Фредериком Герцбергом в конце 1950;х годов была сформулирована двухфакторная модель мотивации. Он установил, что удовлетворенность человека своими действиями и неудовлетворенность ими, являются двумя полюсами, между которыми находятся состояние и настроение человека.
В зависимости от мотивирования человека его настроение меняется, приближаясь к одному из полюсов. Как установил Ф. Герцберг, на удовлетворенность работой оказывают влияние две группы факторов:
- 1. Гигиенические факторы, которые связаны со средой, в которой выполняется работа. К ним относятся такие факторы: зарплата, безопасность на рабочем месте, условия труда — освещенность, шум, воздух, отношения с коллегами и подчиненными, правила, распорядок и режим работы, характер контроля со стороны непосредственного руководителя, статус.
- 2. Мотивирующие факторы, которые сам Герцберг назвал «удовлетворяющими». К этой группе относятся такие потребности или факторы, как достижение цели, признание, ответственность, продвижение по службе, работа сама по себе, возможность роста. Эти потребности связаны с характером и сущность работы.
Гигиенические факторы и мотивации.
|
Гигиенические факторы. | Мотивации. |
Политика фирмы и администрации. | Успех. |
Условия работы. | Продвижение по службе. |
Заработок. | Признание и одобрение. |
Межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными. | Высокая степень ответственности. |
Степень непосредственною контроля за работой. | Возможности творческого и делового роста. |
По теории Герцберга, отсутствие или недостаток гигиенических факторов приводит к неудовлетворенности человека своей работой. Но если они представлены в достаточном объеме, сами по себе они удовлетворения не вызывают и не способны мотивировать человека к нужным действиям.
В отличие от них отсутствие или недостаток мотиваторов не приводит к неудовлетворению людей работой, однако их присутствие в должной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников к повышению эффективности.
Герцберг пришел к выводу, что само наличие гигиенических факторов в рабочей среде не мотивирует работников, а лишь не позволяет возникнуть чувству неудовлетворенности работой. А чтобы мотивировать людей, менеджер должен обеспечить наличие в этой среде не только гигиенических факторов, но и мотиваторов.
В целом, можно сказать, что хотя вклад Герцберга в понимание мотивации ценен, его теория недостаточно учитывает ситуативные переменные. Дальнейшие исследования подтвердили, что для полноценного объяснения механизма мотивации надо учесть множество поведенческих факторов и факторов среды. Эти выводы привели к разработке процессуальных теорий мотиваций.