Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этика и ее основные принципы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повышение этики организации неизбежно ставит вопрос о соотношении личных и общественных интересов. И хотя любая деятельность бизнес — организации фактически реализуется отдельными личностями, интересы этих личностей не всегда совпадают с общественными. Обеспечение этического равновесия, не допускающего конфликтов интересов, является заботой менеджеров организации и, прежде всего, ее высшего… Читать ещё >

Этика и ее основные принципы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

менеджмент социальный этика бизнес В переводе с греческого языка этика означает обычай, нрав. Этика имеет дело с принципами, которые определяют правильное и неправильное поведение. Впервые термин «этика» употребил Аристотель, живший в античную эпоху и поднимавший вопрос о том, что люди должны делать, чтобы совершать правильные и неправильные поступки. Сегодня этику понимают как набор моральных принципов и ценностей, управляющий поведением человека или группы людей и определяющий положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий. Это как бы внутренний кодекс законов, который определяет как можно себя вести, а как нельзя, какие решения можно принимать, а какие нет, где проходит граница между добром и злом.

Важнейшие категории этики:

  • · Добро
  • · Зло
  • · Долг
  • · Совесть
  • · Ответственность
  • · И др.

В зависимости от того как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает и в какой степени употребляет в общении, он может облегчить деловое общение, сделать его эффективным, достичь поставленных целей или очень затруднить это общение.

Поскольку в деловом общении люди стремятся достигать не только общих, но и значимых личных целей, то в деловых отношениях особую актуальность имеет основное правило морали: «не делай другому того, чего не хочешь себе». Это правило есть нравственный регулятор деловых отношений, который препятствует беспредельному эгоизму в партнерских отношениях. Цивилизованные общества, в которых существует развитой рынок уже убедились в том, что бизнес на нравственной основе наиболее выгоден, чем безнравственный, разрушающий деловые отношения. Этика деловых отношений основывается на таких правилах и нормах поведения, которые в конечном счете развивают сотрудничество, укрепляют деловые отношения, координируют и даже гармонизируют интересы. Конкретным выражением этого является укрепление взаимного доверия, открытость намерений и действий.

Этика менеджмента связана с внутренними ценностями, а они в свою очередь являются частью корпоративной культуры и действуют на принимаемые решения, определяют их социальную допустимость в рамках внешней среды.

Этические принципы менеджмента не являются чем-то незыблемым, окончательным. Общественное, культурное, социальное развитие предъявляет к менеджеру все новые моральные, нравственные требования.

Сегодня в круг этических норм менеджмента входят:

  • · Нетерпимость к классовому, расовому или национальному антагонизму;
  • · Уважение к женщине, признание равноправия с мужчиной;
  • · Уважение к ветеранам и старикам;
  • · Уважение к властям и руководителям;
  • · Уважение к результатам чужого труда;
  • · Уважение к чужому горю;
  • · Стремление к чистоте и порядку;
  • · Опрятность в одежде.

Нарушением этических норм является:

  • · Неуважение к чужим физическим недостаткам;
  • · Неуважение к науке, образованности, чужому опыту;
  • · Нарушение правил общественного поведения;
  • · Обсуждение качеств и поступков человека в его отсутствие; несдержанность, грубость, брань.

Повышение этики организации неизбежно ставит вопрос о соотношении личных и общественных интересов. И хотя любая деятельность бизнес — организации фактически реализуется отдельными личностями, интересы этих личностей не всегда совпадают с общественными. Обеспечение этического равновесия, не допускающего конфликтов интересов, является заботой менеджеров организации и, прежде всего, ее высшего руководства, ответственного за формирование этики организации.

При согласовании личных и общественных интересов особое значение имеет руководящая деятельность, которая является неотъемлемой частью любого менеджмента. Важно отметить, что в последние десятилетия смысл понятия «руководство» претерпел существенные изменения. Если раньше руководство базировалось на власти и соответственно на отношениях безоговорочного подчинения, то в настоящее время в центре философии руководства находится согласие, т. е. сотрудничество всех, работающих под началом руководителя. Исходя из этого, сегодня руководство персоналом может быть сведено к трем основным аспектам: распорядительству (выдачу директив относительно того, что нужно делать), налаживанию сотрудничества между работниками и созданию заинтересованности в достижении поставленной цели.

С позиций социальной этики задачей руководителей как организаторов трудового процесса является целенаправленное воздействие на персонал, способное улучшить морально — психологический климат, предупредить и устранить серьезные конфликтные ситуации. Руководитель должен обладать определенной культурой общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К последней принято относить демократизм в общении с подчиненными, доступность, внимательность, умение создать доброжелательную рабочую атмосферу, вежливость, корректность и ответственное отношение к данному слову.

Социологами доказано, что ничто так положительно не влияет на поведение сотрудников, как пример поведения их руководителя. Когда сотрудники видят, что им есть чему поучиться у своих руководителей, то у них появляется потребность дорасти до этого уровня и стать такими же нравственными личностями.

Высокая же нравственность личностей организации укрепляет ее деловую репутацию и является важной движущей силой достижения успеха в бизнесе.

Организации предпринимают различные меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников. К таким мерам относятся разработка этических нормативов, создание комитетов по этике, проведение социальных ревизий и обучение этичному поведению.

Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правил этики, которых по мнению организации должны придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этической атмосферы и определения этических рекомендаций в процессе принятия решений.

Некоторые организации создают постоянные комитеты для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов — руководители высшего уровня. Не которые организации не создают таких комитетов, но имеют специалистов по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Роль такого адвоката — выработка суждений по этическим вопросам, связанным с деятельностью организации, а также выполнения функции «социальной совести» организации.

Социальные ревизии предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации. Хотя некоторые компании пытались воспользоваться принципами социальной ревизии, но проблемы измерения прямых издержек и выгоды от реализации социальных программ пока не решены.

Обучение этичному поведению — еще один подход, используемый организациями для повышения показателей этичности поведения. При этом работников знакомят с этикой бизнеса и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть.

Встраивание этики как предмета в курсы обучения бизнесу на университетском уровне является еще одной формой обучения этичному поведению, благодаря чему обучающиеся начинают лучше понимать эти проблемы.

Согласно исследованию Центра Этики бизнеса, корпорации гораздо больше озабочены этикой сегодня, чем в прошлом. Они предприняли конкретные шаги по внедрению этики в свою практику. Продолжая внедрять различные программы и методы, описанные выше и добиваясь, чтобы руководители высшего звена служили ролевыми моделями надлежащего этичного поведения организации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой