Разработка дидактических системных основ обучения графо-геометрическим дисциплинам в вузе в условиях внедрения новых информационных технологий
Диссертация
В целом «Геометрическое моделирование» представляет собой комплексную научно-техническую дисциплину, предметом которой является системно представленная деятельность геометрического моделирования как построение и исследование разнообразных геометрических моделей и передача информации в графо-геометрической форме. Деятельность геометрического моделирования рассматривается в контексте инженерной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ ГРАФО-ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В СВЯЗИ С КОМПЛЕКСНОЙ ПРОБЛЕМОЙ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
- 1. 1. Направления формирования и развития предметных областей знаний
- 1. 2. Представление знаний в системах искусственного интеллекта как проблема состава и структуры содержания предметных областей знаний
- 1. З.Проблемы содержания учебных предметов
- 1. 4. Проблемы содержания графо-геометрического образования
- 2. 1. Конструктивные представления системы
- 2. 2. Системно-деятельностные представления
- 2. 3. системно-деятельностная модель решения задач
- 2. 4. системно-деятельностное представление процесса обучения
- 3. 1. Методика проектирования содержания учебной дисциплины «Геометрическое моделирование» выделением «ядра» соответствующей ей предметной области
- 3. 2. Новые информационные технологии в формировании состава и структуры содержания «Геометрического моделирования»
- 3. 3. Анализ содержания дисциплины «Геометрическое моделирование» в отношении к содержанию базовых графических дисциплин
Список литературы
- Аверьянов А.H. Система: философская категория и реальность, 1. М.: Мысль, 1976. 188 с.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира М.: Изд. пол. лит., 1985.-263 с.
- Автоматизация поискового конструирования, М.: Радио и связь, 1981.- 164 с.
- Александров Е.А. Основы теории эвристических решений, М., Советское радио, 1975. 249 с.
- Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. М: Наука, 1973
- Альтшуллер Г. С. Найти идею. М.: Наука, 1986
- Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978
- Андриес Ван Дам. Программное обеспечение машинной графики. М.: Мир науки, 1984
- Архангельский С.И. Учебный процесс, в высшей школе его закономерные основы и методы, М., Высшая школа 1980
- Афанасьев В.Г. Системность и общество, М., 1980
- Балл Г. А. Теория учебных задач, М.: Педагогика, 1990. 183 с.
- И.Бабулин H.A. Научно-методические основы формирования оптимальных вариантов машиностроительных чертежей: автореферат дис. кан. техн. наук. М., 1995.
- Берштейн В.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности, М., Медицина, 1966. -341 с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем, Воронеж, ВГУ, 1977.-304 с.
- Бреховских С.М. Основы функциональной системологии материальных объектов. М.: Наука. -192 с.
- Беспалько В.П. Теория учебника, М., Педагогика, 1988. 160 с.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения,-М., 1995.- 123 с.
- Библер B.C. Мышление как творчество, М., ИПЛ, 1975
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода, М., 1973
- Болотова Л.С., Комаров М. А., Системы искусственного интеллекта. Учебное пособие.М.: МИРЭА, 1998. 108 с.
- БоулдингК. Общая теория систем скелет науки //Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. — 106−124 с.
- Боумен У. Графическое представление информации. М.: Мир, 1971.-224 с.
- Брушлинский A.B. Психология мышления и кибернетика, М., Мысль, 1970. 191с.
- Брюииинкин В.Н. Логика, мышление, информация, Л.: Изд. ЛГУ, 1988. -152 с.
- Будущее искусственного интеллекта, М., Наука., 1991. 302 с.
- Буш Г. Методологические основы научного управления изобретательством, Рига, Лиесма, 1974
- Вальков К.И., Джапаридзе И. С., Котов И. И. и др. Проекционные методы прикладной геометрии. В тр. Московского научно-методического семинара по начертательной геометрии инженерной графике. Вып 242. М.: МАИ, 1972. 8 с.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе- контекстный подход, М., Высшая школа, 1991. 182 с.
- Возрастная и педагогическая психология, М. Просвещение, 1973.- 165−224 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология, М., Педагогика, 1991. -47- 128.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства, М., МГУ, 1988. -240 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию, М., 1976. 86 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий, в кн. «Исследование мышления в советской психологии, М, Наука, 1966
- Гамезо М.В. Психологический анализ процесса чтения топографической карты, М.: 1951
- Гаспарский В. Праксеологический анализ проектно-конструкторских работ, М., Мир, 1978
- Гильберт Д., Кон-Фоссен С. Наглядная геометрия: пер. с нем. М.: Наука, 1981.-344 с.
- Голицын Г. А., Петров В. М. Информация поведение — творчество.,-М.: Наука, 1991. -224 с.
- Гордеева И.Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия, М., МГУ, 1983
- Горохов В.Г. Методологический анализ системотехники, М. Радио и связь, 1982. 160 с.
- Горшков Г. Ф. Батурин А. С. Быченко В. П. и др. Автоматизация в педагогике. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. «Современные проблемы физики и её приложение» ч .I .М., 1987. С. 124−127.
- Горшков Г. Ф. Вариант системного подхода к решению проблем высшей школы на примере инженерной графики. Новые методы и средства обучения. Мин вуз. Сборник научных трудов. М.: МИ-РЭА, 1981. С. 29−36 .
- Горшков Г. Ф. Иванникова А. Д. Рабочая тетрадь по геометрическому проектированию и конструированию. М.: МИРЭА, 1990. 2 п.л.
- Горшков Г. Ф. Киселева Н. Н. Корн Г. В. Геометрическое моделирование как синтез геометрических дисциплин. Геометрическое моделирование и начертательная геометрия. Тезисы докладов. Пермь. 1988. С. 81−83.
- Горшков Г. Ф. Никольская Т. И. Никольский В. В. Электродинамика в изображениях на ЭВМ. Учебное пособие М.: МИРЭА, 1987. 5 п. л.
- Горшков Г. Ф. Осипова Л. И. Система автоматизации геометрического моделирования в перестройке образования современного инженера. Тезисы докладов. Йошкар-Ола. 1990. С. 161 -163.
- Горшков Г. Ф. Основы геометрического моделирования, (учебное пособие). М.: МИРЭА, 1995. 6 п. л.
- Горшков Г. Ф. Рабочая тетрадь по геометрическому моделированию (компьютерное пособие, введенное в систему AutoCAD).1. М.: МИРЭА, 1995. 2 п. л.
- Горшков Г. Ф. Савина С. Н. Геометрическое мышление как системный объект усвоения. Тезисы Всероссийской научно-методической конференции. Рыбинск.: РГАТА, 1995. С. 151 152
- Горшков Г. Ф. Савина С. Н. Рыжова Н. Ю. Направления совершенствования геометрического образования современного инженера в условиях автоматизации. Вопросы совершенствования графической подготовки инженера. Свердловск: СИПИ. 1982. -С. 86 96.
- Горшков Г. Ф. Системно-деятельностные принципы построения базы знаний по геометрическому моделированию. Сб. науч. тр. -М.: МИРЭА, 1989.-С. 38−45.
- Горшков Г. Ф. Системные представления в проектировании современного содержания учебной дисциплины «Основы графо-геометрического моделирования». Сборник трудов Х1/111 Научно-техн. конференции М.: МИРЭА, 1999. С. 65 — 72.
- Горшков Г. Ф. Системные принципы формирования оптимального содержания графических дисциплин в условиях автоматизации. Сб. науч. тр. М.: МИРЭА, 1990. — С. 77- 82.
- Горшков г. ф. Концепция развития системного геометрического образования Тезисы Всероссийской научно-методической конференции. Рыбинск.: РГАТА, 1995. С. 154 — 156.
- Горшков Г. Ф. Осипова Л.И. Корн Г. В. Геометрическая система для научных и инженерных приложений. Тезисы Всероссийской научно-методической конференции. Рыбинск.: РГАТА, 1995. С. 149−150.
- Горшков Г. Ф. Осипова Л.И. Пересечение поверхностей, (рекомендации по решению задач геометрического моделирования). М.: МИРЭА, 1995.-2 п. л.
- Горшков Г. Ф. Потапова Г. С. Шевелева Л. Ф. Инженерная графика. Методические указания и контрольные задания. М.: МИРЭА, 1990. 2 п.л.
- Горшков Г. Ф. Савина С.Н. Плоские геометрические фигуры, (рекомендации по решению задач геометрического моделирования). М.: МИРЭА, 1995.-2 п. л.
- Горшков Г. Ф. Системные принципы проектирования предметной деятельности как основа оптимизации отбора и построения содержания обучения. Тезисы докладов научно-методической конференции. Орел: ОГПИ, 1989. С. 36 — 38.
- Горшков Г. Ф. Цыбина H.H. Эргономическое проектирование электронной аппаратуры. Медицинские информационные системы. Межведомственный тематический научный сборник. Вып. 4. Таганрог: ТРТИ, 1993. С. 79 -84.
- Горшков Г. Ф. Чернилевская Э.С. Смольянинова Т. А. Моделирование поверхностей (рекомендации по решению задач геометрического моделирования). М.: МИРЭА, 1995, — 2 п. л.
- Горшков Г. Ф., Савина С. Н., Рыжова Н.Ю. Совершенствования геометрического образования инженера в условиях автоматизации, Вопросы совершенствования графической подготовки инженера-педагога, Свердловск, 1988
- Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач, Воронеж, 1. ВП/, 1976
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении, М., Педагогика, 1972
- Давыдова Г. А. Творчество и диалектика, М., Наука, 1976 356 с.
- Данилова H.H., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности, М. МГУ, 1989.
- Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование (современные методы проектного анализа), М., Мир, 1976
- Диксон Дж. Проектирование систем- изобретательство, анализ и принятие решений, М., Мир, 1969
- Дитрих Я. Проектирование и конструирование (системный подход), М., Мир, 1981
- Дружинин В.В., Конторов Д. С. Проблемы системологии. М., Советское радио, 1976. 296 с.
- Дубровский В.Я., Щедровицкий Л. П. Проблемы системного инженерно-психологического проектирования, МГУ, 1971. 179 с.
- Емельянов C.B., Наппельбаум Э. Л. Системы, целенаправленность, рефлексия //Системные исследования: Методологич. пробл.: Ежегодник. М.: Наука, 1981. 7−83 с.
- Ефимов Е.И. Решатели интеллектуальных задач, М. Наука, 1982.-320 с.
- Зинченко В. П. Идеи Л.С. Выгодского о единицах анализа психики // Психол. журнал. 1981. Т.2, № 2 С. 118−133.
- Зинченко В.П., Гордон В. М. Методологические проблемы психологического анализа деятельности // Системные исследования: Ежегодник. М.: Наука, 1975. 82 — 126 с.
- Зинченко В.П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М.- МГУ, 1983.-247.
- Зинченко В.П. Искусственный интеллект и парадоксы психологии. В сб. Будущее искусственного интеллекта. М.: Наука, 1991. -185- 193 с.
- Зенкин A.A. Когнитивная компьютерная графика и научное творчество. В сб. Будущее искусственного интеллекта. М.: 1991. -269 289 с.
- Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач, М., 1992
- Ильясов И.И. Структура процесса учения, М., МГУ, 1986
- Исследование проблемы психологии творчества, М., Наука, 1983
- Кабанова-Меллер E.H. Психология формирования знаний у школьников, М., Просвещение, 1962
- Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа), М, Политиздат, 1974. 328 с.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход), М.: МГУ, 1983. 168 с.
- Каськов H.H. Теоретико-множественные понятия системы, Системные исследования, М., Наука 1971. -311 с.
- Кедров Б.М. О науках фундаментальных и прикладных. /Вопросы философии № 10. 1972. 127 с.
- Клаус Г. Кибернетика и философия . М. 1968
- Келер В. Коффка К. Гештальт-психология. М., 1998
- Китов А.И. Психология управления. М.: Наука, 1979. 249 с.
- Клейн Ф. Эрлангенская программа. Сб. ОБ основаниях геометрии. М.: ГИЗТТЛ, 1956. 399−435 с.
- Клейн Ф. Высшая геометрия. М, — Л.: ГОНТИ, 1939. 394 с.
- Клир Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач. М.: Радио и связь, 1990. 544 с.
- Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. М. ИПЛ, 1971
- Котов И.И. Предмет и методы современной начертательной геометрии. Сб. Труды Московского научно-методического семинара по начертательной геометрии и инженерной графике. Вып. 242. М.: МАИ, 1972.
- Кузьмин В. П. Место системного подхода в современном научном познании и марксистской методологии, Вопросы философии, N1, 1980
- Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений, М., Педагогика, 1979. 232 с.
- Леднев B.C. Содержание образования М.: Высш. Шк., 1989. 360 с.
- Леви Стросс К. Структура и форма. Семиотика. Ред. Степанов Ю. С. М., 1971.
- Лекторский В.А., Швырев B.C. Методологический анализ науки (типы и уровни). В кн. Философия и методология. М.: Наука. 1972.-246 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность, М.: Изд. пол. лит., 1977. -294 с.
- Ляпунов A.A. Система образования и систематизация наук. / Вопросы философии, № 9 1965. 136с.
- Ляпунов A.A. Онтодидактика актуальное направление исследований, Вестник высшей школы, 1973
- Лингард Й. Процесс и структура человеческого учения.. М.: Прогресс, 1970. -680 с.
- Марев И. Методологические основы дидактики, М., Педагогика, 1987.- 168 с.
- Маринко Т.И. Диалектика современного научно-технического знания, М., МГУ, 1985
- Маркарян Э.С. Системное исследование человеческой деятельности. Вопросы философии ,№ 10, 1978. 124 с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, изд.2-е, т. 23.
- Маслоу А. Мотивация и личность. Нью-Йорк. 1970. В кн. Курс практической психологии. Составитель P.P. Кашапов. Ижевск. 1955.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения. М.: Педагогика, 1988. 192 с.
- Модели и системы представления знаний, М., МИРЭА, 1990
- Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности, М., Машиностроение, 1983. 156 с.
- Морозов М.Н. Творческая активность сознания, Киев, Вища школа, 1976. 89 с.
- Мюллер И. Эвристические методы в инженерных разработках М., Радио и связь, 1984. 197 с.
- Наука и учебный предмет, Советская педагогика,№ 5, 1965. -46 с.
- Нечаев В.В. Творческая задача и интеллектуальный решатель: концептуальный подход. В сб. Модели и системы представления знаний. М.: МИРЭА, 1990. 53 — 69 с.
- Николов Л. Структуры человеческой деятельности, М., Прогресс, 1984. -231 с.
- Общая психология. Под ред. Петровского A.B.. М. Просвещение, 1986. 231 — 359 с.
- Осуга С. Обработка знаний. Пер. с японского. М.: Мир, 1989. -293 с.
- Отчет по НИР N3.2.2.1 .Содержание и организационная форма научно-исследовательской работы студентов, МИРЭА, инв. N0283002277, 1982
- Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ, М., Высшая школа, 1989. 367 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды, М.: Межд. Пед. акад., 1994. 55 — 256 с.
- Подольский А.И. Формирование симультанного опознания. М., 1978.
- Пойа Д. Как решать задачу, Львов, Квантор, 1991
- Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения, М., Наука, 1975
- Пойа Д. Математическое открытие, М., Наука, 1976
- Попов Э.В. Экспертные системы. М.: Наука, 1987. 288 с.
- Полозов B.C., Будеков O.A., Ротков С. И. и др. Автоматизированное проектирование. Геометрические и графические задачи. М.: Машиностроение, 1983. -280 с.
- Поспелов Д.А. Представление знаний. Опыт системного анализа. В сб. Системные исследования. М.: Наука, 1986. 64−83 с.
- Поспелов Г. С. Искусственный интеллект основа новой информационной технологии. М.: Наука, 1988. -280 с.
- Представление и использование знаний. Под ред. X. Уэно, М. Исидзука, (пер. с японского) М., Мир, 1989. 220 с.
- Прикладные нечеткие системы. Под ред. Т. Тэрано, К. Асаи, М.
- Сугэно, (пер. с японского) М. Мир, 1983. 368 с.
- Приобретение знаний, Под ред. С Осуги. Ю. Саэки, (пер. с японского) М. Мир, 1990. 304 с.
- Пушкин A.B. Эвристика наука о творческом мышлении, М., Изд. пол. лит. 1967. — 169 с.
- Раушенбах Б.В. Система перспективы в изобразительном искусстве. М.: Наука, 1986. 261 с. китов А. И. Философские проблемы науки. М.: Наука, 1977. 253 с.
- Рапопорт, А Различные подходы к общей теории систем. /Системные исследования: Ежегодник М: Наука, 1983. -42 -60 с.
- Растригин Л.А. Современные принципы управления сложными обэектами, М., Советское радио, 1980. -232 с.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения М.: МГУ, 1985. 203 с.
- Решетова З.А., Сергеева Т. А. Построение курса общей химии на основе системного раскрытия его предмета. В кн. Системно-структурный подход к построению курса химии. М.: МГУ, 1983. -147 с.
- Рыжов H.H., Гершман И. И., Осипов В. А. Прикладная геометрия поверхностей. В кн.: Труды московского научно-методического семинара по начертательной геометрии и инженерной графике. М.: МАИ, 1972, вып. 242, с. 57−91.
- Рыжов H.H. Параметрическая геометрия. Учебное пособие. М.: МАДИ, 1988.
- Рубахин В.Ф. Психологические основы обработки первичной информации .Л.: ЛГУ, 1974. 185 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-234 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: 1957. -49 с.
- Сагатовский В.Н. Системная деятельность и её философское осмысление.// Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник. М.: Наука. 1980. -52−69 с.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем, М.: Наука, 1974. 277 с
- Саймон Г. Наука об искусственном. М., Мир, 1972
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении, М., МГУ, 1988. 280 с.
- Салмина Н.Г., Сорокин В. В., Чернышов В. К. Способы построения учебного предмета. Сов. Педагогика № 1, М.1982 г.
- Салмина Н. Г, Сорокин В. В., Райскина Т. П. Познавательная деятельность учащихся и способы построения учебного предмета. В кн. Системно-структурный подход к построению курса химии. М.: МГУ, 1983.- 147 с.
- Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Просвещение, 1962.
- Сергеев В.М. Искусственный интеллект: опыт философского осмысления. В сб. Будущее искусственного интеллекта. М.: 1991. -216−242 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М. Народное образование, 1998. 256 с.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. Физиология и психология. T. 1. M.: Изд. акад. Наук, 1952. -279 381 с.
- Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: МГУ, 1987. 284 с.
- Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М.: Наука, 1974−1985.
- Славская К.А. Мысль в действии, М., ИПЛ, 1968.
- Соколовский В.И. Онтодидактика актуальное направление исследований, Вестник высшей школы, № 8, 1973.
- Сохор A.M. Логическая структура учебного предмета. М., 1973 -146с.
- Спиркин А.Г. Основы философии . М.: Политиздат, 1988. -320 с.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности, Л., ЛГУ, 1988. 168 с.
- Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ, М., МГУ, 1980.-47 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний, М.МГУ, 1975. 160с.
- Теоретические основы организации обучения творческой деятельности при внедрении НИРС. Под ред. Горшкова Г. Ф. .Отчет г/б за 1984 г., № г. р. 1 830 009 370, № инв. 2 850 027 367. М.: МИ-РЭА, 1984. -2 п.л.
- Теоретические исследования и методы разработки обеспечения организации обучения студентов творческой деятельности при внедрении НИРС. Под ред. Горшкова Г. Ф. Отчет г/б за 1985 г. № г. р. 1 830 009 370, № инв. 2 860 016 543. М.: МИРЭА, 1985. -2 п.л.
- Тихомиров O.K. Психология мышления, М., МГУ, 1984. -272 с.
- Тихомиров O.K., Бабанин Л. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии, М., МГУ, 1986
- Тихомиров O.K. Искусственный интеллект: взгляд психолога. В сб. Будущее искусственного интеллекта. М.: Наука, 1991. 193 195 с.
- Тихомиров O.K. Информационная и психологическая теории мышления. В кн. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: МГУ, 1981. 328 — 332 с.
- Торндайк Э. Процесс учения у человека М.: Педагогика, 1935. -16 с.
- Трубников H.H. О категориях «цель', «средство' и 'результат, М, 1967
- Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. -272 с.
- Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. М.: Мысль, 1974.
- Урсул А.Д. Информация и мышление, М., Знание, 1979, 198 с.
- Философский энциклопедический словарь, М., Советская эн-ция, 1983
- Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач, М. Педагогика, 1977. 60 — 128 с.
- Хубка В. Теория технических систем. М. Мир, 1987
- Четверухин Н.Ф. О графической геометрии. В сб. Вопросы прикладной геометрии .Вып № 246. М.: МАИ, 1972. 5−10 с.
- Четверухин Н.Ф. Опараметризации кривых линий и поверхностей в ее значении в учебном процессе. Математика в школе. 1964, № 5, — с.29−33.
- Четверухин Н.Ф., Яцкевич Л. А. Параметризация и ее применение в геометрии. Математика в школе. 1965, № 5, с. 15−23.
- Чешев В.В. Технические знания и взаимосвязь естественных, общественных и технических наук, Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук, М., Наука, 1981
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности, М.: Наука, 1982. 183 с.
- Щедровицкий Г. П., Розин В. М., Алексеев Н. Г., Непомнящая Н. И. Педагогика и логика, М., Касталь, 1993. -409 с.
- Щедровицкий Г. П., Системное движение: его смысл и возможные результаты. В сб. Системно-кибернетические аспекты познания. Рига: Зинатне, 1985. 324 с.
- Шульце Д. Развитие новых областей знания и проблемы Классификации наук. Методология развития научного знания. М.: МГУ, 1982. 146 с.
- Эльконин Д.Б., Давыдов В. В. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ, в кн. Тезисы докладов на 2-м съезде общества психологов, М., 1963
- Эренштейн М. Х. Адаптивная система обучения с моделью, Рига, 1983
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1982. -203с.
- Юдин Б.Г. Интеграция наук и системные исследования. В сб. Системные исследования: ежегодник. М.: Наука, 1986. -26−44 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности, М, Наука, 1978. -303 с.
- Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. М.: Наука, 1986. -280 с.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышленияшкольников М. Педагогика. 1980. 240 с.
- Яковлев И. П. Интеграционные процессы в высшей школе, ЛГУ, 1980
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления, Л.: ЛГУ, 1988
- Ярошевский М.Г. На путях к общей теории творчества, в кн. Художественное и научное творчество, Л., 1972
- Trends in general systems theory. N.Y. 1972 462 p.
- Oren, T.I., B.P. Zeigler, and М/ S. Elzas (eds.) Simulation and Model-Based Methodologies. Springer- Vertag/ New York, 1983
- Nuthall G., Snook I. Contemporary Models of Teaching /R. M. W. Travers (ed.). Second Handbook on Research of Teaching. Chicago, 1983
- Osborn C. W. (ed.) International Yearbook of Educational and Instructional Technology 1984/1985. L., 1985
- Brainerd C.I. Varieties of strategie training in Piagnetian concept learning. In: M. Presseley and J. R. Levin (eds.) Cognitive strategy research. N.Y., Springer-Verlag, 1983, Part 1.