Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Глагольные способы репрезентации концепта «ГОВОРЕНИЕ» в современном английском языке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По результатам анализа словарных дефиниций ключевых слов, репрезентирующих концепт «ГОВОРЕНИЕ», а именно: SAY, TELL, SPEAK, TALK были выделены следующие основные интегральные группы значений: 1) однонаправленное убеждение и подтверждение правоты сообщаемого высказывания, 2) активный, контролируемый и зависящий от воли субъекта процесс, 3) взаимообмен информацией, 4) разговаривать, обмениваться… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические предпосылки исследования концепта «ГОВОРЕНИЕ» в современном английском языке
    • 1. 1. Понятие «концепт» и сущность категоризации в современной лингвистике. И
    • 1. 2. Содержание концепта «ГОВОРЕНИЕ» в современном английском языке
    • 1. 3. Говорение как речемыслительный процесс
    • 1. 4. Речевое поведение языковой личности в процессе коммуникации
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА II. Глагольные способы репрезентации концепта «ГОВОРЕНИЕ» в современном английском языке
    • 2. 1. Глаголы говорения и различные подходы к их рассмотрению
    • 2. 2. Глагольные единицы номинативного поля концепта «ГОВОРЕНИЕ» с ключевым словом-репрезентантом SAY
    • 2. 3. Глагольные единицы номинативного поля концепта «ГОВОРЕНИЕ» с ключевым словом-репрезентантом TELL
    • 2. 4. Глагольные единицы номинативного поля концепта «ГОВОРЕНИЕ» с ключевым словом-репрезентантом SPEAK
    • 2. 5. Глагольные единицы номинативного поля концепта «ГОВОРЕНИЕ» с ключевым словом-репрезентантом TALK
    • 2. 6. Моделирование полевой структуры концепта «ГОВОРЕНИЕ» в современном английском языке
  • Выводы по главе II

Глагольные способы репрезентации концепта «ГОВОРЕНИЕ» в современном английском языке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая диссертационная работа посвящена изучению глагольных языковых единиц, репрезентирующих концепт «ГОВОРЕНИЕ» в современном английском языке.

Актуальность исследования обусловлена важностью проблемы изучения особенностей механизма формирования семантики глаголов говорения в рамках когнитивного подхода к языковым явлениям, где значительную роль играет человеческий опыт, образующий основу знания. Применительно к семантическому анализу языковых единиц суть когнитивного подхода заключается в том, чтобы объяснить, как и в каком объеме отражается в семантике слова когнитивная информация, то есть весь комплекс знаний о мире, приобретенный человеком в ходе его предметно-познавательной и творческой деятельности. Особый интерес для исследования представляют глаголы, так как глаголы являются единицами, в семантике которых явления окружающего мира концептуализируются посредством представления ситуации объективной действительности как действие, процесс или состояние. Именно глаголу в большей степени по сравнению с другими частями речи присуща способность номинировать сложные структуры знания, обладающие множеством когнитивных характеристик.

Объектом исследования диссертационной работы являются глаголы и глагольные сочетания современного английского языка со значением говорения. Глаголы говорения неоднократно являлись объектом лингвистических исследований, в которых изучалась их лексическая и категориальная семантика, а также функционирование в различных структурах. В лингвистической литературе достаточно полно описана номенклатура семантической структуры рассматриваемой группы глаголов на системно-парадигматическом уровне, также имеются данные, касающиеся особенностей их функционирования в предложении-высказывании. Однако до сих пор в лингвистике существует незначительное количество работ, рассматривающих глаголы говорения в аспекте лингвокогнитивного анализа механизмов варьирования их категориального статуса.

Предметом исследования являются способы выражения концепта «ГОВОРЕНИЕ» глагольными языковыми единицами современного английского языка.

Цель настоящей диссертации формулируется как описание и структурирование концепта «ГОВОРЕНИЕ», а также выявление глагольных способов, объективирующих содержание данного концепта в языке. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

— Установить и описать глагольные языковые единицы со значением говорения с позиций лингвокогнитивного подхода.

— Выявить прямые номинации вербализации исследуемого концепта и построить номинативное поле концепта «ГОВОРЕНИЕ» на основе I лексико-фразеологических полей ключевых слов-репрезентантов с учетом общих интегральных и дифференциальных признаков языковых средств, входящих в ядерную и периферийные зоны построенного поля концепта. i I.

— Определить набор когнитивных признаков, формирующие концепт «ГОВОРЕНИЕ» как ментальную единицу, в соответствии с проведенным анализом семантических компонентов, входящих в состав ядерных и периферийных зон номинативных полей с ключевыми словами-репрезентантами SAY, TELL, SPEAK, TALK и вывести систему соотношения данных признаков.

— Обобщить и представить содержание концепта «ГОВОРЕНИЕ» в виде полевой структуры и отразить иерархию отдельных когнитивных признаков вошедших в исследуемое поле концепта.

Особенности объекта исследования, его цель и задачи определили выбор и специфику применяемых методов: метод когнитивно-лингвистического анализа, метод анализа словарных дефиниций, компонентный анализ, контекстуальный анализ, полевой метод, элементы количественного подсчета.

Материалом исследования послужили примеры из произведений английской и американской художественной литературы XX века, полученные методом сплошной выборки. Общее число примеров, послуживших объектом анализа, составило 4000. Использовались также данные англоязычных толковых словарей и словарей синонимов.

Методологическая база исследования основывается на общефилософских принципах отношения языка к материальной действительности и мышлению, единства формы и содержания, в соответствии с которыми язык представляется как материальная, объективная, динамическая и развивающиеся система.

Общенаучные предпосылки диссертационной работы формируются на основе исследований по: ;

— когнитивной лингвистике, разрабатываемые в трудах отечественных лингвистов Кубряковой Е. С., Поповой З. Д., Стернина И. А., Болдырева Н. Н., Демьянкова В. З., Воркачева С. Г. и др.- в трудах зарубежных лингвистов Лакоффа Дж., Лангакера Р., Чейфа У., Джэкендофф Р., Филлмора Ч. и др.

— теории речевой деятельности — Выготский Л. С., Кацнельсон С. Д., Кубрякова Е. С., Залевская А. А. и др. — Частнонаучными предпосылками исследования явились труды по логико-семантическому анализу языка — Остин Дж., Серль Дж., Вендлер 3., Падучева Е. В., Рябцева Н. К. и др.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие основные положения, выносимые на защиту:

1) Глаголы говорения, как вербализация концепта «ГОВОРЕНИЕ», представляют собой значительный пласт в микросистеме глаголов коммуникативной деятельности современного английского языка. Когнитивная функция данных глаголов обусловливает многообразие концептуальных структур, используемых для передачи различных типов информации, связанной с исследуемым концептом.

2) Содержание концепта «ГОВОРЕНИЕ» имеет полевую организацию. Глаголы SAY, TELL, SPEAK, TALK являются прямыми номинациями исследуемого концепта, которые составляют ядерную зону поля. Данные глаголы обладают общими когнитивными признаками, которые характеризуют процесс говорения. К периферийным зонам относятся языковые единицы, синонимичные ключевым словам-репрезентантам SAY, TELL, SPEAK, TALK исследуемого концепта, передающие частные когнитивные признаки концепта «ГОВОРЕНИЕ».

3) Концепт «ГОВОРЕНИЕ» выступает в качестве одного из основных в концептуальной картине мира и относится к числу базовых, поскольку он организует структуру речевого акта и реализовывает основные функции языка. Ключевые слова-репрезентанты относятся к ядерной зоне номинативного поля концепта «ГОВОРЕНИЕ» и передают общие когнитивные признаки, а именно: «владение устной речью», «выражение мнения», «умение пользоваться языком», «беседа». Компоненты, составляющие зоны ближней, дальней и крайней периферии характеризуются дифференциальными когнитивными признаками, такими как «способ выражения», «манера говорения», «раскрытие секрета», «красноречие», «публичное высказывание», «информирование», «дружеская беседа», «провождение времени», «манера вести разговор», «официальный доклад», «говорение как намек», «распускание сплетен», «облегчение души», «изречение мыслей», «ораторствование», «убеждение», «умение говорить», «говорение как убеждение», «ложь», «говорение как приказ», «говорение как оценка», «совет», «настойчивость», «говорение как нанесение вреда», «проявление заботы». Система соотношения указанных признаков обусловлена степенью их интенсивности, стилистической окраски.

4) Описание полевой организации концепта «ГОВОРЕНИЕ» с выявленными когнитивными признаками определяет данный концепт как целостную ментальную единицу в сознании говорящих. В структуре поля выделяются четыре основные группы способов объективации исследуемого концепта, где, основываясь на принципе ранжирования признаков по ядерным и периферийным зонам, а именно по степени интенсивности их выражения, признак «целевая установка» относится к ядру исследуемого номинативного поля, признак «способ выражения» образует ближнюю периферию, признак «отношение» определяется к зоне дальней периферии, признак «манера говорения» относится к зоне крайней периферии номинативного поля концепта «ГОВОРЕНИЕ». Научная новизна работы состоит в том, что глаголы, номинирующие процесс говорения, рассматриваются с точки зрения лингвокогнитивного похода к языку на базе прототипического потенциала данной группы. Когнитивная функция в исследуемых глаголах обусловливает многообразие концептуальных структур, используемых для передачи различных типов информации, связанной с концептом «ГОВОРЕНИЕ».

Теоретическая значимость работы состоит в развитии основных положений в рамках лингвокогнитивного подхода к изучению языковых единиц. Данное диссертационное исследование вносит определенный вклад в изучение глаголов, номинирующих процесс говорения, анализ которых проводился в рамках когнитивной лингвистики. Результаты анализа углубляют существующие положения о специфике содержания и структуры концепта как единицы знания и особенностях его языковой вербализации.

Практическая ценность исследования заключается в том, что результаты проведенной работы могут быть использованы на практических и теоретических занятиях в ходе учебного процесса с целью систематизации языкового материала. Результаты представленной диссертации могут быть использованы при написании учебных пособий, в лекционных курсах по когнитивной лингвистике, общего языкознания и других теоретических курсах, а также в качестве материала для написания курсовых и выпускных квалификационных работ.

Апробация работы представлена на международных научно-практических конференциях: «Язык, речь, юридическая практика» (г. Ростов-на-Дону, март 2007 г.), «Язык. Дискурс. Текст» (г. Ростов-на-Дону, март 2007 г.), «Проблемы межкультурной коммуникации в теории языка и лингводидактике» (г. Барнаул, октябрь 2007 г.), «Прагмалингвистика и практика речевого общения» (г. Ростов-на-Дону, ноябрь 2007 г.) — на I.

Всероссийских научно-практических конференциях «Актуальные проблемы философии и социально-гуманитарных наук» (март 2008 г.), «Современные проблемы межкультуриых коммуникаций: язык, культура, общество» (май 2009 г.). Основные положения работы были также представлены на III Всероссийском конкурсе аспирантских работ по когнитивной лингвистике 2008 года, организованном Тамбовским государственным университетом им. Г. Р. Державина совместно с Институтом языкознания РАН и Общероссийской общественной организацией «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов». По теме исследования опубликовано 5 статей.

Структура и объем диссертации

Диссертационное исследование объемом 144 страницы, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, списка использованных словарей, списка источников фактического материала, списка сокращений, 5 приложений.

Выводы по главе II.

1. Глаголы говорения представляют собой значительный пласт в микросистеме глаголов коммуникативной деятельности современного английского языка. Когнитивная функция данных глаголов обусловливает многообразие концептуальных структур, используемых для передачи различных типов информации, связанной с концептом «ГОВОРЕНИЕ». Глаголы tell, say, speak, talk наиболее полно номинируют исследуемый концепт, так как действия, передаваемые названными глаголами, предполагают ряд взаимосвязанных проявлений процесса речи и способны описывать процесс говорения в наиболее обобщенном виде.

2. Глагол SAY, являясь ключевым словом-репрезентантом концепта «ГОВОРЕНИЕ», входит в ядро номинативного поля исследуемого концепта и содержит сему однонаправленного убеждения. В основе семантики глаголов, относящихся к его синонимическим группам, лежит ряд дифференциальных значений. Согласно построенному лексико-фразеологическому полю данные дифференциальные признаки I ранжируются по степени яркости и распределяются по зонам от ядерной к крайней периферии. К ядерной зоне относится когнитивный признак «владение устной речью" — к зоне ближней периферии — «способ выражения», «манера говорения», «раскрытие секрета" — к зоне дальней периферии — «официальный доклад», «говорение как намек" — к зоне крайней периферии — «говорение как убеждение», «ложь».

3. Глагол TELL является прототипом концепта «ГОВОРЕНИЕ». В основе данного глагола лежит единый семантический компонент «однонаправленное сообщение информации». В соответствии с лексико-фразеологическим полем названного глагола выделяются следующие когнитивные признаки, представляющие частные значения способов выражения: ядерная зона определяется признаком «выражение мнения" — ближняя периферия — «красноречие», «публичное высказывание», «раскрытие секрета" — дальняя периферия — «распускание сплетен», «облегчение души" — крайняя периферия — «говорение как приказ», «говорение как оценка».

4. Глагол SPEAK, являясь прототипом концепта «говорение», несет в себе сему, содержащую один интегральный признак — взаимообмен I информацией. Данный глагол предполагает различные аспекты актуализации общего понятия в процессе' речевой деятельности. В соответствии с когнитивной интерпретацией выделяются следующие дифференциальные когнитивные признаки: ядро — «умение пользоваться языком" — ближняя периферия — «информирование», «раскрытие секрета», «дружеская беседа" — дальняя периферия — «изречение мыслей», «ораторствование" — крайняя периферия — «совет», «настойчивость».

5. При анализе глагола TALK, как прототипа и ключевого слова-репрезентанта концепта «ГОВОРЕНИЕ» выявлены такие когнитивные признаки, характеризующие дополнительную семантическую окраску, как «вести беседу», что относится к ядерной зоне- «провождение времени», «манера вести разговор», «способ выражения мысли» — зона ближней периферии- «убеждение», «умение говорить» — дальняя периферия- «говорение как нанесение вреда», «проявление заботы» -крайняя периферия.

6. Глаголы и глагольные сочетания, вербализующие концепт «ГОВОРЕНИЕ» в современном английском языке, объединяются в четыре группы значений, согласно их степени интенсивности выражения, а также способов передачи общих и частных признаков на основе семантических компонентов, заложенных в значении конституентов, вошедших в номинативное поле каждого из ключевых слов-репрезентантов. Исходя из представленных групп, а именно: «манера говорения», «форма изложения», «целевая установка» и «отношение» концепт «ГОВОРЕНИЕ» относится к числу базовых, поскольку он представляет возможность организовать структуру речевого акта и реализовать основные функции языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящем диссертационном исследовании были изучены глагольные способы, репрезентирующие концепт «ГОВОРЕНИЕ» 1 в современном английском языке в рамках лингвокогнитивного подхода.

В отечественной и зарубежной лингвистике изучение глаголов говорения шло по разным направлениям. Данная группа глаголов изучалась с точки зрения их лексической и грамматической семантики, их синтаксических свойств, на функциональном уровне, в аспекте соотношения языка и мышления, а также с точки зрения логико-семантических свойств. Однако в русле последних исследований по когнитивной лингвистике внимание ученых привлекает идея всестороннего описания, систематизации и иерархизации концептов как формах представления и хранения знаний человека об окружающем мире. Глаголы с общим значением говорения способны репрезентировать определенную совокупность знаний о ситуации говорения, которой является концепт «ГОВОРЕНИЕ». С данным концептом связано представление о возможности организации структуры речевого акта и реализации базовых функций языка.

Говорение представляет собой самостоятельную, внешне выраженную деятельность в сфере коммуникативно-общественной деятельности людей, а также активный динамический процесс и имеет структуру деятельности. Оно осуществляется на основе определенных схем в соответствии с внутренним планом высказывания и носит субъекто^ентричный характер. Следовательно, говорение служит средством обмена информацией между двумя и более людьми в процессе общения. Природа говорения подчеркнута динамической и процессуальной сутью рассматриваемого явления. Это речемыслительное, сложное явление, имеющее разные стороны и аспекты: коммуникативный (касающийся общения), семиотический (касающийся использования существующей системы знаков), информационный (касающийся создания, передачи и обмена информацией) и, наконец, орудийный, технический, исполнительный, связанный с наличием у человека языковых способностей и особых механизмов речи.

Глаголы говорения, представляют собой значительный пласт в микросистеме глаголов коммуникативной деятельности современного английского языка. Когнитивная функция данных глаголов обусловливает многообразие концептуальных структур, используемых для передачи различных типов информации, связанной с концептом «ГОВОРЕНИЕ». В процессе нашего исследования мы сосредоточились на выявлении прямых номинаций исследуемого концепта, то есть на выявлении ключевых слов-репрезентантов и их синонимов, что дало нам возможность установить и описать глагольные способы, номинирующие исследуемый концепт, а также его общие и дифференциальные когнитивные признаки. Глаголы SAY, TELL, SPEAK, TALK выступают в качестве ключевых в сфере речи, поскольку в их семантике уже заложены основные параметры речемыслительного актаони также наиболее полно номинируют исследуемый концепт. Действия, передаваемые названными глаголами, предполагают ряд взаимосвязанных проявлений процесса речи, которые могут передавать: общий процесс речиобъект — говорить-сказать чтоадресат — говорить-сказать комусостояние говорящего — говорить-сказать как, с каким чувствомвнешнюю сторону — говорить-сказать каким голосом, каким тоном.

По результатам анализа словарных дефиниций ключевых слов, репрезентирующих концепт «ГОВОРЕНИЕ», а именно: SAY, TELL, SPEAK, TALK были выделены следующие основные интегральные группы значений: 1) однонаправленное убеждение и подтверждение правоты сообщаемого высказывания, 2) активный, контролируемый и зависящий от воли субъекта процесс, 3) взаимообмен информацией, 4) разговаривать, обмениваться мыслями. Каждое общее значение, в свою очередь, имеет ряд частных значений, которые, соответственно, являются частью смыслового содержания выражаемого ими концепта. Анализ синонимов ключевых лексем пополняет содержание концепта, поскольку это дает возможность выявить дифференциальные признаки, выраженные в процессе сопоставления лексем, относящихся к тому или иному синонимическому ряду. Всего было изучено 397 языковых единиц, которые были зафиксированы в составе тезауруса Дж. Родейла. Каждый из конституентов вошел в лексико-фразеологическое поле ключевого слова, что дало нам возможность определить содержание номинативного поля (ядро, ближняя, дальняя и крайняя периферия). Установлено, что семантически глаголы SAY, TELL, SPEAK и TALK несут в себе один интегральный признак «говорение», в то время как остальные глаголы и глагольные сочетания имеют в своем семантическом значении дифференциальные признаки. В связи с этим, глаголы SAY, TELL, SPEAK и TALK отнесены к ядерной зоне, а их синонимы — к периферийным зонам. На основании этого нами было построено лексико-фразеологическое поле каждого из ключевых слов-репрезентантов для выявления конституентов относящиеся к периферийным зонам номинативного поля концепта «ГОВОРЕНИЕ».

Было установлено, что номинативное поле концепта «ГОВОРЕНИЕ» с ключевым словом-репрезентантом SAY обладает следующими когнитивными признаками: к ядерной зоне относится когнитивный признак «владение устной речью" — к зоне ближней периферии — «способ выражения», «манера говорения», «раскрытие секрета" — к зоне дальней периферии — «официальный доклад», «говорение как намек" — к зоне крайней периферии — «говорение как убеждение», «ложь».

Номинативное поле с ключевым словом-репрезентантом TELL характеризуется такими признаками, как «выражения мнения», что относится к ядру данного поляближняя периферия — «красноречие», «публичное высказывание», «раскрытие секрета" — дальняя периферия — «распускание сплетен», «облегчение души" — крайняя периферия — «говорение как приказ», «говорение как оценка».

В номинативном поле с ключевым словом-репрезентантом SPEAK выделяются следующие когнитивные признаки: ядро — «умение пользоваться языком" — ближняя периферия — «информирование», «раскрытие секрета», «дружеская беседа" — дальняя периферия — «изречение мыслей», «ораторствование" — крайняя периферия — «совет», «настойчивость».

При анализе номинативного поля с ключевым словом-репрезентантом TALK выявлены такие когнитивные признаки, как «вести беседу», что относится к ядерной зоне- «провождение времени», «манера вести разговор», «способ выражения мысли» — зона ближней периферии- «убеждение», «умение говорить» — дальняя периферия- «говорение как нанесение вреда», «проявление заботы» — крайняя периферия.

Наконец, при построении общей модели полевой организации концепта «ГОВОРЕНИЕ», основываясь на степени интенсивности выражения семантических компонентов, вошедших в исследуемое поле, в целом были установлены следующие когнитивные признаки: «целевая установка», «форма изложения», «отношение» и «манера говорения». Данное представление о содержании концепта «ГОВОРЕНИЕ» отражает иерархию и систему соотношения данных признаков к процессу речи. Данное положение позволяет сделать вывод о том, что говорение, как процесс речемыслительной деятельности в сознании людей, в первую очередь выражает цель автора высказывания и обозначает действие, осуществляемое с помощью речи. Общее значение — «делать что-либо с помощью речи», содержит компонент «цель речевого действия», что подразумевает наличие у субъекта речи коммуникативной цели, которая обеспечивает адекватность реакции адресата. Не менее важной для говорящего является и смысловая наполненность, выразительность, ясность, точность, уместность, логичность своего высказывания. Так как говорение предполагает наличие собеседника или слушающего, то «контактность» или отношение также характеризует указанный процесс речи. Данный признак может описывать ситуацию, статус собеседников. Наконец, признак манеры говорения передает индивидуальные характеристики говорящего, его способность и умение выразить с помощью речи то или иное высказывание.

Таким образом, можно говорить о том, что концепт «говорение» относится к числу базовых, поскольку он представляет возможность I организовать структуру речевого акта и реализовать основные функции языка. С точки зрения, формирования смысла высказывания, глагол является единицей, в семантике которой явления окружающего мира концептуализируются посредством представления ситуации объективной действительности как действие, процесс или состояние, то есть конкретное явление окружающей действительности номинируется глаголом как лексической единицей с индивидуализированным содержанием. Это характеризует глаголы говорения и их синонимы как основные средства вербализации исследуемого концепта, что позволяет выявить его различныеконцептуальные признаки и подтверждает важность концепта «ГОВОРЕНИЕ» для менталитета англо-говорящих людей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.Ф. Современные проблемы науки о языке Текст. / Н. Ф. Алефиренко / Учебное пособие. — М.: Флинта: Наука, 2005. — 416 с.
  2. , Н.Ф. Спорные проблемы семантики Текст. / Н. Ф. Алефиренко / Монография. М.: Гнозис, 2005. — 326 с.
  3. Антология концептов Текст. / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина.- М.: Гнозис, 2007. 512 с.
  4. , Ю.Д. Глаголы моментального действия и перформативы в русском языке Текст. / Ю. Д. Апресян // Русистика сегодня. Язык: система и ее функционирование. — М.: Наука, 1988. — с.57−78.
  5. , Ю.Д. Лексическая семантика (Синонимические средства языка) Текст. / Ю. Д. Апресян. — М.: Наука, 1986. — 363 с.
  6. , Ю. Д. Перформативы в грамматике и словаре Текст. / Ю. Д. Апресян // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1986, Т.45, № 3. с. 208−223.
  7. , Н.Д. Язык и мир человека Текст. / Н. Д. Арутюнова М.: Языки славянской культуры, 1999. — I-XV, 896 с.
  8. , Л.Г. Функциональный анализ глаголов говорения интеллектуальной и эмоциональной деятельности (на материале художественной речи А. Платонова) Текст.: автореферат дис.. канд. филол. наук / Л. Г. Бабенко Ростов-на-Дону, 1980. — 25 с.
  9. , А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка Текст. / А. П. Бабушкин. — Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1996. — 104с.
  10. , Г. И. Перспективы когнитивной ономасиологии Текст. /
  11. Г. И. Берестнев // Язык и действительность: Сборник научных трудов памяти В. Г. Гака. М.: ЛЕНАНД, 2007. — с. 352−359
  12. , В.В. Семантико-синтаксическая организация предложения Текст. / В. В. Богданов. JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977. — 204 с.
  13. , Н.Н. Категориальное значение глагола: Системный и функциональный аспекты Текст. / Н. Н. Болдырев. Спб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1994. — 171 с.
  14. , Н.Н. Когнитивный аспект семантики притяжательных местоимений Текст. / Н. Н. Болдырев // Когнитивный аспект исследования русского языка. 2004. с. 89−90
  15. , В.И. А.А. Потебня и когнитивная лингвистика Текст. / В. И. Болотов // Вопросы языкознания. 2008. № 2. с. 82−96
  16. , И.П. Глаголы речи в старославянском, русском и болгарском языках (в историко-сопоставительном плане) Текст.: автореферат дис.. канд. филол. наук / И. П. Бондарь Саратов, 1969. — 31 с.
  17. , О.О. Теория языковой категоризации: национальное языковое сознание сквозь призму криптокласса Текст. / О. О. Борискина Воронеж, Вор. гос. ун-т, 2003. — 211 с.
  18. , Т.В., Крылов, С.А. Категория Текст. / Т. В. Булыгина, С. А. Крылов — Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. -М.: Сов. энциклопедия, 1990. с. 215−216.
  19. , Л.М. Семантика русского глагола: Глаголы речи, звучания и поведения Текст. / Л. М. Васильев Уфа, БГУ 1981.-71 с.
  20. Вендлер, 3. Иллокутивное самоубийство Текст. / 3. Вендлер // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985. — с. 238−250.
  21. , Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения Текст. / Т. Г. Винокур М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 176 с.
  22. , Л. Избранные труды Текст. / Л. Витгенштейн. — М.: Территория будущего, 2005. 436 с.
  23. , С.Г. Любовь как лингвокультурный концепт Текст. / С. Г. Воркачев М.: «Гнозис», 2007. — 284 с.
  24. , С.Г. Постулаты лингвоконцептологии Текст. / Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернйна. М.: Гнозис, 2007.-с. 10−11
  25. , Л.С. Мышление и речь Текст. / Л. С. Выготский М.: Лабиринт, 2007. — 357 с.
  26. Гак, В. Г. Речевые рефлексы с речевыми словами Текст. / В. Г. Гак // Логический анализ языка. Язык речевых действий. — М.: Наука, 1994. с. 6−10.
  27. , Г. Ф. Предложение-высказывание в когнитивном аспекте Текст. / Г. Ф. Гаврилова // Филологические науки. 2001. № 6. с. 72−78.
  28. , В. Работы разных лет Текст. / В. Гегель / В двух томах. Т. 1. — М.: Мысль, 1970. 668 с.
  29. , Г. П. Значение говорящего, значение предложения и значение слова Текст. / Г. П. Грайс //Философия языка — М.: Едиториал УРСС, 2004.-с. 75−98.
  30. , О.Н. Использование концептов чувственного восприятия для манипуляции массовым сознанием в языке СМИ Текст. / О. Н. Григорьева // Когнитивные аспекты исследования русского языка. — М.: 2003.-с. 65
  31. , В. Избранные труды по языкознанию Текст. / В. Гумбольдт / Пер. с нем. под ред., 1 с предисл. Г. В. Рамишвили. — М.: Прогресс, 1984.-397 с.
  32. , О.Д. Функциональная категоризация глаголов говорения в современном английском языке Текст.: автореферат дисс.. д. филол. наук / О. Д. Дворник. Белгород, 2003. — 21 с.
  33. , В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода Текст. / В. З. Демьянков // Вопросы языкознания. 1994. № 4. с. 17−33.
  34. , В.З. Когнитивизм, когниция, язык и лингвистическая теория Текст. / В. З. Демьянков // Язык и структуры представления знаний. М.: ИНИОН РАН, 1992. — с. 39−77.
  35. , В.З. Теория прототипов в семантике и прагматике языка Текст. / В. З. Демьянков // Структуры представления знаний в языке. — М.: ИНИОН РАН, 1994.-е. 32−85.
  36. , А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст Текст. / А. А. Залевская / Избранные труды. М.: Гнозис, 2005. — 543 с.
  37. , В.И., Слышкин, Г.Г. Базовые характеристики лингвокультурных концептов Текст. / Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. -М.: Гнозис, 2007. с. 12−13.
  38. , В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс Текст. / В. И. Карасик М.: Гнозис, 2004. — 390 с.
  39. Караулов, Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изученияI
  40. Текст. / Ю. Н. Караулов // Язык и личность. — М., 1989.
  41. , С.Д. Категории языка и мышления: из научного наследия Текст. / С. Д. Кацнельсон — М.: Языки славянской культуры, 2001. 864 с.
  42. , И.М. Лингвистическая семантика Текст. / И. М. Кобозева -М.: КомКнига, 2007. 352 с.
  43. , И.М. О границах и внутренней стратификации семантического класса глаголов речи Текст. / И. М. Кобозева //
  44. Вопросы языкознания. 1985. № 6. с. 95−103.
  45. , В.И. Прямая и косвенная речь в современном русском языке Текст. / В. И. Кодухов Д., Учпедгиз, Ленинградское отд-ние, 1957. — 87 с.
  46. , Г. В. Коммуникативная функция и структура языка Текст. / Г. В. Колшанский М.: Издательство ЛЕСИ, 2007. — 176с.
  47. , В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации Текст. / В. В. Красных / Курс лекций. — М.: ИТДГК «Гнозис», 2001.-270 с.
  48. , А.Т. «Лингвистика текста» и исследование взаимоотношения языка и мышления Текст. / А. Т. Кривоносова // Вопросы языкознания. 1986. № 6. с. 23−37.
  49. , Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика психология — когнитивная наука Текст. / Е. С. Кубрякова // Вопросы языкознания. 1994. № 4. — с. 34−47.
  50. , Е.С. Номинативный аспект речевой деятельности Текст. / Е. С. Кубрякова -М.: Издательство ЛКИ, 2008. 160 с.
  51. , Е.С. О реализации значений слова в дискурсе Текст. / Е. С. Кубрякова // Язык и действительность: Сборник научных трудов памяти В. Г. Гака. М.: ЛЕНАНД, 2007. — с. 367−370
  52. , Е.С. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи Текст. / Е. С. Кубрякова М.: Наука, 1991. — 240 с.
  53. Дж. Женщины, огонь и опасные вещи. Что категории языка говорят нам о мышлении Текст. / Джордж Лакофф / М.: Языки славянской культуры, 2004. — 792 с.
  54. , Дж. Язык и лингвистика. Вводный курс Текст. / Дж. Лайонз1. М.: УРСС, 2004.-320 с.
  55. , Ю.К. Введение в формальный язык лингвистики Текст. / Ю. К. Лекомцев М.: Наука, 1983. — 264 с.
  56. , Т.П. Предложение и его грамматические категории Текст. / Т. П. Ломтев М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1972. — 198 с.
  57. , Р.А. Системная и функциональная семантика глагола общаться Текст. / Р. А. Лукманов // Исследования по семантике: Семантические категории в русском языке / Сборник научных статей.
  58. Уфа: изд. Башкирск. ун-та, 1996. — 160 с.
  59. , А.Р. Язык и сознание Текст. / А. Р. Лурия / — Ростов н/Д: Феникс, 1998. -253 с.
  60. , В.А. Введение в когнитивную лингвистику Текст. / В.А. Маслова-М.: Флинта: Наука, 2007.-296 с.
  61. , А.Б. Семантические прототипы Текст. / А. Б. Михалев // Язык и действительность: Сборник научных трудов памяти В. Г. Гака. М.: ЛЕНАНД, 2007. с. 384−392.
  62. , Дж. Л. Перформативы — константивы Текст. / Дж. Л. Остин // Философия языка-М.: Едиториал УРСС, 2004. -с. 23−34
  63. , Дж. Л. Слово как действие Текст. / Дж. Л. Остин // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. М., 1986. с. 22−129.
  64. , Е.В. Вид и время перформативного глагола Текст. / Е. В. Падучева // Логический анализ языка: Язык речевых действий. М., 1994. с. 37−42.
  65. , Е.В., Кустова, Г.И. Перформативные глаголы в неперформативных употреблениях Текст. / Е. В. Падучева, Г. И. Кустова // Логический анализ языка. Язык речевых действий. М.: Наука, 1994.-с. 30−37.
  66. , Е.В. Динамические модели в семантике лексики Текст. / Е. В. Падучева / М.: Языки славян, культуры, 2004. — 607 с.
  67. , М.В. Методология концептуальных исследований Текст. / Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. — М.: Гнозис, 2007. с. 14−16.
  68. , З.Д., Стернин, И.А. Когнитивная лингвистика Текст. / З. Д. Попова, И. А. Стернин / М.: ACT: Восток — Запад, 2007. — 314 с.
  69. , З.Д., Стернин, И.А. Основные черты семантико-когнитивного подхода к языку Текст. / Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. М.: Гнозис, 2007. с. 7−9.
  70. , Г. Г. Синтагматика английского слова Текст. / Г. Г. Почепцов // — Киев: Вища школа, 1976. 112 с.
  71. , Ю.Е. В поисках концепта Текст. / Ю. Е. Прохоров / М.: Флинта: Наука, 2008. — 176 с. I
  72. , Е.Э. Семантические инварианты. Логико-когнитивный анализ лексики естественного языка Текст. / Е. Э. Разлогова: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 84 с.
  73. , Р.И. Когнитивные отношения в таксономии. Категоризация мира в языке и тексте Текст. / Р. И. Розина // Вопросы языкознания. 1994. № 6.-с. 60−78.
  74. , Н.К. Язык и естественный интеллект Текст. / Н. К. Рябцева / РАН. Ин-т языкознания. М.: Academia, 2005. — 640 с.
  75. , О.Н. Когнитивная семантика на фоне общего развития лингвистической науки Текст. / О. Н. Селиверстова // Вопросы языкознания. 2002. № 6. с. 12−26.
  76. Семантика и категоризация Текст. / Фрумкина P.M., Михеев А. В., Моставая А. Д. / Академия наук СССР Институт языкознания. М.: «Наука», 1991.- 167 с.
  77. , Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии Текст.
  78. Э. Сепир / Пер. с англ. под ред. и с предисл. А. Е. Кибрика. М.: Прогресс. Изд. группа «Универс», 1993. — 654 с.
  79. , Дж. Что такое речевой акт? Текст. / Дж. Серль // Зарубежная лингвистика. II. / Общ. ред. В. А. Звегинцева, Б. А. Успенского, Б. Ю. Городецкого. М.: Прогресс, 1999. — с. 210−228.
  80. , Д., Грин, Дж. Психолингвистика Текст. / Д. Слобин, Дж. Грин М.: «Прогресс», 1976. — 350 с.
  81. , А.Г., Ярошевский М. Г. Категория Текст. / А. Г. Спиркин, М. Г. Ярошевский Философский энциклопедический словарь / Редкол. С. С. Аверинцев, Э.А. Ораб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1989. — с. 251.
  82. , д. Ф. Курс общей лингвистики Текст. / Ф. де Соссюр М.: КомКнига, 2006. — 256 с.
  83. , Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования Текст. / Ю. С. Степанов / М.: Языки русской культуры, 1997. — 824 с.
  84. , В.Н. «Говорить» в зеркале обиходного сознания Текст. / В. Н. Телия // Логический анализ языка. Язык речевых действий. М.: Наука, 1994.-с. 93−98
  85. Успенский, Б.А. Ego Loquens: Язык и коммуникативное пространство Текст. / Б. А. Успенский М.: Российск. гуманит. ун-т, 2007. — 320 с.
  86. , P.M. Психолингвистика Текст. / P.M. Фрумкина М.: «Академия», 2007. — 320 с.
  87. Храмова, Г. А. Глаголы речи в метакоммуникативных высказываниях
  88. Текст. / Г. А. Храмова // Аспекты лингвистических и методических исследований. Архангельск, 1999. с. 20−23
  89. , М. Работы и размышления разных лет Текст. / М. Хайдегер / Пер. с нем., сост. и коммент. Михайлова А. В. — М.: Гнозис, 1993. 333с.
  90. , М. Что зовется мышлением? Текст. / Мартин Хайдеггер- пер. Э. Сагетдинова.- М.: Территория будущего, 2006. 314 с.
  91. , У.Л. Значение и структура языка Текст. / У. Л. Чейф М.: Прогресс, 1975. — 432 с.
  92. , А. Семантика в когнитивной лингвистике Текст. / А. Ченки // Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления / Под ред. А. А. Кибрика, И. М. Кобозевой. М.: Едиториал УРСС, 2006. с. 340−370.
  93. , П.В. Концепт как компонент языковой картины мира Текст. / П. В. Чесноков // Язык, речь, юридическая практика. Сб. науч. трудов. Вып. 10. Ч. 2. Ростов-н/Д., 2007. с. 234−238.
  94. , П.В. Семантические формы мышления как значения грамматических форм Текст. / П. В. Чесноков // Семантика грамматических форм: Сб. науч. тр. Ростов-на-Дону, 1982.
  95. , Е.Н. Глаголы речи, восприятия и мысли в роли разговорных модальных средств Текст. / Е. Н. Ширяев // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура. М., 2004. — с. 459−466.
  96. , B.C. Философия языка и философия языкознания: Лингвофилософские очерки Текст. / B.C. Юрченко М.: КомКнига, 2005.-368 с.
  97. Austin, J. How to do things with words Text. / J. Austin. N.Y., 1962.
  98. Barsalou, L.W. Intraconcept similarity and its implications for interconcept similarity Text. / L.W. Barsalou. // Similarity and analogical reasoning / ed. S. Vosniadou, A. Ortony. Cambridge
  99. University Press, 1989. p. 76−121.
  100. Brown C.H. A survey of category types in natural language Text. / C.H. Brown // Meanings and prototypes: studies in linguistic categorization. -Oxford, 1990. p. 17−47
  101. Fillmore, Ch. Frame semantics Text. / Ch. Fillmore // Linguistics in the morning calm: selected papers from SICOL-1981 / ed. by the Linguistic Society of Korea. Seoul, 1982. p. 111−137.
  102. Fillmore, Ch. Toward a frame-based lexicon: the semantics of RISK and its neighbours Text. / Ch. Fillmore, B.T. Atkins // Frames, fields and contrasts. Hilsdale, N.Y.: Lawrence Erlbaum Assoc., 1992. — p. 75−102.
  103. Givon, T. Logic vs. Pragmatics, with Human language as the reference: toward an empirically viable epistemology Text. / T. Givon // Journal of pragmatics. 1982. — Vol.6. — p. 81−133
  104. Givon, T. Syntax: A functional-typological introduction Text. / T. Givon -Vol. I. Amsterdam: Benjamins, 1984. 464 p.
  105. Jackendoff, R. Semantic structures Text. / R. Jackendoff. Cambridge: The MIT Press, 1991. -315 p.
  106. Jackendoff, R. What is a concept Text. / R. Jackendoff // Frames, fields and contrasts: new essays in semantic and lexical organization / eds.: B.1.hner, E. Kittay. Hillsdale, 1991. — p. 191−209.i
  107. Jackendoff, R. Languages of the mind: essays on mental representation Text. / R. Jackendoff. Cambridge: The MIT Press, 1992.- 305 p.
  108. Jackendoff, R. The architecture of the language faculty Text. / R. Jackendoff. Massachusetts: MIT Press, 1997. — 259 p.
  109. Lakoff, G. Hedges: A study of meaning criteria and the logic of fuzzy concepts Text. / G. Lakoff // Journal of philosophic logic. 1973. Vol.2, — p. 458−508
  110. Lakoff, G. Metaphors we live by Text. / G. Lakoff, M. Johnson. -Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1980. 276 p.
  111. Lakoff, G. Categories: An essay in cognitive linguistics Text. / G. Lakoff // Linguistics in the morning calm. Seoul: Hanshin, 1983. — p. 139−193.
  112. Langacker, R. Foundations of cognitive grammar Text. / R. Langacker. -Theoretical Prerequisites. Stanford, 1987. Vol.1. — 507 p.
  113. Langacker, R. Concept, image and symbol: the cognitive basis of grammar Text. / R. Langacker. -N.Y.: Mouton de Gruyter, 1991.-381 p.
  114. Langacker, R. W. Foundations of cognitive grammar Text. / R. W. Langacker. Stanford, 1991. — 539 p.
  115. Rosch E.H. Cognitive representations of semantic categories Text. / E.H. Rosch // Journal of experimental psychology. — 1975. Vol.104, № 3. p. 192−233
  116. Rosch E.H. Principles of Categorization Text. / E.H. Rosch // Cognition and Categorization. Hillsdale: Lawrence Erlbaum, 1978. — P. 27−48
  117. Ross J.R. On Declarative Sentences Text. / J.R. Ross // Readings in English Transformational Grammar. Waltham, Moss: Ginn, 1970.
  118. Searle, J.R. Speech acts Text. / J.R. Searle. London: Cambridge University Press, 1970. 204 p. i
  119. , Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. 8-е изд., стереотип. — М.: Русские словари: ACT: Астрель: Хранитель, 2006. — 667 с.
  120. , З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. 10-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1999. — 495 с.
  121. , А.И. Краткий русско-английский и англо-русский фразеологический словарь. Мн.: Изд-во БГУ, 1980. — 400 с.
  122. Англо-русский синонимический словарь / Ю. Д. Апресян, В. В. Ботякова, Т. Э. Латышева и др. М.: Рус. яз. 1979, — 544 с.
  123. , Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л.Г. Лузина- под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: МГУ, 1996. — 245 с.
  124. , А.В. Англо-русский фразеологический словарь. 3-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 2001. — 502 с.
  125. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. -М.: Сов. энциклопедия, 1990. 685 с.
  126. , В.В., Лопатина, Л.Е. Русский толковый словарь. 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1997. — 832 с.
  127. Словарь сочетаемости слов русского языка / Гос. ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина- П. Н. Денисов, Н. К. Зеленова, Е. М. Кочнева И|др. 3-е изд., испр. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2002. — 816 с.
  128. Ю.Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка. Т. I. М.: Прогресс, 1986. — 576 с.
  129. Философский энциклопедический словарь / Редкол. С. С. Аверинцев, Э.А. Ораб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, ! 1989.-815 с.
  130. The Oxford Dictionary of English Etymology / Ed. by C.T. Onions.
  131. Oxford: At the Clarendon Press, 1966. 13. Oxford Advanced Learner’s Dictionary of Current English — 7th ed. / Ed. by
  132. A.S. Hornby Oxford: Oxford University press, 2005. -14.The Synonym Finder / J.I. Rodale. — New York: A Time Warner Company, 1986.- 1361 p.
  133. Allingham, М. Three is a Lucky Number Text. / M. Allingham // Crime Never Pays. Short Stories / Ed. by Clare West. Oxford — New York: Oxford University Press, 1993.-pp. 87−102.
  134. Brown, D. Digital Fortress Text. / D. Brown New York, St. Martin’s Paperback, 1998. -430 p.
  135. Brown, D. The Da Vinchi Code Text. / D. Brown London: Corgi Books, 2004. — 605 p.
  136. Chase, J.H. The Doll’s Bad News Text. / J.H. Chase M.: Айрис-пресс, 2008. — 288 с.
  137. Christie, A. Hickory Dickory Dock Text. / A. Christie M.: Айрис-пресс, 2007. — 320 с.
  138. Christie, A. The Companion Text. / A. Christie // Crime Never Pays. Short Stories / Ed. by Clare West. Oxford — New York: Oxford University Press, 1993. — pp. 9−32.
  139. Greene, G. The Case for the Defense Text. / G. Greene // Crime Never Pays. Short Stories / Ed. by Clare West. Oxford — New York: Oxford University Press, 1993.-pp. 33−40.
  140. Highsmith, P. Sauce for the Goose Text. / P. Highsmith // Crime Never Pays. Short Stories / Ed. by Clare West. Oxford — New York: Oxford University Press, 1993.-pp. 125−140.
  141. Huxley, A. Island Text. / A. Huxley. Bungay, Suffolk. Granada Publishing Limited, 1979.-336 pp.
  142. Joyce, J. A Portrait of an Artist as a Young Man Text. / J. Joyce London: Penguin Books, 1996. — 288 p.
  143. Joyce, J. A Painful Case Text. / J. Joyce // And All for Love. Short Stories. Oxford University Press, 2001. — pp. 50−62
  144. Maugham W.S. The Mabel Text. / W.S. Maugham // And All for Love. Short Stories. Oxford University Press, 2001. pp. 131−142.
  145. Rendel, R. A Glowing Future Text. / R. Rendel // Crime Never Pays. Short Stories / Ed. by Clare West. Oxford — New York: Oxford University Press, 1993. pp. 41−54.
  146. Sayers, D.L. The Fountain Plays Text. / D.L. Sayers // Crime Never Pays. Short Stories / Ed. by Clare West. Oxford — New York: Oxford University Press, 1993.-pp. 67−86. i
  147. Sheldon, S. Are You Afraid of the Dark? Text. / S. Sheldon New York, Boston: Warner Books, 2004. — 398 p.
  148. Waugh, E. Helena Text. / E. Waugh / England, Penguin Books Ltd, 1979. 159 pp.
  149. Woolf, V. The Legacy Text. / V. Woolf// And All for Love. Short Stories. Oxford University Press, 2001. pp. 37−48
Заполнить форму текущей работой