Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Функциональные особенности английских личных местоимений в когнитивном аспекте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данное диссертационное исследование посвящено изучению функциональных особенностей английских личных местоимений не только в рамках языковой системы, но и с учетом человеческого фактора в языке. Язык как отражение человеческого видения окружающего мира включает в себя представления человека о мире, а не сам мир вне человека. Опыт взаимодействия с миром отражен в языке в виде грамматических… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИЯ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ КАК ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Прескриптивный подход
      • 1. 1. 1. Спорные вопросы местоименного значения
      • 1. 1. 2. Категории личных местоимений
    • 1. 2. Дескриптивный подход
      • 1. 2. 1. Проблема интерпретации употребления объектных форм личных местоимений
      • 1. 2. 2. Спорное в традиционной родовой категоризации местоимений
    • 1. 3. Когнитивный подход
      • 1. 3. 1. Познавательные установки когнитивной лингвистики
      • 1. 3. 2. Опытная природа знания
      • 1. 3. 3. Фигура наблюдателя в свете теории указательности
      • 1. 3. 4. Личные местоимения с позиций когнитивной лингвистики
  • ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ФОРМ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ КАК ОТОБРАЖЕНИЕ МЕХАНИЗМА КАТЕГОРИЗАЦИИ МИРА ГОВОРЯЩИМ/ НАБЛЮДАТЕЛЕМ
    • 2. 1. Местоимение you как пример соответствия формы и содержания
    • 2. 2. Перечень конструкций с «нетрадиционным» употреблением форм местоимений 1-го и 3-го лица
    • 2. 3. Конструкция It’s + obj. pron.: отклонение от нормы или операция над знаниями?
    • 2. 4. Обусловленность выбора объектного падежа для выражения подлежащего
      • 2. 4. 1. Подлежащее в ряду однородных членов
      • 2. 4. 2. Конструкции с than, as, but + pron. obj
      • 2. 4. 3. Другие эллиптические конструкции

Функциональные особенности английских личных местоимений в когнитивном аспекте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Достаточно долгое время в лингвистике преобладал традиционный взгляд на язык как закрытую систему, организуемую и развивающуюся в отрыве от человека (соссюровское «язык в себе и для себя»). На смену структуралистскому подходу пришло понимание того, что для изучения устройства языка необходимо обратиться к его носителю. XX век ознаменовался общенаучным стремлением к учету человеческого фактора в языке, что привело к появлению новых наук на базе смежных (психолингвистика, социолингвистика, антрополингвистика, этнолингвистика), которые способствовали изучению речевой деятельности и человека как центра коммуникации.

Данная работа выполнена в русле когнитивной лингвистики, направленной на решение главного вопроса о том, какими типами знаний и в какой форме обладает человек, «как репрезентировано знание в его голове, каким образом приходит человек к знанию, и как он его использует» (Кубрякова 1996: 58). В основе когнитивного подхода лежит понимание того, что «языкэто лишь небольшая часть того целостного явления, которое мы стремимся познать, и что для его познания необходимо привлечение понятий не только памяти, физиологических, психологических, психофизиологических свойств человека, но и знаний о мире, социального контекста высказываний, способов взаимодействия и организации всех типов знаний, а также всей деятельности человека» (Харитончик 2001: 88). «Язык отражает общий способ восприятия мира, в языке отражается то, как человек видит окружающий его реальный мир и свое место в нем» (Кравченко 1996: 9), вследствие чего формируется языковая картина мира индивида и нации в целом.

Перспективность исследования класса местоимений с позиций когнитивной лингвистики трудно переоценить ввиду их непосредственной связи с речевой ситуацией и человеком как центром коммуникации. Данный класс слов представляет собой одну из очевидных языковых универсалий, имеющих место во всех языках мира. Неослабевающий интерес к классу местоименных слов обусловлен его неоднородностью и универсальностью значения.

Местоимения рассматривались в разных аспектах: исследовались их синтаксические (Исаченко 1965, Стренадюк 1988), морфологические (Устинова 1951), семантические (Ревзина, Членова 1971; Волков 1984, Шелякин 1986), прагматические характеристики (Кравченко 1992), их функции в речи (Селиверстова 1988) — изучались конкретные местоимения (Ильиш 1964, Гу-лыга 1977, Петрова 1995), их классификации (Алехина 1982, Шведова 1998, Глыбин 1999), а также системы местоимений отдельных языков (Майтинская 1969) — проводился диахронический анализ местоимений (Бруннер 1956, Бу-бенникова 1988, Шмидт 1995), а также сопоставительные исследования местоимений разных языков (Аюуш 1995, Толгурова 1997). Между тем, функционирование английских местоимений в целом и личных местоимений в частности исследовано недостаточно, а специфика местоименного значения с учетом человеческого фактора меняет сложившееся представление об особенностях функционирования данного класса слов.

Изучение человеческого фактора в языке привело к рассмотрению многих явлений с точки зрения прагматики, направленной на различные параметры речевой ситуации, в условиях которой осуществляется высказывание. Идеи прагматики, развитые и расширенные в рамках когнитивной лингвистики, привели к осознанию центральной роли познающего мир человека в формировании языковой картины мира. При этом в качестве основных выступают такие понятия, как «точка отсчета», «фигура наблюдателя», «центр координат», «личное пространство» (Апресян 1995, Кравченко 1993, 1995, 2001, Erades 1950, Cantrall 1969, Maturana 1970, 2001). Особую роль в понимании прагматической составляющей сыграли слова-указатели вообще, и личные местоимения, в частности, в значении которых дейктический элемент играет основополагающую роль. Обращение к теории указательности представляется оправданным при рассмотрении проблемы местоименного значения, ибо позволяет взглянуть на него по-новому. Такой подход помогает доказать и показать, что так называемые нестандартные употребления личных местоимений — нормальное явление, отражающее определенные когнитивные механизмы. «Точка отсчета» как основное понятие прагматики раскрывается через главный тезис биологической теории познания: «Все сказанное сказано наблюдателем. Речь наблюдателя обращена к другому наблюдателю, в качестве которого может выступать он сам» (Матурана 1996: 97). Таким образом, речь идет о двух когнитивных (прагматических) осях дискурса: Говорящем и Наблюдателе и об их взаимодействии в процессе языковой категоризации. В данной работе это взаимодействие положено в основу объяснения функциональных особенностей личных местоимений.

Объектом исследования является класс личных местоимений, относящихся к антропоцентрическому пласту лексики. Предмет исследованияособенности функционирования английских личных местоимений и выявление в этой связи совокупности их нетрадиционных употреблений, а именно, падежного смещения и особенностей родовой категоризации, с последующим обобщением и анализом материала с точки зрения когнитивной лингвистики. В работе исследуется способность личных местоимений отражать определенные когнитивные механизмы, связанные с категоризацией мира на три класса сущностей: субъект/объект/предмет речевой ситуации (Кравченко 1992), где точкой отсчета является субъект восприятия мира. Решается вопрос об особенностях родовой категоризации местоимений, базирующейся на категории одушевленности — неодушевленности, основанием для которой является ненаучное, феноменологическое представление человека об объектах и явлениях окружающего мира.

Актуальность работы определяется той ролью, которую личные местоимения играют в формировании языковой картины мира, в познании мира, накоплении феноменологических знаний. Особенности категоризации действительности субъектом восприятия отражаются в категориальных характеристиках личных местоимений. В данной работе рассматриваются категории лица, падежа и рода, в которых отражены определенные знания человека о мире. Объяснительная база функционирования местоимений строится на системообразующем факторе категории лица, понятийную основу которой составляет отношение объектов действительности к речевому акту, категори-зуемое в терминах субъекта, объекта и предмета речи. Подход к проблеме категории лица с этих позиций позволяет предложить простую и логически стройную систему противопоставлений, отражающих членение человеком предметной реальности.

Основной целью работы является изучение и объяснение специфики функционирования личных местоимений английского языка в рамках когнитивного подхода.

Данная цель определила постановку ряда частных задач:

1. Проанализировать существующие подходы к проблеме значения личных местоимений с целью определить связанные с этим спорные вопросы.

2. Выявить особенности употребления объектного падежа личных местоимений в функциях, традиционно принадлежащих именительному падежу (объектный падеж в функциях подлежащего, предикатива, приложения к подлежащему), и факторы, их определяющие.

3. Изучить особенности употребления личных местоимений 3 лица ед. числа в случае одушевленных и неодушевленных референтов и определить их когнитивную подоплеку.

4. Провести интерпретативный анализ семантики высказываний с личными местоимениями.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием следующих методов: 1) дефиниционный анализ- 2) диахронический анализ- 3) элементы количественного и статистического анализа- 4) интроспективный анализ, 5) интерпретирующий подход.

Основным материалом для исследования послужили произведения английской и американской литературы второй половины 20 — начала 21 вв. (26 источников). Методом сплошной выборки примеры были извлечены из текстав общим объемом около 7500 страниц, а также из транскриптов художественных фильмов (100 источников) и текстов песен (100 источников). Всего было собрано и проанализировано около 3000 примеров, из которых около 150 приводятся в диссертации.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые исследование особенностей функционирования личных местоимений проводится последовательно с когнитивных позиций. При толковании значений личных местоимений учитываются особенности восприятия и когнитивной обработки информации участниками речевой ситуации, что влияет на выбор падежной формы личных местоимений в высказывании. Анализ категории рода личных местоимений исходит из того, что языковая картина мира формируется, с одной стороны, на основе объективных данных об окружающем мире, а с другой стороны, обусловлена состоянием знания индивидов о внешнем мире. Такое представление о мире реализуется в двойственной категории рода, неотъемлемым компонентом значения которой является указание на тип знания (феноменологическое/ структуральное), зафиксированного в элементах класса, образующего категорию.

Теоретическая значимость. Результаты исследования позволяют по-новому взглянуть на категориальное значение личных местоимений как имеющее феноменологический статус. Выводы о выборе форм личных местоимений в зависимости от особенностей восприятия наблюдателем участников речевого акта, в зависимости от их роли в коммуникативном акте, представляются важными не только для англистики, но и для языкознания в целом.

Практическая значимость проделанной работы определяется возможностью применения результатов исследования в процессе преподавания практических и теоретических курсов английского языка, при составлении учебных пособий по грамматике, в лексикографической практике.

Проведенное диссертационное исследование позволяет вынести на защиту следующие положения:

1. Значение личных местоимений имеет феноменологический характер и не может рассматриваться вне связи с субъектом речи и речевой ситуацией в целом.

2. Категория лица личных местоимений имеет когнитивную природу, она отражает деление всех объектов действительности на три сферы по их отношению к речевой ситуации: I (we) — субъект речи, you — объект речи, he, she, it (they) — предмет речиинтерпретация значения этой категории должна исходить из учета соотношения и взаимодействия двух прагматических факторов: Наблюдателя и Говорящего.

3. Особенности употребления падежных форм местоимений обусловлены синкретным характером субъекта (Говорящего/ Наблюдателя).

4. В основе родовой категоризации находится феноменологическое знание Наблюдателя, делящего мир на живое (he), важное {he, she), и не заслуживающее особого внимания, в том числе, и как лишенное статуса лица (it).

Цель и задачи работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, теоретической главы, двух практических глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается выбор темы, формируются центральные задачи исследования, научная новизна и возможности практического применения полученных результатов.

Первая глава посвящена обзору различных точек зрения на характер местоименного значения, вопросу статуса местоимений в языке, описанию категориальных свойств местоимений, в результате чего выявляется противоречивый характер существующих воззрений. Как следствие, делается вывод о необходимости обращения к когнитивной парадигме, которая, за счет осознания центральной роли человеческого фактора при интерпретации языковых явлений, позволяет лучше разобраться в статусе местоимений в языке, а также в структуре их значения.

Во второй главе представлен анализ языкового материала, связанного с особенностью употреблений падежных форм личных местоимений, который позволяет сделать вывод о том, что «нестандартные» употребления форм объектного падежа местоимений суть закономерное, а потому нормальное явление, отражающее определенные когнитивные механизмы, связанные с категоризацией мира на три класса — субъект, объект, предмет речи.

В третьей главе анализируются особенности родовой категоризации объектов и явлений действительности, выраженной в парадигме личных местоимений 3-го лица ед. числа, с точки зрения реализации категорий одушевленности — неодушевленности, активности — пассивности, лица — не-лица.

В заключении обобщаются основные результаты проведенного исследования, формируются вытекающие из него выводы, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования.

Диссертация включает список научных источников в количестве 210 наименований (из них 62 на иностранном языке), а также список источников цитат.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3.

Итак, в ходе исследования функционирования личных местоимений 3-го лица ед. числа было выявлено следующее:

1) в категории рода личных местоимений заложено феноменологическое знание как результат человеческого взаимодействия с внешним миром;

2) в категоризации объектов и явлений действительности по роду основополагающая роль отводится фигуре наблюдателя (познающего мир человека), который членит свой окружающий мир исходя из собственного и общественного опыта, из чего следует, что понятия одушевленности/ неодушевленности, лица/ не-лица должны рассматриваться с точки зрения наивного восприятия мира человеком;

3) базовым для категории рода является деление предметов на живые и неживые, причем это знание имеет наивную, ненаучную природу. В основе понятия «живой» лежит понимание объекта как интенциональ-ного субъекта действия, самодвижущегося объекта;

4) ненаучное (мифологическое) понятие «живой» реализуется в речи посредством «одушевленного» местоимения he, которое на начальном этапе развития языка являлось гендерно-нейтральным, использующимся для указания на представителей живого внешнего мира, часто враждебного для человека;

5) при выборе местоимений he, she, it для указания на представителей животного мира основополагающим категоризующим фактором является сфера опыта человеческого сообщества в целом и личный опыт говорящего в частности, которые обуславливают референтную отнесенность местоимений, когда все живое — he, важное — he, she (в соответствии с биологическим полом), намеренно пренебрежительное или безразличное — it;

6) отнесение неодушевленных предметов к женскому роду происходит на основе типизированного представления об объектах действительности с качественной ориентацией на образ женщины (предмет любви, ухаживания, способность к продолжению рода) с условием вхождения объектов в личную сферу говорящего;

7) местоимение it употребляется для указания на младенца или маленького ребенка при отказе ему в признаке лица (дети от 0 до 3 лет) как неспособному произносить устойчивые, членораздельные звукиотнесение детей к не-лицу распространяется только на детей от 0 до 3 летвозраст, характеризуемый становлением речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Когнитивная природа языка позволяет подойти к проблеме его функционирования в целом, и отдельных единиц языка, в частности, как непосредственно связанной с человеческой когницией. В рамках когнитивного подхода проблема значения личных местоимений решается с учетом прагматических факторов. Особая роль личных местоимений заключается в указании на непосредственную отнесенность своих референтов к речевой ситуации, поэтому анализ семантики личных местоимений невозможен без анализа ситуации общения, центром которой является познающий мир субъектговорящий-наблюдатель. Основной функцией личных местоимений является указание на объекты окружающего мира именно с позиции говорящего-наблюдателя, который категоризует их по отношению к речевой ситуации. Относясь к древнейшему пласту лексики, личные местоимения содержат в себе первичные (первостепенные) знания человека о мире, когда он весь свой предметный мир поделил на «я — ты — все остальное», что в рамках теории указательности можно представить в виде трихотомии «субъект речи — объект речи — предмет речи».

Данное диссертационное исследование посвящено изучению функциональных особенностей английских личных местоимений не только в рамках языковой системы, но и с учетом человеческого фактора в языке. Язык как отражение человеческого видения окружающего мира включает в себя представления человека о мире, а не сам мир вне человека. Опыт взаимодействия с миром отражен в языке в виде грамматических категорий и в лексиконе. В рамках местоименной парадигмы концептуализируются и категоризуются знания человека об участии в речевой ситуации, одушевленности/ неодушевленности объектов, об их вхождении/ невхождении в личную сферу говорящего/ наблюдателя. При этом главенствующую позицию в познании мира занимает не столько говорящий, сколько наблюдатель (познающий мир субъект), который в определенных ситуациях может выступать в роли субъекта речи. Когнитивная нетождественность субъекта речи и наблюдателя должна учитываться при рассмотрении особенностей функционирования падежных форм личных местоимений. С одной стороны, объективная ипостась субъекта неотделима от субъективной (сознательной) составляющей, с другой стороны, осознание синкретной природы «я» позволяет стать свидетелем первичных когнитивных процессов, когда человек, исходя из собственного чувственного восприятия, членит окружающий мир на три типа бытийных сущностей. Употребление падежных форм обусловлено сложной структурой онтологической сущности человека. Важными составляющими этой структуры выступают «субъект восприятия», «субъект сознания» и «субъект познания», которые так или иначе опосредуются через языковую способность человека, выступающего в роли субъекта речи. Способность человека к самонаблюдению реализуется в особенностях употребления местоимений в формах объектного падежа.

Анализ грамматической категории должен исходить из того, что языковая картина мира формируется, с одной стороны, на основе объективных данных об окружающем мире, с другой стороны, обусловлена состоянием знания индивидов о внешнем мире. Такое представление о мире реализуется в двойственной категории рода, неотъемлемым компонентом значения которой является указание на тип знания, зафиксированного в элементах класса, образующего категорию. Категория рода местоимений, несущая в себе феноменологическое знание (индивидуальное опытное знание), получившее отражение на ранних этапах языкового развития, представляет собой наивное членение мира человеком, в первую очередь, на «живые» и «неживые» предметы с последующей дифференциацией на мужской и женский род как отражение следующего этапа в познании мира, при этом необходимо принять во внимание мифологический характер категории, когда живыми представлялись самодвижущиеся, опасные предметы, способные непосредственным образом воздействовать на человека.

Таким образом, можно прийти к выводу, что природа языка прагматична, антропоцентрична, поэтому все языковые явления должны интерпретироваться с условием человеческого фактора. В особенности это относится к дейктическим элементам языка, в семантике которых заложена отсылка к центру системы координат, в роли которой выступает человек. Особенности функционирования падежных форм местоимений зависят от особенностей восприятия говорящим/ наблюдателем речевой ситуации и себя в ней.

Проанализированные в работе языковые явления иллюстрируют антропоцентрический характер языка. Исследования в данном направлении имеют большое значение, так как позволяют проникнуть в глубинные уровни человеческого сознания, понять, как, по каким критериям человек членит свой окружающий мир, что лежит в основе когнитивных процессов концептуализации и категоризации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К. С. Полное собрание сочинений Текст.: в 2 т. Т. 2. Сочинения филологические / К. С. Аксаков. М.: В университетской типографии (Катков и К) на Страстном бульваре, 1875. — 660 с.
  2. , Л. Г. One’s self и oneself как способы репрезентации концепта я в современном английском языке Текст.: дис.. канд. филол. наук / Л. Г. Александрова. Иркутск, 2001.
  3. , М. И. О классификации местоимений Текст. / М. И. Алехина // Русский язык в школе. 1982. — № 1. — С. 63−68.
  4. АТЯС Античные теории языка и стиля / под. ред. О. М. Фрейдерберга. М.- Л.: Гос. соц.-эконом. изд-во, 1936. — 341 с.
  5. , Ю. Д. Некоторые соображения о дейксисе в связи с понятием наивной модели мира Текст. / Ю. Д. Апресян // Teoria Tekstu. Wroclaw [etc.]: Ossolineum, 1986. — С. 83−98.
  6. , Ю. Д. Избранные труды Текст. В 2 т. Т. 2. Интегральное описание языка и системная лексикография / Ю. Д. Апресян. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. — 767 с.
  7. Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 3. Физика / Аристотель. М.: Мысль, 1981.-613 с.
  8. , Н. Д. Предложение и его смысл (Логико-семантические проблемы) Текст. / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1976. — 383 с.
  9. , Н. Д. Фактор адресата Текст. / Н. Д. Арутюнова // Изв. АН СССР СЛЯ. 1981. — Т. 40. — № 4. — С. 356−367.
  10. , Н. Д. Язык и мир человека Текст. / Н. Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1999. — 895 с.
  11. , Т. Е. Сопоставительно-типологическое исследование местоимений монгольского и русского языков Текст.: дис. .канд. филол. наук / Т. Е. Ауюш. Улан-Удэ, 1995.- 189 с.
  12. , О. С. Словарь лингвистических терминов Текст. / О. С. Ахма-нова. М.: Сов. энциклопедия, 1966. — 608 с.
  13. , М. Г. Коммуникативно-прагматические функции вводных компонентов в структуре диалога Текст.: автореф. дис. .канд. филол. наук / М. Г. Бабенко. Барнаул, 2003. — 20 с.
  14. , А. Н. Постулаты когнитивной семантики Текст. / А. Н. Баранов, Д. О. Добровольский // Известия АН. Серия лит-ры и языка. 1997. Т. 56. -№ 1.- С. 11−21.
  15. , Л. С. Структура простого предложения современного английского языка Текст. / JI. С. Бархударов. М.: Высшая школа, 1966. — 200 с.
  16. , JT. С. Грамматика английского языка Текст. / JI. С. Бархударов, Д. А. Штелинг. М.: Высшая школа, 1973. — 423 с.
  17. , М. М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. -М.: Искусство, 1979. 424 с.
  18. , Г. И. Самосознание личности в аспекте языка Текст. / Г. И. Берестнев //Вопросы языкознания. 2001. — № 1. — С. 60−84.
  19. , Э. Общая лингвистика Текст. / Э. Бенвенист. М.: Прогресс, 1974.-318 с.
  20. , Л. Язык Текст. / Л. Блумфилд. М.: Прогресс, 1968. — 608 с.
  21. , Н. Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики Текст. / Н. Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. — № 1.-С. 18−36.
  22. , А. В. Теория значения в системе функциональной грамматики: На материале русского языка Текст. / А. В. Бондарко. М.: Языки славянской культуры, 2002. — 736 с.
  23. , О. А. Развитие системы личных местоимений 3-го лица в диалектах английского языка Текст. / О. А. Бубенникова // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. — 1988. — № 2. — С. 37−46.
  24. , О. А. Развитие системы личных местоимений 1-го и 2-го лица в диалектах английского языка Текст. / О. А. Бубенникова // Исследования по грамматике германских языков. М.: МГУ, 1992. С. 19−32.
  25. , М. Я и ты Текст. / М. Бубер. М.: Высшая школа, 1993. — 175 с.
  26. , Т. В. О границах и содержании прагматики Текст. / Т. В. Булы-гина // Изв. АН СССР СЛЯ. 1981. — Т. 40. — № 4. — С. 333−341.
  27. , Ф. И. Опыт исторической грамматики русского языка Текст. / Ф. И. Буслаев. М.: Университетск. тип., 1858. — 428 с.
  28. БРЭ Большая российская энциклопедия Текст.: в 30 т. — М., 2001.
  29. БЭС Большой энциклопедический словарь. Языкознание / под ред. В. Н. Ярцева. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 688 с.
  30. , Ж. Язык. Лингвистическое введение в историю Текст. / Ж. Вандриес. М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1937. — 235 с.
  31. , А. Восприятие: семантика абстрактного словаря Текст. / А. Вежбицка // Новое в зарубежной лингвистике. 1986. — Вып. 18. — С. 336 369.
  32. , Г. А. Новое в английской грамматике Текст. / Г. А. Вейхман. -М.: Астрель, 2001.-128 с.
  33. , Т. Л. Наблюдаемость в языке (на материале русских и английских перцептивных глаголов) Текст. / Т. Л. Верхотурова // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. — № 2/3. — С. 14−26.
  34. , Т. Л. Метакатегория «наблюдатель» в научной картине мира Текст. / Т. Л. Верхотурова // Studia Linguistica Cognitiva. Вып. 1. Язык и познание. М.: Гнозис, 2006. С. 45−65.
  35. , В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове Текст. / В. В. Виноградов. М.: Высшая школа, 1986. — 640 с.
  36. , Д. В. Диалектика обыденного и научного знания / Д. В. Вичев, В. А. Штофф // Философские науки. 1980. № 4. — С. 50−58.
  37. , Н. Н. Семантика и дейкгические функции личных местоимений в современном английском языке Текст.: дис.. канд. филол. наук / Н. Н. Волков.-М., 1984.- 172 с.
  38. , Е. М. Грамматика и семантика местоимений Текст. / Е. М. Вольф. -М.: Наука, 1974.-223 с.
  39. , JI. С. Собрание сочинений Текст. В 6 т. Т. 4. Детская психология / JI. С. Выготский. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  40. ВЭФ Всемирная энциклопедия: Философия/ главн. науч. ред. и сост. А.
  41. A. Грицанов. М.: Аст- Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. -1312 с.
  42. , В. В. Восприятие класса местоимений носителями русского языка. Экспериментальное исследование Текст.: дис.. канд. филол. наук /
  43. B. В. Глыбин. Бийск. — 1999. — 210 с.
  44. , В. В. Нетрадиционное употребление падежных форм личных местоимений в новоанглийском языке Текст.: дис.. канд. филол. наук / В. В. Гондарева. М, 1955. — 110 с.
  45. , Н. А. Категориальный признак рода в языковой семантике Текст.: автореф. дис.. канд. дилол. наук / Н. А. Гришина. Волгоград, 1996.- 15 с.
  46. , О. А. К описанию значений личных местоимений множественного числа Текст. / О. А. Гулыга // Сборник научных трудов. Вып. 111. Вопросы романо-германской филологии. М.: [б.и.], 1977. С. 23−31.
  47. , В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества Текст. / В. Гумбольдт // Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. — С. 34−298.
  48. , В. А. Языковой эгоцентризм в новых парадигмах знания Текст. / В. А. Гуреев II Вопросы языкознания. 2004. — № 2. — С. 57−67.
  49. , В. 3. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода Текст. / В. 3. Демьянков // Вопросы языкознания. -1994.-№ 4.-С. 17-31.
  50. , JI. О. Пролегомены в теории языка Текст. / Л. О. Ельмслев // Новое в лингвистике. 1960. — Вып.1. — С. 264−389.
  51. , Л. О категориях личности неличности и одушевленности -неодушевленности Текст. / Л. Ельмслев // Принципы типологического анализа языков различного строя. — М.: Наука, 1972. — С. 114−152.
  52. , О. В. История развития личных местоимений в английском языке Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / О. В. Емельянова. Л., 1979.-20 с.
  53. , О. Философия грамматики Текст. / О. Есперсен. М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1958. — 404 с.
  54. , В. А. Язык и знание Текст. / В. А. Звегинцев // Вопросы философии. 1982. — № 1. — С. 71−80.
  55. , Т. Б. Когнитивный аспект вариативности в возвратных конструкциях с псевдорефлексивными глаголами и глаголами пространственного значения в английском языке Текст.: автореф. дисс. .канд. филол. наук / Т. Б. Зобнина. Иркутск, 2003. — 18 с.
  56. , Л. Г. Язык как форма. Теория и история языкознания Текст.: учебное пособие / Л. Г. Зубкова. М.: Изд. РУДН, 1999. — 237 с.
  57. , И. П. История английского языка. Учебник. Хрестоматия. Словарь Текст. / И. П. Иванова, Л. П. Чахоян, Т. М. Беляева. СПб.: Лань, 1998.-512 с.
  58. , И. П. Loquor ergo sum, narrow ergo sum: языковое обоснование «я» в теориях постструктурализма и постмодернизма Текст. / И. П. Ильин // «Я», «субъект», «индивид» в парадигмах современного языкознания. М., 1992.
  59. , Б. А. Современный английский язык Текст. / Б. А. Ильиш. М.: Изд-во лит-ры на иностр. языке тип. «Искра революции», 1948. — 347 с.
  60. , Б. А. Система личных местоимений в английском языке Текст. / Б. А. Ильиш // Проблемы сравнительной филологии. М.- Л.: Наука, 1964. -С. 186−191.
  61. , М. Т. Анализ системы личных, притяжательных и возвратных местоимений современного английского языка (в сопоставлении с узбекскими местоимениями) Текст. / М. Т. Ирискулов. М., 1970. — 230 с.
  62. , А. В. О синтаксической природе местоимений Текст. / А. В. Исаченко // Проблемы современной филологии. М.: Наука, 1965. — С. 159−166.
  63. , И. Собрание сочинений Текст. В 6 т. Т. 3. Критика чистого разума / И. Кант / под общей ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана/ ред. 3 т. Т. И. Ойзерман. М: Мысль, 1964. — 799 с.
  64. , С. Д. Типология языка и речевое мышление Текст. / С. Д. Кацнельсон. Д.: Наука, 1972. — 216 с.
  65. , Г. В. Объективная картина мира в познании и языке Текст. / Г. В. Колшанский. -М.: Наука, 1990. 108 с.
  66. , Н. А. Грамматика английского языка: Морфология. Синтаксис. Текст.: уч. пособие для студентов педагогических институтов и университетов / Н. А. Кобрина, Е. А. Корнеева, М. И. Оссовская. СПб: Изд-во Союз, Лениздат, 2000. — 496 с.
  67. Р. А. Когнитивно-культурологический анализ категории рода в современном английском языке Текст.: автореф. дисс. .канд. филол. наук / Р. А. Короленко. Иркутск, 2004. — 17 с.
  68. , А. В. Вопросы теории указательности: Эгоцентричность. Дейктичность. Индексальность Текст. / А В. Кравченко. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1992. — 212 с.
  69. , А. В. К проблеме наблюдателя как системообразующего фактора в языке Текст. / А. В. Кравченко // Изд. РАН/СЛЯ. 1993. — Т. 52. — № 3.-С. 45−56.
  70. , А. В. Загадка рефлексива: избыточность или функциональность? Текст. / А. В. Кравченко // Филологические науки. 1995а. — № 4. -С. 92−105.
  71. , А. В. Принципы теории указательности Текст.: автореф.. доктора филол. наук / А. В. Кравченко. М., 19 956. — 54 с.
  72. , А. В. Язык и восприятие: Когнитивные аспекты языковой категоризации Текст. / А. В. Кравченко. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1996. -160 с.
  73. , А. В. Знак, значение, знание. Очерк когнитивной философии языка Текст. / А. В. Кравченко. Иркутск: Издание ОГУП «Иркутская областная типография № 1», 2001а. — 261 с.
  74. , А. В. Когнитивная лингвистика сегодня: интеграционные процессы и проблема метода Текст. / А. В. Кравченко // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. — № 1. — С. 37−52.
  75. , Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов Текст. / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, JI. Г. Лузина. М.: Филол. факт МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. — 245 с.
  76. , Е. С. Части речи с когнитивной точки зрения Текст. / Е. С. Кубрякова. М.: ИЯ РАН, 1997. — 327 с.
  77. , Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики Текст. / Е. С. Кубрякова // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. — № 1. — С. 6−17.
  78. , И. Ю. Референциальные особенности активных и пассивных конструкций с квантификаторами Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / И. Ю. Кузина. Иркутск, 1996. — 16 с.
  79. , И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) Текст.: учебное пособие. 2-е изд. / И. Ю. Кулагин. М.: Изд-во УРАО, 1997.- 176 с.
  80. , Дж. Введение в теоретическую лингвистику Текст. / Дж. Лайонз. -М.: Прогресс, 1978.-543 с.
  81. , Д. А. Я последняя инстанция в личности Текст. / Д. А. Леонтьев // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000.-С. 377−380.
  82. , Г. Самосознание, ощущение и чувство Текст. / Г. Липпс. СПб., 1910.
  83. Ли Тоан Тханг. Пространственная модель мира: когниция, культура, этнопсихология Текст. / Ли Тоан Тханг. М.: Инст. языкознания РАН, 1993. -194 с.
  84. , М. В. Российская грамматика Текст. / М. В. Ломоносов. -СПб., 1955.
  85. , Ю. М. Структура художественного текста Текст. / Ю. М. Лотман. М.: Искусство. 1970. — 384 с.
  86. ЛЭС Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1990.-685 с.
  87. , К. Е. К типологии генетической связи личных и указательных местоимений в языках разных систем Текст. / К. Е. Майтинская // Вопросы языкознания. 1968. — № 3. — С. 31−40.
  88. , К. Е. Местоимения в языках разных систем Текст. / К. Е. Майтинская. М.: Наука, 1969. — 138 с.
  89. , А. Е. Происхождение категории рода в индоевропейских языках Текст. / А. Е. Маньков // Вопросы языкознания. 2004. — № 5. — С. 79−92.
  90. , У. Биология познания Текст. / У. Матурана // Язык и интеллект. Сб. / пер с англ. и нем. / сост. и вступ. ст. В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1996.-416 с.
  91. , У. Древо познания Текст. / У. Матурана, Ф. Варела / пер. с англ. Ю. А. Данилова. М: Прогресс-Традиция, 2001. — 224 с.
  92. , А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков Текст. / А. Мейе. -М.- Л.: Огиз-соцэкгиз, 1938. 510 с.
  93. , И. И. Члены предложения и части речи Текст. / И. И. Мещанинов. Л.: Наука, 1978. — 388 с.
  94. , И. Е. Семантико-синтаксический анализ безглагольных союзных оборотов в осложненном предложении (на материале совр. англ. языка) Текст.: автореф. дис. .канд. филол. наук / И. Е. Митина. Л., 1981. — 18 с.
  95. , Ф. Т. Загадка человеческого «Я» Текст. / Ф. Т. Михайлов. -М.: Политиздат, 1976. 287 с.
  96. , М. Л. Из наблюдений над синтаксисом диалогической речи Текст.: дис.. канд. филол. наук / М. JI. Михлина. JL, 1955.
  97. , Ч. Основания теории знаков Текст. / Ч. Моррис // Семиотика / под ред. Ю. С. Степанова. М.: Радуга, 1983. — С. 37−90.
  98. , Т. М. Функции частиц в высказывании Текст. / Т. М. Николаева. М.: Наука, 1985. — 169 с.
  99. НФЭ Новая философская энциклопедия Текст.: в 4 т. — М.: Мысль, 2000.
  100. , Дж. Чужое сознание Текст. / Дж. Остин // Философия, логика, язык: пер. с англ. и нем./ сост. и предисл. В. В. Петрова- общ. ред. Д. П. Горского и В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
  101. , Е. В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью Текст. / Е. В. Падучева. М.: Наука, 1985. — 272 с.
  102. , Е. В. Говорящий как наблюдатель: об одной возможности применения лингвистики в поэтике Текст. / Е. В. Падучева // Изв. РАН СЛЯ. 1993. — Т. 52. — № 4. — С. 33−44.
  103. , Е. В. Родительный субъекта в отрицательном предложении: синтаксис или семантика? Текст. / Е. В. Падучева // Вопросы языкознания. 1997.-№ 2. -С. 101−116.
  104. , Н. А. Личные местоимения в коммуникативном аспекте Текст.: дис.. канд. филол. наук/Н. А. Петрова, 1995.
  105. Е. Н. Повтор в английском диалогическом тексте: ономасиологический аспект речепорождения Текст.: автореф. дис. .канд. филол. наук / Е. Н. Петрова. Иркутск, 1996. — 21 с.
  106. , А. М. Русский синтаксис в научном освещении Текст. / А. М. Пешковский. М.: Учпедиз, 1956. — 512 с.
  107. , В. Я. Грамматические системы в английском языке Текст. / В. Я. Плоткин. Кишинев: Штиинца, 1975. — 127 с.
  108. , В. Я. Строй английского языка Текст. / В. Я. Плоткин. М.: Высшая школа, 1989. — 239 с.
  109. , В. А. Почему языки такие разные? Текст. / В. А. Плунгян. -М.: Русские словари, 1996. 304 с.
  110. , А. А. Из записок по русской грамматике Текст. / А. А. Потеб-ня. М.: Учпедиз, 1958. — 536 с.
  111. , А. А. Мысль и язык Текст. / А. А. Потебня. Киев: СИНТО, 1993.- 192 с.
  112. , А. Г. Когнитивная семантика указательного местоимения ЭТО Текст.: автореф. дисс.. канд. филол. наук / А. Г. Похолкова. Кемерово, 2003. — 17 с.
  113. , Б. Человеческое познание: Его сфера и границы Текст. / Б. Рассел / пер. с англ. Киев: Ника-Центр, 2001. — 560 с.
  114. , О. Г., К вопросу о семантике местоимений Текст. / О. Г. Ревзи-на, С. Ф. Членова // Вопросы семантики: дискуссия на расшир. заседании филол. секции ученого совета Ин-та востоковедения: Тезисы докладов. -М., 1971.-С. 157−159.
  115. , О. Н. Местоимения в языке и речи Текст. / О. Н. Селиверстова. -М.: Наука, 1988. 151 с.
  116. , Э. Язык, введение в изучение речи Текст. / Э. Сепир. М.- JI., 1934.-220 с.
  117. , Е. Ф. Способы представления лица личными местоимениями во французском языке Текст.: дис.. д-ра филол. наук / Е. Ф. Серебренникова. Иркутск, 1997. — 200 с.
  118. , К. Г. О компрессии синтаксической структуры в разговорном английском языке Текст. / К. Г. Середина // Тезисы докладов научнойконференции «Теория и практика лингвистического описания разговорной речи». Горький, 1966.
  119. , А. И. Морфология английского языка Текст. / А. И. Смир-ницкий. М., 1959. — 440 с.
  120. , Ю. Г. Когнитивная семантика лексических средств репрезентации обвинения в современном английском языке Текст.: автореф. дис.. канд. филол. наук / Ю. Г. Соловьева. Иркутск, 2005. — 22 с.
  121. СРЯ Словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. — М.: Русский язык, 1973.-848 с.
  122. СРЯ 18 в.в. Словарь русского языка 18 в.в. Текст. — СПб.: Наука, 1991.
  123. Стеблин Каменский, М. И. Спорное в языкознании Текст. / М. И. Стеблин — Каменский. -JI.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1974. — 143 с.
  124. , Ю. С. В поисках прагматики (Проблема субъекта) Текст. / Ю. С. Степанов // Изв. АН СССР СЛЯ. 1981. — Т. 40. — № 4. — С. 325−332.
  125. , Е. Б. Проблема местоменности в тексте Текст.: дис.. канд. филол. наук / Е. Б. Стренадюк. М., 1988.
  126. СЭ Современная энциклопедия Электронный ресурс. — http: // www.dic.academic.ru (20 нояб. 2006).
  127. , Л. В. Референциальные особенности английских указательных местоимений в когнитивном аспекте Текст.: дис.. канд. филол. наук / Л. В. Татаринова. Иркутск, 1999. — 146 с.
  128. Толгурова, 3. 3. Эксклюзивные значения личных местоимений в русском и английском языках Текст.: дис.. канд. филол. наук / 3. 3. Толгурова. -М&bdquo- 1997.-205 с.
  129. ТСД Толковый словарь Даля Электронный ресурс. — http: // www.dic.academic.ru (20 нояб. 2006).
  130. ТСУ Толковый словарь Ушакова Электронный ресурс. — http: // www.dic.academic.ru (20 нояб. 2006).
  131. , Б. JI. Грамматические категории Текст. / Б. JI. Уорф // Принципы типологического анализа языков различного строя. М.: Наука, 1972. — С. 44−60.
  132. , Н. Ф. Местоимение как часть речи в современном английском языке Текст. / Н. Ф. Устинова // Ученые записки. Вопросы германской и романской филологии. Вып. 1. Л.: ЛГПИИЯ, 1954. — С. 71−99.
  133. , Н. Ф. Местоимение как часть речи в современном английском языке Текст.: дис.. канд. филол. наук / Н. Ф. Устинова. Л., 1951. -299 с.
  134. , А. А. Типы словесных знаков Текст. / А. А. Уфимцева. М.: Наука, 1974.-205 с.
  135. Р. М. Проблема представления знаний и естественный язык Текст. / Р. М. Фрумкина, А. К. Звонкин, О. И. Ларичев, В. Б. Касевич // Вопросы языкознания. 1990. — № 6. — С. 85−101.
  136. Харитончик, 3. А. Способы концептуальной организации знаний в лексике языка Текст. / 3. А. Харитончик // Когнитивные исследования в языковедении и зарубежной психологии: Хрестоматия/ под ред. В. А. Пи-щальниковой. Барнаул: Изд-во АТУ, 2001. — 200 с.
  137. , Н. Ю. Местоимение и смысл Текст. / Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1998. — 176 с.
  138. , М. А. Русские местоимения (значение, грамматические формы, употребление) Текст.: материал по спецкурсу «Функциональная грамматика русского языка» / М. А. Шелякин. Тарту, 1986. 90 с.
  139. , Т. В. Русское местоимение как часть речи Текст.: автореф. дис. .канд. филол. наук / Т. В. Шемелева. Краснодар, 1997. — 27 с.
  140. , М. И. Морфологические особенности разговорного стиля современного английского языка Текст.: дис.. канд. филол. наук / М. И. Шишканова. М., 1956. — 142 с.
  141. , К. X. К вопросу о личных местоимениях и категории лица в картвеольском и индоевропейском Текст. / К. X. Шмидт // Вопросы языкознания. 1995. — № 5. — С. 17−26.
  142. , Д. А. Семантика грамматических противопоставлений в современном английском языке Текст.: автореф. дис. .док-pa филол. наук/ Д. А. Штелинг. М., 1978.
  143. , Л. В. Языковая система и речевая деятельность Текст. / Л. В. Щерба. Л.: Наука, 1974. — 428 с.
  144. ЭССЯ Этимологический словарь славянских языков / под ред. О. Н. Трубачева. Вып. 1. -М., 1974.
  145. , Р. Шифтеры, глагольные категории и русский глагол Текст. / Р. Якобсон // Принципы типологического анализа языков различного строя. -М.: Наука, 1972.-С. 95−113.
  146. , Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) Текст. / Е. С. Яковлева. М.: Гнозис, 1994.
  147. , В. Н. Категория активности и пассивности в английском языке Текст. / В. Н. Ярцева // Труды юбилейной научной сессии ЛГУ. Л., 1946. -С. 30−44.
  148. Alexander, L. G. Longman English Grammar Text. / L. G. Alexander. New York: Longman Group Ltd, 2002. — 374 p.
  149. The American Heritage. Dictionary of the English Language Text.: Fourth Edition.-2000.
  150. Ashton, A. Senior English grammar. Based on Mason’s English grammar, augm. and rev. in accordance with modern requirements Text. / A. Ashton. -London: G. Bell and Sons, Ltd, 1915. 382 p.
  151. Baskerville, W. M. An English grammar for the use of high schools, academy and college classes / W. M. Baskerville, J. W. Sewell. New York: American book со., 1895.-349 p.
  152. Brugmann, К. Demonstrativ pronominal der indogermanischen sprachen Text. / K. Brugmann. Leipzig: Teubner. — 1904.
  153. Buhler, K. Sprachtheorie Text. / K. Buhler. Jena, 1934. — 434 s.
  154. Cantrall, W. On the nature of the reflexive in English Text. / W. Cantrall. -Illinois: University of Illinois dissertation, 1969.
  155. Chomsky, N. Linguistics and cognitive science: problems and mysteries Text. / N. Chomsky //A. Kasher (ed.). The Chomskyan turn: generative linguistics, philosophy, mathematics, and psychology. Oxford: Blackwell, 1991.
  156. Close, R. A. A Reference Grammar for Students of English Text. / R. A. Close. M.: Просвещение, 1979. — 352 p.
  157. Craig, J. F. English grammar. Indexed for writers of today Text. / J. F. Craig. Columbus: Long’s College Book Co., 1948. — 316 p.
  158. Crystal, D. A Dictionary of Linguistics and Phonetics Text. / D. Crystal. -Oxford: Basil Blackwell, 1985. 340 p.
  159. EJVS Electronic Journal of Vedic Studies Electronic resource. — 1999. -Vol. 5. — Issue 1 (September). — http: // www. 1.shore.net (2004).
  160. Erades, P. A. Points in Modern English syntax Text. / P. A. Erades // English Studies.- 1950.-Vol.31.
  161. English Grammar: A University Handbook Text. Leipzig: VEB Verlag En-zyklopadie Leipzig. 1988. — 406 p.
  162. Fillmore, C. J. Towards a descriptive framework for spatial deixis Text. / C. J. Fillmore // R. J. Javella, W. Klein (eds.). Speech, place, and action. Chichester etc.: John Weley and Sons, 1982. — P. 31−59.
  163. Geach, P. Reference and generality Text. / Geach, P. Ithaca: Cornell Univ. Press, 1962.
  164. Givon, T. Bio-linguistics. The Santa Barbara Lectures Text. / T. Givon. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins, 2002.
  165. Gleason, H. A. Workbook in descriptive linguistics Text. / H. A. Gleason. N.-Y., 1955.
  166. Goldsmith, J. The logic of the English progressive Text. / J. Goldsmith, E. Woisetschlaeger // Linguistic Inquiry. 1982. Vol. 13. — № 1. — P. 79−89.
  167. Greenbaum, S. Concise Grammar of Contemporary English Text. / S. Greenbaum, R. Quirk. N.-Y., 1973. — 484 p.
  168. Greenbaum, S. English Grammar Text. / S. Greenbaum. Oxford: Oxford Uni. Press, 1996.-652 p.
  169. Hockett, Ch. F. A course in Modern Linguistics Text. / Ch. F. Hockett. N.-Y., 1958.
  170. Hornby, A. S. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English Text. / A. S. Hornby. Oxford- Moscow: Oxford Univ. Press- Russian Language Publishers, 1982. — Vol. 1,2.
  171. Hort, W. J. An introduction to English grammar: equally adapted to domestic and to school education Text. / W. J. Hort. London: Longman, Hurst, Rees, Orme and Brown, 1822. — 219 p.
  172. Jackendoff, R. Semantics and Cognition Text. / R. Jackendoff. The MIT Press, 1983.
  173. Jakobson, P. The syntax of crossing coreference sentences Text. / P. Jakobson //Bloomington, 1979.
  174. Kravchenko, A. V. Cognitive linguistics as a methodological paradigm Text. / A. V. Kravchenko // B. Lewandowska-Tomaszczyk and K. Turewicz (Eds.), Cognitive Linguistics Today. Frankfurt/Main: Peter Lang, 2002. P. 41−54.
  175. Kravchenko, A. V. Cognitive linguistics, biology of cognition, and biosemiot-ics: bridging the gaps Text. / A. V. Kravchenko // Language Sciences. 2006. -Vol. 28.-№ 1.-C. 51−75.
  176. Lakoff, G. Women, Fire, and Dangerous Things Text. / G. Lakoff. Chicago & London: The University of Chicago Press, 1987. — 614 p.
  177. Lakoff, G. Philosophy in the Flesh: The Embodied Mind and Its Challenge to Western Thought Text. / G. Lakoff, M. Johnson. Basic Books, 1999.
  178. Langacker, R. W. Foundations of Cognitive Grammar: Theoretical prerequisites Text. / R. W. Langacker. Stanford, С A: Stanford Univ. Press, 1987a.
  179. Langacker, R. W. Nouns and verbs Text. / R. W. Langacker I I Language. -1987.-Vol. 63.-№ 1.-P. 53−94.
  180. Langacker, R. W. Foundations of Cognitive Grammar: Descriptive Application Text. / R. W. Langacker. Stanford, CA: Stanford Uni. Press, 1991.
  181. Langacker, R. W. Viewing in cognition and grammar Text. / R. W. Langacker. -Ms., 1994.
  182. Levinson, S. C. Pragmatics Text. / S. C. Levinson. Cambridge UP, 1983. -106 p.
  183. Lewis, C. An analysis of knowledge and valuation / C. Lewis. La Salle, U-linios: The Open Court Publishing Co., 1946.
  184. LGSWE Longman Grammar of Spoken and Written English Text. — Cambridge. 1999.
  185. Lyons, J. Introduction to theoretical linguistics Text. / J. Lyons. Cambridge [etc.]: Cambr. Univ. Press, 1968. — 519 p.
  186. Maturana, H. R. Biology of Cognition Text. / H. R. Maturana. BCL Report № 90. Urbana. University of Illinois, Department of Electrical Engineering, Biological Computer Laboratory, 1970. — 50 p.
  187. Palmer, H. E. A Grammar of Spoken English Text. / H. E. Palmer. Cambridge, 1969.-341 p.
  188. Peirce, C. S. Collected papers of Charles Sanders Peirce (ed. By C. Harts-horne and P. Weiss) Text. / C. S. Peirce. Cambridge: Harvard University Press. Vol. 2. Elements of logic. 1932. — 535 p.
  189. Philipse, H. Heidegger’s question of being and the Augustinian picture of language Text. / H. Philipse // Philosophy and Phenomenological Research. -1992.-Vol. 52.-№ 2.-P. 251−287.
  190. Pokorny, J. Indogermanisches etymologisches Worterbuch Text. / J. Pokorny. -Bern, 1959.
  191. Poss Rhilip, E. Hard Words Text. / E. Poss Rhilip // Scientific American, April 1991.
  192. Premack, D. The infant’s theory of self-propelled objects Text. / D. Premack // Cognition. Vol. 36, №. 1.- P. 1−16.
  193. Pyles, Th. The Origins and Development of the English Language Text. / Th. Pyles, J. Algeo. 3rd edition. N.-Y., 1982.
  194. , W. 0. Logic as a source of syntactical insight Text. / W. O. Quine // Structure of language and its mathematical aspects. Providence, 1961. — P. 15.
  195. Quine, W.O. From a logical poin of view Text. / W. O. Quine. Cambridge (Mass.): Harvard uni. press, 1953. — 271 p.
  196. Rauch, G. Aspekte der deixis Text. / G. Rauch // Sprachwissenschaft. Bd. 9. -H'A 1984.-S. 23−84. .
  197. Rosch, E. Human categorization Text. / E. Rosch // Advances in cross-cultural psychology. Vol. 1. New York, London, 1977. — P. 1−49.
  198. Ruhlen, M. On the Origin of Languages: Studies in Linguistic Taxonomy Text. / M. Ruhlen. Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1994.
  199. Russel, B. An inquiry into meaning and truth Text. / B. Russel. London: Penguin Books, 1963. — 333 p.
  200. Shaw, H. Errors in English and Ways to Correct Them Text. / H. Shaw. N.-Y.: Barnes and Noble Books, 1970. — 403 p.
  201. ShOED The Shorter Oxford English Dictionary on historical principles Text. / prepared by William Little, H. W. Fowler and Jessie Coulson / Edited by С. T. Onions. 3d edition. V 1−2. — 2672 p.
  202. Swan, M. How English Works. A Grammar Practice Book Text. / M. Swan, C. Walter. Oxford Uni. Press, 1997. — 358 p.
  203. Sweet, H. Anew English grammar Text. / H. Sweet. Oxford, 1930.
  204. Thomas, M. Writing today’s English Text. / M. Thomas, V. McDavid. New York: Harper and Row, Publishers, 1977. — 273 p.
  205. Thomson, A. J. A Practical English Grammar Text. / A. J. Thomson, A. V. Martinet. Fourth Edition. Oxford: Oxford Uni. Press, 1986. — 383 p.
  206. Van Ginneken, J. Principes de Linguistigue psychologique Text. / J. van Ginneken. Paris, 1907.
  207. Whitefield, R. M. Handy book of English composition Text. / R. M. White-field. New York: Holt, 1928. — 335 p.
  208. Wierzbicka, A. Mind and body Text. / A. Wierzbicka // Syntax and Semantics: Notes from the linguistic underground. New York [etc.]: Academic Press. Vol. 7, 1976.
  209. Wittgenstein, L. The Blue and the brown books Text. / L. Wittgenstein. Oxford: Basil Blackwell, 1960. — 192 p.
  210. Auster, P. The New York Trilogy Text. / P. Auster. USA: Penguin Books. 1990.-371 p.
  211. Behold the Mighty Hippo! Text. // Awake! 2003. — May 8. — C. 23−25.
  212. Bradbury, R. The Blue Bottle Text. / R. Bradbury. M., 2000. — 224 p.
  213. Bradbury, R. Short Stories Text. / R. Bradbury. M.: Raduga Publishers, 2000.-288 p.
  214. Cain, J. M. The Root of His Evil Text. / J. M. Cain. СПб.: Антология, 2003.- 192 p.
  215. Capote, T. The Grass Harp. Breakfast at Tiffany’s Text. / T. Capote. M.: Progress Publishers, 1974. — 223 p.
  216. Castle, L. Territorial Bride Text. / L. Castle. Canada, 1998. — 296 p.
  217. Chaplin, S. The Thin Seam (Extracts) Text. / S. Chaplin //The Thing He Loves. M.: Рольф, 2002. — 352 с.
  218. Christie, A. The Nemean Lion Text. / A. Christie // The Thing He Loves. -M.: Рольф, 2002.-352 с.
  219. Dahl, R. You Never Know Text. IR. Dahl. Moscow: Tristadel, 2001. -208 p.
  220. Dunmore, H. Burning Bright Text. / H. Dunmore. USA: Penguin Book, 1995.-263 p.
  221. Fleming, I. Live and Let Die Text. /1. Fleming. СПб.: Антология, 2003. -224 p.
  222. Glanville, B. The Thing He Loves Text. / B. Glanville // The Thing He Loves. M.: Рольф, 2002. — 352 с.
  223. The Glittering Star of the Bird Show Text. //Awake! 2003. — November 22.-C. 16.
  224. Golding, W. Lord of the Flies Text. / W. Golding. M.: Raduga Publisgers, 2002. — 272 p.
  225. Green, G. The Last Angry Man Text. / G. Green. New York: Charles Scribner’s Sons, 1956. — 494 p.
  226. Grisham, J. A Painted House Text. / J. Grisham. London: Arrow Books. 2001.-466 p.
  227. Hoffman, A. At Risk Text. / A. Hoffman. London: Pan Books, 1989. -219 p.
  228. Jack, D. That’s Me in the Middle Text. / D. Jack. 1973. 264 p.
  229. King, F. Making It All Right Text. / F. King // The Thing He Loves. M.: Рольф, 2002. — 352 с.
  230. Kneale, M. Sweet Thames Text. / M. Kneale. London: Sinclair-Stivenson. 1992.-294 p.
  231. Lennox, J. The Dark-Eyed Girls Text. / J. Lennox. London: Pan Books, 2001.-599 p.
  232. Maugham, W. S. The Force of Circumstance Text. / W. S. Maugham // England versus England. M.: Raduga Publisgers, 2001. — 352 p.
  233. Morrison, T. Sula Text. / T. Morrison. New York: Knopf (A Plume Book), 1973. — 174 p.
  234. Salinger, J. D. The Catcher in the Rye Text. / J. D. Salinger. СПб.: Антология, 2003. -256 p.
  235. Segal, E. Love Story Text. / E. Segal. M: Айрис Пресс, 2003. — 224 p.
  236. SF Science Fiction. The Best American Short Stories Text. — Moscow: Raduga Publishers, 1999. — 191 p.
  237. Why the Resurgence? Text. //Awake! 2003. — May 22. — C. 6−11.
  238. The Adventure (by Michelangelo Antonioni, Elio Bartolini, Tonino Guerra)
  239. The Anniversary Party (by Alan Cumming, Jennifer Jason Leigh), 2001.
  240. Annie Hall (by Woody Allen, Marshall Brickman), 1977.
  241. All about Eve (by Joseph Mankiewicz), 1950.
  242. Almost Famous (by Cameron Crowe), 1998.6. An Ideal Husband.
  243. Back to the Future (by Robert Zemeckis, Bob Gale), 1985.
  244. Before Sunrise (by Brad Cohen).
  245. The Birds (by Evan Hunter), 1963.
  246. The Blue Lagoon (by Douglas Day Stewart), 1980.
  247. Broadcast News (by James L. Brooks), 1987.
  248. Clerks (by Kevin Smith), 1994.
  249. The Crow (by Davis Schow), 1992.
  250. Dog Day Afternoon (by Frank Pierson, Final Draft), 1975.
  251. Eight Millimeter (by Andrew Kevin Walker), 1999.16.Ever After.
  252. Father of the Bride (by Frances Goodrich, Albert Hackett), 1991. 18.15 Minutes (by John Herzfeld), 2001.
  253. The Fifth Element (by Luc Besson), 1997.
  254. Fight Club (by Jim Uhls), 1999.21 .Forest Gump (by Eric Roth), 1981.
  255. Gone in 60 Seconds (by Scott Rosenberg), 2000.23.Gone with the Wind.
  256. The Graduate (by Buck Henry), 1967.
  257. Happiness (by Todd Solondz), 1998.
  258. Jackie Brown (by Quentin Tarantino), 199 727. The King
  259. Notting Hill (by Richard Curtis), 1999.
  260. Nurse Betty (by John C. Richards, James Flamberg), 1999. 30. Only You (by Diane Drake), 1968.
  261. Phone Booth (by Larry Cohen), 2002. 32. Shorer
  262. The Sixth Sense (by M. Night Shyamalan), 1999. 34. Stepmom (by Ronald Bass), 1998.
  263. The Talented Mr. Ripley (by Anthony Minghella), 1999.
  264. Three Kings (by David O. Russel), 1998.
  265. Titanic (by James Cameron), 1997.38. Tootsy
  266. Wild Things (by Stephen Peters), 1997.
  267. You Have Seven Days to Live (by Dick Ahner), 1999
Заполнить форму текущей работой