Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности самообразования педагога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Названные обстоятельства указывают на необходимость изменения подходов к методической работе, решения проблемы иного целеполагания, направленного на поддержку профессионального саморазвития воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Под готовностью к самообразованию понимают состояние субъекта самообразования, характеризующееся как положительным отношением к самообразованию, так… Читать ещё >

Особенности самообразования педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Совершенствование качества обучения и воспитания в системе образования напрямую зависит от уровня подготовки педагогов.

Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Самообразование — есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Самообразование — процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Педагогический словарь определяет понятие «самообразование» как: целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.

Т.о., процесс образования осуществляется добровольно; осуществляется сознательно; планируется, управляется и контролируется самим человеком; необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков.

Самообразование давно и широко изучается в педагогике целым рядом антропологических наук, таких как философия, акмеология, психология, со-циология и др. Особенностью педагогического понимания самообразования является рассмотрение его как процесса, требующего специального педагогического обеспечения, процесса, не возникающего стихийно, естественным образом, а лишь в результате специально организованного педагогического влияния (А.К. Громцева и др.).

Анализ педагогической литературы показывает, что проблема формирования готовности педагогов к самообразованию выделяется как самостоятельное направление в исследованиях примерно в 70-х г. г. XX века. До этого в абсолютном большинстве работ разрабатывались вопросы педагогического управления и организации самообразования, задача формирования готовности либо не рассматривается совсем, либо указывается как одно из условий самообразования. Но к середине 90-х годов в педагогической литературе обоснована необходимость специальной подготовки специалистов к самообразованию, этот тезис становится общепризнанным и активно употребляемым (В.Б. Бондаревский, А. К. Громцева, Г. М. Коджаспирова, А. С. Павлова, П. И. Пидкасистый, Б. Ф. Райский, и др.).

Современные исследователи (Н.М. Борытко, И. А. Колесникова, М. В. Крулехт, М. В. Корепанова, В. Г. Маралов, В. А. Петровский, Н. К. Сергеев, Г. А. Цукерман и др.) приходят к общему выводу, что развитие субъектности ребенка возможно лишь во взаимодействии с саморазвивающимся педагогом, творческая индивидуальность которого проявляется, прежде всего, в способности к самоизменению. Он не тот, кто учит, а кто понимает и чувствует, как ребенок учится; кто растет сам, развивая окружение детей (Ш. А. Амонашвили, О. С. Газман и др.).

Однако большинство воспитателей и педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений обнаруживают неспособность работать в режиме профессионального саморазвития. Результаты изучения лич-ностных и профессиональных качеств воспитателей детских садов (Л. М. Кларина, В. А. Петровский, Н. В. Шурова и др.) свидетельствуют о наличии самых разных проблем: негибкости поведения, недостаточном уровне самоуважения, самопринятия, низком развитии познавательных интересов, креативности. Причины этого скрыты, в значительной мере, в сфере обучения и переподготовки самих педагогов, в методической работе дошкольных образовательных учреждений, где воспитателю отводится пассивная роль исполнителя социального заказа, «инструмента» для внедрения новых программ и педагогических технологий. В некоторых педагогических коллективах имеется позитивный опыт применения разнообразных содержания, форм, средств методической работы с воспитателями по развитию их рефлексивных, коммуникативных и креативных способностей, но он недостаточно эффективен, т. к. отсутствует научное обоснование психолого-педагогических условий, стимулирующих профессиональное саморазвитие воспитателя на протяжении всей педагогической карьеры, закономерностей построения его методической поддержки.

Названные обстоятельства указывают на необходимость изменения подходов к методической работе, решения проблемы иного целеполагания, направленного на поддержку профессионального саморазвития воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Под готовностью к самообразованию понимают состояние субъекта самообразования, характеризующееся как положительным отношением к самообразованию, так и практическим овладением этого процесса. Готовность к самообразованию может быть описана структурно (когнитивный, личностный и операционально-деятельностный компоненты) и уровнево (высокий, средний, низкий уровень готовности к самообразованию).

Однако, как показывает анализ, как теоретических исследований, так и педагогических практик, эффективность методов подготовки к самообразованию является большой проблемой. Связано это во многом с нерешенностью проблемы соотношения самообразования и обучения, форм их интеграции в единый образовательный процесс, центрированный на конкретном педагоге.

Кроме того, ключевой проблемой выступает не разработанность методов и приемов действий педагога, которые, с одной стороны, обеспечили бы педагогическое сопровождение формирования готовности к самообразованию, а, с другой стороны, сохранили бы такие сущностные характеристики самообразования как его деятельностный и субъектный характер.

Анализ позволяет выделить основные подходы к решению данной проблемы:

  • 1) формирование готовности к самообразованию через развитие ее психологических составляющих (самообразовательные потребности, мотивация, познавательные интересы, самосознание и т. д.);
  • 2) обучение теории самообразования;
  • 3) инструктирование педагога в ходе его работы с самообразовательными заданиями и формирование типовых алгоритмов самообразования;
  • 4) развитие готовности к самообразованию внутри других видов познавательной деятельности;
  • 5) поддержка и помощь в решении самостоятельно поставленных самообразовательных задач.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях — очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т. д.

Т.о., можно отметить, что проблема самообразования педагогов актуальна и значима в современном обществе. Это и определило тему нашего исследования: «Организация самообразования педагогов ДОУ».

Цель исследования: теоретически определить и эмпирически проверить эффективность форм и способов самообразования в работе педагогов ДОУ".

Объект исследования: самообразование как процесс повышения профессиональной компетентности педагога ДОУ.

Предмет исследования: способы организации самообразования педагога в условиях ДОУ.

Гипотезой исследования стало положение о том, что целенаправленный процесс организации самообразования в ДОУ способствует повышению качества работы воспитателя.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

  • 1. Изучить и проанализировать литературу по теме работы;
  • 2. Определить сущность процесса самообразования в педагогической литературе, охарактеризовать способы, формы и методы организации самообразования педагога в условиях ДОУ;
  • 3. Разработать программу самообразования для педагога ДООУ и оценить ее эффективность.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении данных по проблеме исследования, определении основных направлений и способов организации самообразования педагогов.

Практическая значимость исследования состоит в разработке программы самообразования педагогов ДОУ и оценке ее эффективности.

Методы исследования: теоретико-ориентированные — анализ литературы, обобщение и систематизация знаний; практико-ориентированные — моделирование, тестирование.

Этапы проведения исследования:

Констатирующий — на данном этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы по теме работы, были определены основные теоретические положения исследования.

Экспериментальный — проведено изучение личности педагога в ДОУ. Разработана и реализована программа самообразования воспитателя в МДОУ, проведена оценка ее эффективности.

Контрольный — обобщение полученных данных, оформление работы, формулирование выводов.

  • 1. Абросимов, В. Н. Профессиональные качества преподавателя [Текст]/ В. Н. Абросимов // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2001.-N 6. — С. 61−64.
  • 2. Афанасьева, Е. Н. Единый методический день — стимул для самообразования учителя [Текст] / Е. Н. Афанасьева // Директор школы. — 2004. — N 4. — С. 73−74.
  • 3. Балова, С. Еще раз про любовь… к «выжатым лимонам»: профессионально-личностное саморазвитие педагога [Текст] / С. Балова // Народное образование. — 2003. — N 4. — С. 195−212.
  • 4. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. Пособие [Текст] / К. Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2005 — 64 с. — Библиогр.: 62 с.
  • 5. Белая, К.Ю. 300 вопросов и ответов для заведующей детским са-дом [Текст] / К. Ю. Белая — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001 — 399 с. — Библиогр.: 389−395 с.
  • 6. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К. Ю. Белая —. М.: ТЦ «Сфера», 2005. — 210 с. — Библиогр.: 208 с.
  • 7. Белова, С. Уроки воспитания для воспитателей [Текст] / С. Белова // Народное образование. — 2004. — № 3. — С. 102−109.
  • 8. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Педагогика» [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 316 с. — Библиограф.: 310 — 313 с.
  • 9. Горбачева, Н.Б., Рожина, Г. А. Педагогический совет [Текст]: / Н. Б. Горбачева, Г. А. Рожина//Ребенок в детском саду. — 2005. — № 6. -С. 30
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой