебное пособие по спецкурсу. Пермь, 2001.
  7. Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
  8. Н.Д. От редактора // Логический анализ языка. Избранное. 1988- 1995. М., 2003.
  9. Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988.
  10. Н.Д. Язык и мир человека. М., 1998.
  11. Н.С. Язык: теория, история, типология. М., 2000.
  12. Н.С. «Чужая речь» в текстах печатных СМИ: языковые особенности немецкого медийного дискурса. // Язык Средств Массовой Информации как объект междисциплинарного исследования. М., 2008
  13. А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж, 1996.
  14. М.М. Тетралогия. М., 1998.
  15. Г. И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов: АДД. JL, 1984.
  16. В.В. Моделирование текста: лингвосоциокультурная концепция. Анализ журналистских текстов, Издание второе, М., 2008.
  17. . Прозрачность зла. М., 2000.
  18. Бучнева H. J1. Когнитивно-информационный и лингвопрагматический аспекты метафоризации терминов в современной немецкой прессе: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2004
  19. Н.С. Теория текста http://wwwhbedu.ru/e-books/xbook029/01/index.htrnl7part022.htm
  20. .М. Современная когнитивная психология, М., 1983.
  21. И.Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. Екатеринбург, 2002.
  22. Т. К процессуальному пониманию семантики // Новое в зарубежной лингвистике: Прикладная лингвистика Вып. XII. М., 1983.
  23. В.В. О художественной прозе. М., 1930.
  24. В.В. О художественной прозе // В. В. Виноградов. О языке художественной прозы. Избранные труды. М., 1980.
  25. С.И., Платонова О. В. Культура русской речи, 1998.
  26. Г. О. Глагол или имя?// Русская речь. Новая серия III. JL, 1928
  27. Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1993.
  28. A.A. Филология и риторика массовой информации // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие под ред. М. Н. Володиной, М., 2003.
  29. Ю.Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н. и др. Социология: учебник. М., 2003.
  30. М.Н. Когнитивно-информационная природа термина (на материале терминологии СМИ)". Филологический ф-т МГУ, М., 2000.
  31. М.Н. Язык СМИ основное средство воздействия на массовое сознание. //Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие под ред. М. Н. Володиной, М., 2003.
  32. М.Н. Язык СМИ особый язык социального взаимодействия // Язык СМИ как объект дисциплинарного исследования. Часть 2. Учебное пособие под ред. М. Н. Володиной. М., 2004.
  33. С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки, № 1, 2001.
  34. В.В. Языковая личность и национальная идея // Народное образование. № 5, 1998.
  35. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
  36. К.С. Политическая наука Часть 1.Пособие для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов. М., 1994 /http://lib.socio.msu.rU/l/library
  37. Г. А. «Ридерз дайджест»: фабрика лжи и иллюзий. М., 1972.
  38. Н.И. Избранные труды по психолингвистике, М., 2003.
  39. Л.И., Цурикова Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. 5-е изд. исп. М., 2008.
  40. Д.Б. Межкультурная коммуникация. М., 2000.
  41. В. фон. Язык и философия культуры, М., 1985.
  42. Дейк, ван Т. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.
  43. Дейк, ван Т., Кинч, В. Стратегии понимания связного текста. // Новое в зарубежной лингвистике: Когнитивные аспекты зыка Вып. XXII. М., 1988.
  44. В.З., Англо-русские термины по прикладной лингвистике и автоматической переработке текста // Всесоюзный центр переводов. Тетради новых терминов, М., 1982.
  45. В.З. Интерпретация // Кубрякова Е. С., Демьянков, В.З., Панкрац Ю. Г., Лузин Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996
  46. В.З. «Событие» в семантике, прагматике и в координатах интерпретации текста // Известия АН СССР. Т. 42, № 4, М., 1983.
  47. Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов. Опыт исследования современной английской медиаречи. Издание второе, стереотипное. М., 2005.
  48. О.В. Картина мира: от хаоса к космосу // Русский язык: исторические судьбы и современность. М., 2001 // http://www.phiioi.msu.ru/
  49. Г. В., Раппорт И. Я. Языковые способности. Харьков, 1992.
  50. М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме воздействия тропов в языке СМИ. М., 2003.
  51. М.Р. О содержании дискурса масс-медиа. //http://vspu.ru/kaf/prepodavateli/zheltuhina-marina-rostislavovna/publikacii/zheltuhina-m.r.-o-soderzhanii-diskursa-mass-media/view
  52. Желтухина М.Р. http://vspu.ru/kaf/prepodavateli/7heltuhina-marina-rostislavovna/publikacii
  53. Е.В. Феномен диалектной языковой личности. Томск, 2002.
  54. О.Л. Теория языковой личности инструмент гендергетики // Доклады Второй Международной Конференции «Гендер: язык, культура, коммуникация», М., 2002.
  55. В.И. Оценочная мотивировка, статус лица и словарная личность // Филология. Краснодар, 1994.
  56. В.И. Аспекты языковой личности // Проблемы речевой коммуникации. Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2003.
  57. В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс, М., 2004.
  58. В.И. Религиозный дискурс // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: Сб. науч. тр. Волгоград, 1999./ http://www.vspu ru~axiology/vikar htm
  59. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2006, С. 27.
  60. A.A. Механизмы устранения референциального конфликта// Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах. М., 1987.
  61. A.A. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. Гл. 19. Эскиз лингвистической модели текстообразования. М., 1992.
  62. A.A., Плунгян В. А. Функционализм и дискурсивно-ориентированные исследования // Фундаментальные направления современной американской лингвистики. М., 1997.
  63. A.A. О смысле понятия «дискурс СМИ» // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Материалы 2-й Международной научной конференции / Сост. М. Н. Володина, М., 2008.
  64. А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. Гл. 19. Эскиз лингвистической модели текстообразования. М., 1992.
  65. O.K. Концепт «Петербург» в речевом обиходе города// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филол. наук, Санкт-Петербург, 2005.
  66. Н.И. Общие особенности публицистического стиля // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования под ред. М. Н. Володиной, Учебное пособие, М., 2003.
  67. Н.И. Публицистический текст в новой системе координат // Язык Средств Массовой Информации как объект междисциплинарного исследования. М., 2008.
  68. В.В. Мир человека в русской ментальности.// Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Сб. статей. Выпуск I / Под ред. Маркова Б. В., Солонина Ю. Н., Парцвания В. В. Издательство «Петрополис», Санкт-Петербург, 2001.
  69. В.Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971.
  70. В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность. М., 1998.
  71. В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М., 2003.
  72. Е.С., Шахнарович А. М., Сахарный Л. В. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи / АН СССР. Ин-т языкознания- Отв. ред. Е. С. Кубрякова. М., 1991.
  73. Е. С. Роль словообразования в формировании картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988.
  74. Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX (опыт парадигмального анализа). В кн.: Язык и наука конца 20 века. Сб. статей. М., 1995.
  75. Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональный и структурный аспекты. М.: 2000.
  76. Е.С., Цурикова Л. В. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности. // Язык СМИ как объект дисциплинарного исследования. Часть 2, М., 2004.
  77. Э.А. Заголовок в газете: учебное пособие для студентов-журналистов. Свердловск, 1989
  78. К.А. НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК: Фонетика, Грамматика, Лексика, 2-е издание, М.: «Академия», 2004.
  79. O.A. Теория межкультурной коммуникации в России: состояние и перспективы // Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 1. СПб., 2002
  80. A.A. Психолингвистические особенности языка СМИ. // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие. М., 2003.
  81. А.Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности / Под ред. A.A. Леонтьева. М., 1974.
  82. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, М., 1975.
  83. Леонтьев А.Н. www psy msu.ru/scieiice/piiblic/leonlev/index html
  84. Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992.
  85. М.М. Технология интервью. М.: Аспект-Пресс, 2008 г. /http://www.eumer.info/bibliotek Buks/Gurn/Lyk/Ol.php
  86. М.Л. Основы теории дискурса. М., 2003.
  87. В.А. Введение в когнитивную лингвистику. Учебное пособие. М., 2007.
  88. А.Е., Нариньяни A.C. Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах. М., 1987.
  89. В.П. Языковая личность в тендерном измерении // Тендер: язык, культура, коммуникация: Тез. I междунар. конференции. М., 1999.
  90. A.B. Презентационная теория дискурса. Волгоград, 2004.
  91. Р.И. Проблема смысла: Современный логико-философский анализ языка. М., 1983.
  92. A.C. Синтаксическая структура газетных заглавий и их развитие //Развитие синтаксиса современного русского языка. М., 1966.
  93. Е.И. Выразительные средства журналистики. М., 1980.
  94. Ю.А. В поисках концепта. М., 2009.
  95. Я. Теория речевой деятельности и исследование массовой коммуникации. // Основы теории речевой деятельности / Под ред. A.A. Леонтьева. М., 1974.
  96. Э. Очерки по стилистике немецкого языка, М., 1963.
  97. В.М. Синтаксические модели заголовков и их использование в различных стилях речи: Автореф. дис. канд филол. наук. Киев. 1965.
  98. А.Н. Метатекст как форма экспликации метаязыкового сознания (на материале русских говоров Сибири): Монография. Томск, 2000.
  99. Рубинштейн С.Н. http://www.koob.ru/rubinshtein/
  100. Н.С. Текст и социальная структура, http://soc.lib.ru/su/i07.rar
  101. П. Как читают тексты во Франции // Квадратура смысла. М., 1999.
  102. О.В. «Гипертекст» в структуре содержания современной массовой газеты: средства его создания// Печатные СМИ. Выпуск № 2, 2008/http://www.mediascope.ru/node/217
  103. Г. Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестник Мое. Ун-та. Серия 10, № 3, Журналистика, 2001.
  104. Г. Я. Стилистика публицистической речи.// Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования, Учебное пособие, 4.2, М., 2004.
  105. Ю.С. Концепт // http://genhis.philol.msu.ru/article 12Q. shtml
  106. Ю.С. Имена, предикаты, предложения (Семиологическая грамматика). М., 1981.
  107. Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
  108. И.А. Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Научное издание. Воронеж, 2001.
  109. И.А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Научное издание. Под ред. H.A. Стернина. Воронеж, 2001.
  110. Н.И. Отражение обыденного сознания в образной языковой картине мира. Киев, 1992.
  111. И.А. Психолингвистика и виды сознания // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вып. 8. М., 2004.
  112. В.Н. Русская фразеология. Семантический, паргаматический лингвокультурологический аспекты. М., 1996.
  113. З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное. М., 1979.
  114. Л., Йоргенсен М. Дискурс Анализ. Теория и метод. 2004.
  115. Ч. Основные проблемы лексической семантики // Новое в зарубежной лингвистике: Прикладная лингвистика. Вып. XII. М., 1983.
  116. Чернышева Т. В Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России. М., 2007.
  117. , М. Время картины мира // http://www.philosophy.ru/librarv/heidee/time-pict-world.html
  118. В.Е. Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха, М.: Академия, 2004.
  119. У.Л. память и вербализация прошлого опята // Новое в зарубежной лингвистике: Прикладная лингвистика. Вып. XII. М., 1983.
  120. Шёндельс Е. И. Грамматика немецкого языка. 3-е издание, М., 1958.
  121. Е.С. Многоуровневая структура публицистического текста // Коммуникации в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2002.
  122. T.B. Универсальные и специфические характеристики Интернета как формы коммуникации // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие под ред. М. Н. Володиной, М., 2003.
  123. Т.В. Стратификация немецкой общественно-политической речи. М., 1993.
  124. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие. / Отв. ред. М. Н. Володина. М., 2003.
  125. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие. Часть2. /Отв. ред. М. Н. Володина. М., 2004.
  126. Bauer, К., Hengst, Н. Wirklichkeit aus zweiter Hand. Reinbek, 1980.
  127. Bluhm, С., Deissler, D., Scharloth, J., Stuckenbrock, A. Linguistische Diskursanalyse: Uberblick, Probleme, Perspektiven. Berlin, 2001.
  128. Bohme, Erich: Erzahltrick, in: Medium Magazin 2/ 1995.
  129. Burkhard, A. Deutsche Sprachgeschichte und politische Geschichte. 1998.
  130. Burkard, R. Kommunikations Wissenschaft. Grundlagen und Problemfelder. Bohlau Verlag Wien-Koln-Weimar. 2005.
  131. Butler, T. Memory. History, Culture and the Mind. Oxford, 1989.
  132. Deutsche Garantie fur Spareinlagen in der Kritik in der Netzeitung, 6. Oktober 2008//www.netzeitung.de/politik/ausland/l 178 497. html
  133. Eine Aufstellung der FOCUS-Redaktion findet sich bei Lanninger, Reiner> Viel Training und gute Nerven, in: Sage& Schreibe Special 7/1993.
  134. Edwards D., Potter J. Discursive psychology. L.: Sage, 1992.
  135. Engel, L. Kursbuch Medienkultur: die massgeblichen Theorien von Brecht bis Baudrillard. Stuttgart, 1999.
  136. Fairclough, N., Wodak, R. Critical Discourse Analysis. An Overview. In: Teun A. van Dijk (Hg.): Discourse as Social Interaction. A Multidisciplinary Introduction. Vol. 2. London, Thousand Oaks, New Delhi, 1997.
  137. Fairclough, N. Discourse and Social Change. Cambridge: Polity Press. 1992.
  138. Fleischer, W. Stilistik der deutschen Gegenwartssprache. 2., unveranderte Auflage. Leipzig: VEB. Bibliographisches Institut, 1977.
  139. Fraas, C.: Begriffe Konzepte — kulturelles Gedachtnis. Ansatze zur Beschreibung kollektiver Wissenssysteme. In: Schlosser, H. D. (Hg.): Sprache und Kultur. Frankfurt. 2000.
  140. Franz-Bohringer, B. Rhetorische Kommunikation. Quickborn b. Hamburg. 1965.
  141. Frenkel, Reiner: Der SPIEGEL zitiert, in: DIE ZEIT, 22.4.2994, S. 52, ebenso Turi, Peter, Zugmieze contra Spiegel, in: Media Spectrum 4/1992.
  142. Girnth, H. Sprache und Sprachverwendung in der Politik. Eine Einfuhrung in die linguistische Analyse offentlich-politischer Kommunikation, Tubingen, 2002.
  143. Gloy, K. Ethik-Diskurse. Praktiken offentlicher Konfliktaustragung. Skizze eines Forschungsvorhabens. (Ethik-Diskurse. Praktiken offentlicher Konfliktaustragung. Arbeitspapier Nr. 1). Universitat Oldenburg, 1998.
  144. Goffmann, E. Strategie Interaction. New York: Ballantine Books, 1972.
  145. Habermas, J. Technik und Wissenschaft als Ideologie. Frankfurt a.M., 1968.
  146. Habermas, J. Erkenntnis und Interesse. In: Technik und Wissenschaft als Ideologie. Frankfurt a.M., 1968
  147. Haller, M. Recherche und Nachrichtenproduktion als Konstruktionprozesse, in: Die Wirklichkeit der Medien. Eine Einfuhrung in die Kommunikationswissenschaft. Westdeutscher Verlag GmbH, Opladen. 1994.
  148. Hausermann J. Journalistisches Texten. Sprachliche Grundlagen fur professionelles Informieren. 2005.
  149. Hejl, M. Peter. Soziale Konstruktion von Wirklichkeit, in: Die Wirklichkeit der Medien. Eine Einfuhrung in die Kommunikationswissenschaft. Westdeutscher Verlag GmbH, Opladen. 1994.
  150. Hoffinann, M. Funktionale Varietaten des Deutschen kurz gefasst. Potsdam: Universitatsverlag Potsdam. 2007.
  151. Hoffmann, R.: Pressionen auf politische Magazine, in: Fernsehen und Horfunk fur die Demokratie.
  152. Interpret und Akteur // Les Peripheriques Vous Parlament № 3http://www.lesperipheriques.org/ancien-site/iournal/Q2/de0219.html
  153. Jager, S. Arbeitspapier zur Text- und Diskursanalyse, Duisburg, 1989.
  154. Jager, S. Kritische Diskursanalyse. Eine Einfuhrung. Duisburg. 1993.
  155. Jager, S. Diskurs und Wissen. Theoretische und methodische Aspekte einer Kritischen Diskurs- und Dispositivanalyse. // Handbuch sozialwissenschaftliche Diskursanalyse. Theorien und Methoden. B. l Opladen: Leske&Budrich, 2001.
  156. Jung, M. Linguistische Diskursgeschichte. In: Boke, Jung, Wengeler (Hg.), 1996.
  157. Jung, M., Wengeler, M. Worter Argumente — Diskurse. Was die Offentlichkeit bewegt und was die Linguistik dazu sagen kann. In: Gerhard Stickel (Hg.): Sprache — Sprachwissenschaft — Offentlichkeit. Berlin, New York, 1999.
  158. Kamps, K. Kommunikationsmanagement in der Politik: Anmerkungen zur «zirzensischen» Demokratie in: Politische Akteure in der Mediendemokratie: Politiker in den Fesseln der Medien? VS Verlag fur Sozialwissenschaften, 2002.
  159. Klapp, O. Symbolic Leaders. Public Dramas and Public Men. Chicago: Aldine, 1964.
  160. Klausch, M. Kulturindustrie und Popularkultur. Kritische Theorie der Massenmedien, Frankfurt a. M., 1988.
  161. Knut S. Pauli Leitfaden fur die Pressearbeit- Anregungen, Beispiele, Checklisten Deutscher Taschenbuch Verlag. Nordlingen, 1993.
  162. Kopperschmidt J. Allgemeine Rhetorik: Einfuhrung in die persuasive Kommunikation. Stuttgart, 1993.
  163. Koszyk, K., Pruys, K. H.: Worterbuch zur Publizistik. Munchen, Deutscher Taschenbuch Verlag, 1973.
  164. Kruse, P., Stadler, M. Der psychische Apparat des Menschen, in: Die Wirklichkeit der Medien. Eine Einfuhrung in die Kommunikationswissenschaft. Westdeutscher Verlag GmbH, Opladen. 1994.
  165. Liwanec, W. Information. Wien, 1976.
  166. Loffler, Martin: der Verfassungsauftrag der Presse. Modellfall Spiegel.
  167. Luger, H-H. Pressesprache. Tubingen, die 2. neu bearbeitete Auflage, 1995/
  168. U. «Als der Geist der Gemeinschaft einer Sprache fand.» Sprache im Nationalsozialismus. Opladen, 1984.
  169. Matt, R. Ein anderer Lokaljoumalismus: Rezepte wider die tagliche Informationsverhinderung, in: Journalismus & Journalismus. Munchen, W.R. Langenbucher, 1980.
  170. Meier, Hans-Jurgen: Focus im Focus, in: Media Spectrum 5/1993.
  171. Merten, K., Schmidt.S.J., Weischenberg, S. Die Wirklichkeit der Medien. Eine Einfuhrung in die Kommunikationswissenschaft. Westdeutscher Verlag GmbH, Opladen. 1994.
  172. Merten, K. Westerbarkey, J. Public Opinion and Public Relations. in: Die Wirklichkeit der Medien. Eine Einfuhrung in die Kommunikationswissenschaft. Westdeutscher Verlag GmbH, Opladen. 1994.
  173. Metzger, W. Psychologie. Dresden, 1941.
  174. Meyn, H.: Massenmedien in der Bundesrepublik Deutschland, Landeszentrale fur politische Bildung Berlin, 1994.
  175. Meyn, H.: Massenmedien in Deutschland, Neu Auflage, Konstanz, 2 004 181. Morin, E. // www.wikipedia.de
  176. New business: Mit Focus eine neue Erzahlform entwickeln, 44/1994.
  177. Prott, J. Bewusstsein von Journalisten. Standesdenken oder gewerkschaftliche Solidarisierung? Frankfurt a. M./Koln, 1976.
  178. Purer, Heinz/ Raabe, Jochannes: Medien in Deutschland, Band 1 — Presse.
  179. Purer, H. Medien und Journalismus zwischen Macht und Verantwortung. Berlin. 2003.
  180. Rager, G. Qualitat in der Zeitung. Ergebnisse erster Untersuchungen// Redaktion. 1994 Almanach fur Journalisten/ Red. M. Begemann, B- L.: Flopper. Bonn, 1993.
  181. Rudolf Gerhardt, Erich Steffen. Kleiner Knigge des Presserechts. F.A.Z.Institut fur Management-, Markt- und Medieninformationen, Frankfurt am Main: 2002.
  182. Schiller, H. Die Verteidigung des Wissens. Information im Zeitalter der gro? en Konzerne, Frankfurt a. M., 1984.
  183. Schmidt, Sigfried J. Kognitive Autonomie und soziale Orientierung. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1994.
  184. Schmidt, Sigfried J. Konstruktivismus in der Medienforschung, Konzepte, Kritiken, Konsequenzen. In: Die Wirklichkeit der Medien. Eine Einfuhrung in die Kommunikations Wissenschaft. Westdeutscher Verlag GmbH, Opladen. 1994.
  185. , R. «Der Spiegel» und «Focus». Eine vergleichende Analyse der beiden Nachrichtenmagazine von 1993 bis 1996. Schmerse Verlag, Gottingen, 2003.
  186. Stotzel, G. Kontroverse Begriffe. Geschichte des offentlichen Sprachgebrauchs in der Bundesrepublik Deutschland. Berlin, New York, 1995.
  187. Schulz, W.: Nachricht, in Fischer Lexikon Publizistik Massenkommunikation.
  188. Weber, M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tubingen, 1972.
  189. Weischenberg, S. Journalismus & Kompetenz. Qualifizierung und Rekrutierung fur Medienberufe, Opladen, 1990.
  190. Welsch, W. Unsere postmoderne Moderne. Weinheim, 1988.
  191. Wente, J.-K. Das Recht der journalistischen Recherche. Ein Beitrag zum Konflikt zwischen den Medienfreiheiten und der informatiellen Selbstbestimmung. Baden-Baden, 1990.
  192. Wenderoth, A. Arbeit an Moral: Prozesse der kommunikativen Konstruktion und Aushandlung von Moral am Beispiel von Talkshows und ihren Zuschauerbriefen- eine empirische Untersuchung. Dissertation Universitat Oldenburg, 1999
  193. Wiener, M., Mehrabian, A. Language within Language: Immediacy, a Channel in Verbial Communication. New York, 1968.
  194. Wierzbicka A. Lexicography and conceptual analysis. Ann Arbor, 1985, P. 23.
  195. Wirtschaft: Die Amerikaner und ihr Verhaltnis zum Geld //Focus, № 45/ 2008.1. Словари
  196. O.C. Словарь лингвистических терминов. Издание 4-е, стереотипное. М., 2007
  197. Г. Г. Немецко-русский словарь по лексикологии и стилистике. Учебное пособие. М., 2006.
  198. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой -М., 2008.
  199. Русский язык. Энциклопедия / под ред. Ю. Н. Караулова. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.
  200. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е. Ф. Губского. М., 2005,
  201. Duden. Die sinn- und sachverwandte Worter. Worterbuch fur den treffenden Ausdruck. PC Bibliothek, Dudenverlag: Mannheim-Leipzig-Wien-Zurich, 2001.
  202. Duden. Herkunftsworterbuch, 4. neu bearbeitete Auflage, Band 7, 2008.
  203. DUDEN Deutsches Universalworterbuch, 3., neu bearbeitete Auflage auf der Grundlage der neuen amtlichen Rechtschreibregeln, PC Bibliothek, Dudenverlag: Mannheim-Leipzig-Wien-Zurich, 2003.
  204. Langenscheidts Gro? worterbuch Deutsch als Fremdsprache, Langenscheidt KG: Berlin und Munchen, 1998.
  205. Meyers gro? es Taschenlexikon, 5. Auflage, Band 15, Mannheim, 1995.
  206. The FREE DICTIONARY BY FARLEX //http://de.thefreedictionaiy.com
  207. Источники языкового материала1. «Der Spiegel», 2007, «№ 1 № 50 «2. «Der Spiegel», 2008, «№ 1 № 51 «3. «Der Spiegel», 2009, «№ 1 № 40"4. «Focus», 2007, «№ 20 № 47 «5. «Focus», 2008, «№ 1 № 52 «
  208. Focus», 2009, «№ 1 № 40 «7. www.focus.de8. www.spiegel.de
Заполнить форму текущей работой