Этнокультурная специфика языкового сознания носителей английского и русского языков: На примере фольклора
Диссертация
Еще Руссо видел в постижении человеком «специфической» структуры животного и растительного мира источник первых логических операций и, в последующем, источник социальной дифференциации. А К. Леви-Стросс в произведении «Тотемизм сегодня» ставил вопросы о том, «почему животное и растительное царства представляют привилегированную номенклатуру для обозначения социологической системы и какие… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОЗНАНИЕ. ЕГО СТРУКТУРНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- 1. 1. Сознание и его мифологические характеристики
- 1. 2. Языковое сознание и его специфика
- ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ
- 2. 1. Исследования фольклора и древние представления о животных
- 2. 2. Животные в славянской мифологии
- 2. 3. Животные в кельтской мифологии
- 2. 4. Методы и эксперименты
- 2. 4. 1. Эксперимент 1. Анализ ассоциативных реакций
- 2. 4. 2. Эксперимент 2. Интерпретация данных, полученных с помощью методики семантического дифференциала
- 2. 4. 3. Интерпретация несуществующего текста
Список литературы
- XII международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации: языковое сознание и образ мира. М., 1997.
- Актуальные проблемы исследования сознания: онтология и гносеология (ред. Портнов А.Н.). Иваново, 1997. 154с.
- Английские народные сказки (составитель и переводчик Н. Шершевская). М., 1957. 207с.
- Андреев Н.П. Русский фольклор. Хрестоматия. М.-Л., 1938. 665с.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994. 352с.
- Архетипические образы в мировой культуре (тезисы). СПб, 1998. -106с.
- Афанасьев А.Н. Зооморфические божества у славян. 1892.
- Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3-х т. М., 1995.
- Ахманова О.С. О психолингвистике. М., 1957. 64с.
- Ю.Ахундов М. Д. Пространство и время: от мифа к науке// Природа, 1985, № 8, с.53−54, .
- П.Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. М., 1960 г. 752с.
- Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М, 2001. 360с.
- З.Барт Р. Мифологии. М., Изд. им. Сабашниковых, 1996. 313с.
- Н.Бейли Г. Потеряный язык символов. М., 1996.
- Бейтс Э. Интенции, конвенции. Символы// Психолингвистика. М., 1984.-366с.
- Белов А.И. Культурологические гипотезы: сопоставление некоторых точек зрения//Этнопсихолингвистические проблемы семантики. М., 1978.
- Белова О.В. Славянский бестиарий. М., Индрик, 1999. 320с.
- Береснева Н.И., Дубровская Л. А., Овчинникова И. Г. Ассоциации детей от шести до десяти лет (ассоциативное значение слова в онтогенезе). Пермь, 1995. -254с.
- Большой совет духов//Аи51га1Аз1а, № 16, 2001. С.22−27.
- Былины. М., Терра, 1998. 512с.
- Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. 411с.147
- Виноградова B.JI. Слово ворон в «Слове о полку Игореве» // Русская речь. 1985 г.-N 4.-с.8
- Виноградова J1.H., Толстая С. М. Символический язык вещей: веник (метла) в славянских обрядах и верованиях//Символический язык традиционной культуры: Балканские чтения. М., 1993.
- Владимирцев В.П. Сказки и легенды на почтовых конвертах и марках. М., 1970. 80с.
- Власова М. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. СПб., 1995. 383с.
- Волшебные животные. М., Терра, 1996. 144с.
- Воробьев В.В. Лингвокультурология: теория и методы. М., 1997 г.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира: курс лекций. М., Академия, 1998.-429с.
- Герд A.C. Введение в этнолингвистику. СПб, 1995. 91с.
- Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., Прогресс, 1976. 495с.
- Господа Боготворцы// 2000, октябрь, 2001С. 14−23.
- Гура A.B. Символика животных в славянской народной традициию. М., Индрик, 1997. 912с.
- Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии, 1998, № 1. С. 56.
- Даль В.И. Пословицы русского народа в 2-х т. М., 1984.
- Дзенискевич Г. И. Медведь в фольклоре индейцев Аляски//Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Сб-к. ред. Путилова Б. Н. Л. Д984.
- Добровольский Д.О., Караулов Ю. Н. Ассоциативный фразеологический словарь РЯ. М., Помовский и партнеры, 1994. -116с.
- Жданов Е.П. Загадки русского народа. М., 1887.
- Жизнь животных. Т.6. Птицы. М., Просвещение, 1986 г.
- Зимин В.И., Спирин A.C. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. М., Сюита, 1996. -544с.46.3инченко В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. М., Новая школа, 1997. 336с.
- Иванов В.В. Три подхода к изучению культуры. М., МГУ, 1997.
- Иванов В.В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., Наука, 1974. 342с.
- Иванов В.В., Топоров В. Н. Славянские моделирующие семиотические системы. М., Наука, 1965. 246с.
- История ментальностей, историческая антропология. М., 1996. -253с.
- Кайсаров A.C. Мифы древних славян. Велесова книга. Саратов, 1993. -318с.
- Карасик В.И. Ценностная картина мира: межкультурный аспект.// Языковое сознание: содержание и функционирование. XIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва, 1−3 июня 2000 г. С. 106−107.
- Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. -М., 1999.- 180с.149
- Караулов Ю.Н., Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В., Черкасова Г. А. Русский Ассоциативный словарь. Т. 1−6. М., 1994−1998.
- Карлов В.В. Этнонациональная рефлексия и предмет этнологии (к проблеме самосознания науки) //Этнографическое обозрение, 2000, № 4.
- Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры//Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. 779с.
- Кассирер Э. Понятийная форма в мифическом мышлении. Исследование библиотеки Варбурга// Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. 779с.
- Колмачевский Л.З. Животный эпос на Западе и у славян. Казань, 1882.
- Косарев А.Ф. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. М., 2000. 304 с.
- Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация). Монография. М., Диалог-МГУ, 1998.-352 с.
- Краткий словарь когнитивных терминов (авторы: Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л.Г. Лузина). М., МГУ, 1996.
- Кузьмин С.С., Шадрин H.JI. Русско-английский словарь пословиц и поговорок. СПб., Лань, 1996 г.
- Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1, 2. СПб., Университетская книга, 1998. -447 с.
- Лапшинов М.В. О психолингвистическом подходе к стереотипу. // Языковое сознание: содержание и функционирование. XIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва, 1−3 июня 2000 г. С. 135.
- Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., Педагогика-пресс, 1994. 602с.
- Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., Республика, 94. 382с.
- Леви-Стросс К. Структура и форма. Размвшления об одной работе Владимира Проппа// Семиотика. Т.1. Благовещенск, БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. 328 с.
- Леви-Стросс К. Структура мифов//Вопросы философии, 1970, № 7, с.152−164.
- Лексический атлас русских народных говоров. СПб., Нега, 1994. -159с.
- Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. М., Смысл, 1999. -287с.
- Леонтьев A.A. Психолингвистика. Л., 1967. 182с.
- Леонтьев A.A. Языковое сознание и образ мира. // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М., 1993.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304с.81 .Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 575с.
- Леонтьев А.Н. Философия психологии. М., 1994. -285с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999. 486с.
- Логический анализ естественного языка. Вильнюс, 1982. 175с.
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982. 479с.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство, 2-е издание, испр. М., Искусство, 1995. 320с.
- Лосев А.Ф. Теория мифического мышления у Э.Кассирера//Кассирер Э. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. 779с.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: «Языки русской культуры», М., 1999. -447 с.
- Люблинская A.A. Детская психология. М., Просвещение, 1971. 415 с.151
- Ляпунова Р.Г. Ворон в фольклоре и мифологии алеутов// Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Сб-к. (ред. Путилова Б.Н.). JI., 1984.
- Маковский М.М. Язык. Миф. Культура. М., 1996. 330с.
- Мамардашвили М К., Пятигорский A.M. Необходимость себя. М., Лабиринт, 1996. — 430с.
- Мамардашвили М. К. Пятигорский A.M. Символ и сознание. М., 1997. -217с.
- Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969. 228с.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., Мысль, 1983.-284с.
- Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. -689с.
- Мелетинский Е.М. Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998. 571с.
- Мелетинский Е.М. Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл ворона. М., Наука, 1979. 229с.
- Миролюбов Ю.П. Материалы к преистории русов. Muenchen, 1983. -208с.
- Миролюбов Ю.П. Русский языческий фольклор. М., 1995. 315с.
- Мифология: Большой энциклопедический словарь (ред. Мелетинского Е.М.). М., 1998. 736с. «
- Мифы народов мира: в 2-х т. М., 1998. |
- Налимов В.В. Реальность нереального. М., 1995.-431с.
- Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., Прометей, 1989. -287с.
- Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР. М., 1982.
- Николаева H.A., Сафронов В. А. Истоки славянской и евразийской мифологии. М., 1999. 310с.
- Основания регионалистики: Формирование и эволюция историко-культурных зон Европейской России (Под редакцией А. С. Герда, Г. С.Лебедева). СПб., Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999. 392.с.
- Пави П. Словарь театра. М., Прогресс, 1991. 480с.
- Павиленис Р. Логический анализ естественного языка. Вильнюс, 1982.- 175с.152
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997. 400с.
- Петренко В.Ф., Митина О.В, Психосемантический анализ динамики общественного сознания. На материале политического менталитета. М., МГУ, 1997.-214с.
- Петухов Ю.Д. Дорогами богов. М., Мысль, 1990. 288с.
- Пиаже Жан. Схемы действия и усвоение языка//Семиотика. Т.1. -Благовещенск, БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. 328 с.
- Пивоев В.М. Миф в системе культуры. Петрозаводск. М., 1991. -216 с.
- Портнов А.Н. Язык и сознание. Иваново, ИвГУ, 1994. 367с.
- Потапов Л.П. Конь в верованиях и эпосе народов Саяно Алтая// Фольклор и этнография. Связи фольклора с другими представлениями и обрядами. Л., Наука, 1977. — 199с.
- Потебня A.A. Слово и миф. М., 1989.-622с.
- Предания кельтов Бретани. М., Менеджер, 2001.-320с.
- Пропп В.Я. Поэтика фольклора. М., Лабиринт, 1998. 352с.
- Пропп В.Я. Структурное и историческое изучение волшебной сказки, (ответ К. Леви-Строссу)// Семиотика. Т.2. Благовещенск, БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. — 328 с.
- Психолингвистика. М., Прогресс, 1984. 366с.
- Путилов Б.Н. Проблемы типологии этнографических связей фольклора//Фольклор и этнография. Связи фольклора с другими представлениями и обрядами. Л., Наука, 1977. 199с.
- Путилов Б.Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса. СПб, 1999.-288с.
- Рис А., Рис Б. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе. М., 1999.-479с.
- Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. М., 1988 г.
- Русские волшебные сказки. (Составитель Астафьева Г. П.). М., Ариан, 1994.-333с.153
- Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1997. 782с.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994. 606с.
- Рыбаков С.Е. О методологии исследования этнических феноменов //Этнографическое обозрение, № 5, 2000 г.
- Свасьян К.А. Философия символических форм Кассирера. Ереван, 1989.-237с.
- Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: перевод с англ. / общ.ред. А. Е. Кибрика. М., 1993 г. 654с.
- Символ в системе культуры. Тарту, 1987. 144с.
- Сказки британских островов в 2-х т. М., Изд. им. Сабашниковых, 1993.
- Славянские древности: в 5-ти т. (ред. Н.И.Толстого). Словарь. М., 1995.
- Соколова З.П. Животные в религиях. СПб., 1998. 285с.
- Сорокин Ю.А. Этническая конфликтология (Теоретические и экспериментальные фрагменты). Самара, Русский лицей, 1994. 94с.
- Степанов Ю. С». Константы. Словарь русской культуры. М., 2001. -990с.
- Стернин Г. А. Концепты предмет исследования какой науки? // Языковое сознание: содержание и функционирование. XIII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва, 1−3 июня 2000 г. С. 239−240.
- Стернин И.А., Быкова Г. В. Концепты и лакуны. // Языковое сознание: формирование и функционирование. Москва, 1998.
- Стеценко А. П. О специфике психологического и лингвистического подходов к проблеме языкового сознания. //Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М., 1993.
- Тарасов Е.Ф. Введение. // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М.: 1993. С. 6−15.
- Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение новая онтология анализа языкового сознания. // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 2−4 июня 1997 г. М., 1997.
- Тарасов Е.Ф. Ролевая интерпретация понятий «значение» и «смысл». // Проблемы психолингвистики. М., 1975.
- Тарасов Е.Ф. Язык как средство трансляции культуры. //Фразеология в контексте культуры. М., Языки русской культуры, 1999.-336с. ^ *154
- Тарасов Е.Ф., Тарасова М. Е. Исследование ассоциативных полей представителей разных культур //Ментальность россиян. М., 1997. -474с. .
- Толстой Н.И. Язык и народная культура. М., 1995. 509с. v
- Топоров В.Н. Модель мира// Мифы народов мира: в 2-х т. М., 1998.
- Тураева З.Я. Лингвистика текста и категория модальности.// Вопросы языкознания. 1994, № 3. С. 105−114.
- Ульянова Е.С. Когнитивно-коммуникативный аспект суперструктуры энциклопедического текста// Вестник МГЛУ, вып.2, 2002.
- Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку. М., 1939 г.
- Усманова А.Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. Минск., Пропилеи, 2000. 200с.
- Уфимцева Н.В. Человек и его сознание: проблема формирования// Язык и сознание: парадоксальная рациональность. М., 1993. С.59−75.
- Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания.// этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996. С.139−162.
- Уфимцева Н.В. Сопоставительный анализ языкового сознания. // Этнопсихолингвистические аспекты преподавания иностранных языков. М., 1996.. W
- Философия языка и семиотика (ред. Портнов А.Н.). Иваново, ИвГУ, 95.-231с.
- Философская энциклопедия. Т.5. М., 1983.
- Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. Москва, Ренессанс, 1992.
- Хайруллин В.И. Лингвокультурологические и когнитивные аспекты перевода.// диссертация к.филол.н., 1995.
- Хиллман Дж. Архетипическая психология. СПб., 1996. 156с.
- Холенштайн Э. Универсальная семиотика// Философия языка и семиотика. Иваново, 1995. 231с.155
- Цивьян Т.В. Змея=птица: к истолкованию тождества// Фольклор и этнография. У этнографических истоков фольклорных сюжетов и образов. Сб-к. ред. Путилова Б. Н., JL, 1984.
- Шахнарович A.M., Юрьева Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. М., 1990. 165с.
- Шемякина Е.М. Миф и символ в философии культуры Э.Кассирера// автореферат диссертации к.филол.н., 1997.
- Шкунаев С.В. Кельтская мифология// Мифология: Большой энциклопедический словарь (ред. Мелетинского Е.М.). М. 1998. -736с.
- Шрейдер Ю.А. Семантическая информация и принцип фокализации. // Общение в свете теории отражения. Фрунзе, 1980. С. 32−48.
- Щур Г. С. Теории поля в лингвистике. М., Наука, 1974. 254с.
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М., 1998.-431с.
- Эко У. Пять эссе на темы этики. СПб, 1998. 92с.
- Этнопсихолингвистика (отв.ред. Ю.А.Сорокин). М., 1998 г. 94с.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. 297с.173.. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994. 329с.
- Ясперс К. Язык // Философия языка и семиотика. Иваново, 1995.
- Birkbeck Word Association Norms (Helen Moss, Lianne Older). -Birkbeck College, Univ. of London. 1996.
- Folk-tales of the British Isles, Moscow Raduga Publishers (сост. Дж. Риордан). M., 1987.-368 с.
- Gohn Ayto. Dictionary of word origins. -Arcadf Publishing, New-York, 1993.
- Kiss G., Armstrong C., Milroy R. The Associative Thesaurus of English. Edinburgh: Univ. of Edinburgh, 1972.