Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система маркетинговых исследований

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как правило, фундаментальные маркетинговые исследования проводят с периодичностью долгосрочного планирования производственно-хозяйственной деятельности ATO (в соответствии с временем действия стратегического бизнес-плана), т. е. 5 — 10 лет, и по результатам этих полных системных исследований возможна разработка стратегических подпрограмм организации. Результаты регулярных конкретных маркетинговых… Читать ещё >

Система маркетинговых исследований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цели маркетинговых исследований

Рыночная экономика, стремление найти свою «нишу» на рынке автотранспортных услуг требуют от руководителя ATO глубокого изучения производственных, коммерческих и маркетинговых процессов для того, чтобы обеспечить эффективное использование собственных ресурсов, а также полное и высококачественное удовлетворение потребностей клиентуры. Для организаций, предлагающих и реализующих свои услуги и товары на рынке, важно знать его конъюнктуру, перспективные и бесперспективные сегменты, достоинства и недостатки конкурентов, характер спроса и предложения, сложившуюся тарифную рыночную политику. Специалист по маркетингу должен иметь четкое представление о маркетинговой ситуации на рынке, чтобы своевременно принять оптимальное решение.

Проводимые маркетинговые исследования являются необходимым условием успешной производственно-хозяйственной деятельности. Для самих же исследований требуется устойчивая, постоянно расширяющаяся информационная база. Чем разнообразнее и обширнее информация, тем обоснованнее и рациональнее решение, объективнее и оптимальнее маркетинговое управление. Маркетинговое управление опирается на анализ реальных рыночных процессов и тенденций развития ATO.

Итак, маркетинговые исследования. Что это такое? К сожалению, в большинстве литературных источников акцентируется внимание только на сборе и обработке информации о состоянии рынка: «Маркетинговые исследования — процесс сбора информации о проблемах и возможностях рынка» [10]; «…маркетинговое исследование представляет собой систематический сбор, обработку и анализ всех аспектов процесса маркетинга: самого продукта, каналов распределения, методов и приемов сбыта, системы ценообразования, мер стимулирования сбыта, рекламы и т. д.» (4); «Исследование рынка — это способ получения информации о спросе, необходимой для принятия эффективного управленческого решения» [7]; «Маркетинговые исследования — систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах» [6].

Только в двух приведенных высказываниях упоминается отчет о результатах и управленческое решение. Разумеется, при изучении рынка и других элементов маркетинговой системы необходимо собирать, обрабатывать и анализировать информацию, но полученные сведения должны быть использованы по назначению, а именно для подготовки управленческого решения и разработки целевых мероприятий.

Подводя итог сказанному, маркетинговые исследования можно определить как целенаправленный сбор и анализ информации, подготовку материалов для управленческого решения в конкретной маркетинговой ситуации.

Маркетинговые исследования могут проводиться собственными силами заинтересованной организации (отдельными специалистами, специальными подразделениями) или сторонними лицами и организациями, специализирующимися на этих вопросах. Объем, продолжительность и стоимость исследований зависят от поставленных целей и полноты охвата изучаемого объекта. Если исследования затрагивают все элементы системы маркетинга и их взаимовлияние, то говорят о системных комплексных маркетинговых исследованиях (рис. 3.1). Когда рассматриваются отдельные компоненты (например, товар, этапы жизненного цикла, рынок, конкуренты, покупатели и пр.), имеют место конкретные, или частные, исследования.

Как правило, фундаментальные маркетинговые исследования проводят с периодичностью долгосрочного планирования производственно-хозяйственной деятельности ATO (в соответствии с временем действия стратегического бизнес-плана), т. е. 5 — 10 лет, и по результатам этих полных системных исследований возможна разработка стратегических подпрограмм организации. Результаты регулярных конкретных маркетинговых исследований, оформленные в виде специальных отчетов, используются в следующих направлениях деятельности, связанной с достижением главной цели маркетинга:

  • • создание и уточнение программ и перспективных бизнес-планов;
  • • выбор и разработка текущих и оперативных планов производственно-хозяйственной деятельности ATO;
  • • оценка состояния и конъюнктуры рынка автотранспортных услуг в районе тяготения;
  • • разработка требований к ассортименту, качеству и объему транспортно-экспедиционных услуг;
  • • определение стратегии, тактики, оперативных методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта.

Комплексные маркетинговые исследования обязательно включают в себя все частные исследования и анализ возможностей ATO.

Структура системных комплексных маркетинговых исследований ATO.

Рис. 3.1. Структура системных комплексных маркетинговых исследований ATO.

При проведении конкретных маркетинговых исследований различных элементов системы маркетинга решаются локальные, чаще текущие задачи.

Назовем некоторые компоненты с указанием изучаемых характеристик:

  • товар (услуга) — новизна, свойства, структура услуги, конкурентоспособность, потребность в рекламе, связь с основной деятельностью, наличие спроса и предложения, тарифы;
  • рынок — географическое положение, местонахождение, емкость рынка, объем продаж, сегменты рынка и их характеристики, спрос и предложение, перспективные сегменты, конъюнктура, тенденции развития, система тарифов;
  • клиентура — характеристики групп клиентов, побудительные мотивы заключения договоров на обслуживание, спросообразующие факторы, сегментированные требования к автотранспортным услугам, возможности привлечения новых клиентов, реакция на изменение тарифов, отношение к качеству услуги, потенциальный спрос обслуживаемого клиента;
  • конкуренты — доли основных конкурентов на рынке услуг, преимущества конкурентов, характеристики предоставляемых ими автотранспортных услуг, официальные сведения о конкурентах и анализ их производственно-хозяйственной деятельности, возможности появления новых конкурентов, тарифная политика, соглашения конкурентов;
  • тарифы — система тарифов на данном рынке, тарифы на других рынках, соотношение тарифов и издержек, уровень рентабельности по различным услугам и конкурентам, рыночные издержки, тарифные договоренности, кривые спроса и предложения.

В качестве объектов конкретного маркетингового исследования могут также выступать спрос, предложение, конкурентоспособность ATO, реклама, способы продвижения услуг, маркетинговая среда (внешняя и внутренняя).

При существующем уровне развития автомобильного транспорта в России маркетинг необходим в повседневной деятельности автотранспортных организаций. Ориентация ATO на концепцию маркетинга в управлении обязывает их проводить маркетинговые исследования, результативность которых зависит от применяемой методики их выполнения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой