Теоретические основы формирования цены
Оптовая цена предприятия (отпускная цена) цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Сущность цены
- 1. Понятие, определение, значение и сущность цены
- 2. Состав, структура, виды и классификация цена
- 3. Основные факторы формирования цены на предприятии
- Заключение
- Список использованной литературы
В своем определении цена является основой экономического измерения в рыночных отношениях. Цены обусловливают результативность внешнеэкономической деятельности.
Особенно значительна роль цены в рыночной экономике, где свободные цены представляют себя основным регулятором пропорций объединенного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также существенным предметом государственного регулирования, благодаря которому государство реализовывает свою политику и в обстоятельствах рынка. Поэтому изучение современной методологией ценообразования с учетом российских специфик является неотъемлемой деталью развития квалифицированных экспертов в области экономики и управления.
Формирование цен, соответствующих запросам рыночной экономики, объединено с аккумулированием современных знаний экономики, бухгалтерского учета, финансового менеджмента, маркетинга, налогового и таможенного законодательств.
Становление рыночной системы в России обусловливает статичный, формирующийся характер нормативно-правовой базы, влияющей на ценообразование. Это активизирует необходимость отслеживания законов РФ, указов Президента, постановлений Правительства, инструкций Государственной налоговой службы РФ и иных ведомств по вырабатыванию беспрепятственных и регулируемых цен, налогообложению, таможенному регулированию и другим проблемам, объединенным с ценообразованием.
Цена это емкое экономическое явление, ведущая рыночная категория. Видоизменение цены зачастую тянет за собой серьезнейшие общественные, экономические, а также политические результаты. Поэтому в исчерпывающей и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и направлений их трасформации заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
Цена — сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.
1. Понятие, определение, значение и сущность цены
Цена это экономическая категория, выражающая сумму денег, за которую продавец согласен продать, а покупатель готов купить данный товар.
Таким образом, цена это категория обмена.
Экономическая сущность цены двойственна. Во-первых, цена это денежное выражение стоимости товара, то есть фундаментальной, «глубинной» экономической категории. Стоимость товара представляет собой общественно необходимые затраты труда, как непосредственного, «живого» труда работников, так и овеществленного в средствах производства труда, на создание данного товара.
Во-вторых, цена есть денежное выражение полезности товара для потребителя. Полезность товара также фундаментальное свойство, присущее вещам, объектам, создаваемым и для личного потребления, и для обмена.
Цена является сложной экономической категорией. В ней сосредотачиваются практически все основные экономические отношения в обществе: производство и реализация товаров, создание, распределение и использование денежных накоплений. Цены опосредуют все товарно-денежные отношения.
Ценообразование это процесс формирования цен на товары и услуги.
Рыночное ценообразование функционирует на базе взаимодействия спроса и предложения.
Централизованное (государственное) ценообразование означает формирование цен государственными органами.
Для каждого предприятия, организации встают задачи определения цен на свои товары и услуги, выбора подходов к ценообразованию, способствующих достижению и сохранению финансовой устойчивости, получению запланированной прибыли.
Ценовая политика это целенаправленное поведение хозяйствующего субъекта по установлению таких цен на свои товары и услуги, такого варьирования ценами в зависимости от рыночной ситуации, которые позволят достичь поставленной цели, например, добиться желаемой (необходимой) прибыли, овладеть большей долей рынка др.
На решения в области ценообразования оказывают влияние многие факторы. Среди них: производственные затраты, степень государственного регулирования, уровень и динамика платежеспособного спроса, наличие и жесткость конкурентной борьбы, маркетинговые цели фирмы, наличие и количество посредников, качество товара, уровень инфляции, дефицит ресурсов.
Как правило, основными целями, которые ставит хозяйствующий субъект (предприятие, фирма, организация) в процессе ценообразования на продукцию, являются:
получение запланированной прибыли (во всяком случае, не меньше);
увеличение объема продаж;
захват определенной доли рынка;
ослабление конкурентов;
формирование определенного имиджа производителя и товаров;
продвижение на рынок конкретного товара.
Теория стоимости (стоимостная концепция) одна из основополагающих в процессе ценообразования.
Стоимость товара определяется затратами труда на его производство. Затраты труда измеряются количеством рабочего времени, требующимся для изготовления данного товара. Стоимость характеризуется количественно и качественно. Количественная сторона стоимости это количество труда, содержащегося в товаре. Качественная сторона выражает производственные отношения между людьми в процессе производства и обмена товарами.
Каждый товар обладает также потребительной стоимостью, что выражается в его способности удовлетворять какую-либо потребность людей.
В процессе обмена продукт превращается в товар, а потребительная стоимость в меновую. Это связано с тем, что стоимость данного товара может быть выражена как некоторое количество другого товара, на которое данный товар можно обменять. Соотношение, необходимое для обмена товаров, представляет меновую стоимость. Обычно товар обменивается на деньги, количество которых и выражает меновую стоимость.
Уровень цены напрямую зависит от стоимости: при изменении затрат на производство меняется цена товара.
Стоимость формируется с учетом не индивидуальных, а общественно необходимых затрат труда. Под ними понимаются затраты, необходимые для изготовления какой-либо потребительной стоимости в общественно нормальных условиях производства и при среднем уровне умелости и интенсивности труда. Это затраты абстрактного труда на производство
Приходится отмечать, что стоимостный подход к цене в его трудовой трактовке обладает естественной ограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основании этого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей, не являющихся результатами человеческого труда, скажем, земли, природных богатств. В рамках производственного подхода считается, что они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении рыночный подход более универсален и конструктивен.
2 Состав и структура цены
Каждая цена содержит назначенные элементы. При этом в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться.
Баланс отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляет собой структуру цены. Состав и структура цены приведены на рис. 1.
Рис. 1
Когда товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадет с отпускной и структура цены упростится. При наличии нескольких оптовых посредников будет существовать соответствующее количество однотипных элементов: покупная цена оптового посредника, продажная цена оптового посредника. В следствии число снабженческо-сбытовой надбавки в составе цены возрастет, а структура цены товара усложнится. Имея представление о структуре цены вырабатываемой предприятием продукции, можно обнаружить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль и косвенные налоги. На основе этого определяются резервы снижения себестоимости, вырабатывается ценовая стратегия, а также выбирается метод ценообразования, соответствующий данному моменту и цели предприятия. В рыночной экономике цена является одним из основных показателей конкурентоспособности продукции. Однако не всегда верно делать
выводы о конкурентоспособности только по уровню цены или по ее соотношению с ценой предприятия-конкурента. Здесь очень важны обоснованность каждого элемента цены и достижение ее правильной структуры. Так, если предприятие производит убыточную или малоприбыльную продукцию и не может увеличить объем продаж, в результате чего произошло бы снижение затрат и рост ассы прибыли, то ему придется снимать такую продукцию с производства, уступая свою долю рынка конкурентам. Если же в составе цены большой удельный вес занимают прибыль и налоги, то у предприятия имеется возможность последовательно снижать цену товара, увеличивая продажи, и вытеснять конкурентов.
Виды и классификация цен
Функции цены. Уравновешивание спроса и предложения и стимулирование деятельности фирмы
Список литературы
- Цены и ценообразование: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В. Е. Есипова. СПб.: Изд-во «Питер», 2007.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть I) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть II) // Собрание Законодательства РФ. 1996. № 5.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб., 2006.
- Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории: Учеб. пособие для вузов. СПб.: «Лениздат», 2007.
- Цены и ценообразование: Учеб. для вузов / Под ред. И. К. Салимжанова. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2008.
- Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М.: Изд-во ЭКМОС, 2007.
- Черкесова Э.Ю. Цена и рента в горнодобывающей промышленности. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2007.
- Черкесова Э.Ю. Ценообразование на предприятии. Учеб. пособие. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2007.
- Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги // Налоговый вестник. 2006. № 5.
- Шуляк П.Н. Ценообразование: Учеб.-метод. пособие. М.: ИКЦ «Маркетинг», 2007.
- Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: Учеб.-метод. пособие. М.: ИКЦ «Маркетинг», 2007.