Управление и менеджмент: дифференциация понятий
Регулярно-коррекционная (оперативно-функциональное регулирование): вид деятельности, но внесению руководителем корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой и реализации образовательной программы, направленный на поддержку того или иного уровня организации системы в данной ситуации. Если система изменяется, то эта функция нарушает… Читать ещё >
Управление и менеджмент: дифференциация понятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Функции управления
Под управлением в общем виде понимают целенаправленную деятельность субъектов различного уровня, обеспечивающую оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень, но фактическому достижению целей с помощью оперативного создания оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий[1].
Общие функции управления были сформулированы в 1916 г. А. Файолем. В качестве таковых он выделил организацию, планирование, координацию, контроль и распорядительство.
Классификация данных функций у современных авторов может быть разной (табл. 2.1).
Соотнесение понятия «управление» с его функциями
Таблица 2.1
Автор, название источника. | Функции. |
Управление развитием школой: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. — М.: Новая школа, 1995. | Планирование (может включать действия анализа, прогнозирования, целеполагания и оценки эффективности), организация (анализ, распределение полномочий и ответственности), руководство (анализ, постановка заданий исполнителям и их мотивация), контроль (анализ, корректировка хода работы). [С. 169−171]. |
Троян А. И. Управление дошкольным образованием: учеб, пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005. | Общие (основные) или операционные функции — такие виды деятельности, которые не связаны со спецификой объекта управления и являются общими для всех ступеней управления. В общих (операционных) функциях управления проявляются сущность, содержание управления, к ним следует отнести планирование, организацию, контроль, анализ (по А. Файолю). Конкретные функции управления связаны с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей управляемых объектов (управление образовательным процессом, кадрами). Они являются основой для выделения структурных подразделений, структурных связей [С. 52]. |
Майер Л. А. Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации: метод, пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. |
|
Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. —. М.: Академия, 2011. |
|
Чумичева Р. М. Управление дошкольным образованием: учеб, пособие /. Р. М. Чумичева, Н. А. Платохина. — М.: Академия, 2011. |
|
Бурганова J1. А. Теория управления: учеб, пособие. — М.: ИНФРА-М, 2013. |
|
Автор, название источника. | Функции. |
Митин А. II. Механизмы управления: учеб, пособие. — М.: Проспект; Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2014. |
|
Сопоставление функций управления в современных отечественных и зарубежных подходах позволяет определить следующий их состав:
- • информационно-аналитическая функция;
- • мотивационно-целевая функция;
- • планово-прогностическая функция;
- • организационно-исполнительская функция;
- • контрольно-диагностическая функция;
- • регулятивно-коррекционная функция.
Рассмотрим их подробнее[2].
Информационно-аналитическая функция связана с тем, что руководители собирают и анализируют обязательный объем информации о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческое воздействие.
Мотивационно-целевая функция заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями планом, при этом соотносили личные и коллективные цели деятельности.
Планово-прогностическая функция определяет деятельность руководителя, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения.
Организационно-исполнительская функция характеризуется как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий посредством совокупности способов и средств, необходимых для достижения целей.
Контрольно-диагностическая функция — вид деятельности руководителей, который они разделяют совместно с представителями общественных организаций, по установлению па диагностической основе соответствия функционирования и развития всей системы реализации образовательной программы общегосударственным требованиям (нормативам) и запросам развивающейся личности воспитанника и обучающегося.
Регулятивно-коррекционная функция — вид деятельности руководителя по внесению коррективов с помощью оперативных способов, средств и воздействий, которые осуществляются в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на оптимальном уровне функционирования.
П. И. Третьяков и К. Ю. Белая адаптировали данные функции к специфике работы дошкольной образовательной организации[3].
Информационно-аналитическая: создание или преобразование системы информационного обеспечения, которое предполагает формирование руководителем объема информации о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия. Вся управленческая деятельность в дошкольной образовательной организации формируется в процессе анализа информации о деятельности каждого звена в целом.
Мотивационно-целевая: выбор цели — первый этап управления в деятельности руководителя, направленный на осознание желаемого результата. Задача данной функции в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли свою работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также с учетом потребностей в достижении собственных и коллективных целей.
Планово-прогностическая: планирование и прогнозирование в деятельности руководителя; деятельность, направленная на оптимальный выбор идеальных и реальных целей, разработку программ их достижения.
Организационно-исполнительская: влияет на качество функционирования и развития дошкольной образовательной организации как объекта, функционирующего и развивающегося в определенных условиях. Данная функция лежит в основании классификации функций управления и объективно принадлежит каждому циклу управления. Организованные отношения можно определить как связи между людьми, возникающие из-за распределения полномочий и закрепления за ним функций их совместной деятельности.
Контрольно-оценочная: педагогическая диагностика понимается как одновременное оперативное изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления, связанного с реализацией образовательной программы как основной функции дошкольной образовательной организации. Правильная диагностика и своевременный контроль создают условия для успеха действий педагога и руководителя. Это означает, что процесс управления требует надежной обратной связи управляющей и управляемой подсистем в различных его формах и методах.
Регулярно-коррекционная (оперативно-функциональное регулирование): вид деятельности, но внесению руководителем корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой и реализации образовательной программы, направленный на поддержку того или иного уровня организации системы в данной ситуации. Если система изменяется, то эта функция нарушает стабильность организационной структуры, приводя ее в соответствие с новыми условиями.
Как пишет А. Ы. Троян, все функции взаимосвязаны, между ними нет жесткого разграничения, и они требуют мотивации, коммуникации, принятия решений[4]. В этом заключается специфика современного понимания функций управления.
- [1] Третьяков П. И., Белая К. 10. Дошкольное образовательное учреждение: управлениепо результатам. М.: Перспектива, 2010. С. 36.
- [2] Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин II. П. Управлением образовательными системами: учеб, пособие / под ред. Т. И. Шамовой. М.: ВЛАДОС, 2002. С. 35—46.
- [3] Третьяков II. И., Белая К. К). Дошкольное образовательное учреждение: управлениепо результатам. М.: Новая школа, 2010. С. 63—138.
- [4] Троян А. II. Управление дошкольным образованием: учеб, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005. С. 105.