Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Учебный тематический словарь: типы семантических отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На втором этапе составления словарной статьи (и это главная его особенность) осуществляется выбор и ограничение исходного словника. На этом этапе в качестве исходного словника используется серия тематических словарей (в нашем случае это «Тематический словарь русского языка для башкирской средней школы (Уфа, 1976) — «Учебный тематический словарь русского языка («Общество»)» (Уфа, 1977… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. «ОТНОШЕНИЕ» КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ. ПОНЯТИЕ СЕМАНТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ
    • 1. 1. Категория «отношение» в лингвистике
    • 1. 2. Словарь идеографического типа как источник выявления инвентаря семантических отношений
    • 1. 3. Учебный тематический словарь как тип словаря
  • ГЛАВА 11. ТИПЫ СЕМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В
  • УЧЕБНЫХ ТЕМАТИЧЕСКИХ СЛОВАРЯХ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
    • 2. 1. Социально-языковая ситуация в Республике Саха
  • Якутия)
    • 2. 2. Типы семантических отношений и их характеристика
    • 2. 3. Методика построения словарных статей
    • 2. 4. Развитие языковой компетенции учащихся с использованием русско-якутского тематического словаря

Учебный тематический словарь: типы семантических отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В связи с вышесказанным, актуальность данной работы определяется необходимостью выявления инвентаря таких отношений в русско — национальной лексике в качестве основы русско-якутского учебного тематического словаря.

Цель диссертации — выявление и описание максимально возможного количества характерных для русской и якутской лексики типов семантических отношений в рамках тематической общности слов в объемах словарей учебного типа.

Основными задачами исследования, вытекающими из поставленной цели, являются:

1. Выявление семантических отношений между единицами учебного тематического словаря русского языка.

2. Выявление семантических отношений между единицами учебного тематического словаря якутского языка в зеркале русского.

3. Описание и систематизация выявленных типов семантических отношений.

4. Построение экспериментальной словарных статей обновленного двуязычного русско-якутского тематического словаря учебного типа.

Материалом исследования послужили «Учебный тематический словарь русского языка (Общество)» Саяховой Л. Г., Хасановой Д. М. (Уфа, 1977) и «Русско-якутский тематический словарь» Данилова 6.

В.Н.(Лкутск, 1988), а также ряд русских и якутских толковых, энциклопедических словарей, словарей идеографического типа.

Методы исследования. В данной работе используется комплексная методика, предусматривающая обращение к различным исследовательским методам: описательно-аналитическому, сравнительно-сопоставительному анализам, методу компонентного анализа лексических единиц.

Исходным положением диссертационной работы является признание принципиальной возможности выявления на базе тематического словаря учебного типа совокупности семантических отношений в лексике.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

1. На базе современных теоретических представлений с привлечением данных учебных тематических и идеографических словарей выявляются и описываются семантические отношения, характерные для русской и якутской лексики, предлагается их типология.

2. Описываются типы семантических отношений, характерные для единиц одинаковой грамматико-категориальной семантики (имени существительного, имени прилагательного, глагола), выявляется регулярный характер этих отношений.

3. На основе полученного инвентаря семантических отношений построены экспериментальные словарные статьи для обновленного двуязычного учебного тематического словаря, тем самым обосновывается целесообразность построения двуязычных филологических учебных словарей с учетом выявленных типов семантических отношений, создается база для сопоставительного изучения языков.

Практическая иенностъ работы заключается в том, что выявленные типы семантических отношений могут быть использованы в практике 7 построения идеографических, в том числе тематических словарей учебного типа, практического обучения русскому языку тех, для кого он является неродным, для углубления языковой компетенции учащихся, а также в практике преподавания и изучения лексикологии русского и якутского языков, сопоставительной лексикологии обоих языков как учебных предметов.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания БашГУ. Отдельные положения работы нашли отражение в докладах и сообщениях, сделанных на научно-практических конференциях молодых ученых в ИГУ (Иркутск, 1994), ЯГУ (Якутск, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2001). По теме диссертации опубликовано 7 статей.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, категория «отношение» является одной из основных логико-философских категорий, в которой находит концептуализацию понимание человеком факта объективности существования различных отношений в мире действительности, в том числе и в отраженном, каковым является естественным язык. Существует ряд работ, в которых рассматриваются различные аспекты категории «отношение», где каждое отдельно взятое определение в той или иной степени выражает суть этой категории. Они позволяют выделить её наиболее характерные черты: объективность, универсальность, всеобщность, процессуальность и противоречивость.

Объективность существования отношений в языке обусловливает то, что категория «отношение» широко используется и в лингвистике. Она охватывает все уровни языка, позволяя с разных сторон характеризовать языковые единицы и их классы.

Одними из наиболее многообразных и сложных являются системные отношения в лексике. На лексическом уровне отношения объективной действительности находят свое выражение в разнообразных связях между лексическими единицами в лексико-семантических группах, семантических полях, тематических группах слов и т. д. Системные отношения характеризуют и элементарные единицы языка в составе семем (внутренняя, содержательная сторона слова), определяя во многом характер связи самих единиц и конфигурацию структуры соответствующих классов и единиц.

Отношения лексико-семантических единиц языка находятся в тесной взаимосвязи, накладываются друг на друга, пересекаются. Они могут быть.

153 опосредованными соотношением слова с реалией и с концептом, но могут быть и чисто системными, внутриязыковыми.

Общепризнанной в современной лингвистике является целесообразность выделения в кругу семантических связей отношений синонимии, антонимии, конверсии, родо-видовых и некоторых других. Реально же сеть семантических отношений в лексике гораздо шире и разнообразнее, но они признаются нерегулярными и поэтому нередко выпадают из поля внимания исследователей. Однако, как отмечает Д. Н. Шмелев, «.исследуя семантические отношения, объективно существующие в языке, мы, по сути дела, должны брать их во всей совокупности, чем бы они ни были обусловлены» [Шмелев 1964, с.7]. Только выявление полного набора семантических отношений в лексико-семантической системе языка может служить базой для их типологии и построения адекватной иерархии их структуры, а также самой лексико-семантической бистемы во всем её объеме, чего пока не сделано ни для одного языка.

В данной же работе мы попытались реализовать теоретически признаваемую возможность выявления сети семантических отношений в лексике на материале словаря идеографического типа, а именно учебного тематического словаря.

Для идеографических словарей тезуаурусного типа количество и содержание лексико-семантических групп, включая их состав и характер связей единиц, определяется смысловой емкостью языка и проблема заключается, главным образом, в их опознании. Для тематических же словарей основной является задача отбора тем.

Тематический словарь — это словарь комплексный: он строится на учете парадигматических связей в системе языка в рамках тематической.

154 общности (синонимических, антонимических, родо-видовых и др.) и синтагматических связей (представление опорных тематических слов в типичных словосочетаниях). Такой способ организации словаря также хорошо согласуется с представлением о системном характере лексико-семантической области языка, когда отдельная единица включается одновременно как в контекст класса (парадигматические отношения), так и в контекст ряда (синтагматические отношения).

В данной работе в качестве источника выявления типов семантических отношений были использованы тематические словари, специфика которых состоит в их учебной направленности: «Тематический словарь русского языка для башкирской средней школы» (Уфа, 1976), «Учебный тематический словарь русского языка» («Общество») (Уфа, 1977) Л. Г. Саяховой, Д. М. Хасановой и «Русско-якутский тематический словарь» (Якутск, 1988) В. Н. Данилова.

Разработка данной проблемы связана с изменением содержания цели и задач языковой политики в Республике Саха (Якутия), с выдвижением на первый план вопросов, связанных с совершенствованием обучения языкам, в частности, русскому языку как неродному. И в то же время языку межнационального общения, одному из мировых языков, который как таковой служит средством трансляции общечеловеческих культурных ценностей. Реализацией этих задач служит и создание словарей-минимумов и словников для однои двуязычных словарей различного назначения. Усиление внимания к постановке и решению этих задач стимулируется и самой языковой ситуацией Республики Саха (Якутия), которая характеризуется выраженным многоязычием. На её территории получил распространение национально-русский тип двуязычия. Другой тип двуязычия (русско-национальный) практически не развит. В местах.

155 компактного проживания малочисленных народов Севера наблюдается ситуация трехъязычия и многоязычия. К тому же в последние годы сфера среднего образования РС (Я), содержание обучения в ней и её языковая база претерпевают глубокие изменения. Реализация приоритетных направлений среднего образования возможна только на основе оптимизации языковой базы обучения.

В ходе анализа словарных статей «Учебного тематического словаря русского языка» («Общество»)" Саяховой Л. Г., Хасановой Д. М. с помощью специальной методики было выявлено 40 типов семантических отношений, характерных для лексики русского языка, и определен ряд их особенностей.

Анализ словарных статей «Русско-якутского тематического словаря» Данилова В. Н. позволил выявить 9 типов семантических отношений.

В ходе сравнения выявленных по обоим источникам типов семантических отношений обнаружилось, что оба набора типологически схожи, что позволяет признать семантическое отношение межъязыковой универсалией. А некоторые количественные и качественные различия объясняются различием объемов исходных словников, разной методикой построения словарей, а также разным уровнем развития научной теоретической базы создания указанных словарей. Словарь В. Н. Даниловаэто один из первых учебных тематических словарей.

Выявленный и описанный перечень семантических отношений был положен в основу построения словарных статей русско-якутского учебного тематического словаря.

Работа по построению представленных в диссертации словарных статей «Школа», «Одежда» обеждает в целесообразности использования следующего алгоритма. На первом этапе работы в качестве исходного словника используется словарный запас и языковая компетенция.

156 исследователя. На этом этапе словарная статья наполняется словоформами, связанными с заглавным словом тем или иным типом семантического отношения из состава выделенных. Первый этап построения словарной статьи характеризуется направленностью от семантического отношения к слову. При построении словарных статей мы стремились к максимально полному и разностороннему наполнению каждого типа семантического отношения.

На втором этапе составления словарной статьи (и это главная его особенность) осуществляется выбор и ограничение исходного словника. На этом этапе в качестве исходного словника используется серия тематических словарей (в нашем случае это «Тематический словарь русского языка для башкирской средней школы (Уфа, 1976) — «Учебный тематический словарь русского языка («Общество»)» (Уфа, 1977) — «Тематический словарь русского языка» под ред. В. В. Морковкина (М., 2000) Л. Г. Саяховой, Д. М. Хасановой.: Направленность второго этапа может быть двоякой в зависимости от поставленной цели: от семантического отношения к его интерпретации путем подыскивания в словаре необходимых слов, а также от слова к семантическому отношению, связывающему его с дескриптором.

Построенные словарные статьи подтверждают предположение о том, что список семантических отношений может быть использован в качестве каркаса для построения словарных статей двуязычного учебного тематического словаря.

Предлагаемый в диссертации тематический материал демонстрирует разнообразные связи и отношения лексических единиц: функциональные связи (принадлежность лексического состава одной тематической системе) — объективно-онтологические связи, присущие конкретной системе, которые проявляются в объединении лексики внутри тематических микросистем на.

157 основе близости обозначаемых реалийпарадигматические связи в системе языка (различные типы семантических отношений в рамках тематической общности). Отражаются в нем и синтагматические связи. Парадигматические и синтагматические связи слов коррелированы с когнитивно — интерпретирующей и коммуникативной функциями языка. Таким образом, принципы структурации данного материала могут быть положены в основу составления других фрагментов и словаря в целом.

Дальнейшая работа по изучению сети семантических отношений в лексике может быть продолжена путем более глубокого и детального изучения и описания конкретных типов семантических отношений и их особенностей с привлечением более широкого круга единиц (большего объема материалав соответствии с конкретными исследовательскими и практическими задачами).

В заключение отметим, что изучение языка с позиций учета существующих в нем отношений отвечает общенаучному принципу системности, который — в силу своей всеобщности — обретает статус методологического научного подхода. Системный подход к изучению языковых явлений и к обучению языку, коррелируя с системностью отношений самих отражаемых языком реалий, способствует воспитанию у учащихся естественно-научного мировоззрения, понимания единства и целостности мира во всех его проявлениях: физическом, социальном, ментальном, духовном. Использование же в этом процессе средств языка и языкопознания согласуется с гуманистической природой человека и тем самым наилучшим, естественным образом способствует решению задач гуманитаризации и гуманизации образования и воспитания. Учет фактора системности в практике обучения языку позволяет оптимизировать процесс.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Г. О синтаксической семантике // Проблемы синтаксической семантики: Материалы научной конференции.- М., 1976, с. 3−8.
  2. А.Ю. Исследование структурной организации лексико-семантического поля /Автореф.дис. .канд.филол.наук. Киев, 1987.
  3. Апресян Ю. Д, Лексическая семантика: Синонимические средства языка, Ю. Д. Апресян. Изб.тр. 2 изд., испр., и доп. — М.: Издат. Фирма «Вост.лит.» РАН, т. 1, 1995.-472 с.
  4. Аристотель. Категории. М.: Соцэкгиз, 1939. — 84 с.
  5. Т.В. Якутско-русское двуязычие: социолингвистический аспект.-Якутск, 1992.
  6. Т.В. Динамика этноязыковых процессов в современной социальной эволюции: // Этносоциальное развитие РС (Я). -Новосибирск: Наука, 2000. 277 с.
  7. И.В. Лексическое значение слова в языке и речи // Тез. докл. межвузовской конференции «Язык и речь». М., 1962.
  8. Н.В. Особенности полевой структуры лексики современного русского языка: На примере глаголов лишения / Автореф.дис.канд.филол.наук. -М., 2001.
  9. О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М.: Учпедгиз, 1957.-295 с.
  10. О.С. Принципы и методы лексикологии как социолингвистической дисциплины. М., 1971.
  11. П.Аюпова Л. Л. Языковая ситуация: социолингвистический аспект. Уфа, 2000.-156 с.160
  12. H.B. Национальная специфика лексико-семантических полей «Средства передвижения» в русском и английском языках / Автореф. дис. .канд.филол.наук. Воронеж, 1999.
  13. Я.Л. Теория и практика комплексного лингвистического словаря (на материале наименований животных в русском языке) / Автореф. дис.. .канд.филол. наук. Уфа, 2000.
  14. Е.Г. Семантика слова. -М.: Высшая школа, 1987. 128 с.
  15. Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. — 446 с.
  16. В.П. Двуязычная лексикография. СПб., 1996. — 248 с.
  17. А.Е. Разделы словаря, семантические поля и тематические группы слов // Вопросы языкознания. 1982.- № 4. — С. 52 — 63.
  18. О.Н. О языке якутов. Новосибирск: Наука, 1990. — 644 с.
  19. М. Семантика // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1981, вып. X, с. 177 199.
  20. A.B. Грамматическая категория и контекст. М., 1971.-115 с.
  21. A.B. О структуре грамматических категорий (отношения оппозиции и неоппозиционные различия) // Вопросы языкознания. -1981.- № 6.
  22. A.B. Функциональная грамматика . Л.: Наука, 1984. — 136 с.
  23. A.B. Опыт лингвистической интерпретации соотношения системы и среды// Вопросы языкознания.- 1985. № 1.
  24. A.B. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. Л.: Наука, 1983. — 208 с.161
  25. A.B. Основы функциональной грамматики: Языковая интерпретация идеи времени. Спб., 1999. — 256 с.
  26. A.A. Лексика языка и культура страны. Изучение лексики в лингвострановедческом аспекте.-М., 1986.
  27. P.A. Сравнительно семасиологические исследования (романские языки).- М., 1963.- 302 с.
  28. P.A. Сходства и несходства между родственными языками. Романский лингвистический материал. М.: Наука, 1985.-272.
  29. Л.Л. Трудные вопросы морфологии. М.: Просвещение, 1976. -208 с.
  30. Д.Р. Справочная система учебных словарей. Казань, 1992.
  31. Д. Методика подготовки информационных тезаурусов // Сборник переводов по вопросам информационной теории и практики. М., 1970, № 17, с. 2−104.
  32. Л.М. Теория семантических полей//Вопросы языкознания, 1971, № 5. .
  33. Л.М. Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи //- В кн.: Очерки по семантике русского глагола.-Уфа, 1971.
  34. Л.М. Парадигматические и синтагматические поля // Актуальные проблемы лексикологии. Тезисы докладов 111 лингвистической конференции 3−7 мая 1971. Новосибирск, 1971, с. 102- 104.
  35. Л.М. Методы семантического анализа // Исследования по семантике. Уфа, 1975. Вып 1., с. 158−172.
  36. Л.М. О знаковой сущности языка Я Семантика и структура предложения: Лексическая и синтаксическая семантика. Уфа, 1978.162
  37. JI.M. Значение в его отношении к действительности, системе языка и акту коммуникации // Исследования по семантике.-Уфа, 1980, вып. 6, с. 3−16.
  38. Л.М. Семантика русского глагола. М., 1981.
  39. Л.М. Теоретические проблемы лингвистики: Внутреннее устройство языка как знаковой системы. — Уфа, 1994. 126.
  40. Л.М. Методы современной лингвистики. Уфа, 1997. — 180 с.
  41. Л.М. Системный семантический словарь русского языка. Предикатная лексика. Вып.1. — Уфа: «Восточный университет», 2 000 200 с.
  42. Г. К. Первый тематический русско болгарский словарь // Современная русская лексикология. М.: Наука, 1966.
  43. В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. Изд 2-е.-М.: Высшая школа, 1972.-614 с.
  44. В.В. Основные типы лексических значений слов // В. В. Виноградов. Избранные труды. Лексикология и лексикография.- М., 1977, с. 162−189.
  45. Э.А., Макеева В. Н. К вопросу о лексическом значении слова // Романское и германское языкознание.- Минск, 1977, с. 96 -103.
  46. В.В. Работа с материалами русского семантического словаря //Русский язык в национальной школе. 1988.- № 5. — С. 9 — 12.
  47. Вопросы учебной лексикографии // Под ред. Денисова П. Н., Новикова Л.А.-М., 1969.163
  48. В.В. Лингвокультурология (теория и методы). Изд. РУДН, 1997.-331 с.
  49. P.M. Способы лексического представления понятия отношения // Исследования по семантике. Уфа, 1980, вып. 6, с. 16−32.
  50. P.M. Сопоставительное описание лексических полей (на материале разносистемных языков): Учеб.пособие. Уфа, 1990. — 67 с.
  51. P.M. Категория отношения в языке// Язык и культура. Вторая международная конференция. Киев, 1993, с.85−86.
  52. Гак В. Г. Сопоставительная лексикология. М., 1977. — 262 с.
  53. Гак В. Г. Языковые преобразования. М., 1998.
  54. Г. В., Кильдибекова Т. А. Когнитивные аспекты лексической системы языка. Уфа: Изд. Башкирского университета, 1998. — 180 с.
  55. И.М. Тезаурус как инструмент современного языкознания / Автореф.дис. .д-ра филол.наук. Киев, 1991.
  56. В.Е. К методике ограничения соответственных лексико -семантических групп // Очерки по русскому языку и стилистике.-Саратов, 1967.
  57. Е.В., Шендельс Е. И. Грамматико-лексические поля в современном немецком языке.-М., 1969.
  58. В.Д. Очерки по лексикографии. -М.: Прометей, 2000. 395 с.
  59. В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода//Вопросы языкознания. 1994. — № 4. -с.17−33.164
  60. П.Н. О сочетаемости слов // Русский язык за рубежом.- 1974.-№ 1.
  61. П.Н. Очерки по русской лексикологии и учебной лексикографии. М., 1974.
  62. П.Н. О конструктивном подходе к созданию системы учебных словарей русского языка для иностранцев // Яшку jazyk, 1977, № 1, с. 8−13.
  63. П.Н. Практика, история и теория лексикографии в их единстве и взаимообусловленности // Проблемы учебной лексикографии и обучения лексике. М., 1978, с. 25−33.
  64. П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. М.: Русский язык, 1993. — 248 с.
  65. И.Ю. Моделирование соотношения тезауруса и текста при решении некоторых задач прикладной лингвистики / Автореф. дис. канд. филол. наук.- М., 1983.- 25 с.
  66. В. Элементы лексикологии и семиотики. М.: Прогресс. 1973.-286 с.
  67. М.В. Об эффективном двуязычии и соотношении русского и национальных языков// Русский язык в СССР.- 1991.- № 3.
  68. В.И. Лексическое значение как объект комплексного описания в словарях. / Дисс. .докт.филол.наук. М., 1994. — 546 с.
  69. Э.В. Конверсные отношения в лексике современного английского языка / Автореф. дис. канд. филол. наук. Л., 1980. — 18 с.
  70. В.Л. Семантическое поле глаголов движения в современном русском языке / Автореф. дис. канд. филол. наук. Уфа, 1975.- 25 с. 81 .Ибрагимова В. Л. Семантика русского глагола (лексика движения): Учебное пособие.- Уфа, 1988. 80 с.
  71. В.Л. Глаголы пространственной локализации в современном русском языке Автореф. дис. д-ра филол. наук. -Екатеринбург, 1994. 47 с.
  72. Идеографические аспекты русской грамматики. М., 1988.
  73. Ильинская Н: Г. К проблеме системных отношений в лексике: Лексико-семантическая группа «Выпеченные изделия» в архангельском диалекте166семантический и лингвогеографический аспекты). М.: Диалог — МГУ, 1998.-320 с.
  74. H.A. Образ в лексико-семантическом аспекте.- Самара: Изд. «Самарский университет», 1998. 204 с.
  75. Н.В. Теория поля в современном языкознании. М. 1991.
  76. Ю.Н. Структура лексико-семантического поля // Филологические науки. -М., 1972.- № 1.
  77. Ю.Н. Общая и русская идеография. -М.: Наука, 1976. 354 с.
  78. Ю.Н. Частотный словарь семантических множителей русского языка. -М.: Наука, 1980. 207 с.
  79. Ю.Н., Молчанов В. И., Афанасьев В. А., Михалев Н. В. Анализ метаязыка словаря с помощью ЭВМ. М.: Наука, 1982. — 96 с.
  80. Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. -М., 1999.- 180 с.
  81. В.Б. Языковые структуры и когнитивная деятельность. М.: Наука, 1989.
  82. Категория отношения в языке //Науч.ред.проф. P.M. Гайсина. Уфа, 1997.-173.
  83. С.Д. Общее и типологическое языкознание. Л.: Наука, 1986.- 297 с.
  84. Т.А. Глаголы действия в современном русском языке: Опыт функционально-семантического анализа. Саратов, 1985.
  85. А.П. Лексическая системность и ее психолингвистическое изучение: Учебное пособие. Минск: Минский гос. пед. ин-т иностр. яз., 1974.- 108 с.167
  86. В.А., Черняк В. Д. Слово в системе словарей русского языка: Учебное пособие. JL, 1989.
  87. В.А. Парадигматические и синтагматические свойства метаречевых, глаголов (на материале русского и испанского языков). -Воронеж, 1993.
  88. Н.З. Значение слова и его сочетаемость (к формализации в языкознании). Л.: Наука, 1975. — 164 с.
  89. Э.В. Части речи и лексико- семантические группы слов // Вопросы языкознания, — 1963.- № 5.
  90. Э.В. Русские глаголы «приобщения объекта» как функционально-семантический класс слов (к вопросу о природе лексико семантических групп) / Автореф. дисс. докт. филол. наук.-М., 1974.
  91. Э.В. Лексикология русского языка. М.: Высшая школа, 1982. — 152 с.
  92. Э.В. Язык в свете системного подхода. — Свердловск, 1983.
  93. H.H. Семантический анализ и смысловая неполнота текста / Автореф.дис. .канд филол.наук. М., 1968. — 20 с.168
  94. В.Д. Проблемы отражения лексической семантики в идеографическом словаре /Автореф. дис.. канд.филол.наук. СПб., 1998.
  95. М.Р. Опыт систематизации лексических антонимов // Актуальные проблемы лексикологии и лексикографии. Пермь, 1972, с. 307−311.
  96. Р.В. Принципы семантической систематизации лексики и их лексикографическое воплощение / Автореф. дис.. канд. филол.наук. -М., 1983.
  97. М.М. Теория лексической аттракции. М.: Наука, 1971. -251с.
  98. Л.В. Теория лексической и грамматической омонимии.-Л.: Наука, 1990.
  99. A.C. Понятие системы и структуры языка в свете диалектического материализма // Ленинизм и теоретические проблемы языкознания. -М., 1970.
  100. В.В. Идеографические словари. М.: Изд. Моск. Ун-та, 1970.- 69 с.
  101. В.В. К вопросу об учебном тематическом словаре// Русский язык в национальной школе.- 1970.- № 2.
  102. В.В. Учебная лексикография как особая лингвометодическая дисциплина // Актуальные проблемы учебной лексикографии. М.: Русский язык, 1977, с.28−37.
  103. В.В. Опыт идеографического описания лексики (анализ слов со значением времени в русском языке).-М.: Изд. Моск. ун-та, 1977.-166 с.169
  104. В.В., Сафьян Ю. А., Степанова Е. М. и др. Лексические минимумы современного русского языка. /Под ред. В. В. Морковкина. -М.: Русский язык, 1985. 608.
  105. В.В. Основы теории учебной лексикографии / Дисс.. докт.филол.наук в форме научного доклада. М.: Институт русского языка им. A.C. Пушкина, 1990. — 72 с.
  106. Национальная специфика языка и ее отражение в нормативном словаре. М., 1988.
  107. С.Е. Тезаурус по теоретической и прикладной лингвистике.-М.: Наука, 1978.-373 с.
  108. Т.Г. Современная русская лексикография: актуальные вопросы теории и практики: Учебно-метод. пособие. Волгоград, 1997. -48 с.
  109. Л.А. Логическая противоположность и лексическая антонимия // Русский язык в школе, 1966. № 4. — с.79−87.
  110. Л.А. Синонимические функции слов // Русский язык в школе.- 1968.- № 1.- С. 11−23.
  111. Л.А. Учебная лексикография и её задачи // Вопросы учебной лексикографии / Под ред. П. Н. Денисова и Л. А. Новикова. М.: Изд. МГУ, 1969, с.3−11.
  112. Л.А. Семантика русского языка. М.: Высшая школа, 1982.-272 с.
  113. В.М. Полевые структуры в строе языка. СПб., 1996. — 114 с.
  114. Полевые структуры в системе языка. Воронеж, 1989.
  115. Проблемы лексикографии: Сб.ст. СПб.: Изд. С.-Петерб.ун-та, 1997. -203 с.170
  116. Проблемы современной лингвистики: Коммуникативно-функциональное описание языка. Уфа, 1996. -154 с.
  117. В.Н. Тематические группы слов как микросистемы // Вопросы русского языкознания. Вып.2. Изд-во Моск. ун-та, 1979, с. 160 166.
  118. Г. А. Диалектная лексическая синонимия и проблемы идеографии (семасиологической и ономасиологический анализ системных отношений в лексике). Томск: ТГУ, 1988.
  119. . Человеческое познание. Его сферы и границы. М., 1957. -555 с.
  120. Русская грамматика: В 2-х т.- М.: Наука, 1980.
  121. В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. -Томск: Изд. Том. Ун-та, 1973. 431 с.
  122. Н.Г. Два языка два родника.- Якутск, 1993. — 176 с.
  123. Н.Г. Языковая ситуация в Республике Саха (Якутия) // Языковые проблемы Российской Федерации и законы о языках. М., 1994.
  124. Л.Г. Лексика как система и методика ее усвоения. Уфа, 1979.
  125. Л.Г. Вопросы учебной лексикографии: Учебное пособие.-Уфа: Изд. Башкирского ун-та, 1980.
  126. Л.Г. Лингводидактические основы описания лексико-семантической системы русского языка и учебные словари для национальной школы / Дисс. .докт. педаг. наук. Уфа, 1981.
  127. Л.Г. Об основах учебного идеографического словаря // Исследования по семантике. Сб.ст. Уфа, 1988. — с.21−27.171
  128. В.H. О критериях всеобщности философских положений // Философские науки. 1974. — № 2. С. 58 — 66.
  129. Семантико-системные отношения в лексике и синтаксисе // Межвузовскцй сб.науч.тр.- Новосибирск, 1990. 132 с.
  130. .А. О материалистическом подходе к явлениям языка. М.: Наука, 1983.-319 с.
  131. Системные отношения в лексике и методы их изучения // Межвузовский научный сборник. Уфа: Башкирский ун-т, 1977.
  132. Ю.Д. Типы семантических отношений в русской лексике и их отражение в идеографических словарях / Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1984. — 16 с.
  133. М.А. Проблема отбора лексического материала в учебной лексикографии / Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1975.
  134. Г. Е. Лексико-семантическое поле «одобрение» на материале русского и немецкого языков / Автореф.дис.канд.филол.наук. -Тюмень, 2000.
  135. И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. -М., 1980. '
  136. Слово в системных отношениях на разных уровнях языка // Сб.науч.тр. Екатеринбург, 1993. — 133 с.
  137. Современность и словари // Сб. ст.- Л.: Наука, 1988. 181 с.172
  138. .П. Проблематика лексической синонимики в современной лингвистике. Кишинев: Кишиневский гос. ун-т им. В. И. Ленина, 1970. — 66 с.
  139. .П. Система в лексической семантике (анализ семантической структуры слова). — Киев: Вища школа, 1979. 189 с.
  140. .П. Опыт системного описания семантических отношений в лексике (на материале русских имен прилагательных) / Автореф. дис. д-ра филол. наук. Киев, 1981. — 28 с.
  141. .П. Проблемы системного описания лексической семантики. Киев: Наукова Думка, 1990. — 184 с.
  142. В.М. Язык как системно-структурное образование. Изд. 2-е, доп.-М.: Наука, 1977.-341 с.
  143. Ф.П. К вопросу о системных отношениях в лексике народных говоров // Диалектная лексика.- Л., 1978, с. 14−24.
  144. Ф.П. Лексико-семантическая система и словарь национального языка // Современность и словари. Л., 1978, с. 4 — 19.
  145. Ф. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. -695 с.
  146. Ю.С. Основы общего языкознания. М.: Наука, 1975.
  147. И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж. 1985.-170 с.
  148. Н.И. Двуязычные словари и вопросы перевода. -Харьков, 1976.
  149. А.К. Лингводидактические основы комплексного учебного тематического словаря генеративного типа (на материале терминосистемы «Бурение нефтяных и газовых скважин») / Дис. канд.филол.наук. Уфа, 1999.173
  150. Теория и практика современной лексикографии. Л., 1984.
  151. Теория поля в современном языкознании. Уфа, 1991.
  152. Теория поля в современном языкознании. Уфа, 1999.
  153. Теория поля в современном языкознании. Уфа, 2000.
  154. М.Х. Двуязычные учебные словари и принципы их составления. Ташкент, 1981. — 182 с.
  155. Н.П. Лексико—семантические связи групп глагольной лексики / Автореф. дис. канд. филол. наук. Киев, 1984. 17 с.
  156. А.И. Вещи, свойства и отношения. М.: Изд. Акад. наук, 1963.- 184 с.
  157. И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания / Автореф. дис. д-ра филол. наук. М., 1975.-47 с.
  158. A.A. Опыт изучения лексики как системы. М., 1962.287 с.
  159. A.A. Типы словесных знаков. М.: Наука, 1974.-206 с.
  160. A.A. Семантика слова // Аспекты семантических исследований. М., 1980, с. 5 — 80.
  161. Ф.П. О лексико-семантических группах слов// Езиковедски изследования в чест на акад. Ст. Младенов. София, 1957.
  162. Ф.П. Очерки по теории языкознания. М., 1982. — 334 с.
  163. М.И. Современный русский язык. Лексикология. М.: Высшая школа, 1983. — 335 с.
  164. В.Д. Проблема синонимии и лексико-грамматическая классификация слов. Л., 1989.174
  165. Н.М., Быстрова Е. А. Лексико фразеологическая система и учебные . словари русского языка для национальной школы // Русский язык в национальной школе.- 1976.- № 2.
  166. Н.В. Виды семантических отношений в лексико -семантической группе притяжательных прилагательных со значением родственной принадлежности// Русский язык в школе,-1978.- № 4.- С. 92−96.
  167. С.Г. Языковые универсалии и проблемы лексической семантики. Уфа, 1998. -251 с.
  168. С.Г. Теория семантического поля и компонентной семантики его единиц. Уфа, 1999, 88 с.
  169. Н.Ю. Лексическая классификация русских глаголов (на фоне чешской семантико-компонентной классификации) //Славянское языкознание. IX Международный съезд славистов: Докл.сов.делегации. -М., 1983.
  170. Н.Ю. Лексическая система и ее отражение в толковом словаре // Русистика сегодня: Языковая система и ее функционирование. М., 1988.
  171. Н.Ю. Теоретические результаты, полученные в работе над «Русским семантическим словарем»//Вопросы языкознания, 1999, № 1. — с.3−16.
  172. Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М.: Наука, 1973.-280 с.
  173. Шмелев. Д. Н. Современный русский язык. Лексика. М.: Просвещение, 1977. — 335 с.
  174. М.Б. Некоторые проблемы двуязычия и пути их решения// Русский язык в национальной школе.-1990.-№ 5.175
  175. А.Н. Принципы семантической классификации качественных прилагательных в русском языке//Вопросы семантики-Л., 1974.-Вып. 1.
  176. Ю.А. Равенство, сходство, порядок. М.:Наука, 1971. -254 с.
  177. Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1958.
  178. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. — 428 с.
  179. Щур Г. С. О терминах «поле» и «система» в лингвистике. Jeneral linguistics, University Park (Pa), 1967, vol. 7, № 2, p. 127 — 155.
  180. Щур Г. С. О системе в лексике // Проблемы изучения семантики языка. Днепропетровск, 1968, с. 118−119.
  181. Щур Г. С. О типах лексических ассоциаций в языке // Семантическая структура слова. Психолингвистические исследования.- М., 1971, с. 140−150.
  182. Щур Г. С. Теории поля в лингвистике. М., 1974.
  183. Н.Б. О языке обучения и развитии двуязычия учащихся // Русский язык в национальной школе.- 1990.- № 12.
  184. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
  185. А.А. Принципы составления тюрко-русских словарей. М.: Наука, 1972.-416 с.
  186. Языковые единицы и контекст. Л.: Ленинград, гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 1973. — 214 с.
  187. Якутский язык: лексика, семантика. Якутск, 1987. — 87 с.
  188. Якутский язык: лексикология, лексикография. Якутск, 1989. — 114 с.176
  189. В.Н. Русско-якутский тематический словарь. Якутск, 1980.
  190. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 15-е изд. М., 1984.
  191. Русско-якутский словарь/Под ред. П. С. Афанасьева, Л. Н. Харитонова .М., 1968.
  192. Л.Г., Хасанова Д. М. Тематический словарь русского языка для башкирской средней школы / Под ред. Н. С. Дмитриевой. Уфа, 1976.
  193. Л.Г., Хасанова Д. М. Учебный тематический словарь русского языка.-Уфа, 1977.
  194. Л.Г., Хасанова Д. М. Иллюстрированный тематический словарь русского языка. М., 1989.
  195. Л.Г., Хасанова Д. М., Морковкин В. В. Тематический словарь русского языка / Под ред. В. В. Морковкина. М.: Русский язык, 2000.
  196. Словарь синонимов / Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1976.
  197. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. М., 1983.177
Заполнить форму текущей работой