Анализ рынков сбыта продукции
В процессе анализа необходимо также выявить реальных и потенциальных конкурентов, провести анализ показателей их деятельности, определить сильные и слабые стороны их бизнеса, финансовые возможности, цели и стратегию конкурентов в области экспансии на рынке, технологии производства, качества продукции и ценовой политики. Это позволит предугадать образ их поведения и выбрать наиболее приемлемые… Читать ещё >
Анализ рынков сбыта продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т. д. В первую очередь нужно изучить динамику положения каждого вида продукции на рынках сбыта за последние 3−5 лет.
Из таблицы 3.4 видно, что за последние два года спрос на продукцию, А начал падать, особенно на внешних рынках. Дополнительные затраты на повышение конкурентоспособности данного вида продукции на внешнем рынке не принесли успеха: объем продаж и уровень рентабельности значительно снизились. По изделию В наблюдается стабильный объем продаж и стабильный доход, а по изделиям С и Dрост объема продаж и рост доходности.
Таблица 3.4.
Анализ динамики рынков сбыта продукции.
Показатель. | Внутренний рынок. | Экспорт. | ||||
xxx1. | xxx2. | xxx3. | xxx1. | xxx2. | xxx3. | |
Изделие, А Объем реализации продукции, туб. Цена единицы продукции, тыс. руб. Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Рентабельность, %. |
|
|
|
|
|
|
Изделие В Объем реализации продукции, туб. Цена единицы продукции, тыс. руб. Себестоимость продукции, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Рентабельность, %. |
|
|
|
|
|
|
Изделие С Объем реализации продукции, туб. Цена единицы продукции, тыс. руб. Себестоимость продукции, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Рентабельность, %. |
|
|
|
|
|
|
Изделие D. Объем реализации продукции, туб. Цена единицы продукции, тыс. руб. Себестоимость продукции, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Рентабельность, %. |
|
|
|
|
|
|
По данным, приведенным в таблице 3.5, можно изучить структуру рынков сбыта и уровень их доходности.
Таблица 3.5.
Анализ структуры рынков сбыта и их доходности.
Вид продукции. | Структура рынков сбыта, %. | Доходность продукции на рынке сбыта, %. | |||
Внутреннего. | экспорта. | Итого. | внутреннем. | внешнем. | |
А В. С. D. |
|
|
|
|
|
По результатам анализа выделяют четыре категории товаров:
- — «звезды», которые приносят основную прибыль предприятия и способствуют экономическому росту;
- — «дойные коровы" — переживают период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая используется на финансирование «трудных» детей;
- — «трудные дети» — это, как правило, новые товары, нуждающиеся в рекламе, в продвижении на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать «звездами»;
- — «мертвый груз» или «неудачники» — нежизнеспособны, не способствуют экономическому росту, не приносят прибыли.
При этом нужно учитывать, на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на отдельных сегментах рынка:
- а) нулевая стадия характеризуется изучением и апробацией идеи разработки нового товара, а потом и самого товара;
- б) первая стадия (выпуск товара на рынок и внедрение), на которой выясняется, будет ли товар иметь успех на рынке. Прибыль на этой стадии невысока, так как значительные средства идут на амортизацию исследований, продвижение товара на рынок;
- в) вторая стадия (рост и развитие продаж), на которой товар начинает приносить прибыли, он быстро покрывает все издержки и становится источником прибыли, хотя требует еще больших затрат на рекламную поддержку его продвижения на рынке;
- г) третья стадия (зрелость) — товар имеет стабильный рынок, пользуется просом и приносит регулярный доход, т. е. находится в самом прибыльном периоде, так как не требует затрат на продвижение на рынок, а только на рекламную поддержку его «известности»;
- д) четвертая стадия (насыщение и спад), на которой сначала объем продаж существенно не изменяется, а затем резко сокращается по предсказуемым и непредсказуемым причинам: товар, не претерпевающий никаких изменений, надоедает потребителю или же исчезает потребность, которую он призван был удовлетворять. Искусство состоит в том, чтобы вовремя уловить и предвосхитить спад спроса на изделие путем его совершенствования или замены другим.
На анализируемом предприятии «звездами» в настоящий момент являются изделие С и D приносящие наибольшую прибыль и имеющие высокий уровень доходности. К «дойным коровам» относится изделия, А и В. Их рентабельность ниже, но они приносят достаточно большой доход и производство их является еще выгодным для предприятия. Но поскольку изделие, А находится на четвертой стадии жизненного цикла на рынке, наметился спад производства, то его нужно постепенно заменять новым, способным принести предприятию в будущем прибыль «восходящей звезды».
Результаты анализа должны помочь руководству предприятия разработать ассортимент товаров в соответствии с его стратегией и требованиями рыночной конъюнктуры. На анализируемом предприятии планируется сократить производство товара, А и значительно увеличить производство товаров С и D. Кроме того, намечается к выпуску новый вид продукции Е, от которого предприятие в будущем надеется получить высокий доход.
В процессе анализа необходимо также выявить реальных и потенциальных конкурентов, провести анализ показателей их деятельности, определить сильные и слабые стороны их бизнеса, финансовые возможности, цели и стратегию конкурентов в области экспансии на рынке, технологии производства, качества продукции и ценовой политики. Это позволит предугадать образ их поведения и выбрать наиболее приемлемые способы борьбы по укреплению своих позиций на рынках сбыта.