Формирование экологического мышления школьников в условиях полевой практики
Диссертация
Таким образом, сложилось явное противоречие между необходимостью организации системы формирования экологического мышления учащихся и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и механизма ее реализации. Речь идет о необходимости разработки принципиальной системы формирования экологического мышления. Вполне логично, что реализующее начало данной работы следует… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования экологического мышления учащихся
- 1. 1. Историко-педагогическая и психологическая характеристика сущности экологического мышления
- 1. 2. Педагогические условия формирования экологического мышления школьников
- 1. 3. Теоретические построения модели педагогической системы формирования экологического мышления школьников
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности педагогической системы формирования экологического мышления школьников
- 2. 1. Содержание и результаты констатирующего эксперимента по формированию экологического мышления школьников
- 2. 2. Технологическое обеспечение педагогической системы формирования экологического мышления школьников в условиях полевой практики
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Территория Вольского района в его современных границах и сопутствующие ему территории.
- Посещение территории Черкасского заказника.
- Экологические исследования в районе водораздела рек Алай и Те-решка.
- Что такое заказник- с какой целью создан Черкасский заказник-
- Какие виды доминируют в заказнике- какие являются редуцентами- выявите реликты, типичные, уникальные элементы флоры.
- Спишите схему распространения сообществ на территории заказника.
- Какие элементы антропогенного влияния были вами замечены в ходе полевой экологической практики. Классифицируйте их по степени влияния и распространения.
- Какие изменения в геоморфологическом строении поверхности вами замечены в связи с увеличением поверхностного стока природных вод и уменьшением уровня верхнего яруса в составе биоты экосистемы.
- Устойчиво ли состояние экосистемы заказника- перечислите меры, необходимые для сохранения устойчивого состояния экосистемы.
- Какие правила поведения необходимо соблюдать при прохождении по территории заказника.
- Объясните правила безопасного прохождения по территории памятника природы- приведите примеры рационального и нерационального использования природной среды на территории памятника.
- Проведите климатические наблюдения, опишите доминирующие и редуцирующие ландшафты.
- Проведите исследование почвенного покрова.
- Предложенная система контрольных срезов знаний учащихся позволила нам адекватно оценить знания, умения и навыки практической экологии у школьников на каждом этапе формирования экологического мышления.
- Абрамян Э.А. Экологическое образование должно быть непрерывным // Экология и жизнь, № 3,1998, С. 16−18.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
- Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание № 6,1988. С. 27−31.
- Актуальные проблемы биологической науки: Пособие для учителя / Под ред. А. В. Яблокова. М.: Просвещение, 1984. — 208 с.
- Андреева Л.И. Система допрофессионального экологического образования школьников. Автореферат канд. дис. Тольятти: ТПИ, 1997. 22 С.
- Ананьев Б.Н. Познавательные потребности и интересы // Учебные записки ЛГУ. № 265. — Психология. — 1959.
- Артеменко Н.М. Природа и эстетическое воспитание школьников: Из опыта работы сельских учителей / Под ред. АИ. Бурова. М.: Просвещение, 1978. — 72 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.-251 с.
- Балакирева Е.И. Учебно-игровая деятельность как средство формирования и развития креативной личности школьника, кан. диссертация. Саратов: СГУ, 1996. 240 с.
- Бардин К.В. Азбука туризма. Пособие для руководителей туристических подходов в школе. М.: Просвещение, 1973. — 176 с.
- Басова Т.А., Басов В. В. Экология сознания / Экология, здоровье и природопользование: Тезисы докладов // Саратов: СГТСХА, 1997. С. 117 118.
- Беленький Г. И. О воспитательно-образовательных аспектах межпредметных связей // Сов. Педагогика № 5, 19 977. С. 59−65.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -192 с.
- Бобров Р.В. Зеленый патруль: Книга для учителя 2-е изд., пере-раб. -М.: Просвещение, 1984.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.
- БолдыреваТ. Ознакомление детей раннего возраста с природой // Дошкольное воспитание № 5, 1991. С. 2−5.
- Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. -М.: Просвещение, 1985. 144 с.
- Борейко В. Как сделать школьную экологическую тропу // География в школе № 4,1989. С. 59−61.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Васильев С.В., Финаров Д. П. Формирование природоохранных понятий при изучении городов СССР // География в школе № 1, 1990. С. 34−37.
- Вилькеев В.Д. Активизация мыслительной деятельности студентов в высшей школе. Киев: Вища школа, 1978.-215с.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского.-М., 1983.-288 с.
- Вяткин Л.Г. Сущность новой парадигмы образования: Концептуальные основы. Саратов, 1995. — 22 с.
- Гайдамак К., Тийттанен Т. Социально-экологический идеал // Дошкольное воспитание № 1, 1990. С. 71−77.
- Гамбург Д.Ю. Экология восхождения к разуму // Химия в школе № 3, 1995. С. 5−9.
- Гасилин В.Н. Идентификация личности и проблемы экологического образования и воспитания / Экология, здоровье и природопользование: Тезисы докладов. Саратов: СГСХА, 1997. С. 102−103.
- Градобоева Т. Экологическое воспитание детей // Дошкольное воспитание № 7, 1988. с. 6−7.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
- Доклад о состоянии окружающей природной среды в Саратовской области в 1995 году. Саратов: КСООСиПР, 1996. — 96 с.
- Дроздов Д. Д. Развитие познавательной активности школьников при проведении комплексных экскурсий в природу // Физика в школе № 5, 1980. С. 49−53.
- Елисеева А.В. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников. Канд. диссертация. Саратов: СГУ, 1996. 178 с.
- Железовская Г. И. Формирование интеллектуальной культуры // Педагогика № 2, 1995. С. 55−60.
- Железовская Г. И., Елисеева А. В. Духовно-нравственная культура личности. е.: СГУ, 1997. — 104 с.
- Жукова Л.А. Становление инновационного стиля студентов в рпоцессе компьютерного моделирования межпредметных задач: Канд. диссертация. Саратов: СГУ, 1998. 173 с.
- Заровный Г. М. Школьные заказники: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1983. 112 с.
- Захлебный А.Н. На экологической тропе: Опыт экологического воспитания / Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология», № 5, 1986. М.: Знание, — 80 с.
- Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования / Предисл. И. Д. Зверева. М.: Педагогика, 1981.
- Захлебный А. Н. Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1984.
- Зверев И.Д. и др. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии: Пособие для учителя / И. Д. Зверев, А. Н. Мягкова, Е.П. Буруновт- Под ред. И. Д. Зверева. -М.: Просвещение, 1984. 160 с.
- Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: овый аспект образования / Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология» № 2.-М.: Знание, 1980. 96 с.
- Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.: 1981.
- Зорин И.В., Штюрмер Ю. А. Туризм и охрана окружающей среды: Учебное пособие. М.: ЦРИБ «Турист». — 103 с.
- Иванов А.В., Анисимов JI.A. Концепция экологического образования в высшей школе как одного из этапов общего экологического образования / Экология, здоровье и природопользование: Тезисы докладов // Саратов: СГСХА, 1997. С. 110−111.
- Иванов В. Моделирование педагогической деятельности // Высшее образование в России, № 2, 1998, С. 62−64.
- Игошин В.И., Терешкова Н. В., Уголов А. И. Туристические маршруты Саратовской области. Саратов: Приволж. кн. изд., 1983. — 152 с.
- Измайлов И.В., Михлин В. Е., Шашков Э. В., Шубкина JI.C. Биологические экскурсии: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
- Иоганзен Б.Г., Городецкая Н. А. Сельская школа и охрана природы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1976.
- Ишкова Л.И. Учебная тропа природы // География в школе, № 5, 1985. С. 51−54.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: Изд. АПН РСФСР. — 1962. — 376 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М.: Просвещение, 1968. -288 с.
- Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей дет. сада / Л. А. Каменева, А. К. Матвеева, Л. М. Маневцева и др., Сост. Л. А. Каменева, под ред. П. Г. Саморуковой. 2-е изд. М.: Просвещение, 1983.-207 с.
- Камалов Л.Ф. Методологические аспекты природоохранного образования. // География в школе № 1,1991. С. 41.
- Квасничкова Д. Экологическое понимание обучения природоведению // Экология и жизнь, № 1, 1999, с. 14−20.
- Колесникова С. Организация полевого практикума / Экспедиции в природу: Исследовательские проекты и задания. Саратов: ТОО «Водо-лей-94», 1995, С. 30−45.
- Комиссарова Т.С. Обучающая природа, или неформальное геоэкологическое образование // География в школе № 3, 1995. С. 55−56.
- Кондратьев К.Я. Вторая конференция ООН по окружающей среде и развитию: некоторые результаты и перспективы // Известия русского географического общества: 1993, № 3. С. 1−8.
- Коннова O.JI. Экология в школьной географии // География в школе № 3, 1995. С. 56−57.
- Конституция / основной закон/ Российской Федерации.
- Коробейникова JI.A. Практическая экология в школе: вологодский вариант // Экология и жизнь, № 4, 1998, С. 14−17.
- Коширская Е. Изучаем водные объекты / экспедиции в природу: Исследовательские проекты и задания. Саратов: ТОО «Водолей — 94», 1995, — С. 22−27.
- Кравченко Н.Г., Кривенко О. В. Экологическое воспитание и природоохранная работа с учащимися // География в школе № 3, 1995. С. 7275.
- Кривоносова Е.Б., Горбоаская Т. В. Полевая практика по гидрологии / Методическое пособие для студентов географического факультета. -Саратов: СГУ, 1991, 40 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. 106 с.
- Куприянова Л. Работа по ознакомлению дошкольников с природой // Дошкольное воспитание № 5, 1993. С. 36−38.
- Лавренко Я.Я. Экологическое воспитание школьников // География в школе № 5,1989. С. 39.
- Лаптева И. Тинейджер плюс экология, или как научить подростка отвечать за свои посступки // Мир образования, № 5, 1997, С. 51−54.
- Латынов В.Л., Латынова Н. Е. «Географическая экология человека» новый курс для школы // География в школе № 4−5, 1992. С. 18−21, 23.
- Лемешев М.Я. Природа и мы. М.: Сов. Россия, 1989. — 272 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эиоции // Психология эмоций.-М.: 1984.-288 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1981.-584 с.
- Лернер И .Я. Дидактические системы методов обучения. М.: Просвещение. 1976. — 64 с.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: 1974.
- Летняя работа среди школьников. Иваново: Обгиз, 1952.
- Ломухин В.П., Маликов А. Н. Экологическое образование школьников Саратовской области / Экология, здоровье и природопользование: Тезисы докладов // Саратов: СГСХА, 1997. С. 119−120.
- Лотоцкий г. и. Экологическое образование географов в Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского / Экология, здоровье и природопользование: Тезисы докладов. Саратов: СГСХА, 1997. С. 116−117.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. М.: Просвещение, 1987. — 160 с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: 1984.
- Маликов А.Н. Проблемы устойчивого эколого-экономического развития Саратовской области /Экология, здоровье и природопользование: Тезисы докладов. Саратов: СГСХА, 1997. С. 10−12.
- Мамирова К.Н. Национальные традиции и обычаи в эколого-географическом образовании // География в школе № 6,1993. С. 57−58.
- Мамонтова А.И. Школа и охрана природы. Петрозаводск: Карелия, 1977.
- Маткин В.В. Межпредметные проблемные познавательные задачи как средство формирования познавательного интереса к творческой деятельности: Автореферат кан. дис. М.: 1977. — 21 с.
- Матрусов И.с. Школа и охрана природы. М.: Знание, 1976, — 64с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Минаева В.М. Экологическое воспитание в начальных классах: Пособие для учителя. Минск: Нар. асвета, 1987. — 112 с.
- Минькова Р.Ф. Вопросы экологии на уроках физики и географии // География в школе № 3,1993. С. 48−49.
- Мишина Е.Ф. Экология аспект изучения химических проблем // Химия в школе № 3, 1995. С. 22−24.
- Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явления. -М.: 1993.
- Мосиенко Н А. Концепция экологического образования, воспитания и просвещения / Экология, здоровье и природопользование: Тезисы докладов. Саратов: СГСХА, 1997. С. 13−15.
- Мосиенко Н.А., Мязитов К. У. Спутник эколога: Справочник по экологии и природопользованию / Под общ. ред. Мосиенко Н. А. Саратов: Изд. ССХА, 1997.
- Муромова А.И. Экологизация географических знаний // География в школе № 3,1995. С. 53−55.
- Неменский Б. Велика мудрость красоты: экспериментальный учебный план // Учительская газета. 1988. С. 23, 26.
- Никитина О. Человек и окружающая среда / Экспедиции в природу: Исследовательские проекты и задания. С.: TOOT «Водолей-94», 1995, С. 4−9.
- Николаева С. О некоторых подходах к экологическому воспитанию детей // Дошкольное воспитание № 12, 1988. С. 51−54.
- О летней работе с детьми: Сб. статей. Томск: 1951.
- О мерах по улучшению экологического образования населения / Постановление Правительства Российской Федерации № 1208 от 03.11.1994.
- О некоторых мерах по улучшению экологического образования населения Саратовской области / Постановление Администрации Саратовской области № 129 от 06.03. 1996.
- О проведении комплексных учебно-тематических экскурсий: Письмо Мин Проса РСФСР № 93−28−02/14 от 17.01.1990.
- Организация и проведение комплексных экологических экспедиций / Под ред. Ю. Б. Лимана. Р. -н. — Д.: СКНЦ ВШ, 1993.
- Организация работы школьников по созданию учебной экологической тропы: Методические рекомендации для учителей географии и биологии, организаторов туристко-краеведческой работы, руководителей кружков. Калинин: Турист, 1990. — 48 с.
- Организация работы школьников по созданию учебно-экологической тропы: Методические рекомендации. М.: ЦДЭТС, 1984. -20 с.
- Орлов А.А. Формирование педагогического мышления // Сов. педагогика, 1990, № 1. С. 82−86.
- Полевая практика по экологической ботанике / Под ред. А. О. Тарасова. Саратов: СГУ, 1981.
- Полянский И.И. Ботанические экскурсии: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1968. 243 с.
- Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ / Исследователи природы. М.: Просвещение, 1982.
- Программы для средних образовательных учебных заведений / Экология.: Просвещение, 1993.
- Программы по экологии для внеклассной и внешкольной работы / Под ред. Ю. Б. Лимана. -Р. н. — Д.: СКНЦ ВШ, 1992.
- Пугачева Е. Синергетический подход к системе высшего образования // Высшее образование в России, № 2,1998, С. 41−45.
- Путрик Ю.С., Свешников В. В. Туризм глазами географа. М.: Мысль, 1986. — 158 с,
- Разин А.В. Воспитание красотой: Эстетическое воспитание в сельской школе: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1980.
- Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. — 637 с,
- Родзевич Н.Н. Городские геоэкологические экскурсии // География в школе № 3,1991. С. 50−54.
- Романова Т.Д. Экологическое образование: Опыт экспериментальной площадки // Экология и жизнь, № 3, 1998, С. 19−21.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Мысль, 1968. — 302 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: 1973.
- Рыжков Ф., Томаков В., Попов В., Кравчук П. Новые тенденции в экологическом образовании // Высшее образование в России, № 2, 1998, С, 65−67.
- Рявкин Е Ю. Экологизация школьного географического образования // География в школе № 3,1995. С. 29−32.
- Савин Н.В. Педагогика. Учебное пособие для педагогических училищ. Изд. 2-е, дополн. М.: Просвещение, 1978.-351 с.
- Седаков А.И., Горбунов А. В. Система экологического образования и воспитания в образовательных учреждениях Саратовской области /Экология, здоровье и природопользование: Тезисы докладов. Саратов: СГСХА, 1997. С. 107−108.
- Семакин Н.К. Внеклассная работа по географии: Из опыта работы / Библиотека учителя географии. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Семакин Н.К. Комплексная учебная площадка в школе: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1971, -112 с.
- Семенов И.В. Работа учителя географии по охране природы: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 19 977.
- Семенов И.Н., Степанов С. Б. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. № 2, 1983.-С, 35−42.
- Сенько Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения. М.: 1985.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований, М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
- Славская К.А. Детерминация процесса мышления // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1996. — С. 175−224.
- Сластенин В. А. Подымова JI.C. Педагогика: Инновационная деятельность. -М.: Магистр, 1997.
- Снакин В.В. и др. Экологический мониторинг / Методическое пособие для учителей и преподавателей учреждений системы школьного образования. М.: РЭФИА, 1996, — 96 с.
- Советский энциклопедический словарь / Под ред. Прохорова А.М.- М.: Советская энциклопедия, 1982.
- Степин B.C. Цивилизационный выбор России и сценарий мирового развития // Экология и жизнь, № 2,1998, С. 4−8.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологические основы. М.: МГУ, 1984. — 344 с.
- Теплов Б.М. Ум полководца. М.: Педагогика, 1990. — 203 с.
- Тихомиров O.K. Информационная и психологическая теория мышления: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Изд. МГУ, 1981.
- Третьякова С. Организация экологического мониторинга в школе / Экспедиции в природу // Саратов: ТОО «Водолей 94», 1995. С. 9−15.
- Турдикулов Э.А., Хакимов Э. Х. Роль межпредметных связей при формировании экологических знаний // Физика в школе № 5, 1985. С. 52−53.
- Турчин Г. Д. Дидактические основы формирования у студентов специальных умений и навыков в процессе учебных занятий / на материале геодезических дисциплин / / Канд. диссертация. Саратов: СГУ, 1994. 224 с.
- Тьерд Пломп. Концептуализация сравнительных педагогических исследований // Перспективы, № 3,1993, С. 29−41.
- Уракова Т.В. Становление коммуникативной активности младших школьников в условиях развивающей среды: Автореферат канд. дис. Саратов: СГУ, 1998. 22 с.
- Формирование личности школьника в процессе уч. и внеуч. Деятельности: Сб. статей / Чуваш, гос. Ун-т им. И. Н. Ульянова, Чуваш, гос. пед. ин-т им. И. Я. Яковлева /. Чебоксары: Чуваш, ун-т, 1976.
- Хакимова Н.Г. Управление деятельностью студентов по формированию профессионального мышления // Формирование личности учителя в пед. ВУЗе. Казань: 1989. С. 90−101.
- Чернова Р.К., Корнюшктн Н. П., Федотова О. В., Козлова JI.M. Концепция непрерывного экологического образования населения Саратовской области / Экология, здоровье и природопользование: Тезисы докладов. Саратов: СГСХА, 1997. С. 103−104.
- Чубуков В.М. Овладение студентами основами теоретического педагогического мышления // Ученые записки МОПИ им. Н. К. Крупской. -27 т. Вып. 19.-М.: 1970.-С. 53−56.
- Шелест Т. Наблюдения в природе // Дошкольное воспитание № 4, 1987.-С. 30−31.
- Шиленок Т. Помощь педагогу по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание № 7−8, 1992. С. 5−6.
- Штюрмер Ю.А. Охрана природы и туризма // Физкультура и спорт № 1, 1974.
- Экологическое образование в средней школе / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. -М.: Педагогика, 1983.
- Экологическое образование населения России до 2000 года / Федеральная программа. М: 1995. — 28 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды / Под ред. В. В. Давыдова и В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников. -М.: 1974.
- Эсаулов А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике. JL:1979.
- Юрова В. Через прекрасное к нравственному / Народное образование.^ 1,1988. С. 53−55.
- Ястребцева Е.Н., Быховскуий Я. С. Международные образовательные проекты по экологии // Химия в школе № 3, 1995. С. 51−53.