Ценообразование на транспортные услуги
Тарифы на грузовые перевозки морским транспортом подразделяются по видам плавания на тарифы каботажного плавания между морскими портами внутри страны и на тарифы на перевозки между отечественными и иностранны-ми портами. Тарифы каботажного плавания имеют двухставочную основу: став-ка по движенческой операции за 1 тонна-милю и ставка по стояночной операции в портах. Основные тарифы установлены для… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Общая характеристика транспортных тарифов
- 2. Железнодорожные тарифы
- 3. Тарифы водного транспорта
- 4. Тарифы автомобильного транспорта
- Заключение
- Литература
Актуальность темы. В процессе развития рыночных отношений в эконо-мике РФ все большее значение приобретает проблема повышения эффективно-сти хозяйствования предприятия, как основного звена национальной экономики. Развитие конкурентной среды в России требует от отечественных предприятий-производителей машин и оборудования производственного назначения по воз-можности более скорого овладения знаниями и привычками в области рыночно-го ценообразования. Необоснованное установление цен неизбежно приводит предприятие к убыткам. Повышенное внимание необходимо в установлении цен на новые машины и оборудование производственного назначения, с которыми предприятие планирует выйти на рынок.
Сейчас проблеме ценообразования большое внимание в своих роботах уделяют ученые России и стран СНГ. Это — И. В. Семеняк, В. М. Гринева, Ф. М. Левшин, Б. В. Попов, В. Г. Герасимчук, Э. А. Уткин, В. В. Герасименко и др. Ими уже решены некоторые из проблем цен и ценообразования. Вместе с тем остается много теоретических и практических вопросов ценообразования, кото-рые разработаны недостаточно.
Цель и задачи исследования. Целью работы является совершенствование теоретического и методического обеспечения формирования цены на услуги транспорта.
Предметом исследования стало теоретическое и методическое обеспече-ния расчетов цен на услуги транспорта.
Исследовательский приемы. Теоретической основой проведенных иссле-дований являются научные работы классиков экономической науки и современ-ных отечественных и зарубежных ученых-экономистов по вопросам ценообразо-вания, законы и нормативные акты России по экономическим вопросам.
Методической основой исследований являются философские принципы познания, диалектический, логический и системный подходы к рассмотрению процессов и явлений в экономике.
1 Общая характеристика транспортных тарифов
Составной частью истемы цен являются транспортные тарифы. Как эко-номическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продук-цию транспорта. Они должны обеспечить возможность расширенного воспроиз-водства на транспорте.
Тарифы включают в себя:
Непосредственно плату, взимаемую за перевозку грузов.
Сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов.
Правила исчисления плат и сборов.
Тарифы должны разрабатываться, а в дальнейшем корректироваться с учетом немногих, но очень важных для развития принципов. В конечном итоге они должны быть пост роены таким образом, чтобы обеспечить, с одной сторо-ны нормально работающему перевозчику возмещение себестоимости перевозок и возможность получения прибыли, а с другой, потребителю транспортных ус-луг выгодность связей транспортом общего пользования.
Тарифы должны содействовать решению важнейших задач:
1.Рациональному размещению производительных сил в регионе, стране.
2.Сближению потребителей и поставщиков материальных ресурсов.
3.Развитию регионов, экономики, производства и сфер делового обслужи-вания.
4.Рациональному распределению грузопотоков в макро системе.
5.Оптимизации грузооборота между различными видам транспорта.
6.Полному использованию подвижного состава.
7.Снижению уровня нерациональных перевозок до минимума.
8.Ликвидации порожних пробегов и т. д.
В связи с этим тарифы различных видов транспорта соответствующими организациями в зависимости от целеполагания на конкретном этапе периодиче-ски пересматриваются. Этому способствуют и такие серьезные причины, как: динамика развития производственных сил;
изменения в себестоимости перевозок по причинам как глобального, так и локального характера;
конкурентная борьба за потребителей транспортной продукции.
При планировании тарифной политики важно обеспечить экономически обоснованные соотношения по трем направлениям: перевозки различных грузов;
перевозки различными видами транспорта перевозки однородных грузов, но различными видами транспорта
Следует отметить еще один аспект. Тарифное соотношение, сложившееся на определенный момент, не остается надолго стабильным. Помимо вышеука-занных причин это вызван неустойчивостью затрат на производство транс-портной продукции в процессе функционирования различных видов транспорта. Искомые затраты зависят от ряда факторов, в том числе от: дальности перевозок;
степени использования живого и овеществленного труда;
технической оснащенности;
уровня производительности труда;
деловой активности и т. д.
В то время существует ряд общих очевидных факторов, которые оказы-вают влияние на уровень тарифов, в связи, с чем их необходимо учитывать в процессе планирования логистической деятельности. Наиболее важные из них следующие: грузоподъемность;
загрузка транспортного средства;
род груза;
вид груза;
размер отправки;
скорость перевозки;
расстояние перевозки и др.
Принципиально расчет средней тарифной ставки можно осуществить по формуле
Т = С + П, где Т размер тарифной ставки;
С себестоимость перевозки;
П прибыль, приходящаяся на единицу транспортной продукции [3].
Квалифицированным регулированием уровня тарифных ставок можно стимулировать спрос не только на основную продукцию транспорта, но и на до-полнительные транспортно-экспедиционные услуги.
Некоторые из факторов, воздействующих на ценообразование услуг в сфе-ре транспорта, были уже в той или иной мере рассмотрены. Здесь целесообраз-ным будет обратить внимание на зависимость величины тарифов от расстояния перевозки. Эта зависимость может быть выражена следующим образом:
C = (A + Bl) / l
где С денежные затраты (руб.) на перевозку груза массой 1 т на рас-стояние 1 км;
А денежные затраты в начальном и конечном пунктах, не зависящие от дальности перевозки (руб./т-км);
В затраты, непосредственно связанные с перемещением (руб./т-км);
l расстояние перевозки.
Из представленной формулы видно, что при увеличении расстояния себе-стоимость перевозки 1 т-км снижается. Данная закономерность используется при планировании тарифов и учитывается на всех видах транспорта. Более того, на практике очень часто в целях рационализации грузопотоков и стимулирова-ния спроса на продукцию транспорта тарифные ставки намеренно отклоняются от расчетных.
Для водного транспорта вышеприведенная общая формула принимает вид:
C = (A + B (L — lm)) / 100
где L общее расстояние перевозки (км);
1 т минимум расстояния перевозки (км).
Таким образом, дифференциация тарифных ставок осуществляется за пе-ревозку груза массой 1 т на расстояние 1 км. Исходя из этого, провозную плату в общем виде можно рассчитать, умножив тарифную ставку за 1 т-км на расстоя-ние перевозки.
На железнодорожном транспорте применяются также тарифы за перевозку груза в вагоне 1 вагон, в контейнерах 1 контейнер.
Расчет тарифных таблиц за каждый километр является процессом трудо-емким, а сами таблицы нередко бывают очень громоздкими. Поэтому на транс-порте, чтобы упростить расчетные, организационные и коммерческие процессы во многих тарифных системах принят принцип группировки расстояний по поя-сам.
Тарифный пояс представляет собой интервал дальности перевозок, внутри которого действует тарифная ставка для всех расстояний данного пояса.
На различных видах транспорта расстояние, образующее тарифный пояс, колеблется в довольно широких пределах, например на железнодорожном транспорте он составляет от 10 до 200 км, а на речном от 10 до 100 км.
Рассмотрим формирование тарифов на различных видах транспорта более подробно, так как системы тарифов имеют ряд особенностей, которые необхо-димо учитывать [4].
2 Железнодорожные тарифы
Железнодорожный транспорт является основой транспортного комплекса России. Доля железных дорог в общем грузообороте всех видов транспорта об-щего пользования составляет 80%.
Железнодорожные транспортные тарифы разрабатывались как единые для всей страны (СССР), хотя затраты по перевозке грузов различаются по участкам дорог и зависят от профиля пути, вида используемых локомотивов, грузонапря-женности участков дорог и других факторов. В качестве базового тарифа была принята средняя для всех железных дорог себестоимость грузовых перевозок, которая определяется в целом по всему грузообороту и по перевозке отдельных грузов в зависимости от дальности пробега. Нормативная прибыль рассчитана исходя из принципа обеспечения одинаковой прибыльности на вагоно-сутки для однотипного подвижного состава и с учетом равновыгодности перевозок на раз-личные расстояния. Тарифные ставки установлены по двухставочной модели с выделеием начально-конечной и движенческой операции. Рассчитаны ставки за вагон, тонну, вагоно-километры, тонна-километры.
Тарифы зависят от типа вагона, его принадлежности, вида отправок, ско-рости и расстояния перевозки, грузоподъемности вагона, особых условий пере-возки и других факторов.
Плата за перевозку грузов определяется по разработанным на основе та-рифных схем расчетным таблицам, которые содержат величину платы за пере-возку на любое расстояние. Минимальная плата за перевозку грузов установлена на расстояние 50 км.
На железнодорожном транспорте применяются тарифы нескольких видов. Они подразделяются на общие, местные и исключительные. Общие тарифы яв-ляются основной формой тарифов: по ним определяются провозная плата для подавляющей массы грузов. Местные тарифы устанавливаются при перевозке грузов по линиям железных дорог местного сообщения, которые не включены в общую железнодорожную сеть. Они строятся с учетом индивидуальных затрат местных предприятий и утверждаются их руководителями. Исключительные та-рифы применяются при перевозке грузов в определенных направлениях и на за-ранее заданные расстояния. Они могут быть повышенными или пониженными по отношению к общим тарифам. Исключительные тарифы имели распростра-нение в плановом хозяйстве. В настоящее время они практически не действуют. На перевозку грузов, требующих специальных устройств или условий перевозки, устанавливаются повышенные тарифы.
По видам отправок грузов железнодорожные тарифы подразделяются на повагонные, контейнерные, малотоннажные и тарифы мелких отправок. В осно-ве повагонного тарифа лежит ставка за вагон при определенной норме его за-грузки. Провозная же плата взимается за вагон независимо от степени его загру-женности, что стимулирует более полное использование грузоподъемности и вместимости вагона. Тарифы по контейнерным отправкам рассчитываются с учетом полного использования грузоподъемности контейнера. Они значительно выше повагонных тарифов, что связано с необходимостью возмещения допол-нительных затрат по содержанию контейнера. В настоящее время удельный вес контейнерных перевозок незначителен, однако в перспективе он будет возрас-тать. Потонные тарифы применяются на малотоннажные и мелкие отправки. Та-рифы мелких отправок используют при перевозке грузов в сборном вагоне по разным документам. Тарифы мелких отправок различаются в зависимости от массы груза.
В 1995 г. была введена классность грузов. В первый класс были включены грузы, транспортная составляющая которых превышает 15%. К таким грузам от-носится сырье и другие массовые грузы. В грузах второго класса затраты на транспорт составляют 510%. К третьему классу отнесены дорогостоящие гру-зы, в которых удельный вес затрат на транспорт 5% и менее [8]
В базовый прейскурант не входит ряд услуг, которые оказываются за до-полнительную плату, устанавливаемую в договоре между железной дорогой и клиентом.
Начатые в 1992 г. экономические преобразования привели к быстрому росту уровня грузовых тарифов в условиях регулирования их государством. До середины 1994 г. федеральными органами исполнительной власти устанавлива-лись предельные коэффициенты повышения тарифов прейскуранта № 10−01.
В 19 941 995 гг. тарифы индексировались ежемесячно в зависимости от роста цен на основные материально-технические ресурсы, потребляемые желез-нодорожным транспортом.
С 1996 г. размер индексации тарифов не должен был превышать 80% от уровня оптовых цен в промышленности. Со второго полугодия 1996 г. повыше-ние грузовых тарифов не должно было опережать рост цен на промышленную продукцию предприятий-производителей.
Список литературы
- Вайсман А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху. Стратегия ме-неджмента: 5 факторов успеха. М.: Интерэксперт, Экономика, 2004.
- Все о маркетинге: Cборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. М.: Азимут-центр, 2005.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методо-логия. М.: Финпресс, 2001.
- Гольдштейн Г. Я., Катаев А. В. Маркетинг: Учебное пособие для магист-рантов. Таганрог: ТРТУ, 2002
- Дихель Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие /Пер. с нем. М.: Высш. шк., 2000.
- Евдокимова Т.Г., Маховикова Г.А.Теория и практика ценообразования: Учеб. Пособие. СПб, 1999.
- Евдокимова Т.Г., Маховикова Г. А., Желтякова И. А., Переверзева С. В. Управление ценообразованием /Под ред.Т. Г. Евдокимовой. СПб.: Изд. Дом «Не-ва», 2004
- Ерухимович И.Л. Ценообразование: учебное пособие.-К.: МАУП, 2005.
- Жров А.И., Изосимова Н. Н. Стратегия и тактика маркетинга. М.: Финансы и статистика, 2000.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Ростинтер, 2001.
- Котляров С.А. Управление затратами. Планирование и калькулирова-ние: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2003
- Маркетинг /Под ред. И. К. Беляевского. М.: МЭСИ, 2002
- Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия: Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2004
- Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. В. Е. Есипова. 4-е изд. СПб.: Питер, 2004