Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коммуникативная функция дизайна

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задачей дизайна выступает устранение хаоса в предметном мире, упорядочение по трем генеральным линиям — пользы, удобства и красоты. В отличие от искусства, отражающего внешний мир, дизайн обращается к предметному миру, преднамеренно преображая его, организуя в зависимости от потребностей человека. Все, что проектирует дизайнер, является своеобразным продолжением человека и должно гармонично ему… Читать ещё >

Коммуникативная функция дизайна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коммуникативная функция дизайна опосредована сущностью его природы, отражающей единство утилитарно-технического и эстетического начал в произведениях дизайна. Коммуникативная функция дизайна, а точнее функция общения, состоит в способности мира вещей, предметной среды инициировать человеческое общение в процессе использования и зрительного восприятия вещей, и выражения отношения к ним, а также к среде в целом. Это обусловлено знаково-коммуникативной сущностью вещей и их социальным символизмом, способностью быть носителями определенной утилитарной и эстетической информации и передавать эту информацию, «закодированную» художественно-образными средствами в дизайн-форме объектов.

Коммуникативная функция дизайна реализуется через содействие (благодаря знаково-коммуникативной сущности произведений дизайна как носителей определенной системы ценностей культуры) формированию в обществе гуманистических ценностных ориентаций и отношений, способствующих духовному развитию личности. Знаково-коммуникативная сущность и социальный символизм мира вещей — произведений дизайна позволяют выражать в их художественном образе культурный смысл вещей, связанный с определенной системой ценностей, идеалов, ориентирующих людей в том или ином образе жизни, обусловленном кругом их потребностей. От того, какие ценности современной культуры (учитывая ее конфликтность) предпочтет отражать в своем творчестве профессиональный дизайнер, от понимания им своей роли в формировании культуры и степени осознания меры социальной ответственности своей профессии за результаты этого процесса, во многом будет зависеть направленность реализации ценностно-ориентационной (аксиологической) и воспитательной функций дизайна во всем диапазоне решаемых задач Медведев В. Ю. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. СПб., СПГУТД, 2009. С. 87.

В зависимости от целей, определяемых конкретной рыночной ситуацией, дизайн может эффективно решать следующие коммуникативные задачи:

  • — информирование (формирование осведомленности и знания о новом товаре, о фирме-производителе, о конкретном мероприятии и т. п.);
  • — увещевание (формирование предпочтения к товару или фирме; убеждение покупателя приобрести товар; поощрение факта покупки и т. д.);
  • — напоминание (поддержание осведомленности и удержание в памяти потребителей информации о товаре; напоминание, где можно купить данный товар);
  • — позиционирование (перепозиционирование) товара или фирмы;
  • — удержание потребителей, лояльных к рекламируемому товару;
  • — создание уникального образа фирмы, отличающегося от образов конкурентов.

К середине ХХ века практика дизайна уже перестала быть новинкой, а его необходимость ни у кого не вызывала сомнений. Все понимали, что дизайн как детище индустриальной эпохи и новых социально-экономических отношений встал на службу коммерческому успеху, выигрывая конкуренцию и способствуя увеличению продаж. Значимость дизайна достигла государственного уровня, поэтому в Англии в 1944 году был создан Британский Совет по технической эстетике, а в СССР в 1945 — художественно-промышленные училища, готовившие художников-конструкторов в Москве и Ленинграде. Таким образом, дизайн становится неотъемлемой частью производства. В 50−60-е годы практика дизайна начинает распространяться по всему миру, приобретая национальные черты и, в то же время, вырабатывая усредненный интернациональный стиль. Проходят государственные и международные конференции, выставки, съезды, а в 1957 году организуется Международный совет организаций по дизайну (ИКСИД) на первом съезде которого было дано одно из первых определений дизайна, характеризующее его как инструмент конструирования окружающей среды. В Советском Союзе примерно в то же время был основан Научно-исследовательский Институт технической эстетики (ВНИИТЭ), где большое внимание уделялось проектной практике советской промышленности, разработке теории системного проектирования, эргономическим исследованиям, строившимся по принципу «от функции — к форме и от формы — к функции», философско-социологической вопросам дизайна. Интересно отметить, что к началу 70-х ИКСИД отказался от первоначальной формулировки понятия дизайна и принципиально не предложил ничего взамен, аргументируя тем, что дизайн является основой всей разнообразной деятельности человека в индустриальном обществе.

К началу 80-х годов, начавшись в Америке, новая концепция дизайна, предлагавшая проектировать не предметы, а эффекты, которые достигаются с их помощью, охватила весь рынок. В связи с разработкой новых технологий конструкция и функция больше не определяли функцию предмета. Место функционализма прочно занял системный подход, учитывающий данные эргономики и экологии, учитывающий социально-культурные и исторические факторы. К 90-м годам эта тенденция приняла еще большие размеры и превратила рынок предметов первой необходимости в рынок «эмоциональных покупок».

Производство удобных, надежных, и, вместе с тем впечатляющих, поражающих воображение и доставляющих удовольствие изделий стало главной идеей. Конкуренция подобных изделий разных производителей шло не на уровне функциональных характеристик модели, которые быстро исчерпываются, а за счет дизайнерских фантазий: форма, цвет, подсветка, прилагаемые аксессуары — всего, что способно привлечь внимание потенциального покупателя. В этом русле создается реклама, выставляются концепт-модели фирм, предназначенные исключительно для того чтобы продемонстрировать оригинальность и изящество, ведутся психологические исследования по выявлению эмоциональных и мотивационных особенностей тех или иных групп населения при выборе товара. Человек не успевает задуматься, почему та или иная вещь ему нравится или кажется красивой: профессионально разработанный дизайн, используя законы красоты предметного мира, куда входят такие понятия как пропорция, композиция, движение, контраст и многие другие, воздействует на подсознание человека, заставляя отдавать предпочтение какому-либо определенному предмету.

Обладая специфическим социальным языком, учитывающим взаимосвязь создаваемого предмета с человеком, дизайн отражает социальные потребности общества, его интересы, стимулы и рычаги управления. В стратегию и тактику дизайна входит и его особый инструментарий. Поскольку в основе дизайн-композиции лежит художественная композиция, то дизайну не чужды такие понятия как движение, пропорции, контраст, симметрия, ритм, центр, баланс и законы равновесия. Физиологическое воздействие дизайн-объекта на потребителя учитывается при создании его общей конструкции, психологическое — при разработке цветовой гаммы, особенности тактильного восприятия — при выборе материалов. Все предметы приспосабливаются под человека: легковые автомобили становятся более комфортабельными и надежными, одежда — более функциональной и практичной, а бытовые приборы превращаются в украшения дома Глазычев В. Л. Дизайн как он есть. М., Европа, 2006.

Это явление во многих исследованиях получило название «гуманизации техники», что сделало дизайн скорее наукой, нежели искусством. С другой стороны, современный дизайн аккумулирует в себе достижения мировой культуры, особенности восприятия мира, характерные для разных народов, идеи, воплощенные в искусстве, переосмысливая и используя их как исходный материал при создании новых образов, стилей или новой концепции. Появление многообразия эко-, этно-стилей, ретро, хай-тек и пр. позволило вновь заговорить о художественном смысле интерьера, о возможностях образного языка архитектуры и о творческих проблемах дизайна.

Задачей дизайна выступает устранение хаоса в предметном мире, упорядочение по трем генеральным линиям — пользы, удобства и красоты. В отличие от искусства, отражающего внешний мир, дизайн обращается к предметному миру, преднамеренно преображая его, организуя в зависимости от потребностей человека. Все, что проектирует дизайнер, является своеобразным продолжением человека и должно гармонично ему соответствовать: одежда, мебель, средства передвижения и т. д. Можно заключить, что сегодня дизайн является одним из наиболее эффективных способов трансформации жизненной среды человека посредством художественно-эстетического проектирования ее облика.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой