На уровень спроса влияют многие факторы: цены на предлагаемый товар, его качество, доходы покупателей, потребительские предпочтения, цены на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, ожидание потребителями изменения их доходов и цен на товары, насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам и т. д.
Степень чувствительности спроса к изменению цены измеряется при помощи коэффициента ценовой эластичности (Ер):
Коэффициент эластичности спроса по доходу (Еd) характеризует степень чувствительности спроса на товар при изменении дохода потребителей:
По данным в табл. 3 определим коэффициенты ценовой эластичности по изделию D.
Предприятие выбрало вариант цены 7800 руб., хотя спрос при такой цене и выручка ниже, чем при цене 6000 руб. Но поскольку целью данного предприятия является не завоевание рынков сбыта, а получение максимума прибыли, то этот вариант цены более выгодный, потому что он позволяет получить большую сумму прибыли, чем по другим вариантам.
Таблица 3 Эластичность спроса на продукцию D.
|
Цена, млн. руб. | Объем, спроса, туб. | Темп прироста, %. | Коэффициент эластичности спроса. | Величина, млн руб. |
Цены. | Объема спроса. | выручки. | затрат. | прибыли. |
6,00. | | 18 000. | 13 250. | |
6,25. | | +4,16. | — 5,00. | 1,20. | 17 812. | 12 837. | |
6,50. | | +4,00. | — 7,00. | 1,75. | 17 550. | 12 425. | |
7,00. | | +7,70. | — 11,10. | 1,42. | 16 800. | 11 600. | |
7,50. | | +7,14. | — 10,40. | 1,45. | 16 125. | 10 912. | |
7,80. | | +4,00. | — 4,65. | 1,16. | 15 990. | 10 638. | |
8,00. | | +2,56. | — 4,87. | 1,90. | 15 600. | 10 360. | |
8,20. | | +2,50. | — 4,10. | 1,64. | 15 334. | 10 142. | |
Рост цены при снижении объема продаж эффективен до тех пор, пока величина дополнительного дохода на единицу продукции превышает величину дополнительных издержек на единицу продукции.
Приведенные данные показывают, что у предприятия есть возможность увеличить объем производства данного вида продукции и завоевать больший рынок сбыта за счет некоторого снижения ее цены.
Большое значение в изучении факторов формирования спроса имеет корреляционный анализ. С его помощью оценивается и прогнозируется степень зависимости спроса от исследуемых факторов [8,223].