Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Закономерности реализации эзотерического смысла символа в художественных произведениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возросшая популярность эзотерических учений обострила интерес к проблеме эзотерического со стороны, учёных. К названной проблеме обращаются представители разных областей науки: культурологии (Иванова 2006; Белякова 2007), философии (Венгерская 2005; Иванов http://hpsy.ru/public/xl073.htmИрхин, Канцельсон 2003; Пахомов 2001; Торчинов 2007; Фесенкова 2006) — лингвистики (Мышкина 2002, 2008… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы контрадиктно-синергетического исследования эзотерического смысла в художественных произведениях
    • 1. 1. Особенности контрадиктно-синергетического подхода к исследованию механизмов реализации эзотерического смысла в тексте
    • 1. 2. Символ как носитель памяти культуры
    • 1. 3. Эзотерический смысл с позиций контрадиктно-синергетического подхода
      • 1. 3. 1. Проблема смысла в лингвистике текста
      • 1. 3. 2. Определение эзотерического смысла
      • 1. 3. 3. Категория скрытых смыслов и эзотерический смысл
    • 1. 4. Структура эзотерического смыслового пространства символа
  • Путь
    • 1. 5. Эзотерическое пространство символа Путь в европейской традиции
    • 1. 6. Эзотерическое пространство символа Путь в восточной традиции
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Закономерности реализации эзотерического пространства символа Путь в литературно-художественных текстах
    • 2. 1. Связи в символической системе эзотерических смыслов
      • 2. 1. 1. Связи символов Путь и Круг в символической системе эзотерических смыслов
      • 2. 1. 2. Связи символов Путь и Зеркало в символической системе эзотерических смыслов
      • 2. 1. 3. Связи символов Путь и Игра в символической системе эзотерических смыслов
      • 2. 1. 4. Связи символов Путь и Театр в символической системе эзотерических смыслов
    • 2. 2. Методика анализа функционирования символа в тексте
    • 2. 3. Креация эзотерического смысла в художественных текстах благодаря взаимодействию символов Путь и Круг
    • 2. 4. Креация эзотерического смысла в художественных текстах благодаря взаимодействию символов Путь и Игра
    • 2. 5. Актуализация эзотерического пространства символа Дуть благодаря взаимодействию символов Волк, Зеркало, Театр в романе
  • Г. Гессе «Степной волк»
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Реализация эзотерического пространства символа Путь в русских и немецких поэтических текстах
    • 3. 1. Реализация макроструктуры «Высшие силы»
    • 3. 2. Реализация макроструктуры «Человек как космический фактор»
    • 3. 3. Реализация макроструктуры «Судьба»
    • 3. 4. Реализация макроструктуры «Цель пути»
  • Выводы по главе

Закономерности реализации эзотерического смысла символа в художественных произведениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертация посвящена исследованию закономерностей актуализации эзотерического смысла символа в литературно-художественных поэтических и прозаических текстах. В работе реализуется междисциплинарный подход. Решаемые в диссертации вопросы относятся к теории языка, теории символа, лингвистике текста, контрадиктно-синергетической лингвистике.

Возросшая популярность эзотерических учений обострила интерес к проблеме эзотерического со стороны, учёных. К названной проблеме обращаются представители разных областей науки: культурологии (Иванова 2006; Белякова 2007), философии (Венгерская 2005; Иванов http://hpsy.ru/public/xl073.htmИрхин, Канцельсон 2003; Пахомов 2001; Торчинов 2007; Фесенкова 2006) — лингвистики (Мышкина 2002, 2008; Сунгуртян 2007), литературоведения (Копышева, Копышев http://www.russian.slavica.org/article681.htmn, политологии (Исаев 2002) — появились исследования, которые открывают мистические знания (А. Подводный 2003, E.H. Колесов http://polbu.ru/monster 13gates/, Тер-Акопян 2005 и др.) — О повышении интереса исследователей к проблеме эзотерического свидетельствует появление словарей эзотерических символов, которые дают возможность приступить к лингвистическому исследованию эзотерического слоя смысловых компонентов в символе. Проблеме исследования реализаций эзотерического смысла с лингвистических позиций посвящена наша работав ней изучаются процессы порождения эзотерического смысла в литературно-художественном тексте, символ рассматривается как носитель эзотерического знания.

Хотя многие исследователи отмечают функцию символа выражать скрытые смыслы (А.Р. Абдуллин, С. С. Аверинцев, А. Белый, Р.

Генон, А. Губер, Ю. Б. Корнеева, Ю. Левада, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, М. М. Маковский, М. К. Мамардашвили, А. Ю. Нестеров, A.M. Пятигорский, H.H. Рубцов, Е. К. Созина, A.A. Тахо-Годи, П. А. Флоренский, Е. В. Шелестюк, К. Г. Юнг, И. П. Ярославцева и др.), эзотерический слой скрытых смыслов в символе ранее не выделялсяне проводилось различие между архетипическим и эзотерическим, в лингвистике не уделялось достаточного внимания способам передачи эзотерического знания, проблемам моделирования эзотерического смыслового пространства символа, его синергетическим свойствам (т.е. способности к саморазвитию вследствие взаимодействия элементов смыслового пространства) и особенностям его функционирования в тексте. Решение этих и других вопросов в настоящей работе может способствовать восполнению указанных пробелов, что и определяет её актуальность.

Объектом исследования являются литературно-художественные прозаические и поэтические тексты, в которых реализуются эзотерические смыслы символа Путь. Выбор объекта исследования неслучаен. Он обусловлен неоднократно высказывавшимся мнением о том, что поэты интуитивно осознают звено, связывающее нас с духом (Кастанеда 1993), «хороший писатель не может не подниматься до уровня эзотерических обобщений, хотя немногие делают это сознательно» (Колесов http://polbu.ru/monster13gates/).

В качестве предмета исследования выступают языковые средства реализации эзотерических смыслов символа Путь в художественных текстах.

Цель работы — изучение и системное описание способов реализации эзотерических смыслов символа Путь в художественных текстах и закономерностей формирования в них эзотерического плана.

Выдвигается гипотеза, что символ Путь и связанные с ним символы Игра, Круг, Зеркало, Театр и другие способны выражать эзотерические знания и что актуализация эзотерических смысловых компонентов символов ведет к формированию в в тексте эзотерического плана.

Достижение поставленной цели и доказательство гипотезы потребовали решения следующих задач:

1. уточнить содержание термина «символ» как носителя культурных смыслов с учетом современных достижений лингвистики и доказать правомерность представления о смысловом пространстве символа как о саморазвивающейся (синергетической) системе;

2. определить критерии «эзотерического» и выявить скрытые смыслы символа, обеспечивающие возможность его функционирования как носителя эзотерического знания;

3. разработать интерпретационно-идентифицирующую методику анализа и моделирования эзотерического смыслового пространства символа, описать смысловую структуру символа Путь вскрыть связи символа Путь с другими символами;

4. сопоставить западную и восточную традиции в трактовке эзотерических смыслов символа Путь/Дао;

5. разработать синерго-интерпретационную методику анализа механизмов порождения эзотерического плана в художественных текстах- *.

6. выявить универсальное и культурно-специфическое в реализации эзотерических смыслов символа Путь на материале поэтических и прозаических литературно-художественных текстов. Материалом исследования послужили 100 поэтических текстов русских авторов и 100 поэтических текстов немецких авторов XX века, а также 2 романа Г. Гессе. Европейская традиция трактовки символа Путь изучалась по материалам дефиниционного анализа словарей (11 источников) и путём обобщения данных, полученных исследователями (7 источников). Восточная традиция трактовки символа Путь изучалась путём обобщения данных, полученных исследователями (18 источников).

Теоретическую базу исследования составили работы по проблемам эзотерического (В. Данченко, Т. Б. Захарян, O.A. Иванова, E.H. Колесов, И. А. Копышева, Е. Н. Копышев, Н. Б. Мечковская, H.JI. Мышкина, К. К. Сунгуртян, JI.B. Фесенкова, Ю. Н. Шейнин, А. Г. Юркевич и др.), теории символа как носителя памяти культурных смыслов (А.Р. Абдуллин, С. С. Аверинцев, А. Белый, Ю. Б. Корнеева, Ю. Левада, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, М. М. Маковский, М. К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский, Е. К. Созина, A.A. Тахо-Годи, П. А. Флоренский, Е. В. Шелестюк, К. Г. Юнг и др.), контрадиктно-синергетическому подходу к смыслу текста (Н.Л. Мышкина, И. А. Богданова, Е. В. Демидова, М. Н. Ельцова, Е. Л. Словикова и др.) и по проблеме смысла (В. фон Гумбольдт, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, В. А. Звегинцев, И. М. Кобозева, Г. Г. Москальчук, А. И. Новиков, Э.Д. Сулейме-нова, P.O. Якобсон и др.).

Основные методы исследования: метод интерпретации, текстовый анализ, метод сопоставления и наблюдения, дефиниционный анализ, метод моделирования, компонентный анализ, семантический анализ, а также авторские интерпретационно-идентифицирующая методика анализа эзотерических смыслов символа и синерго-интерпретационная методика анализа процессов креации эзотерических смыслов в тексте.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1) впервые выделены критерии эзотерического и дана характеристика восточной и западной традиций в трактовке символа Путь/Дао;

2) разработана модель системной организации эзотерических смыслов символа Путь;

3) выявлены закономерности реализации эзотерических смыслов в поэтических текстах русских и немецких авторов;

4) вскрыты механизмы порождения эзотерического плана в тексте;

5) охарактеризованы особенности взаимодействия в текстах эзотерических смыслов символа Путь и символов Театр, Игра, Зеркало, а также других символов;

6) разработана интерпретационно-идентифицирующая методика выделения эзотерических смысловых компонентов символа;

7) разработана синерго-интерпретационная методика анализа механизмов реализации эзотерического плана в художественном произведении,.

8) получены данные о способах реализации эзотерического в русских и немецких текстах в их универсальных и культурно-специфических характеристиках;

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в развитие лингвистической теории эзотерического смысла символа, поскольку определены критерии эзотерического, выработана модель эзотерического смыслового пространства символа и разработана методика анализа эзотерического плана в художественном тексте, позволяющая вскрыть процессы реализации эзотерического пространства символа в художественных произведениях. Полученные данные дополняют существующие в лингвистике представления о способах реализации эзотерического.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее теоретические положения, разработанные методики и практические результаты могут найти применение в лекционных университетских курсах по общему языкознанию, лингвистике текста, семиотике, а также при разработке спецкурсов по контрадиктно-синергетической* лингвистике и лингвистической теории эзотерического символа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Эзотерическое знание — это знание, которое: а) закрыто для непосвящённыхб) фиксирует опыт отношений человека с миром, не освоенный общественной практикойв) отражает отношения человека и мира, касается духовного в человекег) включает в себя информацию о законах взаимодействия человека и «Невидимой руки».

2. Символ как носитель памяти культуры представляет собой сложную смысловую структуру, формируемую поверхностным (денотативным) и глубинными (культурно-стереотипным, архетипическим и эзотерическим) уровнями знака. Эзотерический смысл символа и текста — это те смысловые компоненты их структуры, которые несут в скрытом виде сообщение о законах взаимодействия человека и «Невидимой руки» как совокупности факторов, воздействующих на жизнь человека и человечества, определяющих ход событий, жизни в мире и космосе в целом, но не поддающихся рациональному объяснению и учёту.

3. Актуализация в художественном тексте эзотерических смыслов взаимосвязанных символов ведёт вследствие их синергетического взаимодействия к формированию эзотерического плана и к порождению эзотерического гиперсмысла, при этом функционирующие в тексте символы «прирастают» новыми эзотерическими смыслами;

Модель системной организации эзотерических смыслов символа Путь включает шесть макроструктур: Высшие силы, Человек как космический фактор, Диалог с Высшими силами, Судьба, Работа как восхождение души, Цель пути, которые поддаются дальнейшему разбиению на мезо-, микроструктурный уровни и уровень смысловых компонентов, представляющий собой открытую совокупностьВ реализациях эзотерических смыслов символа Путь обнаруживается как универсальное, так и культурно-специфическое. Согласно данным интерпретационно-идентифицирующего анализа на уровне макроструктур различия между европейской и восточной традициями в трактовке символа носят частотный характер. Для европейской традиции доминантными являются макроструктуры Высшие силы — 23%, Судьба — 23%, Цель пути — 19%, Работа как восхождение души — 18%, а для восточной традиции значимы макроструктуры Высшие силы — 43% и Цель пути — 28%. Малосущественны для восточной традиции макроструктуры Диалог с Высшими силами (2%) и Судьба (8%) сравнительно с европейской традицией (11% и 23% соответственно). Соотношение макроструктур Человек как космический фактор различается несущественно: 6% в европейской традиции, 9% в восточной традиции. В литературно-художественных текстах в реализации эзотерического пространства символа Путь проявляется национально-культурная специфика. Макроструктура Высшие силы и Человек как космический фактор эзотерического пространства символа Путь в поэтических произведениях русских авторов реализуется в пропорциях, существенно отклоняющихся от пропорций, установленных в процессе интепретационно-идентифицирующего моделирования эзотерического слоя смыслового пространства символа. В поэтических произведениях немецких авторов существенные отклонения наблюдаются в реализации макроструктур Судьба и Человек как космический фактор. Отклонения в реализациях других макроструктур несущественны.

7. В актуализации макроструктур Высшие силы и Судьба в текстах русских и немецких авторов существуют отличия, обусловленные национально-культурной спецификой: в русских поэтических текстах преобладает негативное отношение к Высшим силам, а судьба воспринимается как злое неуправляемое начало. В текстах немецких авторов отношение к Высшим силам и к Судьбе окрашено положительно.

8. В романах Г. Гессе при реализации эзотерического смыслового пространства символа Путь креируются новые смыслы, которые втягиваются в это пространство вследствие взаимодействия с эзотерическими компонентами символов Театр, Игра, Волк, Зеркало, обогащая его.

Апробация работы. Содержание работы отражено в восьми публикациях. Основные положения и результаты работы обсуждались на Международной научно-методической конференции «Языковые и культурные контакты различных народов» (Пенза, 2728 июня 2006 г.), Международной научно-методической конференции ««Языковые и культурные контакты различных народов» (Пенза, 2007), Международной научно-практической конференции «Русская словесность как основа возрождения русской школы (Липецк, 2008), IV Международной научной конференции «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах» (Челябинск, 25−26 апреля 2008 г.), Международной научно-практической конференции.

Синергетическая лингвистика уя. лингвистическая синергетика" (Пермь, 8−10 апреля 2010 г.).

Объём и структура определяются целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения^ трех глав, заключения, библиографиического списка, включающего 320 источниковцитируемых или упоминаемых в тексте работы, списков использованных словарей и иллюстративного материала, пяти приложений. Основной текст диссертации изложен на 161 страницах. Общий объём работы составляет 245 страниц.

Выводы по третьей главе.

1. Выявленное в результате анализа поэтических произведений процентное соотношение макроструктур в текстах как немецких, так и русских авторов отличаетсяот представленности эзотерического пространства символа Путь в европейской и в восточной традициях, что объясняется.

• «феноменом взаимопроникновения культур.

2. В результате анализа функционирования эзотерического пространства символа Путь в поэтических произведениях русских и немецких авторов выявлена связь культурно-стереотипного и эзотерического: при актуализации культурно-стереотипного актуализируются и эзотерические смыслы.

3. Смысловые компоненты, пресуппонируемые лексемами, актуализирующими одну макроструктуру, могут одновременно актуализировать ещё одну или несколько макроструктур эзотерического пространства символа, благодаря чему в тексте может получить реализацию всё эзотерическое пространство символа.

4. В поэтических текстах креируются смыслообразы, имплицирующие новые для эзотерического пространства символа смысловые компоненты, происходит приращение смысла, обогащение эзотетрического пространства символа.

5. В текстах русских и немецких авторов эзотерическое пространство символа Путь реализуется различным образом: а) в макроструктуре Высшие силы в текстах немецких авторов не получает реализации микроструктура Злая сила, широко представленная в текстах русских авторовб) есть разница в представленности макроструктуры Судьба: в текстах русских авторов преобладают смысловые компоненты, актуализирующие мезоструктуру Судьба как наказание и Судьба как испытание, а в текстах немецких авторов — Судьба как предназначение и Судьба как дар. в) в реализации макроструктуры «Человек как космический фактор» в русских и немецких поэтических текстах есть много общеготексты как русских, так и немецких авторов обогащают эту макроструктуру новыми смысловыми компонентами, разница проявляется в их эмоционально-оценочой окраске, обусловленной культурно-национальной спецификойг) различия в реализации макроструктуры Цель пути проявляются на мезоуровне в актуализации разных смысловых компонентов.

6. Различия в реализации эзотерического пространства символа Путь в текстах русских и немецких авторов обусловлены различием в отношениях человека и Высших силэто подтверждает правомерность выделения компонентов мегауровня «Человек» и «Невидимая рука».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой