Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические основы формирования цены

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Сущность цены
    • 1. Понятие, определение, значение и сущность цены
    • 2. Состав, структура, виды и классификация цена
    • 3. Основные факторы формирования цены на предприятии
  • Заключение
  • Список использованной литературы

В своем определении цена является основой экономического измерения в рыночных отношениях. Цены обусловливают результативность внешнеэкономической деятельности.

Особенно значительна роль цены в рыночной экономике, где свободные цены представляют себя основным регулятором пропорций объединенного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также существенным предметом государственного регулирования, благодаря которому государство реализовывает свою политику и в обстоятельствах рынка. Поэтому изучение современной методологией ценообразования с учетом российских специфик является неотъемлемой деталью развития квалифицированных экспертов в области экономики и управления.

Формирование цен, соответствующих запросам рыночной экономики, объединено с аккумулированием современных знаний экономики, бухгалтерского учета, финансового менеджмента, маркетинга, налогового и таможенного законодательств.

Становление рыночной системы в России обусловливает статичный, формирующийся характер нормативно-правовой базы, влияющей на ценообразование. Это активизирует необходимость отслеживания законов РФ, указов Президента, постановлений Правительства, инструкций Государственной налоговой службы РФ и иных ведомств по вырабатыванию беспрепятственных и регулируемых цен, налогообложению, таможенному регулированию и другим проблемам, объединенным с ценообразованием.

Цена это емкое экономическое явление, ведущая рыночная категория. Видоизменение цены зачастую тянет за собой серьезнейшие общественные, экономические, а также политические результаты. Поэтому в исчерпывающей и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и направлений их трасформации заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена — сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

1. Понятие, определение, значение и сущность цены

Цена это экономическая категория, выражающая сумму денег, за которую продавец согласен продать, а покупатель готов купить данный товар.

Таким образом, цена это категория обмена.

Экономическая сущность цены двойственна. Во-первых, цена это денежное выражение стоимости товара, то есть фундаментальной, «глубинной» экономической категории. Стоимость товара представляет собой общественно необходимые затраты труда, как непосредственного, «живого» труда работников, так и овеществленного в средствах производства труда, на создание данного товара.

Во-вторых, цена есть денежное выражение полезности товара для потребителя. Полезность товара также фундаментальное свойство, присущее вещам, объектам, создаваемым и для личного потребления, и для обмена.

Цена является сложной экономической категорией. В ней сосредотачиваются практически все основные экономические отношения в обществе: производство и реализация товаров, создание, распределение и использование денежных накоплений. Цены опосредуют все товарно-денежные отношения.

Ценообразование это процесс формирования цен на товары и услуги.

Рыночное ценообразование функционирует на базе взаимодействия спроса и предложения.

Централизованное (государственное) ценообразование означает формирование цен государственными органами.

Для каждого предприятия, организации встают задачи определения цен на свои товары и услуги, выбора подходов к ценообразованию, способствующих достижению и сохранению финансовой устойчивости, получению запланированной прибыли.

Ценовая политика это целенаправленное поведение хозяйствующего субъекта по установлению таких цен на свои товары и услуги, такого варьирования ценами в зависимости от рыночной ситуации, которые позволят достичь поставленной цели, например, добиться желаемой (необходимой) прибыли, овладеть большей долей рынка др.

На решения в области ценообразования оказывают влияние многие факторы. Среди них: производственные затраты, степень государственного регулирования, уровень и динамика платежеспособного спроса, наличие и жесткость конкурентной борьбы, маркетинговые цели фирмы, наличие и количество посредников, качество товара, уровень инфляции, дефицит ресурсов.

Как правило, основными целями, которые ставит хозяйствующий субъект (предприятие, фирма, организация) в процессе ценообразования на продукцию, являются:

 получение запланированной прибыли (во всяком случае, не меньше);

 увеличение объема продаж;

 захват определенной доли рынка;

 ослабление конкурентов;

 формирование определенного имиджа производителя и товаров;

 продвижение на рынок конкретного товара.

Теория стоимости (стоимостная концепция) одна из основополагающих в процессе ценообразования.

Стоимость товара определяется затратами труда на его производство. Затраты труда измеряются количеством рабочего времени, требующимся для изготовления данного товара. Стоимость характеризуется количественно и качественно. Количественная сторона стоимости это количество труда, содержащегося в товаре. Качественная сторона выражает производственные отношения между людьми в процессе производства и обмена товарами.

Каждый товар обладает также потребительной стоимостью, что выражается в его способности удовлетворять какую-либо потребность людей.

В процессе обмена продукт превращается в товар, а потребительная стоимость в меновую. Это связано с тем, что стоимость данного товара может быть выражена как некоторое количество другого товара, на которое данный товар можно обменять. Соотношение, необходимое для обмена товаров, представляет меновую стоимость. Обычно товар обменивается на деньги, количество которых и выражает меновую стоимость.

Уровень цены напрямую зависит от стоимости: при изменении затрат на производство меняется цена товара.

Стоимость формируется с учетом не индивидуальных, а общественно необходимых затрат труда. Под ними понимаются затраты, необходимые для изготовления какой-либо потребительной стоимости в общественно нормальных условиях производства и при среднем уровне умелости и интенсивности труда. Это затраты абстрактного труда на производство

Приходится отмечать, что стоимостный подход к цене в его трудовой трактовке обладает естественной ограниченностью вследствие применимости только к продуктам труда. На основании этого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей, не являющихся результатами человеческого труда, скажем, земли, природных богатств. В рамках производственного подхода считается, что они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении рыночный подход более универсален и конструктивен.

2 Состав и структура цены

Каждая цена содержит назначенные элементы. При этом в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться.

Баланс отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы, представляет собой структуру цены. Состав и структура цены приведены на рис. 1.

Рис. 1

Когда товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадет с отпускной и структура цены упростится. При наличии нескольких оптовых посредников будет существовать соответствующее количество однотипных элементов: покупная цена оптового посредника, продажная цена оптового посредника. В следствии число снабженческо-сбытовой надбавки в составе цены возрастет, а структура цены товара усложнится. Имея представление о структуре цены вырабатываемой предприятием продукции, можно обнаружить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль и косвенные налоги. На основе этого определяются резервы снижения себестоимости, вырабатывается ценовая стратегия, а также выбирается метод ценообразования, соответствующий данному моменту и цели предприятия. В рыночной экономике цена является одним из основных показателей конкурентоспособности продукции. Однако не всегда верно делать

выводы о конкурентоспособности только по уровню цены или по ее соотношению с ценой предприятия-конкурента. Здесь очень важны обоснованность каждого элемента цены и достижение ее правильной структуры. Так, если предприятие производит убыточную или малоприбыльную продукцию и не может увеличить объем продаж, в результате чего произошло бы снижение затрат и рост ассы прибыли, то ему придется снимать такую продукцию с производства, уступая свою долю рынка конкурентам. Если же в составе цены большой удельный вес занимают прибыль и налоги, то у предприятия имеется возможность последовательно снижать цену товара, увеличивая продажи, и вытеснять конкурентов.

Виды и классификация цен

Функции цены. Уравновешивание спроса и предложения и стимулирование деятельности фирмы

Теоретические основы формирования цены (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Классификация цен

В зависимости от ряда экономических признаков в переходный период все цены классифицируются по видам и разновидностям.

Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения.

В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды:

— оптовые цены на продукцию промышленности;

— цены на строительную продукцию;

— закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;

— тарифы грузового и пассажирского транспорта;

— розничные цены;

— тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;

— цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Оптовые цены на продукцию промышленности цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.

Оптовые цены на продукцию промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:

— оптовая цена предприятия (отпускная цена);

— оптовая цена промышленности.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Прибыль является важнейшим элементом цены.

Получение прибыли главный побудительный мотив любой формы предпринимательства. В условиях рыночной экономики, конкуренции существует объективная тенденция к получению максимальной прибыли.

Необходимый размер прибыли для предприятия (фирмы) определяется потребностями его развития и не может быть меньше минимально допустимого уровня, обеспечивающего нормальный процесс воспроизводства. В противном случае в условиях жесткой конкуренции предприятие может разориться и стать банкротом.

Если в плановой экономике допустимо существование низкорентабельных и нерентабельных предприятий (а их в дореформенный период было около 15% от общего числа), живущих за счет дотаций из бюджета, то в рыночных условиях их практически не может быть, за редким исключением, когда государство с целью поддержания приоритетных отраслей и производств вынуждено выделять дотации предприятиям этих отраслей.

В условиях рынка, в отличие от плановой экономики, никаких нормативов прибыли, рентабельности «сверху» не устанавливается, за исключением продукции отраслей и предприятий-монополистов, по которой осуществляется регулирование цен государством.

Норма прибыли формируется на рынке в результате конкуренции товаропроизводителей, и она может меняться и фактически меняется под воздействием множества конъюнктурных факторов. Предприятия стремятся максимизировать размер прибыли. Они производят оценку спроса, качества товаров, издержек производства и реализации применительно к разным условиям цен и выбирают такую цену, которая может обеспечить возмещение затрат и максимально возможную прибыль.

Однако полной гарантии предприятию (фирме) в том, что оно получит запланированный размер прибыли, никто дать не может, так как коммерческий успех его деятельности зависит от многих рыночных факторов, предугадать действие которых весьма сложно, тем более, что многие из них являются довольно подвижными. Поэтому конечный экономический результат деятельности предприятия может оказаться как положительным (прибыль), так и отрицательным (убыток).

На основе оптовых цен предприятия (отпускных цен) производится планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия (фирмы). Оптовая (отпускная) цена предприятия состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и НДС.

Цена изготовителя продукции обращена к производству, тесно связана с ним.

Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена.

Трансфертная цена применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Она может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит.

В последние годы трансфертные цены получают большое распространение, поскольку внутрифирменная торговля становится все более важным элементом международной торговли.

Использование трансфертных цен может оказывать существенное влияние на конкурентоспособность фирмы на рынке. Так, путем снижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно заметно повысить конкурентоспообность конечного товара.

Пониженные трансфертные цены иногда применяются также для уменьшения таможенных пошлин и др. Однако это противоречит антимонопольному законодательству и может быть наказуемо.

Оптовые цены промышленности цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям.

Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка это цена на услугу по снабжению и сбыту; как любая цена она должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и обеспечить им прибыль.

По своему составу закупочная цена состоит из: во-первых, себестоимости, во-вторых, размера прибыли, необходимого для продолжения осуществления хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства, и, в-третьих, НДС.

Важнейшим для развития сельского хозяйства является вопрос обеспечения ценового паритета в обмене продукцией между промышленностью и сельским хозяйством, эквивалентности этого обмена, недопущения ценового противостояния между городом и селом. Этот паритет должен обеспечить через цены взаимовыгодный обмен продукцией между промышленностью и сельским хозяйством без потерь как для сельского хозяйства, так и для промышленности.

Ценовой паритет в течение длительного времени постоянно нарушался, что приводило к значительным потерям в сельском хозяйстве и отрицательно сказывалось на его экономике, сдерживало развитие этой отрасли.

Наиболее ощутимые удары сельское хозяйство получает во время инфляционного роста цен. Дело в том, что результаты своего труда оно реализует один раз в году осенью после уборки и продажи части урожая, а покупает необходимые материально-технические ресурсы постоянно, на протяжении всего года в условиях непрерывного роста цен.

Поэтому в отношении сельского хозяйства необходимо постоянное проведение экономической и социальной поддержки со стороны государства (льготные кредиты, обеспечение материально-техническими ресурсами и т. д.). В РФ такая помощь оказывается, особенно в период посевных работ и уборки урожая (обеспечение топливом, удобрениями, сельскохозяйственной техникой и др.). Во многих экономически развитых странах, например в США, сельскому хозяйству оказывается финансовая поддержка (субвенции), а также помощь в виде закупок государством по гарантируемым ценам значительной части урожая.

Поэтому обеспечение ценового паритета, эквивалентности обмена между сельским хозяйством и промышленностью должно быть предметом постоянного и пристального внимания со стороны государства, было и остается одним из центральных вопросов экономической политики страны.

Схематично весь процесс ценообразования можно представить следующим образом:

Издержки (себестоимость) предприятия Прибыль Снабженческо-сбытовая, или оптовая, наценка (скидка) Торговая надбавка (скидка)

Нетрудно заметить, что каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.

Следует подчеркнуть, что на каждой стадии реализации (оборота) товара в цену дополнительно включается налог на добавленную стоимость, а также акциз (по подакцизным товарам), который уплачивается в бюджет предприятием изготовителем товара.

Следует отметить, что, являясь косвенным налогом, НДС образуется в каждом звене товародвижения и аккумулируется в розничной цене. Он оплачивается конечным потребителем, т. е. населением или государством. Этот налог, как правило, составляет 20%, но имеются льготные ставки его по отдельным группам товаров (некоторые продукты питания, медикаменты, товары детского ассортимента и некоторые другие).

Доля косвенных налогов в цене достигает от 90% по алкогольной продукции до 10% по основным продуктам питания.

С либерализацией цен в результате отрыва их от сложившегося уровня издержек производства и обращения, при постоянном снижении объемов производства в натуральном выражении НДС полностью утратил связь с действительным процессом возрастания стоимости. НДС продолжает оставаться ценовой надбавкой.

НДС и акцизы наряду с налогом на прибыль и таможенной пошлиной являются основными доходными статьями бюджетов.

Для правильного понимания категории цены следует различать понятия состав цены и структура цены. Состав цены характеризуется ее эконмическими элементами (себестоимость, прибыль и т. д.), выраженными их абсолютными значениями, например в рублях. В отличие от состава цены, структура цены есть соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах, или удельный вес этих элементов в цене товара. Так, если цену взять за 100%), то себестоимость по отношению к цене составит, например, 70%, а прибыль 20% и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Цены и ценообразование: Учеб. для вузов / Под ред. проф. В. Е. Есипова. СПб.: Изд-во «Питер», 2007.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть I) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть II) // Собрание Законодательства РФ. 1996. № 5.
  4. Ф. Основы маркетинга. СПб., 2006.
  5. .Ф. Системный курс экономической теории: Учеб. пособие для вузов. СПб.: «Лениздат», 2007.
  6. Цены и ценообразование: Учеб. для вузов / Под ред. И. К. Салимжанова. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2008.
  7. Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М.: Изд-во ЭКМОС, 2007.
  8. Э.Ю. Цена и рента в горнодобывающей промышленности. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2007.
  9. Э.Ю. Ценообразование на предприятии. Учеб. пособие. Новочеркасск: ЮРГТУ, 2007.
  10. Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги // Налоговый вестник. 2006. № 5.
  11. П.Н. Ценообразование: Учеб.-метод. пособие. М.: ИКЦ «Маркетинг», 2007.
  12. Н.Я. Цены и ценообразование: Учеб.-метод. пособие. М.: ИКЦ «Маркетинг», 2007.
Заполнить форму текущей работой