Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мультикультурное воспитание студентов вуза в процессе обучения иностранному языку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Идея мультикультуры нашла отражение в научном языке под разными понятиями: мультикультурное образование и воспитание (Н. Е. Бубякина, Л. Ф. Гайсина, А. Н. Джуринский, А. А. Ефремов, Р. X. Кузнецова, А. И. Куропатник, Р. Люсиер, Н. В. Неверова, Г. В. Палаткина, С. Ф. Петрова, Я. Пэй, А. В. Шафикова и др.) — поликультурное образование и воспитание (Е. А. Абрамова, О. В. Аракелян, Н. П. Баскакова… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы мультикультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку
    • 1. 1. Мультикультурное воспитание студентов вуза как педагогическое явление
    • 1. 2. Сущность и содержание мультикультурной компетентности студентов вуза
    • 1. 3. Потенциал дисциплины «Иностранный язык» в формировании мультикультурной компетентности студентов вуза
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальная работа по мультикультурному воспитанию студентов в процессе обучения иностранному языку
    • 2. 1. Модель мультикультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку
    • 2. 2. Ход, содержание, результаты экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Мультикультурное воспитание студентов вуза в процессе обучения иностранному языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В эпоху глобализации наблюдается тенденция большинства стран к открытости и взаимопониманию в рамках мультикультурализма, толерантного отношения к многообразию культур как одного из наиболее ценных элементов мирового, европейского и общероссийского культурного наследия.

В нормативно-правовых документах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы последнего десятилетия, Законе Российской Федерации «Об образовании», Концепции государственной национальной политики, Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года, основное внимание уделяется задаче — научить подрастающее поколение принимать культурное многообразие наций и этносов.

Система российского высшего профессионального образования, находясь сегодня в поиске оптимальной и эффективной интеграции в европейское образовательное пространство, реализует задачу гармоничного межцивили-зационного развития на основе идеалов справедливости и равноправия и обеспечения толерантного сосуществования больших и малых этносов, представляющих различные культуры. Потребность в мультикультурном воспитании молодежи как инструменте и принципе образовательной деятельности обусловливает выделение в стандартах высшего профессионального образования третьего поколения задачи формирования новых интегративных качеств будущих специалистов — профессиональных и общекультурных компетенций и компетентностей, необходимых для жизнедеятельности в мультикультурном обществе, способствующих стиранию межэтнических границ и снятию межнациональных предубеждений.

В учреждениях высшего профессионального образования обучаются студенты разных культур и национальностей. Нередко внутри многонациональных студенческих групп наблюдаются случаи неуважительного, порой конфликтного отношения к культурным различиям друг друга.

В воспитании молодого поколения, способного и готового толерантно относиться к проявлениям иного видения мира и способа жизни, умеющего продуктивно участвовать в межкультурном взаимодействии в условиях сложных социальных отношений современного мира, большим потенциалом обладает дисциплина «Иностранный язык». Иностранный язык изучается во всех видах высших учебных заведений и является обязательной учебной дисциплиной, способствующей решению задач гармоничного развития личности. Знание иностранного языка в условиях глобализации интеграционных общественных процессов и международной мобильности помогает молодым специалистам вести профессиональную деятельность в иноязычной среде, осуществлять продуктивный диалог с представителями иноязычных культур, устанавливать конструктивные связи с зарубежными партнерами.

В связи с интеграционными процессами во всем мире ведутся исследования по следующим направлениям: поликультурному воспитанию (Е. А. Абрамова, А. Н. Джуринский, О. Г. Жукова, Ю. А. Карягина, Л. Р. Садыкова, Н. Н. Ушнурцева и др.) — поликультурному образованию (О. В. Аракелян, Н. П. Баскакова, Ю. С. Давыдова, Г. Ж. Даутова, М. Н. Кузьмин, 3. А. Малькова и др.) — межкультурному обучению (Н. И. Алмазова, Л. Г. Веденина, О. Ф. Сыромясова и др.) — кросс-культурному образованию (Т. А. Косолапова, Н. В. Лебедева, Р. Г. Рощупкин и др.), многокультурному образованию (Г. Д. Дмитриев), формированию толерантности (А. А. Васильева, В. Г. Гималиев, В. М. Золотухин, Е. Г. Непочатый, П. В. Степанов и др.).

Значительный интерес для нашего исследования представляют труды ученых по мультикультурному воспитанию и образованию подрастающего поколения (М. А. Боуэн, А. Н. Джуринский, Р. X. Кузнецова, Н. В. Неверова, Г. В. Палаткина, С. Ф. Петрова, С. А. Ушакин, А. В. Шафикова и др.), по проблеме формирования мультикультурной компетентности студентов (А. А. Джалалова, И. С. Лунюшкина).

Проблемы, связанные с разработкой концептуальных положений организации обучения иностранным языкам в общем и профессиональном образовании, рассмотрены в работах И. Л. Бим, Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез, И. А. Зимней, Е. И. Пассова, Г. В. Роговой, В. В. Сафоновой и др.

Проведенный нами анализ научных исследований показал, что в науке нет единого взгляда на сущность категории «мультикультурное воспитание», проблема мультикультурного воспитания студентов учреждений высшего профессионального образования в процессе обучения иностранному языку остается недостаточно изученной.

Актуальность исследования обусловлена следующими противоречиями между:

— потребностью общества в молодых людях, обладающих развитой мультикультурной компетентностью, и несоответствующим этой потребности реальным уровнем ее сформированности у выпускников вузов;

— значительным потенциалом дисциплины «Иностранный язык» и недостаточной разработанностью педагогических условий его реализации в мультикультурном воспитании студентов вузов.

Вышесказанное позволяет определить проблему исследования: каковы модель и педагогические условия эффективного мультикультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку?

Противоречия, определяющие актуальность проблемы нашего исследования, ее недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Мультикультурное воспитание студентов вуза в процессе обучения иностранному языку».

Цель исследования — теоретическое и экспериментальное обоснование модели и педагогических условий эффективного мультикультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку.

Объект исследования — педагогический процесс в высшем учебном заведении.

Предмет исследования — мультикультурное воспитание студентов вузов в процессе обучения иностранному языку.

Гипотеза исследования — мультикультурное воспитание студентов вуза в процессе обучения иностранному языку будет эффективным, если:

— разработаны критерии и показатели, позволяющие определить уровень сформированности мультикультурной компетентности студентов;

— теоретически обоснована и внедрена в процесс обучения иностранному языку модель мультикультурного воспитания студентов;

— учитываются и последовательно реализуются педагогические условия эффективного мультикультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку: педагогически целесообразное сочетание систематического формирования мультикультурного сознания студентов с организацией их практической учебной деятельности мультикультурной направленностипреимущественное использование интерактивных методов обученияреализация междисциплинарной интеграции, обеспечивающей продуктивность процесса мультикультурного воспитания студентовреализация индивидуального и дифференцированного подходов в воспитании студентоввключение студентов в разнообразную внеаудиторную деятельность мультикультурной направленности.

Задачи исследования:

1. Уточнить сущностную характеристику понятий «мультикультурное воспитание студентов вуза», «мультикультурная компетентность студента вуза».

2. Определить основные критерии, показатели и охарактеризовать уровни сформированности мультикультурной компетентности студентов.

3. Разработать модель мультикультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку.

4. Выявить, теоретически обосновать педагогические условия эффективного мультикультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку.

5. Экспериментально проверить модель и педагогические условия эффективного мультикультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку.

Методологическую основу исследования составили теоретические положения философии о гармонии национального, межнационального и общечеловеческогоидеи материалистической диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений окружающего миратеория и практика развития личностиобщенаучные принципы исследования социально-педагогических объектовсистемный, компетентностный, культурологический, деятельностный, полисубъектный, аксиологический подходы.

Теоретическую основу исследован ия составили труды философов, психологов, педагогов: по общей теории культуры и диалога культур (М. М. Бахтин, А. В. Бездухов, В. С. Библер, Л. П. Буева, В. П. Зинченко,.

B. К. Егоров, Л. Н. Коган, А. Ф. Лосев, М. Мамардашвили, Н. 3. Чавчавадзе) — по мультикультурному воспитанию и образованию (М. А. Боуэн,.

A. Н. Джуринский, Р. X. Кузнецова, Н. В. Неверова, Г. В. Палаткина,.

C. Ф. Петрова, С. А. Ушакин, А. В. Шафикова и др.), по поликультурному воспитанию и образованию (Е. А. Абрамова, О. В. Аракелян, Н. П. Баскакова, О. В. Давыдова, Г. Ж. Даутова, А. Н. Джуринский, О. Г. Жукова, Л. А. Ибрагимова, Н. В. Кагуй, В. В. Макаев, 3. А. Малькова, М. Ф. Пафова, Л. Л. Супрунова, П. В. Сысоев, Н. Н. Ушнурцева и др.) — по формированию компетентностей и компетенций личности (С. В. Белова, М. Д. Бершадская,.

B. А. Болотов, А. Н. Дахин, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. М. Новиков, В. В. Сериков, И. Д. Фрумин, А. В. Хуторской, М. А. Чошанов, С. Е. Шишов и др.), по формированию поликультурной и мультикультурной компетентности личности (И. В. Васютенкова, Т. Ю. Гурьянова, Л. Ю. Данилова, Г. Ж. Даутова, А. А. Джалалова, И. С. Лунюшкина, Н. П. Филатова, Е. М. Щеглова и др.) — по концептуальным положениям этнопедагогики (Е. М. Верещагин, Г. Н. Волков, Л. В. Кузнецова, Н. М. Лебедева, Ш. А. Мирзоев, Т. Н. Петрова, Э. И. Сокольникова, М. Г. Тайчинов,.

И. А. Шоров и др.) — по теории и методике обучения иностранным языкам (И. Л. Бим, О. Р. Бондаренко, Е. М. Верещагин, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, А. А. Леонтьев, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов, В. В. Сафонова, В. П. Фурманова, И. И. Халеева и др.).

В целях всесторонней проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические (теоретический анализ (сравнительный, ретроспективный), синтез, сравнение, обобщение, моделирование, абстрагирование) — эмпирические (изучение и обобщение передового педагогического опыта, анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, экспертная оценка, самооценка) — статистические (методы математической статистики, качественный и количественный анализ результатов исследования).

Экспериментальная база исследования: ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». Исследованием было охвачено 65 студентов первых и вторых курсов неязыковых факультетов.

Организация исследования. Исследование’проводилось в три этапа в период с 2006 по 2011 год.

На первом этапе (2006 — 2007 гг.) была изучена философская, психолого-педагогическая литература по теме исследования, проведен анализ современного состояния проблемы мультикультурного воспитания студентов в учреждениях высшего профессионального образования, определены цели и задачи исследования, разработан понятийный аппарат, составлена программа экспериментальной работы.

На втором этапе (2008 — 2010 гг.) проводились констатирующий и формирующий этапы эксперимента, осуществлялась апробация разработанной модели мультикультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку и проверка эффективности выявленных педагогических условий, вносились коррективы в методику исследования, формировались предварительные выводы и рекомендации, которые применялись в вузовской практике мультикультурного воспитания студентов.

На третьем этапе (2010 — 2011 гг.) было осуществлено сопоставление результатов исследования, обобщены и систематизированы экспериментальные данные, сформулированы основные выводы, литературно оформлен текст диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнена сущность понятия «мультикультурное воспитание» применительно к студентам вуза, что дополняет рассмотренные Р. X. Кузнецовой, Н. В. Неверовой, Г. В. Палаткиной подходы к определению данного терминадана сущностно-содержательная характеристика мультикультурной компетентности студента вуза как результата мультикультурного воспитания, что расширяет разработанные А. А. Джалаловой, И. С. Лунюшкиной представления об исследуемом феномене;

— определены основные критерии, показатели сформированности мультикультурной компетентности студентов: мотивационно-ценностный (мотивация к позитивному сотрудничеству с представителями разных культур, положительное эмоционально-ценностное отношение к особенностям других культур и их представителям) — личностный (толерантность, эмпатия, бесконфликтность) — когнитивный (мультикультурные знания) — деятельностный мультикультурные умения и навыки, опыт позитивного взаимодействия с представителями разных культур) — охарактеризованы уровни сформированности мультикультурной компетентности студентов (наивысший, высокий, средний, низкий);

— разработана и реализована модель мультикультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку, включающая следующие компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, результативный. Особенностью данной модели является то, что она построена на основе системного, компетентностного, культурологического, деятельно-стного, полисубъектного, аксиологического подходов;

— научно обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия эффективного мультикультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку: педагогически целесообразное сочетание систематического формирования мультикультурного сознания студентов с организацией их практической деятельности мультикультурной направленностипреимущественное использование интерактивных методов обученияреализация междисциплинарной интеграции, обеспечивающей продуктивность процесса мультикультурного воспитания студентовреализация индивидуального и дифференцированного подходов в воспитании студентоввключение студентов в разнообразную внеаудиторную деятельность мультикультурной направленности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его научные результаты вносят определенный вклад в общую педагогику. В работе уточняется понятие «мультикультурное воспитание студентов вуза" — дается сущностно-содержательная характеристика мультикультурной компетентности студента вузаразработана модель и обоснованы педагогические условия эффективного мультикультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку. Результаты исследования могут послужить основой для дальнейшей разработки данной проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также научно-методический материал по проблеме исследования (методические рекомендации «Мультикультурное воспитание студентов вуза в процессе обучения иностранному языку», программа семинара для преподавателей «Формирование мультикультурной компетентности студентов вуза», диагностическая программа изучения уровней сформированности мультикультурной компетентности студентов) позволяют совершенствовать процесс мультикультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку. Материалы исследования могут быть использованы в учреждениях высшего профессионального образования, в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических работников.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются четкостью исходных методологических позиций, включающих системный, компетентностный, культурологический, деятельностный, поли-субьектный, аксиологический подходыанализом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практикекомплексным характером методики исследованиялогикой экспериментальной работы, соответствующей цели, задачам и условиям проводимого исследованияпроведением констатирующего и формирующего экспериментовапробацией результатов исследованиярепрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных, а также опорой на личный педагогический опыт диссертанта.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе преподавательской деятельности путем внедрения разработанной модели мульти-культурного воспитания в педагогический процесс ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». Основные положения работы и ее результаты обсуждались в ходе выступлений автора на заседаниях кафедры педагогики и яковлевоведения, кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева" — ежегодных научно-практических конференциях докторантов, аспирантов, соискателей и студентовмеждународных научно-практических конференциях: «Актуальные вопросы современной педагогической науки» (Чебоксары, 2009), «Роль высшей школы в реализации проекта «Живое мышление — стратегия Чувашии» (Чебоксары, 2010), «Современное образовательное пространство: пути модернизации» (Чебоксары, 2011) — «II Международная молодежная Интеллектуальная Ассамблея» (Чебоксары, 2011), «Гуманитарные науки и современность» (Москва, 2011) — всероссийских научно-практических конференциях: «Роль ученых в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (Чебоксары, 2007), «Этнопедагогизация процесса обучения иностранному языку» (Чебоксары, 2011).

Результаты исследования и основные положения диссертации нашли отражение в статьях, тезисах докладов, опубликованных автором (всего 16 работ, общим объемом 13,71 п. л.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Мультикультурное воспитание студентов — это аспект целостного процесса воспитания, направленный на формирование их способности и готовности к активной жизни и продуктивной профессиональной деятельности в мультикультурной и полилингвальной среде, интеграции в мировое сообщество, толерантному отношению к другим культурам, позитивному взаимодействию с представителями разных культур, национальностей, рас, верований, социальных групп.

Мультикультурная компетентность студентов вуза — результат их муль-тикультурного воспитания. Это интегративное личностное образование субъекта, которое включает в себя следующие компоненты: совокупность таких значимых качеств как, толерантность, эмпатия, бесконфликтность, мотивацию к позитивному сотрудничеству с представителями разных культур, национальностей, рас, верований, социальных групп, положительное эмоционально-ценностное отношение к особенностям других культур и их представителям, систему мультикультурных знаний, умений и навыков, опыт позитивного взаимодействия с представителями разных культур.

2. В качестве основных критериев, показателей сформированности мультикультурной компетентности студентов определены: личностный (толерантность, эмпатия, бесконфликтность) — мотивационно-ценностный (мотивация к позитивному сотрудничеству с представителями разных культур, положительное эмоционально-ценностное отношение к особенностям других культур и их представителям) — когнитивный (мультикультурные знания) — дея-тельностный (мультикультурные умения и навыки, опыт позитивного взаимодействия с представителями разных культур). Типичные уровни (наивысший, высокий, средний, низкий) отражают динамику развития мультикуль-турной компетентности студентов.

3. Модель мультикультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку, основанная на системном, компетентностном, культурологическом, деятельностном, полисубъектном, аксиологическом подходах, включает целевой, содержательный, операционно-деятельностный, результативный компоненты.

4. Эффективному мультикультурному воспитанию студентов в процессе обучения иностранному языку способствует реализация совокупности следующих педагогических условий: педагогически целесообразное сочетание систематического формирования мультикультурного сознания студентов с организацией их практической деятельности мультикультурной направленностипреимущественное использование интерактивных методов обученияреализация междисциплинарной интеграции, обеспечивающей продуктивность процесса мультикультурного воспитания студентовреализация индивидуального и дифференцированного подходов в воспитании студентоввключение студентов в разнообразную внеаудиторную деятельность мультикультурной направленности.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Выводы по второй главе.

Экспериментальная работа по мультикультурному воспитанию студентов в процессе обучения иностранному языку проходила на базе ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» со студентами 1 и 2 курсов исторического и физико-математического факультетов.

Теоретически обосновав общую гипотезу нашего исследования на основе анализа научной литературы, обобщения массовой педагогической практики, в экспериментальной части исследования мы осуществили ее проверку, уточнение и обобщение.

Мы установили, что мультикультурное воспитание студентов вуза в процессе обучения иностранному языку будет эффективным, если:

1. Определены критерии и показатели сформированности мультикуль-турной компетентности студентов: личностный критерий, его показатель: качества личности (толерантность, эмпатия, бесконфликтность) — мотивацион-но-ценностный критерий, его показатели: мотивация к позитивному сотрудничеству с представителями разных культур, положительное эмоционально-ценностное отношение к особенностям других культур и их представителямкогнитивный критерий, его показатель: мультикультурные знаниядеятельно-стный критерий, его показатели: мультикультурные умения и навыки, опыт позитивного взаимодействия с представителями разных культур. В соответствии с критериями и показателями охарактеризованы уровни сформированности мультикультурной компетентности студентов (наивысший, высокий, средний, низкий).

2. Разработана и внедрена модель мультикультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку, основанная на системном, компетентностном, культурологическом, деятельностном, полисубъектном, аксиологическом подходах, включающая следующие компоненты: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, результативный.

3. Теоретически обоснованы и апробированы педагогические условия мультикультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку: педагогически целесообразное сочетание систематического формирования мультикультурного сознания студентов с организацией их практической учебной деятельности мультикультурной направленностипреимущественное использование интерактивных методов обученияреализация междисциплинарной интеграции, обеспечивающей продуктивность процесса мультикультурного воспитания студентовреализация индивидуального и дифференцированного подходов в воспитании студентоввключение студентов в разнообразную внеаудиторную деятельность мультикультурной направленности.

Результаты экспериментальных данных полностью обосновывают и подтверждают выдвинутую гипотезу исследования. Таким образом, экспериментальная апробация модели и выявленных педагогических условий позволила установить их эффективное влияние на мультикультурное воспитание студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе настоящего исследования решалась проблема: каковы модель и педагогические условия эффективного мультикультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку?

В исследовании прежде всего мы обратились, к анализу понятий «воспитание», «культура», «мультикультура» «мультикультурное воспитание».

В работе мы исходим из понимания воспитания как процесса передачи и усвоения подрастающими поколениями культуры и социального опыта, которые используются человеком в его повседневной жизни и деятельности.

Анализ научной литературы показывает, что культура — это сложное междисциплинарноеобщеметодологическое понятие. Прежде всего, термин «культура» (от лат. cultura— возделывание, воспитание, развитие, цочитание) обозначает общечеловеческую культуру — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил И' способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Также под словом «культура» понимают локальнуюкультуру, то есть культуру конкретного, исторически определенного* общества. В процессе развития человечества возникают разнообразные локальные культуры, каждая из которых обладает своими специфическими особенностямиЭто объясняется различиями в географических и социально-исторических условиях существования стран и народов: Особое место среди локальных культур занимают этнические и национальные культуры, создаваемые отдельными народами, нациями. Внутри национальных культур выделяются субкультуры — это культуры отдельных демографических или социальных слоев и групп, воплощающие в себе отличия их образа жизни, мышления и поведения от общенациональных культурных норм.

Термин «мультикультура» (multi-culture) трактуется с английского языка как культура, складывающаяся из множества культур. При характеристике данного понятия мы опирались на утверждения Дж. Бэнкса, что мультикультура есть идея, отражающая существование в обществе различных культур (расовых, этнических) и социальных групп, с учетом того, что для всех разнообразных культур и групп создаются равные условия существования и развития.

Идея мультикультуры нашла отражение в научном языке под разными понятиями: мультикультурное образование и воспитание (Н. Е. Бубякина, Л. Ф. Гайсина, А. Н. Джуринский, А. А. Ефремов, Р. X. Кузнецова, А. И. Куропатник, Р. Люсиер, Н. В. Неверова, Г. В. Палаткина, С. Ф. Петрова, Я. Пэй, А. В. Шафикова и др.) — поликультурное образование и воспитание (Е. А. Абрамова, О. В. Аракелян, Н. П. Баскакова, О. В. Давыдова, Г. Ж. Даутова, А. Н. Джуринский, О. Г. Жукова, Л. А. Ибрагимова, Н. В. Кагуй, В. В. Макаев, 3. А. Малькова, М. Ф. Пафова, Л. Л. Супрунова, П. В. Сысоев, Н. Н. Ушнурцева и др.) — школа диалога культур (М. М. Бахтин, А. В. Бездухов, В. С. Библер, Л. П. Буева, В. П. Зинченко, В. К. Егоров, Л. Н. Коган, А. Ф. Лосев, М. Мамардашвили, Н. 3. Чавчавадзе) — либеральный плюрализм в образовании (Б. Уильяме) — многокультурное образование (Г. Д. Дмитриев) — межкультурное обучение (Н. И. Алмазова, Л. Г. Веденина, О. Ф. Сыромясова и др.) — кросс-культурное образование и воспитание (Т. А. Косолапова, А. П. Лиферов, Р. Г. Рощупкин, Р. Д. Хэнвей и др.) — интернациональное воспитание (Р. Т. Гарданов, Г. Г. Исламшина, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) и т. д.

Исследователи согласны, что термины «мультикультурное воспитание», «поликультурное воспитание», «многокультурное воспитание» по своему смыслу являются синонимами. Это обусловлено тем, что первые части слов «поли-», «мульти-» и «много-» имеют одинаковый смысл, но разное происхождение — греческое, латинское, русское.

В работе даны разные трактовки ученых (Л. Ф. Гайсина, А. Н. Джуринский, А. А. Ефремов, Р. X. Кузнецова, А. И. Куропатник, Н. В. Неверова, Г. В. Палаткина, С. Ф. Петрова, А. В. Шафикова) ведущих положений мультикультурного воспитания и образования.

Проанализировав различные подходы к изучаемой проблеме, мы рассматриваем мультикультурное воспитание студентов как аспект целостного процесса воспитания, направленный на формирование их способности и готовности к активной жизни и продуктивной профессиональной деятельности в мультикультурной и полилингвальной среде, интеграции в мировое сообщество, толерантному отношению к другим культурам, позитивному взаимодействию с представителями разных культур, национальностей, рас, верований, социальных групп.

В диссертации мы опирались на исследования А. А. Джалаловой, И. С. Лунюшкиной, в которых дана сущностно-содержательная характеристика мультикультурной компетентности студентов.

Мы рассматриваем мультикультурную компетентность студента вуза как результат их мультикультурного воспитания. Это интегративное личностное образование субъекта, которое включает в себя следующие компоненты: совокупность таких значимых качеств, как толерантность, эмпатия, бесконфликтность, мотивацию к позитивному сотрудничеству с представителями разных культур, национальностей, рас, верований, социальных групп, положительное эмоционально-ценностное отношение к особенностям других культур и их представителям, систему мультикультурных знаний, умений и навыков, опыт позитивного взаимодействия с представителями разных культур.

Содержание мультикультурной компетентности студентов представляет собой единство личностного, мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного компонентов.

Личностный компонент включает ряд значимых качеств личности студента (толерантность, эмпатия, бесконфликтность), необходимых для позитивного взаимодействия с представителями разных культур.

Мотивационно-ценностный компонент представляет собой сложившуюся систему мотивационно-ценностных образований: мотивов, ценностей, эмоционально-ценностных отношений, регулирующих повседневную жизнь и профессиональную деятельность личности в мультикультурном обществе.

Когнитивный компонент обеспечивает систему знаний о феномене культуры, многообразии культур в России и мире, их взаимосвязи, об особенностях национального характера и менталитета изучаемых народов, о проблемах взаимосвязи представителей разных культур, сущности мульти-культурной компетентности личности, культуре межкультурного общения.

Деятельностный компонент включает следующую совокупность умений и навыков: расширять и углублять мультикультурные знанияиспользовать рациональные приемы самостоятельной работы по добыванию мульти-культурных знанийпрогнозировать результаты и организовывать свою деятельность в мультикультурной средеработать и взаимодействовать с представителями разных культурследовать правилам межкультурного общенияпредвидеть и конструктивно разрешать межкультурные конфликтыосознавать проблемы, возникающие в ситуациях культурных пересечений, и корректировать свое поведение в соответствии с найденным решениема также опыт позитивного взаимодействия с представителями разных культур.

В мультикультурном воспитании студентов в условиях вуза могут быть задействованы все изучаемые дисциплины, и в особенности дисциплина «Иностранный язык». Согласно Государственному образовательному стандарту ВПО данный учебный предмет является обязательным на всех факультетах любого высшего учебного заведения. Именно иностранный язык способствует вхождению личности в мировое мультикультурное и полилин-гвальное пространство.

В ходе исследования мы выявили потенциал дисциплины «Иностранный язык» в мультикультурном воспитании студентов.

Иностранный язык является основным и важнейшим средством межкультурного общения, давая возможность личности вступить в общечеловеческое мультикультурное пространство, чувствовать себя полноправным участником общемирового культурного процесса. В процессе обучения иностранному языку студенты знакомятся с речевым этикетом (приветствие, знакомство, просьба, извинение, благодарность, прощание и т. д.). Будучи участниками общения и сотворчества, они усваивают культурно-этнические нормы поведения, правила и нормы речевого этикета, свойственные культурным носителям (умение слушать собеседника, быть вежливым, тактичным, толерантным, доброжелательным, умение сочувствовать, сопереживать и т. Д-).

В процессе обучения иностранному языку осуществляется реализация культуроведческого аспекта, особое внимание уделяется таким темам, как «Достопримечательности», «Национальный характер и менталитет», «Традиции и обычаи», «Выдающиеся люди», «Система образования», «Литература страны изучаемого языка», «Политико-административное устройство», «Культура страны изучаемого языка», «Экологические проблемы» и т. д. Анализ общечеловеческих ценностей в ходе изучения культуроведческого материала способствует формированию гуманистического мировоззрения, готовности к решению проблем, связанных с преодолением кризисов цивилизации, милосердием, толерантностью, сохранением природной среды и культурного наследия.

Потенциал дисциплины «Иностранный язык» в мультикультурном воспитании студентов проявляется в содержании учебного материала. На учебных занятиях затрагиваются и обсуждаются актуальные темы и насущные вопросы (проблемы личностных взаимоотношений, межкультурных: контактов, расовой и этнической дискриминации, современной семьи, толерантности и взаимопонимания, воспитания подрастающего поколения, культурного наследия, благотворительности, экологические проблемы и др.), которые дают возможность формировать нравственный облик студентов, соотносить их взгляды, мировоззрение с нормами общественной морали в рамках мультикультурности, исключая предрассудки и стереотипы.

В процессе обучения переводу студенты, будучи «трансляторами» иного языкового и культурного наследия, приобщаются к профессиональной этике специалиста: повышается уровень их культуры речи, расширяется: лингвистический кругозор, развивается умение налаживать межкультурные связи и представлять свою страну и культуру на международных встречах, конференциях, симпозиумах.

В процессе обучения иностранному языку используются интерактивные методы и формы работы, позволяющие студентам активно взаимодействовать друг с другом, формировать умения и навыки коммуникации на иностранном языке.

Для обеспечения эффективности мультикультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку нами разработана модель, основанная на системном, компетентностном, культурологическом, деятель-ностном, полисубъектном, аксиологическом подходах, включающая целевой, содержательный, операционно-деятельностный, результативный компоненты (рисунок 1). В ходе нашего экспериментального исследования мы провели ее апробацию.

Педагогический эксперимент осуществлялся с учётом общей гипотезы исследования и был организован на базе ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». Эксперимент проходил с 2006 по 2011 год в три этапа: констатирующий, формирующий, заключительный.

На базе физико-математического факультета была сформирована экспериментальная группа. Национальный состав студентов экспериментальной группы следующий: русских — 15 человек, чувашей — 16, татарин — 1, украинец — 1. Контрольная группа была создана на историческом факультете. Национальный состав студентов контрольной группы следующий: русских — 16 человек, чувашей — 14, татар — 2.

На констатирующем этапе экспериментальной работы были определены исходные уровни сформированности мультикультурной компетентности студентов экспериментальной и контрольной групп с помощью следующих методов исследования: анкетирования, тестирования, наблюдения, беседы, экспертной оценки, самооценки.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что 36,4% студентов экспериментальной группы и 37,5% студентов контрольной группы имеют низкий уровень сформированности мультикультурной компетентности- 54,5% и 50% студентов соответственно имеют средний уровень, 9,1% и 12,5% - высокий уровень. Студентов с наивысшим уровнем сформированности мультикультурной компетентности не оказалось. Полученные экспериментальные данные свидетельствовали о необходимости проведения работы по мультикультурному воспитанию студентов.

На формирующем этапе эксперимента ставились следующие задачи: 1) экспериментальная апробация разработанной модели мультикультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку- 2) проведе-' ние работы по выявлению, обоснованию, апробации педагогических условий эффективного мультикультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку- 3) отслеживание промежуточных результатов эксперимента- 4) корректировка процесса мультикультурного воспитания студентов.

В ходе исследования мы апробировали выявленные нами педагогические условия.

Первое условие предполагало осуществление педагогически целесообразного сочетания систематического формирования мультикультурного сознания студентов с организацией их практической учебной деятельности мультикультурной направленности. В целях обеспечения данного условия была осуществлена корректировка содержания учебных материалов по иностранному языку, введены дополнительные тексты мультикультурной направленности. В экспериментальной работе формирование мультикультурной компетентности студентов осуществлялось в ходе усвоения ими мультикуль-турных знаний, развития положительной мотивации к позитивному взаимодействию с представителями различных культур, формирования их ценностных ориентаций, значимых качеств. Студенты включались в практическую деятельность, направленную на сознательное применение на практике сформированных мультикультурных знаний, умений и навыков, проявление значимых качеств личности.

Второе педагогическое условие — преимущественное использование интерактивных методов обучения. На занятиях мы использовали интерактивные методы обучения («мозговой штурм», дискуссия, проигрывание ситуаций, ролевая игра, игровые упражнения, разработка проекта, решение ситуационных задач, инсценировка), а также применяли групповые и парные формы работы, которые обеспечивали диалоговое обучение, интенсивное внутригрупповое межличностное взаимодействие студентов.

Реализация данного условия способствовала формированию у студентов умений и навыков позитивного взаимодействия с людьми, толерантного и бесконфликтного реагирования на процессы изменения в межличностных отношениях, нахождения мирных решений межкультурных противоречий и конфликтов.

Следующее педагогическое условие — реализация междисциплинарной интеграции, обеспечивающей продуктивность мультикультурного воспитания студентов.

Иностранный язык как никакая другая учебная дисциплина имеет возможность увязать в единую систему знания, получаемые на занятиях по другим предметам, развивая гибкость ума студентов. Обеспечение междисциплинарных связей в процессе обучения иностранному языку способствовало тому, что студенты знакомились с существующими политическими, деловыми, нравственными, религиозными, эстетическими идеями разных эпох и культур, с психологией, историей, литературой других народов. Интеграция знаний других отраслей наук, знакомство студентов с информацией мульти-культурной направленности обеспечивали продуктивность мультикультурного воспитания студентов.

Четвертое педагогическое условие — реализация индивидуального и дифференцированного подходов в воспитании студентов. Каждый студент обладает специфическими личностными качествами и особенностями темперамента и психики, является носителем определенной культуры и менталитета. Изучая личность студента, мы выбирали те формы, методы, средства мультикультурного воспитания, которые больше всего соответствовали особенностям личности каждого студента и состояния, в котором он в данное время находился. Дифференцированный подход предполагает мысленную разбивку студентов на группы, имеющих одинаковый уровень сформированное&tradeмультикультурной компетентности, и осуществление общего подхода к ним с учетом выявленных особенностей. Применение дифференцированного подхода в воспитании студентов позволяло работать более продуктивно, охватывая вниманием каждого из них.

Включение студентов в разнообразную внеаудиторную деятельность мультикультурной направленности — пятое педагогическое условие. Наша экспериментальная работа проводилась в процессе учебных занятий по иностранному языку и во внеаудиторной деятельности, которая организовывалась для удовлетворения потребностей студентов в содержательном досуге, общении с представителями других культур, участии в социально значимой деятельности.

Анализ хода и результатов формирующего этапа экспериментальной работы дает основание утверждать, что внедрение разработанной модели и реализация комплекса педагогических условий способствовали повышению уровня сформированности мультикультурной компетентности студентов (таблица 5).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. «Мультикультурализм» : к определению понятия / А. Аб-салямова // Aima mater: Вестник высшей школы. 2005. — № 5. — С. 2730.
  2. , Н. А. Личностно-ориентированное обучение : вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. — 216 с.
  3. , Н. И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Н. И. Алмазова. СПб., 2003. -45 с.
  4. , Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2001.-282 с.
  5. , В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Центр инновац. технологий, 2003. — 606 с.
  6. , О. В. Поликультурное образование — основа обеспечения безопасности страны / О. В. Аракелян // Известия академии педагогических и социальных наук: материалы науч.-практ. конф., 22−23 апреля 2011 г. -М., 2011.-Т. 15, ч. 1.-С. 19−24.
  7. , Ю. К. Личностный фактор оптимизации обучения / Ю. К. Ба-банский // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 51−57.
  8. , Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  9. , В. И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В. И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: науч.-метод. сборник. М., 2002. — С. 42−56.
  10. , В. И. Компетенции в профессиональном образовании : (к освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 3−13.
  11. П.Баранников, А. В. Содержание общего образования: компетентностный подход / А. В. Баранников. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 51 с.
  12. , Д. С. Этнотолерантность личности как условие обеспечения социальной безопасности / Д. С. Батарчук // Известия академии педагогических и социальных наук: материалы науч.-практ. конф., 22−23 апреля. — М., 2011.-Т. 15, ч. 1.-С. 24−32.
  13. , С. Толерантность и норма как основа эстетического мировиде-ния народов Кавказа : (лингвокультурологический аспект) / С. Башиев // Век толерантности: науч.-публицист. вестник. — 2003. № 6. — С. 90−94.
  14. , В. П. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя / В. П. Бездухов, С. Е. Мишина, О. В. Правдина. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. — 132 с.
  15. , А. М. Мультикультурные корни российской идентичности / А. М. Бекарев // Вопросы социальной теории: науч. альманах / под ред. Ю. М. Резника, М. В. Тлостановой. М., 2010. — Т. 4: Человек в поисках идентичности. — С. 496−501.
  16. , С. В. Диалог основа профессии педагога : учеб.-метод. пособие / С. В. Белова. — М.: АПК и ПРО, 2002. — 148 с.
  17. , А. Идея поликультурности в образовательном процессе /
  18. A. Белогуров // Высшее образование в России. 2005. — № 3. — С. 109−112.
  19. , В. С. Культура. Диалог культур: опыт определения / В. С. Библер // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 31−43.
  20. , В. В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и на других /
  21. B. В. Бойко. М.: Филинъ, 1996. — 424 с.
  22. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие: (док. меж-дунар. форумов и мнения европ. экспертов) / под науч. ред. В. И. Байден-ко.-М., 2003.-430 с.
  23. , В. А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10.1. C. 8−14.
  24. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая рос. энцикл., 1998. — 1456 с.
  25. , Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская. М. — Ростов н/Д: Учитель, 1999.-560 с.
  26. , В. П. Компетентностно-деятельный подход и модернизация содержания общего образования / П. П. Борисов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 1. — С. 58−62.
  27. , Л. Пути и методы студенческого воспитания / Л. Бурняшева // Высшее образование в России. 2004. — № 7. — С. 80−85.
  28. , Д. Проблемы поликультурного образования в американской педагогике / Д. Бэнкс // Педагогика. 1993. — № 1. — С. 104−109.
  29. , Ю. В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога / Ю. В. Варданян, В. А. Сластенин — под общ. ред. В. А. Сластенина. -М., 1998. 180 с.
  30. , И. В. Развитие поликультурной компетентности учителя в условиях последипломного педагогического образования : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Васютенкова. СПб, 2006. — 27 с.
  31. , И. В. Родная культура как основа овладения иностранной / И. В. Васютенкова // Коммуникативная методика. 2005. — № 3. — С. 5051.
  32. , Л. Г. Межкультурное обучение как полилог языков и культур / Л. Г. Веденина // Межкультурная коммуникация: тезисы докладов. Иркутск, 1993.-С. 18−21.
  33. , С. М. Профессиональное образование. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика: словарь / С. М. Вишнякова. — М., 1999. — 253 с.
  34. , Г. Н. Неотъемлемая часть национальной культуры. (Родник педагогической мудрости) / Г. Н. Волков // Советская педагогика. 1989. — № 1.-С. 98−103.
  35. , Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания / Г. Н. Волков. — Чебоксары: РИГЖРНО, 1993. 87 с.
  36. , Л. С. Мышление и речь : собр. соч. / JI. С. Выготский. М.: Изд-во АПП РСФСР, 1986. — Т. 2. — 386 с.
  37. , JI. Ф. Формирование готовности студентов вуза к общению в мультикультурной среде : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Ф. Гайсина. Оренбург, 2003. — 175 с.
  38. , Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. М.: АРКТИ — ГЛОССА, 2000. -165 с.
  39. , Н. Д. Межкультурное обучение : проблема целей и содержания обучения иностранному языку / Н. Д. Гальскова // Иностранный язык в школе. 2004. — № 1. — С. 3−4.
  40. , Н. Д. Условия изучения иностранных языков и их влияние на цели обучения / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. 1994. -№ 4.-С. 7−12.
  41. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова. М., 2002. — 63 с.
  42. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Высшее профессиональное образование: сб. осн. норматив, документов. М.: Логос, 1995. — 383 с.
  43. , А. М. Психосемантическое исследование особенностей обыденного сознания подростков в области межнационального восприятия /
  44. A. M. Грачева // Этнос. Идентичность. Образование: труды по социологии образования / под ред. В. С. Соткина. М., 1998. — Т. 4, вып. 6. — С. 206 217.
  45. , О. С. Общие основы педагогики : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 160 с.
  46. , Т. Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов ссузов в процессе обучения иностранному языку : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Ю. Гурьянова. Чебоксары, 2008. — 220 с.
  47. , Ю. С. Поликультурное образование / Ю. С. Давыдов, JI. JL Суп-рунова // Студенчество. Диалоги о воспитании. — 2005. — № 4. — С. 5—7.
  48. , В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. Даль — под ред. проф. И. А. Бодуэна Куртенэ. М.: Прогресс, 1994. — Т. 4. — 755 с.
  49. , JI. Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / JI. Ю. Данилова. Волгоград, 2007. — 27 с.
  50. , Г. Ж. Поликультурная компетентность учителя / Г. Ж. Даутова // Высшее образование в России. 2004. — № 3. — С. 173−175.
  51. , Г. Ж. Поликультурные ориентиры в образовании / Г. Ж. Даутова // Высшее образование в России. 2004. — № 9. — С. 81−84.
  52. , А. А. Мультикультурная компетентность русскоязычных учителей в образовательной среде Эстонии : дис.. канд. пед. наук: 19.00.07 / А. А. Джалалова. СПб., 2009. — 247 с.
  53. , А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире / А. Н. Джуринский. М., 2002. — 71 с.
  54. , А. Н. Поликультурное воспитание : сущность и перспективы развития / А. Н. Джуринский // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 93−96.
  55. , В. Д. Чувашские исторические предания : очерки истории чувашского народа с древнейших времен до середины XIX века /
  56. B. Д. Дмитриев. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1993. — 446 с.
  57. , Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 1999. -208 с.
  58. , Г. Д. Теоретико-практические аспекты многокультурного образования в США / Г. Д. Дмитриев // Педагогика. 1999. — № 7. — С. 107 117.
  59. , А. И. Язык как фактор этнической идентичности / А. И. Донцов, Т. Г. Стефаненко, Ж. Т. Уталиева // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. —1. C. 75−86.
  60. , Т. В. Психологические особенности подростка / Т. В. Драгу-нова // Советская педагогика. 1972. — № 8. — С. 79−93.
  61. , Т. М. Язык и социальная психология / Т. М. Дридзе. — М.: Высш. шк, 1980.-224 с.
  62. , М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Высш. шк., 1976. — 176 с.
  63. , М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Высш. шк., 1981.-383 с.
  64. , В. А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. А. Ершов. М., 2003. — 197 с.
  65. , Э. Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном профессиональном образовании / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. 2000. — № 3 (5). — С. 90−102.
  66. , Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С. 23−30.
  67. , Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. М.: Моск. психол.-соц. ин-т. — Воронеж: МОДЭК, 2003. -480 с.
  68. , И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. — № 5. — С. 36−42.
  69. , И. А. Компетенция и компетентность / И. А. Зимняя // Студенчество. Диалоги о воспитании. — 2004. — № 6. — С. 13—14.
  70. , JI. А. Поликультурное образование в многонациональной России / JI. А. Ибрагимова, И. И. Легостаев // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 3. — С. 234−240.
  71. , Л. Ф Профессиональная компетентность учителя иностранного языка: интегративный подход / Л. Ф. Иванова // Интеграция образования. 2003. -№ 3. — С. 90−95.
  72. , Е. П. Мотивы и мотивация / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2006. -512 с.
  73. , И. М. Молодежь и молодежная политика : философия, история, теория / И. М. Ильинский. М.: Голос, 2001. — 694 с.
  74. Интерактивные методы обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.academjust.tyazantelecom.ru/service/omumr/materialmt orm. html
  75. Интерактивное обучение: новые подходы. По материалам Информационно-методического сборника материалов по ЧС и ГО № 1 (41) Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.emer.kz/activity/ obu4enie/maximum. php
  76. , Л. Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. М.: Логос, 1996. — 278 с.
  77. , А. С. Культурология / А. С. Кармин. СПб.: Лань, 2006. — 928 с.
  78. , О. М. К вопросу о компетентностном подходе в российском образовании / О. М. Карпенко, О. И. Лукьяненко, Л. И. Денисович, М. Д. Бершадская // Инновации в образовании. 2004. — № 6. — С. 5−13.
  79. , А. По ступеням компетентностей : о проекте «Модернизация образования: перспективные разработки» / А. Каспржак // Первое сентября. -2002. -№ 8. -С. 31.
  80. , Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. — 176 с.
  81. , В. П. Воспитание культуры межнационального общения средней профессиональной школы / В. П. Комаров. Оренбург: Южный Урал, 1994.-46 с.
  82. , Я. А. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / -Я. А. Коменский. М.: АПН РСФСР, 1982. — Т. 1. — 355 с.
  83. Кон, И. С. Личность как субъект общественных отношений / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1966. 383 с.
  84. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования: сб. приказов и инструкций М-ва образования. -2002.-№ 6.-С. 11—40.
  85. Концепция прогноза развития образования до 2015 года // Народное образование. 1993. -№ 1.-С. 21−23.
  86. , Т. А. Формирование кросс-культурной компетентности будущих учителей : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Косолапова. -Челябинск, 2006. 198 с.
  87. , Н. К. Интернациональное воспитание детей в начальной школе : пед. соч.: в 10 т. / Н. К. Крупская. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1959. -Т.3.-798 с.
  88. , В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения : курс лекций / В. Г. Крысько. М.: Экзамен, 2002. — 448 с.
  89. Кто есть кто в Британии: лигвострановед. справ. / сост. Томахин Г. Д. — М.: Просвещение, 2000. 125 с.
  90. , Р. X. Реализация педагогических возможностей этнокультуры в мультикультурном воспитании учащейся молодежи : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Р. X. Кузнецова. Астрахань, 2005. — 209 с.
  91. , Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Просвещение, 1990. — 160 с.
  92. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. М. В. Гамезо. М.: Просвещение, 1982. — 190 с.
  93. , В. Концепция «минимальной компетентности» / В. Ландшеер // Перспектива: вопросы образования. 1988. — № 1. — С. 32−33.
  94. , О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 3−12.
  95. , М. М. Технологии профессионального педагогического образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. — 272 с.
  96. , В. И. Итоги дискуссии о самоопределении : полн. собр. соч. / В. И. Ленин. 5 изд. — М.: Политиздат, 1980. — Т. 3. — 561 с.
  97. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  98. , И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. -М.: Знание, 1980.-96 с.
  99. , А. П. Глобальное образование пути интеграции мирового образовательного пространства / А. П. Лиферов. — М.: Академия, 1997. -108 с.
  100. , В. В. Необходимость учета национально-психологических особенностей в процессе обучения / В. В. Логинова // Среднее профессиональное образование. 2007. — Прил. № 7. — С. 88−90.
  101. , Е. Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности : дис.. канд. псих, наук: 19.00.05 / Е. Г. Луковицкая.-СПб, 1998.-172 с.
  102. И. С. Формирование мультикультурной компетентности будущих учителей в процессе обучения иностранному языку : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. С. Лунюшкина. Томск, 2009. — 196 с.
  103. , В. В. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России / В. В. Макаев, 3. А. Малькова, Л. Л. Супрунова. Пятигорск, 1999. — 16 с.
  104. , В. В. Поликультурное образование — актуальная проблема современной жизни / В. В. Макаев, 3. А. Малькова, Л. Л. Супрунова // Педагогика. 1999. — № 4. — С. 6−11.
  105. , В. С. Неудобства с идентичностью / В. С. Малахов // Вопросы философии. 1998. — № 2. — С. 43−53.
  106. ЮЗ.Маньшин, M. Е. Компетентность педагога как результат профессиональной подготовки / M. Е. Маныпин // Высшее образование сегодня. 2009. -№ 5.-С. 3"7.
  107. , А. Психология бытия / А. Маслоу. Киев, 1997. — 304 с.
  108. , В. И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе / В. И. Матис. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. — 328 с.
  109. , Т. Б. Поликультурное образование. Программы и методы / Т. Б. Менская // Общество и образование в современном мире: сб. материалов из зарубеж. опыта. Вып. 2. — М., 1993. — С. 4−12.
  110. , Н. Г. Модернизация российского образования в вопросах и ответах / Н. Г. Милованова, В. Н. Пруданева. Тюмень: Орион, 2002. -58 с.
  111. , В. Д. Философия согласия / В. Д. Михайлов. М.: Гуманитарий, 1995.-222 с.
  112. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: исследовательские процессы и интерпретации / под ред. Г. И. Зверевой. М.: Аспект Пресс, 2003. — 188 с.
  113. , Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы / В. Г. Мухаметзянова. Казань: Информ. центр ИССО РАО, 1996. — 328 с.
  114. , С. Ч. Проблема поликультурного образования в американской педагогике / С. Ч. Наушабаева // Педагогика. — 1996. — № 1. — С. 10Ф-110.
  115. , Н. В. Мультикультурное воспитание младших подростков в общеобразовательных учреждениях: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Неверова. М., 2005. — 167 с.
  116. , А. М. Интеграция базового и профессионального образования / А. М. Новиков // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 3−8.
  117. , В. И. Формирование конкурентноспособной личности старшеклассника в поликультурной среде лицея : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. И. Новикова. Ставрополь, 2005. — 154 с.
  118. , Е. И. Компетентность образования : социальный аспект / Е. И. Огарев. СПб.: Изд-во РАО ИОВ, 1995. — 283 с.
  119. , С. И. Толковый словарь русского языка :, 80 000 слов / С. И. Ожегов — под ред. Н. Ю. Шведовой. 23 изд., испр. — М.: Рус. яз., 1999.-944 с.
  120. , А. П. Воспитание мира в умах людей / А. П. Оконешни-кова // Народное образование. 1995. — № 8−9. — С. 60−65.
  121. , В. И. Компетентностный подход в обучении / В. И. Павлов // Педагогический процесс: проблемы и перспективы / отв. ред. Павлов И. В., Павлов В. И. М. — Чебоксары, 2007. — С. 3−7.
  122. , И. В. Феномен культуры / И. В. Павлов, И. И. Павлова // Традиционная культура в современном социально-педагогическом процессе: сб. науч. тр. Чебоксары, 1997. — С. 267−293.
  123. , И. И. Теория и практика гражданского воспитания подростков в современной национальной школе / И. И. Павлова. — Чебоксары: Изд-воЧГПИ, 1996.-250 с.
  124. , Г. В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Г. В. Палаткина. М., 2003. — 399 с.
  125. , А. Б. Формирование этнокультурной личности / А. Б. Панькин. М.: Большая медведица — Элиста: КГУ, 2004. — 272 с.
  126. , Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. Липецк, 1998. — 67 с.
  127. , Е. И. Концепция высшего профессионального педагогического образования на примере иноязычного образования / Е. И. Пассов. Липецк, 1998.-67 с.
  128. , М. Ф. Модернизация педагогического образования как условие становления поликультурной школы / М. Ф. Пафова, Т. Н. Карасева // СПО. 2007. — № 2. — С. 6−10.j
  129. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов — под ред. В. А. Сластенина. М.: ИХкола-пресс, 2003.-512 с.
  130. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и: колледжей / В. И. Журавлев, П. И. Пидкасистый, М. П. Портнов и др. — под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. о-во России, 2001. — 640 о.
  131. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Ю. К. Бабанский и др. — М-: Высш. шк., 1983.-177 с.
  132. Педагогический словарь / В. И. Загвязинский и др. М.: Академия- — 2008. — 352 с.
  133. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / под ред. И. А. Каир>ова, Ф. Н. Петрова. М.: Сов. энцикл., 1964. — Т. 2. — 1087 с.
  134. , А. С. Воспитание толерантности — ключевой фактор развития России / А. С. Петелин // Известия академии педагогических и социальных наук: материалы науч.-практ. конф., 22−23 апреля. М., 2011. — Т- 15, ч. 1.-I-C. 272−276.
  135. , С. Ф. Мультикультурное образование младших школьников : (на примере школ Республики Саха (Якутия)): дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. Ф. Петрова. Якутск, 2000. — 184 с.
  136. , JI. А. Компетентность в общении : социально-психологический тренинг / JI. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989- — 216 с.
  137. , Ю. Воспитание в педагогическом вузе / Ю. Пикалов // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 56−57.
  138. , К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — 3VI.: Педагогика, 1983. 17 с.
  139. , И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / И. Л. Плужник. — Тюмень, 2003.-335 с.
  140. , И. П. Педагогика : новый курс: учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2000. — 576 с.
  141. Психологи о мигрантах и миграции в России: информ.-аналит. бюл. № 4. М.: Смысл, 2002. — 159 с.
  142. , Д. Компетентность в современном обществе : выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 2002. — 394 с.
  143. , Д. Педагогическое тестирование : проблемы, заблуждения, перспективы / Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 2001. — 142 с.
  144. , А. В. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного вуза : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / А. В. Райцев. СПб, 2004. — 47 с.
  145. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1: А М / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Рос. энцикл., 1993. — 608 с. ,
  146. , Р. Г. Формирование кросс-культурной грамотности студентов в процессе обучения в педагогическом университете : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Р. Г. Рощупкин. Самара, 2002. — 218 с.
  147. , С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Педагогика, 2002. 720 с.
  148. , С. 3. Формирование коммуникативной культуры будущих менеджеров на основе компетентностного подхода / С. 3. Самаренкина. -М., 2006. 205 с.
  149. , В. В. Изучение международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996. -148 с.
  150. , В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. 2001. — № З.-С. 17−23.
  151. , В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам / В. В. Сафонова. М.: Высш. шк., 1991. — 215 с.
  152. , Г. К. Компетентности и их классификация 7 Г. К. Селевко // Народное образование. 2004. — № 4. — С. 138−142.
  153. , С. Ю. Мультикультурное воспитание как фактор гуманизации межличностных отношений в полиэтническом коллективе : пособие: для учителя / С. Ю. Сенатор, М. В. Емельянова. М.: Альфа: МГОПУ, 2000. — 90 с.
  154. BIP. Алиакберова — науч: ред- Р: M: Валеев- Р. Р. Юсупов: Казань, 2009. -Ч. 2.-С. 91−95.
  155. , С. Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности ю, личности / С. Д. Смирнов. М.: Просвещение, 2001. — 304 с.
  156. V-.: — -.. 167 ' ¦¦" ' ¦•'.' «,
  157. Совет Европы: симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы». Док. DECS / SC / Sec (96) 43. — Берн, 1996.
  158. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / JI. М. Баш и др. 3-е изд., доп. — М.: Цитадель-трейд, 2002. — 960 с.
  159. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Соврем, слово, 2001. — 928 с.
  160. , Ю. П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка / Ю. П. Сокольников. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1971.-287 с.
  161. , Ю. П. Системный подход в исследовании воспитания / Ю. П. Сокольников. М.: Педагогика, 1993. — 198 с.
  162. , Г. У. Практическая психология толерантности, или Как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? / Г. У. Солдатова // Век толерантности: науч.-публицист. вестник. — 2003. Вып. 6. — С. 60−78.
  163. Стратегии успеха и факторы риска в межкультурной коммуникации / Г. Фрешле и др. — под ред. Л. И. Гришаевой, Л. И. Цуриковой. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2005. — 391 с.
  164. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.-24 с.
  165. , А. А. Поликультурное образование : учеб.-метод. пособие / А. А. Сыродеева. -М.: МИРОС, 2001.- 192 с.
  166. , О. Ф. Формирование межкультурной профессиональной компетенции специалиста на основе иноязычного текста : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. Ф Сыромясова. М., 2000. — 153 с.
  167. , П. В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. 2004. — № 4. — С. 14−20.
  168. , П. В. Социокультурный компонент содержания обучения американскому варианту английского языка : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / П. В. Сысоев. Тамбов, 1999. — 234 с.
  169. , М. Г. Воспитание толерантности и содружество культур в системе поликультурного образования / М. Г. Тайчинов. Сыктывкар: Народная педагогика, 1994. — 120 с.
  170. , М. Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения / М. Г. Тайчинов. Сыктывкар: Нар. педагогика, 1994. -120 с.
  171. , М. Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе / М. Г. Тайчинов // Педагогика. 1999. -№ 2.-С. 20−35.
  172. , Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № З.-С. 20−26.
  173. Теоретические основы обучения иностранному языку в средней школе / под ред. А. Д. Климентенко, JI. А. Миролюбова. М.: Просвещение, 1985.- 132 с.
  174. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер-Минасова. М.: Слово, 2000. — 261 с.
  175. , Р. Е. Национальная культура в последипломном образовании педагогов / Р. Е. Тимофеева. Якутск, 1998. — 241 с.
  176. , Н. Н. Лингвистический аспект межкультурной коммуникации / Н. Н. Трошина // Лингвистические исследования в конце XX века. М.: ИНИОН РАН, — 1999. — С. 56 — 66.
  177. , К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / К. Д. Ушинский. М. — Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — Т.1. — 689 с. — Т. 2. — 655 с. — Т. 3. — 691 с.
  178. , Н. Н. Поликультурное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Н. Ушнурцева. — Тирасполь, 2007. 217 с.
  179. Философия образования для XXI в.: сб. статей. М.: Исслед. центр по пробл. управл. качеством подгот. специалистов, 1992. — 208 с.
  180. Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности / М. Б. Хомяков и др. — отв. ред. Н. А. Курпина, М. Б. Хомяков. М.: ОЛМА-пресс, 2005. — 536 с.
  181. Философский энциклопедический словарь / под ред. A. JI. Грекулова и др.- 2-е изд. М.: Сов. энцикл., 1989. — 814 с.
  182. , А. Я. Культурная компетентность личности : между проблемами образования и национальной политики / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. 2000. — № 2. — С. 151−165.
  183. Фрейд, 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» / 3. Фрейд — пер. с нем. Я. М. Когана. М., 1925. — 98 с.
  184. , В. П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков (языковой вуз): дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / В. П. Фурманова. М., 1994.-475 с.
  185. , В. П. Межкультурная коммуникация и лингвокультурове-дение в теории и практике обучения иностранным языкам / В. П. Фурманова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. — 124 с.
  186. , И. Ф. Педагогика : учеб. пособие / И. Ф. Харламов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 519 с.
  187. , М. Б. Проблема толерантности в христианской философии : дис.. др-а филос. наук: 09.00.13 / Н. Б. Хомяков. Екатеринбург, 2000. -334 с.
  188. , А. В. Деятельность как содержание образования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 8. — С. 107−114.
  189. , А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
  190. , А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 5. — С. 55−61.
  191. , В. К. Этнокультурная направленность Российского образования / В. К. Шаповалов. М., 1997. — 176 с.
  192. , М. Модернизация, культурный плюрализм и идентичность с точки зрения культурной антропологии / М. Шаркани // Перспективы. -1993.-№ 1.-С. 25−32.
  193. , А. В. Мультикультурный подход в обучении и воспитании школьников : дис.. канд. пед. наук: 13. 00.01 / А. В. Шафикова. Казань, 1998.-194 с.
  194. , С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2. — С. 30−34.
  195. , С. Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 3. — С. 5−7.
  196. , Е. М. Развитие поликультурной компетентности будущих специалистов : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. М. Щеглова. -Омск, 2005.-164 с.
  197. , И. Г. Роль деятельности в познавательном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 275 с.
  198. , В. А. Психология учебной деятельности студентов : учеб. пособие / В. А. Якунин. М.: ЛОГОС, 1994. — 214 с.
  199. Bourdieu, P. Reproduction in education, society and culture / P. Bourdieu, J.-C. Passeron. London, 1990. — 124 p.
  200. Dahl, S. Communications and culture transformation. Cultural diversity, globalization and cultural convergence: project presented to the European University / S. Dahl. Barselona, 1998. — URL: http// www.Stephweb.com/ can-stone/index, htm.
  201. Education and civilization / James K. Feibleman. New York, 1987. — 21 p.
  202. Essinger, H. Interkulturelle Erziehung als Friedenserziehung / H. Essinger. -1984.
  203. Gaityanides, S. Unterkulturelles Leben in einer multikulturellen Gesellschaft Informationsdienst z. Auslanderarbeit / St. Gaityanides. 1994. — № 2. — S. 24−31.
  204. Hackl, B. Miteinander leben: Interkulturelle Unterrichtsprojekte in der Schulpraxis / B. Hackl. Innsbruck, 1993.
  205. Hohmann, M. Interkulturelle Erziehung eine Bestandsaufnahme / M. Hohmann // Auslanderkinder in Schule und Kindergarten. — 1983. — № 4. -S. 45.
  206. Hammerly, H. Synthesis in Second Language Teaching / H. Hammerly. -Second Language Publications, 1982. 142 p.
  207. Interkulturelles Leben. Arbeitshilfen fur die politische Bildung. Bonn, 1998. -384 S.
  208. Taylor, C. Multiculturalismus und die Politik der Anerkennung / Ch. Taylor. -Frankfurt a. M., 1993. 138 S.
  209. The International encyclopedia of education. Oxford: Pergamon Press, 1994.-3963 p.
Заполнить форму текущей работой