Мультикультурное воспитание студентов вуза в процессе обучения иностранному языку
Диссертация
Идея мультикультуры нашла отражение в научном языке под разными понятиями: мультикультурное образование и воспитание (Н. Е. Бубякина, Л. Ф. Гайсина, А. Н. Джуринский, А. А. Ефремов, Р. X. Кузнецова, А. И. Куропатник, Р. Люсиер, Н. В. Неверова, Г. В. Палаткина, С. Ф. Петрова, Я. Пэй, А. В. Шафикова и др.) — поликультурное образование и воспитание (Е. А. Абрамова, О. В. Аракелян, Н. П. Баскакова… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы мультикультурного воспитания студентов вуза в процессе обучения иностранному языку
- 1. 1. Мультикультурное воспитание студентов вуза как педагогическое явление
- 1. 2. Сущность и содержание мультикультурной компетентности студентов вуза
- 1. 3. Потенциал дисциплины «Иностранный язык» в формировании мультикультурной компетентности студентов вуза
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Экспериментальная работа по мультикультурному воспитанию студентов в процессе обучения иностранному языку
- 2. 1. Модель мультикультурного воспитания студентов в процессе обучения иностранному языку
- 2. 2. Ход, содержание, результаты экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абсалямова, А. «Мультикультурализм» : к определению понятия / А. Аб-салямова // Aima mater: Вестник высшей школы. 2005. — № 5. — С. 2730.
- Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение : вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. — 216 с.
- Алмазова, Н. И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Н. И. Алмазова. СПб., 2003. -45 с.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2001.-282 с.
- Андреев, В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Центр инновац. технологий, 2003. — 606 с.
- Аракелян, О. В. Поликультурное образование — основа обеспечения безопасности страны / О. В. Аракелян // Известия академии педагогических и социальных наук: материалы науч.-практ. конф., 22−23 апреля 2011 г. -М., 2011.-Т. 15, ч. 1.-С. 19−24.
- Бабанский, Ю. К. Личностный фактор оптимизации обучения / Ю. К. Ба-банский // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 51−57.
- Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Байденко, В. И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В. И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалиста: науч.-метод. сборник. М., 2002. — С. 42−56.
- Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании : (к освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 3−13.
- П.Баранников, А. В. Содержание общего образования: компетентностный подход / А. В. Баранников. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 51 с.
- Батарчук, Д. С. Этнотолерантность личности как условие обеспечения социальной безопасности / Д. С. Батарчук // Известия академии педагогических и социальных наук: материалы науч.-практ. конф., 22−23 апреля. — М., 2011.-Т. 15, ч. 1.-С. 24−32.
- Башиев, С. Толерантность и норма как основа эстетического мировиде-ния народов Кавказа : (лингвокультурологический аспект) / С. Башиев // Век толерантности: науч.-публицист. вестник. — 2003. № 6. — С. 90−94.
- Бездухов, В. П. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя / В. П. Бездухов, С. Е. Мишина, О. В. Правдина. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. — 132 с.
- Бекарев, А. М. Мультикультурные корни российской идентичности / А. М. Бекарев // Вопросы социальной теории: науч. альманах / под ред. Ю. М. Резника, М. В. Тлостановой. М., 2010. — Т. 4: Человек в поисках идентичности. — С. 496−501.
- Белова, С. В. Диалог основа профессии педагога : учеб.-метод. пособие / С. В. Белова. — М.: АПК и ПРО, 2002. — 148 с.
- Белогуров, А. Идея поликультурности в образовательном процессе /
- A. Белогуров // Высшее образование в России. 2005. — № 3. — С. 109−112.
- Библер, В. С. Культура. Диалог культур: опыт определения / В. С. Библер // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 31−43.
- Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и на других /
- B. В. Бойко. М.: Филинъ, 1996. — 424 с.
- Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие: (док. меж-дунар. форумов и мнения европ. экспертов) / под науч. ред. В. И. Байден-ко.-М., 2003.-430 с.
- Болотов, В. А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10.1. C. 8−14.
- Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая рос. энцикл., 1998. — 1456 с.
- Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская. М. — Ростов н/Д: Учитель, 1999.-560 с.
- Борисов, В. П. Компетентностно-деятельный подход и модернизация содержания общего образования / П. П. Борисов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 1. — С. 58−62.
- Бурняшева, Л. Пути и методы студенческого воспитания / Л. Бурняшева // Высшее образование в России. 2004. — № 7. — С. 80−85.
- Бэнкс, Д. Проблемы поликультурного образования в американской педагогике / Д. Бэнкс // Педагогика. 1993. — № 1. — С. 104−109.
- Варданян, Ю. В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога / Ю. В. Варданян, В. А. Сластенин — под общ. ред. В. А. Сластенина. -М., 1998. 180 с.
- Васютенкова, И. В. Развитие поликультурной компетентности учителя в условиях последипломного педагогического образования : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Васютенкова. СПб, 2006. — 27 с.
- Васютенкова, И. В. Родная культура как основа овладения иностранной / И. В. Васютенкова // Коммуникативная методика. 2005. — № 3. — С. 5051.
- Веденина, Л. Г. Межкультурное обучение как полилог языков и культур / Л. Г. Веденина // Межкультурная коммуникация: тезисы докладов. Иркутск, 1993.-С. 18−21.
- Вишнякова, С. М. Профессиональное образование. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика: словарь / С. М. Вишнякова. — М., 1999. — 253 с.
- Волков, Г. Н. Неотъемлемая часть национальной культуры. (Родник педагогической мудрости) / Г. Н. Волков // Советская педагогика. 1989. — № 1.-С. 98−103.
- Волков, Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания / Г. Н. Волков. — Чебоксары: РИГЖРНО, 1993. 87 с.
- Выготский, Л. С. Мышление и речь : собр. соч. / JI. С. Выготский. М.: Изд-во АПП РСФСР, 1986. — Т. 2. — 386 с.
- Гайсина, JI. Ф. Формирование готовности студентов вуза к общению в мультикультурной среде : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Ф. Гайсина. Оренбург, 2003. — 175 с.
- Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. М.: АРКТИ — ГЛОССА, 2000. -165 с.
- Гальскова, Н. Д. Межкультурное обучение : проблема целей и содержания обучения иностранному языку / Н. Д. Гальскова // Иностранный язык в школе. 2004. — № 1. — С. 3−4.
- Гальскова, Н. Д. Условия изучения иностранных языков и их влияние на цели обучения / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. 1994. -№ 4.-С. 7−12.
- Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова. М., 2002. — 63 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Высшее профессиональное образование: сб. осн. норматив, документов. М.: Логос, 1995. — 383 с.
- Грачева, А. М. Психосемантическое исследование особенностей обыденного сознания подростков в области межнационального восприятия /
- A. M. Грачева // Этнос. Идентичность. Образование: труды по социологии образования / под ред. В. С. Соткина. М., 1998. — Т. 4, вып. 6. — С. 206 217.
- Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 160 с.
- Гурьянова, Т. Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов ссузов в процессе обучения иностранному языку : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. Ю. Гурьянова. Чебоксары, 2008. — 220 с.
- Давыдов, Ю. С. Поликультурное образование / Ю. С. Давыдов, JI. JL Суп-рунова // Студенчество. Диалоги о воспитании. — 2005. — № 4. — С. 5—7.
- Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / В. Даль — под ред. проф. И. А. Бодуэна Куртенэ. М.: Прогресс, 1994. — Т. 4. — 755 с.
- Данилова, JI. Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / JI. Ю. Данилова. Волгоград, 2007. — 27 с.
- Даутова, Г. Ж. Поликультурная компетентность учителя / Г. Ж. Даутова // Высшее образование в России. 2004. — № 3. — С. 173−175.
- Даутова, Г. Ж. Поликультурные ориентиры в образовании / Г. Ж. Даутова // Высшее образование в России. 2004. — № 9. — С. 81−84.
- Джалалова, А. А. Мультикультурная компетентность русскоязычных учителей в образовательной среде Эстонии : дис.. канд. пед. наук: 19.00.07 / А. А. Джалалова. СПб., 2009. — 247 с.
- Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире / А. Н. Джуринский. М., 2002. — 71 с.
- Джуринский, А. Н. Поликультурное воспитание : сущность и перспективы развития / А. Н. Джуринский // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 93−96.
- Дмитриев, В. Д. Чувашские исторические предания : очерки истории чувашского народа с древнейших времен до середины XIX века /
- B. Д. Дмитриев. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1993. — 446 с.
- Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 1999. -208 с.
- Дмитриев, Г. Д. Теоретико-практические аспекты многокультурного образования в США / Г. Д. Дмитриев // Педагогика. 1999. — № 7. — С. 107 117.
- Донцов, А. И. Язык как фактор этнической идентичности / А. И. Донцов, Т. Г. Стефаненко, Ж. Т. Уталиева // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. —1. C. 75−86.
- Драгунова, Т. В. Психологические особенности подростка / Т. В. Драгу-нова // Советская педагогика. 1972. — № 8. — С. 79−93.
- Дридзе, Т. М. Язык и социальная психология / Т. М. Дридзе. — М.: Высш. шк, 1980.-224 с.
- Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Высш. шк., 1976. — 176 с.
- Дьяченко, М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: Высш. шк., 1981.-383 с.
- Ершов, В. А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. А. Ершов. М., 2003. — 197 с.
- Зеер, Э. Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно-ориентированном профессиональном образовании / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. 2000. — № 3 (5). — С. 90−102.
- Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С. 23−30.
- Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. М.: Моск. психол.-соц. ин-т. — Воронеж: МОДЭК, 2003. -480 с.
- Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. — № 5. — С. 36−42.
- Зимняя, И. А. Компетенция и компетентность / И. А. Зимняя // Студенчество. Диалоги о воспитании. — 2004. — № 6. — С. 13—14.
- Ибрагимова, JI. А. Поликультурное образование в многонациональной России / JI. А. Ибрагимова, И. И. Легостаев // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 3. — С. 234−240.
- Иванова, Л. Ф Профессиональная компетентность учителя иностранного языка: интегративный подход / Л. Ф. Иванова // Интеграция образования. 2003. -№ 3. — С. 90−95.
- Ильин, Е. П. Мотивы и мотивация / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2006. -512 с.
- Ильинский, И. М. Молодежь и молодежная политика : философия, история, теория / И. М. Ильинский. М.: Голос, 2001. — 694 с.
- Интерактивные методы обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.academjust.tyazantelecom.ru/service/omumr/materialmt orm. html
- Интерактивное обучение: новые подходы. По материалам Информационно-методического сборника материалов по ЧС и ГО № 1 (41) Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.emer.kz/activity/ obu4enie/maximum. php
- Ионин, Л. Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. М.: Логос, 1996. — 278 с.
- Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин. СПб.: Лань, 2006. — 928 с.
- Карпенко, О. М. К вопросу о компетентностном подходе в российском образовании / О. М. Карпенко, О. И. Лукьяненко, Л. И. Денисович, М. Д. Бершадская // Инновации в образовании. 2004. — № 6. — С. 5−13.
- Каспржак, А. По ступеням компетентностей : о проекте «Модернизация образования: перспективные разработки» / А. Каспржак // Первое сентября. -2002. -№ 8. -С. 31.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000. — 176 с.
- Комаров, В. П. Воспитание культуры межнационального общения средней профессиональной школы / В. П. Комаров. Оренбург: Южный Урал, 1994.-46 с.
- Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / -Я. А. Коменский. М.: АПН РСФСР, 1982. — Т. 1. — 355 с.
- Кон, И. С. Личность как субъект общественных отношений / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1966. 383 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования: сб. приказов и инструкций М-ва образования. -2002.-№ 6.-С. 11—40.
- Концепция прогноза развития образования до 2015 года // Народное образование. 1993. -№ 1.-С. 21−23.
- Косолапова, Т. А. Формирование кросс-культурной компетентности будущих учителей : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т. А. Косолапова. -Челябинск, 2006. 198 с.
- Крупская, Н. К. Интернациональное воспитание детей в начальной школе : пед. соч.: в 10 т. / Н. К. Крупская. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1959. -Т.3.-798 с.
- Крысько, В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения : курс лекций / В. Г. Крысько. М.: Экзамен, 2002. — 448 с.
- Кто есть кто в Британии: лигвострановед. справ. / сост. Томахин Г. Д. — М.: Просвещение, 2000. 125 с.
- Кузнецова, Р. X. Реализация педагогических возможностей этнокультуры в мультикультурном воспитании учащейся молодежи : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Р. X. Кузнецова. Астрахань, 2005. — 209 с.
- Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Просвещение, 1990. — 160 с.
- Курс общей, возрастной и педагогической психологии / под ред. М. В. Гамезо. М.: Просвещение, 1982. — 190 с.
- Ландшеер, В. Концепция «минимальной компетентности» / В. Ландшеер // Перспектива: вопросы образования. 1988. — № 1. — С. 32−33.
- Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 3−12.
- Левина, М. М. Технологии профессионального педагогического образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / М. М. Левина. М.: Академия, 2001. — 272 с.
- Ленин, В. И. Итоги дискуссии о самоопределении : полн. собр. соч. / В. И. Ленин. 5 изд. — М.: Политиздат, 1980. — Т. 3. — 561 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Лернер, И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. -М.: Знание, 1980.-96 с.
- Лиферов, А. П. Глобальное образование пути интеграции мирового образовательного пространства / А. П. Лиферов. — М.: Академия, 1997. -108 с.
- Логинова, В. В. Необходимость учета национально-психологических особенностей в процессе обучения / В. В. Логинова // Среднее профессиональное образование. 2007. — Прил. № 7. — С. 88−90.
- Луковицкая, Е. Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности : дис.. канд. псих, наук: 19.00.05 / Е. Г. Луковицкая.-СПб, 1998.-172 с.
- Лунюшкина И. С. Формирование мультикультурной компетентности будущих учителей в процессе обучения иностранному языку : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. С. Лунюшкина. Томск, 2009. — 196 с.
- Макаев, В. В. Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России / В. В. Макаев, 3. А. Малькова, Л. Л. Супрунова. Пятигорск, 1999. — 16 с.
- Макаев, В. В. Поликультурное образование — актуальная проблема современной жизни / В. В. Макаев, 3. А. Малькова, Л. Л. Супрунова // Педагогика. 1999. — № 4. — С. 6−11.
- Малахов, В. С. Неудобства с идентичностью / В. С. Малахов // Вопросы философии. 1998. — № 2. — С. 43−53.
- ЮЗ.Маньшин, M. Е. Компетентность педагога как результат профессиональной подготовки / M. Е. Маныпин // Высшее образование сегодня. 2009. -№ 5.-С. 3"7.
- Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. Киев, 1997. — 304 с.
- Матис, В. И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе / В. И. Матис. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. — 328 с.
- Менская, Т. Б. Поликультурное образование. Программы и методы / Т. Б. Менская // Общество и образование в современном мире: сб. материалов из зарубеж. опыта. Вып. 2. — М., 1993. — С. 4−12.
- Милованова, Н. Г. Модернизация российского образования в вопросах и ответах / Н. Г. Милованова, В. Н. Пруданева. Тюмень: Орион, 2002. -58 с.
- Михайлов, В. Д. Философия согласия / В. Д. Михайлов. М.: Гуманитарий, 1995.-222 с.
- Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: исследовательские процессы и интерпретации / под ред. Г. И. Зверевой. М.: Аспект Пресс, 2003. — 188 с.
- Мухаметзянова, Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы / В. Г. Мухаметзянова. Казань: Информ. центр ИССО РАО, 1996. — 328 с.
- Наушабаева, С. Ч. Проблема поликультурного образования в американской педагогике / С. Ч. Наушабаева // Педагогика. — 1996. — № 1. — С. 10Ф-110.
- Неверова, Н. В. Мультикультурное воспитание младших подростков в общеобразовательных учреждениях: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Неверова. М., 2005. — 167 с.
- Новиков, А. М. Интеграция базового и профессионального образования / А. М. Новиков // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 3−8.
- Новикова, В. И. Формирование конкурентноспособной личности старшеклассника в поликультурной среде лицея : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. И. Новикова. Ставрополь, 2005. — 154 с.
- Огарев, Е. И. Компетентность образования : социальный аспект / Е. И. Огарев. СПб.: Изд-во РАО ИОВ, 1995. — 283 с.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка :, 80 000 слов / С. И. Ожегов — под ред. Н. Ю. Шведовой. 23 изд., испр. — М.: Рус. яз., 1999.-944 с.
- Оконешникова, А. П. Воспитание мира в умах людей / А. П. Оконешни-кова // Народное образование. 1995. — № 8−9. — С. 60−65.
- Павлов, В. И. Компетентностный подход в обучении / В. И. Павлов // Педагогический процесс: проблемы и перспективы / отв. ред. Павлов И. В., Павлов В. И. М. — Чебоксары, 2007. — С. 3−7.
- Павлов, И. В. Феномен культуры / И. В. Павлов, И. И. Павлова // Традиционная культура в современном социально-педагогическом процессе: сб. науч. тр. Чебоксары, 1997. — С. 267−293.
- Павлова, И. И. Теория и практика гражданского воспитания подростков в современной национальной школе / И. И. Павлова. — Чебоксары: Изд-воЧГПИ, 1996.-250 с.
- Палаткина, Г. В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / Г. В. Палаткина. М., 2003. — 399 с.
- Панькин, А. Б. Формирование этнокультурной личности / А. Б. Панькин. М.: Большая медведица — Элиста: КГУ, 2004. — 272 с.
- Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. Липецк, 1998. — 67 с.
- Пассов, Е. И. Концепция высшего профессионального педагогического образования на примере иноязычного образования / Е. И. Пассов. Липецк, 1998.-67 с.
- Пафова, М. Ф. Модернизация педагогического образования как условие становления поликультурной школы / М. Ф. Пафова, Т. Н. Карасева // СПО. 2007. — № 2. — С. 6−10.j
- Педагогика: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов — под ред. В. А. Сластенина. М.: ИХкола-пресс, 2003.-512 с.
- Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов и: колледжей / В. И. Журавлев, П. И. Пидкасистый, М. П. Портнов и др. — под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. о-во России, 2001. — 640 о.
- Педагогика: учеб. пособие для вузов / Ю. К. Бабанский и др. — М-: Высш. шк., 1983.-177 с.
- Педагогический словарь / В. И. Загвязинский и др. М.: Академия- — 2008. — 352 с.
- Педагогическая энциклопедия: в 4 т. / под ред. И. А. Каир>ова, Ф. Н. Петрова. М.: Сов. энцикл., 1964. — Т. 2. — 1087 с.
- Петелин, А. С. Воспитание толерантности — ключевой фактор развития России / А. С. Петелин // Известия академии педагогических и социальных наук: материалы науч.-практ. конф., 22−23 апреля. М., 2011. — Т- 15, ч. 1.-I-C. 272−276.
- Петрова, С. Ф. Мультикультурное образование младших школьников : (на примере школ Республики Саха (Якутия)): дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. Ф. Петрова. Якутск, 2000. — 184 с.
- Петровская, JI. А. Компетентность в общении : социально-психологический тренинг / JI. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989- — 216 с.
- Пикалов, Ю. Воспитание в педагогическом вузе / Ю. Пикалов // Высшее образование в России. 2004. — № 11. — С. 56−57.
- Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. — 3VI.: Педагогика, 1983. 17 с.
- Плужник, И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / И. Л. Плужник. — Тюмень, 2003.-335 с.
- Подласый, И. П. Педагогика : новый курс: учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2000. — 576 с.
- Психологи о мигрантах и миграции в России: информ.-аналит. бюл. № 4. М.: Смысл, 2002. — 159 с.
- Равен, Д. Компетентность в современном обществе : выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 2002. — 394 с.
- Равен, Д. Педагогическое тестирование : проблемы, заблуждения, перспективы / Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 2001. — 142 с.
- Райцев, А. В. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного вуза : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / А. В. Райцев. СПб, 2004. — 47 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1: А М / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Рос. энцикл., 1993. — 608 с. ,
- Рощупкин, Р. Г. Формирование кросс-культурной грамотности студентов в процессе обучения в педагогическом университете : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Р. Г. Рощупкин. Самара, 2002. — 218 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Педагогика, 2002. 720 с.
- Самаренкина, С. 3. Формирование коммуникативной культуры будущих менеджеров на основе компетентностного подхода / С. 3. Самаренкина. -М., 2006. 205 с.
- Сафонова, В. В. Изучение международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996. -148 с.
- Сафонова, В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. 2001. — № З.-С. 17−23.
- Сафонова, В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам / В. В. Сафонова. М.: Высш. шк., 1991. — 215 с.
- Селевко, Г. К. Компетентности и их классификация 7 Г. К. Селевко // Народное образование. 2004. — № 4. — С. 138−142.
- Сенатор, С. Ю. Мультикультурное воспитание как фактор гуманизации межличностных отношений в полиэтническом коллективе : пособие: для учителя / С. Ю. Сенатор, М. В. Емельянова. М.: Альфа: МГОПУ, 2000. — 90 с.
- BIP. Алиакберова — науч: ред- Р: M: Валеев- Р. Р. Юсупов: Казань, 2009. -Ч. 2.-С. 91−95.
- Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности ю, личности / С. Д. Смирнов. М.: Просвещение, 2001. — 304 с.
- V-.: — -.. 167 ' ¦¦" ' ¦•'.' «,
- Совет Европы: симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы». Док. DECS / SC / Sec (96) 43. — Берн, 1996.
- Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / JI. М. Баш и др. 3-е изд., доп. — М.: Цитадель-трейд, 2002. — 960 с.
- Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Соврем, слово, 2001. — 928 с.
- Сокольников, Ю. П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка / Ю. П. Сокольников. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1971.-287 с.
- Сокольников, Ю. П. Системный подход в исследовании воспитания / Ю. П. Сокольников. М.: Педагогика, 1993. — 198 с.
- Солдатова, Г. У. Практическая психология толерантности, или Как сделать так, чтобы зазвучали лучшие струны человеческой души? / Г. У. Солдатова // Век толерантности: науч.-публицист. вестник. — 2003. Вып. 6. — С. 60−78.
- Стратегии успеха и факторы риска в межкультурной коммуникации / Г. Фрешле и др. — под ред. Л. И. Гришаевой, Л. И. Цуриковой. Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 2005. — 391 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.-24 с.
- Сыродеева, А. А. Поликультурное образование : учеб.-метод. пособие / А. А. Сыродеева. -М.: МИРОС, 2001.- 192 с.
- Сыромясова, О. Ф. Формирование межкультурной профессиональной компетенции специалиста на основе иноязычного текста : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. Ф Сыромясова. М., 2000. — 153 с.
- Сысоев, П. В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. 2004. — № 4. — С. 14−20.
- Сысоев, П. В. Социокультурный компонент содержания обучения американскому варианту английского языка : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / П. В. Сысоев. Тамбов, 1999. — 234 с.
- Тайчинов, М. Г. Воспитание толерантности и содружество культур в системе поликультурного образования / М. Г. Тайчинов. Сыктывкар: Народная педагогика, 1994. — 120 с.
- Тайчинов, М. Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения / М. Г. Тайчинов. Сыктывкар: Нар. педагогика, 1994. -120 с.
- Тайчинов, М. Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе / М. Г. Тайчинов // Педагогика. 1999. -№ 2.-С. 20−35.
- Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. — № З.-С. 20−26.
- Теоретические основы обучения иностранному языку в средней школе / под ред. А. Д. Климентенко, JI. А. Миролюбова. М.: Просвещение, 1985.- 132 с.
- Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер-Минасова. М.: Слово, 2000. — 261 с.
- Тимофеева, Р. Е. Национальная культура в последипломном образовании педагогов / Р. Е. Тимофеева. Якутск, 1998. — 241 с.
- Трошина, Н. Н. Лингвистический аспект межкультурной коммуникации / Н. Н. Трошина // Лингвистические исследования в конце XX века. М.: ИНИОН РАН, — 1999. — С. 56 — 66.
- Ушинский, К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. / К. Д. Ушинский. М. — Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — Т.1. — 689 с. — Т. 2. — 655 с. — Т. 3. — 691 с.
- Ушнурцева, Н. Н. Поликультурное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. Н. Ушнурцева. — Тирасполь, 2007. 217 с.
- Философия образования для XXI в.: сб. статей. М.: Исслед. центр по пробл. управл. качеством подгот. специалистов, 1992. — 208 с.
- Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности / М. Б. Хомяков и др. — отв. ред. Н. А. Курпина, М. Б. Хомяков. М.: ОЛМА-пресс, 2005. — 536 с.
- Философский энциклопедический словарь / под ред. A. JI. Грекулова и др.- 2-е изд. М.: Сов. энцикл., 1989. — 814 с.
- Флиер, А. Я. Культурная компетентность личности : между проблемами образования и национальной политики / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. 2000. — № 2. — С. 151−165.
- Фрейд, 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» / 3. Фрейд — пер. с нем. Я. М. Когана. М., 1925. — 98 с.
- Фурманова, В. П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая прагматика в теории и практике преподавания иностранных языков (языковой вуз): дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / В. П. Фурманова. М., 1994.-475 с.
- Фурманова, В. П. Межкультурная коммуникация и лингвокультурове-дение в теории и практике обучения иностранным языкам / В. П. Фурманова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. — 124 с.
- Харламов, И. Ф. Педагогика : учеб. пособие / И. Ф. Харламов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 519 с.
- Хомяков, М. Б. Проблема толерантности в христианской философии : дис.. др-а филос. наук: 09.00.13 / Н. Б. Хомяков. Екатеринбург, 2000. -334 с.
- Хуторской, А. В. Деятельность как содержание образования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 8. — С. 107−114.
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 5. — С. 55−61.
- Шаповалов, В. К. Этнокультурная направленность Российского образования / В. К. Шаповалов. М., 1997. — 176 с.
- Шаркани, М. Модернизация, культурный плюрализм и идентичность с точки зрения культурной антропологии / М. Шаркани // Перспективы. -1993.-№ 1.-С. 25−32.
- Шафикова, А. В. Мультикультурный подход в обучении и воспитании школьников : дис.. канд. пед. наук: 13. 00.01 / А. В. Шафикова. Казань, 1998.-194 с.
- Шишов, С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 2. — С. 30−34.
- Шишов, С. Е. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 3. — С. 5−7.
- Щеглова, Е. М. Развитие поликультурной компетентности будущих специалистов : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. М. Щеглова. -Омск, 2005.-164 с.
- Щукина, И. Г. Роль деятельности в познавательном процессе / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. — 275 с.
- Якунин, В. А. Психология учебной деятельности студентов : учеб. пособие / В. А. Якунин. М.: ЛОГОС, 1994. — 214 с.
- Bourdieu, P. Reproduction in education, society and culture / P. Bourdieu, J.-C. Passeron. London, 1990. — 124 p.
- Dahl, S. Communications and culture transformation. Cultural diversity, globalization and cultural convergence: project presented to the European University / S. Dahl. Barselona, 1998. — URL: http// www.Stephweb.com/ can-stone/index, htm.
- Education and civilization / James K. Feibleman. New York, 1987. — 21 p.
- Essinger, H. Interkulturelle Erziehung als Friedenserziehung / H. Essinger. -1984.
- Gaityanides, S. Unterkulturelles Leben in einer multikulturellen Gesellschaft Informationsdienst z. Auslanderarbeit / St. Gaityanides. 1994. — № 2. — S. 24−31.
- Hackl, B. Miteinander leben: Interkulturelle Unterrichtsprojekte in der Schulpraxis / B. Hackl. Innsbruck, 1993.
- Hohmann, M. Interkulturelle Erziehung eine Bestandsaufnahme / M. Hohmann // Auslanderkinder in Schule und Kindergarten. — 1983. — № 4. -S. 45.
- Hammerly, H. Synthesis in Second Language Teaching / H. Hammerly. -Second Language Publications, 1982. 142 p.
- Interkulturelles Leben. Arbeitshilfen fur die politische Bildung. Bonn, 1998. -384 S.
- Taylor, C. Multiculturalismus und die Politik der Anerkennung / Ch. Taylor. -Frankfurt a. M., 1993. 138 S.
- The International encyclopedia of education. Oxford: Pergamon Press, 1994.-3963 p.