Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эмоциональное восприятие дифференциальных признаков гласных фонем носителями немецкого и русского языков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ определения степени эмоциональности и дифференциации эмоций в звучащих немецких фразах позволил нам предположить наличие эмоциональной оппозиции гнев/страх — радость, что, в свою очередь, может являться причиной эмоциональной интерференции. Предполагая этот вывод, мы учитывали факт наличия универсальных и национально-специфических признаков экспрессивных средств и тот факт, что восприятие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
    • 1. 1. Обзор теорий о происхождении языка
    • 1. 2. Теории языкового знака
      • 1. 2. 1. История становления семиотики как общей теории знаков
      • 1. 2. 2. Характер связи между знаком и значением
    • 1. 3. Связь между звучанием и значением
      • 1. 3. 1. Звукоподражание и звукосимволизм как звукоизобразительные средства языка
      • 1. 3. 2. Природа связи между звуком и значением слова
      • 1. 3. 3. Связь между звучанием и значением в фоносемантике
      • 1. 3. 4. Лингвистический, психолингвистический и паралингвистический подходы в фоносемантике
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ВОСПРИЯТИЯ ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ
    • 2. 1. Основные тенденции в исследовании восприятия речи
    • 2. 2. Эмоциональный характер восприятия
    • 2. 3. Функциональная нагрузка эмоций
    • 2. 4. Эмоциональность и экспрессивность речи
    • 2. 5. Языковые средства выражения эмоциональности речи
    • 2. 6. Образный потенциал звуков и эмоциональная значимость слова
      • 2. 6. 1. Экспрессивная функция элементов звучащей речи на сегментном уровне
      • 2. 6. 2. Обзор теорий о дифференциальных признаках
      • 2. 6. 3. Система гласных фонем немецкого языка
      • 2. 6. 4. Экспрессивная функция гласных немецкого языка
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ ГЛАСНЫХ ФОНЕМ НОСИТЕЛЯМИ НЕМЕЦКОГО И
  • РУССКОГО ЯЗЫКОВ
    • 3. 1. Выбор экспериментального материала
    • 3. 2. Классификация звучащих фраз по характеру и степени выраженности базовых эмоций
    • 3. 3. Фонологические и статистические методы исследования сегментного уровня звучащей речи
    • 3. 4. Исследование восприятия дифференциальных признаков гласных фонем в зоне спада эмоционального напряжения
      • 3. 4. 1. Проявления базовой эмоции гнев и восприятие дифференциальных признаков гласных фонем информантами — носителями немецкого языка
      • 3. 4. 2. Проявления базовой эмоции гнев и восприятие дифференциальных признаков гласных фонем информантами — носителями русского языка
      • 3. 4. 3. Проявления базовой эмоции страх и восприятие дифференциальных признаков гласных фонем информантами — носителями немецкого языка
      • 3. 4. 4. Проявления базовой эмоции страх и восприятие дифференциальных признаков гласных фонем информантами — носителями русского языка
      • 3. 4. 5. Проявления базовой эмоции горе и восприятие дифференциальных признаков гласных фонем информантами — носителями немецкого языка
      • 3. 4. 6. Проявления базовой эмоции горе и восприятие дифференциальных признаков гласных фонем информантами — носителями русского языка
    • 3. 5. Исследование восприятия дифференциальных признаков гласных фонем в зоне нарастания эмоционального напряжения
      • 3. 5. 1. Проявления базовой эмоции радость и восприятие дифференциальных признаков гласных фонем информантами -носителями немецкого языка
      • 3. 5. 2. Проявления базовой эмоции радость и восприятие дифференциальных признаков гласных фонем информантами — носителями русского языка
  • Выводы

Эмоциональное восприятие дифференциальных признаков гласных фонем носителями немецкого и русского языков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Долгое время в лингвистике объектом исследования оставался письменный текст. Это обусловило характер подхода к исследуемым проблемам эмоциональности и звукоизобразительности в языке. Структурное описание языка рассматривалось вне связи с процессами порождения и восприятия речи. Такой подход не предполагал наличия психолингвистических данных. В последнее время происходит поворот в сторону психолингвистической ориентации лингвистических исследований. В фокусе исследования находится звучащая речь. Проблема эмоциональности звучащей речи и экспрессивных средств для ее выражения является одним из актуальных направлений в лингвистике и изучается с психолингвистических позиций.

Данная работа относится к теории эмоциональности, целью исследования является выявление экспрессивных средств звучащей речи. В качестве экспрессивных средств звучащей речи рассматриваются элементы звучащей речи на сегментном уровне. Существует ряд исследований, посвященных выявлению экспрессивных средств звучащей речи на супрасегментном уровне. При этом в качестве экспрессивных средств звучащей речи рассматриваются ритм и мелодия. Так как ритмические и мелодические признаки реализуются на вокалах, наше внимание сосредоточено на дифференциальных признаках гласных фонем как носителях экспрессивных средств.

Обращение к вокалам как носителям выразительных средств наблюдается в звукосимволизме. Звукосимволизм, однако, не объясняет механизмы действия этих выразительных средств, так как отсутствует системный подход к проблеме выявления экспрессивных средств речи.

Р. Якобсон заметил, что звукосимволизм на пути поиска скрытой в звуках образности сталкивался с трудностями, которые возникали вследствие поиска ценности фонем, а не их дистинктивных признаков.

В центре нашего рассмотрения находится не сама фонема, а дифференциальные признаки фонем, так как, согласно фонологической теории Н. С. Трубецкого, фонема — пучок дифференциальных признаков. В качестве выразительных средств звучащей речи мы обращаемся к экспрессивной функции дифференциальных признаков гласных фонем.

Все сказанное выше определяет актуальность данного исследования, основанного на междисциплинарном подходе к анализу экспрессивной функции элементов звучащей речи на сегментном уровне.

Цель настоящего исследования заключается в выявлении характера эмоционального восприятия дифференциальных признаков гласных фонем в звучащей речи.

Для проведения исследования была выдвинута рабочая гипотеза:

1. Взаимосвязь между. функционированием дифференциальных признаков гласных фонем и эмоциональной окрашенностью (настроем) звучащей речи носит системный характер. При нарастании эмоциональности следует ожидать закономерных и системных изменений средств для ее выражения.

2. Дифференциальные признаки гласных фонем являются одним из показателей соотнесения эмоционального восприятия с конкретной эмоцией и участвуют в процессе восприятия звучащей речи в определенном эмоциональном ключе.

Реализация поставленной цели и проверка рабочей гипотезы требуют решения следующих задач:

1. Определить частоту появления дифференциальных признаков гласных фонем при выражении базовых эмоций;

2. Выявить соотношение между эмоциональным восприятием информантами — носителями немецкого и русского языков звучащей речи и частотой появления дифференциальных признаков гласных фонем.

3. Выявить универсальные и национально-специфические признаки эмоционального восприятия дифференциальных признаков гласных фонем звучащей речи носителями немецкого и русского языков.

Объектом исследования являются дифференциальные признаки гласных фонем в экспрессивной функции при восприятии звучащей речи носителями родного и неродного языков.

Материалом для исследования послужили 68 звучащих секвенций (сегменты фраз) на немецком языке. Звучащие секвенции были отобраны из общего объема видеозаписей (продолжительностью 720 мин.) современных немецких фильмов, относящихся к разным жанрам, методом сплошной выборки по принципу соответствия выражению базовых эмоций.

Научная новизна настоящего диссертационного исследования обусловлена психолингвистическим подходом к анализу средств выразительности звучащей речи и к ее восприятию носителями родного и неродного языков.

Теоретическая значимость настоящей работы заключается в разработке механизма исследования эмоционального восприятия звучащей речи в психолингвистическом и лингвистическом аспектах.

Практическая ценность выполненного исследования определяется возможностью использования его положений и выводов об экспрессивной функции средств звучащей речи на сегментном уровне в курсе психолингвистики и фоностилистики, а также в практике преподавания немецкого языка.

Основные методы исследования. Полученные в работе результаты основаны на психолингвистическом эксперименте, применении фонологического и статистического методов.

Комплексный анализ экспериментального материала включает в себя следующие этапы:

1. Классификация звучащих секвенций на основе данных информантов: а) по характеру выраженности в них эмоцийб) по степени выраженности эмоциональности.

2. Соотнесение полученных данных с базовыми эмоциями.

3. Исследование средств сегментного уровня в соответствии с выявленной классификацией звучащих секвенций.

Теоретическую базу исследования составляют основные положения лингвистики, психолингвистики и нейропсихологии, касающиеся проблем восприятия речи и экспрессивных средств выражения эмоциональности в звучащей речи.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Дифференциальные признаки гласных фонем участвуют в комплексе экспрессивных средств при восприятии звучащей речи.

2. Взаимосвязь между восприятием дифференциальных признаков гласных фонем и базовых эмоций (гнев/страх, горе и радость по E.H. Винарской) в условиях звучащей речи носит системный характер.

3. Эмоциональное восприятие звучащей речи носителями родного и неродного языков носит универсальный и национально — специфический характер, что можно проследить на уровне дифференциальных признаков гласных фонем.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены на разных этапах ее разработки на научных сессиях ВГУ (2004 -2010 гг.), на III, IV и V международных симпозиумах по фонетике «Звучащая речь: методы исследования и теория обучения» (Воронеж, ВГУ, 2004, 2007, 2009), на Международной конференции «Межперсональная коммуникация — анализ и оптимизация» (ФРГ, Галле, 2010). По материалам исследования имеется 6 публикаций.

Структура и объем работы. Диссертация объемом 217 с. состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 192 наименования, двух приложений объемом 89 с.

Выводы.

Соотношение между проявлением базовых эмоций и восприятием дифференциальных признаков гласных фонем информантами — носителями немецкого и русского языков в условиях звучащей немецкой речи можно представить в виде следующих таблиц. Сокращение ДЗН обозначает комплекс признаков «долгий — краткий — напряженный», а КОНН — «краткий — открытый — ненапряженный».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основной задачей экспериментального исследования явилась попытка выявления характера взаимосвязи между функционированием дифференциальных признаков гласных фонем и эмоциональной окрашенностью звучащей речи. Результаты анализа эмоционального восприятия дифференциальных признаков гласных фонем носителями немецкого и русского языков позволяют нам сделать следующие выводы, подтверждающие выдвинутую гипотезу.

1. При выявлении и описании экспрессивных средств на сегментном уровне для выражения базовых эмоций гнев/страх, горе и радость объяснительную силу имеет психолингвистический подход, который исходит из факта наличия общебиологических корней эмоций человека, получающих дальнейшее социальное развитие.

2. В ходе проведенного эксперимента установлено, что дифференциальные признаки гласных фонем участвуют в процессе восприятия звучащей речи в определенном эмоциональном ключе и являются одним из показателей соотнесения эмоционального восприятия с конкретной эмоцией. При этом эмоциональное восприятие дифференциальных признаков гласных фонем носителями родного и неродного языков может носить универсальный и национально-специфический характер.

3. Особенности реализации комплекса дифференциальных признаков гласных фонем «полнозвучность» состоит в следующем. а) При восприятии и интерпретации базовых эмоций гнев и страх в условиях звучащей речи информантами — носителями немецкого языка релевантной является тенденция к значительному увеличению частоты появления комплекса признаков «долгий — закрытый — напряженный" — для информантов — носителей русского языка — тенденция к уменьшению частоты появления комплекса признаков «краткий — открытый — ненапряженный». При этом частота появления комплекса признаков «долгий — закрытый — напряженный» является доминирующей для обеих групп информантов. б) При восприятии и интерпретации базовой эмоции горе в условиях звучащей речи обеими группами информантов — носителей немецкого и русского языков выявляется тенденция к значительному уменьшению частоты появления обоих комплексов признаков гласных фонем немецкого языка. При этом ведущее положение при восприятии базовой эмоции горе носителями немецкого языка занимает частота появления комплекса признаков «долгий — закрытый — напряженный», а для носителей русского языка — «краткий — открытый — ненапряженный». в) При восприятии и интерпретации базовой эмоции радость обеими группами информантов — носителей немецкого и русского языков заметна тенденция к уменьшению частоты появления гласных фонем немецкого языка с комплексом признаков «краткий — открытыйненапряженный», при доминирующем положении частоты появления комплекса признаков «долгий — закрытый — напряженный».

4. При нарастании эмоциональности происходят изменения в частоте появления комплексов признаков гласных фонем «долгий — закрытый — напряженный» и «краткий — открытый — ненапряженный» следующим образом. а) Наблюдается значительное уменьшение частоты появления комплекса признаков «краткий — открытый — ненапряженный» (КОНН) в сравнении со среднестатистической частотностью употребления данного комплекса признаков — 76% (по Г. Майнхольду и Э. Штоку) (рис 7).

Рис. 7. Динамика частоты появления комплекса признаков КОНН б) Частота появления комплекса признаков «долгий — закрытыйнапряженный» значительно увеличивается в сравнении со среднестатистической частотностью употребления данного комплекса признаков — 23% (по Г. Майнхольду и Э. Штоку) (рис. 8).

Рис. 8. Динамика частоты появления комплекса признаков ДЗН.

Этот факт позволяет нам говорить о том, что при нарастании эмоциональности происходят закономерные изменения экспрессивных средств на сегментном уровне для ее выражения.

5. Анализ определения степени эмоциональности и дифференциации эмоций в звучащих немецких фразах позволил нам предположить наличие эмоциональной оппозиции гнев/страх — радость, что, в свою очередь, может являться причиной эмоциональной интерференции. Предполагая этот вывод, мы учитывали факт наличия универсальных и национально-специфических признаков экспрессивных средств и тот факт, что восприятие иноязычной речи происходит через эмоциональную призму родной речи. Вслед за JI.B. Величковой мы считаем, что причиной существования эмоциональных оппозиций является универсальная и национально-специфическая обусловленность признаков экспрессивных средств звучащей речи. Результатом несовпадения реализации экспрессивных средств в процессе межкультурного общения является эмоциональная интерференция.

6. Признавая релевантность экспрессивной функции согласных, отраженную в диссертационном исследовании И. А. Лотышевой, выполненном при НМЦ фонетики, мы считаем, что без учета системы вокализма не может быть построена полная картина восприятия базовых эмоций в звучащей речи. Анализ частоты появления гласных фонем немецкого языка по признаку ряда позволил нам говорить о нескольких тенденциях. При выражении базовых эмоций гнев и страх доминируют гласные переднего и среднего ряда. Реализация гласных заднего ряда характерна для выражения базовой эмоции горе. Частота появления гласных переднего ряда является доминирующей при интерпретации базовой эмоции радость.

Согласно гипотезе E.H. Винарской относительно системы гласных фонем русского языка, гласные переднего ряда являются носителями мажорного настроения, а гласные заднего ряда — минорного. В нашем исследовании, проведенном на базе звучащей немецкой речи, эта гипотеза получила частичное подтверждение. Мы не проследили четкой выраженности того факта, что в звучащей немецкой речи гласные заднего ряда являются носителями минорного настроя. Носителями минорного настроения могут выступать как гласные переднего, так и заднего рядов. Однако это не исключает того, что в поэтической форме именно гласные заднего ряда могут быть носителями минорного настроения, как показало диссертационное исследование В. Ю. Ивановой, проведенное при НМЦ фонетики. В немецких и русских стихотворных текстах с нарастанием интенсивности эмоционального состояния «печаль» количество гласных переднего ряда уменьшается, количество гласных заднего ряда — увеличивается.

Итак, в своем исследовании мы подтвердили гипотезу о том, что дифференциальные признаки гласных фонем маркируют эмоциональную окрашенность звучащей речи и являются показателем соотнесения эмоционального восприятия с конкретной эмоцией. Мы предполагаем, что принципы концепции E.H. Винарской, ориентированной на систему гласных фонем русского языка, могут быть использованы и в других языках. Нам представляется, что проведенное исследование дает информацию об универсальном характере экспрессивной функции дифференциальных гласных фонем и универсальном характере эмоционального восприятия дифференциальных признаков гласных фонем носителями родного немецкого и неродного языков на примере немецкой звучащей речи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Е. Вариативность звучащей речи : проблемы восприятия / В. Е. Абрамов. Самара: Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2004. -235 с.
  2. Э. Г. Мера знаковости языка / Э. Г. Аветян // Проблемы мотивированности языкового знака. Калининград, 1976. — С. 11−19.
  3. П. К. Эмоции / П. К. Анохин // Психология эмоций. Изд. 2-е.-М., 1993.-С. 181−188.
  4. Аристотель. Об истолковании / Аристотель // Сочинения: в 4 т. / Аристотель. — М., 1978. — Т.2. — С. 91−116. — (Философское наследие).
  5. Ш. Язык и жизнь / Ш. Балли- пер. с фр. И. И. Челышевой и Е. А. Вельмезовой — вступ. ст. В. Г. Гака. Изд. 2-е. — М.: Едиториал УРСС, 2009.-230 с.
  6. Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М.: Изд. Прогресс: Универс, 1994. — 615 с.
  7. М. М. Человек в мире слова / М. М. Бахтин. М.: Изд-во Рос. откр. ун-та, 1995. — 139 с.
  8. А. Символизм как миропонимание / А. Белый. М.: Республика, 1994. — 525 с. — (Мыслители XX века).
  9. Э. Общая лингвистика / Э.Бенвенист. — М.: Прогресс, 1974.-448 с.
  10. Блок и музыка: сб. ст. / сост. М. Элик. JI. — М.: Сов. композитор. Ленингр. отд-е, 1972.-280 с.
  11. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию: в 2 т. / И. А. Бодуэн де Куртенэ. М.: Изд-во АН СССР, 1963. — Т. 2. -930 с.
  12. Л. В. «Знание языка» и восприятие речевых единиц / Л. В. Бондарко // Сенсорные системы. Л., 1979. — С. 90−105.
  13. Е. А. Эмоционально-стилистическое различие русских звуков речи / Е. А. Брызгунова. М.: Моск. гос. ун-т, 1984. — 117 с.
  14. Р. А. Язык и речь в кругозоре человека / Р. А. Будагов. М.: Добросвет-2000, 2000. — 304 с.
  15. С. Б. Музыка поэтической речи / С. Б. Бураго. М.: Педагогика, 1986.-408 с.
  16. . Язык. Лингвистическое введение в историю / Ж. Вандриес. Изд. 3-е, стер. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 407 с. — (Лингвистическое наследие XX века).
  17. С. Р. От знака к образу / С. Р. Вартазарян. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1973.- 199 с.
  18. Ф. Вариативность гласных фонем современного немецкого языка : экспериментальные данные и теоретические проблемы: автореф. дис.. д-ра. филол. наук / Ф. Вейсалов. Л., 1980. — 35 с.
  19. Л. В. Интонационное выражение эмоционально окрашенной речи / Л. В. Величкова // Функционирование языковых единиц в речи и в тексте. Воронеж, 1987. — С. 159−168.
  20. Л. В. Контрастивно-фонологический анализ и обучение иноязычному произношению / Л. В. Величкова. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1989. — 198 с.
  21. Л. В. Лингвистика и психолингвистика : проблемы определения единиц / Л. В. Величкова // Вестн. Воронеж, гос. ун-та. Сер. 1, Гуманит. науки. 1996. — № 2. — С. 31−44.
  22. Л. В. Мелодические признаки в языковом сознании / Л. В. Величкова, О. В. Абакумова // Язык. Культура. Коммуникация. Волгоград, 2006. — Ч.З. — С. 350−356.
  23. Л. В. О психолингвистической значимости единиц звучащей речи / Л. В. Величкова // Языковое сознание: содержание и функционирование: 13 Междунар. симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Воронеж, 2000. — С. 44−45.
  24. Л. В. Попытка психолингвистических характеристик языковых единиц / Л. В. Величкова // Коммуникативные и прагматические компоненты в лингвистическом исследовании: сб. науч. тр. Воронеж, 1995. — С. 11−16.
  25. Л. В. Психолингвистическая основа исследования эмоциональности звучащей речи / Л. В. Величкова // Вопросы психолингвистики. 2007. — № 5. — С. 20−27.
  26. Л. В. Регистрация и учет эмоциональности в лингвистике, психологии и методике / Л. В. Величкова, Е. Н. Трегубова // Современные прагмалингвистические исследования романских, германских и русского языков. Воронеж, 1996. — С. 42−48.
  27. Л. В. Сопоставительный анализ релевантных признаков русского и немецкого вокализма / Л. В. Величкова // Функционирование языковых единиц в контексте. — Воронеж, 1982. -С. 25−31.
  28. Л. В. Сущность помех в межкультурной коммуникации на уровне звучащей речи / Л. В. Величкова // Актуальные проблемы модернизации языкового образования в школе и вузе. — Воронеж, 2004.-Ч. 1.-С. 61−64.
  29. Л. В. Эмоциональность речи / Л. В. Величкова // Экспрессивные средства речи: психолингвистические исследования. -Воронеж, 2010. С. 5−24.
  30. Л. В. Проблемы точных методов исследования звучащей речи / Л. В. Величкова // Проблемы компьютерной лингвистики. -Воронеж, 2005. Вып. 2. — С. 21−28.
  31. Л. В. Просодия и эмоция в межкультурной устной коммуникации / Л. В. Величкова // Вопросы современной лингвистики. Воронеж, 2005. — Вып. 1. — С. 110−113.
  32. Л. В. Психолингвистическая основа исследования эмоциональности звучащей речи / Л. В. Величкова // Вопросы психолингвистики. — М., 2007. — С. 20−27.
  33. Л. В. Эмоциональность звучащей речи / Л. В. Величкова // Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. М., 2009. — С. 398−399.
  34. В. К. Психология эмоций : учеб. пособие / В. К. Вилюнас. -СПб.: Питер, 2004. 496 с.
  35. В. К. Психология эмоций : тексты / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 285 с.
  36. В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 142 с.
  37. Е. Н. Выразительные средства текста : учеб. пособие / Е. Н. Винарская. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2003. — 171 с.
  38. В. В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. -М.: Высш. шк., 1971.-238 с.
  39. С. В. Основы фоносемантики / С. В. Воронин. Л.: Ленингр. гос. ун-т, 1982. — 243 с.
  40. С. В. Фоносемантические идеи в зарубежном языкознании : учеб. пособие / С. В. Воронин. Л.: Ленингр. гос. ун-т, 1990. — 199 с.
  41. Восприятие речи: вопросы функциональной асимметрии мозга / И. А. Вартанян, В. И. Галунов и др. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1988.- 134 с.
  42. Газов-Гинзберг А. М. Был ли язык изобретателен в своих истоках / А. М. Газов-Гинзберг. М.: Наука, 1965. — 145 с.
  43. Газов-Гинзберг А. М. Символизм прасемитской флексии: о безусловной мотивированности знака / А. М. Газов-Гинзберг. М.: Наука, 1974.-122 с.
  44. Т. В. К проблеме произвольности языкового знака / Т. В. Гамкрелидзе // Вопросы языкознания. 1972. — № 6. — С. 145 157.
  45. . П. Звуковая организация стиха и проблема рифмы / Б. П. Гончаров. М.: Наука, 1973. — 274 с.
  46. В. В. Проблема взаимосвязи образа и знака / В. В. Гриб. -Минск: Наука и техника, 1978. 168 с.
  47. В. Н. Экспрессивность / В. Н. Гридин // Лингвистический энциклопедический словарь. -М., 1990. С. 591.
  48. В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества / В. фон Гумбольдт // Избранные труды по языкознанию / В. фон Гумбольдт. М., 1984. -314 с.
  49. . И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  50. В. И. Эмотивный аспект речи : психолингвистическая интерпретация речевого воздействия: учеб. пособие / В. И. Жельвис. -Ярославль, 1990.-81 с.
  51. А. Н. Начальное сочетание фонем в немецком языке / А. Н. Жерновей, В. В. Левицкий // Психолингвистические исследования значения слова и понимание текста. Воронеж, 1988. -С. 124−131.
  52. Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-369 с.
  53. Н. И. Язык речь — творчество : избр. тр.: исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике / Н. И. Жинкин. — М.: Лабиринт, 1998.-364 с.
  54. А. П. Звук и смысл / А. П. Журавлёв. М.: Просвящение, 1981.-160 с.
  55. А. П. Типы значения слова и их мотивированность / А. П. Журавлёв // Проблемы мотивированности языкового знака. — Калининград, 1976. С. 20−25.
  56. В. Ю. Сегментные и супрасегментные средства выразительности поэтического текста : автореф. дис.. канд. филол. наук / В. Ю. Иванова. Воронеж, 2006. — 18 с.
  57. К. Е. Психология эмоций / К. Е. Изард. СПб.: Питер, 1999. -464 с.
  58. К. Е. Эмоции человека / К. Е. Изард. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1980.-440 с.
  59. Ю. В. Проблемы фоносемантики поэтического текста / Ю. В. Казарин. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-т, 2000. -171 с.
  60. Е. Н. О специфике психолингвистической трактовки параметров конкретности, образности и эмоциональности значения существительных / Е. Н. Колодкина // Психолингвистическиепроблемы семантики и понимания текста. Калинин, 1986. — С. 7082.
  61. Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке / Г. В. Колшанский. — М.: Наука, 1975. 231 с.
  62. Комлев Н Г. Компоненты содержательной структуры слова / Н. Г. Комлев. М.: Наука, 1969. — 262 с.
  63. Э. А. Психофизиология сознания и бессознательного / Э. А. Костандов. СПб.: Питер, 2004. — 167 с.
  64. Е. С. Человеческий фактор в языке : язык и порождение речи / Е. С. Кубрякова. М.: Наука, 1991. — 240 с.
  65. В. И. Вокализм связной речи / В. И. Кузнецов. — СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. гос. ун-та, 1997. 247 с.
  66. Л. Ю. Зависимость восприятия от звуковых характеристик речи индивида / Л. Ю. Кулиш // Культура, общение, текст. М., 1988.-С. 151−164.
  67. В. И. Фонетическая мотивированность и фонетическое значение / В. И. Кушнерик, В. В. Левицкий // Психолингвистические проблемы семантики и понимания текста. Калинин, 1986. — С. 2127.
  68. В. В. Звуковой символизм / В. В. Левицкий. Черновцы, 1998.- 130 с.
  69. В. В. Семантика и фонетика : учеб. пособие / В. В. Левицкий. Черновцы, 1973. — 104 с.
  70. В. В. Сопоставительное изучение символических свойств звуков русского языка / В. В. Левицкий, Л. А. Комарницкая, В. И. Кушнерик // Контрастивное исследование русского и немецкого языков. — Воронеж, 1986. С. 167−172.
  71. В. В. Факторы, влияющие на фонетическую мотивированность слов в английском языке / В. В. Левицкий, Л. А. Комарницкая // Психолингвистические исследования: звук, слово, текст. Калинин, 1987. — С. 13−19.
  72. В. В. Фонема или признак? / В. В. Левицкий // Проблемы мотивированности языкового знака. Калининград, 1976. — С. 49−53.
  73. А. А. Восприятие и деятельность / А. А. Леонтьев. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1976. — 320 с.
  74. А. А. Основы психолингвистики : учеб. для вузов / А. А. Леонтьев. 4-е изд,. перераб. и доп. — М.: Смысл: Academia, 2005.-288 с.
  75. А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1969. — 307 с.
  76. А. А. Теория речевой деятельности / А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1968.-272 с.
  77. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  78. А. Ф. Знак. Символ. Миф / А. Ф. Лосев. М.: Наука, 1982. -468 с.
  79. Ю. М. Лекции по структуральной поэтике / Ю. М. Лотман // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.-С. 11−246.
  80. И. А. Количественные параметры исследования выразительности поэтического текста : (на материале поэзии Гизелы Шток, Фридерике Майрекер, Керстин Хензель, Уллы Хан): автореф. дис.. канд. филол. наук / И. А. Лотышева. Воронеж, 2004. — 18 с.
  81. А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия- отв. ред. и авт.вступ. ст. Е. Д. Хомская. 2-е изд. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1969.-503 с.
  82. Г. М. Орфоэпия и мотивированность знака / Г. М. Мельников // Проблемы мотивированности языкового знака. -Калининград, 1976. С. 3−10.
  83. И. Г. К изучению иерархических отношений единиц фонологического уровня / И. Г. Меникишвили // Вопросы языкознания. 1974. — № 3. — С. 94−105.
  84. В. П. Тайны вокальной речи / В. П. Морозов. Л.: Наука, 1967.-204 с.
  85. Е. Ю. К вопросу о специфике эмоциональной нагрузки слова / Е. Ю. Мягкова // Психолингвистические проблемы семантики и понимания текста. Калинин, 1986. — С. 86−93.
  86. Е. Ю. Некоторые новые тенденции в исследовании эмотивной лексики / Е. Ю. Мягкова // Психолингвистические исследования: звук, слово, текст. Калинин, 1987. — С. 76−81.
  87. Е. Ю. О некоторых проявлениях комплексного характера эмоциональной нагрузки слова / Е. Ю. Мягкова // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин, 1983. — С. 99−108.
  88. Е. Ю. Эмотивность и эмоциональность — две научные парадигмы / Е. Ю. Мягкова // Психолингвистические исследования значения слова и понимания текста. Воронеж, 1988. — С. 73−79.
  89. Е. Ю. Эмоциональная нагрузка слова : опыт психолингвистического исследования / Е. Ю. Мягкова. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1990. — 106 с.
  90. Т. М. От звука к тексту / Т. М. Николаева. М.: Языки русской культуры, 2000. — 679 с.
  91. Э. JI. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности / Э. JI. Носенко. — Днепропетровск: Днепропетровск, гос. ун-т, 1975. — 132 с.
  92. Э. JI. Эмоциональное состояние и речь / Э. Л. Носенко. Киев: Вища шк., 1981. — 195 с.
  93. Э. А. Типология интонации эмоциональной речи / Э. А. Нушикян. Киев: Вища шк., 1986. — 157 с.
  94. Общая и прикладная фонетика: учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Р. Е. Потаповой. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1986. -304 с.
  95. Е. Н. Знаки, символы, языки / Е. Н. Панов. М.: Знание, 1983.-248 с.
  96. Г. Принципы истории языка / Г. Пауль. — М.: Изд-во иностр. лит. 1960. 500 с.
  97. В. Речь и мозговые механизмы / В. Пенфильд, П. Роберте. Л.: Медицина, 1964. — 264 с.
  98. Ч. Элементы логики. Grammatica Speculativa / Ч. Пирс. // Семиотика.-М., 1983.-С. 151−210.
  99. Р. К. Речь : коммуникация, информация, кибернетика / Р. К. Потапова. М.: УРСС, 2001. — 197 с.
  100. Л. В. О функциях эмоций в мыслительном процессе / Л. В. Путляева // Вопросы психологии. 1979. — № 1. — С. 28−36.
  101. Г. С. Речевой сигнал и индивидуальность голоса / Г. С. Рамишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1976. — 183 с.
  102. С. X. Искусство и эмоции / С. X. Раппопорт. 2-е изд., доп. — М.: Музыка, 1972 .-168с.- (Вопросы эстетики).
  103. А. А. Из истории отечественной фонологии / А. А. Реформатский. М.: Наука, 1970. — 431 с.
  104. А. А. Лингвистика и поэтика /
  105. A. А. Реформатский. М.: Наука, 1987. — 262 с.
  106. Речь, артикуляция и восприятие / А. Л. Чистович,
  107. B. А. Кожевников, В. В. Алякринский и др. М. — Л.: Наука, 1965. -241 с.
  108. С. Л. Основы общей психологии /
  109. C. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. — 705 с.
  110. С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. 2-е изд. -М.: Педагогика, 1976. — 414 с.
  111. В. Г. Фонология слова : спецкурс по русскому языку /
  112. B. Г. Руделёв. 2-е изд. — Тамбов, 1982. — 127 с.
  113. Русское сценическое произношение: учеб. пособие / отв. ред.
  114. C. М. Кузьмина. М.: Наука, 1986. — 237 с.
  115. А. Н. Образно-эмоциональная функция речи и поэтическая речь / А. Н. Савченко. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1978.-128 с.
  116. А. Н. Речь и искусство / А. Н. Савченко. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1988. — 245 с.
  117. П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций / П. В. Симонов. М.: Изд-во АН ССР, 1962. — 139 с.
  118. П. В. Что такое эмоция? / П. В. Симонов. М.: Наука, 1966.-93 с.
  119. П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. М.: Наука, 1981.-382 с.
  120. В. М. Язык как системно-структурное образование / В. М. Солнцев. М.: Наука, 1977. — 340 с.
  121. Ф. де. Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр. М.: Прогресс, 1977. — 695 с.
  122. К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. М.: Искусство, 1983. — 424 с.
  123. И. А. Теоретические проблемы обучения речевому воздействию / И. А. Стернин // Принципы и проблемы филологической дидактики. Пермь, 1994. — С. 42−51.
  124. Э. Язык : введение в изучение речи / Э. Сепир. М. — JI.: Соцэкгиз, 1934. — 222 с.
  125. Е. Ф. Психологические и психолингвистические аспекты речевого воздействия / Е. Ф. Тарасов // Речевое воздействие: психол. и психолингв, проблемы. М., 1986. — С. 4−9.
  126. Е. Ф. Тенденции развития психолингвистики / Е. Ф. Тарасов. М.: Наука, 1987. — 166 с.
  127. Ц. Теории символа / Ц. Тодоров. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — 383 с.
  128. Н. С. Основы фонологии / Н. С. Трубецкой. 2-е изд. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 351 с.
  129. Фонетика спонтанной речи / JI. В. Бондаренко, JI. А. Вербицкая, JL Р. Зиндер и др. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1988.-245 с.
  130. Человеческий фактор в языке: языковые механизмы экспрессивности / В. Н. Телия, Т. А. Графова, А. М. Шахнарович и др. М.: Наука, 1991.-212 с
  131. М. А. Об искусстве актера / М. А. Чехов // Собр. соч.: в 2 т. / М. А. Чехов. М.: Искусство, 1995. — Т. 2. — 587 с.
  132. М. А. Путь актера / М. А. Чехов. М.: Согласие, 2000. -265 с.
  133. В. И. О роли эмоций в речи / В. И. Шаховский // Вопросы психологии. — 1991. —№ 6.-С. 111−116.
  134. В. И. Эмотивиость как компонент межкультурной коммуникации / В. И. Шаховский // Язык, сознание, этнос: теория и прагматика. М., 1994. — С. 55−57.
  135. Д. Н. Очерки по семасиологии русского языка / Д. Н. Шмелев. Изд. 2-е, стер. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 243 с.
  136. Л. В. Русские гласные в качественном и количественном отношении / Л. В. Щерба. Л.: Наука, 1983. — 156 с.
  137. Экспрессивные средства речи: психолингвистические исследования: монография / Л. В. Величкова, О. В. Абакумова, В. Ю. Иванова, О. Н. Серикова- под общ. ред. Л. В. Величковой. -Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2010.- 136 с.
  138. Энциклопедический словарь / под. ред. Б. А. Введенского. — М: Сов. энцикл., 1964. Т. 2. — 736 с.
  139. Р. О. В поисках сущности языка / Р. О. Якобсон // Сборник переводов по вопросам информативной теории и практики. -1970.-№ 16.-С. 10−17.
  140. Р. О. Избранные работы : пер. с англ., нем., фр. яз. / Р. О. Якобсон — предисл. В. В. Иванова- сост. и общ. ред. В. А. Звегинцева. -М.: Прогресс, 1985. 455 с.
  141. Fiehler R. Kommunikation und Emotion: Theoretische und empirische Untersuchungen zur Rolle von Emotionen in der verbalen Interaktion / R. Fiehler. Berlin u.a.: De Gruyter, 1990. — 335 S.
  142. Flakowski—Jankovic M. Klangstrukturen und inhaltliche Aussage in lyrischer Dichtung / M. Flakowski-Jankovic. Frankfurt am Main: Hector, 1993.-420 S.
  143. Gabelenz G.v.d. Die Sprachwissenschaft, ihre Aufgaben, Methoden und bisherigen Ergebnisse / G.v.d. Gabelenz. Leipzig, 1891. — 218 S.
  144. Gerhards J. Soziologie der Emotionen: Fragestellung, Systematik und Perspektiven / J. Gerhards. Weihnheim und Munchen: Juventa Verlag, 1988.- 169 S.
  145. Gro? M. Zur linguistischen Problematisierung des Onomatopoetischen / M. Gro?. Hamburg: Buske, 1988. — 261 S.
  146. Grummer G. Spielformen der Poesie / G. Grummer. Aufl. 2. -Leipzig — Bibliographisches Institut, 1988. — 243 S.
  147. Haase M. Von Sprechkunst und Normphonetik. Festschrift zum 65. Geburtstag von Eva Maria Krech am 6. November 1997 / M. Haase. -Hanau: Dausien, 1997. — 232 S.
  148. Hielscher M. Emotion und Textverstehen / M. Hielscher. -Westdeutscher Verlag GmbH, 1996. 288 S.
  149. Hormann H. Einfuhrung in die Psycholinguistik / H. Hormann. 2., unveran. Aufl. — Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1987. -151 S.
  150. Hormann H. Psychologie der Sprache / H. Hormann. Berlin: Springer, 1977.-223 S.
  151. Jakobson R. Die Lautgestalt der Sprache / R. Jakobson, L.R.Waugh. Berlin u. a.: der Gruyter, 1986. — 286 S.
  152. Jespersen O. Linguistica / O. Jespersen. Maryland: College Park, 1933.-303 S.
  153. Kehrein R. Prosodie und Emotionen / R. Kehrein. Tubingen: Niemeyer, 2002. — 399 S.
  154. Kienast M. Phonetische Veranderungen in emotionaler Sprechweise / M. Kienast. Aachen: Shaker Verlag, 2002. — 114 S.
  155. Kohler R. Einfuhrung in die quantitative Linguistik / R. Kohler, G. Altmann. 2005. — (http://www.ldv.uni-trier.de/down-load.php?id=223 795,25,1)
  156. Linder G. Horen und Verstehen / G. Linder. Berlin: Academie -Verlag, 1977.-203 S.
  157. Luhr R. Expressivitat und Lautgesetz im Germanischen / R. Luhr. -Heidelberg: Winter, 1988. 390 S.
  158. Meinhold G. Phonologie der deutschen Gegenwartsprache / G. Meinhold, E. Stock. Leipzig: Bibliogr. Inst., 1982.-256 S.
  159. Meyer-Kalkus R. t Stimme und Sprechkunste im 20. Jahrhundert / R. Meyer Kalkus. — Berlin: Akad. — Verl., 2001. — 505 S.
  160. Morgenstern Ch. Gedichte, Verse, Spruche / Ch. Morgenstern. -Lechner Verlag, 1994. 639 S.
  161. Muller H. Experimentelle Beitrage zur Analyse des Verhaltnisses von Laut uns Sinn / H. Muller. Berlin: Muller & Keepenheuer, 1935. -153 S.
  162. Neuber B. Prosodische Formen in Funktion: Leistungen der Suprasegmentalia fur das Verstehen, Behalten und die
  163. Bedeutungs (re)konstruktion / B. Neuber. Frankfurt am Main, 2 002 261 S.
  164. Paul H. Prinzipien der Sprachgeschichte / H. Paul. — Halle, 1937. -121 S.
  165. Portele Th. Ein phonetisch- akustisch motiviertes Inventar zur Sprachsynthese deutscher Au? erungen / Th. Portele. — Tubingen: Niemeyer, 1996.-168 S.
  166. Reinke K. Zur emotionalen Wirkung phonetischer Mittel in sachlich intendierter Sprechweise bei Deutsch sprechenden Russen / K. Reinke. Frankfurt am Main, 2008 — 295 S.
  167. Rubinyi M. Das Problem der Lautnachahmung / M. Rubinyi // Germ.-Rom. Monatsschrift, 1913. Bd. 5. -S. 42−110
  168. Schmidt W. Deutsche Sprachkunde. Volk und Wissen / W. Schmidt. Berlin, 1967. — 186 S.
  169. Schneider J.-N. Ins Ohr geschrieben: Lyrik als akustische Kunst zwischen 1750 und 1800 / J.N. Schneider. Gottingen: Wallstein, 2004. -343 S.
  170. Schurer-Necker E. Gedachtnis und Emotion: zum Einfluss von Emotionen auf das Behalten von Texten / E. Schurer-Necker. Weinheim: Beltz, Psychologie — Verl. -Union, 1994. — 221 S.
  171. Schwitters K. Von allen, hinten wie «a-n-n-a"/ K. Schwiters. -Neuaufl. 1997. Koln: DuMont, 1997. — 533 S.
  172. Sennenwald Ch. Die Namengebung bei Dickens: eine Studie uber Lautsymbolik / Ch. Sennenwald. Leipzig: Meyer, Muller Verlag, 1936. — 121 S.
  173. Stock E. Rhythmus und emotionale Spannung in Deutschen und Russischen / E. Stock, L. Velickova // Phonus. Saarbrucken, 2002. -C. 294−319.
  174. Tischer В. Die Vokale: Kommunikation von Gefuhlen / B. Tischer. Weihnhein: Beiz, 1993. — 185 S.
  175. Tischer B. Sprache und Emotion. Theoriebildende Ansatze und ihre Bedeutung fur Sprechwissenschaft und Psycholinguistik / B. Tischer // Sprechwissenschaft & Psycholinguistik. 1988. — № 2. — Westdeutscher Verlag, Opladen. — S. 9−63.
  176. Ulich D. Eine Einfuhrung in die Emotionspsychologie / D. Ulich. -Munchen: Psychologie Verlag Union, 1989. 241 S.
  177. Ulich D. Psychologie der Emotionen / D. Ulich, P. Mayring. -Stuttgart: Kohlhammer, 1992 196 S.
  178. Vater H. Phonologische Probleme des Deutschen / H. Vater. -Tubingen: Narr, 1979. 104 S.
  179. Velickova L. Psycholinguistische Basis der Stoerungen in der sprechsprachlichen interkulturellen Kommunikation / L. Velickova // Klangsprache im Fremdsprachenunterricht: Forschung und Lehre. -Воронеж, 2004. С. 3−10.
  180. Velickova L. Redestilinventar: (eine psycholinguistische Charakteristik) / L. Velickova // Phonetisch sprechwissen — schaftliche Untersuchungen zur interkulturellen Kommunikation Russisch-Deutsch. -Frankfurt am Main, 2008. -Bd. l.-P. 134−141.
  181. Wassmann C. Die Macht der Emotionen: wie Gefuhle unser Denken und Handeln beeinflussen / C. Wassmann. Darmstadt: Wiss. Buchges., 2002. — 166 S.
  182. Wiese R. Psycholinguistische Aspekte der Sprachproduktion / R. Wiese.-Hamburg, 1983.-213 S.
  183. Wode H. Einfuhrung in die Psycholinguistik: Theorien, Methoden, Ergebnisse / H. Wode. 1. Aufl. — Ismaning: Hueber, 1988. — 393 S.
  184. Yu Si-Taek. Unterspezifikation in der Phonologie des Deutschen / Si-Taek Yu. Tubingen: Niemeyer, 1992. — 274 S.237
Заполнить форму текущей работой