Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление и менеджмент: дифференциация понятий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Регулярно-коррекционная (оперативно-функциональное регулирование): вид деятельности, но внесению руководителем корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой и реализации образовательной программы, направленный на поддержку того или иного уровня организации системы в данной ситуации. Если система изменяется, то эта функция нарушает… Читать ещё >

Управление и менеджмент: дифференциация понятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Функции управления

Под управлением в общем виде понимают целенаправленную деятельность субъектов различного уровня, обеспечивающую оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень, но фактическому достижению целей с помощью оперативного создания оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий[1].

Общие функции управления были сформулированы в 1916 г. А. Файолем. В качестве таковых он выделил организацию, планирование, координацию, контроль и распорядительство.

Классификация данных функций у современных авторов может быть разной (табл. 2.1).

Соотнесение понятия «управление» с его функциями

Таблица 2.1

Автор, название источника.

Функции.

Управление развитием школой: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. — М.: Новая школа, 1995.

Планирование (может включать действия анализа, прогнозирования, целеполагания и оценки эффективности), организация (анализ, распределение полномочий и ответственности), руководство (анализ, постановка заданий исполнителям и их мотивация), контроль (анализ, корректировка хода работы).

[С. 169−171].

Троян А. И. Управление дошкольным образованием: учеб, пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

Общие (основные) или операционные функции — такие виды деятельности, которые не связаны со спецификой объекта управления и являются общими для всех ступеней управления. В общих (операционных) функциях управления проявляются сущность, содержание управления, к ним следует отнести планирование, организацию, контроль, анализ (по А. Файолю).

Конкретные функции управления связаны с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей управляемых объектов (управление образовательным процессом, кадрами). Они являются основой для выделения структурных подразделений, структурных связей [С. 52].

Майер Л. А. Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации: метод, пособие. — М.:

ТЦ Сфера, 2008.

  • — По цели: анализ, планирование, организация контроль, регулирование;
  • — но средствам: диагностика, прогноз, исполнение, оценка, коррекция;
  • — но цели и средствам: аналитико-диагностическая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-оценочная, регулятивно-коррекционная [С. 42]

Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. —.

М.: Академия, 2011.

  • — Интегрирующая;
  • — регулирующая;
  • — развивающая;
  • — стабилизирующая;
  • — прогностическая [С. 93]

Чумичева Р. М. Управление дошкольным образованием: учеб, пособие /.

Р. М. Чумичева, Н. А. Платохина. — М.: Академия, 2011.

  • — Организации;
  • — контроля;
  • — педагогического анализа;
  • — принятия управленческих решений;
  • — планирования;
  • — регуляции [С. 101 ]

Бурганова J1. А. Теория управления: учеб, пособие. — М.: ИНФРА-М, 2013.

  • — Формирование цели;
  • — принятие решения;
  • — организация социального действия;
  • — анализ результатов [С. 111]

Автор, название источника.

Функции.

Митин А. II. Механизмы управления: учеб, пособие. — М.: Проспект; Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2014.

  • — Общие (основные): планирование, организация, координация, учет и контроль;
  • — специальные, связанные с осуществлением организацией своего предназначения (промышленная, коммерческая, научная и другая деятельность);
  • — частные: обычно предопределяются неформальной деятельностью организации (маркетинг, инновация, инжиниринг, лизинг и др.) [С. 77]

Сопоставление функций управления в современных отечественных и зарубежных подходах позволяет определить следующий их состав:

  • • информационно-аналитическая функция;
  • • мотивационно-целевая функция;
  • • планово-прогностическая функция;
  • • организационно-исполнительская функция;
  • • контрольно-диагностическая функция;
  • • регулятивно-коррекционная функция.

Рассмотрим их подробнее[2].

Информационно-аналитическая функция связана с тем, что руководители собирают и анализируют обязательный объем информации о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческое воздействие.

Мотивационно-целевая функция заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями планом, при этом соотносили личные и коллективные цели деятельности.

Планово-прогностическая функция определяет деятельность руководителя, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения.

Организационно-исполнительская функция характеризуется как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий посредством совокупности способов и средств, необходимых для достижения целей.

Контрольно-диагностическая функция — вид деятельности руководителей, который они разделяют совместно с представителями общественных организаций, по установлению па диагностической основе соответствия функционирования и развития всей системы реализации образовательной программы общегосударственным требованиям (нормативам) и запросам развивающейся личности воспитанника и обучающегося.

Регулятивно-коррекционная функция — вид деятельности руководителя по внесению коррективов с помощью оперативных способов, средств и воздействий, которые осуществляются в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на оптимальном уровне функционирования.

П. И. Третьяков и К. Ю. Белая адаптировали данные функции к специфике работы дошкольной образовательной организации[3].

Информационно-аналитическая: создание или преобразование системы информационного обеспечения, которое предполагает формирование руководителем объема информации о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия. Вся управленческая деятельность в дошкольной образовательной организации формируется в процессе анализа информации о деятельности каждого звена в целом.

Мотивационно-целевая: выбор цели — первый этап управления в деятельности руководителя, направленный на осознание желаемого результата. Задача данной функции в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли свою работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также с учетом потребностей в достижении собственных и коллективных целей.

Планово-прогностическая: планирование и прогнозирование в деятельности руководителя; деятельность, направленная на оптимальный выбор идеальных и реальных целей, разработку программ их достижения.

Организационно-исполнительская: влияет на качество функционирования и развития дошкольной образовательной организации как объекта, функционирующего и развивающегося в определенных условиях. Данная функция лежит в основании классификации функций управления и объективно принадлежит каждому циклу управления. Организованные отношения можно определить как связи между людьми, возникающие из-за распределения полномочий и закрепления за ним функций их совместной деятельности.

Контрольно-оценочная: педагогическая диагностика понимается как одновременное оперативное изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления, связанного с реализацией образовательной программы как основной функции дошкольной образовательной организации. Правильная диагностика и своевременный контроль создают условия для успеха действий педагога и руководителя. Это означает, что процесс управления требует надежной обратной связи управляющей и управляемой подсистем в различных его формах и методах.

Регулярно-коррекционная (оперативно-функциональное регулирование): вид деятельности, но внесению руководителем корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой и реализации образовательной программы, направленный на поддержку того или иного уровня организации системы в данной ситуации. Если система изменяется, то эта функция нарушает стабильность организационной структуры, приводя ее в соответствие с новыми условиями.

Как пишет А. Ы. Троян, все функции взаимосвязаны, между ними нет жесткого разграничения, и они требуют мотивации, коммуникации, принятия решений[4]. В этом заключается специфика современного понимания функций управления.

  • [1] Третьяков П. И., Белая К. 10. Дошкольное образовательное учреждение: управлениепо результатам. М.: Перспектива, 2010. С. 36.
  • [2] Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин II. П. Управлением образовательными системами: учеб, пособие / под ред. Т. И. Шамовой. М.: ВЛАДОС, 2002. С. 35—46.
  • [3] Третьяков II. И., Белая К. К). Дошкольное образовательное учреждение: управлениепо результатам. М.: Новая школа, 2010. С. 63—138.
  • [4] Троян А. II. Управление дошкольным образованием: учеб, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005. С. 105.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой