Формирование цены как результат взаимодействия спроса и предложения
Понятие «эластичное предложение» применимо к таким переменным, как ставка процента, уровень заработной платы, цены на сырье и полуфабрикаты, применяемые при производстве нужного блага. Следует заметить, что для большинства промышленных товаров эластичность предложения по отношению к ценам на сырье отрицательна, ибо повышение цены на сырье приводит к увеличению издержек фирмы, что при прочих… Читать ещё >
Содержание
Главным элементом рыночного механизма саморегулирования экономисты считают ценовой механизм, который уравновешивает спрос и предложение на рынках обычных товаров. Спрос это количество товара, которое покупатель готов купить по определенной цене. Предложение это количество товара, которое продавец готов продать покупателю по определенной цене. Механизм ценообразования изучается на модели, которая показывает реакцию покупателей и продавцов какого-либо товара на различные уровни цен. Их поведение описывают два простых закона: а) закон спроса количество товаров, которое покупают потребители, обратно пропорционально цене товара;
б) закон предложения количество товаров, которое продают производители, прямо пропорционально цене.
На графиках эти законы изображаются кривыми спроса и кривыми предложения. Эти кривые являются множеством точек, каждая из которых показывает, какое количество товаров Q (от англ. «quantity» количество) желали бы в какой-либо момент времени купить потребители или продать производители при заданном уровне цены Р (от англ. «price» цена).
В соответствии с законами спроса и предложения кривая спроса D (от англ. «demand» спрос) изображается нисходящей линией, а кривая предложения S (от англ. «supply» предложение) линией восходящей. Реакция покупателей и продавцов на изменение цены при прочих равных условиях выражается в их перемещении вдоль кривых вверх (если цена на товар увеличивается) или вниз (если цена на товар уменьшается).
Согласно предложенной Маршаллом плюралистической концепции ценообразования, цена формируется в результате взаимодействия спроса и предложения. В данной работе мы рассмотрим формирование цены как результат взаимодействия спроса и предложения.
Взаимодействие цены и спроса. Кривая спроса
Процессу обмена товаров на конкурентном рынке присущи свои законы. Они обнаруживаются в особенностях экономического реагирования участников рынка на соотношение количества обмениваемых товаров и их цен. Одним из важнейших законов, управляющих процессов товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке, выступает закон спроса.
Спрос является, по меньшей мере, двуединым понятием, связывающим количество покупаемого товара с его ценой. Своеобразие закона спроса в обратной зависимости между ценой и количеством покупаемого товара: чем выше цена, тем меньшее количество товара будет куплено потребителями. И, наоборот, если цена снижается, количество покупок данного товара возрастает. Когда количество данного товара на рынке возрастает, то его продажа возможна лишь при снижающейся цене. Малейший дефицит привычных для покупателей товаров на рынках вызовет тенденцию повышения цены. Закон спроса выявляет и другую важную особенность: постепенное убывание спроса покупателей на один и тот же товар. Это означает, что снижение количества покупок данного товара происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей. Характерные зависимости между ценой и покупаемым количеством, а также тенденцию постепенного убывания спроса можно показать на графике в виде кривой, называемой функцией спроса (рис.1).
На оси абсцисс показано количество товаров (Q) или объем их продаж, а на оси ординат цены этих товаров (P). Кривая D кривая с отрицательным наклоном, характерным для обратной зависимости, определяющих ее переменных цены и количества. Пологий, ниспадающий вид кривой иллюстрирует описанное выше постепенное убывание спроса и снижающуюся полезность каждой дополнительной покупки одного и того же товара.
Проследить эти характерные для спроса особенности можно с помощью нескольких произвольно взятых точек на кривой (A, B, C, D). Любой из этих точек соответствует определенное значение двух переменных: цены и количества покупок товара по этой цене.
Перемещаясь из одной точки в другую, можно обнаружить лишь изменяющееся соотношение обратной зависимости цен и покупок. Однако возможно перемещение и самой кривой спроса. Рассмотрим этот механизм подробнее.
Рыночный спрос это показатель, который может изменяться под воздействием многих факторов. Основополагающим фактором является цена. Но также существует и ряд факторов, которые не зависят от цены товара. Их воздействие нейтрализует влияние цены. К числу таких факторов следует отнести, во-первых, денежные оходы покупателей. Увеличение доходов влечет за собой повышение величины спроса, при неизменной цене. Во-вторых, изменение количества купли-продажи товаров по тем же ценам может произойти под действием фактора покупательских ожиданий. Причины изменения ожиданий могут быть как экономическими (инфляция), так и неэкономическими (например, погодные, предпраздничные, сезонные условия). Под их воздействием количество покупок может как возрасти, так и снизиться вне прямой зависимости от уровня цен покупательских товаров.
В-третьих, объем многих товаров, покупаемых потребителями вне зависимости от цены, может измениться от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров.
В-четвертых, на покупательский спрос способны влиять и такие неценовые факторы, как субъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношение к моде, дизайну товаров. Существенную роль может сыграть конкуренция покупателей, а также специфика покупательской психологии.
Изменение спроса, вызванное тем или иным неценовым фактором, может быть показано перемещение кривой спроса вверх или вниз (рис.2)
Рисунок 2. Изменение кривой спроса под воздействием неценовых факторов
Взаимодействие цены и спроса в экономике выражается с помощью такого показателя, как эластичность спроса по цене. Эластичность спроса это реакция спроса на изменение цены. Показатель ценовой эластичности спроса рассчитывается как отношение изменения объема продаж (%) к изменению цены (%). Ценовая эластичность спроса показывает на сколько процентов изменится спрос на товар вследствие изменения его цены на 1%.
На практике существует пять различных вариантов ценовой эластичность спроса: спрос эластичный, когда при незначительных понижениях цены объем продаж существенно возрастает. Спрос имеет единичную эластичность, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение спроса. Спрос неэластичный, когда при весьма значительных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Спрос бесконечно эластичен, когда имеет только одна цена, по которой потребители покупают товар. Спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товара, независимо от цены. Варианты эластичности спроса показаны на рисунке 3.
Список литературы
- Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М.: ЮНИТИ, 2000;
- Самуэльсон П., Нордхауз В. Экономика, гл. 2. М.: ИНФРА-М, 2003;
- Ивашковский С. Н. Микроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. М.: Дело, 2003;
- Седов В.В. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 2. Микроэкономика: Учебное пособие, 2004;
- Курс экономики: Учебник / Под ред. Б. А. Райзберга. ИНФРА-М, 2006.