Прецедентный культурный знак в современной телевизионной рекламе: лингвокультурологический анализ
Диссертация
Носителя определённого языка". Задача лингвокультурологииизучение национальной картины мира, языкового сознания, особенностей ментально-лингвального комплекса. При этом, опираясь на достижения тартуской семиотической школы и представление об уровневом строении языка, лингвокультурологи интерпретируют культуру как наивысший семиотический уровень, «непосредственную надстройку над уровнем текста… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Разновидности прецедентных культурных знаков в современной телевизионной рекламе
- 1. 1. Прецедентные культурные знаки и принципы их отбора
- 1. 2. Типы прецедентных культурных знаков, используемых в телевизионной рекламе
- Выводы
- Глава 2. Источники прецедентных культурных знаков
- 2. 1. Источники прецедентных культурных знаков, используемых в телевизионной рекламе
- 2. 2. Телевизионная реклама как источник прецедентных культурных знаков
- Выводы
- Глава 3. Прецедентный культурный знак в контекстной среде
- 3. 1. Каналы передачи прецедентных культурных знаков в телевизионной рекламе
- 3. 2. Функционирование прецедентного культурного знака в телевизионной рекламе
- 3. 2. 1. Подтекстовые смыслы прецедентных вербальных культурных знаков
- 3. 2. 2. Трансформации прецедентных вербальных культурных знаков
- 3. 3. Манипулятивная функция прецедентного культурного знака в телевизионной рекламе
- Выводы
Список литературы
- Абдулфанова А.А. Семиотика и коммуникативный потенциал рекламы // Языковая семантика и образ мира. Тез. междунар. научн. конф. Казань, 1997. Т.1. С.136−139.
- Абрамян JI.A. Гносеологические проблемы теории знаков. Ереван, 1965. 255с.
- Аверченко Л.К. Психология рекламы // Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный подход. Самара, 2001. С. 470−480.
- Айзенберг М. Слоган // Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный подход. Самара, 2001. С. 181−186.
- Алиева Л. Некоторые вопросы семиотики рекламы // Языковая семантика и образ мира. Тез. междунар. научн. конф. Казань, 1997. Т.2. С. 76.
- Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988.253 с.
- Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. № 1. С. 37−67.
- Аптулаева Т.Г., Вепрева И. Т. Прецедентный текст в газетном заголовке // Российская журналистика: от «Колокола» до «СПИД-инфо». Екатеринбург, 1996. С. 133−135.
- Арнольд И.В. Стилистика декодирования. Л., 1973. 76 с. Арнольд И. В., Банникова И. А. Лингвистический и стилистический контекст. // Стиль и контекст. Л., 1972. С. 1−13.
- Арнольдов А.И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии (Вместо введения) // Культура, человек и картина мира. М., 1987. С. 5−27.
- Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики 1982. М.: Наука, 1984. — С. 5−23.
- Арутюнова Н. Д. От редактора // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. С.3−4.
- Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988.341 с.
- Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999. 896 с.
- Ахманова О.С., Гюббенет И. В. «Вертикальный контекст» как филологическая проблема // Вопросы языкознания. 1977. № 3. С. 47−54.
- Баженова Е.А. Прецедентный субтекст в смысловой структуре научного текста // Русский язык в контексте современной культуры: Тез. междунар. науч. конф. Екатеринбург, 1998. С.7−8.
- Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология. JL, 1981. С. 215−226.
- Баранов А.Н. Аксиологические стратегии в структуре языка (паремиология и лексика) // Вопросы языкознания. 1989. № 3. С. 74−90.
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. 616 с.
- Барулин А.Н. О структуре языкового знака // Знак: Сборник статей по лингвистике, семиотике и поэтике памяти А. Н. Журинского. М., 1994. С. 245−251.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972. 470 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 445 с.
- Бебчук Е.М. Лексическая конкретизация как способ усиления образности слова в тексте пресс-рекламы // Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Тезисы научно-практ. конф. Часть VII. М., 2001. С. 33−35.
- Беликов В.И. Паремиологичесике заметки // Знак: Сборник статей по лингвистике, семиотике и поэтике памяти А. Н. Журинского. М., 1994. С. 252−261.
- Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. 447 с.
- Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. 544 с.
- Богатырёв П.Г. Знаки в театральном искусстве // Труды по знаковым системам. Т.7. Тарту, 1975.
- Богин Г. И. Рефлексия и интерпретация: принцип потенциальной понятности всякого текста // Вопросы стилистики. Вып. 27. Саратов, 1998. С. 62−68.
- Бондалетов В.Д. Русская ономастика. М., 1983. 224 с.
- Бонфельд М. Музыка: язык, речь, мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства httpV/www.booksite.ru/fulltext/bon/fel/bonfeld/01 .htm
- Борев В.Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.303 с.
- Брудный А. Бессознательные компоненты процесса понимания // Бессознательное: природа, функции, методы, исследования в четырёх томах. Тбилиси, 1978. Т. 3. С. 98−102.
- Бровкина Ю.Ю. Газетное рекламное объявление как речевой жанр: риторический аспект. Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Барнаул, 2000. 18 с.
- Бромлей Ю.В. Этнические функции культуры и этнография // Этнознаковые функции культуры. М., 1991. С. 5−22.
- Буачидзе Т.А. Симпозиум по проблеме ценностей // Философские науки. 1966. № 2. С. 139−145.
- Буков П., Сартан Г. Психологические эффекты в рекламе// Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный подход. Самара, 2001. С. 588 594.
- Булыгина Т.В., Шмелёв А. Д. «Стихийная лингвистика» (folk linguistics) // Русский язык сегодня. Вып. 1. М., 2000. С. 9−18.
- Булыгина Т.А., Шмелёв А. Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997. 480 с.
- Бурмако В.М. Контекст как средство функционирования значений слов и фразеологизмов // Функционирование фразеологических единиц в художественном и публицистическом тексте. Челябинск, 1984. С. 11−20.
- Ваганов А.А. К вопросу о доминирующем коде в рекламных текстах // Проблемы коммуникации и номинации в концепции общегуманитарного знания: Сб. научн. трудов в честь проф. Л. А. Шкатовой. Челябинск, 1999. С. 204−208.
- Васильева Г. М. Национально-культурная специфика семантическихнеологизмов: лингвокультурологические основы описания. СПб., 2001. 211 с.
- Вержбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.288 с.
- Вепрева И.Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. Екатеринбург, 2002. 380 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция рече-поведенческих тактик. М., 1999. 84 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1976. 248 с.
- Ветров А.А. Семиотика и её основные проблемы. М., 1968. 264 с.
- Викентьев И.Л. Приёмы рекламы и PUBLIC RELATIONS. 4.1. СПб, 1998. 238с.
- Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977.312 с.
- Виноградов B.C. Лексические вопросы перевода художественной прозы. М., 1975. 174 с.
- Виноградов С.И. Выразительные средства в парламентской речи // Культура парламентской речи. М., 1994. С. 66−77.
- Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М., 1980. 27 с.
- Волков И.М. Основы экономики и организации рекламной деятельности. М., 1991. 80 с.
- Воловик А.Ф., Невельский П. Б. Условия непроизвольного запоминания языковых элементов наглядной агитации // Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики. М., 1972. С. 25−31.
- Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 1985. 228 с.
- Воркачёв С.Г., Сытникова Ф. Х. Этносемантика паремиологический периферии нейтральной оценки в русском и французском языках // Языковая личность: жанровая речевая деятельность. Волгоград, 1998. С. 25−26.
- Воробьёв В.В. О статусе лингвокультурологии // Материалы IX конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999 г. М., 1999. С. 96−117.
- Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина: Документы и материалы. М., 1981. 304 с.
- Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребёнка // Выготский Л. С. Собр. соч. в 6-ти томах. М., 1984. С. 5−90.
- Выготский Л.С. Предисловие к русскому изданию книги В.Келера «Исследование интеллекта человекоподобных обезьян» // Выготский Л. С. Собр. соч. в 6-ти томах. М., 1982! Т.1. С. 210−237.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1966. 500 с. Выготский Л. С. Развитие интересов в переходном возрасте // Собр. соч. в 6-ти томах. М., 19 822.Т.4. С. 6−40.
- Гак В. Г. Русская динамичная языковая картина мира//Русский язык сегодня. Вып. 1.М., 2000. С. 36−44.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.139 с.
- Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М, 1996. 320 с.
- Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995. 480 с. Гермогенова Л. Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М., 1994. 252 с.
- Гинзбург Л.Я. О старом и новом. Л., 1982. 423 с. ГоликН.В. Этическое в культуре. СПб., 2002. 256 с.
- Гольдин В.Е., Сиротинина О. Б. Внутринациональные речевые культуры и их взаимодействие // Вопросы стилистики. Вып. 25. Проблемы культуры речи. Саратов, 1993.С. 9−19.
- Голядкин Н.А. Творческая телереклама (из американского опыта). М., 1998.136 с.
- Григорьев В.П. Поэтика слова: На материале рус. сов. поэзии. М., 1979. 343 с. Григорьева Т. М. Новая жизнь старой орфографии // Жизнь языка: Сб. ст. к 80-летию М. В. Панова. М., 2001. С. 399−405.
- Гридина Т.А. Языковая игра в рекламе (границы дозволенного) // Лингвокультурологические проблемы толерантности. Тезисы докл. междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2001. С. 44−46.
- Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург, 1996.160 с.
- Гримак Л.П. Гипноз рекламы (анатомия идеальной формы психологической агрессии) // Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход. Самара, 2001. С. 727−742.
- Гудков Д.Б., Красных В. В., Захаренко И. В., Багаева Д. В. Некоторые особенности функционирования прецедентных высказываний // Вестник Московского университета. Сер.9. Филология. 1997. № 4. С. 106−118.
- Гудков Д.Б. Прецедентное имя в когнитивной базе современного русского (результаты эксперимента) // Язык, сознание, коммуникация. М., 1998. Вып. 4. Филология. С. 82−93.
- Гудков Д.Б. Функционирование прецедентных феноменов в политическом дискурсе российских СМИ // Политический дискурс в России 4. М., 2000. С. 45−52.
- Гурская Ю.А. Ключевые имена национальных культур как проблема изучения в стилистике // Stylistyka. III. 1994. С. 165−171.
- Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х годов//Логос. 1999. № 11/12. С. 131−155.
- Дейян А. Теории коммуникации и их применение в рекламе // Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный подход. Самара, 2001. С. 337 350.
- Дзякович Е.В. Возможности пунктуации и параграфемики в современной печатной рекламе // Словарь и культура русской речи. К 100-летию со дня рождения С. И. Ожегова. М., 2001. С.120−126.
- Дмитриев Ю.Д. Тринадцать чёрных кошек. М., 1988. 239 с.
- Дмитриева О.А. Прецедентный текст в системе лингвокультурных текстов // Языковая личность: жанровая речевая деятельность. Волгоград, 1998. С. 35−36.
- Дмитровская М.А. Философия памяти // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. С. 78−85.
- Добросклонская Т.Г. Проблема англоязычного лингвокультурного влияния в сфере масс-медиа // Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Тезисы научно-практической конференции. Часть VII. М., 2001. С. 3−5.
- Доронина С.В. Содержание и внутренняя форма русских игровых текстов: когнитивно-деятельностный аспект (на материале анекдотов и речевых шуток). Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Барнаул, 2000. 24 с.
- Дышлевский П.И., Яценко Я. В. Что такое общая картина мира. М., 1984. 64 с. Евтюгина А. А. Прецедентные тексты в поэзии В. Высоцкого (к проблеме идиостиля). Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 1995. 17 с.
- Енина JT.B. Свое и чужое в молодёжной субкультуре // Лингвокультурологические проблемы толерантности. Тезисы докл. междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2001. С. 55.
- Енина Л.В. Современные российские лозунги как сверхтекст. Автореф. дис.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 1999. 18 с.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч. 1. М., 1994. 379 с. Ермаков Ю. А. Манипуляция личностью: смысл, приёмы, последствия. Екатеринбург, 1995. 208 с.
- Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. М., 1997. 330 с.
- Журавлёва Н.И. Миф как способ построения картины мира. Автореф. дисс.. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1999. 23 с.
- Автореф. дисс. доктора филол. наук. Екатеринбург, 2002. 39 с.
- Зазыкин В. Психология рекламы // Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный подход. Самара, 2001. С. 448−469.
- Захаренко И.В. Прецедентные высказывания как объект лингво-когнитивногоанализа // Материалы IX конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999 г. М., 1999. С. 143 150.
- Земская Е.А. Цитация и виды её трансформации в заголовках современных газет // Поэтика. Стидистика. Язык и культура. Памяти Татьяны Григорьевны Винокур. М&bdquo- 1996. С. 157−168.
- Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М., 1992. 220 с.
- Иванов В.В. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976. 303 с.
- Иванов В.В., Торопов В. Н. Индоевропейская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М., 1988. т.1. С. 527−533.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997. 206 с.
- Калганова С.О. Семантические нарушения в отношениях слова и контекста. Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 1997. 20 с.
- Кара-Мурза Е.С. «Дивный новый мир» российской рекламы: социокультурные, стилистические и культурно-речевые аспекты // Словарь и культура русской речи. К 100-летию со дня рождения С. И. Ожегова. М., 2001. С. 164 186.
- Кара-Мурза С. Г. Краткий курс манипуляции сознанием. М., 2002. 288 с.
- Карасик А.В. Лингвокультурные характеристики английского юмора. Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Волгоград, 2001. 23 с.
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. 262 с.
- Картер Г. Эффективная реклама. М., 1991. 279 с.
- Ким В. В. Семиотические аспекты системы научного познания. Красноярск, 1987. 223 с.
- Китайгородская М.В., Розанова Н. Н. Современная городская коммуникация: тенденции развития (на материале языка Москвы) // Русский язык конца XX столетия (1985−1995). М&bdquo- 2000. С. 345−383.
- Клушина Н. И. Языковые механизмы формирования оценки в СМИ // Публицистика и информация в современном обществе. М., 2000. С. 94−106.
- Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993. 160 с.
- Кодзасов С.В. Голос в телевизионной рекламе // Русский язык сегодня. Вып. 1.М.2000. С. 294−307.
- Кодухов В.И. Контекст как лингвистическое понятие // Языковые единицы и контекст. Л., 1973. С. 7−32.
- Козлов Р.И. Эргоурбонимы как новый разряд городской ономастики. Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2000. 23 с.
- Колесов В.В. Отражение русского менталитета в слове // Человек в зеркале наук. Л., 1991. С. 106−124.
- Коломиец В.П. Легитимация социальной стратификации средствами рекламы // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 1998. № 1. С. 61−70.
- Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994. 317 с.
- Комарова С.Н. Институт рекламы в современной России: соотношение экономических и культурных функций. Автореф.. канд. соц. Наук. Ростов-на-Дону, 2001.27 с.
- Конституция Российской Федерации. М., 1993. 64 с.
- Конституция Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977. 54 с.
- Коптева М.И. Гипертекстуальность рекламной образности // Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Тезисы научно-практ. Конференции. Часть VII. М., 2001. С. 36−37.
- Кореньков А.В. Войны букв и мифы графем, или из истории современной реформы русской орфографии // Русский язык в центре Европы 5. Банска Бистрица, 2002. С. 16−33.
- Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. М., 1994. 248 с.
- Костомаров В.Г., Бурвикова Н. Д. Как тексты становятся прецедентными // Русский язык за рубежом. 1994. № 1. С. 73−76.
- Костомаров В. Г., Бурвикова Н. Д. Старые мехи и молодое вино. Из наблюдений над русским словоупотреблением конца XX века. СПб., 2001. 72 с.
- Котелова Н.З. Проект словаря новых слов русского языка. Л., 1982. 86 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1995. 699 с.
- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977. 262 с.
- Кохтев Н.Н. Ассоциации в рекламе // Русская речь. 1991. № 3. С. 68−71.
- Кохтев Н.Н. Десять эффектов рекламы // Русская речь. 1991. № 6. С. 59−64.
- Кохтев Н.Н. Психология восприятия и композиция рекламы // Русская речь. 1991. № 4. С. 68−72.
- Кочеткова Л.А. Лингвокулыурные характеристики английского рекламного дискурса. Дисс. канд. филол. наук. Волгоград, 1999. 172 с.
- Кошарная С.А. В зеркале лексикона: Введение в лингвокультурологию. Белгород, 1999. 142 с.
- Краснова И.Е. Психологический механизм речевого воздействия в английской рекламе // Речь в научно-лингвистическом и дидактическом аспектах. М., 1991. С. 88−100.
- Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М, 2002. 284 с.
- Красных В.В., Гудков Д. Б., Захаренко И. В., Багаева Д. В. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и в коммуникации // Вестник Московского Университета. Сер. 9. Филология. 1997. № 3. С. 62−75.
- Кривоносов А.Д. В мире политического слогана // Мир русского слова. 2001. № 4. С. 36−39.
- Кромптон А. Мастерская рекламного текста. М., 1995. 226 с.
- Кронгауз М.А. Речевые клише: энергия разрыва // Лики языка. К 40-летию научной деятельности Е. А. Земской. С. 185−195.
- Кругликов В.А. Пространство и время «человека культуры» // Культура, человек и картина мира. М., 1987. С. 167−197.
- Кудряшова А.П. Процессы образования и функционирования эвфемизмов в семантических полях «смерть», «болезнь», «возраст» (на материале современных русского и немецкого языков). Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Саратов, 2002. 24 с.
- Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург Омск, 1999. 268 с.
- Кузьмина Н.А. Культурные знаки поэтического текста // Вестник Омского университета. 1997. № 1. С. 74−78.
- Кузьмина Н.А. Тексты влияния в национальной культуре // Лингвокультурологические проблемы толерантности. Тезисы докладов Международной конференции, Екатеринбург, 24−26 октября 2001 г. Екатеринбург, 2001. С. 232−235.
- Культурология / Под ред. А. А. Радугина. М., 1997. 304 с.
- Купина Н.А. Языковое сопротивление в контексте тоталитарной культуры. Екатеринбург, 1999. 176 с.
- Купина Н.А. Текстовая фоновая информация и её компоненты // Вопросы стилистики. Саратов, 1992. С. 17−26.
- Купина Н.А. Тоталитарный язык: Словарь и языковые реакции. Екатеринбург -Пермь, 1995. 144 с.
- Куприянова Н.С. Смех как значимый компонент коммуникации // Актуальные проблемы лингвистики в вузе и в школе. Всероссийская Школа молодых лингвистов (Пенза, 24−28 марта 1998 г.). Материалы. Москва Пенза, 1998. С. 101 102.
- Курганов Е. Анекдот как жанр. СПб., 1997. 123 с.
- Курганов Е. Похвальное слово анекдоту. СПб., 2001. 288 с.
- Курченкова Е.А. Этнокультурные ценности в текстах газетных объявлений // Языковая личность. Культурные концепты. Волгоград, 1996. С. 74−80.
- Кучевский В.Б. Психология общения продавца и покупателя. М., 1993. 56 с.
- Лазарева Э.А. Прагматика рекламного текста // Русский язык в контексте современной культуры: Тез. международ, науч. конф. Екатеринбург, 1998. С. 84−86.
- Лазарева Э.А. Типологические характеристики газетного заглавия // Вопросы стилистики. Устная и письменная формы речи. Межвуз. науч. сб. (вып. 23). Саратов, 1989. С. 145−157.
- Лазарева Э.А., Майданова Л. М. Прототипические схемы и рекламный текст // Роль СМИ в достижении социальной толерантности и общественного согласия.
- Материалы междуиар. конф. Екатеринбург, 21−22 декабря 2001 г. Екатеринбург, 2002. С. 236−242.
- Лебедев А. Реклама и психология эмоций // Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный подход. Самара, 2001. С. 502−505.
- Лебон Г. Психология толп // Психология толп. М., 1999. С. 15−254.
- Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 45. М., 1964. 730 с.
- Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэтики). Екатеринбург, 1997.317 с.
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982. 479 с.
- Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVII начала XIX в.). СПб., 1994. 398 с.
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст — семиосфера -история. М., 1999. 464 с.
- Лотман Ю.М. Знаковый механизм культуры // Сборник статей по вторичным моделирующим системам /Под ред. Ю. Лотмана. Тарту, 1973. С. 195−199.
- Лотман Ю.М. Об искусстве: Структура художественного текста- Семиотика кино и проблемы киноэстетики- Статьи. Заметки. Выступления (1962 1993). СПб, 1998. 703 с.
- Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Труды по знаковым системам -21. Тарту, 1987. С. 10−21.
- Лотман Ю.М. Текст в тексте // Труды по знаковым системам 14. Тарту, 1981. С. 3−18.
- Лотман Ю.М. Феномен культуры // Труды по знаковым системам 10. Тарту, 1978. С. 3−18.
- Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 19 942. 560 с.
- Майданова Л.М., Лазарева Э. А. Практическая стилистика жанров СМИ: Репортаж, корреспонденция, рецензия, радиообзор печати, реклама. Екатеринбург, 1996. 56 с.
- Макаров В.И. Об одной функции фразеологизмов // Говорящий и слушающий: языковая личность, текст, проблемы обучения: Материалы
- Международной научно-метод. конференции (Санкт-Петербург, 26−28 февраля 2001 г.) СПб., 2001. С. 260−262.
- Маковский М.М. Язык миф — культура. Символы жизни и жизнь символов. М., 1996.
- Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М., 1999. 216 с.
- Манькова JI.A. Лингвистическая типология газетных заголовков (90-е годы XX века). Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М., 2000. 20 с.
- Маслова В.А. Лингвокультурология. М., 2001. 208 с.
- Машкова Л.А. Аллюзивность как категория вертикального контекста // Вестник Московского университета. Сер.9. Филология. 1989. № 2. С. 25−33.
- Медведев А.В. Библейские изречения. Екатеринбург, 1994. 44 с.
- Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии. 1983. № 7. С. 116−125.
- Мельник Г. С. Психологические эффекты СМИ // Реклама: внушение и манипуляция. Медиа-ориентированный подход. Самара, 2001. С. 3−42.
- Менегетти А. Реклама: факт, корни и власть // Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный подход. Самара, 2001. С. 3−14.
- Мико Ф. Ценность и анализ // Проблема эстетической ценности в современных зарубежных исселдованиях. М., 1983. С. 20−28.
- Михайлова О.А. Ограничения в лексической семантике Семасиологический и лингвокультурологический аспекты. Екатеринбург, 1998. 240 с.
- Михайлова О.А. Словарь и лингвокультурология // Русский язык в контексте современной культуры: Тез. международ, науч. конф. Екатеринбург, 1998. С. 103−104.
- Михайлова Е.В. Интертекстуальность: аспекты изучения проблемы // Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. Волгоград, 1999. С. 3242.
- Михалёва И.М. Типы прецедентных текстов и их цитирование // Деятельностные аспекты языка. М., 1988. С. 137−143.
- Мокиенко В. Д. Доминанты языковой смуты постсоветского периода // Русистика. Берлин, № 1−2. 1998. С. 37−56.
- Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. Д., 1977. 283 с. Морозова И. Слагая слоганы. М., 2001. 173 с.
- Моррис Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика: Антология. М., 2001. С. 45. 97.
- Музыкант В. JI. Теория и практика современной рекламы. Часть 1. М., 1998.400 с.
- Муладжанова Т. Секреты эффективной коммуникации// Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный подход. Самара, 2001. С. 582 587.
- Мурзин Л.Н. О лингвокультурологии, её содержании и методах // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург, 1996. С. 7−13.
- Мурзин Л.Н. Язык, текст и культура // Человек. Текст. Культура. Екатеринбург, 1994. С. 160−169.
- Мыльников А.С. Язык культуры и вопросы изучения этнической специфики средств знаковой коммуникации // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 7- 37.
- Лингвистическая семиотика: теория и практика // Вестник Московского университета. Сер.9. Филология. 1996. № 4. С. 44−54.
- Нарский И.С. Проблема значения «значения» в теории познания // Проблема знака и значения. М., 1969. С. 5−54.
- Неновски Н. Право и ценности. М., 1987. 248 с. Никитин Е. П. Природа обоснования. М., 1981. 176 с.
- Никитина А.А. Аллюзивные имена собственные товарные знаки (на материале англоязычной рекламы) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.2. 1996. № 2. С. 110−112.
- Олигви Д. Тайны рекламного двора // Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный подход. Самара, 2001. С. 17−99.
- Орлова Т.Г. Обучение жанрам поликодовых текстов в школе и в вузе: Автореф. дисс.. канд. педагог, наук. М., 1995. 16 с.
- Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М., 2001. 509 с.
- Паккард В. Психоанализ в рекламе // Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный подход. Самара, 2001. С. 415−443.
- Панкратов Ф.Г., Серёгина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность. М., 1998. 244 с.
- Пелипенко А.А., Яковенко И. Г. Культура как система. М., 1998. 376 с. Петров М. К. Язык, знак, культура. М., 1991. 328 с.
- Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. М., 1995. 257 с.
- Пигулевский В.О., Мирская Л. А. Символ и ирония (Опыт характеристики романтического миросозерцания). Кишинев, 1990. 167 с.
- Пикулева Ю.Б. Женщина как двигатель торговли // Русская женщина 3. От кухарки до музы: женщина в культуре. Екатеринбург, 2000. С. 82−86.
- Пикулева Ю.Б. Современная телевизионная реклама как источник прецедентных текстов // Русский язык в контексте современной культуры. Тез. докл. международ, науч. конф., Екатеринбург, 29−31 октября 1998. Екатеринбург, 1998. С.111−112.
- Пикулева Ю.Б. Телевизионная реклама как источник фрустрации // Философские и лингвистические проблемы толерантности. Екатеринбург, 2003. С. 254−269.
- Пименов Е.А. Этносемиотика культуры и языковой знак // Семиотические проблемы лингвистики. Кемерово, 1998. С. 91−93.
- Пименова М.В. Семиотика ментальных концептов // Семиотические проблемы лингвистики. Кемерово, 1998. С. 94−100.
- Пиотровский Б.Б. Культурное наследие и его роль в жизни человечества (размышления на тему) // Человек в зеркале наук. Л., 1991. С. 89−96.
- Пирс Ч.С. Из работы «Элементы логики. Grammatica speculativa» // Семиотика: Антология. М., 2001. С. 165−226.
- Пожарова И.Н., Соловьёва Т. С. О наиболее употребительных риторических приёмах французской прессы // Речь в научно-лингвистическом и дидактическом аспектах. М., 1991. С. 38−48.
- Полторацкий А.Ф., Швырев B.C. Знак и деятельность. М., 1970. 118 с. Полукаров В. Л. Телерадиореклама. Инновационные технологии. М., 1998.396 с.
- Структура манипулятивного воздействия в рекламном тексте // Известия Уральского государственного университета. 2002. № 24. Гуманитарные науки. История. Филология. Искусствоведение. Вып. 5. Екатеринбург, 2002. С. 276−288.
- Постнова Т.Е. К вопросу об источниках прецедентных текстов // Журналистика в 2000 году, реалии и прогнозы развития. Тезисы научно-практ. Конференции. Часть VII. М., 2001. С. 12−13.
- Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. М., 1958. 536 с. Потебня А. А. Мысль и язык. Киев, 1993. 192 с.
- Похлёбкин В.В. Международная символика и эмблематика. М., 1989. 300 с.
- Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998. 352 с.
- Пропп В.Я. Поэтика фольклора (Собрание трудов В.Я.Проппа). М., 1998. 352с.
- Пропп В. .Я. Русская сказка. Л., 1984. 335 с.
- Рассолова И.Ю. Духовная картина мира: социально-философский аспект. Автореф. дисс.. канд. филос. наук. Уфа, 1997. 24 с.
- Ривз Р. Реальность в рекламе // Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный подход. Самара, 2001. С. 100−118.
- Риффатер М. Критерии стилистического анализа // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1980. Вып. 9. С. 69−98.
- Рожков И .Я. Реклама: планка для «профи». М., 1997. 208 с.
- Рожнов И. Реклама и цвет // Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный подход. Самара, 2001. С. 368−373.
- Розенталь Д.Э., Кохтев Н. Н. Язык рекламных текстов. М., 1981. 125 с.
- Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. М., 1988. 216 с.
- Ростова Е.Г. Использование прецедентных текстов в преподавании РКИ: цели и перспективы // Русский язык за рубежом. 1993. № 1. С. 7−26.
- Руднев В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые слова и тексты. М., 1999.382 с.
- Русская грамматика. В 2-х т. T.l. М., 1980. 783 с.
- Русская разговорная речь: Фонетика. Морфология. Лексика. Жест / под ред. Е. А. Земской. М., 1983. 238 с.
- Рытникова Я.Т. Гармония и дисгармония в открытой семейной беседе // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург, 1996. С. 94−115.
- Савченко И. О монтаже // Искусство кино. 2001. № 12. С. 22−27.
- Салимовский В.А. К экспликации понятия жанрового стиля (проблема стилистико-речевой системности в отношении к речевым жанрам) // Стереотипность и творчество. Пермь, 2000. С. 133−154.
- Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 1999. 541 с.
- Сараджева Л.А. Взаимоотношение культуры, лингвокультуры и личности // Говорящий и слушающий: языковая личность, текст, проблемы обучения: материалы Международной научно-метод. конференции (Санкт-Петербург, 26−28 февраля 2001 г.). СПб., 2001. С. 113−119.
- Свенцицкая В. А. Социально-психологические особенности восприятия киноискусства // Психолого-педагогические аспекты перестройки образования. Тверь, 1992. С. 133−137.
- Сегал Д.М. Мир вещей и семиотика // Декоративное искусство СССР. 1968. № 4. С. 38−41.
- Седакова И.А. Лучшее для лучших!: система оценок в современной российской рекламе // Stadia Slavica Finlandensia: Оценка в современном русском языке: Сб. ст. Т. 14. Helsinki, 1997. С. 156−165.
- Семаан Н.В. Культура массовая культура — реклама (мифологический аспект) // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 1998. № 2. С. 31−43.
- Сэпир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. 656 с.
- Серебрякова М.Н. О знаковой функции народного костюма (на примере костюма невесты чепни в Турции) // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 154−175.
- Серёгина Т.К., Титкова Л. М. Реклама в бизнесе. М., 1996. 112 с.
- Сидоренко К.П. К типологии интертекстовых ономастических структур // Говорящий и слушающий: языковая личность, текст, проблемы обучения: Материалы Международной научно-метод. конференции (Санкт-Петербург, 26−28 февраля 2001 г.) СПб., 2001. С. 295−300.
- Сильман Т.И. Подтекст как лингвистическое явление // Филологические науки. 1969. № 1. С. 84−90.
- Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М., 1998. 288с.
- Скляревская Г. Н. Метафора в системе языка. СПб., 1993. 150 с.
- Скляревская Г. Н. Категория оценки: основные понятия, термины, функции (на материале русского языка) // Stadia Slavica Finlandensia: Оценка в современном русском языке: Сб. ст. Т. 14. Helsinki, 1997. С. 166−184.
- Скурту Н.П. Искусство и картина мира. Кишинёв, 1990. 86 с.
- Слуцкина О.И. Приемы оказания речевого воздействия во французской рекламе // Речь в научно-лингвистическом и дидактическом аспектах. М., 1991. С. 8088.
- Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов. Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Волгоград, 1999. 18 с.
- Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М., 2000. 128 с.
- Слышкин Г. Г. Прецедентный текст: структура концепта и способы апелляции к нему // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2000. С. 62−68.
- Слюсарева Н.А. О знаковой ситуации // Язык и мышление. М., 1967. С. 274 283.
- Соколов Э.В. Культура и личность. Л., 1972. 228 с.
- Солганик Г. Я. Свой текст чужой текст // Словарь и культура русской речи. К 100-летию со дня рождения С. И. Ожегова. М., 2001. С. 327−335.
- Солганик Г. Я. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. М., 2000. С. 9−23.
- Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М., 1977. 341 с.
- Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М., 1985. 168с.
- Сорокин Ю.А. Соотношение речевого и неречевого компонентов в психологическом воздействии // Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики. М., 1972. С. 136−141.
- Сорокин Ю.А., Марковина М. Ю. Национально-культурные аспекты речевого мышления // Исследования речевого мышления в психолингвистике. М., 1985. С. 184 202.
- Сорокин Ю.А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990. С. 180−186.
- Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследования. М, 1997. 824 с.
- Степин B.C. Культура (статья из «Энциклопедии философских знаний») И Вопросы философии. 1999.№ 8. С. 61−71.
- Стернин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 2000. С. 97−112.
- Столяренко Л.Д. Трансформация массового сознания российского общества: социально-философский анализ. Автореф. дисс.. доктора филос. наук. Ростов-на-Дону, 2000. 59 с.
- Суперанская А.В. Структура имени собственного (фонология и морфология). М., 1969. 208 с.
- Сычёв О.А. Реклама и текст // Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный подход. Самара, 2001. С. 351−367.
- Сычёв О.А. Филологический анализ американской рекламы // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990. С. 96−108.
- Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. М., 1989.580 с.
- Сятковский С. Лингвокультурные знаки и толерантное речевое общение // Лингвокультурологические проблемы толерантности. Тезисы докл. Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2001. С. 299−303.
- Тарасов Е.Ф. Психолингвистические особенности языка рекламы // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1974. С. 80−96.
- Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: достижения и перспективы исследование (обзор) // Язык как средство идеологического воздействия. М., 1983. С. 76−95.
- Тарасов Е.Ф., Сорокин Ю. А., Бгажноков Б. Х. Массовая коммуникация как социальное общение // Язык и массовая коммуникация. М., 1984. С. 50−60.
- Тарасова И.П. Структура личности коммуниканта и речевое воздействие // Вопросы языкознания. 1993. № 5. С. 70−82.
- Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М., 1999. С. 255−408.
- Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996. 288 с.
- Телия В.Н. Типы языковых значений. Связанное значение слова в языке. М., 1981.271 с.
- Телия В.Н. Экспрессивность как проявление субъективного фактора в языке и ее прагматическая ориентация // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. М., 1991. С. 5−35.
- Титов Р.В. Теория «установки» в рекламе // Реклама. 1996. № 4−6. С. 9−11.
- Толкунова Е.Г. Семантическое описание современных русских рекламных текстов (суггестологический аспект): Автореф. дисс.. канд. филол. наук. Барнаул, 1998. 19 с.
- Толстограев Д. Тайный заговор Олигви и Фрейда // Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный подход. Самара, 2001. С. 444 447.
- Толстой Н.И. Язык и культура (Некоторые проблемы славянской этнолингвистики) // Русский язык и современность: Проблемы и перспективы развития русистики: Доклады Всесоюзн. науч. конф., Москва, 20−23 мая 1991 г. Ч. 1. М., 1991. С. 5−22.
- Трошина Н.Н. Стилистические параметры текстов массовой коммуникации и реализация коммуникативной стратегии субъекта речевого воздействия // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990. С. 62−69.
- Ульяновский А.В. Мифодизайн рекламы. СПб, 1995. 300 с.
- Уперов В.В. Реклама её сущность, значение, исторической развитие и психологические основы // Гермес. Торговля и реклама. СПб., 1994. С. 361−473.
- Урынсон Е.В. Языковая картина мира vs обиходные представления (модель восприятия в русском языке) // Вопросы языкознания. 1998. № 2. С. 3−21.
- Усов В.В. Основы торговой рекламы. М., 1976. 239 с.
- Усов В.В., Васькин Е. В. Волшебный мир рекламы. М., 1982. 205 с.
- Успенский Б.А. История и семиотика // Успенский Б. А. Избранные труды. Т.1: Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994. С. 9−49.
- Уткин Э.А., Кочеткова А. И. Рекламное дело. М., 1998. 272 с.
- Ухова Е. Реклама и архетипы // Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный подход. Самара, 2001. С. 481−483.
- Ученова В.В., Шомова С. А., Гринберг Т. Э., Конаныхин К. В. Реклама: палитра жанров. М., 2000. 100 с.
- Фатеева Н.А. Интертекстуальность и её функции в художественном дискурсе // Stylistyka. VII. 1998. С. 159−178.
- Фещенко Л.Г. Нарушение логических законов: не только ошибка, но и рекламный приём // Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы развития. Тезисы научно-практ. конференции. Часть VII. М., 2001. С. 37−38.
- Фёдорова Л.Л. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения // Вопросы языкознания. 1991. № 6. С. 46−50.
- Формановская Н.А. Речевой этикет и культура общения. М., 1989. 156 с.
- Францова М. Логоэпистема и её роль в обучении иностранным языкам // Русский язык в центре Европы 5. Банска Быстрица, 2002. С. 143−147.
- Фунштейн С.Г. О проблеме канона в рекламе // Русский язык в контексте современной культуры: Тез. международ, науч. конф. Екатеринбург, 1998. С. 139−140.
- Хопкинс Т. Умение продавать для чайников. Киев, 1997. 252 с.
- Хромов Л.Н. Искусство рекламы глазами психофизиолога// Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный подход. Самара, 2001. С. 595 616.
- Чепкина Э.В. Символика праздника в российском рекламном дискурсе // Лингвокультурологические проблемы толерантности. Тезисы докл. Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2001. С. 147−149.
- Чередниченко Т. Россия 1990-х в слоганах, рейтингах, имиджах / Актуальный лексикон истории культуры. М., 1999. 416 с.
- Шапошников В.Н. Русская речь 1990-х: Современная Россия в языковом отображении. М., 1998. 243 с.
- Шварцкопф Б.С. О некоторых лингвистических проблемах, связанных с цитацией // Sing. Language. Culture. Mouton, 1970.
- Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М.-Волгоград, 2000. 368 с.
- Шестак JI.A. Славянские картины мира: рефлексы исторических судеб и художественная интерпретация концептосфер // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград Архангельск, 1996. С.113−121.
- Шитов И.П. Природа художественной ценности. Киев, 1981. 224 с.
- Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1983. 383 с.
- Школьник JI.C., Тарасов Е. Ф. Язык улицы. М., 1977. 62 с.
- Шмаков B.C. Структура исторического знания и картина мира. Новосибирск, 1990. 187 с.
- Шмелёва Е.Я., Шмелёв А. Д. Русский анекдот: Текст и речевой жанр. М., 2002. 144 с.
- Шнейдер В.Б. Планирование актов прагматического текстообразования. Екатеринбург, 1994. 88 с.
- Шонина Л. От стереотипа к слогану: образ автомобиля в рекламе // Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный подход. Самара, 2001. С. 187−190.
- Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова // Шпет Г. Г. Психология социального бытия. Воронеж 1996. С. 49−260.
- Эйзенштейн С. «Э»: о киноязыке и монтаже кинофильмов на примере «Броненосца Потёмкина». // Искусство кино. 2001. № 12. С. 10−21.
- Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М., 1998. 432 с.
- Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. Диалектика природы. М., 1961. С. 486−499.
- Юдин С. Рекламный образ: умение являть // Психология и психоанализ рекламы. Личностно-ориентированный подход. Самара, 2001. С. 484−490.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. 298 с.
- Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. М., 1993. 464 с.
- Ярошевский М.Г., Гуренидзе Г. С. Послесловие // Выготский JI.C. Собр. соч. в 6-ти томах. М., 1982. Т.1. С. 437−458.
- Белянин В.П., Бутенко И. А. Живая речь. Словарь разговорных выражений. М., 1994. 192 с.
- Библейская цитата: словарь-справочник. М., 1999. 224 с. Григорьева С. А., Григорьев Н. В., Крейдлин Г. Е. Словарь языка русских жестов. М.-Вена, 2001. 256 с.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997.944 с.
- Советский энциклопедический словарь. М., 1990. 1632 с. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения. П/р. Г. Н. Скляревской. СПб., 1998. 701 с.
- Трессидер Джек. Словарь символов. М., 1999. 448 с.
- Фелицына В.П., Прохоров Ю. Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. Лингвострановедческий словарь. М., 1979. 240 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1986. 590 с. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. М., 1986. 543 с.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1983. 839 с.
- Шуклин В.В. Русский мифологический словарь. Екатеринбург, 1995. 409 с.
- АиФ газета «Аргументы и факты»
- БЦ1999 Библейская цитата: словарь-справочник. М., 1999. ВОИ- визуально-образное изображение ГТ- графический вербальный текст
- ЖР 1994 Белянин В. П., Бутенко И. А. Живая речь. Словарь разговорных выражений. М., 1994.
- ЗТ- звучащий вербальный текст
- ИМС 1994 Иллюстрированный мифологический словарь. СПб., 1994.
- КЛИ1993 Казаченок Т. Г. Крылатые латинские изречения: Темат. сб. Минск, 1993.1. КМ- картина мира
- КП- газета «Комсомольская правда»
- ЛЭС 1991 Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
- МК- газета «Московский комсомолец"1. MP музыкальный ряд
- ПКЗ прецедентный культурный знак
- ПМ- произносительная манера1. ПТ прецедентный текст
- РМС1995 Шуклин В. В. Русский мифологический словарь. Екатеринбург, 1995. СОШ 1997 — Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997.
- СРЖ 2001 Григорьева С. А., Григорьев Н. В., Крейдлин Г. Е. Словарь языка русских жестов. М.-Вена, 2001.
- СЭС 1990 Советский энциклопедический словарь. М., 1990. т. е. — то есть т.к. — так как
- ФС 1986- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1986.
- ФСРЯ 1986 Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова.1. М., 1986.
- XVIII-XX века: В 2 т. Новосибирск, 1991. Т.2.
- ФЭС 1983 Философский энциклопедический словарь. М., 1983.