Семантическое выражение времени как национально-культурного компонента в монгольском языке: На примере художественных произведений
Диссертация
В своей работе В. В. Воробьев отмечает, что язык тесно связан с культурой: он «прорастает» в нее, выражает ее, «является обязательной предпосылкой развития культуры в целом» и, наконец, составляет важную часть культуры народа, живущего в определенное время и в определенном месте. Как подчеркивал Э. Сепир, «у языка есть свое, окружение. Народ на нем говорящий, принадлежит к какой-то расе (или… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические и методологические основы исследования
- 1. 1. Объективное представление о времени
- 1. 2. Появление системы счёта времени в человеческом обществе
- 1. 3. Язык как хранилище национально-культурной информации
- Глава 2. «Время» — национально-культурный компонент языка
- 2. 1. Понятие время как культурный коннотативный компонент лексики
- 2. 2. Выражение способов временной ориентации в монгольской культуре
- 2. 2. 1. Выражение времени лексическим понятием «век»
- 2. 2. 2. Выражение времени лексическим понятием «год»
- 2. 2. 3. Выражение времени лексическим понятием «месяц»
- 2. 2. 4. Выражение времени лексическим понятием «день»
- 2. 2. 5. Выражение времени лексическим понятием «час»
Список литературы
- Адъяасурэн Ч., Нямбуу X. Монгол ёс заншлын дунд тайлбар толь.-УБ., 1991.-128 с.
- Адъяасурэн Ч., Нямбуу X. Монгол ёс заншлын их тайлбар толь.Тэргуун боть. УБ., 1992
- Адъяа О., Дашдаваа Д., Увш П. Пособие по переводу с монгольского на русский. УБ., 1983.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1969. — 607 с.
- Бадамдорж Д. Орчин цагийн монгол хэлний утга судлалын ундэс. -УБ., 1998.
- Банзаров Д. Белый месяц. Празднование нового года у монголов // Соб. соч. М., 1955. — С. 41−47.
- Бат-Очир Б. Чингсизм оршвой. УБ., 2003.
- Батаа Д. Бэлчээрийн мал аж ахуйг эрхэлж ирсэн монголчуудын уламжлалт арга. УБ., 1998.
- Батжаргал Б. Монгольский зурхай и его место в развитии математических знаний // Роль кочевых народов в цивилизации Центральной Азии. УБ, 1974.
- Баянсан Ж. Психолингвистические особенности восприятия учебного текста студентами-филологами: (На материале монгол, яз.): Автореф. дис.. канд. филол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. Филол. фак.-М., 1991.-14 с.
- Баянсан Ж. Соел, хэл, ундэсний сэтгэлгээ. УБ., 2002.
- Баярсайхан Ё. Перевод монгольских реалий на русский язык. -УБ.: Орчуулах Эрдэм, 1988. № 5.
- Бельчиков Ю.А. О культурном коннотативном компоненте лексики // Язык: система и функционирование. М., 1988. — С. 30−35.
- Бердяев Н.А. Истоки русского коммунизма: Репринт / АН СССР. М.: Наука, 1990.-222 с.
- Бертагаев Т.А. К исследованию лексики монгольских языков. (Опыт сравнительно-статистического исследования лексики бурятских говоров)/ Т.А.Бертагаев- Бурят, комплексный науч.-исслед. ин-т. -Улан-Удэ, 1961. -158 с.
- Бира Ш. Монгольская историография (XIII -XYII вв.) / АН СССР. Ин-т востоковедения. АН МНР. Ин-т истории. М.: Наука, 1978. — 320 с.
- Бородин О.Р. Человек и время // История. № 3. — М., 1991.
- Брагина А.А. История слова в жизни народа. М.: Рус. язык, 1989.-213 с.: ил.
- Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. Изуч. лексики в лингвострановед. аспекте. М.: Рус. яз., 1981. — 176 с.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1983. -412 с.
- Брутян Г. А. Гипотеза Сепира Уорфа: лекция, прочитанная в Лондонском Университете. — Ереван: луйс, 1968. — 66 с.
- Брутян Г. А. Язык и картина мира // Философские науки. 1973. -№ 1.-С. 108−111.
- Будагов Р. А. Человек и его язык. -2-е изд. М.: Изд-во МГУ., 1976.-429 с.
- Бурдуков А.В. Значение молочных продуктов и способы их приготовления у монголов в Джагалантуйском и Джабхалантуйском округах Монгольской народной республики II Сов. этнография. 1936. -№ 1. — С. 121−128.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теори: слова. М.: Рус. яз., 1980. — 320 е.: ил.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Учебные тексть страноведческой тематики в преподавании русского языка ка иностранного: соображения о повышении эффективности и восприятия Русский язык для студентов-иностранцев. Сб. метод, статей. М., 1988.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г., Воробьев В. В. Теоретические и прикладные аспекты лингвокультурологии. М., 1996.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингво-страноведение в преподавании рус.яз. как иностр: Метод, руководство. -М.: Рус.яз., 1990. 4-е изд., перераб. и доп. — 247 с.
- Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слов // Избр. Тр. Лексикология и лексикография. М., 1977. — С. 162−189.
- Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове). М.- Л.: Учпедгиз, 1947. — 773 с.
- Влахов С.И., Флорин С. Непереводимое в переводе. М.: Международные отношения, 1979. — 342 с.
- Воробьев В.В. Культурологическая парадигма русского языка: Теория описания яз. и культуры во взаимодействии / РАН. Ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина. М., 1994. — 75 с.
- Воробьев В.В. О статусе лингвокультурологии // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ, Братислава, 1999 г. М., 1999. — С. 96−117.
- Воробьев В.В. Лингвокультура как единица поля // Рус. яз. за рубежом. М., 1994. — № 4. — С. 75−81.
- Гак В.Г. К проблеме соотношения языка и действительности // Вопросы языкознания. 1972. — № 5.
- Гак В. Г. Сопоставительные исследования и переводческий анализ // Тетради переводчика. М., 1979. — Вып. 16. — С. 11−21.
- Галсан С. О некоторых языковых реалиях русского и монгольского языков // Междунар. симпозиум. Л., 1971.
- Галсан С. Язык и мышление. -УБ.: Унэн, 1973.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Общие вопросы. Русский. Болгарский. Киргизский. Грузинский. Армянский. М.: Культура, 1988. -445 е., схем.
- Горелов И.Н. Вопросы теории речевой деятельности: Психо-лингвист.основы искусств, интеллеета / Тарт.гос.ун-т. Таллин: Валгус, 1987. — 190 е.: ил.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Изд. дом «Кристалл», 2001.-639 с.
- Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы / Сост. Н. В. Гумилева. М.: Экопрос, 1993. — 544 е.: ил.
- Гуревич А., Вовель М., Рожанский М. Ментальность // Опыт словаря нового мышления. М., 1989. — С. 454−464.
- Гуревич A.Ii. Проблемы средневековой народной культуры. -М.: Искусство, 1981. 359 е.: ил.
- Гурин А.Б. Обучение учащихся подготовительного факультета технического вуза абстрактной терминологической лексике: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1994.-24 с.
- Дашдаваа Д. Ундэсний онцлог бухий уг.хэлц угийг орчуулах нь. УБ.: Орчуулах эрдэм, 1972.
- Долгорсурэн Ж. Аман соёлын арга билгийн шутэлцээ. УБ.: «Урлах Эрдэм», 2000.
- Дорждагва Т., Сарантуяа Н., Долгорсурэн Ж. Соёл судлалын ундэс.-УБ., 1998.
- Друмя Л. Фольклор в обучении русского языка // Русский язык за рубежом. 1994. — № 4.
- Дулам С. Монгол домог зуйн дур. -УБ., 1989.
- Дулам С. Цагаан cap, бэлгэдэл. УБ., 1992.
- Дулам.С. Цагийн бэлгэдэл. // Уч. Зап. МонГУ. 1999. — Т. 14.
- Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1988. — 196 е.: ил.
- Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика: Уч. пособие / Н. Л. Жуковская. М., Вост.лит., 2002. — 247 е.: ил.
- Залевская А.А. Введение в психолингвистику: Учебник для студентов вузов, обучающихся по филол. спец. / Ин-т «Открытое о-во», Рос. гос. гуманит. ун-т. М., 1999. — 382 е.: схем.
- Залевская А.А. Понимание текста: Психолингвист, подход: Учеб. пособие / Калин, гос. ун-т. Калинин, 1988. — 95 е.: ил.
- Зелинский А.Н. «Колесо времени» в циклической хронологии Азии // Народы Азии и Африки. М., 1975. — № 2. — С. 10−11.
- Зелинский А.Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря. М., 1978.
- Зелинский А.Н. О лунно-солнечном счислении в Азии // Восьмая науч. конф. «Общество и государство в Китае»: Тез. и докл. -М., 1977.
- Каган М.С. Философия культуры / Акад. гуманитар, наук и др. -СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -414 с.: ил.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Отв.ред. Д.Н. Шмелев- АН СССР. Отд-ние лит. и яз. М.: Наука, 1987. — 263 с.
- Клюева В.Н. О монгольских триадах // Уч. Зап. Монгольского Университета. Улан-Батор, 1946. — Т. 2, вып.1.
- Колесов В.В. 'Жизнь происходит от слова.". СПб.: Златоуст, 1999. — 364 с. — (Язык и время- Вып. 2). — Библиогр.: с. 359−362.
- Комлев Н.Г. Компоненты содержательной структуры слова. -М.: Изд-во МГУ, 1969. 192 е.: ил.
- Котвич В. О монгольской хронологии. Львов, 1928. — Т. 4.
- Кулибина Н.В. Методика лингвострановедческой работы над художественным текстом. М.: Рус.яз., 1987. — 143 с.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. -536 е.: ил.
- Леонтьев А.А. О культурном компоненте лексического значения слова // Вестник МГУ. Сер. 10. 1966. — № 5.
- Ли Тоан, Тханг. Пространственная модель мира: когниция, культура, этнопсихология: (На материале вьет, и рус. яз.) / РАН. Ин-т языкознания- Под ред. Степанова Ю. С. М., 1993. — 193 е., схем. -Библиогр.: с. 185−193.
- Логический анализ языка. Язык и время / РАН. Ин-т языкознания- Отв. ред.: Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко. М.: Изд-во ИНДРИК, 1997.-352 с.
- Лувсандэндэв А. Хэл бичгийн ухааны зарим асуудал. УБ., 1982.
- Лувсандэндэв А. Монгол ундэсний уран зохиолын хэл бурэлдэн тогтнох нь. УБ., 2002.
- Лувсанжав Ч. Роль кочевых народов в цивилизации Центральной Азии. УБ., 1974.
- Марко Поло. «Книга» Марко Поло. М.: Географгиз, 1955. — 376 е.: ил.
- Маслоэа В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Academia, 2001. — 204 с. — (Высш. образование). -Библиогр.: с. 194−203.
- Монголын этнографийн асуудал: Науч. статьи. УБ., 1976. — Т 5, ч. 1−9.-200 с.
- Михайлов Н.Н. Лексика с культурным компонентом значения // Сборник научных трудов МОПИ им. Н. К. Крупской. 1983.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: Рус. яз., 1982 815с.80. блзийхутаг Ц. Монгол ардын домог. Ч. 4. УБ., 1989.
- Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование как развитие индивидуальности в диалоге культур // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ, Братислава, 1999 г. М., 1999. — С. 422−439.
- Петиоки В. Место культуры и реалий в подготовке переводчиков: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1979.
- Покровская И.А. Обучение русской лексике с национально-культурным компонентом монгольских учащихся на подготовительных факультетах вузов СССР: Автореф. дис. .канд. лед.наук. Л., 1984.
- Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. -М.: Педагогика-пресс, 1996. 215 с. — Библиогр.: с. 191−215.
- Пурэв-Очир Б. Монгол хэлний эх задлалын асуудлууд. УБ., 2002.-Т. 4.
- Пурэвсурэн Н. Праздник Нового года по лунному календарю // Монголия. 1979. — № 2.
- Равдан Э. «Хэл соёлын шутэлцээний тухай'7/ Гадаад хэл заах арга зуйн асуудал. УБ., 2003.
- Риттер К. Землеведение Азии. Т. 4: Доп. к т. 3. СПб., 1877. -762 с.
- Санжеев Г. Д. О летоисчислении и календаре // Краткий монголо-русский словарь. М., 1947.
- Сафаров Ш. Система речевого общения: универсальное и этноспецифическое. Самарканд: Изд-во им. Г. Гуляма, 1991. — 172 с.
- Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А. Е. Кибрика. М.: Прогресс. Универс, 1993. — 655 е.: ил. — (Филологи мира).
- Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М.: Наука, 1985. — 168 с.
- Сорокин Ю.А., Марковина И. Ю. Текст и его национально-культурная специфика // Текст и перевод. М., 1988. — С. 76−84.
- Сорокин Ю.А., Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В. Культурный знак Л.С.Выготского и гипотеза Сепира Уорфа // Национально- культурная специфика речевого общения народов СССР. — М., 1982.
- Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка: (Семант. пробл. лингвистики, филос., искусства). М.: Наука, 1985. — 332 с.
- Сумъяа Б. Монгол нуудэлчдийн соёл: оршихуй, эс оршихуй. -УБ., 1998.
- Томтогтох Г. Монгол хэлний ундэсний онцлог бухий угеийн угийн сан утга зуйн судалгаа: Автореф. дис.. канд. филол. наук. -УБ., 2000.
- Томахин Г. Д. Фоновые знания как основной предмет лингвострановедения // Иностр. яз. в шк. 1980.
- Томахин Г. Д. Реалии в языке и культуре // Иностр. яз. в шк. -М., 1997. -№ 3. С. 13−18.
- ЮО.Тудэв Л. Угеийн нууц уурхай. -УБ., 1997.
- Ю1.Тумурцэрэн Ж. Монгол хэлний угийн сангийн судлал. УБ.: Соёл эрдэм, 2001.
- Тумуржав И. Нуудэлчин: хун, байгаль, мал гурвын битуу холбоо // Засгийн газрын мэдээ. УБ., 1994. — № 89.
- Тхи Ким Нгок. Русская национальная картина мира в сопоставлении с вьетнамской // Русский язык за рубежом. 1999. — № 4.
- Ю4.Уфимцева Н. В. Динамика и вариативность языкового сознания (психолингвистический анализ значения): Автореф. дис.. д-ра филол. наук. -М., 1994. -56 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 839 е.- 1990. — 814 с.
- Фролова И.М. Синтез символ//Вестник МГУ. -1991.
- Цэдэндамба Ц. Очерки по сопоставительной грамматике русского и монгольского языков. УБ., 1974.
- Цэенбазар Л. Их Монгол улс. УБ., 2000.
- Цэвэл Я. Монгол хэлний товч тайлбар толь. УБ., 1966.
- Цыбиков Г. Ц. Цагалган // Избранные труды. Новосибирск, 1981.-Т. 2.-С. 168−169.
- Чан До. Проблемы восприятия художественного текста в интеркультурном аспекте // Рус. яз. за рубежом. М., 1994. — № 4. — С. 117−120.
- Чинь Тхи Ким, Нгок. Русская национальная лингвокультуроведческая картина мира и ее презентация во вьетнамской аудитории // Русистика. М., 1999. — С. 266−276.
- Шведова Н.Ю. Типы контекстов, конструирующих многоаспектное описание слова // Русский язык: Текст как целое и компонент: Виноградовские чтения. 11.- М., 1982. С. 143−144.
- Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. Теория, проблемы, методы. М., Наука, 1976. — 176 с.
- Щерба JIB. Языковая система и речевая деятельность. П.: Наука, 1974.-428 с.
- Эрдэнэбилиг Ц. Цагаан Сар самый древний праздник монголов // Монголия сегодня. 2004. — № 8.
- Этнографический словарь МНР. УБ., 1987. — Т. 1.
- Язык художественных произведений писателей Сибири: Сб. ст. -Улан-Удэ, 1993.-84 с.
- Языкознание: Большой энцикл. словарь / Гл. ред. Ярцева В. Н. -М.: Большая Рос. энцикл., 1998. 685 е.: ил.