Особенности организации маркетинговой деятельности на предприятии
Многие специалисты по кадрам могут высказать свое мнение, которое заключается в отказе от включения в штат такой должности и в случае необходимости обращаться к сторонним специалистам — фрилансерам или рекламным агентствам. Но есть доводы и за найм дизайнера: во-первых, внедрение в штат такого сотрудника экономически обосновано. Другими словами, при таком объеме работ гораздо выгоднее платить… Читать ещё >
Особенности организации маркетинговой деятельности на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Такая отрасль экономической науки, как маркетинг давно доказала свою эффективность в странах с развитой рыночной экономикой. Более того, без осуществления маркетинговой деятельности себя не видит ни одно предприятие. Только в нашей стране отдел маркетинга считается вспомогательным, Америка и Европа давно признали верховенство этого сектора в организационной структуре даже над производственными отделами. Там бытует мнение, что главное — как продавать, а не что продавать. К счастью, наша страна в условиях бурно развивающейся рыночной экономики постепенно приходит к этой идее — необходимости создания маркетингового отдела на любом предприятии. Этим положением и обусловлена актуальность темы данной работы — «Организация маркетинговой деятельности фирмы ООО «Транссвязьавтоматика».
Цель работы — изучить подходы к организации процесса маркетинговой деятельности на примере предприятия ООО «Транссвязьавтоматика»". Данная цель обусловила постановку следующих задач:
1. Изучить сущность маркетинга;
2. Выявить особенности организации маркетинговой деятельности на предприятии;
3. Оценить роль маркетинговой деятельности в работе предприятия;
4. Проанализировать текущую маркетинговую деятельность ООО «Транссвязьавтоматика»;
5. Осуществить поиск путей организации маркетинговой деятельности;
6. Определить основные этапы организации маркетинговой деятельности для ООО «Транссвязьавтоматика»;
7. Выделить перспективы маркетингового отдела компании.
Объектом работы является ООО «Транссвязьавтоматика», предметом выступает организация отдела маркетинга на предприятии.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на три параграфа каждая, заключения, содержащего основные выводы по теме, списка использованной литературы и одного приложения.
В работе использованы следующие труды: Григорьев М. Н. «Маркетинг: учебник для бакалавров», «Современный менеджмент. Теория и практика»: Под редакцией А. Г. Комарова, Г. Г. Муфтиева, «Основы маркетинга» Н. П. Котерова, «Психология в маркетинге. Cool-Brand-стратегия» А. Н. Лебедев-Любимов и другие.
8.
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Сущность понятия «маркетинг»
Что такое маркетинг? Многие полагают, что маркетинг это лишь реклама и продажи. И это неудивительно: каждый день на нас обрушиваются сотни рекламных роликов, объявлений в газетах и сообщений о распродажах. «Однако реклама и продажи — это не более чем составные части маркетинга. Они существуют как два неотъемлемых компонента маркетинга.» Основы маркетинга: Н. П. Котерова — Санкт-Петербург, Академия, 2010 г.- с. 3.
«Маркетинг — это процесс, заключающийся в прогнозировании потребностей потенциальных покупателей и в удовлетворении этих потребностей путем предложения соответствующих товаров — изделий, технологий, услуг и т. д.» Психология в маркетинге. Cool-Brand-стратегия: А. Н. Лебедев-Любимов — Санкт-Петербург, Питер, 2012 г.- с.20
К основным видам маркетинговой деятельности относятся:
§ исследования (потребителя, товара, рынка);
§ НИОКР (скоординированные с маркетинговой деятельностью);
§ планирование;
§ ценовая политика;
§ упаковка;
§ комплекс маркетинговых коммуникаций (реклама в СМИ, PR, прямой маркетинг);
§ сбытовая деятельность (работа со штатом товаропроводящей сети, тренинги, контроль, организация специальных систем продажи, мероприятия по оптимизации продажи на местах и т. д.);
§ выработка системы распределения товара по сбытовым точкам;
§ международные операции;
§ послепродажное обслуживание.
Целью современного маркетинга является не продажа товара или услуги любым способом (включая обман покупателя), а удовлетворение потребностей клиентов.
«Цель маркетинга — привлекать новых клиентов, обещая им высшую потребительскую ценность, и сохранять старых клиентов, постоянно удовлетворяя их меняющиеся запросы.» Маркетинг. Учебник для вузов: — Москва, Юнити-Дана, 2012 г.- с.56
Основная задача маркетинга — понять нужды и потребности каждого рынка и выбрать те из них, которые компания сможет обслуживать лучше других. Это позволит компании производить товары более высокого качества и тем самым увеличивать объемы продаж и повышать свои доходы путем лучшего удовлетворения потребностей целевых покупателей.
Маркетинг начинается еще задолго до того, как у компании появляется готовый продукт. Маркетинг начинается с того, что менеджеры выявляют потребности людей, вычисляют их интенсивность и объем, определяют возможности компании по их удовлетворению. Маркетологи продолжают работать над товаров на протяжении всего его жизненного цикла. Они пытаются найти новых потребителей и удержать уже существующих, улучшая потребительские свойства товара и используя для этой цели отчеты о продажа и обратную связь. Маркетинг — это социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности благодаря созданию товаров, обладающих потребительской ценностью и обмена ими.
Основные задачи маркетинга:
§ Исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей продукции фирмы в областях, интересующих фирму.
§ Маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг фирмы.
§ Анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, на которых оперирует или будет оперировать фирма, включая исследование деятельности конкурентов.
§ Формирование ассортиментной политики фирмы.
§ Разработка ценовой политики фирмы.
§ Участие в формировании стратегии и тактики рыночного поведения фирмы, включая разработку ценовой политики.
§ Сбыт продукции и услуг фирмы.
§ Коммуникации маркетинга.
§ Сервисное обслуживание.
Основные функции маркетинга:
§ планирование;
§ организация;
§ координация;
§ мотивация;
§ контроль.
Виды маркетинга В зависимости от сферы и объекта применения различают следующие виды маркетинга:
1. Внутренний маркетинг: реализация товаров и услуг внутри страны.
2. Экспортный маркетинг: дополнительное исследование заграничных рынков сбыта и сбытовых служб для эффективного экспорта.
3. Импортный маркетинг: особая разновидность исследования рынка для обеспечения высокоэффективных закупок.
4. Научно-технический маркетинг связан с продажей и закупкой результатов научнотехнической деятельности (патенты, лицензии).
5. Маркетинг прямых инвестиций: изучение условий вложения капитала за рубежом и привлечения зарубежных инвестиций.
6. Международный маркетинг: осуществление сбыта или покупка товара у национального предприятия другой страны.
7. Маркетинг в сфере некоммерческой деятельности: создание положительного общественного мнения в отношении конкретных лиц, организаций, мест или идей.
Даже на примере теоретического материала можно оценить роль маркетинга в условиях современной экономики и его влияние на успешность предприятия. Подробнее на этом вопросе остановимся в третьем параграфе работы. В следующем, втором параграфе работы рассмотрим особенности организации маркетинга в самом общем смысле на любом предприятии, другими словами, постараемся внести практическую компоненту в теоретический материал о маркетинге. Ведь маркетинговая деятельность может рассматриваться только в практическом срезе, а теоретическая информация необходимо только для более полного понимания ситуации.
1.2 Особенности организации маркетинговой деятельности
Итак, перейдем от понятия маркетинга к понятию управления маркетингом и теоретических аспектах организации маркетинговой деятельности. Управление маркетингом — включает в себя анализ, планирование, проведение мероприятий и контроль за проведением мероприятий, направленных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями, с целью достижения необходимых уровней сбыта, прибыли и доли рынка. Это и есть ключевая цель внедрения маркетинга на любом предприятии, то, что благотворно скажется на результатах работы предприятия. Однако, прежде чем осуществлять это управление, необходимо эту деятельность организовать.
Такая ситуация складывается и в случае предприятия ООО «Транссвязьавтоматика», работа которого будет рассмотрена во второй главе нашей работы. На этом предприятии нет отдела маркетинга, как такового, поэтому невозможно им управлять. Исходя из этого положения, рассмотрим не процесс управления маркетингом, а организацию маркетинга в общем.
Таким образом, можно сказать, что организация маркетинговой деятельности, или маркетинга, включает в свой состав:
§ Построение организационной структуры управления маркетингом;
§ Подбор специалистов по маркетингу (маркетологов) надлежащей квалификации;
§ Создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговых служб (организацию их рабочих мест, предоставление необходимой информации, средств оргтехники и др.);
§ Организацию эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими службами организации. Психология в маркетинге. Cool-Brand-стратегия: А. Н. Лебедев-Любимов — Санкт-Петербург, Питер, 2012 г.-с.78
Небольшие организации, разрабатывающие новые продукты в быстро меняющихся условиях, используют гибкие структуры. Крупные организации, действующие на более стабильных рынках, в целях обеспечения большей интеграции часто используют более централизованные структуры. Гибкость организационных структур управления, умение быстро и своевременно реагировать на изменения различного рода — необходимые условия адаптации организации к новым реалиям жизни. Это своего рода ответ на невозможность четко предвидеть и прогнозировать происходящие изменения, особенно при нестабильной политической и экономической обстановке.
Правильный выбор организационной структуры управления маркетингом только создает предпосылки для эффективной работы маркетинговых служб. Необходимо укомплектовать эти службы квалифицированными специалистами, правильно распределить между ними обязанности, наделить их необходимыми правами, создать приемлемые условия для работы. Всем этим должен заниматься руководитель маркетинговой службы совместно с руководством предприятия.
Руководители и ведущие специалисты маркетинговых служб должны удовлетворять ряду специфических требований, определяемых особенностями работы в области маркетинга.
К числу таких требований относятся:
1. Системность знаний, большая эрудиция и широкий кругозор.
2. Коммуникабельность.
3. Стремление к новому, высокая степень динамизма.
4. Дипломатичность, умение гасить конфликты. (Если руководители маркетинговых служб не будут удовлетворять этому требованию, то в организации сложится невыносимый психологический климат.) Психология в маркетинге. Cool-Brand-стратегия: А. Н. Лебедев-Любимов — Санкт-Петербург, Питер, 2012 г.- с.123
Распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом может быть осуществлено рациональным образом только в том случае, когда в организации достаточно четко определены место и роль маркетинговых служб.
Наращивать численность служб маркетинга, видимо, следует постепенно, по мере развития маркетинговой деятельности и появления практических задач.
Обычно существуют достаточно жесткие штатные ограничения, которые не дают возможности создавать на предприятии развернутые маркетинговые службы. Можно рекомендовать следующий, сугубо практический подход к определению численности маркетинговых служб. Численность административно-управленческого персонала обычно составляет 10−15% от списочного состава предприятия. Психология в маркетинге. Cool-Brand-стратегия: А. Н. Лебедев-Любимов — Санкт-Петербург, Питер, 2012 г.- с. 87 Примерно такой же процент должна составить численность подразделений маркетинга. Для предприятия с общим числом работающих, равным, скажем, 600 человек, рекомендуется иметь численность маркетинговых служб, включая всех ее руководителей, составляющую 8−12 человек. При малочисленном штате сотрудников создавать развернутые службы маркетинга не представляется возможным, их необходимо сильно агрегировать.
Рассмотрим эти теоретические знания в приложении к практике во второй главе данной работы на примере конкретного и реально существующего предприятия ООО «Транссвязьавтоматика». Эта организация не имеет маркетингового отдела в своей штатной структуре вообще, тем нагляднее пример. Тот факт, что такое крупное предприятие с оборотом 200−300 миллионов рублей в год до сих пор не имело маркетингового отдела в своей структуре объясняется тем, что современные руководители предпочитают интуитивный стиль управления и отрицают подобные методы получения дополнительной прибыли. Для таких «сомневающихся» руководителей в структуру работы включен третий параграф этой главы, посвященный обоснованию необходимости внедрения маркетинговой деятельности.
1.3 Роль маркетинговой деятельности в работе предприятия
Современные принципы свободного предпринимательства, продиктованные рыночной экономической системой, предоставляют широкие возможности для создания и развития бизнеса с целью получения прибыли. Однако, эти условия порождают и небывалую конкуренцию практически во всех сферах предоставления товаров или услуг. Конечно, всегда есть возможность создать инновационную отрасль бизнеса, в которой конкуренция будет малозначительна или будет отсутствовать вовсе. Но все понимают, что такая ситуация будет сохраняться до поры до времени, пока какой-нибудь предприимчивый делец не создаст компанию, предоставляющую продукт или услугу-аналог, и создав тем самым конкуренцию. А за ним начнут приходить все новые и новые бизнесмены, готовые зарабатывать на рынке, на котором существует спрос. Таким образом, получается, что чем больше клиентов у ваших конкурентов, тем меньше их у вас, следовательно и прибыль вашей компании будет меньше.
Конечно, каждый руководитель стремиться максимально эффективно отстроиться от своих конкурентов, в первую очередь, для того, чтобы увеличить успешность своей компании, используя при этом различные методы. Первая группа методов по отстройке от конкурентов — ценовые, другими словами ценовой демпинг — установление цены ниже, чем у конкурентов. Но нетрудно догадаться, что невозможно бесконечно снижать цену, уменьшая таким образом и свою прибыль. Поэтому на арену рыночного боя выходят методы неценовой конкуренции, самым эффективным среди которых, на мой взгляд, является маркетинг.
Маркетинг — это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления ценностей покупателям и управления взаимоотношениями с ними с выгодой для организации. В широком смысле задачи маркетинга состоят в определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей. Таким образом, задачи маркетинга выходят далеко за рамки просто получения прибыли. Маркетинг это целая система мероприятий, составляющих в комплексе целый цикл: анализ ситуации на рынке, разработка и осуществление стратегии, поиск самых эффективных каналов коммуникации для реализации этой стратегии, а также контроль за выполнением и оценка результатов.
Этот комплекс мероприятий прямо влияет на успешность организации во многом благодаря тому, что он ориентирован не только на благо предприятия, но и на потребителя, ведь основа любой маркетинговой стратегии — удовлетворение его потребностей. Именно за счет удовлетворения потребностей потенциальных клиентов и происходит получение максимальной прибыли, которая является основным показателем успешности предприятия.
На заре развития бизнеса все фирмы, существующие на рынке, были относительно небольшими, руководители буквально знали каждого из своих клиентов, тем самым они могли на 100% удовлетворять их потребности. Что же делать сейчас, когда они выросли до масштаба межнациональных корпораций, когда их клиентами стали не 30, а 30 тысяч, а может и 30 миллионов человек? Как удовлетворить их потребности, обеспечив тем самым спрос на свои продукты или услуги? Тут предпринимателям всех масштабов на помощь приходит маркетинг, позволяющий создавать портреты потенциальных покупателей, в соответствии с которыми создаются новые товары, происходит установление цен на них, определяются каналы распространения, разрабатываются стратегии стимулирования сбыта.
Именно поэтому все крупнейшие компании по всему миру имеют в своей структуре департамент маркетинга, сравнимый по своему размеру с планово-экономическим и производственным отделами. Современные менеджеры понимают, что без внедрения маркетинговой стратегии любые продажи можно назвать продажами вслепую, что не сможет благотворно сказаться на результативности деятельности предприятия.
Поэтому трудно объяснить, как такая крупная компания как ООО «Транссвязьавтоматика» до сих пор не организовала свою маркетинговую деятельность. Хотелось бы верить, что данная работа поможет руководству компании осознать необходимость внедрения маркетинговой деятельности в работу этого предприятия. В заключении этой главы хотелось бы отметить, что определены все теоретические аспекты понятия маркетинга и организации маркетинговой деятельности на предприятии в общем. Вторая глава работы будет посвящена конкретным практическим рекомендациям для руководства ООО «Транссвязьавтоматика» по организации отдела маркетинга «с нуля» и планированию его дальнейшей деятельности.
маркетинговый отдел организация деятельность
ГЛАВА 2: АНАЛИЗ И ПОИСК ПУТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «Транссвязьавтоматика»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Транссвязьавтоматика»
ООО «Транссвязьавтоматика» создана в 2002 году и осуществляет работы по строительству и капитальному ремонту сетей связи, устройств СЦБ и энергоснабжения, пуско-наладочные работы по оборудованию связи, СЦБ и энергоснабжению (Свидетельство СРО № 109 760 160−01; Сертификат соответствия СК № 12−1 403 ГОСТ Р ИСО 9001−2008 (ISO 9001:2008)).
По состоянию на 1 ноября 2013 г общая численность работников составляет 125 человек, в том числе ИТР и АУП 25 человек. Средний разряд рабочих — 4,46. Основные специалисты имеют большой стаж работы по своим направлениям.
Прорабские и мастерские участки:
— Механизированная колонна, состоящая из тракторов на «болотном» ходу: кабелеукладчика КВГ-1, бульдозера ДЗ-27С и трактора-тягача, автомобильного тягача с низкорамным полуприцепом и обслуживающих автомобилей: автобуса на базе автомобиля ГАЗ, гидроманипулятора на базе КАМАЗ -43 118, автомашины УАЗ, вагонов-бытовок контейнерного типа и т. д.;
— Два участка по строительству сетей связи и кабельной канализации, оснащены 2-мя гидроманипуляторами на базе КАМАЗ, 2-мя экскаваторами на базе трактора «Беларусь», автомашины УАЗ, бензоэлектростанциями, оборудованием по сварке полиэтиленовых труб, электроинструмента и т. д.;
— Три участка по строительству устройств СЦБ, укомплектованные дрезиной, двумя траншеекопателями типа ЭТЦ (экскаваторы траншейные цепные), мини-траншеекопателем типа «ДитчВитч», траншеекопателем АТ на базе Т-130Б, жилыми вагонами и необходимыми средствами малой механизации;
— Участок кабельщиков-спайщиков, оборудованный автомашиной и инструментом для монтажа различных типов кабелей связи и СЦБ;
— Участок горизонтально-направленного бурения, оснащенный комплексом «ДичВич-2720 (осуществляет бурение до 300 м) и малая проколочная машина типа «Р-80»;
— 3 мастерских участка по строительству средств энергоснабжения, оснащенный бурильно-крановыми машинами на базе а/м ГАЗ для установки опор ВЛ, фундаментов КТП, гидроманипуляторы на базе а/м КАМАЗ, ВАЛДАЙ для доставки, погрузки-выгрузки оборудования и материалов.
ООО «Транссвязьавтоматика» обладает собственной производственной базой, со складскими помещениями и гаражами и может выполнять работы на всей территории Российской Федерации. В период с 2008 по 2012 год годовой оборот фирмы в среднем составлял 230 млн руб. Рассматривая организационную структуру предприятия (Приложение 1) можно отметить что ни отдела маркетинга, ни отдельного специалиста-маркетолога в штате организации не предусмотрено.
Несмотря на то, что ООО «Транссвязьавтоматика» осуществляет свою деятельность по всем направлениям весьма успешно, необходимость введения в штат маркетинговой службы отрицать невозможно. Ведь даже когда все хорошо, всегда может быть еще лучше, этот принцип полностью оправдывает себя и в экономическом плане — мало кто из руководителей откажется от получения дополнительной прибыли, особенно если это не потребует больших усилий и серьезных материальных затрат.
Таким решением и способна стать организация маркетинговой деятельности на предприятии. Однако следует обосновать дополнительно необходимость ее создания:
1. Как показывает практика, с помощью внедрения системы маркетинга возможно увеличить годовой оборот предприятия на 30%,
2. С помощью маркетинга можно повысить имидж компании увеличив уровень удовлетворенности потребителей,
3. Маркетинг раскроет все инновационные возможности компании, поставив ее на путь экономического совершенствования,
4. Через улавливание колебаний спроса и предложения, можно осуществлять более эффективное планирование на предприятии.
Таким образом, была обоснована необходимость создания отдела маркетинга на предприятии ООО «Транссвязьавтоматика». В следующем параграфе второй главы работы рассмотрим весь процесс организации маркетингового отдела компании от поиска персонала до оснащения и материально-технического обеспечения, с учетом всех затрат.
При этом хотелось бы отметить, что организация маркетинговой деятельности как таковой — это всего лишь первый шаг на пути внедрения изменений в экономическую ситуацию на предприятии, следующим этапом будет создание плана маркетинга, но это выйдет за рамки данной работы, будет описана только структура дальнейшей деятельности уже сформированного отдела.
Итак, далее максимально подробно рассмотрим основные этапы организации маркетинговой деятельности для ООО «Транссвязьавтоматика».
2.2 Основные этапы организации маркетинговой деятельности ООО «Транссвязьавтоматика»
Как уже было указано во втором параграфе первой главы данной работы, для организации маркетинговой деятельности на любом предприятии необходимо:
§ Построение организационной структуры управления маркетингом;
§ Подбор специалистов по маркетингу;
§ Создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговых служб;
§ Организацию эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими службами организации.
Теперь последовательно опишем все этапы. Но сначала определим количественный состав службы маркетинга. Используя тезис, что оптимальное число сотрудников маркетинговой службы не должно превышать 10−15% от общей численности АУП, определим, что количество сотрудников создаваемого отдела маркетинга не должно превышать трех человек:
1. Начальник отдела маркетинга: его основные обязанности координация маркетинговой деятельности предприятия в целом, эффективное делегирование полномочий для обеспечения работы отдела на благо предприятия, ответственность перед руководством организации;
2. Специалист по маркетингу: его основные обязанности — выполнение поручений начальника отдела для обеспечения эффективной и бесперебойной работы системы маркетинга на предприятии;
3. Дизайнер-разработчик: обязанностями это штатной единицы в рамках ООО «Транссвязьавтоматика» включают в себя разработку эстетического и содержательного компонента маркетинговой деятельности. Другими словами, сюда входит подготовка материалов для выставок, разработка сувенирной продукции для ООО «Транссвязьавтоматика», помощь в создании стендов для технических конференций и так далее.
Многие специалисты по кадрам могут высказать свое мнение, которое заключается в отказе от включения в штат такой должности и в случае необходимости обращаться к сторонним специалистам — фрилансерам или рекламным агентствам. Но есть доводы и за найм дизайнера: во-первых, внедрение в штат такого сотрудника экономически обосновано. Другими словами, при таком объеме работ гораздо выгоднее платить фиксированную заработную плату специалисту, чем прибегать к помощи третьих лиц. Во-вторых, у штатного сотрудника ответственность перед работодателем гораздо выше чем, например, у рекламного агентства, что прямо скажется на качестве дизайнерского продукта. В-третьих, это значительно ускорит деятельность по разработке дизайнерского продукта, облегчит возможность внесения корректировок и так далее.
Теперь перейдем к первому этапу — построению организационной структуры управления. Для начала в Приложении 1 приведем организационную структуру ООО «Транссвязьавтоматика». Так как на рассматриваемом предприятии используется линейно-функциональная структура, то наиболее логичным будет предложить механизм подчинения в организации таким образом: схема подчинения в отделе между сотрудниками последовательная, начальнику отдела подчиняются маркетолог и дизайнер, сами между собой они равны, но в случае отсутствия начальника отдела по причинам отпуска, болезни, командировки, его обязанности выполняет специалист по маркетингу, таким образом, дизайнер будет ему подчиняться (в том случае, если маркетолог заменяет руководителя отдела по приказу, оформленному через отдел кадров). Начальник отдела и весь отдел в целом будут подчиняться напрямую генеральному директору, как и другие непроизводственные отделы.
Разработав структуру, приступаем ко второму этапу: а именно к формированию отдела с точки зрения штатных единиц. Доверять эту обязанность отделу кадров не совсем правомерно, так как специалисты по HR ООО «Транссвязьавтоматика» не способны в полной мере оценить профессиональную пригодность кандидатов, так как они никогда не сталкивались с этим направлением деятельности. Поэтому за этим вопросом лучше обращаться к сторонней организации — кадровому агентству. Пусть это потребует определенных экономических затрат, но это оправдает себя, так как процесс обучения сотрудника и его адаптация требуют не только материальных вложений, но и нематериальных (временных) затрат.
Оклад начальника отдела будет составлять 43 тысячи рублей, заработная плата сотрудников будет равнозначной — 24 тысячи рублей. На рассматриваемом предприятии существует практика ежемесячного премирования в размере 50% оклада, что делает вакансию конкурентоспособной и позволяет руководству рассчитывать на рекрутинг достойного персонала.
Одновременно с наймом персонала следует озаботиться материально-техническим оснащением рабочих кабинетов для обеспечения эффективной работы. Кроме обязательного набора мебели, офис необходимо оснастить тремя компьютерами, двумя стандартными и одним с более мощным процессором и качественной видеокартой (для дизайнерской работы), один ноутбук для командировок и технической поддержки сотрудников других отделов, двумя черно-белыми принтерами, одним цветным (достаточно хорошего качества), а также устройством из серии все-в-одном: сканер-факс-принтер-копир.
Заключительный этап организации маркетинговой службы связан с обеспечением взаимодействия между отделами, которое будет основано на системе электронного документооборота, недавно внедренного на предприятии.
Итак, описаны все предварительные этапы создания отдела маркетинга на предприятии ООО «Транссвязьавтоматика», теперь необходимо рассчитать затраты компании на создание отдела. Результаты расчета отражены в таблице 1.
Таблица 1
№ | Статья расходов | Сумма (руб.) | |
1. | Оплата кадрового агентства | 94 000 | |
2. | Заработная плата сотрудников за первый месяц | 91 000 | |
3. | Мебель в помещение отдела и сопутствующие товары | 136 000 | |
4. | Компьютеры | 80 000 | |
5. | Ноутбук | 34 000 | |
6. | Черно-белые принтеры А4 | 18 000 | |
7. | Цветной принтер А3 | 60 000 | |
8. | Устройство 3 в 1 | 6 000 | |
9. | Прочие расходы | 4 000 | |
Итого | 523 000 | ||
Несмотря на то, что эти расходы кажутся существенными, они не играют особой роли в условиях работы такого крупного предприятия как ООО «Транссвязьавтоматика». К тому же эти расходы должны не только скоро окупиться, но и принести увеличение прибыли на 10−30% в год.
В следующем параграфе этой главы определим перспективы развития отдела маркетинга ООО «Транссвязьавтоматика» и его работы с учетом внесения организационных изменений.
2.3 Перспективы развития отдела маркетинга ООО «Транссвязьавтоматика»
В этом параграфе данной работы рассмотрим работу отдела маркетинга на предприятии ООО «Транссвязьавтоматика» после организации отдела, ведь сама организация — это только начало работы. Первым этапом будет сбор маркетинговой информации о положении дел в отрасли и месте компании в ней.
Отбор источников первичной и вторичной информации — один из ключевых моментов проведения маркетингового исследования, этот отбор и его обоснование будем проводить по четырем направлениям, относительно целей маркетингового исследования. Вторичной информацией в данном случае является общедоступные источники информации, первичной — сведения, которые впервые собирают для какой-либо конкретной цели. Первичная информация становится необходимой в тех случаях, когда анализ вторичных источников не обеспечивает необходимыми сведениями. Таким образом, в данном случае необходимо делать аспект именно на первичную информацию.
Теперь рассмотрим с точки зрения источников информации маркетингового исследования.
а) первичная информация: Для сбора первичной информации по этому направлению, будет целесообразно провести наблюдение. Наблюдение как вид сбора первичной информации в маркетинговом исследовании очень важен, так позволяет оценить ситуацию не только в количественных, но и в качественных показателях. Для проведения наблюдения, необходимо нанять независимого и незаинтересованного эксперта, который сможет дать максимально адекватную оценку.
б) Вторичная информация: анализируются результаты отраслевых выставок и ярмарок по успешности и посещаемости стендов.
По результатам исследования очень важно выделить рекомендации для руководства компании, которые также должны быть учтены для разработки плана маркетинга ООО «Транссвязьавтоматика».
Однако до проведения исследования, необходимо провести SWOT-анализ, который поможет отследить положение компании на рынке, а также определить ее сильные и слабые стороны. Краткий SWOT-анализ приведем в таблице 2.
Таблица 2
Сильные стороны | Слабые стороны | |
· широкий перечень оказываемых услуг, · мобильность компании, · хорошая репутация, · наработанная клиентская база, · высококвалифицированный персонал, · хорошая техническая оснащенность, · гибкая ценовая политика. | · высокие (в процентном отношении к выполненным работам) постоянные издержки , · отсутствие проработанной маркетинговой стратегии, · слабый контроль исполнения тактических управленческих решений, · ориентация на прошлое, отрицание реалий современного ведения бизнеса. | |
Возможности | Угрозы | |
· изменение законодательства в области строительства, · увеличение темпов строительства новых железнодорожных сетей и модернизации существующих, · снижение цен на энергоносители, как следствие — падение тарифов на перевозки людей и грузов, · внедрение новых технологий в отрасли. | · Выход на рынок более крупного конкурента (треста), · изменение законодательства в области строительства, · увеличение темпов инфляции, · увеличение цен на энергоносители, как следствие — рост тарифов на перевозки людей и грузов | |
На основании таблицы 2, и второго этапа анализа (составление логических пар из приведенных факторов) и проведенного впоследствии маркетингового исследования, следует создать план маркетинга для предприятия ООО «Транссвязьавтоматика».
Формирование плана маркетинга, его применение на практике и контроль за реализацией — основная задача нового отдела маркетинга на предприятии. План маркетинга — документ, который является одной из важных частей, в общем, плане развития предприятия, и определяющий рыночные цели организации вместе со способами их достижения.
Существует кроме главного маркетингового плана предприятия еще и частные маркетинговые планы, направленные на изучение и прогнозирование сбыта продукции, проведения рекламы, планирования производства продукции. В основе маркетингового плана лежат маркетинговые цели и задания. Именно этим должен заниматься маркетинговый отдел ООО «Транссвязьавтоматика» в качестве тактической реализации стратегических маркетинговых целей, определенных маркетинговым планом.
Исходя из определенной стратегии развития предприятия и намеченных рыночных (маркетинговых) целей в плане маркетинга в первую очередь необходимо определить ключевую задачу текущего момента (например — проведение ситуационного анализа текущего положения в области маркетинга предприятия).
Далее, мероприятия в плане маркетинга можно подразделить на следующие основные блоки:
— меры по активизации сбыта продукции;
— меры по ориентации предприятия на Потребителя;
— мероприятия по сбору коммерческой информации;
— мероприятия по подготовке аналитических материалов по анализу наиболее перспективных сегментов рынка;
— предложения по ценообразованию;
— предложения по ассортименту выпускаемой продукции;
— предложения по рекламе и отношениям с общественностью.
Таким образом, формирование комплексного плана маркетинга позволит пока еще не существующему отделу ООО «Транссвязьавтоматика» заработать в полную силу и не только окупить все затраты, но и принести дополнительную прибыль за счет повышения качества экономической деятельности.
Рассматриваемая в данной работе организация имеет специфическую особенность в области сбыта, характерную для данной отрасли: у нее довольно короткий перечень существующих и потенциальных клиентов. К ним относятся в первую очередь различные подразделения ОАО «РЖД» (железнодорожные пути общего пользования), и во вторую — крупные добывающие и перерабатывающие предприятия России (пути необщего пользования). В последние годы (2005;2012гг) ООО «Транссвязьавтоматика» в основном работала с филиалами ОАО «РЖД», так как объемов строительства в европейской части России хватало для всех участников рынка. В 2013 году наблюдается смещение интересов ОАО «РЖД» в области развития существующих сетей и строительства новых в Сибирь, что, если рассматриваемая в данной работе организация начнет работу в данном регионе, продолжая базироваться в европейской части России, приведет к серьезному увеличению издержек (в первую очередь транспортных расходов) и, как следствие, к снижению конкурентоспособности. Соответственно, жизненно необходимо сконцентрировать усилия созданного отдела маркетинга на анализе той части рынка, которая включает в себя крупные компании, имеющие в своей инфраструктуре железнодорожные пути и станции.
В 2013 году ООО «Транссвязьавтоматика» приняла участие в модернизации трех железнодорожных станций с путями необщего пользования, принадлежащими ОАО «Апатит», входящему в группу компаний «ФосАгро». ОАО «Апатит», в связи с увеличивающимися объемами добычи апатит-нефелиновой руды (основное сырье для фосфорных удобрений), начало модернизацию железнодорожных путей и станций, обслуживающих несколько рудников в Хибинских горах. Фирма ООО «Транссвязьавтоматика» полностью закончила выделенные объемы строительно-монтажных работ в сроки, соответствующие генеральному планом производства работ, и заслужила благодарность со стороны заказчика. Таким образом, можно сделать вывод, что фирма ООО «Транссвязьавтоматика» вполне способна успешно работать на данной части рынка строительных услуг и, приложив соответствующие усилия, может существенно увеличить свою долю рынка. В этой ситуации работа маркетингового отдела должна быть сконцентрирована в первую очередь на сборе и анализе данных по ситуации на указанном выше сегменте, и основной функцией маркетинга, реализуемой в рамках фирмы ООО «Транссвязьавтоматика», должна стать аналитическая.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная задача маркетинга — понять нужды и потребности каждого рынка и выбрать те из них, которые компания сможет обслуживать лучше всего.
Нельзя преуменьшать роль маркетинговой деятельности в работе любого предприятия — от того, насколько сильно развит маркетинговый подход к управлению бизнесом, напрямую зависит процветание фирмы. Многие предприятия, не уделяя должного внимания работе с рынком и потребителями, теряют часть, а иногда и всю долю рынка, на котором ранее успешно действовали.
ООО «Транссвязьавтоматика» — это узкоспециализированное предприятие с хорошими перспективами экономического развития и оборотом свыше двухсот миллионов в год. Руководствуясь интуитивному стилю ведения бизнеса, руководству компании удавалось успешно осуществлять коммерческую деятельность в последние годы, однако с помощью внедрения в работу предприятия маркетинговых мероприятий можно добиться еще больших результатов, в том числе и экономических.
Именно поэтому на данном этапе очень важно организовать маркетинговый отдел в компании. В данной работе описан весь процесс организации отдела маркетинга в ООО «Транссвязьавтоматика» от планирования структуры до штатной комплектации и материально-технического оснащения. Также предусмотрена система координирования совместной деятельности работы маркетингового и других отделов компании. Кроме того был проведен расчет экономических затрат на организацию маркетинговой деятельности и приведен краткий SWOT-анализ предприятия.
Однако, организация отдела в любой компании — это только начало пути в заданном направлении. Чтобы оправдать вложенные затраты отдел должен заработать во всю силу своих возможностей. Вероятные пути развития отдела маркетинга ООО «Транссвязьавтоматика» описаны в третьем параграфе второй главы: это проведение маркетингового исследования и формирование маркетингового плана компании.
На основании этого плана должна осуществляться деятельность ООО «Транссвязьавтоматика», и по его результатам можно оценить прирост прибыли от введения инноваций.
С учетом специфики рассматриваемого предприятия основной задачей отдела маркетинга должно стать не собственно продвижение товара (услуги), а мониторинг и анализ внешней среды — тенденции в отрасли, законодательство, активность конкурентов, общая экономическая ситуация в стране и регионе и т. д. Опираясь на предоставленную информацию руководство организации сможет разрабатывать более обоснованные стратегические планы и принимать взвешенные управленческие решения. Таким образом, в рамках рассматриваемой организации основной должна стать аналитическая функция маркетинга.
Я, в свою очередь, абсолютно убежден, что внедрение маркетинга любого вида может сказаться только положительно на работе любой компании, ведь эффективность маркетинга неоднократно доказана опытом как зарубежных, так и отечественных компаний. На Западе маркетинг является чуть ли не ключевым моментом работы любой компании, как крупной, так и сравнительно небольшой. Хотелось бы верить, что понимание этого скоро надежно укоренится в умах отечественных предпринимателей, и необходимость создания маркетингового отдела не нужно будет доказывать даже в рамках учебной работы.
1. Григорьев М. Н. Маркетинг: учебник для бакалавров / — 4-е изд., доп. — М.: Издательство Юрайт, 2012. —с.36
2. Информационные системы маркетинга: Н. В. Лашманова — Москва, СПбГУП, 2011 г.- 188 с.
3. Маркетинг в Интернете. Как привлечь клиентов с помощью Google, социальных сетей и блогов: Брайан Халлиган, Дхармеш Шах — Москва, Диалектика, 2011 г.- 256 с.
4. Маркетинг в общественном питании: Юзеф Сала — Санкт-Петербург, Финансы и статистика, 2012 г.- 240 с.
5. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: П. С. Завьялов — Санкт-Петербург, Инфра-М, 2009 г.- 496 с.
6. Маркетинг. Учебник для вузов: — Москва, Юнити-Дана, 20 124 г.- 208 с.
7. Основы маркетинга: Н. П. Котерова — Санкт-Петербург, Академия, 2010 г.- 144 с.
8. Психология в маркетинге. Cool-Brand-стратегия: А. Н. Лебедев-Любимов — Санкт-Петербург, Питер, 2012 г.- 200 с.
9. Питерс Т. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки / Т. Питерс, Р. Уотерман — М.: Вильямс, 2004. -с.159
10. Современный менеджмент. Теория и практика: Под редакцией А. Г. Комарова, Г. Г. Муфтиева — Санкт-Петербург, Питер, 2004 г.-с.270
11. Философия потребления: Изабель Шмигин — Санкт-Петербург, Гуманитарный центр, 2009 г.- 304 с.
12. Финансовый менеджмент в туризме: С. А. Быстров — Санкт-Петербург, Герда, 2012 г.- 240 с.
13. Что такое дизайн продукта?: Лора Слэк — Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, 2008 г.- 256 с.
14. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. — М.: Экономика, 1990. —с.59
Приложение
.ur